Суд как участник административного судопроизводства

Главное по теме: "Суд как участник административного судопроизводства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса (ст.ст. 37 — 53)

Глава 4. Лица, участвующие в деле, и другие участники судебного процесса

>
Лица, участвующие в деле
Содержание
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 1. Понятие административного судопроизводства

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией ИПСУБ

Под общей редакцией д.ю.н., профессораЗ.З. Зинатуллина

Авторский коллектив:

к.ю.н., доцент Ф.А.Абашева (гл.2);

к.ю.н.М.А. Ворончихин (гл.3); к.ю.н. А.С.Лукомская(гл.12); к.ю.н., доцент Д.В. Татьянин (гл.5,6,9,10,11,15);

д.ю.н., профессорЛ.Г. Татьянина (гл.1,4,7,8,16,17,18,19);

к.ю.н., доцент Е.Ф. Тенсина (гл.13,14)

А 313Административное судопроизводство Российской

Федерации: учеб.пособие /авт.коллектив; под общ.

ред. З.З.Зинатуллина. Ижевск: Jusest ,2016. 222 с.

[3]

© Авторский коллектив, 2016

© Институт права, социального управления и безопасности, 2016

Предисловие

Административный процесс является учебной дисциплиной, входящей в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для студентов юридических факультетов и вузов, обучающихся по направлению подготовки «Правоохранительная деятельность».

В совокупности с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла ФГОС ВО «Административный процесс» обеспечивает инструментарий формирования профессиональных компетенций студента.

Административное судопроизводство является частью административного процесса.

После изучения дисциплины «Административный процесс» студент должен:

· понятие, цели и задачи административного судопроизводства;

· понятие подведомственности и подсудности;

· принципы административного процесса;

· участников административного процесса;

· понятие судебного доказывания и доказательств;

· порядок производства в суде первой инстанции;

· порядок и сроки пересмотра дел в вышестоящих судебных инстанциях;

· порядок пересмотра дел по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

· оперировать юридическими понятиями и категориями;

· анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

· выявлять проблемы процессуального характера при анализе конкретных правовых ситуаций в административном судопроизводстве, предлагать эффективные способы их решения с учетом возможных правовых последствий;

· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных правовых задач;

· правильно составлять и оформлять юридические документы;

· использовать информацию, полученную в результате правовых исследований;

· использовать международный опыт и российскую судебную практику в административном судопроизводстве;

· понятийным аппаратом в сфере административного судопроизводства;

· навыками применения современных правовых инструментов для решения практических задач;

· современными методами сбора, анализа и использования правовой информации в процессе доказывания в суде.

Материалы данного учебного пособия могут быть использованы при изучении дисциплины «Административный процесс» в юридических высших и средних учебных заведениях России.

Наличие процессуальных проблем, специфика правового регулировании порядка и способов судебной защиты в административном процессе обусловили необходимость подготовки данного пособия, которое должно помочь студентам в их будущей профессиональной деятельности.

Глава 1. Понятие административного судопроизводства

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать понятие административного судопроизводства, его отличие от административного процесса, а также задачи административного судопроизводства;

уметь разграничивать виды процессуальной деятельности; определять конкретную задачу, решаемую в административном судопроизводстве;

владеть навыками системного толкования закона.

Административное судопроизводство представляет собой процедуру судебного производства по административному делу. Предметом административного судопроизводства выступает административно-правовой конфликт.

Административное судопроизводство следует разграничивать с административным процессом. Административный процесс является более широким понятием, чем административное судопроизводство, поскольку он включает в себя не только деятельность суда по разрешению административно-правовых конфликтов, но и административную деятельность государственных органов исполнительной власти. Учитывая особенности существующих административно-процессуальных отношений, следует выделить три вида административного процесса:

Административное судопроизводство следует рассматривать в следующих смысловых значениях:

1. Административное судопроизводство как вид правоприменительной деятельности:

2. Административное судопроизводство как установленный нормами права порядок осуществления такой деятельности;

3. Административное судопроизводство как учебная дисциплина.

Административное судопроизводство – это регулируемая законом деятельность суда, направленная на решение поставленных перед ним задач. К задачам административного судопроизводства относятся:

1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Кроме суда к участникам административного судопроизводства относятся лица, защищающие свои права и законные интересы, государственные органы и должностные лица, защищающие государственный или общественный интерес, а также иные лица, которые оказывают содействие правосудию.

Все участники административного судопроизводства обладают административно-процессуальной правоспособностью, которая представляет собой способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Административная процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно КАС РФ и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

Согласно части второй ст. 5 КАС РФ, способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;

3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

Читайте так же:  Мужская свобода или как разводиться с женой

4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. Если гражданин Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, то основным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

Административная процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации.

1. Назовите предмет административного судопроизводства.

2. Укажите виды административного процесса.

3. Дайте понятие административного судопроизводства.

4. Раскройте содержание административно-процессуальной правоспособности.

Дата добавления: 2018-10-18 ; просмотров: 416 | Нарушение авторских прав

Участники административного судопроизводства

АС – это порядок разрешения и рассмотрения дел об административном споре. Соответственно круг участников определяется в зависимости от конкретного вида административного дела. Дела, связаны с привлечением к АО и назначением АН – там одна группа учатсников. Дела о законности НПА – то они регулируются ГПК и АПК и иные участники.

Дела, связанные с привлечением к АО и назначением АН

Речь идет о тех АД – в рамках которых либо оспаривание Постановление административного органа о назначении АН либо судом рассматривается вопрос об АО.
Участниками являются все лица, которые наделены определенным комплексом взаимных прав и обязанностей. Перечень участников производства об административных правонарушения определен главой 25 КоАП. Вместе с тем, этот круг следует рассматривать широко.

o С точки зрения теории – все эти лица обладают определенными правами в процессе, хотя в главе 25 они не названы.

Все участники с точки зрения целей и задач, а так же интересов которыми они обладают делятся на:

§ Лица, представляющие государственный интерес в Административном судопроизводстве. Это те, кто должен отстаивать интересы государства. Имеются дискуссия относительно того кого относить к этой категории. Относить или не относить «суд» к тем лицам, которые являются участниками производства. В принципе суд, в какой-то степени, является арбитром в споре между государством и правонарушителем – суд участником не является. Мы должны придерживаться этого. Суд – это не процессуальная фигура, а лишь лицо, которое уполномочено на разрешение соответствующего спора (основное его право). К данной категории лиц относятся:

· ДЛ, уполномоченное на составление протокола по делам об административным правонарушениям

Формально юридические, ДЛ в числе участников производства по делам об АП – не названы, но данная категория лиц имеет достаточно большой объём прав и обязанностей при рассмотрения вопроса о привлечению к АО. Правовое положение данного ДЛ – при разрешении дела в СОЮ и АС – процессуальное положение разница. В СОЮ – лицо, составившее протокол по данной категории дел, как правило, рассматривается в качестве свидетеля или специалиста. Судьи СОЮ не считаю данное ДЛ, когда речь идет о назначении наказания, в качестве равноправного субъекта. В АС, когда речь идет о рассмотрении заявлений о привлечении к АО фактически такого рода ДЛ рассматривается в качестве заявителя по делу, а когда речь идет об оспаривании – то в качестве ответчика.

Тем не менее такое ДЛ, помимо того, что имеет определенные обязанности (лицо обязано протокол составить в соответствии с законом) имеет определенные права.

По тем делам, по которым решения о назначении АН – принимали СОЮ – государство в лице своих ДЛ не имели правовой возможности оспорить вынесенное решение. В настоящий момент – может быть обжаловано в вышестоящий суд именно ДЛ, которые обратилось в суд.

Наделение ДЛ, которое составляет протокол правом на обжалования – делает их полноправными участниками.

Прокурор – является лицом, благодаря участию которого обеспечивается соблюдение принципа законности и соответственно участие прокурора в заседании по делу об административном правонарушении в какой-то степени усиливает позицию государства. Нужно понимать, что авторитет органов прокуратуры значимое – участие в процессе прокурора на стороне обвинения придаёт весомость такому обвинению. Прокурор, в данной категории дел может фактически выступать в нескольких ипостасях:

o Может быть инициатором – уполномочен на обеспечение законности, в ходе проверочных мероприятий может обнаружен признаки состава АПП – он управомочен на вынесения Постановления о возбуждении – которое представляет с собой «аналог протокола». Прокурор выступает с позиции аналогичной ДЛ.

o Право на участие в рассмотрении любого дела об административном правонарушении. По сути он, если считает, что в ходе рассмотрения дела могут иметь место отступления от принципа законности либо в целях защиты прав и интересов лиц, участвующих в деле, потерпевших и т.д Прокурор может в ступить в дело в качестве прокурора.

Читайте так же:  Сколько дней рассматривается заявление на алименты

o Прокурор имеет право принести Протест на состоявшееся постановление(решение) – аналог обжалования.

§ Лица, которые имеют личный интерес в исходе дела. Речь идет о тех лицах, которые в зависимости от исхода разрешения дела либо получат защиту своих прав, либо на них будет возложено дополнительное обременение (АН).

· Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

Правовое положение, в настоящий момент, сформулировано достаточно ясно и в настоящий момент данное лицо наделен всем комплексом прав и возможностей, которые предоставляют ему возможность защищать свои права. Данный объем процессуальных прав является максимальным. Более того, исходя из того, что данное лицо, все-таки, находится под неким принуждением со стороны государства, государства предоставляет такому лицу дополнительное право – «презумпцию невиновности» — освобождает от обязанности что-либо доказывать. При этом исходя из положения статья 1.5 КоАП – закрепляется, что все неустранимые сомнения трактуются в пользу лица, в отношении которого ведётся производство по делу. Так же еще характеризуется тем, что правовое положение данного лица схоже с правовым положением обвиняемого в уголовном процессе. В отношении данного участник КоАП предусматривает возможность применения мер Административно-принудительного характера (меры пресечения, либо меры процессуального обеспечения).

§ Право на защиту – законодатель устанавливает серьезные гарантии соблюдения прав. В частности закрепляется, что все процессуальные действия, которые совершаются по данной категории дел, как правило, должны совершаться при участии такого лица.

· Право предоставления соответствующих доказательств

· Право знакомиться с материалами дела

· Право давать объяснения по делу

· Право заявлять ходатайства/отводы

§ Лица, имеющие процессуальный интерес в исходе дела. Эта та категория, которая никакого личного интереса не имеет. Данный процессуальный интерес заключается в том, что деятельность этих лиц направлена на защиту прав и интересов иных лиц (по разным причинам)

· Законные представители ФЛ (родители)

· Законные представители ЮЛ

· Защитник лица и его представитель

Видео (кликните для воспроизведения).

§ Лица, которые не имеют ни личного, ни процессуального интереса и они привлекаются либо для выполнения процессуальных обязанностей, либо оказания содействия правосудия. С их помощью суд устанавливает истину.

Суд как участник административного судопроизводства

Судья должен изложить свое особое мнение в срок, не превышающий пяти дней со дня принятия решения по административному делу. Особое мнение судьи приобщается к материалам административного дела, но при объявлении принятого по административному делу решения не оглашается, а также не подлежит опубликованию.

При подготовке дела к рассмотрению разрешается ряд вопросов, по которым в случае необходимости выносится определение.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением в защиту интересов государства и общества государственные и иные органы имеют только в случаях, предусмотренных законом.

Независимость суда и равенство сторон

Компетенция как основание участия суда отражает властное начало судейской деятельности и его правовой статус.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В Кодексе определена возможность для иностранцев, апатридов, иностранных юридических организаций через суды общей юрисдикции защищать свои интересы в области административных правоотношений. Данные лица обязаны выполнять описанные Кодексом процессуальные требования и могут пользоваться процессуальным правом.
Административное судопроизводство – это деятельность судов всех уровней: мировых, районных, областных, краевых, республиканских и Верховного суда страны.

Так, налоговый орган, выявив налоговое правонарушение, не может не привлечь нарушителя к ответственности, т.е. обязан реализовать свои властные полномочия. Однако орган не может взыскать с него налоговую санкцию самостоятельно (денежный штраф), ибо закон обязывает сначала предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции с указанием срока и порядка ее уплаты.

Разъяснив лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности (ст. 153 КАС РФ), председательствующий выясняет, имеются ли у лиц, участвующих в деле, какие-либо ходатайства, заявления. При наличии заявлений или ходатайств об истребовании новых доказательств и по всем другим вопросам, связанным с разбирательством дела, суд обязан заслушать мнение других лиц, участвующих в деле.

Состязательность процесса – каждая сторона обязана обосновывать свои доводы и предоставлять доказательства.

К числу указанных лиц согласно ст. 37 КАС относятся стороны; заинтересованные лица; прокурор; органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Правовое положение лиц, участвующих в деле, характеризует прежде всего наличие юридической заинтересованности в исходе административного дела.

Если стороны отказываются от совершения распорядительных действий, суд переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле. Вначале суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица. Вместо сторон объяснения в суде могут давать их представители. Председательствующий в судебном заседании устанавливает личность каждого явившегося участника судебного разбирательства, проверяет полномочия должностных лиц, представителей. Явившиеся свидетели до начала их допроса удаляются из зала судебного заседания. Им разъясняется, что они будут вызваны в зал судебного заседания для дачи показаний.

Он, в частности, выражается в праве суда по своей инициативе выявлять и истребовать доказательства, имеющие значение для правильного разрешения спора. «[Это] будет способствовать решению такой закрепленной в КАС задаче административного судопроизводства, как правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел», – считает юрист.

Административное судопроизводство — это… Определение, задачи, принципы и виды

Принципы административного судопроизводства – это базовые идеи, заложенные в систему производства. Это идеал, к которому надлежит стремиться. Они непосредственно изложены в кодексе.

Волкова В. В. Административный процесс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Юнити-Дана, 2011.

Судебное разбирательство происходит в судебном заседании, во время которого обстоятельства дела рассматриваются в пределах заявленных истцом требований. Суд вправе выйти за эти пределы только в случаях, предусмотренных законом.

Представительство в административном деле: понятие, виды, основания возникновения. Статус и полномочия представителя в адми­нистративном деле.

Читайте так же:  Какие документы необходимы для заключения брака

Судебное разбирательство — центральная часть стадии административного судопроизводства в суде первой инстанции.

Об этих обязанностях должно быть указано в Памятке процессуальные права и обязанности, которую суд направляет каждому лицу, которое принимает участие в деле, открыв производство по делу (см. часть пятую статьи 107 КАСУ).

Административный процесс как административное судопроизводство

Нормативные правила Кодекса — не главные для иностранцев. Перечень обязанностей и прав в административных правоотношениях определены законодательством их стран. Если человек бипатрид, он обязан следовать правилам ведения производства той страны, где он постоянно проживает (РФ, другого государства).

Иностранные юридические субъекты подчиняются процессуальным правилам страны, где проходила их регистрация. Их право на участие в разбирательстве по административному вопросу регулируется международным договором.

Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные КАС, а также обязанности, возложенные на них судом в соответствии с КАС. Неисполнение процессуальных обязанностей лицами, участвующими в деле, влечет за собой наступление для этих лиц последствий, предусмотренных КАС.

Кодекс уступает по своей силе международным договорам, т. е. их правила первостепенны. Административное судопроизводство при различных судебных инстанциях имеет свои характерные особенности рассмотрения. Если конкретного указания по отдельным вопросам не существует, судья принимает во внимание аналогичные законы.

Административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.

Участники административного судопроизводства в суде общей юрисдикции

Административными ответчиками могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Каким образом могут защитить свои права члены семьи умершего военнослужащего? Определите, возможно ли процессуальное правопреемство в данном случае на стороне истца.

В целях полного выяснения фактических обстоятельств участвующим в деле лицам предоставляется право с разрешения председательствующего задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений.

К нормам, «упрощающим» жизнь участникам административного процесса, Алексей Сизов из КИАП относит возможность рассмотрения в порядке упрощенного производства (без проведения устного разбирательства) дел практически любых категорий, за исключением случаев обязательного участия сторон в деле.

§ 2. Административное судопроизводство в системе судебной деятельности

В случае замены судьи или нескольких судей в процессе рассмотрения административного дела судебное разбирательство производится с самого начала.

Государственные органы могут выступать в качестве ответчиков при предъявлении заявления не только организациями и гражданами-предпринимателями, но и другими государственными органами. В этом случае сторонами в судебном процессе выступают два государственных органа. Так, арбитражные суды рассматривают заявления, предъявляемые комитетами по управлению имуществом субъектов РФ к Госкомимуществу России.

Порядок разрешения вопросов судом при коллегиальном рассмотрении административных дел. Особое мнение судьи.

Попова Ю.А. Теоретические проблемы судопроизводства по делам, возникающим из публично-правовых отношений: Дис. … докт. юрид. наук, Краснодар, 2002.

Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, — это лицо, для защиты своих прав, свобод и интересов обращается с иском к сторонам по делу, в которой уже открыто производство.

Гласность и открытость дает право любому желающему посетить заседание суда, информация о процессе должна быть общедоступной, решение суда также должно находиться в открытом доступе.

Институт третьего лица направлен на создание условий для защиты прав, свобод и интересов такого лица, которые могут быть нарушены при решении спора между истцом и ответчиком при отсутствии третьего лица.

Цели административного правосудия

Административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей.

Состав суда при производстве по административным делам в судах кассационной и надзорной инстанций определяется в соответствии с главами 35 и 36 настоящего Кодекса.

Рассмотрение административного дела невозможно без привлечения самого разного круга его участников, каждый из которых сообразно своему процессуальному положению наделяется определенным кругом прав и обязанностей, обладает возможностью либо не имеет возможности влиять на динамику административного судопроизводства.

В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается.

По способу исчисления сроки подразделяются на:

Ответчиком является лицо, которое, по мнению истца, нарушила его право, свободу или интерес и должна устранить это нарушение или его последствия или возместить ущерб.
Дайте правовую оценку действиям административного истца и суда. Возможно ли в данном случае процессуальное соучастие на стороне ответчика? Кто является надлежащим ответчиком по требованиям Тищенко ?

Представительство в суде по административным делам

Кодекс административного судопроизводства (КАС) регламентирует в части гл.5 правила и условия представительства в суде по административным делам. Закон позволяет в полной мере участникам административного процесса защищать свои интересы не только лично, но с привлечением профильных юристов. Юридические услуги востребованы на всех уровнях административного судопроизводства, значительно снижают риски и позволяют отстоять точку зрения доверителя.

Представитель в административном суде

Рассмотрение по административному делу осуществляется по иску государственных структур, муниципальных и налоговых органов, частных лиц в судах общей юрисдикции. Например, ГИБДД или ФССП, другие органы подают иск для наказания нарушителей административного кодекса РФ. Ответчиками могут быть граждане или юридические лица, которые имеют возможность привлечь представителя для защиты своих интересов.

Согласно гл.5 КАС РФ, защищать права своих доверителей можно по следующим правилам:

  • ст.54 указывает на возможность привлечь юриста для представления интересов и ведение дела через представителя;
  • ст.55 процессуальные требования, которым должен удовлетворять представитель;
  • ст.56 полномочия лица, выступающего от лица участника процесса;
  • ст.57 указывает на требования по документальному подтверждению полномочий юридического субъекта.

Если юрист не будет удовлетворять требованиям КАС или будет нарушен регламент по срокам или иным требованиям, то представителя суд отведет от участия по делу. Будет пропущен срок, и участник дела останется без профессиональной защиты. Полномочия проверяются судьей в начале заседания, в документах не должно быть формального повода для отклонения кандидатуры.

Требования к представителю по КАС

Присутствие защитника на заседаниях суда позволит снизить риски взыскания для доверителя или в полной мере наказать противную сторону. Главным требованием по КАС является высшее юридическое образование для представителя, но он не обязательно должен иметь статус адвоката. Кроме того, действуя в интересах иного лица, субъект должен удовлетворять определенным требованиям:

Читайте так же:  Что нельзя публиковать в соцсетях - ответственность за экстремизм, клевету или оскорбление чувств ве

  • являться дееспособным, не иметь гражданских ограничений;
  • не находиться под опекой и попечительством;
  • будучи юристом, не занимать государственных постов в судопроизводстве.

КАС различает разные статусы представителя в административном суде. Юрист должен подтвердить переданные ему полномочия, представив суду официальное поручение и нотариальную доверенность. Законными представителями называются родители, опекуны, близкие родственники и др. Такой категории лиц не требуется оформлять доверенность по делам, поскольку они могут предъявить другие устанавливающие право документы о своих полномочиях.

Полномочия в суде

Получив полномочия, субъект может полностью или частично заменить в процессе своего доверителя. Юристу, защищающему клиента по делу, предоставляются следующие полномочия:

  • составление прямого и встречного иска, подпись от лица клиента и подача, регистрация в канцелярии инстанции;
  • составление и подписание мирового соглашения, ведение досудебных переговоров с противной стороной;
  • изменение содержания исковых требований, предоставление суду дополнительных сведений в ходе дела;
  • написание жалоб и ходатайств в установленные сроки по вопросам дела;
  • контроль за исполнительным производством и защита интересов клиента, др.

Перечень полномочий отображается в заверенной у нотариуса доверенности. Это могут быть конкретные задачи по делам или комплексное сопровождение процесса.

Субъекта не допустят к процессуальным действиям, если будут нарушены обязательные требования:

  • не представлены документы, подтверждающие полномочия;
  • официальные подтверждения не соответствуют требованиям КАС и другим правовым нормативам;
  • нарушены правила участия субъекта в деле.

Субъекты для участия в процессе могут быть назначены в обязательном порядке. Такое положение распространяется на недееспособных и несовершеннолетних участников административного судопроизводства, чьи интересы представляют назначенные адвокаты или сотрудники опеки. Юридические участники во многом помогают ускорить рассмотрение спора, контролируют правомочность действий судей и грамотно выполняют процессуальные требования по лица своего доверителя.

Если вам необходима профессиональная онлайн-помощь юристов, обращайтесь к нам. Вы можете воспользоваться чатом, где Вам ответят наши специалисты

Суд в административном судопроизводстве

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное судопроизводство

Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.

Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.

Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.

Такой иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Важно, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, значит, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не будет.

Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативного-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).

Административный истец может заявить ходатайство о применении только одной меры предварительной защиты: запретить применение нормативного правового акта или отдельных его положений в отношении административного иска.

Срок рассмотрения дела составляет 2 месяца, а если дело подсудно ВС РФ – 3 месяца со дня подачи административного иска. В деле обязательно участвует прокурор, значит, который будет являться и субъектом обжалования решения суда.

При рассмотрении административного иска суд может признать обязательной явку представителя органа власти, что сделает невозможным применение упрощенного порядка административного судопроизводства, не связан доводами административного истца и обязан проверить законность нормативного правового акта или отдельных его положений, которые оспариваются, по собственному убеждению.

Обязанность доказать наличие полномочий на принятие нормативного акта, соблюдение его формы и вида, процедуры принятия, опубликования, регистрации и соответствия актам, имеющим большую юридическую силу возложена на административного ответчика.

В административном судопроизводстве по оспариванию нормативных правовых актов не допускается заключение соглашения, а также прекращение дела в связи с отказом от административного иска, признания его административным ответчиком, утрата его силы или отмена в период рассмотрения дела.

Административный иск должен быть подан тем лицом, чьи права непосредственно затрагиваются. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу для урегулирования административного спора. Иск может быть подан в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав административного истца, а на действия судебного пристава-исполнителя – 10 дней. Причины пропуска обращения в суд будут устанавливаться в судебном заседании, при этом если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно, это станет уважительной причиной. Если же суд признает причину пропуска срока неуважительной, суд откажет в удовлетворении требований административного истца.

В качестве меры предварительной защиты может быть применены приостановление действия решения в той части, в которой она относится к административному истцу, воздержание от совершения оспариваемого действия.

Доказывать незаконность решения, в т.ч. наличие на это полномочий, соблюдение процедуры вынесения и др., возложена на административного ответчика. Рассмотрено дело должно быть в течение 1 месяца со дня подачи иска, на судебного пристава-исполнителя – в течение 10 дней.

Читайте так же:  Как получить развод, если один из супругов против

При рассмотрении дела суд не связан доводами и требованиями административного иска и проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Гражданское судопроизводство
Уголовное судопроизводство
Административное взыскание
Административное дело
Административное право

Участники административного судопроизводства: предмет и стороны процесса

Участники административного судопроизводства – круг лиц, которые в рамках обозначенного процесса наделены перечнем определенных прав и списком обязанностей. Каждый из участников выполняет конкретные законные функции, и несет ответственность за свои действия.

Участники административного судопроизводства

Отличия административных судопроизводств от аналогичных процессов

При сравнительном анализе можно указать ряд существенных отличий, выделяющий судопроизводства административной направленности от:

[2]

  • конституционных;
  • уголовных;
  • гражданских;
  • арбитражных и т.д.

Такой нюанс, как определение участников административного судопроизводства, как и многие другие, регулируется специализированным документом — Кодексом Административного судопроизводства нашей страны

Одним из таких отличий выступает обязательное определение перечня граждан, участвующих в рассмотрении дела. В частности, в каждом случае производится непеременное обозначение так называемых сторон процесса – участников, противоборствующих друг другу в рамках судопроизводства.

Выступать в роли главных членов спора, разрешаемого при помощи суда в рамках правовых норм в области административного права и публичной морали, могут:

[1]

  • заявители (выше обозначенные стороны спора);
  • лица, заинтересованные в результатах процесса.

Таким образом, можно подытожить, что участие в делах административного судопроизводства любые лица принимают для того, чтобы защитить присущие им права, коими они наделены, будучи гражданами нашей страны.

Что такое административное производство: определение

Административное расследование – это комплекс установленных законом действий по установлению возникших обстоятельств, приведших к административному правонарушению. Как и любое другое расследование, этот процесс требует определенного времени. Чтобы разобраться, о чем пойдет речь в рассмотрении процесса административного расследования, необходимо знать, какие действия относятся к административным нарушениям. О них и поговорим в специальной статье.

Предмет судопроизводства административного характера

Что касается предмета производственного процесса, проходящего в рамках судебного разбирательства, необходимо указать определенные позиции, сформировавшиеся относительно него на сегодняшний день. О каких позициях идет речь, смотрите далее в таблице.

Таблица 1. Предмет судопроизводственного процесса административного характера

Характеристика Описание
Дела данной категории подразумевают отсутствие спора о праве Ввиду обозначенной особенности, административное судопроизводство можно отнести к явлениям уникального характера, так как в нем:
  • отсутствуют спорящие стороны;
  • имеются только участники, в чем-либо заинтересованные.
  • Рассмотрение споров определенной категории Второй важный нюанс состоит в том, что в ходе судопроизводства интересующего нас типа, производится рассмотрение споров:
  • административного;
  • публично-правового характера.
  • Исполнение роли судебного контроля Административный судебно-производственный процесс выступает своего рода инструментом отслеживания законности действий, предпринимаемых органами государства и муниципальных образований.

    Главными сторонами процесса будут выступать противники — истец и ответчик

    Стороны-участницы административного судопроизводства

    Исходя их всего вышеперечисленного, нужно сказать, что такие участники судопроизводства административного характера, как стороны, могут быть представлены административными:

    Чтобы стать стороной интересующего нас процесса, лицо должно обладать правоспособностью и дееспособностью, определяемыми в разрезе ролей, которые будут ими исполняться в суде.

    Следует упомянуть, что перечень граждан, которые могут стать истцами по административному делу, намного превышает аналогичный список для производств, проводимых согласно положениям:

    • Гражданско-процессуального Кодекса;
    • Арбитражно-процессуального Кодекса.

    Кодекс административного судопроизводства РФ, Статья 38. Стороны

    Иные участники и заинтересованные в процессе лица

    В качестве заявителя, подающего иск, и в роли ответчика также могут выступать специализированные избирательные комиссии, являющиеся в рамках рассматриваемого в статье процесса одним из важнейших его субъектов.

    Помимо сторон участниками в деле могут стать также граждане или организации, заинтересованные относительно его результатов, или имеют к нему какое-либо иное отношение.

    Одним из самостоятельных членов разбирательств будет являться такое лицо, как прокурор.

    Также принимают участие в подобных рассмотрениях судебных дел:

    • государственные и иные органы;
    • различного типа образования;
    • обычные граждане.

    КАС РФ Статья 47. Заинтересованные лица

    Представители обозначенных категорий в рамках административного судопроизводства обращаются в судебную инстанцию ради того, чтобы:

    • защитить законные интересы иных конкретных граждан;
    • отстоять интересы и права неопределенного перечня человек.

    Помните, что при условии подачи искового заявления от одного из представителей обозначенных категорий, оно должно изменяться под соответствующие требования, касающиеся оформления бумаги.

    Целью инициирования административных производств является желание защитить права, законные свободы и личные интересы граждан страны и различных образований, расположенных на ее территории

    Правила отказа от исковых заявлений участниками административного судопроизводства

    В отличие от процессов, рассматривающийся в рамках гражданско-правовых норм, судебное производство административного типа предполагает наличие особенных правил, которые нужно соблюдать, изъявляя отказ от ранее заявленных ими в суде требований.

    Так, если иск отзывают государственные инстанции, какие-либо организации или граждане, изначальной целью которых была защита законных прав и свободы неопределенного перечня человек, выступающих субъектами правоотношений публичного характера, то по существу в этом случае процесс все равно продолжает рассматриваться.

    Если же отзыв иска связан с непосредственным выполнением ответчиком всех предъявляемых требований, то суд с радостью данный отказ примет, и производство по делу будет прекращено на все сто процентов.

    Процессуальные гарантии прав участников административного процесса

    Заключение

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Участниками административного судопроизводства могут стать как люди, так и организации, если целью оных является защита естественных прав, законных свобод и интересов населения нашей страны. Существуют важные нюансы по данному вопросу, которые необходимо изучить. Советуем вам отнестись к ним со всей внимательностью.

    Источники


    1. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.

    2. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

    3. Тимофеева А. А. История государства и права России; Флинта, МПСИ — Москва, 2009. — 152 c.
    4. Яблочков, Т. Гражданская ответственность дуэлянтов / Т. Яблочков. — М.: Типо-лiтография Т-ва Владимиръ Чичеринъ в Москве, 2018. — 686 c.
    5. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
    Суд как участник административного судопроизводства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here