Светское государство понятие и признаки

Главное по теме: "Светское государство понятие и признаки" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Готовимся к ОГЭ и ЕГЭ ПОЛИТИКА. Задание № 16 (по Конституции РФ). Трудные вопросы. РФ – светское государство.

РФ – светское государство.

Задание: найти положения, которые характеризуют РФ как…

(пример задания № 16 на ЕГЭ).

Именно так может звучать вопрос, в ответе которого необходимо показать знания о том, какой страной является РФ.

Предлагаю ряд статей, в которых объясню, как выполняется задание № 16 (по Конституции РФ), если вопросы связаны с основами конституционного строя (глава № 1 Конституции).

РФ – светское государство.

Согласно Конституции РФ, РФ – светское государство (статья № 14.):

  • никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной,
  • религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья № 28 Конституции РФ.
  • Каждому гарантируется свобода совести (то есть естественное право формировать свои убеждения, в том числе морально-этические и религиозные, быть религиозным человеком или атеистом).
  • Каждому гарантируется свобода вероисповедания (право исповедовать любую религию).
  • Гарантируется право исповедовать религию индивидуально или совместно с другими любую религию.
  • Право не исповедовать никакой религии (то есть быть атеистом).
  • Свобода выбора, распространения религиозных убеждений и действия в соответствии с ними (в рамках закона государства).

Признаки светского государства.

  • Отсутствие обязательной государственной религии.
  • Отделение церкви от государства, то есть религиозные объединения не могут оказывать влияние на деятельность государства, не участвуют в формировании органов государственной власти.
  • Отсутствие религиозного обучения в общеобразовательных школах, возможно лишь изучение религиозной культуры, истории развития религии. Школа свободна от церкви.
  • Свобода совести.
  • Свобода вероисповедания, возможность самостоятельно выбирать религию и даже менять религиозные взгляды.
  • Отсутствие финансирования религиозных объединений со стороны государства.
  • Равенство всех конфессий пред законом.

Рассмотрим примеры.

Пример № 1.

Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

2) Ни­ка­кая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.

3) Религиозные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед законом.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4) В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­зна­ют­ся по­ли­ти­че­ское многообразие, многопартийность.

[2]

5) Российская Фе­де­ра­ция обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории.

6) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции между собой равноправны.

Ответ: 13

Пояснение.

1) Никакая ре­ли­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной. (Да, Конституция, статья 14).

2) Никакая идео­ло­гия не может уста­нав­ли­вать­ся в ка­че­стве го­су­дар­ствен­ной или обязательной.(Нет, это утверждение не о роли церкви).

3) Религиозные объ­еди­не­ния от­де­ле­ны от го­су­дар­ства и равны перед законом. (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) Во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми го­су­дар­ствен­ной вла­сти все субъ­ек­ты РФ рав­но­прав­ны между собой. (Нет, это утверждение не о религии, а о федерализме).

5) РФ обес­пе­чи­ва­ет це­лост­ность и не­при­кос­но­вен­ность своей территории. (Нет, здесь не говорится о религии).

Пример № 2.

Российская Фе­де­ра­ция — свет­ское государство. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ло­же­ний рас­кры­ва­ют смысл этого кон­сти­ту­ци­он­но­го принципа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) признаны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гражданина

2) устанавливается рав­ная за­щи­та соб­ствен­но­сти любой формы (государственной, частной, муниципальной)

3) отсутствует го­су­дар­ствен­ная религия

4) ни одно ве­ро­уче­ние не при­зна­ет­ся обя­за­тель­ным или предпочтительным

5) в стра­не уза­ко­не­на многопартийность

6) признан и обес­пе­чи­ва­ет­ся су­ве­ре­ни­тет народа

[1]

Ответ: 34.

Пояснение.

1) признаны права и сво­бо­ды че­ло­ве­ка и гражданина (Нет, это положение не отражает роли религии в государстве).

2) устанавливается рав­ная за­щи­та соб­ствен­но­сти любой формы (государственной, частной, муниципальной). (Нет, это положение не отражает роли религии в государстве).

3) отсутствует го­су­дар­ствен­ная религия (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) ни одно ве­ро­уче­ние не при­зна­ет­ся обя­за­тель­ным или предпочтительным (Да, статья № 14 Конституции РФ).

5) в стра­не уза­ко­не­на многопартийность (Нет, здесь речь о политической системе, плюрализме).

6) признан и обес­пе­чи­ва­ет­ся су­ве­ре­ни­тет народа (Нет, здесь речь о народе как основном носителе власти).

Пример № 3.

Согласно Конституции РФ, наша страна является светским государством. Выберите в приведённом ниже списке характеристики светского государства, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) гарантия свободы совести и вероисповедания

2) право судебной защиты чести и достоинства

3) отсутствие государственной обязательной религии

4) обеспечение государственной поддержки семьи

5) отделение религиозных объединений от государства

Ответ: 135

Пояснение.

1) гарантия свободы совести и вероисповедания (Да, это касается религиозных взглядов, статья № 28 Конституции РФ).

2) право судебной защиты чести и достоинства (Нет, это признак правового государства).

3) отсутствие государственной обязательной религии (Да, статья № 14 Конституции РФ).

4) обеспечение государственной поддержки семьи (Нет, здесь речь о социальной политике государства).

5) отделение религиозных объединений от государства (Да, статья № 14 Конституции РФ).

Примечание:

Примеры для анализа взяты из открытого банка данных на сайте ФИПИ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Светское государство

Светское государство. Понятие «светское государство» отражает отношение данного государства к религии. Светское государство — это государство, в котором церковь, религиозные объединения отделены от него и не вмешиваются в деятельность государственных органов, имея собственную сферу деятельности, куда не вмешивается государство.

[3]

В отличие от этого, государство может находиться и в иных отно­шениях с религией и церковью. Истории известны, особенно в древнос­ти, случаи, когда государственная власть непосредственно находилась в руках духовенства, церкви, а вся деятельность ее органов основыва­лась прежде всего на догматах соответствующей веры. Такое государ­ство, выступающее прямой противоположностью светского, называет­ся теократическим (от греч. theos — Бог и kratos — власть). В новейшей истории такими государствами были, например, Монголия до 1921 г . и Тибет до присоединения его к Китаю в 1951 г . Сегодня это — редчайшее исключение, представленное государством Ватикан, во главе которого стоит Папа Римский. От теократического государства следует отличать государство клерикальное, в рамках которого религия, церковь не слиты с государством, но и при этом оказывают определяющее воздействие на все стороны общественной и государственной жизни, включая полити­ку, судебную систему, систему образования и т.д. Ярким примером такого государства сегодня является Иран.

Читайте так же:  Бланк свидетельства о расторжении брака

Для светского государства в принципе характерно признание цер­кви, религиозных объединений не государственными институтами, а институтами гражданского общества, общественными организациями и их отделение в связи с этим от государства. Вместе с тем в таком государстве обычно закрепляется: равноправие различных конфессий; свобода организации, функционирования и деятельности религиозных (как и атеистических) объединений в рамках, установленных законом; невмешательство государства в отношения граждан с церковью и во внутренние дела религиозных объединений, а также невмешательство церкви, религиозных объединений в дела государства, в политику, в местное самоуправление и т.д.; отделение государственной системы об­разования от церкви, религиозных объединений и признание ее свет­ского характера и др.

Об общих основах взаимоотношения государства и религии уже говорилось при рассмотрении конституционных основ духовной жизни (§ 4 гл. 3). Дополним сказанное еще рядом соображений. Свет­ский характер государства по-разному закрепляется в конституциях различных стран мира. В одних из них (например, во Франции и Рос­сии) государство прямо и определенно именуется светским; другие содержат положения об отделении церкви, религиозных объединений от государства (например, ст. 41 Конституции Португалии); третьи го­ворят, что государство и церковь независимы и суверенны в принадле­жащей каждому из них сфере (например, ст. 7 Конституции Италии); четвертые провозглашают, что «никакая религия не может быть госу­дарственной» (ч. 3 ст. 16 Конституции Испании) или что «государство гарантирует, что не будет покровительствовать какой-либо религии» (ч. 2 ст. 44 Конституции Ирландии), и т.д.

Светское государство: принципы и черты

Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена в целом ряде стран (США, Франция, Польша и др.). Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: СГАП, 2003. — С. 73.

В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной. Например, в Англии такой религией является одно из основных направлений христианства — протестантизм (англиканская церковь), в Израиле — иудейская. Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (ФРГ, Италия, Япония и др.). Однако в таком государстве одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на его жизнь.

Противоположностью светскому государству является теократическое, в котором государственная власть принадлежит церковной иерархии. Такое государство сегодня — Ватикан.

В мире имеется также ряд клерикальных государств. Клерикальное государство с церковью не слито. Однако церковь через институты, установленные в законодательстве, оказывает определяющее влияние на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов. Таким государством является, например, Иран.

Режим отделения церкви от государства существует в большинстве стран — в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:

Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.

Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.

Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан.

Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.

Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.

В конституционном праве одним из наименее изученных явлений является понятие светскости государства как конституционной характеристики, отражающей или закрепляющей независимость государства и религиозных объединений, равно и как объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии, в соответствующих сферах их компетенции.

Принцип светскости государства — это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира.

В научной литературе понятия «светскость», «светский», «светский характер», «принцип светскости», «светскость государства», «отделение религиозных отделений от государства» недостаточно исследованы, часто- полярные друг другу, не проясняющие правовую природу, смысл и правовое содержание указанных понятий. Зачастую указанные понятия используются и толкуются произвольно, а понимание светскости государства до сих пор еще находится под сильным влиянием атеистической идеологии и методологических подходов общественных наук советского периода.

Исследование светскости государства приводит к необходимости изучения допустимых и возможных форм и меры взаимодействия (влияния, сотрудничества, вмешательства) государства и религиозных объединений и объединений, деятельность которых направление на распространение идеологии, а также необходимой и оптимальной степени их отделения. Взаимодействие государства и религиозных объединений ограничиваются совокупностью правовых норм, устанавливающих и гарантирующих светскость государства. Ограничением степени отделения религиозных объединений от государства, препятствующим чрезмерности такого отделения, являются правовые нормы, гарантирующие свободу совести и право на культурное развитие в рамках своей национальной культуры, гарантирующие религиозное, идеологическое и политическое многообразие, запрещающее дискриминацию по признаку отношения к религии или убеждений.

Основной и самый главный признак светского государства — отграничение религиозных организаций от государства. В светском государстве на религиозные объединения не возложено выполнение функций органов государственной власти. В то же время религиозные объединения не должны участвовать в политической жизни государства. Данный признак предусмотрен в Конституции РФ, в программных документах Русской Православной церкви, российских мусульманских, иудаистских и протестантских религиозных организаций.

Читайте так же:  Характеристика на студента с места учебы, образец составления

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое «СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО» в других словарях:

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО, в конституционном праве государство (см. ГОСУДАРСТВО), в котором церковь отделена от государства, разграничены сферы их деятельности. В светском государстве не существует государственной или обязательной религии, признается… … Энциклопедический словарь

Светское государство — государство, свободное от какого либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и… … Теория государства и права в схемах и определениях

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридический словарь

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Юридическая энциклопедия

Светское государство — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Энциклопедический словарь экономики и права

светское государство — конституционно правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать их … Большой юридический словарь

Светское государство — это конституционно правовая характеристика государства, которая включает в себя взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и церкви в дела государства, что находит выражение в четком разделении сфер компетенции и… … Большой юридический словарь

Светское общество — Светское государство государство, которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Законодательство светского государства может соответствовать (полностью… … Википедия

Что такое светское государство, и надо ли за него бороться?

В преддверии рассмотрения вопроса об определении понятия светскости государства в Конституционном Суде РФ.

Данный материал был подготовлен для приложения к «Независимой газете» «НГ-религии», но не был опубликован по решению редакции.

-Какова история самого понятия светского государства и его концепции в России?

Правовое понятие и содержание принципа светскости государства формировалось длительный период и продолжается сегодня. Кроме того, требуют решения многочисленные проблемы соотношения принципа светскости государства со смежными понятиями: отношения государства с религиозными объединениями, государственная религиозная политика и пр.

Можно выделить три основных научных подхода к пониманию светского государства:

2) нерелигиозное (секулярное);

3) мировоззренчески нейтральное.

При этом первые два подхода противопоставляют науку и религию, знания и веру, «верующих» и «неверующих», а значит, не соответствуют требованиям современной юридической техники и являются юридически некорректными применительно к светскости государства. Как показывает практика, эти подходы в принципе не могут быть гарантией реализации свободы совести, как свободы мировоззренческого выбора, а значит мира исогласия в обществе.

Как я неоднократно отмечал в своих научных работах, с правовой точки зрения максимально корректным представляется определение светского государства как мировоззренчески нейтрального, безоценочного, то есть не отдающего предпочтения вообще никакому мировоззрению и обеспечивающее каждому возможность свободного мировоззренческого выбора при условии соблюдения закона. Иными словами, светскость государства подразумевает его индифферентность в мировоззренческой сфере, прежде всего в силу ее юридической неопределяемости. А если она не определяется, то не может регулироваться нормами, которые устанавливает государство. Иначе произвол, нарушения прав человека и конфликты неизбежны. Что, к сожалению, можно наблюдать во всем мире

Однако, и в мировой, и в российских науке, нормотворчестве и правоприменении длительный период доминировали первые два юридически некорректных подхода. И сегодня данная инерция сохраняется. Понимание светского государства как мировоззренчески нейтрального нашло свое отражение лишь на доктринальном уровне в трудах Бурьянова С.А., Минченко Т.П., Мозгового С.А., Саввы С.С., Стецкевича М.С. и др.

-На ваш взгляд, сам принцип светскости необходим и должен реализовываться, или нет?

-Реализация принципа светскости государства (как мировоззренческого нейтралитета) имеет огромное значение для реализации свободы совести, прав человека, взаимоуважения, верховенства права на внутригосударственном и международном уровнях.

В условиях усиления глобальных вызовов, мировоззренческий нейтралитет государств и других субъектов международного права является одним из необходимых условий преодоления войн и различных барьеров между людьми, а также перехода к устойчивому развитию в интересах каждого человека планеты. В конечном итоге от реализации данного принципа зависит выживание и развитие цивилизации.

Но его практическое воплощение сталкивается с проблемами определения понятия, содержания, соотношения ключевых терминов, а также тормозится корыстными интересами властных групп и конфессиональной бюрократии.

-Какие ценности должны лежать в его основе?

-В основе принципа светскости (полагаю, мировоззренческого нейтралитета) государства, как правовой категории, должны лежать принцип верховенства права во главе с правовой определенностью, а также требования современной юридической техники. Подразумевется, что правовая неопределенность ключевого понятия неизбежно приведет к неопределенности правовой нормы, что в конечном итоге предоприделит произвол и нарушения прав человека на уровне правоприменения.

Как итог, корректное применение принципа мировоззренческого нейтралитета государства будет способствовать: формированию правового демократического государства, реализации прав человека, равноправию, взаимоуважению, ненасилию, социальной справедливости, солидарности, а также неприятию нетерпимости и дискриминации.

В глобальном контексте закрепление и реализация принципа мировоззренческого нейтралитета государств и других субъектов международного права будет способствовать снижению международной напряженности, решению глобальных вызовов, переходу к устойчивому развитию цивилизации.

-Насколько оно может быть антиклерикальным, и можно ли представить себе ситуацию, в которой оно таким быть должно?

-Светское (полагаю, мировоззренчески нейтральное государство) не будет идентифицировать мировоззренческую сферу в силу отсутствия ее правовых критериев, а значит, оно по определению не может быть «антиклерикальным» (а равно «клерикальным»). Такое государство будет гарантировать свободу мировоззренческого выбора каждому, а также иные права человека, при условии внешне выраженного правомерного поведения, вне зависимости от различий.

Читайте так же:  Разница в оплате жилого и нежилого помещения

Более того, мировоззренчески нейтральное государство не должно делить религиозные объединения на «традиционные религии (религиозные организации)» – «нетрадиционные религии (религиозные организации)» – «секты», а применительно к исламу: «традиционный ислам»-«нетрадиционный ислам»-«ваххабизм». Также оно не должно связывать противоправную деятельность с религией, а значит не должно бороться с «религиозным экстремизмом», «исламским терроризмом» и т.п.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подразумевается, что пресечение противоправных деяний должно осуществляться средствами уголовной юстиции, вне зависимости от того, какой ширмой упомянутые деяния прикрываются.

на вопросы отвечал:

Бурьянов С.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права и прав человека юридического института МГПУ, доцент, ведущий научный сотрудник Института свободы совести

Вопрос 39. Светское государство. Понятие и основые принципы

Статья 14 Конституции РФ: РФ — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;

Светский характер образования — отделение школы от церкви;

Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;

Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.

ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

Религиозное объединение — добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

2. религиозных организаций (РО) — добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

Иностранная РО — организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных праздников нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие.

Читайте так же:  Завышена кадастровая стоимость квартиры что делать

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения (ОО) равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Основные признаки светского государства.

Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.

Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: — монархии; — республики.

Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.

Они иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют жителям реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления (конечно, многие организационные вопросы, связанные с проведением референдумов, решаются с их участием). Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разделяет формы непосредственной демократии на две категории:

а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии;

б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений — эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан).

Федеральный закон 2003 г. значительно увеличил перечень форм непосредственной демократии и конкретизировал положения норм существовавших в Законе 1995 г. Ниже характеризуется суть каждой формы непосредственной демократии, а подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе учебника.

Референдум как форма осуществления местного самоуправления представляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности муниципального образования. Референдум проводится с целью принятия решения по конкретному вопросу в пределах полномочий муниципального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования.

Муниципальные выборы — форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. Федеральный закон 2003 г. допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В этом случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, внесенных в списки для голосования в соответствующем избирательном округе или в муниципальном образовании.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по указанным вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Но в отличие от собственно референдума голосование в данном случае не всегда влечет принятие императивного решения.

Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Следовательно, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа.

Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению.

Публичные слушания — это обсуждение проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. По сути, конференция представляет собой вторую степень опосредования в непосредственной демократии, поскольку делегаты конференции избираются на собраниях из числа их участников.

Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти.

Обращения граждан предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Этому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения.

Таковы самые общие сведения о системе институтов непосредственной демократии в местном самоуправлении, отраженных в Федеральном законе 2003 г. Более подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе учебника.

Федеральный закон 2003 г. допускает и другие формы непосредственной демократии. В законодательстве субъектов РФ и в муниципальных правовых актах чаще всего закрепляются такие формы, как наказы, выражение недоверия.

Наказы избирателей выборным лицам местного самоуправления представляют собой поручения избирателей по общественно значимым вопросам. Они даются депутатам, главе муниципального образования, членам других выборных органов местного самоуправления при встречах с избирателями на предвыборных мероприятиях и затем в ходе информирования о своей работе, о состоянии местных дел.

Читайте так же:  Курсы профессиональной переподготовки по трудовому законодательству

Выражение недоверия выборным и иным должностным лицам местного самоуправления может иметь место на собраниях (путем голосования) или в порядке опроса жителей с целью выявления их мнения по поводу качества работы руководителей муниципального образования или конкретных органов местного самоуправления.

На муниципальном уровне для воздействия на поведение властей, а также для информирования их о состоянии жизни населения широко используются мирные массовые акции. На демонстрациях, митингах и шествиях жители высказывают свое отношение к руководителям муниципального образования в связи с работой жилищно-коммунального хозяйства, уровнем заработной работников муниципальных школ и больниц и т.п. Формой проявления недовольства по аналогичным поводам стали пикеты жителей перед зданиями местных администраций, органов государственной власти субъектов РФ, в других публичных местах.

Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов.

Одна из важнейших проблем властных отношений – это предотвращение злоупотребления властью. Ш.Монтескье, французский философ-просветитель писал, что политическая свобода может быть выявлена лишь там, где нет злоупотребления властью. Именно он и стал основоположником теории разделения властей, полагая, что общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные ее части противопоставлены друг другу. Смысл теории разделения властей – разделение власти на три главные ветви – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых достаточно независима друг от друга, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной политики. Таким образом разные ветви власти сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Разделение властей предотвращает узурпацию власти каким либо органом или соединение всех трех ее ветвей в руках одной личности, что и гарантирует свободу как главный принцип демократии.

Однако самого разделения властей еще не достаточно для обеспечения суверенитета народа – необходимы соответствующие механизмы взаимодействия и сбалансирования, система сдержек и противовесов. В демократическом обществе каждая из ветвей власти наделена полномочиями, но и каждая из них уравновешивает одна другую, не позволяя ни одной из них занять господствующее положение в обществе, что и являться одним из важнейших механизмов сбалансирования ветвей власти. Не менее значимым является наличие независимого контроля за деятельностью государственных властных структур, осуществляющего не только «сверху», но постоянно и эффективно «снизу». К этим механизмам относятся также императивный мандат избранников народа, которые непосредственно подотчетны своим избирателям, имеющих право отозвать их. Деятельность правительства и представительных органов уравновешивается также соревновательными методами, что регулируется правилами соревнования. Это также балансируется наличием многих партий, призванных выражать разные интересы и взгляды. Важное значение имеет конституция узаконивающая государственные интересы и гарантирующая обеспечение реализации их властных полномочий.

Особенности российской модели разделения властей. Место Президента РФ в системе разделения властей.

во-первых, Конституцией Российской Федерации предусмотрено четкое распределение функций и компетенции между государственными, органами в соответствии с требованиями разделения труда по управлению делами государства;

во-вторых, Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий;

в-третьих, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, федеральные законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти Федерации. При этом никакой другой государственный орган Федерации не вправе осуществлять первичное нормативное правовое регулирования по вопросам, отнесенным к ведению Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции, и по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции) в той части, которые отнесены к предметам исключительного ведения Российской Федерации;

в-четвертых, исполнительная власть в Российской Федерации должна заниматься исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством по вопросам своей распорядительной деятельности, быть подотчетной либо главе государства, либо федеральному законодательному (представительному) органу государственной власти;

в-пятых, Конституция Российской Федерации обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем более всей полноты власти, на одного из них;

в-шестых, судебные органы в Российской Федерации независимы и пределах своих полномочий действуют самостоятельно;

в-седьмых, ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с другой властью;

в-восьмых, споры о компетенции в Российской Федерации решаются только в порядке конституционного судопроизводства, т.е. Конституционным Судом Российской Федерации;

в-девятых, конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями, т. е. содержит взаимные «противовесы» для других властей. К таким «противовесам» следует отнести:

срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;

несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;

право конструктивного вето на законопроекты (ч. 3 ст.107 и ч. 2 статьи 108 Конституции РФ);

право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы (ч. ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции РФ);

контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;

конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы (ч.ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации);

независимость судейского корпуса (статья 120 Конституции Российской Федерации).

Видео (кликните для воспроизведения).

Названные «сдержки и противовесы» характерны только для системы разделения властей в Российской Федерации. При этом, при изучении соответствующих разделов курса государственного (конституционного) права Российской Федерации студенты смогут самостоятельно назвать и некоторые другие рычаги воздействия одной власти на другую.

Источники


  1. Гусов, К.Н. Комментарий к трудовому кодексу Российской федерации (вводный); М.: ВИТРЭМ, 2013. — 240 c.

  2. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.

  3. ред. Кофанов, Л.Л. Институции Юстиниана; М.: Зерцало, 2013. — 400 c.
  4. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  5. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
Светское государство понятие и признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here