Целостность государства понятие ее обеспечение

Главное по теме: "Целостность государства понятие ее обеспечение" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности государства

Федоров В.П., начальник юридического отдела ОАО «Рудас», соискатель Северо-Западной академии государственной службы.

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение суверенитета: суверенитет (от фр. souverainete — верховная власть) — верховенство и независимость власти . Понятие «суверенитет» длительное время было непосредственно связано с понятием «суверен-властитель», которое в прошлом активно использовалось мыслителями для определения государства .

Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2001. С. 380.
Кокошин А.А. Реальный суверенитет в современной мирополитической системе. М.: Европа, 2006. С. 47.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4 Конституции РФ).

Государственная целостность РФ — конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственная целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность или политическое (государственное) единство страны. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Существование народов и государств немыслимо без их суверенитета. В конституциях всех стран закреплено, что источником суверенитета является народ. А инструментом реализации его суверенитета является государство.

Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст. 71).

Конституция с ее базовыми ценностями, с одной стороны, признает верховенство, приоритет международного права над национальными законами. И это прежде всего признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а с другой стороны, Конституция закрепляет государственный суверенитет РФ как нации, объединенной с другими суверенными и равноправными нациями в рамках ООН. Главенство Конституции является высшим выражением суверенитета всего народа России.

Гарантиями, обеспечивающими целостность России как федеративного государства, являются отсутствие в Конституции страны нормы, предусматривающей право субъектов Федерации на сецессию — односторонний выход из нее; закрепление в Конституции принципа взаимного согласия субъектов Федерации при изменении между ними границ (ч. 3 ст. 67). «Это является логичным следствием того, что Россия — конституционная федерация. Прямой обязанностью государства является всеми законными способами не допустить ущемления интересов государственной целостности, осуществляющегося в любой форме» . Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч. 1 ст. 6); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ русского языка (ч. 1 ст. 68) и др.

Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность — главные принципы современной Российской государственности // Государство и право. 2004. N 4. С. 6.

На современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета и территориальной целостности становится все более значимой. Среди общенациональных задач в настоящее время рассматриваются повышение конкурентоспособности экономики, инвестиционной привлекательности России, противодействие дискриминации на внешних рынках, кардинальное увеличение ВВП, интеграция России в мировую хозяйственную систему, развитие внешнеполитической деятельности с целью модернизации страны на основе сотрудничества в области научно-технической, образовательной, культурной, гуманитарных контактов .

Полякова Т.М. Суверенитет государства и глобализация // История государства и права. 2007. N 7. С. 4.

В нашей стране разработана и введена в действие Концепция внешней политики Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. В соответствии с Концепцией высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия направлены на достижение одной из основных целей, такой как обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала.

Президентом в 2007 г. была озвучена его позиция, касающаяся суверенитета России. «Суверенитет — это очень дорогая вещь, и на сегодняшний день, можно сказать, эксклюзивная в мире. Для России суверенитет — не политическая роскошь, не предмет гордости, а условие выживания в этом мире. Россия — такая страна, которая. будет либо независимой и суверенной, либо, скорее всего, ее вообще не будет» . Российское понимание суверенитета можно определить как условие физического и психологического сохранения России, российской государственности и этнической идентичности в современном мире, достижение суверенитета путем сохранения и расширения демократии в России.

Читайте так же:  Рассмотрение дел о взыскании алиментов подсудсность и подведомственность

Шатилов А. Суверенитет — не политическая роскошь, а условие выживания // Российская газета. 2007. 2 окт.

Несмотря на многочисленные изменения, которые происходят в мире в последние десятилетия, суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. И как отмечает в своей статье Валерий Зорькин, «в отличие от ситуации, сложившейся после заключения Вестфальского мира в 1648 году, сегодня объем суверенитета демократических правовых государств существенно ограничен внутренними и внешними факторами, а также правовыми нормами. Однако положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми, в том числе и в Российской Федерации: верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории» .

Зорькин В. Апология Вестфальской системы // Российская газета. 2006. 22 авг.

Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.

При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сильное государство — ядро национальной и экономической безопасности.

Как утверждают некоторые авторы, сегодня не обсуждается необходимость суверенитета для России, эта тема и без того признана первостепенной и актуальной. Вопрос в том, как сохранить суверенитет и гарантировать наличие демократических институтов. Применяемые ранее механизмы стандартной государственной военной машины для сохранения страны от внешних угроз не дают прежнего эффекта. Напротив, эффективным средством являются сильная национальная экономика, промышленность, занятость граждан, справедливые, обеспечивающие достойную жизнь доходы и как следствие всего этого — национальная безопасность страны.

В завершение хочется сказать, что Россия была и остается суверенным государством с древней и богатой историей. Естественно, самобытны и российские государственные институты, и менталитет большинства населения — русских, да и других народов, населяющих нашу страну. Россия идет к общечеловеческим ценностям, таким как демократия, своими путями с учетом традиций, истории, многонационального характера государства, географического положения. Она, впрочем, как и многие другие страны, не приемлет безосновательных и абстрактных зарубежных поучений и тем более навязывания тех или иных моделей построения общества, форм управления. Однако необходимо, чтобы все это, укладывающееся в понятие государственного суверенитета, не использовалось теми, кто пытается и внутри страны, и вне ее отделить Россию от происходящих объективных процессов — глобализации, транснационализации экономической деятельности, сближения различных цивилизаций. Отстаивать интересы России и всего ее населения необходимо. Но это должно происходить без унизительного, вредного и опасного для нас противопоставления другим народам и странам .

Примаков Е. 2006: успехи, но диспропорции // Российская газета. 2007. 16 янв.

26.2. Целостность государства, государственный и национальный суверенитет

Для государства как определенной социально-политической системы есть такая истина, которая одновременно придает ему и жизненную силу, и «вечность». И она заключена в его целостности и суверенности как первостепенных условиях бытия государст­венно-организованного общества: от возникновения, развития и до совершенного состояния. Эта та закономерность, которая оди­наково верна для любого исторического типа государства.

Если целостность государства предполагает прежде всего на­личие целостной политической власти, т.е. внутренне единой, про­истекающей из одного источника, опирающейся на общие и обя­зательные основы системообразования, то последняя мыслится только как власть, обладающая независимым или суверенным со­стоянием. Целостность как интегративное качество системы мо­жет сопутствовать только суверенному государству, только суве­ренной политической власти.

Целостность не может существовать в государстве, где отсут­ствуют социальное равновесие, стабильность общественных отно­шений, единство экономического, политического, правового, тер­риториального пространства. В одном государстве не может быть несколько государств. Любые ссылки на конфедеративное устрой­ство не могут быть приняты во внимание, поскольку конфедера­ция — это не государственно-правовое, а международно-правовое образование. Одна государственная целостность, одна политичес­кая власть, один государственный суверенитет — таковы объек­тивные основы устойчивости социально-политической системы. Полновластие господствующего класса или всего народа, обладаю­щее такими признаками, как постоянство, нераздельность, неог­раниченность и т.п., составляет не только сердцевину целостности государства, но и основу государственного суверенитета. Меха­низм совместного действия общества и политической власти обес­печивает как целостности, так и суверенитету государства всеоб­щий, императивный характер, превращает их в реальность.

Целостность государства и его суверенитет — это явления не только фундаментального политико-правового значения. Их ис­токи уходят в глубь веков, поскольку они появились тогда, когда возникло и само государство. Причем во все времена они не пере­ставали быть определяющими условиями жизнеспособности госу­дарства. Вместе с тем целостность и суверенитет государства — это следствия целостности и суверенитета политической власти общества. Поэтому в широком смысле слова государство и есть целостная и суверенная политическая власть, материализован­ная в определенной политической организации общества. Именно власть как древнейшее и универсальнейшее средство регулирова­ния общественных отношений, свойственная любой социальной организации, обусловливает общественное единство, разрешает противоречия, обеспечивает мир и согласие между различными частями социума, его суверенное состояние.

Располагая собственными политико-управляющими структура­ми, иерархизированной, субординированной и относительно зам­кнутой организацией, политическая власть имеет совершенно осо­бое значение в процессе формирования целостного и суверенного государства. Только сильная власть может дать великие реформы.

Исторически как целостность, так и суверенитет государства сформировались постепенно, в результате ожесточенной борьбы различных социальных сил, отвоевывания жизненного простран­ства в столкновениях с другими народами и государствами. Поэ­тому они сопутствуют государству как единой политической ор­ганизации, как определенному союзу людей и социальных групп на всем протяжении его развития.

[3]

Каждое из этих понятий по своей сущности едино и неделимо. Они поддаются лишь условному, теоретическому расщеплению. Включая в себя разнообразные компоненты — экономические, по­литические, социальные, правовые, духовные и др., находящиеся между собой в определенной органической взаимосвязи, — они не могут быть представлены в каком-то фактическом, автономном срезе. Невозможна, например, правовая целостность без полити­ческой, а государственный суверенитет — без территориальной или экономической независимости.

Читайте так же:  Медицина и здоровье

Целостность и суверенитет являются выражениями не просто целостно-суверенной политической власти, а власти легитимной как на национальном, так и международном уровне. Степень раз­витости производительных сил общества, демократии, культуры, права и свободы человека выступают естественными факторами, ограничивающими возможности власти, государства.

Важную роль в познании и решении проблемы соотношения целостности и суверенитета государства играет вопрос о взаимо­связи территориальной целостности как части общегосударствен­ной целостности и его суверенитета. Как известно, полнота власти государства на своем географическом пространстве исключает любое правомерное проявление здесь власти других государств и международных организаций. Всякое ограничение территориаль­ной целостности и суверенитета возможно лишь с его непосредст­венного согласия и в соответствии с нормами международного права. Осуществление государством на своей территории суверен­ной власти означает обязанность для других государств соблюдать неприкосновенность данной территории. Всякое противоправное нарушение целостности или неприкосновенности государственной территории означает и нарушение верховенства политической власти и общества.

Итак, территориальная целостность самым тесным образом связана с суверенитетом государства. Однако, последний является более широким понятием, чем территориальная целостность го­сударства. Суверенитет проявляется не только в верховенстве по­литической власти на конкретном географическом пространстве, но и в определенной юрисдикции над гражданами, проживающим населением. Суверенитет государства предполагает его целост­ность, неприкосновенность территории.

Вместе с тем принцип территориальной целостности государ­ства ввиду его особого значения в процессе обеспечения социаль­но-политической гармонии в мире имеет и некоторый самостоя­тельный смысл. Так, Устав ООН требует от государств, в частнос­ти, уважать и соблюдать территориальную целостность друг друга, предписывает всем членам этой организации воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее примене­ния как против территориальной неприкосновенности или поли­тической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций» (п. 4 ст. 2).

Современное международное право возводит принцип соблю­дения и уважения суверенитета, территориальной целостности в качество безусловного императива, возникающего исключитель­но из самого факта существования государства и не зависящего от иных причин. Причем государства не только должны соблюдать эти нормы в своих внешнеполитических отношениях, но и обяза­ны пресекать все попытки использовать собственную территорию для каких-либо акций, нарушающих суверенитет и территориаль­ную целостность других государств.

Все сущностные характеристики целостности и суверенитета государства охватывают главные стороны жизни политической ор­ганизации общества. Без них оно было бы неполноценным, не­полным, ограниченным. Ввиду особой их важности они обычно закрепляются в конституционном порядке в качестве основ госу­дарства. Например, в ст. 4 Конституции Российской Федерации провозглашается, что ее суверенитет распространяется на всю ее территорию; что государство обеспечивает целостность и непри­косновенность своей территории.

Каждая историческая эпоха, наполняя политическую жизнь своим особым содержанием, придает специфические формы и це­лостности и суверенитету государства. Так, в условиях феодализма целостность и суверенитет государства были построены как на ос­нове многоступенчатости политической лестницы, так и на строго иерархизированных началах. Правовая же государственность не­мыслима без верховенства права как принципа функционирова­ния государственного механизма. Другими словами, целостность и суверенитет государства также динамичны, как и само государ­ство, само общество, сама жизнь. Только в движении возможно существование социума, только в развитии возможны его целост­ность и суверенитет.

Целостность и суверенитет государства неразрывно связаны не только с политикой, экономикой общества, его правовой направ­ленностью, ментальными, духовными, культурными характерис­тиками. С появлением наций, национальных движений, нацио­нальных государств они органически сливаются и с национальным вопросом. Сохраняя свое социальное значение, объективную при­роду, они одновременно приобретают и национальный колорит, национальную окраску. Еще Ж.Ж. Руссо исходил из того, что как ни абсолютна, как ни священна верховная власть, но она не долж­на выходить за границы общественного договора, на основании которого всякий может располагать той долей имущества и сво­боды, которая оставлена ему этим договором, так что суверен ни­когда не имеет права обременять одного подданного больше, чем другого, потому что тогда дело становится частным и власть су­верена недействительна * . Иначе говоря, целостность государства и его суверенитет, политическая власть легитимны при условии соответствия интересам общества, естественным правам и свобо­дам личности, общечеловеческой нравственности, национальной культуре.

8 См.: Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре как начале политического права. М., 1906. С. 53.

Субъектом целостного и суверенного государства может быть исключительно народ в лице его полномочных представителей. Одна социально-политическая целостность, один государствен­ный суверенитет и один их источник и носитель — все это логи­ческим образом вытекает из самой природы политической власти как реальной и легитимной силы общества, способной обеспечить естественные права и свободы человека и гражданина, целостность общества и государства. Умножение числа субъектов целостности и суверенитета государства фактически ведет к девальвации самой их сущности, потере своей определенности, а значит, и ценност­ных свойств.

Как известно, социально-политический, духовный и другой прогресс народов мира идет достаточно неравномерно. Одни из них опережают в своем развитии, другие же находятся на пройденной первыми стадии. Ведь эволюция человечества — отнюдь не плав­ное и равномерное движение, а порой весьма бурный, наполнен­ный различного рода взлетами и падениями поток. Многое здесь является вполне закономерным, но многое и случайным. Поэтому часто на волне национального подъема к власти приходят экстре­мистские силы, строящие на национализме, расизме и т.п. свою политическую карьеру. Эксплуатируя национальные чувства своего народа, они выдают националистические интересы за на­циональные. Отсюда целостность и суверенитет государства порой превращаются в неприступные крепости, отделившиеся и проти­вопоставившие себя всему остальному миру. Подобное в общест­венном развитии молодого государства можно рассматривать как некоторую неизбежную и естественную ступень в процессе соци­ально-политического и духовного утверждения суверенитета и це­лостности нации, своеобразную болезнь роста. Ведь демократи­ческое мировоззрение не приходит в готовом виде, а формируется постепенно, долгим и кровопотливым трудом общества.

Читайте так же:  Как разделить деньги или банковские вклады при разводе

Таким образом, с возникновением национальных государств национальный суверенитет и целостность нации не всегда адекват­но включаются в структуру суверенитета и целостности окружа­ющего мира. Они могут совпадать, сливаться, но могут и проти­воречить, а значит, и отторгаться международным сообществом. Вместе с тем непризнание иностранными державами или между­народными организациями легитимности новой политической власти характеризует не отсутствие ее целостности и сувереннос­ти, а определенную международно-правовую и политическую си­туацию.

Есть народ как этнос и народ как демос; этнос очень редко (особенно в российских условиях) тождествен демосу, и поэтому право народов-этносов на самоопределение — нонсенс, потому как этнос не есть субъект права в отличие от средневековья, когда он был, по сути, сословием. Народ-демос, проживающий на дан­ной территории, в рамках исторически сложившегося региона, имеет полное право на самоопределение, т.е. на выделение дан­ного региона в самостоятельную административную единицу и на последующее изменение статуса этой территории вплоть до образования нового субъекта федерации или даже суверенного государства. Естественно, при соблюдении законов, интересов меньшинств, прав человека, демократических принципов. Еди­ница суверенности — все, без изъятия, население данного регио­на, хотя фактически там могут доминировать определенный этнос или религиозная община.

Успешное построение целостного суверенного государства воз­можно лишь при опоре на нравственные ценности и взаимоотно­шения между людьми и народами на основаниях соборности, солидаризма, интернационализма.

26.1. Целостность — признак и ценностное свойство государства

Государство — это одна из разновидностей социальных сис­тем * , которому наряду с его известными и исследованными ранее признаками — публичная власть, территория, право и др. — свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

* Система — множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. (Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С.18).

Видео (кликните для воспроизведения).

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ве­дущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что це­лостность выступает условием существования системы (государ­ства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целост­ность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тен­денцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, со­циально-политической системы, взаимодействия их свойств, при­знаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Целостность — это определенный ориентир развития общест­ва, социально-политической системы, своеобразный дирижер, ар­хитектор, обусловливающий всю композиционную направлен­ность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на пос­ледующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы воз­никшей социально-политической целостности, преобразует их со­гласно ее природе. Этот феномен социально-политической дейст­вительности с предельной отчетливостью демонстрирует классо­вую, гуманистическую или иную другую сущность данной госу­дарственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исто­рического долголетия государства как системы.

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобра­зуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это про­исходило, например, с первобытными социальными регуляторами, т.е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нор­мативно-правовые акты, отчасти отвергнуты как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляю­щаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначе­нии. Отсюда целостность государства относится ко всем проявле­ниям государства — как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правяще­го режима и не только определенным результатом предшествую­щего исторического развития общества. Охраняя свою целост­ность — политическую, экономическую, территориальную, пра­вовую, социальную, идеологическую — государство в лице пуб­личной власти охраняет господствующий правопорядок, защища­ет общество от асоциальных проявлений, от распада обществен­ности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных от­ношений, но и его (т.е. государства) природный «инстинкт», с по­терей которого возникают различного рода социальные катаклиз­мы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рас­сматривать как признак государства, выражающийся в его ус­тойчивости, стабильности, реализующийся в определенном поли­тическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность — первичный доминирующий и детерминирую­щий фактор государства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объ­ективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и эле­ментов и, во-вторых, что целостная социально-политическая сис­тема — единственно возможная форма существования государст­ва. Последнее может быть различным по форме правления, госу­дарственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелост­ная система — теоретический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его политической деградацией, развалом как опреде­ленной системы, как целого. Перефразируя известные слова Мон­тескьё, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случайности.

Выключение страны из общего контекста развития цивилиза­ции, игнорирование принципов гражданского общества, правовой государственности приводят режим в болото политической стаг­нации, экономического застоя, идеологического догматизма, ду­ховной нищеты и (как закономерный результат) к разрушению, развалу. Кризис основополагающих нравственно-правовых цен­ностей общества, игнорирование закономерностей формирования целостных систем всегда приводят господствующий режим к по­литическому и духовному параличу, грозят разложением самой ткани социальной жизни.

Читайте так же:  Кто имеет право на бесплатную приватизацию квартиры

В обеспечении целостности государства огромную роль играют духовные основы политической системы. При сохранении духов­ных ее ориентиров и при одновременном разрушении единого по­литического, экономического, территориального и правового поля государства, государство как целостная система способно на воз­рождение. Исторические примеры дает, в том числе, история Руси, когда после разного рода разрушений сохранялось единство выс­ших нравственных, духовных ценностей, ставших затем основой для постепенного возрождения русского государства. И огромную роль здесь сыграла церковь — духовный оплот и нравственный гарант русского народа.

Иными словами, какова бы ни была организация государства, его целостность никогда не может быть идентична целостности всего общества как явления, неизмеримо более крупного, более сложного и менее однозначного. В лучшем случае они могут более или менее соответствовать друг другу, дополнять друг друга, но не равняться или быть тождественными друг другу. При опреде­ленных условиях духовная целостность общества, его настрой, шкала утвердившихся моральных и этических норм, формирова­ние которых не всегда поддается рациональному теоретическому объяснению, могут оказаться причиной глубоких перестроек, ка­залось бы, здорового государственного организма. И это, заметим, при стабильных экономических отношениях. Поэтому политичес­кая, экономическая и любая другая целостность государства всег­да должна исходить от целостности общества, и прежде всего ду­ховной, нравственной.

Возникновение целостного государства есть следствие дейст­вия общих причин всеобщей взаимосвязи явлений окружающего человека мира, всеобщей системности, взаимозависимости мыш­ления и бытия. Но на его формирование огромное влияние оказы­вают также и частные причины, характерные для конкретного ис­торического этапа развития общества, которые, не отменяя общие закономерности, отражаются на специфике, особенностях госу­дарственно-организованной системы. Поэтому целостность госу­дарства никогда не бывает близкой, стандартной для всех народов и культур на все времена. Хотя каждая историческая эпоха харак­теризуется собственными и только ей присущими социально-по­литическими параметрами, расстановкой сил, детерминант, при­оритетов и т.д., у нее всегда глубокие национальные, культурные, духовные, ментальные характеристики, уходящие своими корня­ми в глубь веков, в историю народа, общества, государства.

Целостность государства не может быть чем-то аморфным, ир­реальным, искусственно сконструированным. Наоборот, она всег­да должна быть системой строго очерченных правом границ по­ведения субъектов права. Сама ее сущность исключает какое-то произвольное толкование вне зависимости от объективных прин­ципов системной организации целого, выражает неразрывную связь формы с содержанием как своеобразная генетически задан­ная программа для определенного уровня развития, например го­сударства, проявляющаяся в конкретных политических реальнос­тях. Наряду с другими механизмами — историческими, между­народными — целостность государства представляет собой наибо­лее высокий уровень социально-политической организации обще­ства, его нормативно-правового обобщения.

И если в порядке вывода обратиться к некоторым принципам системной методологии, теории целостности государства, то можно отметить, что:

— целостность является таким системным признаком госу­дарства, который выражается в стабильности, устойчивости об­щественных отношений, фиксирует внимание на факторах внут­ренней упорядоченности, организованности, взаимосогласован­ности политической системы;

— не всякое государство является целостной социально-поли­тической системой, но всякое государство не может развиваться, не будучи таковой;

— государство как целостная система может быть различного уровня сложности: от унитарного (простого) до федеративного (сложного);

— целостность государства указывает на тот или иной исто­рический тип государства, уровень развития демократии, куль­туры, статус человека в этой системе как личности и гражданина;

[1]

— как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием человека, уровнем нравственного, духовного развития общества;

— целостность государства проявляется в уровне жизни на­селения, степени социальной защищенности человека, обеспечен­ности гражданских прав и свобод, способности политической влас­ти осуществлять эту власть на легитимных, правовых, нравствен­ных основаниях;

— целостность государства — это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства це­лостности общества — одно из условий стабильности политичес­кой системы;

— целостность государства — это одна из основ политической власти, способ организации, разграничения, соединения, сочета­ния социальных потребностей и интересов; отсюда ее можно рас­сматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство;

— обеспечение своей целостности — один из принципов госу­дарства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориально­го, правового пространства на всей территории страны.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Государственная территория — (англ state territory) в международном и конституционном праве часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом. Составными частями Г.т. являются сухопутная (вся суша, находящаяся в… … Энциклопедия права

Государственная граница Республики Беларусь — Государственная граница Республики Беларусь линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, которая определяет границы Республики Беларусь суши, вод, недр и воздушного пространства[1]. Содержание 1 Границы 2 Стыки с… … Википедия

целостность информации — Способность средства вычислительной техники или автоматизированной системы обеспечивать неизменность информации в условиях случайного и (или) преднамеренного искажения (разрушения) [4]. Государственная техническая комиссия при Президенте… … Справочник технического переводчика

целостность — 2.15 целостность (integrity): Свойство сохранения правильности и полноты активов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

целостность программного обеспечения и данных — 3.17 целостность программного обеспечения и данных: Состояние программного обеспечения и данных, характеризующееся отсутствием изменений преднамеренного или случайного характера [1], [2]. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Государственная территория — (англ state territory) в международном и конституционном праве часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом. Составными частями Г.т. являются сухопутная (вся суша, находящаяся в… … Большой юридический словарь

целостность обрабатываемой информации — 4.7. целостность обрабатываемой информации : Состояние обрабатываемой информации, характеризующееся отсутствием изменений преднамеренного или случайного характера. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Читайте так же:  Взыскание алиментов с иностранного гражданина

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИЗМЕНА — особо тяжкое преступление, совершаемое в форме шпионажа, наносящее ущерб внешней безопасности РФ (ст. 275 УК). Под внешней безопасностью подразумевается суверенитет, целостность и неприкосновенность территории РФ, ее оборона и безопасность… … Энциклопедия юриста

Государственная информационная политика Украины — (укр. Державна iнформаційна політика України) комплекс политических, правовых, экономических, социально культурных и организационных мероприятий украинского государства в сфере воспроизводства и распространения информации. Начиная с 2008… … Википедия

Целостность государства: понятие, ее обеспечение.

Государство – это одна из разновидностей социальных систем, которому, наряду с его известными и исследованными ранее признаками – публичная власть, территория, право и др. – свойственны и определенные системные признаки: целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено прежде всего тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т. д.

Целостность не только свидетельствует об объекте как системе, но и способствует его самостоятельному существованию, придает своеобразный незримый знак качества, выступает объективной тенденцией развития государства. Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т. д. , но в рамках единого, общего или целого.

Целостность – это определенный ориентир развития общества, социально-политической системы, своеобразный дирижер, архитектор, обусловливающий всю композиционную направленность государства, его архитектонику. Детерминация целостности в функционировании социальной системы сказывается и на последующей детерминации системы по отношению к своим частям. В режиме этой обусловленности и синтезируется государство как целое, которое неумолимо подчиняет свои части и элементы возникшей социально-политической целостности, преобразует их согласно ее природе. Этот феномен социально-политической действительности с предельной отчетливостью демонстрирует классовую, гуманистическую или иную другую сущность данной государственно-правовой системы, господствующего политического режима. Именно в нем и заключен секрет дееспособности, исторического долголетия государства как системы.

[2]

Причем многие прежние свойства частей и элементов общества, которые были им присущи до вхождения в политическую систему, исчезают или, напротив, актуализируются. При необходимости и сами отдельные части и элементы общества качественно преобразуются адекватно своему новому состоянию. Именно так это происходило, например, с первобытными социальным регуляторами, т. е. обычаями, которые были отчасти восприняты политической властью и соответственно трансформированы в те или иные нормативно-правовые акты, отчасти отвергнуты, как противоречащие новым господствующим интересам. Поэтому на всех компонентах государства лежит своеобразная печать его целостности, проявляющаяся в определенной его сущности, формах, функциях, назначении. Отсюда целостность государства относится ко всем проявлениям государства – как внутренним, так и внешним.

Для государства целостность выступает не прихотью правящего режима и не только определенным результатом предшествующего исторического развития общества. Охраняя свою целостность – политическую, экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую – государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности как таковой. В обеспечении государством своей целостности видится не только выражение существующих общественных отношений, но и его (т. е. государства) природный «инстинкт», с потерей которого возникают различного рода социальные катаклизмы. Именно поэтому целостность государства и необходимо рассматривать как признак государства, выражающийся в его устойчивости, стабильности, реализующийся в определенном политическом режиме, союзе с обществом, личностью.

Целостность – первичный доминирующий и детерминирующий фактор государства как целого, как системы. Государство не может существовать вне или помимо него. В свою очередь, это означает, что, во-первых, в социально-политической системе объективно необходим примат (верховенство) целого над частями и элементами, целостности целого над целостностями частей и элементов, и, во-вторых, что целостная социально-политическая система – единственно возможная форма существования государства. Последнее может быть различным по форме правления, государственного устройства и политическому режиму, но оно не может быть лишено своей целостности. Государство как нецелостная система – теоретический нонсенс.

Потеря по каким-то причинам государством своей целостности граничит с его политической деградацией, развалом как определенной системы, как целого. Перефразируя известные слова Монтескье, заметим, что миром управляет не фортуна, не фатум и не случайности.

Целостность и суверенитет являются выражениями не просто целостно-суверенной политической власти, а власти легитимной как на национальном, так и международном уровне. Степень развитости производительных сил общества, демократии, культуры, права и свободы человека выступают естественными факторами, ограничивающими возможности власти, государства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, территориальная целостность самым тесным образом связана с суверенитетом государства. Однако последний является более широким понятием, чем территориальная целостность государства. Суверенитет проявляется не только в верховенстве политической власти на конкретном географическом пространстве, но и в определенной юрисдикции над гражданами, проживающим населением. Суверенитет государства предполагает его целостность, неприкосновенность территории.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  3. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
  4. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.
Целостность государства понятие ее обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here