Унитарные юридические лица понятие и виды

Главное по теме: "Унитарные юридические лица понятие и виды" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Унитарные юридические лица

Унитарные юридические лица — юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.

Разъяснение

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) подразделяет юридичекие лица на две группы: Корпоративные юридические лица (корпорации) и Унитарные юридические лица. В корпорациях их учредители (участники) обладают правом участия (членства) в корпорации. Это главный отличительный признак корпорации от унитарных юридических лиц.

Унитарное юридическое лицо это не организационно-правовая форма юридического лица, а категория группы юридических лиц.

Понятие «Унитарные юридические лица» было введено в ГК РФ федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Определение понятия Унитерные юридические лица приведено в пункте 1 статьи 65.1 ГК РФ:

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Дополнительно

Корпоративные юридические лица (корпорации) — юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса РФ.

Коммерческие корпоративные организации — хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы.

Некоммерческие унитарные организации — юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Корпоративные и унитарные юридические лица. Права и обязанности участников корпорации. Управление в корпорации.

Корпоративные юридические лица (корпорации)

– юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган.

К ним относятся:

Коммерческие: – хозяйственные товарищества; – хозяйственные общества; – крестьянские (фермерские) хозяйства; – хозяйственные партнерства; – производственные кооперативы. Некоммерческие: – потребительские кооперативы; – общественные организации; – общественные движения; – ассоциации (союзы); – товарищества собственников недвижимости; – казачьи общества; –общины коренных малочисленных народов.

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК (ст.65.1).

Права и обязанности участников корпорации

(ст.65.2):

Участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе:

участвовать в управлении делами корпорации, за исключением вкладчиков в товарищество на вере (они – только по доверенности);

– в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом;

требовать, действуя от имени корпорации, возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1);

оспаривать, действуя от имени корпорации, совершенные ею сделки, если представитель или орган ЮЛ нарушил условия осуществления полномочий или интересов представляемого или интересов ЮЛ, либо по основаниям, предусмотренным законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

При утрате права участия в корпорации

: участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли.

Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

Участник корпорации обязан:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим ГК, другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

[1]

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

Читайте так же:  Как вступить в наследство после 6 месяцев

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Управление в корпорации

(ст.65.3):

· Высший орган – общее собрание участников корпорации. Образуется обязательно.

В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются ГК, другими законами и уставом корпорации.

Исключительная компетенция высшего органа корпорации

:

– определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

– утверждение и изменение устава корпорации;

– определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

– образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

– принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

– избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные ГК и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено ГК или другим законом.

· Единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.) – образуется обязательно.

Уставом корпорации может быть предусмотрено:

– предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно;

– образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.

В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

· Коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.) – образуется не обязательно, в случаях, предусмотренных ГК, другим законом или уставом корпорации.

К компетенции исполнительных органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и коллегиального органа управления, если такой создан в корпорации.

· Коллегиальный орган управления (наблюдательный совет, совет директоров или иной совет) – образуется не всегда, в случаях, предусмотренных ГК, другим законом или уставом корпорации.

(Например, публичном акционерном обществе образуется коллегиальный орган управления общества, число членов которого не может быть менее пяти)

Он контролирует деятельность исполнительных органов корпорации и выполняет иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. В основном в законе дается рекомендательный перечень его функций.

Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более 1/4 состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право:

– получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией;

– требовать возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1),

– оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65.2 настоящего Кодекса (см.права и обязанности участника корпорации).

Унитарные юридические лица

— юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся:

Коммерческие: – государственные и муниципальные унитарные предприятия Некоммерческие: – фонды; – учреждения; – автономные некоммерческие организации; – религиозные организации; – публично-правовые компании.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Понятие юридического лица

Понятие, сущность, виды и признаки юридического лица.

Сегодня сложно представить экономическую деятельность граждан без объединения их усилий. Капиталоемкий бизнес требует привлечения средств большого количества участников. Решать подобные задачи можно при помощи давно существующего гражданско-правового института. Такие системы называются юридическими лицами и могут иметь различные формы.

При этом, в отношении такого образования должны действовать единые правила, способствующие достижению оптимального баланса интересов всех участвующих в нем лиц. Компании и некоммерческие организации должны соответствовать всем требованиям, которые предъявляет действующее гражданско-правовое законодательство, чтобы права каждого участника были защищены.

Понятие юридического лица

Нормы, позволяющие установить понятие и сущность юридического лица, содержатся в ст. 48 ГК. Однако более детальная характеристика может быть подобрана среди многочисленных вариантов, которые предлагает гражданско-правовая теория, поскольку в указанной норме перечислены не все основные признаки.

Под этим образованием понимается организация, которой передается имущество, принадлежащее ей на определенном праве (хозяйственное, ведение, оперативное управление или собственность), способная от собственного имени приобретать и осуществлять права, выполнять обязанности, быть стороной в судебных разбирательствах, которой пройдена государственная регистрация в установленном законом порядке.

Читайте так же:  Процесс покупки земельного участка у собственника

Существуют и другие определения этого института, но большинство их авторов едины в части признаков.

Признаки юридического лица

Понятие и сущность юридического лица раскрывается через его признаки.

Благодаря большому количеству научных работ по изучению этого гражданско-правового института, можно установить следующий набор основных особенностей:

  • Организационное единство. Под этим понимается объединение ресурсов участников, учредителей или акционеров для достижения определенных целей. Кроме того, устанавливается стандартная структура органов этого образования, предусмотренная для той или иной его формы.
  • Наличие обособленного имущества. Согласно закону, оно передается организации на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, либо в собственность.
  • Правоспособность и дееспособность. В отличие от граждан, эти образования получают их одновременно. Они могут в полной мере обладать правами и реализовывать их самостоятельно с момента создания.
  • Процессуальный статус. Будучи участниками судебного или третейского разбирательства, юридические лица имеют тот же набор прав, что и граждане.
  • Государственная регистрация в установленном законом порядке. Для получения правоспособности организации должны быть внесены в ЕГРЮЛ. Только с этого момента они становятся гражданско-правовыми субъектами.

Функции юридического лица

Граждане нередко задают вопросы о том, каково значение этого института, указывая на то, что коммерческую деятельность можно вести, зарегистрировав ИП, а общественные интересы может отстаивать любое дееспособное физическое лицо.

Необходимость создания организаций определяют следующие их функции:

  • Представление коллективных интересов. В коммерческой деятельности это позволяет объединить усилия бизнеса, а в сфере общественных целей – создать системы, помогающие достигать их более эффективно.
  • Объединение финансовых ресурсов. В первую очередь, это необходимо в предпринимательской сфере. Крупные проекты требуют значительного привлечения капитала. Это же касается и ряда общественных организаций. Многие благотворительные фонды аккумулируют немалые средства. Самостоятельная правоспособность позволяет эффективно разрешать возникающие противоречия участников.
  • Снижение рисков, сопровождающих деятельность предпринимателей. Такие системы предусматривают ответственность участника, учредителя или акционера только в рамках внесенных средств. Правовые последствия в отношении его собственного имущества не возникают. В отношениях с третьими лицами эти образования выступают самостоятельно.
  • Управление капиталом. Без института юридического лица невозможно полноценное существование финансовых рынков. Именно компании выпускают все основные ценные бумаги, которые находятся в свободном обращении, что облегчает привлечение инвестиций.

Формы и особенности юридических лиц

Действующий закон предусматривает широкий перечень видов юридических лиц. Главным основанием для классификации выступает предпринимательская деятельность. Ст. 50 ГК разделяет их на коммерческие и некоммерческие организации.

Первые в качестве основной цели создания преследуют извлечение прибыли, а вторые учреждаются для выполнения различных общественно-полезных задач и их прибыль не распределяется между участниками.

Виды некоммерческих организаций указаны в ч.3 ст. 50 ГК. Они включают следующие формы:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные организации, включая политические партии;
  • общественные движения;
  • союзы и ассоциации, включая некоммерческие партнерства;
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи структуры;
  • общинные объединения малочисленных народов;
  • фонды;
  • муниципальные, государственные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации;
  • религиозные организации;
  • публично-правовые компании;
  • адвокатские палаты и адвокатские образования.

Частью 2 указанной статьи предусмотрены такие формы коммерческих организаций, как хозяйственные общества и товарищества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, а также крестьянские (фермерские) хозяйства.

Законом предусмотрена и другая классификация (ст. 65.1 ГК). В ней основное значение придается порядку участия учредителей в управлении организацией.

В унитарных юридических лицах (МУП, ГУП, автономные некоммерческие и религиозные организации, публично-правовые компании, фонды и учреждения) учредители не участвуют в органах управления.

В корпоративных юридических лицах (остальные формы) такое участие происходит.

Общая характеристика всех форм юрлиц приведена в соответствующих нормах ГК, но более детально вопросы их организации и деятельности урегулированы специальными законами.

Особенности основных видов коммерческих организаций

Среди коммерческих организаций наименее редко встречаются товарищества. Это объясняется усложненной процедурой взаимодействия его участников. Производственные кооперативы, предполагающие трудовое участие членов, также редкость.

Видео (кликните для воспроизведения).

Действующий закон не обошелся без квалификации хозяйственных обществ. Юридическое лицо можно создать в форме акционерного общества, либо в форме общества с ограниченной ответственностью. Отличия заключаются в том, как разделен уставный капитал. Если в АО он делится на акции, то участники ООО обладают долями.

Отдельная классификация предусмотрена в отношении акционерных обществ. Если число участников не превышает 50 и акции распределяются между закрытым кругом лиц, то организация может быть зарегистрирована в форме непубличного АО (ЗАО). В том, случае, если компания не соответствует одному из критериев, она регистрируется в форме ПАО (ст. 97 ГК). Это объясняется тем, что такие системы должны предусматривать особое регулирование правоотношений акционеров.

Особенности регистрации юридических лиц

Согласно ст. 51 ГК, юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующих сведений в процессе государственной регистрации. Она считается совершенной с момента внесения сведений в ЕГРЮЛ. Положения этой нормы конкретизированы в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц». Он предусматривает представление определенного набора документов.

Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц связаны с тем, какая форма была выбрана учредителями, а также их количеством.

Если их несколько, то решение о создании оформляется протоколом собрания, а при единственном участнике будет достаточно соответствующего письменного решения.

Весь пакет документов (устав, решение (протокол) и документ об оплате госпошлины) подается в налоговую инспекцию, осуществляющую функции государственной регистрации юрлиц, по месту нахождения организации вместе с заявлением установленной формы, подписи на котором удостоверяются нотариусом.

Бывают случаи, когда сотрудник регистрирующего органа требует договор аренды помещения, по месту нахождения организации. Такое требование абсурдно и незаконно, поскольку на момент подачи документов у нее отсутствует правоспособность и государственная регистрация. Организация не может заключать сделки до своего создания.

Особенности регистрации отдельных видов юридических лиц (политические партии и др.) предусматривают обращение в Минюст. Перечень документов для таких организаций гораздо шире.

Классификация юридических лиц по российскому гражданскому праву. Корпоративные и унитарные юридические лица.

Существуют несколько способов классификации юридических лиц. В действующем гражданском законодательстве все юридические лица, в зависимости от характера деятельности, разделяются прежде всего на коммерческие и некоммерческие. К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Полученная прибыль распределяется между участниками (учредителями). Это хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, крестьянские хозяйства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Ни в каких иных организационно-правовых формах, кроме названных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50. ГК). Это так называемые профессиональные участники оборота.

Читайте так же:  У сотрудника нет прописки что делать

К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, фонды, ассоциации (союзы) юридических лиц, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества и другие прямо предусмотренные законом виды юридических лиц (п. 3 ст. 50 ГК), (например, торгово-промышленные палаты и некоммерческие партнерства). По основным целям некоммерческие организации можно разделить на: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, другие. Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна соответствовать двум условиям:

* Служить достижению поставленных перед организацией целей и соответствовать этим целям по своему характеру (например, общественная организация вправе осуществлять издательскую деятельность, но не вправе осуществлять торгово-посредническую деятельность).

* Кроме того, полученную прибыль не может распределять между своим участниками (учредителями), а должна направить на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей

юридического лица на членство в юридическом лице, его высшем органе, закон разделяет все юридические лица на 2 группы (ст. 65.1 ГК РФ):

Первую группу составляют те юридические лица, учредители которого обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ.

Вторую группу составляют юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Такие юридические лица называются унитарными. К ним относятся: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Таким образом, первая группа юридических лиц предоставляет своим учредителям корпоративные права, в то время как вторая – лишь право собственности или иное вещное право на имущество юридического лица.

Также существует деление юридических лиц на корпоративные и государственные и муниципальные унитарные предприятияв зависимости от прав учредителей в отношении имущества юридического лица.

В зависимости от способов создания и целей деятельности правовая наука также подразделяет юридические лица на публичные и частные (В ЛЕКЦИИ НЕ БЫЛА ВЫДЕЛЕНА ДАННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ).К юридическим лицам публичного права принято относить те организации, которые создаются помимо воли частных лиц, путем издания правовых актов органами государственной власти и управления. Прежде всего, это казна РФ (в лице Министерства финансов РФ), а также государственные (муниципальные) предприятия и учреждения.

Гражданский кодекс подразделяет юридические лица в зависимости от правового режима их имущества на три категории: субъекты права собственности (товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений); субъекты права хозяйственного ведения(государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия) и субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения). Некоторые виды культурных, образовательных и других учреждений (театры, музеи, учебные заведения и т.д.) обладают также правом самостоятельного распоряжения доходами, полученными от разрешенной предпринимательской деятельности (ст.298 ГК).

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 676 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Корпоративные и унитарные юридические лица как субъекты предпринимательских отношений

Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица

1. Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

2. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Корпоративный договор

Статья 67.2. Корпоративный договор

17.Муниципальное образование как субъект предпринимательского права, правовой режим муниципального имущества.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Некоммерческие унитарные организации

— юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Разъяснение

— это юридические лица, не имеющие членства, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

К некоммерческим унитарным организациям относятся:

Фонды — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Учреждения — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Автономные некоммерческие организации — унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Религиозные организации — добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Публично-правовая компания — унитарная некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, наделенная функциями и полномочиями публично-правового характера и осуществляющая свою деятельность в интересах государства и общества.

Государственная корпорация — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Читайте так же:  Рассмотрение дел о взыскании алиментов подсудсность и подведомственность

Правовое положение некоммерческих унитарных организаций регулируется параграфом 7 «Некоммерческие унитарные организации» главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Унитарные и корпоративные некоммерческие организации

Некоммерческие организации подразделяются на две группы: Некоммерческие корпоративные организации и Некоммерческие унитарные организации.

Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные организации и у коммерческих организаций.

Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. «Корпоративные и унитарные юридические лица» Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

«Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.»

Дополнительно

Некоммерческие корпоративные организации — юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационно-правовая форма — способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности

Понятие и виды унитарных юридических лиц.

Одним из видов коммерческих организаций являются также государственные и муниципальные унитарные предприятия, правовое положение которых определено ГК РФ, а также Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

В форме унитарных предприятиймогут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

[3]

Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:

1) управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной;

2) обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления);

3) наделяются специальной (а не общей) правоспособностью;

4) являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям).

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:

· федеральное государственное предприятие;

· государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:

· федеральное казенное предприятие,

· казенное предприятие субъекта РФ,

· муниципальное казенное предприятие.

Казенные предприятия отличаются от других государственных и муниципальных предприятий тем, что:

1) наделяются вещным ограниченным правом оперативного управления, тогда как другие государственные предприятия имеют право хозяйственного ведения;

[2]

2) право оперативного управления значительно уже права хозяйственного ведения;

3) казенные предприятия не вправе самостоятельно распоряжаться не только недвижимым, но даже и движимым имуществом;

4) в отличие от других государственных предприятий, не могут объявляться банкротами;

5) государство (Российская Федерация или субъект РФ) несет дополнительную ответственность по обязательствам казенных предприятий при недостаточности их имущества;

6) в казенных предприятиях не формируется уставный фонд, в то время как в предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения такой фонд создается (размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда).

8. Государство и иные публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Понятие публичных образований. Наряду с физическими и юридическими лицами, самостоятельными участниками гражданского оборота признаются Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования (абз. 2 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 124 ГК). Особенности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований как юридического лица, а точнее – публичного образования как вида юридического лица, заключаются в следующем:

· В качестве участников гражданских отношений юридические лица и публичные образования относятся к одной родовой группе, что позволяет, в частности, применять к порядку участия публичных образований в гражданском обороте, например, правила о волеобразовании и волеизъявлении юридических лиц. Однако, принадлежность к общему роду не отменяет видовых различий содержательного и формального характера. Например, цели участия в гражданских правоотношениях юридических лиц отличны от целей участия публичных образований. Юридическим лицом является лишь тот субъект, который признается таковым гражданским законодательством, т.е. создан в соответствующей организационно-правовой форме и надлежащим образом зарегистрирован. Однако ничего подобного в отношении публичных образований законом не установлено.

· Подчеркивается специфика природы Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований именно как субъектов права вообще – носителей публичной власти. Исходя из того, что публичная власть существует для упорядочивания отношений внутри общества при помощи обязательных для всех велений, а неотъемлемым признаком является ее верховенство и независимость от какой бы то ни было иной власти, то любое выражение ее воли закрепляется в форме общеобязательного веления, подкрепленного принуждением различных институтов власти. Вместе с тем, гражданские правоотношения характеризуются юридическим равенством сторон, вне зависимости от статуса субъекта, что противоречит природе представителей публичной власти (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования).

Читайте так же:  Вступление в брак с иностранным гражданином

· Вместе с тем преследуемые публичной властью цели упорядочения и стабилизации общественных отношений обуславливают функциональную направленность деятельности носителей публичной власти и, как следствие, характер и содержание их властных предписаний. Указанная деятельность должна быть направлена исключительно на реализацию общесоциальных задач экономического, политического, культурного и иного характера.Поэтому их участие в гражданском обороте имеет относительно ограниченный характер и с целью реализации задач публичной власти. Этим публичные образования отличаются от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц — субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц, возникающих в результате специальной регистрации.

Иначе говоря, публичными образованиями как участниками гражданского оборота признаются коллективные субъекты, приобретающие гражданские права и несущие гражданские обязанности постольку, поскольку это необходимо в целях реализации задач публичной власти.

Виды публичных образований. Обобщающий термин «публичные образования», вполне приемлемый для гражданско-правового регулирования, не отменяет множественности видов публичных образований. Так, самостоятельными видами публичных образований признаются:

1) Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (п. 1 ст. 1 Конституции РФ);

2) субъекты Федерации, хотя и входящие в состав последней, но признаваемые самостоятельными субъектами гражданского права: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п. 1 ст. 65 Конституции РФ);

3) муниципальные образования — городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения (п. 1 ст. 131 Конституции РФ).

Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции).Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует.

Правосубъектность публичных образований. Публичные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными субъектами — физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК),что предполагает распространение на их деятельность всех остальных общих начал гражданского законодательства (в частности, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и т.п.). Вместе с тем, это не отменяет существования исключений из общих правил, обусловленных субъектной спецификой:

· Во-первых, установлен запрет на осуществление присущих публичным образованиям властных полномочий. Например, публичное образование не может обязать другого участника гражданского оборота вступить с ним в договорные отношения, поскольку свобода договора (абз. 1 п. 1 ст. 421 ГК) подразумевает выраженную добровольно взаимную волю сторон. Необходимо всегда помнить, что неверно усматривать в их действиях принудительность, основанную на властных полномочиях в предусмотренных законом случаях заключения договора в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 421 ГК), так как в данном случае действует общее правило о свободе договоров.

· Во-вторых, невозможно использование каких бы то ни было преимуществ, проистекающих из присущих публичным образованиям властных полномочий. Так, публичное образование не вправе диктовать контрагенту конкретные условия договора, не выгодные для последнего и не соответствующие его интересам, поскольку общим для всех участников гражданского оборота является определение содержания договора по взаимосогласованному усмотрению (абз. 1 п. 4 ст. 421 ГК). Равным образом публичное образование не имеет каких-либо преимуществ при заключении гражданско-правовых договоров по сравнению с другими участниками оборота.

Участие публичных образований в гражданском обороте необходимо постольку, поскольку этого требует реализация задач публичной власти. Однако сама по себе подобная функциональная направленность деятельности не заменяет и не отменяет юридического равенства всех субъектов гражданского права.Иначе говоря, утрата властных полномочий в гражданских правоотношениях не противоречит природе публичных образований как носителей публичной власти.

Поэтому, если регулирование отношений с участием публичных образований построено на началах верховенства последних, если публичное образование пытается привнести в имущественный оборот властно-правовые начала, то это свидетельствует лишь о допущенных публичным образованием нарушениях принципа юридического равенства субъектов гражданского права.

Таким образом, поскольку публичные образования являются видом юридических лиц, то к ним в равной мере применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (п. 2 ст. 124 ГК).

Гражданская правоспобность публичных образований носит исключительно специальный характер, обусловленный особенностями публичных образований как участников гражданских отношений. Поэтому публичные образования могут иметь лишь те права и нести обязанности, которые необходимы для реализации ими задач публичной власти.

Формы участия публичных образований в гражданских правоотношениях. Вопрос о формах участия публичных образований в гражданских правоотношениях традиционно решается следующим образом. Публичные образования наделены возможностью участвовать в гражданском обороте в двух формах:

1) в форме непосредственного участия — самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;

Видео (кликните для воспроизведения).

2) в форме опосредованного участия — через представителей (п. 3 ст. 125 ГК), т.е. посредством установления отношений представительства (гл. 10 ГК).

Источники


  1. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.

  2. Баранов, Д. П. Адвокатское право. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Д.П. Баранов, М.Б. Смоленский. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 368 c.

  3. Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права; Остожье; Издание 255-е, 2013. — 576 c.
  4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются… и др. / С.Е. Десницкий. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 193 c.
  5. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Унитарные юридические лица понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here