Требования к бюллетеню заочного голосования собственников

Главное по теме: "Требования к бюллетеню заочного голосования собственников" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Новые требования к оформлению протоколов общих собраний.

Изменились требования к оформлению протоколов общих собраний собственников. Приказ Минстроя РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр утратил силу. Теперь правила оформления протокола регламентируются Приказом Минстроя РФ 44/пр от 28.01.2019 «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в МКД».

Большинство указаний остались неизменными, часть правок носит технический характер. Тем, кто не был знаком со старыми требованиями и ранее не проводил собрания (ОСС), лучше ознакомиться с приказом целиком. Для остальных инициаторов мы подготовили этот обзор изменений требований к протоколу ОСС в 2019 г.

1. Когда вопрос об избрании председателя, секретаря, лиц, производящих подсчёт голосов не включен в повестку дня общего собрания, товводная часть протокола должна содержать данные об этих лицах. Раньше состав этих сведений не регламентировался. Теперь же требуется указывать ФИО, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в доме и реквизиты документов, подтверждающих такое право. Таким образом, в указанном случае председатель и секретарь, лица, производящие подсчет голосов, должны быть собственниками помещений (хотя законодатель таких ограничений не устанавливал).

2. Список лиц, принявших участие в собрании (присутствующих) и приглашенных для участия в нём теперь всегда является отдельным приложением к протоколу. Ранее, если присутствующих лиц было не более 15, их список, а также список приглашенных мог указываться в вводной части протокола, теперь п. 15 Требований закрепляет, что Списки присутствующих и приглашенных лиц оформляются в виде приложения к протоколу общего собрания, при этом в протоколе общего собрания указывается общее количество присутствующих и приглашенных лиц с отметкой: «список прилагается (приложение №______________________________ к настоящему протоколу)».

3. Раньше Требования запрещали формулировку вопросов повестки «Разное». В новом приказе Минстрой РФ данный запрет детализирован: не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов с формулировками «Разное», «Другие вопросы» или иными аналогичными по смысловому содержанию формулировками.

4. В разделах основной части протокола по каждому вопросу повестки после слов «РЕШИЛИ (ПОСТАНОВИЛИ)….» указываются принятые решения. Раньше решение могло содержать один или несколько пунктов, каждый из которых нумеровался. Теперь такого положения в приказе не содержится.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5. Изменения коснулись и обязательных приложений к протоколу.

5.1. Реестр собственников может не содержать число голосов, но должен кроме сведений о собственниках (ФИО физического лица, наименования и ОГРН юридического лица), номеров их помещений, реквизитов документов, подтверждающих их право собственности на помещения, содержать:

сведения о форме собственности в отношении каждого помещения,

— сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме,

— сведения о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

Обращаем внимание, что формами собственности, согласно ст. 8 Конституции РФ, являются, в первую очередь, частная, государственная и муниципальная собственность.

5.2. Вместо «сообщения о проведении собрания» теперь требуется «копия текста сообщения о проведении общего собрания». Прежде считалось необходимым к протоколу прикладывать именно то сообщение, которое, например, уже вывесили в местах общего пользования и которое кто-то испортил, сорвал. Теперь указание на приложение носит более понятный характер.

5.3. Реестр вручения сообщений о проведении собрания заменен на «документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47 .1 Жилищного кодекса РФ».

5.4. Как указывалось выше, списки присутствующих и приглашенных лиц теперь обязательно оформляются как приложение. Содержание сведений о присутствующих и приглашенных не изменилось.

Сохранилось требование о наличии в этих списках подписи присутствующих, т.е. принявших участие в собрании собственников или их представителей. На практике при проведении собраний в очно-заочной и заочной формах данное требование бывает трудно реализуемым, т.к. бюллетени могут собираться способами, осложняющими подписание проголосовавшими лицами этих списков.

5.5. «Доверенности (копии)» теперь заменены на документы, удостоверяющие полномочия представителей (например, свидетельство о рождении, устав юридического лица, выписка из ЕГРЮЛ и т.д.). Однако теперь эти документы надо прилагать к протоколу не только в отношении голосующих, но и приглашенных лиц.

5.6. Новые требования к письменным решениям (бюллетеням) собственников: обязательно наличие сведений, позволяющих идентифицировать лиц, их заполнивших, предусмотренных п. 13 Требований, дата заполнения бюллетеней, а также данных о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.

Пункт 13 Требований предусматривает указание следующих сведений:

— в отношении физических лиц — ФИО (последнее — при наличии) собственника и (или) его представителя (в случае его участия в общем собрании), указываемые согласно документу, удостоверяющему личность гражданина; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего это право; количество голосов, которыми обладает данное лицо; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя собственника (в случае его участия в общем собрании); подпись собственника помещения в многоквартирном доме либо его представителя;

— для юридических лиц — полное наименование и ОГРН юридического лица в соответствии с его учредительными документами; номер принадлежащего ему на праве собственности помещения (при наличии) и реквизиты документа, подтверждающего право собственности; количество голосов; ФИО (последнее при наличии) представителя собственника; наименование и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя; подпись представителя.

Если ранее большинство этих сведений и так указывалось в бюллетене, то число голосов указывалось не всегда.

5.7. Раньше к протоколу могли быть приложены иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке. Такие решения на практике принимались редко. Теперь к протоколу общего собрания могут прилагаться иные документы в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания.

Важное нововведение: ответственным за подготовку решений (бюллетеней) собственников теперь является инициатор общего собрания.

6. Добавились требования к технической стороне оформления протокола: страницы протокола общего собрания и каждого приложения к нему должны быть пронумерованы и сшиты секретарем общего собрания, последняя страница протокола должна быть подписана лицом, председательствующим на общем собрании.

7. Конкретизирован случай, когда протокол подписывается не только председателем, секретарем, лицами, производящими подсчет голосов, но и другим собственниками помещений. Речь идет о создании ТСЖ: в силу части 1.1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ, протокол общего собрания, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками, проголосовавшими за принятие таких решений,

В приказе Минстроя данное положение упоминается дважды: сначала несколько некорректно указано на необходимость подписывать протокол «всеми собственниками помещений», а второй раз указание уже соответствует ч. 1.1 ст. 136 Жилищного кодекса РФ: протокол подписывается «всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие решений о создании ТСЖ и утверждение его устава».

Читайте так же:  Как развестись через госуслуги

Кроме изменений процедуры оформления протокола утвержден Порядок направления подлинников решений и протоколов ОСС в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор. Уже больше года действует новая редакция ст. 46 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая направление оригиналов, а не копий (как ранее) протоколов и решений в жилищные инспекции. Согласно этим изменениям и были актуализированы указания Минстроя РФ, которые раньше касались порядка направления копий документов. Порядок практически остался прежним. Дополнено, что в случае, если скан-образы решений, протоколов были размещены в системе до даты направления решений, протоколов в ГЖИ, датой направления подлинников решений, протоколов считается дата размещения их скан-образов в системе.

Требования к бюллетеню заочного голосования собственников

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 О порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством голосования, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 — 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть — юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

Необходимо особо отметить, что количество голосов, которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества голосов, которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества голосов ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество голосов собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество голосов, которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного голосования одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью голосов.

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника. Голосование частью голосов из общего числа голосов, которыми обладает собственник (в том числе — от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю голосов, отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам — от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня, и количество голосов, отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома. При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений. Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество голосов собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные — все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ. В случае выполнения установленных указанными нормами требований порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме — такие действия не противоречат действующему законодательству. Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

Читайте так же:  Документы на приватизацию комнаты в общежитии

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование. Подпись — это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в голосовании. Сведения об участнике голосования, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника. В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью «исправленному верить».

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений, при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в голосовании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников. Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете голосов участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.), указанное решение допустимо учитывать при подсчете голосов исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу («за», «против» или «воздержался») определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете голосов именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами. Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
Е.П. Солнцева

Обзор документа

Участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения.

Количество голосов, которым обладает собственник конкретного помещения (помещений), определяется пропорционально площади этого помещения (помещений).

Собственник не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих голосов, все его голоса обязательно учитываются при подведении итогов голосования. При этом собственник имеет право принять только одно решение («за», «против» или «воздержался») по каждому вопросу повестки дня. Количество голосов, отданных за принятое им решение, равно общему количеству голосов, которыми обладает собственник.

Собственник нежилого помещения также может участвовать в общем собрании, количество его голосов пропорционально площади указанного помещения.

Также разъяснения касаются уведомления собственников о проведении общего собрания, необходимости подписи в решении, которое заполняет собственник, наличия в нем исправлений и других технических ошибок.

​Как правильно в 2019 году оформить решение (бюллетень) собственника, участвующего в общем собрании собственников помещений.

07 Февраль 2019

В статье описаны требования Жилищного кодекса РФ к решениям собственников (так называемым бюллетеням) при проведении общих собраний, изложены позиции Минстроя РФ и судов по отдельным вопросам заполнения таких решений.

Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников. Согласно пункту 19 этих Требований, в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования решения собственников являются обязательным приложением к протоколу общего собрания.

Что должно быть обязательно указано в письменных решениях участников собрания, указано в ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ. В бюллетене надо правильно заполнить:

1. Сведения об участнике собрания (это собственник, или член ТСЖ в случае проведения собрания членов ТСЖ). Если за собственника голосует представитель, то наряду со сведениями о собственнике стоит указать данные представителя, включая сведения о документе, на основании которого он действует (например, доверенность). Минстрой России в п.5 Письма от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 указал, что такие сведения должны позволять идентифицировать участника собрания. Минстрой РФ считает, что к таким сведениям относится фамилия, имя и отчество, написанные полностью (при наличии).

Иногда у квартиры несколько собственников. В таком случае решение должен заполнить каждый из них отдельно. Суд может признать несущественным нарушение, если бюллетень заполнят и подпишут одновременно несколько собственников (например, как это сделал Кемеровский областной суд по делу N 33-10125/2018), но лучше не рисковать и не жалеть бумаги для отдельных бланков решений.

2. Сведения о документе, который подтверждает право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в доме. Согласно письму Минстроя России от 17.11.2016 N 38396-ОД/04 собственники помещений, не имеющие свидетельства о регистрации права собственности (зарегистрировавшие право собственности после 15 июля 2016 года), для участия в общем собрании и правильного оформления своего письменного решения должны предоставить выписку из ЕГРП и указать в решении информацию о такой выписке.

Отсутствие сведений о документе, подтверждающем право собственности, часто устанавливается судами при оспаривании решений общих собраний. Одни суды считают это серьезным нарушением, и исключают бюллетени с такими дефектами из подсчёта голосов. Другие суды относятся к этому нарушению более лояльно.

Читайте так же:  Оформление покупки земельного участка у собственника

Свердловский областной суд в апелляционном определении по делу N 33-13481/2018 согласился с нижестоящим судом в том, что из подсчета голосов надо исключить решения, в которых в строке для сведений о документах, подтверждающих право собственности указан только вид документа – свидетельство, договор о приватизации без указания их реквизитов. По другим бюллетеням суд отметил, что указание номера регистрационной записи, номера и даты выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности либо даты заключения договора, не противоречат ч. 5.1 ст. 48 Жилищного кодекса РФ.

Такое же мнение о необходимости исключения не полностью заполненных решений из подсчета высказал Хабаровский краевой суд в определении от 17.12.2018 N 44Г-207/2018.

Пензенский областной суд по делу N 33-3165/2017 не стал исключать из подсчета такие решения собственников, он указал, что отсутствие сведений о документе, подтверждающем право собственности, является несущественным нарушением, оно не может быть основанием для признания решения недействительным, с учетом того, что проголосовавшие лица свою волю выразили. Суд также учел, что при проведении собрания составлялся список собственников, принявших участие в голосовании, где были указаны сведения о документах, подтверждающих право собственности.

Практика арбитражных судов также противоречива.

Например, Восьмой арбитражный апелляционный суд рассматривал дело N А70-1658/2018 о реконструкции, требующей согласия всех собственников. При этом в большинстве бюллетеней не было сведений о документах, подтверждающих право собственности участников собрания, а в некоторых даты выходили за период проведения собрания. Суд пришел к выводу, что эти обстоятельства не позволяют утверждать, что все 100% собственников помещений в многоквартирном доме в установленном законом порядке проголосовали «За» по вопросу дачи согласия на уменьшение общего имущества дома.

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении по делу N А75-269/2017 написал, что такое нарушение само по себе не свидетельствует о фактическом неучастии в собрании собственников и о необходимости исключения таких решений при определении кворума.

3. Решения по каждому вопросу повестки дня, которые могут быть выражены формулировками «за», «против» или «воздержался».

Никаких голосований путем выбора того или иного решения из списка вариантов (например, перечня управляющих организаций, из которых предлагается выбрать одну) Жилищный кодекс РФ не предусматривает.

Неоднозначное решение вынес Липецкий областной суд по делу N 33-2143/2018. Для волеизъявления собственников в документах были указаны формулировки вопросов и соответствующие графические обозначения о том, что в случае голосования собственника «за» следует поставить «+», в случае голосования «против» поставить «-«, в случае «воздержался» поставить «возд». Суд указал, что у собственников, принявших участие в голосовании, имелась реальная возможность поставить в соответствующих графах обозначения, отражающие их действительное волеизъявление, то есть проголосовать как «против», так и «за», либо воздержаться от принятия решения. «Довод о том, что знак «-» мог быть легко переделан в знак «+» носит предположительный характер, и никаким объективными доказательствами не подтвержден», указал суд.

Мы же рекомендуем выделять после каждого вопроса отдельные три пустые графы, озаглавленные «ЗА», «ПРОТИВ», «ВОЗДЕРЖАЛСЯ», для проставления собственников одной однозначной отметки о своем выборе.

Минстрой России в упомянутом Письме от 05.10.2017 N 35851-ЕС/04 указал, что решение собственника должно также содержать его подпись, так как она подтверждает волеизъявление участника собрания. Если подписи нет, то нельзя установить факт выражения собственником своей воли.

Свердловский областной суд в апелляционном определении по делу N 33-12587/2018 указал, что если решение собственника состоит из нескольких листов, то собственник должен подписать каждый лист, либо решение должно быть скреплено таким способом самим собственником, который бы исключал возможность замены отдельных неподписанных листов.

В судебной практике часто встает вопрос о необходимости указания даты подписания в решении.

Санкт-Петербургский городской суд по делу N 33-25064/2018 указал, что действующее жилищное законодательство не относит дату решений собственников к числу обязательных требований к оформлению решения собственника при проведении общего собрания. С учетом того, что в суд не было представлено доказательств того, что решения собственников получены после даты окончания голосования, суд не стал исключать бюллетени из подсчета результатов голосования.

Верховный Суд РФ определением от 17.07.2018 N 5-КГ18-51 отменил решения нижестоящих судов г. Москвы, которые при проверке бюллетеней исключили из подсчета голосов решения, не содержащие даты их подписания. Он пояснил, что закон не обязывает указывать в решениях собственников дату. При наличии сомнений в том, были ли сданы решения в период голосования, суд должен был предложить сторонам представить дополнительные доказательства, решить вопрос о допросе участников голосования в качестве свидетелей.

Можно ли не оформлять решения собственников отдельными листами, а сделать один лист на всех?

Некоторые инициаторы собрания вместо раздачи собственникам отдельных бюллетеней предлагают им проголосовать в едином листе. Суды относятся к такому способу оформления решений в большинстве случаев отрицательно.

[1]

Омский областной суд по делу N 33-7433/2018 пришел к выводу о ничтожности решения общего собрания: в листах голосования собственники ставили отметки в таблице, где в каждой графе указан лишь номер вопроса повестки дня без раскрытия его содержания, а сами листы предназначались для проставления подписей собственников сразу нескольких квартир. При этом вопросы повестки дня были в рукописной форме отражены только на первом листе. «Таким образом, возможность установить факт ознакомления с поставленными на голосование вопросами тех собственников, которые ставили подписи на вторых и последующих листах решений, отсутствует… поставленные на голосование вопросы на первых листах написаны нечетким мелким почерком на фоне печатного текста, что также препятствует установлению действительного волеизъявления проголосовавших собственников, поскольку не позволяет удостовериться в том, что они голосовали именно за утвержденный итоговым протоколом тариф».

Видео (кликните для воспроизведения).

Верховный суд Республики Коми по делу N 33-3112/2018 также указал, что письменные решения собственников не оформлены надлежащим образом — не имеется бюллетеней для голосования, а голосование оформлено в форме подписей на общем листе и в них не указаны сведения о документах, подтверждающих право собственности на помещение.

Почему так важно правильно заполнять решения собственников? В случае оспаривания решения общего собрания, суд может исключить из подсчета голосов неверно заполненные бюллетени, что повлияет на кворум. Отсутствие кворума – самое простое и очень частое основание для признания решения общего собрания недействительным.

Часто жители небрежно относятся к заполнению решений, и внимательному инициатору собрания, другому заинтересованному в результатах голосования лицу приходится снова обращаться к собственникам, чтобы те оформили свои решения как положено. Проблему можно решить, если раздавать участникам собрания «именные бланки» решений, то есть такие документы, где уже заполнены ФИО, реквизиты документа о собственности. Жителям останется только поставить галочки, дату и подпись. Шанс испортить бюллетень существенно сокращается, и инициатору собрания уже не надо переживать об опечатках или неправильном заполнении.

[3]

Требования к бюллетеню заочного голосования собственников

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Образец бюллетеня для голосования на общем собрании собственников в форме заочного голосования

    Приложение
    к протоколу заочного собрания
    собственников помещений
    многоквартирного дома
    по вопросам выбора способа
    управления и заключения договора
    с управляющей компанией

    Читайте так же:  Как осуществить расторжение договора в одностороннем порядке

    Бюллетень для голосования

    Разъяснение порядка голосования: голосующий вправе выбрать только один вариант голосования.

    Решение собственника помещения
    на общем собрании собственников помещений
    многоквартирного дома, расположенного по адресу: … в форме заочного голосования

    Фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица — собственника помещения, сведения о представителе и документе, подтверждающем его полномочия ________.
    Документ, удостоверяющий личность _____________________.
    Свидетельство о праве собственности / регистрационное удостоверение ___.
    Дата выдачи, номер записи в ЕГРН, иные сведения _____________________.
    N помещения (квартиры) ___________________________________________.
    Общая полезная площадь многоквартирного дома ______________________.
    Общая площадь помещения _________________________________________.
    Количество голосов ________________________________________________.

    1. Выборы председателя собрания:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2. Выборы секретаря собрания:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    3. О подтверждении полномочий счетной комиссии по подсчету голосов по вопросам повестки дня заочного собрания в составе:
    1). ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    2) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    3) ФИО, год рождения – собственник помещения № …

    За Против Воздержался

    4. О доведении до сведения собственников помещений в данном доме собственником, по инициативе которого было созвано такое собрание, решений, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итогов голосования путем размещения соответствующего сообщения об этом на первом этаже каждого подъезда и в … (помещения, доступные для всех собственников помещений в данном доме) не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

    За Против Воздержался

    5. О хранении протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосование, в помещении . (место или адрес)

    За Против Воздержался

    6. О поручении управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: _______, управляющей организации.

    За Против Воздержался

    7. О выборе в качестве управляющей организации:
    1). ….. (полное наименование), ИНН _________, ОГРН _____, адрес: _______.

    За Против Воздержался

    2). ….. (полное наименование), ИНН _________, ОГРН _____, адрес: _______.

    За Против Воздержался

    8. Об утверждении текста договора с управляющей организацией (прилагается).

    За Против Воздержался

    9. Об обязании каждого собственника помещений многоквартирного дома по адресу ___________ в срок до _____ заключить договор с выбранной управляющей компанией.

    За Против Воздержался

    «__»___________ ____ г.

    Собственник помещения ___________________/____________________________/ (подпись) (Ф.И.О.)

    В соответствии с п. 6 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации при голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования.

    Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

    В случае если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.

    В соответствии с п. 5 ст. 48 Жилищного кодекса Российской Федерации голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.

    Детальная инструкция по подсчету голосов на общем собрании собственников (ОСС) многоквартирного дома (МКД) в 2019 году

    На встречах лиц, имеющих частную собственность в многоквартирном доме, любые темы, касающиеся недвижимого имущества, выносятся на референдум. Подсчет голосов на общем собрании собственников МКД и процесс проведения этого мероприятия регулирует ст. 48 Жилищного кодекса РФ №188-ФЗ. сбор может проводиться как в очной, так и в заочной форме. Подведение итогов о заседании владельцев жилья в ТСЖ также должен производиться, согласно установленным правилам.

    Порядок проведения голосования и особенности подсчета голосов на ОСС МКД, согласно нормам ЖК России

    Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

    Жилищный кодекс разрешает осуществлять эту процедуру, даже если количество присутствующих на встрече менее 50 процентов владельцев недвижимости от общей численности. Заседание требует определенной подготовки, а вопросы на повестке дня должны отражать интересы жилищного кооператива.

    Подсчитывать итоги на общем собрании собственников жилья следует по установленным правилам. Для этого нужно оформить протокольный лист, в который будут вписаны все лица, присутствующие на голосовании.

    Написание протокола осуществляется строго по образцу. Он должен содержать исчерпывающую информацию о процессе. Существует два варианта подведения итогов. Собственники имею право голосовать не только «за» и «против», в бюллетени также нужно указывать графу – «воздержаться».

    Существует свод правил и порядок подсчета голосов на общем собрании собственников МКД. Подведение результатов должен производиться правильно. На встречах всегда назначается ответственное лицо за проведение данного мероприятия.

    Чтобы иметь представление о порядке этого процесса, рассмотрим основные пункты:

    1. ОСС, благодаря законодательству, наделен рядом полномочий. К перечню относится способ управления, выбор компании, утверждение тарифных ставок относительно ремонтных работ и дата их начала.
    2. Собрания проводятся регулярно. Всех членов оповещают заблаговременно, путем объявлений или писем (заказная форма).
    3. Без протокольного освидетельствования ни одно решение не может быть принято.
    4. Собственники, которые не обладают возможностью присутствовать лично, вправе оформить доверенность на любого человека по своему усмотрению или проголосовать заочно, если такой формат предполагался в уведомлении.
    5. Вся документация заполняется строго по образцу.

    На заметку: подсчитать голоса можно только по бюллетеням, а принятие решения должно подкрепляться составленным документам и подписью ответственных лиц. Необходимо проверять правильность манипуляций и вести протокол.

    Регламент проведения процедуры

    Процедура проведения встречи и референдума должна быть организована. Считаются голоса на общем собрании собственников жилья после того, как мероприятие завершено. Чаще всего это происходит за закрытыми дверьми выбранными лицами – инициативная группа, Совет дома, представитель УК. Они несут полную ответственность за прозрачность процесса.

    Основные нюансы процедуры:

    1. Форма голосования может быть очной, заочной и очно-заочной.
    2. Должен соблюдаться кворум.
    3. Обязательное ведение протокола.
    4. Результат фиксируется в реестре. В расчете прописывается – сколько людей участвовало в процессе и их данные:
      • Ф.И.О.;
      • номер квартиры и ее метраж;
      • контактные сведения.
    5. Человек, выступающим инициатором проведения встречи, обязан поставить в известность вех владельцев недвижимости. Осуществить это мероприятие необходимо не позднее, чем за десять суток.

    На заметку: соблюдение формальностей наделяет заседание легитимностью, что подтверждается документально.

    Бюллетень – его функция, требования к составлению и хранению

    Подсчет голосов общего собрания собственников многоквартирного дома проводится на основании корректно заполненных бюллетеней. Этот документ является официальным на всех видах заседаний и зафиксирован в статье №63.

    Считать их должны люди, которых избрали заранее для этой процедуры. Бюллетень бывает, как для очного, очно-заочного, так и для заочного голосования.

    Счетная комиссия

    Утверждение счетной комиссии – основополагающий момент. Полный список лиц указывается в протоколе и хранится три года. В состав могут включать как юридических, так и физических лиц. Главное, чтобы они являлись владельцами недвижимости в конкретном доме.

    Читайте так же:  Приватизация квартиры с прописанным несовершеннолетним ребенком

    Для принятия участия в счетной комиссии, нужно, чтобы жильцы выбрали этого человека. Количество и состав устанавливается также путем голосования. Те, кто не обладает имуществом в МКД не вправе стать членом Совета дома.

    На заметку: основная задача комиссии – засвидетельствовать правильность проведения процедуры и обеспечить беспристрастность подсчета. Считаться положено при закрытых дверях, а решение выносить в письменном виде на публичной информационной доске.

    Количество голосов для принятия решения

    Каждый жилец обладает голосом. Единицы (процентное соотношение) приравнивается к метражу собственности. Рассмотрим пример: человеку принадлежит квартира в 50 м 2 , а по реестру общая площадь МКД равна 4000 метрам, соответственно из 4000 в его компетенции находятся 50.

    На заметку: подсчитать голоса на общем собрании собственников можно на примере с учетом предложенной формулы.

    Для принятия решения достаточно третьей части всех голосов. Используя калькулятор, можно выяснить, что при такой ситуации численность составляет – 1739.

    Расчет производится по формуле: общую площадь МКД разделить на 2 /3.

    То есть в голосовании должны принимать решение, как минимум 35 квартир с таким метражом.

    Понятие кворума

    Кворум означает число или процентное соотношение, необходимое для того, чтобы встреча или заседание состоялось. Количество голосующих лиц не должно быть ниже 2 /3об общей численности. Для определения кворума, требуется произвести несложный расчет.

    Пример: если квартира 43 м 2 , а площадь дома 5000, то: 43/5000*100=0,86% (процент, учитывающийся при референдуме за этим жильцом).

    Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

    На заметку: чтобы проголосовать, а потом подвести итог, ведомость должны заверять все представители счетной комиссии ЖСК согласно положениям, отображенным в Уставе МКД.

    Калькулятор подсчета голосов на собрании жильцов МКД

    Недвижимостью может выступать не только квартира, но и подсобные помещения. Собственники таких площадей также имеют право голоса. Чтобы произвести подсчеты верно, можно использовать калькулятор.

    Зачастую он создается в формате Exel самостоятельно или воспользоваться инструментом в интернете. Для этого необходимо вбить в поисковую строку «калькулятор для голосования на собрании». Мировая сеть выдаст несколько ссылок по запросу, из которых выбирается нужный вариант. Затем, пользователю требуется выставить параметры организации и вести сведения.

    Порядок голосования юр. лица в протоколе общего собрания жильцов в МКД

    Юридическое образование также может являться владельцем недвижимости и права на заседаниях у них равнозначны с другими собственниками.

    Чтобы осуществить эту процедуру и рассчитать число голосов, можно воспользоваться пошаговой инструкцией:

    1. Назначение группы инициативных людей.
    2. Проведение заседания.
    3. Сформировать реестр собственников МКД.
    4. Оповестить о предстоящей встрече всех жильцов.
    5. От организации должно быть заявлено доверенное лицо. Те граждане или фирмы, которые выбрали от себя представителей, должны предоставить им доверенность на участие в общем собрании собственников помещений.
    6. На основании количества имущества компании в МКД, зависит процент голосов.
    7. Проведения референдума в очном формате.
    8. Занесение сведений в регистрационные листы.
    9. Публичное оповещение о результатах.
    10. Сохранить всю документацию.

    На заметку: юридическое лицо обязано предоставить ОРГН и ИНН фирмы. В протоколе прописывается номер доверенности, по которой голосует представитель организации. С реестром должны ознакомиться все собственники и завизировать это подписью.

    Требования к оформлению результатов голосования многоквартирного дома собственниками жилья

    Подсчет не обязывает владеть особыми навыками, но все должно проходить прозрачно, чтобы потом не потребовалось заново проверять результаты.

    Принципы и требования:

    1. Составление реестра и протокола.
      В документах прописывают определение кворума и состав счетной комиссии.
    2. Бюллетени и листы проверяются и подсчитываются вручную.
      Во время этого процесса, должны присутствовать наблюдатели. Спорные моменты подразумевают дополнительную проверку.
    3. Наличие доверенностей от лиц, которые являются представителями собственников.

    На заметку: оформление всех сопроводительных документов должно быть строго по образцам.

    Лист голосования

    Ход любого заседания должно отображаться в письменном виде. Процент голосов собственников нужен для принятия решения после подсчета. Подведение итогов производится по листам. На оформление бланка влияет статус жильца.

    Физическое лицо указывает:

    • Ф.И.О.;
    • номер квартиры и метраж;
    • данные паспорта.

    Организация обязана предоставить – ОРГН и ИНН фирмы.

    Если в листе будут отсутствовать какие-то данные, то это считается нарушением.

    Какая информация должна указываться в протоколах голосования жильцов

    На заметку: все участники процесса должны поставить подпись на протоколе.

    Может ли проверить протокол голосования жилец МКД и как это сделать

    Документы часто подделывают заинтересованные лица, поэтому предусмотрена проверка протокола, если существуют предпосылки того, то голосование прошло с нарушениями. Необходимо сформировать независимую комиссию со стороны УК или из собственников.

    Дополнительно за проведением проверки можно обратиться в ГЖИ.

    Доверенность на голосование на общем собрании собственников

    Доверенность для голосования на общем собрании собственников должна быть у всех представителей. Бланк заполняет непосредственно доверитель, без подсказок и помощи. Документ подписывается лично владельцев недвижимости.

    Нюансы голосования в зависимости от формы проведения созыва жильцов

    От выбранного способа зависит количество документов, которые будут оформляться.

    Очный процесс проблематичен, если в МКД много квартир и жильцов. После определения кворума может выясниться, что потребуется присутствия 100 и более человек. Поэтому необходима грамотная организация.

    Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

    Указывать результаты следует по каждому вопросу отдельно. Подсчитать голоса нужно на основе бюллетеней и руководствуясь протоколом собрания.

    Заочный процесс подразумевает более лояльные условия. У счетной комиссии много времени на подсчет голосов и на встречу могут прийти больше жителей МКД. Бюллетень в этом случае упрощенная, то есть общая. Собственнику достаточно поставить только галочку и расписаться.

    Очно-заочная

    Смешанный процесс подразумевает наличие общей бюллетени и индивидуальных листов голосования. Такая форма применяется редко. Подобную процедуру проводят в том случае, если на заседаниях выявлена нехватка присутствующих. Голоса по двум документам подсчитываются по отдельности, а потом суммируются.

    [2]

    Посмотрите видео: «Как добиться кворума на общем собрании собственников.»

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Во всех трех случаях на оформление протокола дается десять дней. При соблюдении формальностей и отсутствие спорных вопросов, реестр регистрируется и процедуру можно считать закрытой. Перед голосованием, необходимо провести несколько заседаний, на которых определяют форму процесса и состав счетной комиссии.

    Источники


    1. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

    2. Решения конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 1992-2008 (комплект из 7 книг). — М.: Издательский дом «Право», 2016. — 298 c.

    3. Адвокат в уголовном процессе; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2010. — 376 c.
    4. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
    5. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
    Требования к бюллетеню заочного голосования собственников
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here