Законодательство о банкротстве сша и россии

Главное по теме: "Законодательство о банкротстве сша и россии" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Законодательство по банкротству разных стран | банкротство за рубежом

Банкротство за рубежом и в России имеет много схожих черт. В то же время законодательство каждой страны развивается под влиянием индивидуального калейдоскопа политических и социальных факторов. В многочисленных источниках приводится свидетельства схожести и различий законодательства по банкротству западных стран и России. В настоящей статье мы приведем сравнительный обзор на основе наиболее значимых работ последнего времени.

Судебный надзор и контроль со стороны арбитражного управляющего

Редакция Российского закона о банкротстве в целом соответствует стандартам законов о несостоятельности Великобритании, США, Канады и Австралии и правовым нормам международного уровня в области банкротства. Как установлено в правовых системах англосаксонского права процедуры банкротства проходят под патронажем суда и под управлением и наблюдением арбитражного управляющего.

Манфред Бальц – старший партнер юридической фирмы «Вильмер, Катглер и Пикеринг» (Германия) считает, что подходы к банкротству банков и компаний из других отраслей бизнеса должны быть идентичными. Например, по законодательству Великобритании процедуры банкротства финансовых учреждений и других компаний практически одинаковы. Вместе с тем, Банк Англии имеет право активно влиять на применяемую к банку процедуру. Во-вторых, в комитет кредиторов входит на обязательной основе представитель Совета защиты индивидуальных вкладчиков, органа ответственного на выплату компенсаций.

Критерии и признаки банкротства

Согласно Российского законодательства банкротство кредитный организаций по существу выведено в отдельную подотрасль и регламентируется не общим законом О несостоятельности (банкротстве), а федеральным законом 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Ведущая роль при этом отведена Центральному Банку РФ и Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». В частности, только сотрудники Агентства по страхованию вкладов могут быть назначены в качестве арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства в банки.

Первый российский закон о банкротстве предусматривал анализ структуры баланса. Он требовал определить факт превышения обязательств компании над чистыми активами. В действующем законе о банкротстве этот подход сменил приоритет платежеспособности, который выразился в определении признаков банкротства на основе платежеспособности (неспособность уплатить в течение трех месяцев в общем случае 100 тыс. рублей). Теперь, как и законодательство США, Российский закон не применяет оценку структуры баланса для принятия к рассмотрению заявления о банкротстве. Таким образом, правовая концепция Российского закона о банкротстве идет в канве английский, французской и немецкой правовых систем, основанных на принципе ликвидности или притоке наличности.

В большинстве западных правовых систем не используется оценки активов, пассивов, экономический анализ баланса по двум причинам. Во-первых, как показали нашумевшие истории банкротства Enron, Worldcom, Parmalat, Cirio, Madoff, Lehman Brothers бухгалтерские данные не дают надежной основы для заключений о наличии у предприятия денежных средств. Финансовые отчеты упомянутых компаний были не только положительны. Их достоверность подтверждалась аудиторскими заключениями лучших аудиторских фирм. Но ни размеры компаний, ни репутация аудиторов не стало гарантией от банкротства. Во-вторых, проведение полномасштабного финансового анализа даже относительно небольших компаний требует высокой квалификации, времязатратно и имеет существенную стоимость. При этом, особенность предбанкротного состояния характеризуется отсутствием денежных средств, как у должника, так и у кредиторов, которым не могут получить причитающиеся платежи.

Рассуждая с экономических позиций, можно предположить, что предприятие имеющее нормальную структуру баланса всегда может обратиться в за рефинансированием под залог своих активов. Банк или инвестор скорее всего вынесут более компетентное и точное суждение по вопросу финансово-экономической отчетности, чем любой аудитор, не несущий финансовых рисков.

Защита активов должника, мораторий на исполнение обязательств

Одна из существенных правовых концепций банкротства западных правовых систем и, теперь, российского законодательства – это мораторий на выплаты индивидуальным кредиторам. Во Франции, Испании и Голландии существуют особые мерах, которые не входят даже в процедуры банкротства. Здесь имеются в виду особые процедуры охраны активов должника.

В российском законе о банкротстве также предусмотрены разнообразные меры по защите активов должника:

Все процедуры банкротства:

  • · инвентаризация активов должника;
  • · открытость для участников процесса банкротства отчетов арбитражных управляющих, финансовых данных должника;
  • · запрет на зачет однородных встречных требований.
  • · запрещение для должника заключения широкого круга сделок, выходящих за обычную хозяйственную деятельность;
  • · заключение определенных категорий сделок только с согласия временного управляющего;
  • · возможность ходатайства об отстранении руководителя должника, если есть доказательства, что он препятствует проведению процедур банкротства;

Процедура внешнего управления и процедура конкурсного управления должником;

  • · оспаривание подозрительных сделок должника;
  • · оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами.

Приоритет сохранения предприятия и рабочих мест или приоритет удовлетворения исков кредиторов

В США, Франции и Германии было отменено специальное судопроизводство, применяемое для защиты предприятий банкротов и для стимулирования заключения мирового соглашения между предприятиями должниками и кредиторами. В современной экономике такие процедуры показали свою неспособность помочь в спасении предприятий, которые испытывают финансовые трудности.

В соответствии с устоявшимся мнением зарубежных экономистов, законодательные меры, направленные на поддержку бизнеса в ущерб с удовлетворением требований кредиторов, ведут к тому, что предприятия банкроты и нежизнеспособные компании будут продолжать свою работу за счет кредиторов. Это в свою очередь может обуславливать сужение доступа предприятия к новым кредитам, отказ покупателей и поставщиков работать на обычных финансовых условиях. Закономерным итогом этого процесса часто является все та же ликвидация предприятия через банкротство, но с задержкой во времени, когда бизнес уже потерян, имущество утратило свою ценность, рабочие места пропадают, а кредиторы несут непропорционально большие потери.

Альтернативой для медленного умирания нежизнеспособного предприятия является быстрая и полная продажа активов предприятий банкротов новому собственнику, пока стоимость бизнеса превышает стоимость имущества.

С другой стороны, публичность процесса банкротства означает распространение информации о неблагополучном финансовом состоянии предприятия и может приводить к потере доверия к нему со стороны контрагентов (поставщиков, покупателей, инвесторов и даже сотрудников). Иногда следствием начала процесса банкротства означает утерю для предприятия юридических прав совершать те или иные сделки. Далее, существует эффект величины предприятия, который может означать невозможность поиск нового эффективного собственника на полностью рыночных основаниях. Поэтому в некоторых конкретных условиях общий принцип об экономической целесообразности приоритета кредиторов перед спасением предприятия может не работать.

Законодательство о банкротстве США и России

БАНКРОТСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ И США

Ефремов Андрей Викторович

студент 4 курса юридического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург

Потапова Алена Николаевна

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент кафедры Предпринимательского права и гражданского процесса ФГБОУ ВПО «Оренбургский ГАУ», РФ, г. Оренбург

В настоящее время банкротство физических лиц в России должным образом не урегулировано, несмотря на то, что в общемировой практике это достаточно распространенное явление. Изменить ситуацию призван Федеральный закон Российской Федерации № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», принятый 29 декабря 2014 г. Закон должен был вступить в силу через год после его опубликования, то есть не ранее 2016 г., но в связи со сложной ситуацией на финансовом рынке, необходимостью снижения социальной напряженности в обществе, депутаты перенесли дату вступления на 1 июля 2015 г.

Читайте так же:  Развод с иностранным гражданином без его присутствия

В представленной статье предпринята попытка провести сравнительно-правовой анализ законодательства о банкротстве физических лиц в стране, имеющей значительный опыт, в США, и проблемы, связанные с финансовой несостоятельностью российских граждан, которые призван урегулировать принятый закон.

В США институт несостоятельности большую часть времени своего существования основывался на законе о банкротстве 1898 г. Первые изменения были внесены в 1938 г., после Великой Депрессии. И только в конце 70-х годов XX века был создан и принят абсолютно новый закон, написанный с чистого листа. 1 октября 1979 года вступил в силу закон о банкротстве и несостоятельности (Bankruptcy Act) [4]. Кроме того, было принято Положение о создании отдельного суда по банкротству и его юрисдикции (The Bankruptcy Court and jurisdiction). Ряд процессуальных и процедурных особенностей был сформулирован в Правилах о банкротстве (Rules and Forms of Practice and Procedure in Bankruptcy).

На наш взгляд, сравнение систем банкротства физических лиц в России и США необходимо проводить по определенным элементам, тем более некоторые из них в достаточной мере схожи, что представляет дополнительный интерес.

В Своде законов США в главе 28, § 151 [8] указано, что в каждом судебном районе создается подразделение окружного суда, которое и называется судом по делам о банкротстве (The bankruptcy court). В России дела о банкротстве физических лиц будут рассматривать: суды общей юрисдикции — если речь идет об обычных гражданах; арбитражные суды — если дело касается индивидуальных предпринимателей. То есть специальные органы, либо специальные процедуры признания лица банкротом отсутствуют, все решается в рамках судопроизводства.

Важным аспектом является указание на то, какое физическое лицо может быть признано банкротом, и кем могут быть направлены заявления в суд. «Кодекс о банкротстве» США в главе 11 § 109 (а) [7] определяет, что в качестве банкрота может быть признано только то лицо, которое проживает, имеет постоянное место жительства или ведет бизнес в США, то есть банкротом может быть признано лишь лицо, находящееся под юрисдикцией США. В качестве фактического основания банкротства на момент подачи заявления о признании банкротом должен быть необеспеченный долг в размере 250000 $. т. е. кредит, не подкрепленный базовым активом. Такими долгами являются долги по банковской карте, медицинской страховке, т.е. долги и кредиты без требования залога. Либо же у должника должен быть обеспеченный долг, т. е. есть долг, обеспеченный залогом в размере 750000 $.

В России правом на обращение в суд с заявлением о признании гражданина банкротом будет обладать гражданин, конкурсный кредитор, уполномоченный орган. Признать гражданина банкротом можно будет при наличии следующих условий:

· совокупные требования кредиторов к гражданину составляют не менее чем пятьсот тысяч рублей;

· указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Если вопрос срока требования исполнения долга не вызывает никаких опасений, так как этот срок общий для всей процедуры банкротства, то правильность выбора суммы долга сможет показать только практика и время. Изначально устанавливалась сумма в 50 000 тыс. руб., но против такой инициативы выступили банки и судебные органы. По мнению Н.А. Колоколова, в условиях современной России процедура банкротства гражданина с привлечением арбитражного суда будет рентабельной при сумме долга примерно в 5 млн. рублей [2].

Акцентируем внимание на таком элементе, присутствующем как в законодательстве США, так и в ФЗ «О банкротстве», как план погашения задолженности. В «Кодексе о банкротстве» США ему посвящен подраздел II раздела 1, где в § 1321 указана обязанность должника представить план погашения долгов. При утверждении плана, должник производит выплаты кредиторам через управляющего из дохода, получаемого в течение срока действия плана, причем срок действия рассчитывается индивидуально для каждого лица, в зависимости от суммы его заработка. Для получения освобождения должник должен осуществить все платежи, предусмотренные планом. Во время действия плана должник обладает иммунитетом от судебных исков, наложения ареста на денежные средства, находящиеся у третьих лиц, и других действий кредиторов по истребованию долгов, возникших до банкротства. По утверждению плана суд проводит отдельные слушания, по завершении которых в течение 30 дней должен быть совершен первый платеж (§ 1326(а)). Отдельно стоит отметить то, что если в течение 180 суток с момента утверждения плана погашения долгов суду станет известно о том, что план был представлен на основании недостоверных данных, то такой план будет аннулирован (§ 1330).

Закон «О банкротстве» также предусматривает план реструктуризации долгов гражданина, который будет утверждаться судом (ст. 213.17) [6]. Такой план должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган.

Порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения устанавливаются в плане реструктуризации долгов гражданина. Сроком исполнения законодатель называет либо 3 года, либо 2 года, если план не был утвержден советом кредиторов, но имеется ходатайство о дополнительной доработке плана.

Не смотря на то, что процедуры, применяемые к делам о банкротстве граждан, предусмотренные «Кодексом о банкротстве» США и ФЗ «О банкротстве» в целом схожи, в то же время существует ряд определенных отличий.

«Кодекс о банкротстве» США не предусматривает в отношении граждан прямых ограничений на процедуры банкротства, но в основном используются или предусмотренная главой 7 «ликвидация», или установленная главой 13 «реструктуризация долгов для физических лиц, которые имеют устойчивый доход». Положения главы 7, предоставляющие освобождение от большинства необеспеченных долгов, чаще всего применяются в отношении физических лиц — должников.

Освобождение (discharged, ст. 727 BC) представляет собой приказ суда, который обеспечивает защиту от кредиторов, предоставляет право должнику не оплачивать необеспеченные долги, запрещает кредиторам предпринимать попытки получить долги. Такой приказ лицо может получить один раз в восемь лет. Процедура банкротства нацелена на то, чтобы поставить кредиторов в равные условия, что возможно лишь при полном раскрытии должником информации о своем финансовом состоянии, наличии имущества, размере и видах долгов. В заявление о банкротстве должник обязан включать все имеющиеся у него долги (bankruptcy petition), поскольку к неуказанным долгам освобождение не применяется [3].

Контроль за реализацией имущества и выплатой долга осуществляет временный управляющий, который может быть нанят как на основе договора, так и назначен доверенным лицом Соединенных Штатов. Отдельно стоит отметить такой момент, что в соответствии с Bankruptcy Abuse Prevention and Consumer Protection Act of 2005 (Act of 2005), заявление о банкротстве не может быть подано ранее полуторачасовой беседы с кредитным консультантом, которая должна быть проведена в течение полугода, перед подачей такого ходатайства. В соответствии с принципом «нового старта», часть имущества может быть изъята из конкурсной массы в соответствии с заявлением лица [4].

Читайте так же:  Понятие и структура конституционного суда рф

В России при рассмотрении дел о банкротстве граждан закон «О банкротстве» обязывает применять либо реструктуризацию долгов гражданина, или реализацию имущества гражданина, а также есть возможность заключения мирового соглашения. В вопросах реализации имущества гражданина, наблюдается схожесть с «ликвидацией» из «Кодекса о банкротстве» США. В то же время, российский законодатель предусматривает перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание — единственное жилое помещение, земельные участки на котором это помещение находится, предметы обычной домашней обстановки и индивидуального пользования, имущество, необходимое для профессионального занятия гражданина-должника и т. д. Полный перечень имущества на которое не может быть обращено взыскание предусмотрен ст. 446 ГПК [1] Все остальное имущество, которое находится в собственности должника на момент принятия решения суда о признании лица банкротом, составляет конкурсную массу и будет использовано для удовлетворения требований кредиторов.

В вопросе мирового соглашения, которое отсутствует в «Кодексе о банкротстве» США, ФЗ «О банкротстве» предусматривает достаточную свободу, так как почти все требования являются рамочными. Заключение мирового соглашения основывается на решении гражданина-должника и кредиторов, и является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве гражданина.

Мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, которые включены в реестр требований установленных на собрании кредиторов, где решался вопрос о принятии мирового соглашения. Мировое соглашение утверждается судом. В случае заключения мирового соглашения прекращается исполнение плана реструктуризации долгов гражданина, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Как уже отмечалось выше законодательство США в вопросах банкротства сильнее развито и в большей мере отвечает интересам должника, нежели кредитора. Некоторым из положений «Кодекса о банкротстве» можно найти применение и в России.

Во-первых, сроки погашения задолженности по плану реструктуризации долга. Конечно, установление жестких временных рамок в полной мере отвечает интересам кредиторов, однако установления срока выплаты в 3 года может стать невозможным для крупных сумм долга. Такие условия могут к привести к усилению долговых обязательств у граждан перед кредиторами.

Во-вторых, принцип «нового старта» в вопросе имущества, которое не может быть реализовано путем продажи. Установление путем закрытого перечня имущества, которое не может быть продано в счет погашения долга, в достаточной мере защищает должника, однако в отдельных случаях реализация другого имущества в первую очередь, или замена одного имущества на другое может представить для должника больше возможностей для реализации после выплаты долга. В связи с чем, представляется целесообразным создать возможность для подачи заявления о изъятии или замене имущества в конкурсной массе, а в случае его отсутствия применять положения закона.

В заключение стоит отметить, что появление закона о финансовой несостоятельности граждан в России — это важный шаг для обеспечения экономической стабильности граждан и кредиторов в эпоху кризисных явлений, как в отечественной, так и в мировой экономике. На наш взгляд, закон позволит физическим лицам надеяться на более лояльный режим погашения обязательств при возникновении финансовых проблем. Однако, появление такого института, если он не будет в достаточной мере проработан, может привести лишь к росту количества недобросовестных заемщиков.

Управляющий в деле о банкротстве (опыт России, Китая и США) (Стрелкова И.И.)

Дата размещения статьи: 17.10.2016

Наряду с доверительными управляющими в США существует институт Государственных федеральных управляющих — конструкция, призванная освободить судью от выполнения административных функций. Государственный федеральный управляющий, назначаемый Генеральным прокурором на срок семь лет, является должностным лицом Министерства юстиции, а соответствующее подразделение Министерства именуется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Государственные федеральные управляющие обеспечивают контроль над процессом банкротства, управление при банкротстве и контроль над частными доверительными управляющими. Государственный федеральный управляющий может назначить доверительного управляющего в деле о банкротстве или вести дело самостоятельно . Именно он, а не суд отбирает и наблюдает за доверительными управляющими. Если назначен доверительный управляющий, он должен работать в контакте с Государственным федеральным управляющим, чтобы обеспечить эффективность и целостность системы банкротства.
———————————
Королев В.В. Интересен ли России законодательный опыт регулирования банкротства физических лиц в США // Юридическая техника. 2013. N 7-1. С. 145.

Новый Закон о банкротстве 2006 г. распространяет свое действие на всех юридических лиц и отражает современное регулирование несостоятельности в других странах, в особенности в Соединенных Штатах. Он во многом повторяет модель закона о банкротстве США, в том числе и в отношении участия в деле управляющего. После возбуждения дела о банкротстве китайский суд назначает управляющего, подобного доверительному управляющему в Соединенных Штатах .
———————————
Harris D. China’s New Bankruptcy Law — First Report From The Ground // URL: http://www.chinalawblog.com/2007/06/chinas_new_bankruptcy_law_firs.html.

Народный суд может назначить управляющим ликвидационную комиссию, сформированную из сотрудников соответствующих структур и органов или общественной посреднической структуры (юридической фирмы, бухгалтерской фирмы, фирмы по проведению банкротства и ликвидации и т.д.).
Чтобы избежать манипуляций с назначением или потенциального конфликта интересов, управляющий выбирается случайным образом с использованием одного из трех способов: в порядке очередности, жеребьевкой и машинным способом (по типу лотереи). Например, в пекинских судах выбор управляющего по общему правилу проводится по жребию. Народный суд, принявший заявление о признании предприятия банкротом, обращается с поручением о проведении жребия в рабочий отдел по юридической экспертизе и аукционам Народного суда высшей ступени г. Пекина и указывает тип управляющего (организация или физическое лицо). Отдел организует выбор управляющего из Реестра управляющих путем жребия и письменно уведомляет народный суд, принявший заявление, о результатах жребия. После чего народный суд, принявший заявление, изготавливает письменный документ о назначении управляющего .
———————————
Руководство по рассмотрению дел о банкротстве для пекинских судов // URL: http://cnlegal.ru/civil_criminal_administrative_procedure/beijing_bankruptcycasesguidance/.

Кандидат на роль доверительного управляющего в США должен быть адвокатом (поверенным), бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим. Предъявляются и требования к репутации кандидата. Человек, желающий выступить в роли доверительного управляющего, должен представить результаты дактилоскопической экспертизы, сведения об уплате налогов и о кредитной истории; обладать коммуникабельностью, физической и интеллектуальной способностью добросовестно исполнять свои обязанности; быть учтивым и доступным для всех сторон в деле, сохранять беспристрастность и незаинтересованность .
———————————
The Bankruptcy Trustee // URL: http://www.bankruptcy-attorney.com/trustee/index.html.

В качестве вывода можно выделить некоторые общие черты и различия в правовом регулировании института управляющего в деле о банкротстве в России, Китае и США.
1. Арбитражный управляющий в Российской Федерации — это физическое лицо, субъект профессиональной деятельности, осуществляющий частную практику на основе членства в СРО арбитражных управляющих. В этом плане отражается влияние европейского права: в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах управляющими при банкротстве являются физические лица . В Китае и Соединенных Штатах управляющими могут быть как физические лица (в США Государственный федеральный управляющий или избранный им доверительный управляющий), так и организации (корпорации).
———————————
Сайт Комитета по вопросам собственности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // URL: http://www.komitet2-5.km.duma.gov.ru/.

Литература

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ И США

студент 3 курса, СГФ, ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Шахты

к.э.н., доцент, Кафедра «ТГиП», ИСОиП

(филиал) ДГТУ в г. Шахты

Доступность кредитов в России повлекло за собой существенное увеличение количества тех, кто поспешил воспользоваться заманчивой возможностью получить деньги здесь и сейчас. Банки и крупные торговые сети, кровно заинтересованные в увеличении количества потребителей, охотно предоставляли кредит, оформляя их в немыслимо короткие сроки. Граждане охотно влезали в долговую яму, при этом грамотно оценить собственные возможности и просчитать неизбежные последствия могли далеко не все. Что мы имеем в итоге? По сообщению Центробанка России, на 1 ноября 2014 года суммарная задолженность физических лиц перед банками перевалила за отметку 646 млрд. руб.

Читайте так же:  Что лучше оформить дарственную или завещание на квартиру, дом и землю

Тяжелая общая экономическая ситуация вынуждает заемщиков прибегать к новым кредитам, чтобы расплатиться по старым. Таким образом, кредиты растут, как снежный ком, заставляя человека все глубже увязать в долгах.

В связи с этим актуальным является вопрос о рассмотрении закона о банкротстве физических лиц РФ и сравнение его с законами, принятыми о банкротстве в США.

В Российской Федерации с 1 октября 2015 года введена процедура, которая называется банкротство гражданина или банкротство физических лиц.

Принципиальная новация закона в том, что заемщик по своей инициативе имеет право настоять на процедуре банкротства и распрощаться с долгом при неготовности банка простить ему долг. Но и кредиторы не в обиде. Сильные стороны процедуры в возможности кредиторов оспаривать недобросовестные сделки должников, совершенные в преддверии банкротства, устанавливать свои правила реализации предметов залога, в легитимной экономической заинтересованности финансового управляющего в удовлетворении требований кредиторов.

Для должника речь вовсе не идет о полном и быстром освобождении от всех долгов. Путь к признанию банкротства чреват серьезными имущественными и временными потерями. Во-первых, должнику предстоит пройти сложную и специфическую процедуру подачи документов (к заявлению необходимо приложить около 25 различных справок). Во-вторых, закон, прежде всего, направлен на реструктуризацию долгов и их общее погашение, а не на освобождение должника от обязательств – это будет возможно только в самом крайнем случае.

Порог для «входа» в банкротство – от 500 тыс. рублей общей суммы обязательств и три месяца просрочки [3].

Помимо этого, должник должен будет в суде доказать свою неплатежеспособность. Еще один важный нюанс: процедура банкротства будет применима для граждан, не имеющих судимости, в том числе за экономические преступления, а также для тех, кто не привлекался к ответственности за фиктивное или преднамеренное банкротство.

Инициировав процедуру банкротства, гражданин получит финансового управляющего, который, в первую очередь, проведет инвентаризацию имущества должника. Сразу же вводится процедура наблюдения и налагается арест на имущество гражданина за исключением того, что прямо запрещено законом, это:

  1. Единственное жилье, пригодное для постоянного проживания;
  2. Земельный участок, на котором расположено единственное жилье, пригодное для проживания;
  3. Продукты питания, предметы домашнего обихода, обувь, одежда;
  4. Имущество необходимое для профессиональной деятельности, стоимость которых не превышает 100 МРОТ;
  5. Домашние животные, содержащиеся без цели предпринимательской деятельности и семена для посева;
  6. Денежные средства в размере не менее величины прожиточного минимума на должника и лиц на иждивении;
  7. Топливо, используемое для обогрева помещения и приготовления пищи;
  8. Имущество, необходимое инвалиду-должнику, в том числе средства транспорта;
  9. Личные призы, государственные награды, памятные знаки[3];

Так же на конкурсный управляющий оценит чистоту имущественных сделок за последние годы. Поскольку после оценки станет понятно, как вы распоряжались имуществом. В случае если, должник перевел деньги на чужой счет или переписал квартиру на дальнего родственника, кредитор или финансовый управляющий получат возможность обжаловать сделки, совершенные в предбанкротный период, и погасить задолженность за счет этого имущества. Если все чисто, управляющий совместно со всеми заинтересованными сторонами составит трехлетний план реструктуризации долга.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для сравнительной характеристики взята страна, которая имеет значительный опыт в сфере банкротства физических лиц, а именно Соединенные Штаты Америки.

Для начала необходимо отметить, что в США существует специальный орган для регулирования процедур банкротства «Исполнительное бюро, федеральных управляющих США». Этот орган имеет весьма важное значение, поскольку в его компетенцию входят следующие положения:

  1. Данное бюро выполняет надзорную функцию по всем делам, связанным с банкротством.
  2. Так же в компетенцию этого органа входит назначение частных управляющих и надзор за их деятельностью.
  3. В случае обнаружения каких-либо мошеннических действий, исполнительное бюро передает дело в органы следствия;
  4. Так же они предпринимают юридические действия, направленные на обеспечение соблюдения норм Кодекса законов о банкротстве и на пресечение обмана и злоупотреблений;

Заявление о признании себя банкротом в США может подать гражданин, имеющий необеспеченные долги на сумму 100 тыс. долларов или обеспеченные долги на сумму 350 тыс. долларов [1, с. 234]. В ходатайстве должник должен указать всех кредиторов с перечнем обязательств, сроки платежей по которым уже наступили или же предстоят, должников и опись имущества.

Для открытия процедуры в принудительном порядке необходимо только доказать, что должник не оплачивает свои долги в срок.

[1]

Отличительной особенностью для подачи заявления о банкротстве в США при банкротстве и защите прав потребителей является то, что перед подачей самого заявления обязательна беседа должника с кредитным консультантом (за полгода до подачи такого ходатайства).

Кредитные консультанты назначаются в каждом юридическом округе. После этого должник обязан пройти обязательные платные курсы по личному финансовому менеджменту, для чего создано Агентство по кредитным консультациям. В частности, к функциям таких агентств относится не только обучение должников, но и предупреждение их об уголовной ответственности за сокрытие информации об имуществе и доходах, сообщение о структуре агентств и их компетенции.

Одна из позитивных отличительных особенностей законодательства США о банкротстве граждан – это позволение согласно принципу «нового старта» оставить должнику имущество, которое будет неприкосновенно для кредиторов (для этого надо подать специальное ходатайство в суд), – это так называемое изъятие.

Помимо этого, есть ещё несколько любопытных отличий: физическое лицо не может банкротиться в порядке любой иной главы Кодекса о банкротстве, если он или она в течение 180 дней перед подачей заявления не обращались к кредитным консультантам их аккредитованного агентства по кредитному консультированию в индивидуальном, либо групповом порядке, за исключением отдельных неотложных случаев [2, c. 145].

Ещё одно отличие заключается в том, что должник или управляющий имеют «права аннулирования», которое позволяет им аннулировать любую совершенную сделку, до пришествия 90 дней, до подачи заявления о банкротстве. В РФ сделки аннулируются, но не на добровольной основе.

Регулирование банкротства в США

В Соединенных Штатах дела о банкротстве законодательно регулируются на федеральном уровне — Кодексом законов о банкротстве. Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства.

Согласно американскому законодательству, существует пять типов процедур банкротства: ликвидация, реструктуризация муниципальной задолженности, реорганизация, реструктуризация задолженности семейных фермерских хозяйств с устойчивым годовым доходом, реструктуризация задолженности частного лица с устойчивым доходом. Из них такие процедуры, как ликвидация и реорганизация, применяются к банкротству юридических лиц (корпораций). Надзор и судебное производство по процедурам банкротства в США осуществляют федеральные суды по делам о банкротстве — специализированные суды, входящие в состав федеральных окружных судов США.

Читайте так же:  Уведомление о смене собственника по договору аренды

В США к несостоятельным должникам могут применяться следующие меры:

  • — реорганизация (перестройка финансов, погашение долгов, выплата дивидендов) осуществляется самим должником, но в случае выявления с его стороны обмана или некомпетентности собрание кредиторов может назначить для проведения реорганизации временного управляющего;
  • — ликвидация в процессе конкурсного производства проводится временным управляющим, выбираемым собранием кредиторов и подотчетным ему;
  • — меры, предусмотренные нормативными актами по отношению к должникам, не попадающим в сферу действия закона 1979 года.

С завершением конкурсного производства в Англии и США должник освобождается от своих долгов, за некоторым исключением (взыскания по алиментам, требования о возмещении вреда и т.п.).

Освобождение от долгов в процессе конкурсного производства имеет значение лишь для физических лиц. Юридические же лица прекращают свое существование с завершением конкурсного производства.

Специальный орган, занимающийся административным управлением дел о банкротстве, входит в состав министерства юстиции и называется Исполнительное бюро федеральных управляющих США. Оно выступает в качестве «надсмотрщика за процедурой банкротства» от лица генерального прокурора США. Его члены, федеральные управляющие, являются служащими федерального правительства и назначаются генеральным прокурором.

Федеральные управляющие выполняют множество надзорных и административных обязанностей, возникающих из процедуры банкротства.

Основная их функция заключается в надзоре за ходом банкротных процессов. Они отвечают за назначение и надзор за деятельностью частных управляющих конкурсной массой (частных работников, управляющих конкурсной массой имущества должника), передают дела в органы следствия, обеспечивают своевременность и профессионализм управления конкурсной массой имущества и следят за тем, чтобы профессиональные гонорары были разумными, а также назначают комитеты кредиторов и созывают их собрания в процедурах реорганизации предприятий.

В делах по ликвидации сразу же после подачи заявления о банкротстве федеральный управляющий обязан назначить временным управляющим незаинтересованное лицо, входящее в состав объединения управляющих.

Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения или избрания постоянного, которого кредиторы должны избрать на первом собрании кредиторов. Если управляющий не избран кредиторами, то временный управляющий, назначенный федеральным управляющим, становится постоянным управляющим.

Кандидат на должность управляющего должен быть адвокатом, бухгалтером, банкиром или кризисным управляющим, допущенным к введению в должность, и отвечать условиям, указанным в Кодексе законов о банкротстве.

В Соединенных Штатах Америки для получения правовой защиты от кредиторов должникам никак не надо демонстрировать свою несостоятельность, однако, большинство западных систем устанавливает определенные критерии несостоятельности, основанные, прежде всего, на стандарте потока денежных средств.

Английская, французская и немецкая системы базируются на нехватке ликвидности, что позволяет избежать трудностей, связанных с бухгалтерскими оценками активов и пассивов для составления баланса, а также с возможной ненадежностью баланса.

В частности, необходимо принять во внимание тот факт, что несостоятельный, а иногда нечестный должник может содержать свою отчетность в кажущемся порядке.


В любом случае должники, имеющие нормальную структуру баланса, обычно в состоянии привлечь средства для решения временной проблемы низкой ликвидности, а неспособность должника погасить долг указывает на его угрожающую балансовую ситуацию, что также свидетельствует в пользу того, что одного критерия потока денежных средств вполне достаточно.

Особенности процедур банкротства в США и России

В статье обоснована исключительная роль института банкротства в развитии современной экономики. Рассмотрены институты банкротства России и США. Приведены отличительные особенности процедур банкротства каждой из стран и основные тенденции банкротства российских и американских предприятий.

Ключевые слова: экономика, институт банкротства, процедуры банкротства, кредиторы, должники.

В современном мире в связи с усложнением экономических отношений, интеграцией рынков и глобализацией, институт банкротства играет важную роль. Институт банкротства создавался на протяжении многих тысячелетий, начиная с самых первых государств в мире, когда должник повергался личным, имущественным и телесным наказаниям вплоть до рабства и смертной казни, до цивилизованной формы осуществления процедур банкротства.

В странах с развитой экономической системой негативное влияние банкротства происходит не всегда, что доказывает история развития данного института и практика его использования в различных странах.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. Так как при оздоровлении фирмы общество с одной стороны получит нового эффективного хозяйствующего субъекта, а с другой стороны — сохранит запас синергетической ценности, заложенной в существовавшей организации. Знаменательно, что, например, в США 98% банкротств начинается по инициативе самого должника — как способ защиты от недобросовестных кредиторов

До настоящего времени в мире функционировали две основные модели банкротства: англо-саксонская, преимущественно прокредиторская, направленная на возврат долгов кредиторам, и американская, преимущественно продолжниковская, направленная на финансовое оздоровление компании. Однако в последние десятилетия, как отмечают многие исследователи, наблюдается их сближение в направлении сохранения бизнеса с целью достижения стабилизации социально-экономической ситуации на разных уровнях общества и переход большинства стран к реализации медлительных реорганизационных схем вместо ликвидационных процедур.

Первым законом, предусмотревшим защиту корпораций от кредиторов, был закон США о банкротстве 1867 г.; законом 1898 г. защита была усилена. В течение ХХ века в этом направлении поменялось законодательство во всех развитых странах (в США в 1978, 1984, 1986 и 1994 годах, в Великобритании в 1976 и 1986 годах, в Германии в 1994 г., во Франции в 1985 г.). [11]

[2]

Если рассматривать институт банкротства России, важно отметить, что он в течение более четырех столетий регулировался нормами древнерусского законодательства. (1)

Следует отметить, что правовая история банкротства в современной России началась еще до обозначенного начала первого этапа. На сегодняшний день можно выделить три основных этапа в развитии института несостоятельности в России:

  • 1) с конца 1992 г. — по начало 1998 г.: период действия Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. № 39291 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее — первый закон о банкротстве);
  • 2) с начала 1998 г. — по конец 2002 г.: период действия Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — второй закон о банкротстве);
  • 3) с конца 2002 г. — по настоящее время: период действия Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — третий, или новый закон о банкротстве). (4)

Устойчивая динамика снижения процедур конкурсного производства наметилась только с 2007 года (64,09% от общего количества принятых к производству дел) (табл. 1).

Табл.1. Соотношение процедур банкротства за 1998-2011 годы.

Рассматриваемые 2008-2012 годы, прошедшие под знаком мирового финансового кризиса, не очень изменили основную тенденцию — введение ликвидационной процедуры, лишь незначительно стабилизировав ее долю на уровне 43-52% от общего количества дел, принятых к производству.

Далее представлен график соотношения и динамики реабилитационных и ликвидационных процедур (рис.1).

Рис. 1. Соотношение и динамика реабилитационных и ликвидационных процедур, %

Для сравнения: из 107 компаний США, объявивших себя банкротами на протяжении 1996-2000 годов, 95 фирм продолжили свою деятельность после реорганизации. Ликвидированы лишь 12 компаний, или не более 1% от общего числа фирм, прекративших свою деятельность с конца 1995 года.

Можно привести данные по доле реабилитационных процедур в общем количестве процедур банкротства в других странах (рис. 2). Проведенное исследование свидетельствует о том, что в других странах реабилитационные процедуры применяются гораздо чаще: в 65-70 % случаев в США, в 16-23 % случаев в Великобритании, в 17-51% случаев в Канаде.

Читайте так же:  Арест имущества должника по алиментам

Рис. 2. Доля реабилитационных процедур в общем количестве процедур банкротства юридических лиц.

Решение проблемы приоритетности ликвидационных или реабилитационных процедур требует взвешенного подхода, поскольку экономическое положение в разных отраслях экономики неоднозначно, следовательно, применение единого критерия в выборе процедур банкротства приведет к еще большей деформации и негативным макроэкономическим и социальным последствиям. В России есть отрасли с традиционно небольшой долей убыточных организаций, например, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, черная металлургия, торговля. Больше всего прибыльных организаций в таких отраслях, как трубопроводный транспорт (91,6%), охота и лесное хозяйство (77,0%), торговля и ремонт (75,5%), рыболовство (74,9%), связь (74,2%). В ряде сфер доля убыточных предприятий составляет около трети в целом по экономике: сельское хозяйство и охота (57,1%), производство пищевых продуктов (27,8%), обработка древесины и производство изделий из дерева (27,1%). И наконец, есть виды деятельности, где прибыльных и убыточных компаний практически одинаковое количество. К ним относятся производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также управление эксплуатацией жилого фонда.

Многие организации-банкроты оценивают шансы выйти из реабилитационных процедур как минимальные, причем не в силу тяжести кризисного состояния, а в результате неотработанной практики правовой и экономической защиты должника. При существующей системе регулирования и поддержке кризисных организаций конкурсное производство является основной процедурой, несмотря на заявленную приоритетность цели восстановления экономики предприятия.

Несмотря на общее сокращение ликвидационных процедур должников за рассматриваемый период (удельный вес конкурсных производств в общем числе дел о несостоятельности составил: в 2010 году 48,1%, в 2011 году 46,7% и в 2012 году 42,35%), именно конкурсное производство определяет сложившуюся структуру процедур банкротства. Эффективность конкурсного производства характеризуется возможностью выхода из кризисного состояния через ликвидацию с наименьшими потерями для кредиторов, то есть при максимальном погашении обязательств, а также при нахождении вариантов сохранения бизнеса через заключение мирового соглашения. (5)

Согласно проведенному на конференции «О институте банкротства в России» опросу, на вопрос «В чьих интересах в России следует развивать законодательство о банкротстве?» были полученные следующие результаты:

В интересах должника — 42,83%

В интересах кредитора — 57,17%

Исходя из которых, мы видим, что большинству населения России хочется, чтобы законодательство о банкротстве развивалось в интересах кредиторов.

Можно выделить следующие особенности института банкротства в России:

  • 1) Признание организации неплатежеспособной (несостоятельной) по российскому законодательству не ведет к прекращению отношений с занятыми в этой организации работниками.
  • 2) Введение процедур наблюдения и внешнего управления в ряде случаев позволяет избежать ликвидации организации и увольнения работников.
  • 3) Банкротство не может исключать гарантии и защиту трудовых прав работников нормами трудового законодательства.
  • 4) Законодательство Российской Федерации о труде не содержит норм, гарантирующих защиту требований работников, а также не обеспечивает охрану заработной платы, рабочих мест и организаций в целом при процедурах банкротства. Поэтому важно при проведении процедуры банкротства обеспечить соблюдение интересов работников.

Соединенных Штатах дела о банкротстве законодательно регулируются на федеральном уровне — Кодексом законов о банкротстве (титул 11 Свода федеральных законов США). Отдельные штаты не имеют законодательных полномочий в части банкротства.

Законом о реформе законодательства о банкротстве 1978 года прежний Закон о банкротстве 1898 года был признан утратившим силу, и была проведена всесторонняя переработка законодательства о банкротстве.

В США термин «банкротство» используется для описания всех видов несостоятельности, включая компромиссное (мировое) соглашение и процедуры по оздоровлению должника. Процедуры банкротства США, а также права и обязанности компании в отношении ее активов регулируются федеральными законами. Обычно процедура банкротства открывается по инициативе должника (добровольный вариант).

Особенностью системы несостоятельности США является наличие специализированных судов по вопросам банкротства, которые составляют часть федеральной судебной системы.

Следующей отличительной особенностью законодательства о банкротстве Америки является наличие возможности у предприятия обратиться в суд за защитой от кредиторов в соответствии с Главой 11 Кодекса о банкротстве. Как только такое заявление поступает в суд, кредиторы автоматически лишаются права предпринимать какие-либо действия против организации или ее имущества, и все уже начавшиеся действия также автоматически останавливаются. На имущество организации не может быть наложен арест. Такую ситуацию американцы называют «автоматической остановкой».

Кодекс о банкротстве США в части подхода к оздоровлению предприятия необычен тем, что план оздоровления может быть, выдвинут либо самим должником, либо любым из кредиторов. Однако в течение первых 120 дней банкротства только должник имеет право представлять план оздоровления. Таким образом, у директоров должника приблизительно 4 месяца на то, чтобы подготовить план. Такой план может быть представлен и после истечения 120 дней. Однако в этом случае кредиторы получают право выдвигать свои собственные планы.

План может содержать следующие пункты: Кредиторы могут получить акции предприятия на всю сумму или часть суммы задолженности перед ними.

Предприятие может попытаться продать определенную часть активов для того, чтобы произвести частичное погашение долгов.

Кредиторы могут согласиться на погашение частями, либо на частичное погашение в счет полного погашения.

Кредиторы могут обменять свои претензии на долговые обязательства с выплатой процента в будущем.

Кредиторы могли бы согласиться снять требования с активов для того, чтобы позволить предприятию получить дополнительное финансирование.

В Соединённых Штатах существуют два способа банкротства. При первом варианте, который применяется и в России, собственность банкрота распродается по частям, а полученные деньги делятся между кредиторами. При втором способе предприятие сохраняется как имущественно-производственный комплекс, однако его собственник меняется. Второй метод в России применяется только для банков, но в перспективе планируется применять данный метод и для небанковских компаний. (9)

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, выделяются следующие особенности института банкротства Америки:

  • 1. Добровольный характер банкротства (чаще в суд обращаются сами должники).
  • 2. Должники чаще добросовестно раскрывают всю информацию об активах и долгах.
  • 3. Высока степень доверия к процедурам банкротства (банкротство не пугает ни должников, ни кредиторов)
  • 4. Арбитражный управляющий может быть назначен не сразу. Процедуры банкротства дают должнику возможность исправить положение самому под контролем суда и кредиторов с применением такого института как «должник во владении».
  • 5. Должник и кредиторы сотрудничают для достижения общей цели — восстановления платежеспособности бизнеса должника.

Источники


  1. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  2. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

  3. Гусева, Т. А. Государственная регистрация юридических лиц (+ CD-ROM) / Т.А. Гусева, А.В. Чуряев. — М.: Деловой двор, 2008. — 232 c.
  4. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
  5. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Законодательство о банкротстве сша и россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here