Специализированные государственные суды в судебной системе рф

Главное по теме: "Специализированные государственные суды в судебной системе рф" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Чем занимаются специализированные суды

Специализированные суды — это подкатегория судов общей юрисдикции, которые рассматривают категории дел, нуждающиеся в специализированном подходе. Система создания специализированных судов является шагом к формированию действенного судебного производства, малозатратного, быстрого и эффективного. К юрисдикции таких судов относятся гражданские и уголовные дела, а открываться они могут только как федеральные суды, путем внесения изменений и дополнений в действующий закон о судах.

Преимуществом рассматривания дел в специализированных судах является то, что данный подход будет более неформальным, а нормы процессуального кодекса, впоследствии, станут более приспособленными к правоотношениям материального характера. Наиболее часто, во всех специализированных судах мира, рассматривают военные, налоговые и транспортные дела.

Создание судов со специализациями позволит возникнуть новому порядку судопроизводства, в зависимости от характера дела. Не стоит подчеркивать, что в данном случае, вынесенные определения будут справедливей и достоверней, а судебный процесс будет проходить скорей.

Главным минусом в создании обширной системы специализированных судов, является возникновение сложности распределения дел между специализированными судами и судами общей юрисдикции. В такой путанице, будет трудно разобраться даже юристу. Кроме того, в самом судебном процессе, проводимом в специализированном суде, могут всплыть обстоятельства, которые не входят в компетенцию данного органа, и их рассмотрение станет невозможным. А это, в свою очередь, противоречит одному из главных прав человека — права на справедливое и беспристрастное судебное разбирательство.

На данный момент, единственным специализированным судом среди судов общей юрисдикции является военный суд. Система военных судов является традиционной для России. Главной сферой их деятельности, и тогда, и сейчас, были уголовные дела совершенные военными служащими, а также дела административных правонарушений граждан, проходящих воинскую службу, а также военнослужащих.

Совсем недавно, в системе арбитражных судов возник новый специализированный орган — интеллектуальный суд. Его специализация заключается в судопроизводстве по делам защиты интеллектуальных прав. Он может быть как кассационной инстанцией, так и судом первой инстанции. Специалистами считается, что создание специализированных судов — единственных способ повысить эффективность судебной власти.

Похожие статьи:

Большинство судебных дел рассматривается судами общей юрисдикции, к которым относятся — гражданские и уголовные дела, кроме случаев, когда нарушение возникает в связи с предпринимательской деятельностью, а также рассматривают дела об административных правонарушениях. Суды общей юрисдикции также .

Судом называют государственный орган, осуществляющий судебную ветвь власти. Единственный орган власти, чье предназначение — соблюдение и восстановление справедливости, руководствуясь исключительно Конституцией и действующим законодательством. У некоторых учреждений нет права судебной .

Судебные системы во всех странах имеют очень существенные различия. Например, в России уже в ХХ веке начали проявлять повышенный интерес к судебной ветви. И в том же веке появилась судебная реформа, при которой были поставлены определенные цели и вопросы, где будет находиться судебная власть .

Судом является орган, который претворяет в жизнь правосудие, рассматривая и разрешая, уголовные, административные, гражданские и иные категории дела в процессуальном порядке, установленном законом определенного государства. Следует отметить, что в государствах бывшего союза, которые .

Примирение с потерпевшим — понятие, присутствующее в уголовном и уголовно-процессуальном Кодексах. Подразумевается смягчение вины нарушителя, или его полное освобождение от обвинения, зачастую, вследствие достижения мирной и добровольной договоренности с потерпевшим, и, как правило, возмещение .

Статья 26. Специализированные федеральные суды

Статья 26. Специализированные федеральные суды

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального конституционного закона

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ в часть 1 статьи 26 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения


1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, а также экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, учреждаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный конституционный закон.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37


2. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

>
Суд по интеллектуальным правам
Содержание
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Вопрос 6. Специализированные федеральные суды.

Конституция РФ и российское судоустройственное законодательство допускают создание специализированных судов. В частности, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусмотрены специализированные суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, специализированные арбитражные суды, Дисциплинарное судебное присутствие.

[3]

Административные суды.

Конституция РФ определяет, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118). Таким образом, Конституция создала нормативную базу для формирования специальной системы судов, призванных рассматривать административные дела. Предметом административного судопроизводства являются споры, возникающие в сфере государственной и любой другой публичной власти. Основная масса этих дел – конфликты между гражданами и представителями государственной власти либо местного самоуправления. Кроме того, это – споры органов государственной власти и местного самоуправления между собой. Употребляемое в таком контексте понятие «административные дела» необходимо отличать от понятия «дело об административном правонарушении», и соответственно «административное судопроизводство» от «судопроизводства по делам об административных правонарушениях»[29].

В настоящее время дела, вытекающие из административных отношений, рассматривают в соответствии со своей компетенцией суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Как отмечается в пояснительной записке к проекту ФКЗ «О федеральных административных судах в Российской Федерации» количество подобного рода дел постоянно возрастает. Особенно актуальны дела о спорах между субъектами РФ и органами местного самоуправления, по жалобам о нарушении избирательного законодательства, и некоторые другие. Вследствие сложности названных категорий дел их рассмотрение и правильное разрешение требует высокого профессионализма и специализации судей. Отмечаются жалобы, в которых ставится под сомнение объективность принимаемых решений по делам об обжаловании действий высших должностных лиц субъектов федерации, поскольку суды находятся под их определенным влиянием[30].

Читайте так же:  Срок действия госпошлины за развод ее размер и когда оплачивать

Основная идея создания административных судов состоит в том, чтобы, во-первых, максимально обеспечить их независимость от органов власти за счет создания системы судов, не совпадающих с административно-территориальным делением. В системе административных судов предполагается создание четырех звеньев, в том числе низшее звено – межрайонные суды (до 500 судов), а также окружные суды (21 суд), чья юрисдикция распространяется на нескольких субъектов федерации. Кроме того, предполагается создание судебных коллегий по административным делам в составе областных, краевых и равных им судов общей юрисдикции. В Верховном Суде РФ Судебная коллегия по административным делам создана в 2011 г. с принятием ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»; во-вторых, разработать самостоятельных порядок административного судопроизводства, который должен отличаться от процедуры гражданского судопроизводства.

В печати опубликован законопроект Кодекса административного судопроизводства РФ и комментарии к нему, в которых обращается внимание на предусмотренные процедурные особенности. Например, подчеркивается, что ради реального обеспечения равноправия сторон предусмотрена активная поддержка гражданина как участника спора: судам дана возможность оказывать гражданину содействие в реализации его процессуальных прав. Для обеспечения равных возможностей гражданина и государственного органа в судебном заседании предусмотрено, что граждане все дела по второй инстанции, а в окружных судах и в Верховном суде РФ и по первой инстанции, ведут только через своих представителей – адвокатов. Если гражданин затрудняется пригласить адвоката, участие адвоката обеспечивается судом. Государственный орган может быть представлен либо штатным юристом учреждения, либо адвокатом. Таким образом, исключается появление в суде высоких должностных лиц, которые могут своим авторитетом оказать давление на суд[31].

Противники создания самостоятельной системы административных судов указывают на то, что такое решение потребует значительных материальных затрат, и, самое главное, повлечет отдаление судов от большинства населения, проживающего в тех районах, городах, в которых административных судов не будет. Таким образом, создание межрайонных судов не облегчит, а затруднит гражданам реализацию права на судебную защиту[32]. В этой связи предлагается исходить из смешанного принципа построения системы административных судов: первое звено должно совпадать с административно-территориальным делением, а второе – апелляционные административные суды – может быть представлено межрайонными судами[33].

Все обозначенные аргументы как в пользу, так и против создания системы административных судов, а также исторический опыт[34] должны быть тщательно изучены для того, чтобы принятое решение оказалось оптимальным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Военные и специализированные суды в судебной системе РФ

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды РФ (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»). Это федеральные суды общей юрисдикции.

Военные суды подразделяются на два специфических звена, которые в совокупности и взаимосвязи образуют подсистему военных судов:

1) гарнизонные военные суды;

2) окружные (флотские) военные суды.

Дела, подсудные военным судам, рассматриваются также Верховным Судом РФ. Однако законодатель не включает ни Верховный Суд РФ, ни его структурные подразделения в систему военных судов (ст. ст. 8 и 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Все военные суды создаются федеральным законом по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды могут быть созданы и по месту дислокации воинских частей, предприятий, учреждений или организаций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Гарнизонные военные суды действуют на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Второй вид (звено) военных судов — окружные (флотские) военные суды, действуют на определенных федеральным законом территориях одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Состав окружного (флотского) военного суда состоит из председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда. В окружном (флотском) военном суде могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации» вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны. Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся только на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Читайте так же:  Условия заключения брачного договора

Компетенция военных судов:

Исходя из содержания ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», военные суды по подсудным им делам осуществляют правосудие в первой, апелляционной, кассационной инстанциях и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК;

в) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, призванными на военные сборы;

г) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам;

д) материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, им подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Специализированные федеральные суды

(англ. specialized federal courts) — в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок образования и деятельности С.ф.с. устанавливаются федеральным конституционным законом.

Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое «Специализированные федеральные суды» в других словарях:

Специализированные федеральные суды — (англ. specialized federal courts) в РФ федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел, которые могут учреждаться путем внесения изменений и дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**. Полномочия, порядок… … Энциклопедия права

Федеральные суды Российской Федерации — по законодательству РФ Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, районные суды, военные и… … Финансовый словарь

Федеральные суды РФ — 3. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов,… … Официальная терминология

Федеральные суды — К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд Российской Федерации; 2. Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных… … Словарь юридических понятий

АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ — специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями, а также рассмотрению исков предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. А.с.… … Энциклопедия юриста

Судебная система Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

Судебная система России — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Государственный контроль — (State control) Содержание Содержание 1. Задачи и функции Государственного контроля 2. и его виды 3. Государственный контроль История возникновения История существования до 1837 года История существования 1837—1917 Революция 1917 года 4.… … Энциклопедия инвестора

СУДЕБНО-ПРАВОВОЙ КОНТРОЛЬ — (англ. judicial review) – контроль за действиями по исполнению судебных решений. С. п.к. состоит из судопроизводства (гражданского и арбитражного) и исполнительного производства. Правосудие в РФ осуществляется только судами. В РФ действуют… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮСТИЦИЯ — система специальных судебных и административных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления, а также в более узком смысле особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения… … Энциклопедия юриста

Судебная власть

В книжной версии

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 421-424

[1]

Скопировать библиографическую ссылку:

Судебная власть

Су­деб­ная власть – са­мо­стоя­тель­ная и не­за­ви­си­мая ветвь гос. вла­сти, соз­дан­ная для раз­ре­ше­ния на ос­но­ве за­ко­на со­ци­аль­ных кон­флик­тов ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и гра­ж­да­на­ми, са­ми­ми гра­ж­да­на­ми, юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми; кон­тро­ля за кон­сти­ту­ци­он­но­стью за­ко­нов; за­щи­ты прав гра­ж­дан в их взаи­мо­от­но­ше­ни­ях с ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми; кон­тро­ля за со­блю­де­ни­ем прав гра­ж­дан при рас­сле­до­ва­нии пре­сту­п­ле­ний и про­ве­де­нии опе­ра­тив­но-ро­зы­ск­ной дея­тель­но­сти; ус­та­нов­ле­ния наи­бо­лее зна­чи­мых юри­ди­че­ских фак­тов.

1. Судебная система рф.

Судебная система РФ — совокупность государственных органов — судов, осуществляющие судебную власть на территории РФ. Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системе РФ».

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ.

— Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражный апелляционный суд

— Арбитражные суды субъектов РФ

Суды в РФ также делятся на федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

Федеральные арбитражные суды округов

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные суды субъектов РФ.

Читайте так же:  Как обезопасить себя от недобросовестности взыскателя при добровольной оплате алиментов

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурное подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебных инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд второй (кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Конституционный суд – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Арбитражный суд – правосудие в сфере предпринимательской и экономической деятельности.

Высший арбитражный суд – до упразднения являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял судебный надзор за их деятельностью. 6 августа 2014 года суд был упразднен.

Федеральный арбитражный суд округа – осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

Арбитражный апелляционный суд — проверяет законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации, повторно рассматривая дело; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

Арбитражный суд субъектов РФ — рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических правоотношений в качестве суда первой инстанции.

Суды общей юрисдикции — осуществляют уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный суд РФ.

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган Российской Федерации, высшая (надзорная) инстанция. Осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов — рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Районный суд — является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает уголовные, гражданские дела и дела об административных правонарушениях.

Мировой суд — функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению малозначительные уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях. Проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел.

Военные суды — преступления совершенные военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба.

Конституционный (уставной) суд субъектов РФ — рассмотрение вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу).

9. Судебная система РФ.

Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Деятельность судебной системы РФ регламентируется ФКЗ «О судебной системы Российской Федерации»

Федера?льный конституцио?нный зако?н Росси?йской Федера?ции(ФКЗ) — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Принципы деятельности судебной системы РФ:

Принципы деятельности судебной системы РФ — характерные черты деятельности судебной системы на территории РФ.

К основным принципам деятельности судебной системы РФ и осуществляемому ее правосудия можно отнести:

— принцип единства судебной системы РФ

— принцип осуществления правосудия только судом.

— принцип равенства всех перед законом и судом.

— принцип независимости судей.

— принцип презумпции невиновности.

— принцип обеспечение беспристрастного и компетентного суда.

— принцип состязательности сторон.

— принцип открытости судопроизводства.

— принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

— принцип обязательности судебных решений.

— принцип государственного или национального языка в судах.

Система судов РФ:

Система судов РФ — это совокупность государственных органов отправляющих, от имени РФ, правосудия, на территории РФ.

Систему судов РФ можно описать следующим образом:

1. Конституционные суды в РФ:

— Конституционный суд РФ.

— Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

— Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подведомственным судам общей юрисдикции.

— Суды субъектов РФ

— Городские (районные) суды — это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

— Мировые суды. Мировой судья рассматривает по первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным; 6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; 7) дела об определении порядка пользования имуществом; 8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи

— Военная коллегия Верховного суда РФ.

— Военные (флотские) окружные суды РФ.

— Гарнизонные суды РФ.

Военные суды рассматривают уголовные дела:

О преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил, военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов, а также лицами офицерского состава, мичманами, сержантами и матросами органов Федеральной службы безопасности, иных органов государственной власти где Законом РФ предусмотрена военная служба, а также граждан, призванных в установленном Законодательством РФ на военные сборы.

Читайте так же:  Что делать, если отказали в гарантийном ремонте автомобиля куда обращаться

3. Арбитражные суды в РФ.

— Высший Арбитражный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

— Федеральные арбитражные суды округов. Осуществляют проверку решений, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, входящими в данный округ.

— Арбитражные суды округов.

— Арбитражные суды субъектов РФ. Рассматривают и разрешают споры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также между ними и государственными органами по вопросам гражданского и административного судопроизводства; рассматривают дела, возникающие из экономических и иных предусмотренных законом правоотношений в качестве суда первой инстанции.

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

— Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

В соответствие с ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», суды в РФ, также, делятся федеральные суды и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся:

— Конституционный суд РФ

— Верховный суд РФ

— Верховный суд республики, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа.

— Военные и специализированные суды.

— Высший арбитражный суд РФ

— Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

— Арбитражные апелляционные суды.

— Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

— Конституционные (суды) субъектов РФ.

Судебное звено судебной системы РФ.

Звено судебной системы РФ — совокупность судов РФ, наделенных однотипными полномочиями и занимающими равное положение в судебной системе РФ.

В РФ на звенья делятся системы судов общей юрисдикции и система арбитражных судов РФ.

К высшему звену относятся: Верховный суд РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ, Высший Арбитражный Суд.

К среднему звену относятся: Суды субъектов РФ, Суды военных округов, флотов, видов и групп войск, Федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды.

Судебная инстанция судебной системы РФ.

Судебная инстанция в РФ — суд или его структурная подразделение, выполняющие конкретную функцию, связанную с рассмотрением и разрешением дела в порядке гражданского и уголовного судопроизводства.

В РФ выделяется четыре судебной инстанции:

Суд первой инстанции — рассматривает дело по существу

Суд кассационной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу.

[2]

Суд апелляционной инстанции — проводит повторное, полное рассмотрение дела, судебное решение по которому не вступило в законную силу.

Суд надзорной инстанции — проверяет законность и обоснованность судебных решений, вступивших в законную силу.

Система судебных органов Российской Федерации

Дата публикации: 29.04.2015 2015-04-29

Статья просмотрена: 3100 раз

Библиографическое описание:

Ковальчук А. В. Система судебных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 847-849. — URL https://moluch.ru/archive/89/17949/ (дата обращения: 09.12.2019).

Основополагающим принципом правового демократического государства является соблюдение норм права гражданами, должностными лицами и органами государства, а также соотношение применяемых ими решений и действий с действующими нормами права. Задачи по предотвращению и разрешению возникающих правовых конфликтов, обеспечению законности и правопорядка выполняют специализированные органы государственной власти- суды, образующие в своей совокупности судебную систему государства.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что суд- это орган государственной власти, на который возлагается выполнение соответствующих функций судебной власти. Судебной системой Российской Федерации является система специализированных органов государственной власти (судов) осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации.

Суд образуется в установленном государственном порядке, наделяется определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, материальными и организационными средствами, а также имеет свою структуру. Кадровым составом суда являются люди, состоящие на государственной гражданской службе, осуществляющие полномочия судебной власти на профессиональной основе.

Организационно-правовое положение судебной системы Российской Федерации определено следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

В Российской Федерации все суды подразделяются на федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды- это судебные органы созданные Российской Федерацией для осуществления функций судебной власти от имени Российской Федерации на соответствующей территории.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды;

Арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи.

Конституционные (уставные) суды выполняют судебный контроль за соответствием правовых актов субъектов Российской Федерации и уставами субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи занимаются выполнением определенного объема судебной власти по уголовным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях.

Суды в Российской Федерации являются независимыми, что является отличительной чертой организационно-правового положения. Каждый суд вершит правосудие и выполняет иные судебные функции в соответствии с законом и возложенной на него компетенцией.

В судебной системе выделяют звенья и инстанции.

Звенья судебной системы- это совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе.

В Российской Федерации лежит трехзвенная структура в основе построения федеральной судебной системы.

Первичным звеном судов общей юрисдикции являются районные суды. Вторым звеном являются верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, суды городов федерального значения. Третьим высшим звеном является Верховный суд Российской Федерации.

Систему арбитражных судов составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (арбитражные суды субъектов Российской Федерации), специализированные арбитражные суды.

Систему военных судов составляют гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды, судебная коллегия Верховного суда Российской Федерации по делам военнослужащих.

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с пенсии военнослужащего

Большинство судебных дел рассматривают суды первого звена, которые являются основными в судебной системе.

Нижестоящими судами являются суды, чьи решения могут быть проверены. Суды, в чью компетенцию входит проверка законности и обоснованности решений нижестоящих судов, являются вышестоящими (это суды второго и третьего звена).

Судебная инстанция- это суды, обладающие однородной процессуальной компетенцией.

Выделяют суды первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.

Суд первой инстанции- это суд, выносящий первичное решение по судебному делу.

Апелляционная инстанция повторно рассматривает дело с учетом дополнительно представленных доводов и доказательств.

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции.

Суд надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции.

Необходимо отметить, что суды всех звеньев имеют право на пересмотр вынесенных ими судебных решений в случае новых или вновь открывшихся обстоятельств. К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

1) отмена приговора, определения, постановления суда или решения другого органа, послужившие основанием для данного судебного решения;

2) установление вступившим в законную силу приговором суда заведомой ложности показаний потерпевшего, свидетеля, заключения эксперта, заведомой неправильности перевода, подложности процессуальных документов или вещественных доказательств, в результате чего был вынесен незаконный или необоснованный судебный акт;

3) установление вступившим в законную силу приговором суда преступных действий сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей или преступных действий судей, совершенных при рассмотрении данного дела.

Новым обстоятельством по делу является существенное обстоятельство, которое не могло быть известно заявителю или суду. Примером может послужить факт признания закона, применённого при рассмотрении дела, не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Каждый суд и звено судебной системы имеют свою подсудность и являются носителями и исполнителями судебной власти по определенному кругу вопросов на определенной территории.

Подсудность- это компетенция суда по осуществлению правосудия.

Подсудность разделяют на предметную, территориальную и субъектную (персональную).

Предметная подсудность заключается в наличии строго определенных законом полномочий по рассмотрению дел в первой инстанции у каждого звена судебной системы. В основе предметного разделения полномочий лежит сложность рассматриваемого дела, вид и характер правонарушения. Подсудность звеньев судов определена гражданско-процессуальным, административно-процессуальным, уголовного- процессуальным, арбитражно-процессуальным законодательством.

Под территориальной подсудностью понимается рассмотрение судами дел о правонарушениях, совершенных на определенной территории. Данный вид подсудности наиболее ярко проявился в уголовном судопроизводстве, поскольку уголовное дело подлежит рассмотрению судом первой инстанции, на территориальной юрисдикции которого совершено преступление. В гражданском судопроизводстве иск предъявляется по месту жительства ответчика, а иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Кроме того, существует так же разграничение компетенций судов в зависимости от субъекта, в отношении которого рассматривается дело. Примером может послужить разграничение рассмотрения дел между военными судами и судами общей юрисдикции.

Образование и упразднение судов в Российской Федерации происходит только на основании актов высшей юридической силы- законов. При этом такие суды как Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации созданы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, и упразднены они могут быть только в результате внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Остальные федеральные суды создаются и упраздняются на основании федеральных законов. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что в случае упразднения суда, те вопросы, которые были отнесены к его ведению, передаются в юрисдикцию другого суда.

Суды Российской Федерации являются юридическими лицами, которые имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием.

Необходимо отметить, что важнейшим является тот факт, что каждый суд является необходимым компонентом судебной системы. В случае исключения какого-либо вида суда из судебной системы, либо невыполнение судом функции, изменится качественное состояние всей судебной системы в целом.

На сегодняшний день реформа по преобразованию и развитию судебной системы в Российской Федерации продолжается и приносит свои положительные результаты. Так, например, после введения в судебную систему института мировых судей и передачи им части компетенции по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, значительно снизилась нагрузка на федеральные суды первой инстанции. Упразднение Высшего Арбитражного суда Российской Федерации и создание судебной коллегии по экономическим спорам при Верховном суде Российской Федерации имеет своей целью унификацию судебной практики и выработку единых подходов в правоприменительной практике.

В настоящее время судебная реформа продолжает развиваться. Решается вопрос о введении ювенальных судов, в чью компетенцию будет входить рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних. Необходимость создания таких судов обусловлена спецификой работы именно с несовершеннолетними детьми.

Можно сказать, что результаты работы судебной системы напрямую влияют на политическую и экономическую жизнь общества, а суды были и остаются основным связующим звеном по обеспечению законности и правопорядка в государстве.

1. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева.- 4-е изд., испр. И доп.- М.: Спарк, 2002.- 400с.

2. Рыжаков А. П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. — М.: Инфра, 2004. — 438 с.

3. 4. Гуськова А. П., Шамардин А. А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. -М.: ИГ «Юрист», 2005. — 321 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Черников В. В. Правоохранительные органы: Учебник-М.: «Проспект»,2011.-552с.

Источники


  1. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  2. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  3. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.
  4. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Специализированные государственные суды в судебной системе рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here