Свобода перемещения граждан конституция

Главное по теме: "Свобода перемещения граждан конституция" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. — «Проспект», 2010 г.

1. Одним из важнейших прав человека является право на свободу передвижения и поселения (выбор места пребывания и места жительства). Это право гарантировано основными международными документами в области прав человека, участницей которых является и Российская Федерация (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о правах человека). Положение Конституции раскрывается в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации».

2. Для России декларация права на свободное передвижение и выбор места жительства имеет огромное значение. Исторически именно право на свободу передвижения и выбор места жительства было наиболее жестко регулируемо государством через институт прописки.

3. Свобода передвижения, выбор места жительства и места пребывания в соответствии с Законом «О праве российских граждан на свободное передвижение, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» могут быть ограничены по основаниям, предусмотренным статьей 8: «. в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение». Список ограничений, приведенный в Законе, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

4. Согласно Конституции право на свободу передвижения состоит из двух основных элементов: первое — право для каждого, кто законно находится на территории РФ, свободно передвигаться по ее территории и выбирать место жительства; второе — право выезжать за пределы РФ и право граждан РФ беспрепятственно возвращаться в Россию.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 13 декабря 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 28 ноября 2015 г., 2 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 апреля 2019 г.

Статья 31 Конституции России

Текст Ст. 31 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

Содержание статьи 31 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Согласно ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125). В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление «О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования»*(126). В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. — префект административного округа, до тысячи человек — глава районной управы. Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(127).

Читайте так же:  Может ли не собственник сделать временную регистрацию

Свобода передвижения и поселения

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы России. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ст. 27 Конституции РФ).

Приведенные нормы конституционного текста очерчивают границы свободного передвижения и поселения индивидов, связывая их требованием законного нахождения на территории России. Любое лицо (иностранный гражданин, апатрид) может свободно выезжать за пределы государства, но только граждане РФ — беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. При этом степень свободы при перемещении индивидов в пределах государственной границы России значительно шире по сравнению с мерой их возможности покинуть территорию страны (временно или на постоянное место жительства).

Перемещение лиц в пределах государственной территории представляет собой не только внутреннюю миграцию (изменение места жительства), но и процесс обычного передвижения в целях внутреннего туризма, посещения родственников, расширения деловых связей и т.п. Право на свободное перемещение «внутри» территории государства ограничивается рядом публично-правовых оснований (режимами военных городков, закрытых административно-территориальных образований, зон экологического бедствия, мест массовых инфекционных заболеваний, чрезвычайного и военного положения), а также правом частной собственности на земельные участки и объекты недвижимости. Традиционным ограничением свободы передвижения и поселения «внутри» страны является институт регистрации граждан по месту пребывания и жительства (в прошлом — «прописки»). Не отрицая необходимость такой регистрации, законодатель особо подчеркивает, что ее отсутствие не может служить основанием для каких- либо ограничений прав и свобод человека и гражданина. Во всяком случае, паспорт гражданина РФ дает ему все основания законно находиться на территории любого субъекта Федерации, муниципального образования, административно-территориальной единицы или населенного пункта в пределах границ России.

Право на свободный выезд за пределы Российской Федерации связано обязанностью гражданина иметь заграничный паспорт, причем при наличии определенных обстоятельств в его (или приравненного к нему документа) выдаче может быть отказано. Выезд ограничивается, если гражданин: заключил трудовой договор или контракт, предполагающий временное ограничение права на выезд в связи с допуском к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям; призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу; является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда; проходит государственную службу или работает в органах федеральной службы безопасности. Реализация права на выезд из Российской Федерации не означает, что гражданин вправе свободно въехать на территорию иностранного государства. Порядок въезда в зарубежные страны регулируется законодательством этих государств.

Право граждан на свободу передвижения и его конституционное закрепление

Конституционное право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства означает беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином России его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в Российской Федерации введен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства.

Под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно.

Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных условиях, предусмотренных законом.

Органом регистрационного учета является Федеральная миграционная служба.

Гражданин Российской Федерации обязан регистрироваться по новому месту жительства не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока зарегистрироваться по месту пребывания.

Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации — право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Выезд граждан Российской Федерации за рубеж осуществляется по заграничным паспортам. Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, как правило, выезжают из Российской Федерации совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей либо при наличии нотариально оформленного согласия указанных лиц.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9085 —

| 7269 — или читать все.

Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан РФ и иностранных граждан

Свобода передвижения. Ст. 27 КРФ: «Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый м. свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин РФ имеет право беспрепятственно возвращаться в РФ». Право в соответствии с законами РФ м.б. ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в ЗАТО (закрытое адм-тер. образование); в зонах экол. бедствия; на отд. территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение»

Право гражданина России на выезд из своей страны может быть временно ограничено, если гражданин:

1) имел допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд, при условии, что срок ограничения не должен превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица с названными сведениями – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу – до окончания этих служб;

3) задержан в качестве подозреваемого или привлечен в качестве обвиняемого в совершении преступления – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от него;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

В России ведется регистрационный учёт места жительства и места пребывания граждан. Граждане обязаны регистрировать пребывание в помещениях, в которых временно проживают свыше 90 дней. Граждане, изменившие постоянное место жительства, обязаны подать на регистрацию не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства[8].

Места жительства и пребывания иностранных граждан фиксируются через миграционный учёт. Для иностранцев, сроки регистрации места пребывания значительно жёстче, чем для российских граждан. Как для временно пребывающих, так и для постоянно проживающих в России иностранных граждан это семь рабочих дней.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья 27 Конституции России

Текст Ст. 27 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Читайте так же:  Как подать на алименты после развода

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Комментарий к Ст. 27 Конституции Российской Федерации

Положения ч. 1 ст. 27 полностью соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека (ст. 13), Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 12) и ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Установленные положения касаются как свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства внутри страны, так и возможности покидать свою страну и возвращаться в нее.

Со свободой передвижения и выбора места пребывания и жительства тесно связана реализация многих других конституционных прав и свобод граждан (право собственности и наследования, право на жилище, на труд, на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право на социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, избирательные права и др.).

Существовавшие в прошлом ограничения и запреты на свободу передвижения, получение и реализацию других прав и свобод были связаны с целым рядом режимных условий, в том числе с существованием особой паспортной системы и пропиской. При этом следует отметить, что, во-первых, данные вопросы регулировались не законом, а подзаконными нормативными актами и, во-вторых, эти акты, особенно ведомственные, не публиковались для всеобщего сведения, а население о них ничего не знало. Даже основной документ, регламентировавший вопросы прописки, — Положение о паспортной системе в СССР, — был утвержден не законом, а постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г.*(114)

Паспортизация принесла России серьезные ограничения свободы личности. Ограничения в свободе передвижения, которые теперь могут быть исключением из общего правила, в течение многих десятилетий были обычным явлением. Без паспорта и прописки гражданин не мог решать самые насущные жизненные вопросы: проживать на собственной жилой площади, устроиться на работу, заключать какие-либо сделки, пользоваться медицинской помощью, получить высшее образование.

Весьма строгие ограничения в прописке были введены в Москве и во многих других крупных городах. Например, в столице родители, проживавшие в других местностях, могли прописаться к детям лишь при условии, что по месту их проживания у них нет других детей, с которыми они могли бы жить вместе.

В сельской местности у граждан долгое время вообще отсутствовали паспорта. Поэтому крестьяне, а после проведения коллективизации — колхозники и другие жители сел и деревень были привязаны к своему месту жительства, не могли свободно выбрать другое место жительства и уехать, например, в город. Временная прописка в общежитиях не давала им права остаться для проживания в городах.

Серьезные трудности в прописке имелись у лиц с судимостью и отбывающих наказание в местах лишения свободы. Лица, освободившиеся из мест заключения, были бесправны в выборе места жительства.

Весьма жесткие ограничения устанавливались для выезда в зарубежные государства. Порядок решения данного вопроса был очень сложным, и поэтому большинство советских граждан никогда не выезжали за пределы своей страны.

Закрепление свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства предопределило необходимость существенного обновления законодательства, отмены многих нормативных актов, которыми с начала 1930-х гг. закреплялся режим прописки с многочисленными ограничениями и строгой ответственностью, вплоть до уголовной, за их несоблюдение.

Созданный в СССР Комитет конституционного надзора в своем заключении от 11 октября 1991 г. признал, что отпали правовые основания для оставления в силе постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г., утвердившего Положение о паспортной системе в СССР, и других нормативных актов, предусматривавших разрешительную систему прописки на территории страны, и признал их утратившими силу. Данное заключение не было, однако, принято во внимание советскими законодательными и правоприменительными органами, и акты о прописке продолжали применяться, оставаясь формально действующими.

Впервые требования о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства нашли отражение в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон «О праве граждан…»)*(115) и связанных с ним Законах РФ от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с посл. изм. и доп.) и от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с посл. изм. и доп.) *(116).

Закон «О праве граждан…» ознаменовал начало поэтапного упразднения института прописки. Он был направлен на ликвидацию запретительного и разрешительного режимов и установил свободный уведомительный порядок, требующий лишь регистрационного учета граждан России. В данном Законе было закреплено, что лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории России в соответствии с Конституцией РФ, законами и международными договорами Российской Федерации. На основании этого Закона постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. были утверждены Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации*(117).

Право на свободу передвижения не является абсолютным, оно должно быть сбалансированным по отношению к определенным, особо важным интересам государства, общества, отдельных людей. Допустимые ограничения прав и свобод человека и гражданина приведены как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве России.

Законом «О праве граждан…» исчерпывающим образом определены основания ограничения граждан Российской Федерации в их праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Такие ограничения допустимы в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекции, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территории, где введено чрезвычайное или военное положение. Ограничения Закона корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, где очерчены общие условия возможного ограничения прав и свобод.

Необходимость введения ограничений очевидна. Не случайно в ст. 2 Протокола N 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод выделены некоторые случаи ограничения права свободного передвижения.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Уголовный кодекс РФ 1996 г. включен ряд норм, устанавливающих ответственность за посягательства на свободу передвижения. Это, в частности, ст. 126-128 о похищении человека, незаконном лишении свободы, незаконном помещении в психиатрический стационар; ст. 206 о захвате заложников; ст. 301 о незаконном задержании, заключении или содержании под стражей. В зависимости от конкретных обстоятельств посягательства на рассматриваемые права они могут повлечь за собой также ответственность по статьям Уголовного кодекса о воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, о преступлениях против государственной службы и службы в органах местного самоуправления и т.д. При этом лицо, полагающее нарушенными свои права, предусмотренные ст. 27 Конституции РФ, вправе принести жалобу в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд в соответствии с Федеральным законом от 14 декабря 1995 г. N 197-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Важную роль в постепенном устранении из жизни российского человека института прописки и в обеспечении реализации международных и конституционных норм о свободе передвижения, выбора места пребывания и жительства и связанных с ними норм о других правах и свободах граждан сыграли постановления Конституционного Суда РФ. Этими постановлениями признаны не соответствующими Конституции РФ многие законодательные нормы. Так, в Постановлении от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч. 1, 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ Конституционный Суд РФ констатировал, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище.

Читайте так же:  Понятие придомовой территории многоквартирного дома

2. Положения ч. 2 ст. 27 Конституции РФ основаны также на нормах международного права. В частности, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. провозглашает право человека покидать любую страну, включая собственную.

Статья 27 Конституции РФ

Толкование положений статьи 27 Конституции РФ

. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно — правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

Свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства является существенным элементом свободы личности, условием профессионального и духовного развития человека. Российская Федерация, как социальное государство, должна проводить политику, обеспечивающую такое развитие.

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства.

. Право свободного выбора места жительства принадлежит гражданину от рождения и, как и другие основные права и свободы, является неотчуждаемым (статья 17, часть 2, Конституции Российской Федерации; статья 150 Гражданского кодекса Российской Федерации). Вместе с тем это право не носит абсолютного характера и подлежит правовому регулированию с учетом того, что его осуществление может привести к нарушению прав и свобод других лиц, что недопустимо в силу статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Поэтому реализация названного права может сопровождаться введением обоснованных ограничений в соответствии с основаниями и порядком, установленными статьями 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации. Правовой режим ограничений права на выбор места жительства может вводиться только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Так же и согласно части третьей статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Следовательно, общим требованием Конституции Российской Федерации и международно — правовых норм является положение о том, что ограничения права на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом.

. уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

. Статьей 27 (часть 2) Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, которое, однако, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Именно из названных конституционных положений исходил законодатель, закрепляя в статье 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основания ограничения права граждан на выезд из Российской Федерации. Такое ограничение не является абсолютным, поскольку действует только в течение сроков, максимальный предел которых установлен в том же Федеральном законе; более того, разрешение на выезд из Российской Федерации может быть дано и независимо от истечения этих сроков.

Во всех случаях временного ограничения конституционного права на выезд из Российской Федерации орган внутренних дел обязан уведомить гражданина об основаниях и сроке ограничения, указать дату и регистрационный номер соответствующего решения, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации (статья 16), что возлагает на нее обязанность обосновать необходимость ограничения.

. Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. Осуществление гражданином конституционного права свободно выезжать за пределы Российской Федерации и, соответственно, выдача и получение заграничного паспорта не должны, таким образом, зависеть от наличия или отсутствия у гражданина определенного жилого помещения.

Порядок выдачи заграничного паспорта лишь по месту жительства выступает в качестве дискриминирующего признака, явно противоречащего статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Для всех российских граждан гарантируется и равенство при осуществлении ими права на выезд из страны.

Нарушение права на свободу передвижения

Согласно статье 27 Конституции РФ, физические лица, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право на свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства. Казалось бы, все прекрасно, а вкупе с тем фактом, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, вообще замечательно, каждый гражданин вправе кататься по стране и не переживать ни о чем.
Прежде чем рассмотреть ситуацию с реализацией данного права в России, стоит рассмотреть реализацию в других странах. Пожалуй, самого большого прогресса в реализации данного права смогли добиться в США. Начать стоит с того, что в Америке нет внутренних паспортов. И соответственно, нет никаких прописок или регистраций. Каждый гражданин вправе переехать в другую часть страны и ни в одной из ситуаций никому не будет дела до того, где он проживает. В таком случае сохраняется полная анонимность гражданина, никто не сможет его каким-либо образом преследовать или следить за его жизнью (в том числе и государство).

В России данное право попирается регистрацией, которая успешно заменила советскую прописку. Так, согласно статье 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства и иных обстоятельств. Применительно рассматриваемого вопроса, данная статья подтверждается постановлением Конституционного суда от 02 февраля 1998 года. В данном постановлении говорится, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Как осуществляется приватизация квартиры

Согласно Конституции и постановлению конституционного суда, регистрация, хотя и носит уведомительный характер, все же является обязательной. Но при этом прав граждан отсутствие регистрации не должно ограничивать, особенно с учетом того, что современная Россия (в отличие от СССР), не обязана предоставлять гражданам жилье. Вот только так ли это на самом деле?

Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Государственно-правовые средства защиты права на свободу передвижения в Российской Федерации

Конституция РФ признает и закрепляет общепризнанное право человека на свободу передвижения, которым обладают как граждане РФ, так и приравненные к ним в правовом положении иностранные граждане и лица без гражданства (ч.2 ст. 6; ч.3 ст. 62 Конституции РФ).

В соответствии со статьей 27 Конституции РФ, в свободу передвижения входят: право на передвижение; право на пребывание и жительство на территории Российской Федерации; право на выбор места пребывания и местожительства в передах Российской Федерации; право на въезд в Российскую Федерацию и на выезд из Российской Федерации; право гражданина России возвращаться в Российскую Федерацию.

При этом если свобода передвижения выступает в качестве основного абсолютного права человека, то право на свободу непосредственного передвижения, право на пребывание и жительство, право на свободный выбор места пребывания и жительства, право свободно по кидать страну и возвращаться в свою страну являются основными относительными правами, поскольку служат правомочиями субъективного права свободы передвижения, то есть формой его реализации тех лиц, которые законно находятся на территории государства в конкретных правоотношениях.

Право на непосредственное свободное передвижение включает в себя возможность каждого, кто законно находится на территории России, беспрепятственно, по своему усмотрению перемещаться по территории государства любым видом транспорта или иным способом, без получения каких-либо разрешений и указаний.

Право на пребывание на территории страны подразумевает независимое, в своем интересе временное проживание в месте пребывания, причем в процессе пребывания места пребывания могут меняться. Под правом на жительство на территории страны понимают свободное действие индивида, направленное на долговременное проживание в месте постоянного проживания и подразумевает смену мест постоянного проживания. При этом право на жительство на территории государства можно рассматривать как состоящее из двух прав: право на временное, то есть фактическое проживание и право на постоянное жительство в определенном месте.

Право на выбор места пребывания и места жительства в пределах государства, на территории которого он находится, является естественным состоянием человека, при котором он, осознавая свою внутреннюю свободу на перемену места пребывания или места жительства, выбирает их по своему усмотрению.

Право въезда в страну для иностранных граждан и лиц без гражданства соотносится с правом выезда в любую страну, которое входит в общепризнанное право свободно покидать любую страну, включая свою собственную.

Право на беспрепятственное возращение в Российскую Федерацию подразумевает, что граждане России имеют право без каких-либо ограничений въезда на родину, территорию России. Не смотря на то, что право на беспрепятственное возвращение в РФ прямо в ст. 27 Конституции РФ не гарантировано иностранным гражданам и лицам без гражданства, но оно вытекает из международно-правовых стандартов, косвенно следует из Конституции РФ и закреплено в законодательстве РФ. Таким образом, иностранные граждане, лица без гражданства, которые имеют законные основания проживания в РФ, вправе беспрепятственно возвращаться на территорию России после выезда из нее.

В связи с тем, что отличительный признак права в субъективном смысле от простой незапрещенности чего-либо заключается в соответствии праву определенной обязанности, обеспечивающей осуществление интересов, составляющих содержание права, то объектом права на свободу передвижения могут быть признаны или собственные силы, или собственные действия субъекта права, которые будут являться средствами для достижения субъектом известной цели.

На наш взгляд, объектом права на свободу передвижения может также считаться бездействие субъекта, то есть возможность субъекта оставаться в том или ином месте или не покидать начальное место жительства. Поскольку праву на свободу передвижения человека и гражданина противостоит обязанность других лиц и государства не вмешиваться, то, по мнению некоторых исследователей, объектом права здесь является воздержание от действия со стороны органов государства и посторонних лиц, то есть налицо есть не только объект права, но и субъект обязанности Дудко И.Г. Конституционное право. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та. 2008. — С. 227..

Мы полагаем, что объект права на свободу передвижения имеет две стороны, с одной он является объектом для субъекта права, с другой объектом для субъекта обязанности. Кроме того, элементом этого права является и субъект обязанности. Осуществление права на свободу передвижения можно рассматривать в позитивной и негативной формах.

Субъект осуществляет его в позитивной форме путем свободного выбора своего нахождения в каком-либо ином месте, отличном от изначального, в том числе и свободного выбора им иного места жительства, отличного от исходного. В негативной форме осуществление права на свободу передвижения предусматривает свободу субъекта оставаться на изначальном месте своего нахождения и сохранения им исходного места жительства.

Субъектом права на свободу передвижения может выступать гражданин, членом государства которого он является, иностранный гражданин и лицо, не имеющее гражданства. При этом иностранный гражданин и лицо без гражданства будут выступать субъектами основного абсолютного права на свободу передвижения, однако субъектами основных относительных прав права на свободу передвижения они будут являться, только если законно находятся на территории государства.

Таким образом, субъектом основного абсолютного права на свободу передвижения является любой человек, а субъектом основных относительных прав основного абсолютного права на свободу передвижения является только тот, кто законно находится на территории государства.

Право на свободу передвижения человека входит в status negativus статус, охватывающий сферу прав неприкосновенности личности и подразумевающий свободу от государственного и частного вмешательства при реализации личных прав. Право на свободу передвижения позволяет использовать status positivus в качестве государственной защиты данного права в случае его нарушения. Право на свободу передвижения способствует реализации status activus (civitatus), то есть содействует реализации политических прав и прав на участие в формировании и осуществлении государственной власти. Таким образом, право на свободу передвижения участвует в образовании общего правового статуса человека и гражданина.

Государство, признавая лицо своим гражданином, одновременно наделяет его определенным правовым статусом. Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из правового статуса гражданина, правового статуса иностранного гражданина, правового статуса лица без гражданства.

Читайте так же:  Обязанность регистрации граждан по месту постоянного жительства

На наш взгляд, Конституция РФ гарантирует абсолютное основное право на свободу передвижения человека и гражданина, которое состоит из основных относительных прав, взаимосвязанных между собой и гарантирующих человеку и гражданину свободу передвижения как на территории Российской Федерации, так и при выезде за ее пределы.

Поскольку свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другому человеку, то пользование каждым человеком своими естественным правом на свободу передвижения не имеет границ, кроме тех, которые обеспечивают за другими членами общества пользование тем же правом. Эти границы могут быть определены только законом.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В международных правовых актах ограничения права на свободу передвижения носят персональный характер, при этом к ограничению права на свободу передвижения применяются также общин требования, установленные международными актами. Таким образом, поскольку в Конституции РФ ограничения имеют общий характер, то ограничения права на свободу передвижения должны соответствовать не только конституционным целям, но и полностью отвечать требованиям международных актов.

Как правило, степень или количество ограничений права на свободное передвижение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государства больше, чем для граждан данного государства.

В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Таким образом, Конституция РФ позволяет в большей степени ограничивать использование иностранными гражданами и лицами без гражданства права на свободу передвижения на территории России, чем собственных граждан, но только на основании федерального закона или международного договора.

Однако определенные категории граждан РФ также могут быть временно ограничены в праве на свободу передвижения как по территории страны, так и при выезде за ее пределы. Для лиц со специальным статусом, который предполагает определенные ограничения в осуществлении права на свободу передвижения отдельных категорий граждан РФ (военнослужащие, лица на законных основаниях содержащихся в местах лишения свободы и т.д.), существует так называемый специальный режим ограничений (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. № 2-П).

[1]

Реализация человеком и гражданином права на свободу передвижения может быть ограничена во время чрезвычайного положения в государстве. Конституция РФ (ст. ст. 56, 87) предусматривает, что в условиях чрезвычайного и военного положения ограничения права на свободу передвижения применяются органами государственной власти в качестве меры обеспечения режима военного или чрезвычайного положения, на основании указов Президента РФ, с определенным сроком действия.

[2]

При том, что ограничения меняют содержание и (или) объем права на свободу передвижения, поскольку направлены на его основные относительные права, входящие в это право, ограничения реализации гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, закон но или незаконно находящихся на территории государства этого права, не могут затрагивать сущности права на свободу передвижения человека, которое заключается в его практической осуществимости (ст. 2 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04 1996 г. № 9-П, Постановление Конституционно го Суда РФ от 15.01.1998 г. № 2-П).

Ограничения права на свободу передвижения на территории Российской Федерации для граждан России имеют закрытый перечень законных оснований (ст.8 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), в отличие за конных оснований ограничений права на свободу передвижения иностранных граждан и лиц без гражданства в пределах РФ, перечень которых значительно шире и носит открытый характер (ст. 11 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», ст. 5 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Право на свободу передвижения человека и гражданина в качестве основного права личности является одной из основ ограничения государственной власти правом, которая осуществляет свою деятельность в границах, установленных основными правами человека и гражданина.

В соответствии с п. «в» статьи 71, п. «б» статьи 72 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится защита прав и свобод человека и гражданина.

В область регулирования Российской Федерацией права на свободу передвижения человека и гражданина входит законодательное закрепление содержания права, установление границ и пределов свободы, ограничений и гарантий осуществления права. При этом границы и пределы реализации права на свободу передвижения человека и гражданина являются его ограничениями и, которые, по сути, определяют объем права.

Российская Федерация устанавливает обязанности человека и гражданина при реализации права на свободу передвижения, поскольку реализация прав и свобод подразумевает обязанности человека и гражданина, которые также как и права должны быть едины на всей территории Российской Федерации.

Субъекты РФ не вправе регулировать и ограничивать право на свободу передвижения человека и гражданина на территории своего субъекта, иначе это означало бы нарушение конституционно го строя и основ правового статуса личности в Российской Федерации.

Также регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина не может быть передано Договором между органом государственной власти Российской Федерации и ее субъектом в их совместное ведение или в ведение субъекта России, поскольку является исключительной компетенцией Российской Федерации.

Субъекты РФ совместно с Российской Федерацией осуществляют защиту права на свободу передвижения человека и гражданина, законодательно устанавливая на территории субъекта дополнительные гарантии защиты права на свободу передвижения Александров А. Ю. Конституционное (государственное) право России. Административное право. Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2013 — С. 38..

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку защита права на свободу передвижения человека происходит как внутригосударственными, так и международно-правовыми средствами, а защита права на свободу передвижения гражданина РФ осуществляется только внутригосударственными средствами, то граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства могут пользоваться как внутригосударственными, так и международно-правовыми средствами защиты в случае нарушения их права на свободу передвижения.

Таким образом, основное абсолютное право на свободу передвижения человека через свои правомочия, образующие содержание конституционного права на свободу передвижения, обеспечивает индивиду территорию необходимой свободы, ограждая ее от незаконного вмешательства со стороны государства. Признаки и свойства права на свободу передвижения человека служат принципами, определяющими природу и содержание конституционного права на свободу передвижения человека и гражданина.

[3]

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.

  2. Фоменко, С.Е. Как уволить нерадивого сотрудника; М.: Бератор, 2013. — 160 c.

  3. Чашин А. Н. Квалификационный экзамен на адвоката; Дело и сервис — М., 2010. — 544 c.
  4. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  5. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.
Свобода перемещения граждан конституция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here