Условия участия иностранных граждан в выборах

Главное по теме: "Условия участия иностранных граждан в выборах" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Реализация избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления в России и европейском союзе: теория и практика

Трыканова С.А., доцент кафедры теории и истории государства и права факультета юриспруденции и политологии, старший научный сотрудник Центра европейской политики и права РГУ им. С.А. Есенина.

Вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Включение России в глобальную сеть потоков международной миграции и превращение ее в мировой центр массового перемещения трудовых мигрантов ведут к целому комплексу проблем в социально-экономической и политической жизни российского общества. Одним из дискуссионных вопросов российской правовой и политической практики является возможность реализации избирательных прав иностранными гражданами на выборах органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — действующий рамочный избирательный закон) уже содержал видоизмененные законодательные формулировки по участию иностранцев в выборах. Так, п. 10 ст. 4 рассматриваемого документа установил, что на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане РФ.

Как видим, предложенная правовая формула содержала несколько новелл. Во-первых, для участия иностранцев в избирательных действиях требовалось наличие двух, а не трех, как ранее, условий — заключение международного договора и принятие закона. Второй новеллой можно считать появление нормы, прямо разрешающей иностранным гражданам принимать участие в местном референдуме.

Кроме вышеназванных особенностей нового законодательного определения статуса иностранных граждан нам представляется возможным выделить еще одну. Если ранее закон предписывал участие иностранцев в выборах «в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации», что позволило нам выделить три допустимых вида федеральных законов, то новый рамочный закон использует иную формулировку: «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом», иностранные граждане участвуют в выборах. То есть подчеркивается процессуальный аспект регулирования электоральных отношений. Следовательно, подразумевается именно избирательный закон.

Впрочем, в российской правовой системе принято еще два новых федеральных закона, подтверждающих права иностранцев на участие в муниципальных выборах. Имеется в виду Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», подтвердивший в ст. 12 право постоянно проживающих в РФ иностранных граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами, а также Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепивший в п. 1 ст. 3, что «иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».

Оправданно ли такое неоднократное федеральное регулирование одного и того же вопроса? Безусловно, если нормы различных правовых актов взаимодополняют, развивают друг друга. Однако характерна ли подобная согласованность для российской правовой системы? Думаем, что нет. Несмотря на наличие в отечественном законодательстве нескольких норм по рассматриваемой проблеме, участие иностранных граждан в муниципальных выборах обладает значительной долей неопределенности.

Противоречие трех вышеназванных Законов заключается в том, что они устанавливают разные требования к проживанию иностранных граждан на территории муниципального образования для наделения их избирательными правами. Закон о правовом положении иностранных граждан наряду с рамочным избирательным законом устанавливает принцип постоянного проживания для наделения иностранцев правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении создает более благоприятные условия — по сути, наделяет избирательными правами не только постоянно, но и преимущественно проживающих иностранцев.

Несмотря на чрезвычайную важность рассматриваемого института и крайне ограниченный перечень государств, граждане которых допускаются к участию в политической жизни российских муниципальных образований, на сегодняшний момент в стране отсутствуют единые статистические данные о количестве иностранцев, реализовавших избирательные права. Конечно, нельзя согласиться с мнением тех исследователей, которые подчеркивают нулевой правоприменительный эффект рассматриваемых норм рамочных избирательных законов. Вместе с тем в отчетах государственных органов крайне редко освещается этот вопрос, да и то, как правило, в связи с незаконным участием в избирательном процессе исследуемой категории лиц. Уникальная практика в этом отношении характерна для Хабаровского края. Как следует из доклада прокуратуры этого субъекта РФ, в 2003 г. при проведении выборов депутатов Государственной Думы в нарушение требований законодательства в списки избирателей в Ванинском районе были включены граждане Украины, Молдовы, Казахстана, Армении, которые, естественно, не обладают активным избирательным правом при выборах в органы государственной власти .

[2]

См.: Головин А.Г. Избирательное право России. М.: Норма, 2007. С. 37.

Конечно, такое широкое толкование идеи равенства прав граждан в российских условиях вряд ли оправданно. Однако предоставление избирательного статуса иностранцам на муниципальном уровне следует, на наш взгляд, приветствовать. При этом крайне важно сохранить взвешенный подход к включению «неграждан» в политическую систему на местном уровне. Заимствуя опыт европейской интеграции, основанный на идее «общего дома», предпочтение следует отдавать гражданам государств — членов СНГ. Культурная, правовая, языковая общность жителей некогда единой страны будет способствовать интегративным процессам даже на микроуровне, в качестве которого выступает муниципальное образование .

См.: Ершов В.А. Основы избирательного права РФ. М.: ГроссМедиа Феррал, 2008. С. 54.

Для придания жизнеспособности исследованным в настоящей статье нормам российского права следует в первую очередь исключить их коллизионность. Поскольку основополагающие вопросы выборов в нашей стране регулируются рамочным избирательным законом, целесообразно в законы о статусе иностранных граждан и о местном самоуправлении включить единую норму о том, что «участие иностранных граждан в выборах на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Что касается политико-правовой практики регулирования реализации избирательных прав граждан ЕС и стран, входящих в европейскую интеграцию, то она также содержит в себе много противоречий.

Заметим, что документы Европейского союза были главным образом ориентированы на защиту экономических и личных прав граждан и признание правосубъектности личности на международной арене. Суд Сообществ в ряде своих решений подчеркивал, что «право сообщества вне зависимости от законодательства государств-членов не только налагает обязательства на частных лиц, но также наделяет их правами, которые становятся частью их правового достояния». И лишь в 1970-х годах в состав такого правового достояния индивидов официально были включены политические права — в связи с расширением полномочий Европейского Парламента введены прямые всеобщие выборы в эту наднациональную европейскую структуру. Акт о выборах представителей в Европейский Парламент путем всеобщего и прямого голосования от 20 сентября 1976 г. отразил этот принцип непосредственной демократии.

Читайте так же:  Образец заявления о взыскании алиментов в твердой денежной сумме

Однако, несмотря на предоставление политических прав физическим лицам, Акт непосредственно избирательные права иностранных граждан при выборах депутатов Европейского Парламента не регулировал. Не исключая такую возможность (в ст. 1 решался вопрос участия в наднациональных выборах «представителей народов государств, объединившихся в Сообщество»), документ 1976 г. предписывал присоединившимся странам устанавливать процедуру выборов в Европейский Парламент внутренним законодательством до вступления в силу единообразной избирательной процедуры, разработанной самим Парламентом. То есть детальной нормативной регламентации избирательной правоспособности иностранных граждан государств Сообществ, находящихся на территории другого участника Сообществ, в европейском праве вплоть до начала 1990-х годов не было.

Процессуальный пробел был восполнен Директивой Совета от 6 декабря 1993 г. N 93/109, непосредственно посвященной осуществлению права избирать и быть избранным на выборах депутатов Европейского парламента для граждан Союза, которые проживают в тех государствах-участниках, гражданами которых они не являются. Основные критерии здесь — определение избирательной правоспособности по правовым актам страны гражданской принадлежности; уведомительный характер участия в выборах, возможность ограничения избирательных прав граждан ЕС, реализуемых по месту постоянного пребывания, ценз оседлости до пяти лет. Последнее правило допустимо для государств Союза, в которых наблюдается количественное превышение гражданами ЕС (кроме граждан страны пребывания) 20% общей численности избирателей. Впрочем, как отмечает В.И. Лафитский, этим правом в истории европейских выборов воспользовался лишь Люксембург.

Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные варианты — от полного исключения иностранцев из электоральной жизни государства до разрешения участвовать в общегосударственных выборах. Примером первого может выступить опыт Бразилии, Основной Закон которой в ст. 14 устанавливает, что иностранцы не могут быть зарегистрированы в качестве избирателей. От такого полного игнорирования влияния иностранцев на внутригосударственную политику разительно отличается опыт стран британского Содружества, допускающий в некоторых случаях граждан Содружества к формированию высших органов государственной власти.

См.: Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / Науч. ред. В.В. Маклаков. М.: НОРМА, 2006. С. 100.

Таким образом, вопрос о реализации избирательных прав иностранных граждан на выборах органов местного самоуправления имеет важное значение для развития институтов местных выборов и требует комплексного подхода при рассмотрении.

Голосующие мигранты

Перекраивание этнокультурной карты России по написанному властями сценарию замещающей миграции вступает в финальную фазу. Когда демографическое вытеснение «местных» будет закреплено на политическом уровне. Как сообщаютСМИ, Центризбирком в последнее время активно рассылает в территориальные и муниципальные избирательные комиссии инструкции, регламентирующие участие определенных категорий мигрантов на местных выборах. Речь идет о выходцах из Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана, обладающих двойным гражданством или видом на жительство в России. Как выясняется, «зеленый свет» на пути их проникновения в коридоры муниципальной власти дает ряд межправительственных соглашений, заключенных в свое время федеральным центром с руководством этих стран.

Вчера еще бесправные гастарбайтеры фактически уравниваются в правах с российскими гражданами, получая законное право избирать и быть избранными. Учитывая, что на улицах многих российских городов и поселений зачастую проще встретить приезжего, чем местного жителя, нетрудно предположить, что новые правила могут привести к изменению облика всей местной власти. А там уже недалеко и до претворения в жизнь сокровенной мечты трудовых «гастролеров» по легализации своего положения на правах новых «хозяев жизни» в российских городах и весях. Включая распространение в них инородческих «чайнатаунов» и прочих статусных «эксклюзивов». В свою очередь местные власти расширяют корпус лояльных избирателей, готовых до бесконечности продлевать мандат коррумпированных элит под залог все новых уступок приезжим.

Председатель Избирательной комиссии муниципального образования «город Екатеринбург» Илья Захаров рассказал «СП», что на самом деле мигранты уже давно обладают правом принимать участие в муниципальных выборах. Так проходили выборы главы Екатеринбурга в 2008 году. Годом позже выходцы из постсоветской Средней Азии голосовали за депутатов городской Думы. По словам главы городского избиркома Екатеринбурга, такую возможность предусматривает Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав». В соответствии с которым граждане иностранных государств могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах при соблюдении двух условий. Первое – это постоянное или преимущественное проживание на территории конкретного муниципального образования. И второе – это наличие международного договора на предмет получения такого права, заключенного Россией с государством, гражданином которого является данное лицо.

«СП»: — Получала ли избирательная комиссия Екатеринбурга инструкции из ЦИК относительно порядка применения этих положений?

— Да, мы получали такое письмо. Хотя, собственно говоря, это даже не важно, получили мы от ЦИК разъяснения или нет. В любом случае международные соглашения и федеральное законодательство в этой сфере мы обязаны исполнять. В свою очередь инструкции со стороны высшей избирательной инстанции призваны лишь напомнить территориальным, окружным и муниципальным комиссиям о необходимости следовать существующим законам. Допустим, если гражданин Кыргызстана проживает в Екатеринбурге, у него есть вид на жительство и регистрация, то он имеет право участвовать в муниципальных выборах. Я это говорю к тому, что ситуация далеко не новая.

«СП»: — Почему тогда общественность обратила внимание на нее только сейчас?

— Я могу только высказать свое предположение на этот счет. Судя по всему, тема миграции сегодня становится предельно животрепещущей. Если не сказать болезненной. Миграционные потоки нарастают. Например, в ходе предыдущих кампаний в Екатеринбурге не было случаев голосования приезжих из стран СНГ. Не исключаю, что в этом году будет создан прецедент. Не думаю, что участие в выборах приезжих уже самое в ближайшее время станет определяющим фактором при формировании местных органов власти. Однако, не как глава избирательной комиссии, а в частном порядке я выступаю против подобных норм. Как специалист в области конституционного и муниципального права я считаю, что обладать избирательными (как и любыми другими политическими правами) должен гражданин данного государства. Дело здесь не в национальности, а в вопросах гражданства. Хочешь принимать участие в выборах – пожалуйста. Только получи для этого российское гражданство и принимай себе участие на здоровье. Хочешь принять участие в митингах, то же самое. К тому же я бы не сказал, что процедура получения российского гражданства настолько уж сложна.

Читайте так же:  Ненормативный правовой акт понятие и виды

«СП»: — С чем связано, что приезжие пока не спешат воспользоваться предоставленным им избирательным правом? По крайней мере, не делают этого в массовом порядке.

— Просто многие люди еще не знают о своих правах. Если уж наши граждане, коренные жители российских муниципальных образований игнорируют местные выборы, то что говорить про иностранных граждан или лиц с двойным гражданством. Достаточно сказать, что до избирательных урн на выборах в городскую Думу редко добирается больше 25% избирателей. И это притом что порог явки отсутствует.

По мнению главного редактора издания «Вопросы национализма» Константина Крылова, ближайшей целью властей является получение дополнительных голосов на выборах. Граждане других государств, в сущности говоря, не заинтересованы в процветании России как своей страны. Но зато заинтересованы в том, чтобы сохранить хорошие отношения с нею. Поскольку они здесь живут. Скорее всего, новые избиратели будут голосовать так, как нужно властям РФ. Как считает общественный и политический деятель, если они не поймут, что нужно власть предержащим, то им это сразу же «популярно объяснят». Не исключено, что помимо очевидной тактической цели, это решение принято с менее явным стратегическим прицелом.

«СП»: — О чем идет речь?

— Я бы сказал о лишении нынешних граждан России набора эксклюзивных прав. В данном случае права выбирать свое правительство. Получается, что чужие люди могут выбирать, если не правительство в прямом смысле слова, то, по крайней мере, местные органы власти. То есть граждане других государств выбирают нашу власть. Эта ситуация по сути дела отменяет какую-либо ценность быть гражданином этого государства. Получается, что мы себе не хозяева. Власть именно к этому и стремится. Чтобы мы перестали себя чувствовать хозяевами в собственном доме. Согласившись с тем, что это не наш дом, а «проходной двор» для всех. С тем, что всеми делами здесь управляет кто угодно, только не мы. По сути дела это покушение на самые основы российской государственности. С целью ее замены какой-то другой государственностью, которая уже не будет российской.

«СП»: — Может ли вообще наличие вида на жительство быть основанием, чтобы диктовать свою политическую волю полноправным гражданам?

— Вопрос риторический. Все процедуры у нас крайне непрозрачны, и это область взяток и злоупотреблений. Даже в ориентированном на мигрантов государстве такое решение никогда не прошло бы. Потому что оно отдает важнейшую из вещей – власть, в руки совершенно непонятных людей. Чьи интересы туманны, а лояльность нашему государству совершенно неочевидна. Впрочем, с учетом подспудной либерализации процедуры получения российского гражданства, корпус российских избирателей в любом случае изменит свое этнокультурное и ментальное лицо до неузнаваемости. В таких условиях совершенно назревшей и необходимой мерой является коренной пересмотр существующей миграционной политики. Она должна быть переориентирована с завоза в Россию всех желающих (причем не самых лучших – тех, которые не нашли себе места в своих государствах) на политику защиты собственного пространства. Россия совершенно не нуждается ни в каких мигрантах. Она не нуждается в том, чтобы мигранты нам «помогали» осваивать наши богатства.

Я считаю, это мы нуждаемся в том, чтобы наконец вернуть себе нашу землю. Безусловно, заброшенные территории нужно поднимать. Но это освоение должно проходить в интересах граждан России. И, согласитесь, не в последнюю очередь русских. Если нам без разницы, кто осваивает наши земли, в таком случае давайте откажемся от суверенитета и отдадим Россию, допустим, китайцам. Они ее с удовольствием возьмут. Нынешняя миграционная политика коренным образом противоречит интересам народов России. В чьих интересах она осуществляется, понять сложно. Скорее всего, речь идет о чисто корыстных интересах правящей верхушки, которая заинтересована в том, чтобы продлевать свои властные полномочия с помощью мигрантов.

Условия участия иностранных граждан в выборах

Предоставление избирательных прав негражданам: тенденции и практики

А.Е. Шапаров 1
(Опубликовано в журнале «ПОЛИС. Политические исследования», 2011, №1, с. 177-189)


Масштабы и динамика изменений в отношениях иммигрантов и национальных государств к настоящему времени таковы, что ряд ученых заговорили об эрозии государственного суверенитета и гражданства, а также об изменениях в форме, структуре и функциях национального государства. Заметный интерес представляет изучение правил и практик политического участия лиц, не обладающих гражданством страны пребывания. По классификации ООН, к негражданам могут относиться различные категории людей: постоянные жители, мигранты, беженцы, ищущие убежища, жертвы торговли людьми, иностранные студенты, временно проживающие другие категории неиммигрантов и лиц без гражданства 2 . Таким образом, хотя понятие «негражданин» шире понятия «мигрант», в данной работе они употребляются как тождественные.

Во второй половине XX в. в мире произошла переориентация миграционных потоков. Как замечает отечественный демограф А.Г. Вишневский, демографическая асимметрия и экономическая поляризация Севера и Юга привели к изменению направления межконтинентальной миграции — на смену «европоцентризму» пришел «североцентризм» 3 . Развитые страны стали объектом миграционной экспансии со стороны Юга. По прогнозам ООН ожидается, что в период 2009-2050 гг. чистый миграционный приток в развитые страны составит около 130 млн. чел., или 2,4 млн. чел. в ежегодном исчислении 4 . Реализация данных тенденций приведет к тому, что около 10% населения развитых стран составят мигранты в первом поколении, а значит эффективность иммиграционной политики развитых стран становится важным условием их стабильности и благополучия.

НЕГРАЖДАНЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

Наделение избирательными правами мигрантов, постоянно проживающих в стране приема, следует рассматривать не только как свидетельство важных изменений в сфере правил и процедур политического участия, но также и эволюции принципов членства в национальном сообществе. В этом утверждении автор солидаризируется с Х. Ларди, которая указала на важную функцию национального законодательства о выборах: «избирательное законодательство не просто технический свод правил для того, чтобы управлять выборами, но и совокупность закамуфлированных заявлений о том, кто рассматривается как действительный член политического объединения и почему» 5 . Подробное изучение вопроса наделения избирательными правами неграждан позволяет выявить важные тенденции в функционировании политических режимов развитых стран.

Мы согласны с исследователями, указывающими на изначальную связь национальной формы государства и политики в отношении иммигрантов. Так, Э. Балибар характеризует эгалитаризм как главное свойство национального государства: «. ‘эгалитарным’ является не просто современное, а именно современное национальное государство, поскольку равноправие имеет в качестве внутренних и внешних границ национальное сообщество, а в качестве основного содержания акты, которые непосредственно его означивают (в особенности всеобщее избирательное право, политическое ‘гражданство’)» 6 . Сегрегация в отношении иммигрантов, по мнению Э. Балибара, выступает внешней проекцией внутреннего эгалитаризма, присущего национальному государству. Уравнивая в правах членов национального сообщества, национализм извлекает идентичность посредством сегрегации национальных меньшинств и иммигрантов.

Возможность преодолеть границу, разделяющую нацию и иммигрантов, последние отныне могли через легитимизированные государством процедуры ассимиляции и натурализации, открывающие им путь в национальное сообщество. К настоящему времени, эволюция института гражданства в развитых странах имела следствием как горизонтальное развитие гражданских статусов, например, через наделение правами постоянно проживающих иностранцев (то, что известный шведский исследователь Т. Хаммар называет denizenship (от англ. Denizen — иностранец, получивший гражданство)), так и вертикальное направление развития, связанное с появлением феномена транснационального гражданства 9 .

Читайте так же:  Курсы профессиональной переподготовки по трудовому законодательству

Солидаризируясь в целом с этими выводами, можно добавить, что без учета политико-культурных особенностей функционирования политических режимов демократических государств невозможно дать адекватное объяснение тем различиям, которые существуют между ними в вопросе наделения политическими правами неграждан. Например, колониальное прошлое некоторых из них детерминирует особый характер связей бывших метрополий и колоний, способствуя формированию преференциального правового режима по отношению к гражданам ныне независимых государств на основе общности культуры, языка и других признаков. Рассмотренный ниже пример Португалии свидетельствует о наличии особых преференций для граждан португалоговорящих стран в вопросе наделения их избирательными правами, закрепленных в конституции этой страны.

Важным условием интеграции мигрантов выступает наличие для них возможностей участия в делах принимающего общества. Доступ к экономической, религиозной и культурной сферам, как правило, в той или иной степени предоставляют мигрантам большинство демократических государств. Однако на протяжении длительного времени наделение политическими правами оставалось водоразделом, разделяющим граждан и лиц, обладающих подданством, от представителей иных социальных групп.

ТЕНДЕНЦИИ В ПОЛИТИЧЕСКОМ УЧАСТИИ НЕГРАЖДАН

Выделим несколько важных тенденций в процессе предоставления иностранцам избирательных прав. Первая тенденция заключается в том, что процесс предоставления избирательных прав иностранцам-резидентам в ряде случаев являлся «инициативой снизу», исходил от местных органов власти. В авангарде процесса наделения неграждан избирательными правами шли швейцарские кантоны (Нёвшатель и Юра), которые предоставили такие права постоянно проживающим иностранцам еще в 1849 г. Позже к процессу наделения избирательными правами иностранцев присоединились некоторые американские штаты. Автор считает, что регионы оказывались более восприимчивы к инновациям в области избирательного законодательства, чем правительственные структуры, в силу экономических причин: наделение политическими правами иностранцев «хеджировало» их риски утраты собственности и должно было стимулировать приток инвестиций. Таким образом, институционализация политического участия иностранцев-резидентов была вызвана экономическими интересами территорий (штатов, кантонов) и могла развиваться вне зависимости от результатов демократического транзита и эволюции прав человека.

Вторая тенденция состоит в том, что интенсивность законодательных изменений в процессе предоставления избирательных прав иностранцам возрастает после глубоких общественных трансформаций — мировых войн, революций, реформ, что связано с переформатированием отношений как внутри, так и вне национального сообщества. Так, в 1918 г. избирательные права в Великобритании были распространены на всех британских подданных, т.е. на жителей Британской империи. Это право сохранилось за гражданами стран Британского Содружества и до настоящего времени. В современных условиях ситуация, когда граждане около пятидесяти стран, включая государства Содружества, британские зависимые территории и Ирландскую республику, обладают избирательными правами в Великобритании не только на местных, но и на всеобщих выборах, выглядит анахронизмом. Более того, если граждане европейских государств наделены избирательными правами на «возмездной» основе (европейское законодательство допускает британцев, проживающих в государствах ЕС, к участию в местных выборах), то отношения Великобритании в сфере предоставления избирательных прав с государствами Содружества носят асимметричный и неравноправный характер: британцы в большинстве стран Содружества избирательными правами не обладают.

За прошедшие после Второй мировой войны десятилетия в решении проблем наделения избирательными правами, обеспечивающими возможности политического участия неграждан, наметился явный прогресс. Если понимать политическое участие как возможность оказывать влияние на изменение правил, законов и практик посредством реализации избирательных прав, то можно констатировать наличие тенденции к расширению прав неграждан в демократических странах. К началу XXI в. более 30 государств внесли изменения в национальное законодательство, допускающие иммигрантов, проживающих в стране, к политическому участию, хотя бы на уровне муниципалитетов.

По мнению автора, следует дифференцировать предоставление избирательных прав негражданам для участия в национальных (для федераций и региональных) выборах и референдумах и наделение их правами для участия в местных выборах. Необходимость такой дифференциации вытекает из различий в масштабе, природе и назначении национальных и местных выборов. Наделение постоянных иммигрантов избирательными правами для участия в местных выборах выступает необходимым условием «завершенности» процесса интеграции мигрантов в местное сообщество. На местные выборы выносятся неполитические вопросы, имеющие отношение к повседневной жизни индивида. Участие мигрантов в делах той местности, где они проживают, позволяет в полной мере реализовать основные права человека, институционализировать неизбежно возникающие конфликтные противоречия, расширяет легальные возможности оказывать влияние и достигать своих целей на основе правовых норм страны-приема. Неудивительно, что включение мигрантов в процесс формирования местных органов власти к настоящему времени стало свершившимся фактом во многих развитых странах мира.

ВАРИАНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ

Избирательные права, которыми демократические государства наделяют иностранцев-резидентов, сильно различаются от страны к стране. Для классификации государств в отношении наделения избирательными правами иностранцев-резидентов могут быть использованы различные критерии. Д. Эрнест на основе таких критериев, как тип выборов (местные, региональные или национальные) и наличие возможностей участия в них иностранцев-резидентов (всех или отдельных категорий) в качестве избирателей, выделил шесть групп государств:

1) государства, которые не предоставляют прав участия;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) государства, в которых национальное правительство не предоставляет право голоса, но местные и региональные уровни власти предоставляют иностранцам-резидентам возможности участия в выборах в пределах своей компетенции;

3) государства, в которых национальное правительство предоставляет избирательные права иностранцам-резидентам для выборов в местные органы власти, но они должны быть гражданами определенных стран;

4) государства, в которых национальное правительство предоставляет избирательные права иностранцам-резидентам, чтобы голосовать в парламентских или национальных выборах, но иностранные резиденты должны быть гражданами определенных стран;

5) государства, в которых национальное правительство предоставляет избирательные права всем иностранцам-резидентам независимо от гражданства, но только на выборах в местные органы власти;

6) государства, в которых национальное правительство предоставляет избирательные права иностранцам-резидентам независимо от их гражданства, и они могут участвовать в парламентских выборах или в выборах в федеральные органы 19 .

Таблица 1. Наделение избирательными правами иностранцев-резидентов

18. Участвуют ли в выборах иностранные граждане, проживающие в России, и лица без гражданства?

По общему правилу право избирать и быть избранным как одно из основных субъективных политических прав распространяется только на граждан данного государства. Это предусмотрено как международным, так и национальным правом большинства стан мира.

В России иностранные граждане и лица без гражданства не пользуются ни активным, ни пассивным избирательным правом при выборах в органы государственной власти федерального и регионального уровней.

Это означает, что ни иностранный гражданин, ни лицо без гражданства, ни лица с двойным гражданством не могут быть кандидатами в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы и региональных парламентов. Они не могут выдвигать кандидатов, вести предвыборную агитацию, поддерживать кандидатов и политические партии финансовыми пожертвованиями. Однако лица с двойным гражданством вправе голосовать, быть членами избирательных комиссий.

В последние годы появились определенные законодательные новеллы, касающиеся муниципальных выборов. Отныне правом избирать и быть избранными в низовые органы (районные, городские, городов районного значения) местного самоуправления наделяются иностранные граждане, если это предусмотрено международными договорами России, федеральным и региональным законодательством. Право участвовать в муниципальных выборах получают иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципалитета. Как видно, это право никак не касается иностранных туристов, командировочных, нелегальных мигрантов.

Читайте так же:  Реестр собственников через госуслуги

Статьи по предмету Конституционное право России

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Может ли иностр гр-н с ВНЖ голосовать в выборах президента РФ? Какой закон?

Иностранный гражданин с Видом на жительство имеет право голосовать на выборах президента России? Какой закон?

Бытует мнение, что иностранные граждане с видом на жительство имеют равные права с россиянами. Так, да не совсем. В некоторых сферах встречаются небольшие исключения, в том числе в положении о выборах.

Отношение к избирательному праву иностранцев закреплено в cтaтьe 12 Федерального Закона N115

Теперь становится понятным, что да, иностранцы могут принимать участие и быть избранными, но! Только в органы местного управления. А это значит, что быть избирателем в ходе голосования в выборах Президента иностранный гражданин не может. Такое право ему не дано.

Все таки гражданство у него другого государства, вот в нем имеет полное право выбирать Президента, даже находясь в России по виду на жительство.

Право иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, собираться мирно, без оружия

Таева Н.Е., старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА, кандидат юридических наук.

В настоящее время ученые и политики активно обсуждают проблему правового положения иностранных граждан в Российской Федерации. И на первое место здесь, конечно, выходят проблемы совершенствования миграционного законодательства. Однако не менее актуальным на сегодняшний день видится малообсуждаемый в юридической науке вопрос о том, могут ли иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, собираться мирно, без оружия, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. В настоящей статье мы обратимся к исследованию данной проблемы.

В ст. 31 Конституции Российской Федерации сказано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Казалось бы, все ясно. Поскольку Конституция Российской Федерации использует термин «граждане Российской Федерации», следовательно, и право это принадлежит только лицам, обладающим гражданством России. Однако представляется, что все не так однозначно. Так, С.А. Авакьян пишет, что хотя по ст. 31 Конституции Российской Федерации право на манифестации закреплено за гражданами Российской Федерации, «на самом деле можно, конечно, говорить и об осуществлении данного права также иностранцами» . По мнению С.А. Авакьяна они также могут собираться мирно, без оружия и не только в помещении, но и под открытым небом. Например, иностранцы, обучающиеся в вузах, создают землячества, проводят собрания. Нередко иностранцы участвуют в шествиях и демонстрациях. «Что касается митингов, демонстраций и пикетирования как акций протеста, то нельзя ограничивать иностранцев в их проведении, если они направлены не против конституционного строя России, а против дискриминационных мер по отношению к иностранцам либо в защиту их прав» .

Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 172.
Авакьян С.А. Указ. соч. С. 173.

Аналогичной точки зрения придерживается К. Экштайн. Он пишет: «Свободой собраний пользуются физические и юридические лица. Как и свобода мнений и другие права свободного общения, свободу собраний следует понимать в качестве права человека, которое принадлежит и иностранцам» .

Экштайн К. Основные права и свободы. По российской Конституции и Европейской конвенции. М., 2004. С. 201.

Причиной неопределенности в вопросе о принадлежности иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, собираться мирно, без оружия является, на наш взгляд, его двойственный характер. Нельзя точно сказать — это право политическое или личное. Здесь мы полностью согласны с точкой зрения В.О. Матвеева, который считал, что нет никакого сомнения в том, что право публичных собраний вместе с правом петиций, свободой печати, свободой союзов находится как бы на грани, отделяющей права личные от прав политических. Все эти права по своей природе имеют двойственный характер . Дело в том, что право собраний имеет двоякое применение — в частных интересах и в общих. С одной стороны, граждане могут собираться для обсуждения частных дел, не имеющих никакого отношения к политике. К таким обсуждениям власть безразлична. И в этом смысле право собраний является естественным, личным правом каждого. С другой стороны, граждане могут собираться для обсуждения политических вопросов. И в этом понимании право собраний является политическим и должно принадлежать только гражданам государства .

Матвеев В.О. Право публичных собраний. СПб., 1909. С. 6.
Матвеев В.О. Указ. соч. С. 8.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, на наш взгляд, необходимо проанализировать международные нормы, нормы Конституции Российской Федерации, конкретизирующее Конституцию Российской Федерации законодательство.

Прежде всего обратимся к международным правовым актам. Необходимость обращения к международным нормам продиктована ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права имеют основополагающее значение для определения правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.

Одним из основных актов в исследуемой сфере является Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) . Так, в ч. 1 ст. 20 Декларации сказано: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». То есть право на мирные собрания Декларация не связывает с обладанием гражданством. Это подтверждается и другими нормами Декларации. Так, сравним указанную ч. 1 ст. 20 с ч. 1 и 2 ст. 21 Декларации, в которых установлено: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране». Мы видим, что в случае, когда закрепленное в Декларации право принадлежит исключительно гражданам конкретного государства, то формулировка различается и говорится о возможности осуществления права только «в своей стране».

Всеобщая декларация прав человека (принята 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апр.

В Международном пакте о гражданских и политических правах в ст. 21 установлено: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Данное право в Пакте рассматривается как личное, то есть принадлежащее каждому человеку. Так как относительно политических прав, принадлежащих только гражданам, Пакт содержит иную формулировку. Например, в ст. 25 Пакта закреплено: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность:

Читайте так же:  Как родителям подать на алименты на взрослого ребенка

Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе».

Следовательно, в Пакте, как и во Всеобщей декларации прав человека, право на мирные собрания не связывается с наличием гражданства государства.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

Обратимся теперь к российскому законодательству. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Таким образом, необходимо выяснить, ограничено ли право на мирные собрания иностранных граждан федеральным законом? Порядок проведения публичных массовых мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» . В ч. 1 ст. 6 указанного Закона говорится: «Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем». Проанализируем эту норму Закона. Итак, участниками публичных мероприятий могут быть:

СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

[1]

СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607, N 51. Ст. 4824.
СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1142.

[3]

Думается, что термин «граждане», содержащийся в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», также следует толковать в логической связи с нормами Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 31 Конституции Российской Федерации сказано: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», и это означает, что только лица, обладающие гражданством России. Следовательно, и в рассматриваемом нами Федеральном законе термин означает именно граждан Российской Федерации;

во-вторых, участниками публичных мероприятий могут быть члены политических партий. Причем согласно Федеральному закону от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» «членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными» (ст. 23). Таким образом, здесь законодатель четко установил невозможность членства в политической партии иностранных граждан. Никаких сомнений относительно трактовки данного термина здесь быть не может;

СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 26. Ст. 2574, N 50. Ст. 4855; 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5272; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 9, N 30 (ч. 1). Ст. 3104; 2006. N 1. Ст. 13.

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; 1997. N 20. Ст. 2231; 1998. N 30. Ст. 3608; 2002. N 11. Ст. 1018, N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711, N 45. Ст. 4377; 2006. N 3. Ст. 282, N 6. Ст. 636.

в-четвертых, члены и участники религиозных объединений. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не закрепляет, кто может быть его участником. Вместе с тем ответ на этот вопрос мы получаем из определения понятия религиозного объединения, содержащегося в ст. 6 Закона: «Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей». Таким образом, участниками религиозного объединения наряду с гражданами Российской Федерации могут быть и иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие в Российской Федерации. Под иными лицами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, в установленном порядке получившие разрешения на постоянное проживание и виды на жительство в Российской Федерации .

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029, N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711.
Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях» // Бюллетень Минюста РФ. 1998. N 7.

Таким образом, право на мирные собрания следует рассматривать в тесной связи с правом на объединение. Эти права не могут существовать раздельно. Иностранные граждане могут быть только членами или участниками общественных объединений, не преследующих политические цели, то есть не могут быть членами политических партий. Следовательно, с одной стороны, иностранным гражданам принадлежит право на собрания как членам или участникам общественных объединений. С другой стороны, на наш взгляд, они не могут участвовать в собраниях, преследующих политические цели, поскольку не вправе быть членами политических партий.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

Неопределенность в вопросе о принадлежности иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, права собираться мирно, без оружия связана с двойственной природой этого права. Право на мирные собрания может рассматриваться как личное и как политическое.

Международные акты о правах человека не связывают принадлежность права собираться мирно, без оружия с гражданством государства.

Анализ российского законодательства показывает, что иностранные граждане обладают правом на собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования в качестве членов или участников общественных и религиозных объединений.

Видео (кликните для воспроизведения).

Иностранные граждане не вправе участвовать в публичных мероприятиях, преследующих политические цели.

Источники


  1. Ошо Зрелость. Ответственность быть самим собой / Ошо. — М.: СПб: Весь, 2013. — 185 c.

  2. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

  3. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.
  4. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.
  5. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Условия участия иностранных граждан в выборах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here