Система экологического законодательства рф

Главное по теме: "Система экологического законодательства рф" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Система экологического законодательства РФ

В результате последней кодификации окончательно сложилась система экологического законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта:

  1. Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.).
  2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.).
  3. Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г.

Система экологического законодательства на основе основополагающих конституционных актов включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

Основным законом является Конституция Российской Федерации, которая вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы,

одна из которых (ст. 42) закрепляет право человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2).

Первая касается биологических начал человека, вторая – его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Действующую систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в соответствии с требованиями Конституции РФ иллюстрирует табл. 1.

По предмету своего ведения РФ принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты РФ имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Феде­рации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Основой законодательства в области ООПС, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования является ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», принятый 10 января 2002 г. Закон заполнил пробел российского экологического законодательства и определил следующие пути разрешения противоречий между экологией и экономикой.

[3]

Во-первых, этот Закон является главным законодательным актом, предметом регулирования которого служат природоохранные отношения.

Федеральные законы, определяющие правовое регулирование на территории РФ

Указы президента, постановления Государственной думы, постановления (распоряжения) правительства РФ

Система государственных стандартов (ГОСТы) и строительных норм и правил (СНиП)

[1]

Система отраслевых стандартов (ОСТы, РД, СанПиН, ПДК, ОБУВ и др.)

Система межведомственной и ведомственной нормативно-методической документации

Международные договоры, конвенции, соглашения и иные международно-правовые акты, участником (правоприемником) которых является Российская Федерация

Субъекты Российской Федерации

Законы субъектов РФ

Постановления (распоряжения) органов исполнительной власти субъектов Федерации

Система региональных стандартов и нормативов

Двусторонние международные соглашения

Регулируя эти отношения, он ставит своей целью решение трех задач: сохранения природной среды, предупреждения и устранения вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровления и улучшения качества ОПС.

Закон возглавляет систему экологического законодательства, т. е. в вопросах ОПС нормы других законов не должны противоречить данному законодательству.

Во-вторых, основное направление Закона состоит в обеспечении научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов с приоритетом охраны здоровья и естественных прав человека на благоприятную окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природную среду. Превышение этих норм является экологическим правонарушением.

В-третьих, в отличие от отраслевых законов (например, основ земельного законодательства) Закон формулирует требования, обращенные к источникам вредного воздействия на природную среду, т. е. к предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим вредное воздействие на природную среду.

В-четвертых, центральная тема Закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия ОС. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несущий ответственность за свою деятельность, и как субъект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда.

В-пятых, нормы Закона закрепляют механизм его исполнения, который состоит из системы, включающей экономическое стимулирование хозяйственника в ООПС и меры административно-правового воздействия на нарушителей эколого-правовых предписаний. Закон закрепляет экономический механизм ОПС, а также обязательность государственной экологической экспертизы, государственного экологического контроля, его правомочия по приостановлению, ограничению, прекращению деятельности экологически вредных производств, меры административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда природной среде и здоровью человека, экологическое образование и воспитание.

Эффективность этого механизма зависит от уровня организационной деятельности органов надзора и контроля по ОПС, от материально- технического и финансового обеспечения природоохранных мероприятий, от исполнительской дисциплины, а также состояние экологической культуры в обществе.

Система экологического законодательства

11.ФЗ «Об охране окружающей среды», его место в системе экологического законодательства.

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Закон определил задачи всего природоохранительного законодательства РФ. Они включают регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия любой деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей (ст. 1).

Чрезвычайно важно констатировать то, что эти задачи должны последовательно решаться с учетом нового эколого-правового статуса человека и гражданина в России. Впервые в российском экологическом законодательстве урегулирован комплекс экологических прав граждан, основное из которых – право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (ст. 11).

Центральное место в Законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологических требований. В этой связи он формулирует ряд новых положений и подходов к решению экологических проблем в стране. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, регулирование государственной экологической экспертизы, установление требований относительно экологического воспитания и образования, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

Важно и то, что Закон создал таким образом предпосылки формирования основных институтов активно развивающегося права окружающей среды.

Читайте так же:  Заявление об изменении суммы алиментов

Следовательно, значение Закона «Об охране окружающей природной среды» заключается прежде всего в том, что он содержит ряд норм, определивших прогрессивные тенденции в развитии российского экологического права на современном этапе.

Одновременно нельзя не обратить внимание на его дефекты и пробелы в нем. Представляется, что Закон далеко не в полной мере обладает свойством прямого действия его предписаний. В основном он содержит выраженные в общем виде материальные нормы, требующие для реализации принятия многих законодательных и подзаконных актов. Это обстоятельство предопределило, в частности, то, что в целом Закон оказался неэффективным.

В Законе имеются очевидные пробелы. Так, в нем нет даже упоминания об оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду – одной из центральных природоохранных мер, экологическом аудировании, экологической сертификации, экологических требованиях при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при банкротстве предприятий. Более широко должны быть урегулированы отношения по экологическому лицензированию, по информационному обеспечению охраны окружающей среды.

Едва ли точна и оценка этого Закона как головного акта отрасли экологического законодательства. Ведь экологическое законодательство регулирует не только отношения по охране окружающей среды от вредных воздействий. Предмет же данного Закона, даже судя по его названию, – охрана окружающей среды. Лишь в отдельных статьях предусматриваются меры по регулированию природопользования (например, в ст. 19 устанавливаются требования по лимитам на природопользование, в ст. 20 – требования к платности использования природных ресурсов).

Чтобы наиболее эффективно выполнять роль головного акта названной отрасли, такой Закон должен, во-первых, установить общие требования по регулированию отношений собственности на природные ресурсы, рационального природопользования и охраны природы от вредных воздействий. Во-вторых, содержать требования относительно всех правовых мер обеспечения природопользования и охраны природы, включая нормирование, экспертизу, лицензирование, сертификацию, аудит, мониторинг, контроль, учет, отчетность и др.

Назначение закона как головного акта состоит в том, чтобы обеспечить единообразное правовое регулирование соответствующих отношений и тем самым определить место в системе соответствующего законодательства. В Законе «Об охране окружающей природной среды» определено его место в системе природоохранительного законодательства. Согласно ст. 2 природоохранительные отношения в РФ регулируются настоящим Законом, разрабатываемыми в соответствии с ним законодательными актами Российской Федерации и республик в ее составе. Это означает, что в вопросах охраны окружающей среды нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту. На практике же имеется немало случаев, когда принимаемые в его развитие законодательные акты предусматривают противоречащие ему положения.

Так, в соответствии со ст. 61 Закона «Об охране окружающей природной среды » государственные природные заповедники образуются Правительством РФ, Советами Министров республик в составе РФ. То есть они, как и национальные природные парки (ст. 63 этого Закона), могут создаваться на двух уровнях. Федеральный же закон «Об особо охраняемых природных территориях» устанавливает, что территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Соответственно государственные природные заповедники (ст. 8), как и национальные парки (ст. 14), учреждаются постановлениями Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение их территории к объектам федеральной собственности.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 587 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Система экологического законодательства РФ

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ О Х РАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

1.1. Пр и родоохра нн о е з а к о н о д а тельство Р о ссийск о й Федер а ции

Экологическое право направлено на обеспечение одного из важных естественных прав человека — права на благоприятн у ю окр у ж ающ у ю сред у . Система природоохранного законодательства состоит из экологических нормативн о — правовых актов разного у ровня:

1 . Констит у ция РФ, констит у ции респ у бли к , входящих в состав РФ, и др у гие констит у ционные закон ы ;

2 . Констит у ционные федеральные закон ы , принятые Федеральным Собранием РФ, и законы др у гих с у бъектов РФ;

3 . Указы Президента РФ;

4 . Постановления Правительства РФ;

5 . Постановления Правительств респ у блик в составе РФ

6 . Правовые акты с у бъектов РФ;

7 . Решения органов местного само у правления (их администраци й );

8 . Приказ ы , инстр у кции и др у гие нормативн о -правовые акты по вопросам применения экологического законодательств а , издаваемые федеральными министерствам и , которые ос у ществляют ф у нкции рег у лировани я , использования и охраны отдел ь ных природных рес у рсов и д р .

Экологическое законодательство находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее с у бъекто в . В силу этого экологическое законодательство делится на федеральное законодательство и законодательство с у бъектов Российской Федераци и . В соответствии с Констит у цие й , принятые по предмету совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты с у бъектов Российской Федерации не мог у т противоречить федеральным закона м . В сл у чае противоречия между федеральным законом и иным акто м , изданным в Российской Федераци и , действ у ет федеральный закон.

Законодательство Российской Федерации имеет иерархическ у ю стр у кт у р у . В системе Констит у ция — федеральные законодательные акты — акты Президента Российской Федерации — акты Правительства Российской Федерации — акты федеральных органов исполнительной власти нижестоящие акты подчинены (не мог у т противоречить) вышестоящи м . Аналогично выстроено и законодательство с у бъектов Российской Федераци и .

Конституция Российской Федерации — основной источник экологического права. Именно в Констит у ции РФ определены основы констит у ционного строя, права и свободы человека и гражданин а , в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное у стройство гос у дарств а , органы гос у дарственной власти, их компетенция и д р . В Констит у ции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядо к , методы и нормы правового рег у лирования экологических отношений в нашей стране.

В статье 2 Констит у ции определен о , что челове к , его права и свободы являются высшей ценность ю . Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность гос у дарств а . Кажды й , согласно статье 42, имеет право на благоприятн у ю окр у ж ающ у ю сред у , достоверн у ю информацию о ее состоянии и на возмещение у ще р ба, причиненного его здоров ь ю или им у ществу экологическим правонар у шением

Читайте так же:  Какой процент от зарплаты платят на алименты

Больш у ю роль в рег у лировании экологических отношений играют федеральные законы — акты высшей юридической сил ы , действие которых распространяетс я , как правил о , на всю территорию Российской Федераци и . Основополагающим является Федеральный закон № 7 -ФЗ о т 10.01.02 «Об охране окр у ж ающей сред ы «. Он определяет правовые основы гос у дарственной политики в области охраны окр у ж ающей сред ы . Закон рег у лир у ет отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при ос у ществлении хозяйственной и иной деятельност и , связанной с воздействием на природн у ю сред у .

Международные договоры Российской Федерации в области охраны окр у ж ающей среды имеют более высокий приоритет. Если ме ж д у народным договором у становлены иные правила, чем те, которые пред у смотрены Федеральным законодательство м , применяются правила ме ж д у народного договора.

В той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарн о -эпидемиологического благопол у чия населени я , отношения в области охраны окр у ж ающей среды рег у лир у ются законодательством о санитарн о -эпидемиологическом благопол у чии населения и законодательством о б охране здоров ь я, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окр у ж ающей среды законодательство м .

Источники экологического права процесс у ального характера — это Гражданский процесс у альный кодекс РФ, Уголовн о -процесс у альный кодекс РФ, различные правовые акты и постановления Правительства РФ.

Охрану и защиту прав собственности на природные рес у рс ы , экологических прав и законных интересов человека и гражданин а , выполнение правовых требований природопол ь зования и охраны окр у ж ающей среды обеспечивают в нашей стране правоохранител ь ные органы (милиция, п ро к у р ат у р а, Констит у ционный С у д РФ, общие и арбитражные с у д ы ). В своей деятельности они основываются на федеральных закона х , Арбитражном процесс у альном кодексе РФ, Кодексе Российской Федерации о б административных правонар у шениях (КоАП РФ), Уголовном кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ и др у гих соответств у ющих правовых док у мента х .

© Л.Н. Бельдeeвa, Н.В. Бyшминa, Л.Г. Уcынинa (2008)

Социальная экология

Природоохранное законодательство РФ

Для поддержания экологического равновесия необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции РФ, имеет каждый человек, проживающий на территории России.

Правовая экология входит в социальную экологию ее составной частью. Под правовой экологией понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое право. Экологическое право – совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений людей.

Предметом экологического права являются отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу рационального использования природных ресурсов; ООС; обеспечения экологической безопасности.

В экологическом праве фиксируются правила поведения людей, вытекающие из объективных законов природы и соответствующие действию этих законов.

Экологическое право проявляется в трех формах: в правовой концепции (идеологии), нормах права и правоотношениях.

Идеология служит формой концептуальной политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических лиц, правилах осуществления деятельности юридическими лицами и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и ООС.

Экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения – юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется.

Под источниками экологического права следует понимать нормативные акты, принятые уполномоченным на то государственным органом в установленной форме и процедуре и содержащие государственную волю законодателя в области экологопользования.

Систему источников экологического права образуют:

  • международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
  • Конституция РФ;
  • федеративные договоры;
  • законы (конституционные и федеральные);
  • указы и распоряжения Президента РФ;
  • постановления и распоряжения Правительства РФ;
  • конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств;
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные правовые акты.

Конституция устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ (а значит, и в сфере природопользования и ООС) являются составной частью ее правовой системы. Одновременно закрепляется примат норм международного права над национальными. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст.15).

Далее в Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст.9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов-природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить ООС и отдельных природных ресурсов.

Объявляя человека, его права и свободы высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42). Одновременно с признанием субъективных экологических прав Конституция возлагает на каждого обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).

Конституция также определяет, какие вопросы в сфере ООС должны быть решены исключительно на федеральном уровне и совместно Федерацией и ее субъектами. В частности, в исключительном ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития; ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ и порядок их использования (ст.71). В основном вопросы природопользования, ООС и обеспечения экологической безопасности, в том числе развитие земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и ООС, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (ст.72).

Федеративные договоры определяют предметы ведения РФ, предметы совместного ведения РФ и субъектов Федерации в области природопользования и ООС. Важным является положение договоров о том, что законопроекты РФ по предметам совместного ведения направляются субъектам РФ. При принятии федерального закона в Государственной думе РФ учитываются позиции субъектов Федерации.

Читайте так же:  Специальный страховой стаж понятие виды юридическое значение

Законы (конституционные и федеральные). Закон является средством закрепления государственной экологической политики и принимается органом представительной ветви государственной власти по поводу определения политики государства в сфере взаимодействия общества и природы. Головным законом экологического права России как отрасли является принятый 10 января 2002 г . Закон «Об охране окружающей природной среды». Это означает, что в вопросах ООС нормы других законов не должны противоречить данному законодательному акту.

Закон определяет правовые основы государственной политики в области ООС, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области ООС и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ; определяет определение эколого-правовой статус граждан через регулирование их экологических прав и обязанностей, создание экономического механизма ООС, регулирование государственной экологической экспертизы, ответственности за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного экологическими правонарушениями.

В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая: Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982); Земельный кодекс РФ (2001); Федеральный закон «О недрах» (1995); Лесной кодекс Российской Федерации (1997); Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1995); Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995); Федеральный закон «О животном мире» (1995); Водный кодекс РФ (1995); Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995) и др.

К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся: Указ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» (1994); «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996); «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» (1992); Распоряжение «Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» (1995) и др.

Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня.

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и ООС с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Нормативные правовые акты министерств и ведомств. В пределах своей компетенции министерства и ведомства вправе принимать обязательные для исполнения акты. При этом акты специально уполномоченных государственных органов в области природопользования и охраны окружающей природной среды наделены вневедомственной компетенцией, являются обязательными для других министерств и ведомств, юридических и физических лиц, общественных учреждений. Акты министерств и ведомств, осуществляющих отраслевое управление, обязательны для исполнения в пределах соответствующей области.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К ведению местного самоуправления относится принятие и изменение уставов муниципальных образований, обеспечение санитарного благополучия населения, регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований, благоустройство и озеленение территории, организацию утилизации и переработки отходов, участие в ООС.

Локальные нормативные правовые акты принимаются на предприятиях и становятся источниками экологического права при условии, что они санкционированы государством. Локальные акты общего характера – уставы предприятий, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. В уставах, например, содержатся нормы относительно правового режима имущества и земли, организации управления, включая сферу природопользования и ООС. Специальные локальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и др. Действие эколого-правовых норм, содержащихся в локальных нормативных актах, ограничено рамками предприятия.

Система экологического законодательства РФ.

Под экологическим законодательством понимают совокупность специальных нормативных актов, предметом регулирования которых являются отношения по поводу использования и охраны природной среды.
Понятие «экологическое законодательство» следует отличать от понятия «экологическое право», включающего и иные, помимо системы актов правотворчества, явления и процессы.

Действующее экологическое законодательство подразделяет всю сферу эколого-правового регулирования на две составные части: природопользование и охрана природной среды.
В соответствии с этим экологическое законодательство также делится на две части: природоресурсное и природоохранительное законодательство.

Российское законодательство в области охраны окружающей среды (экологическое законодательство):

Природоохранные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности:

— комплексные законы об охране окружающей среды;

Видео (кликните для воспроизведения).

— законодательство о лечебных ресурсах;

— законодательство о санитарном (санитарно-эпидемиологическом) благополучии;

— законодательство об экологической экспертизе;

— законодательство об обращении с отходами;

— законодательство об обращении опасных веществ и соединений;

— законодательство об органах специальной компетенции;

— законодательство об особо охраняемых природных территориях; законодательство об охране особо ценных природных объектов;

— законодательство об экологических программах.

Природоресурсные акты экологического законодательства, регулирующие отношения по охране и рациональному использованию природных ресурсов:

— горное законодательство (о недрах);

— законодательство о растительном мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какие законы в системе экологического законодательства в РФ являются основными, их особенности?

Что ты хочешь узнать?

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

Земельный кодекс РСФСР;

Лесной кодекс РФ;

Водный кодекс РФ;

Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;

Закон РФ «О недрах»;

Федеральный закон «О животном мире»;

Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;

Федеральный закон «О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

Федеральный закон «О радиационной безопасности»;

Указ Президента РФ от 04 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»;

Указ Президента РФ «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» от 01 апреля 1996 г.;

Постановление Правительства РФ от 24 ноября 1993 г. «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга»;

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07 августа 1995 г.;

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г.;

Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г.;

Читайте так же:  Удостоверение гражданина проходящего альтернативную гражданскую службу

Федеральный Закон «О континентальном шельфе»;

Федеральный закон «О геодезии и картографии»;

В Государственной Думе находится на рассмотрении ряд важнейших законов, в том числе «О растительном мире», «О системе платежей за пользование природными ресурсами», «Об отходах производства и потребления» и другие.

Все эти законы и постановления составляют систему экологического законодательства, регулируют экологические отношения в России и служат базовой основой государственной системы управления охраной природной среды и природных ресурсов.

Экологическое законодательство РФ доклад-сообщение

В течение последних нескольких лет состояние природной среды Российской Федерации, а также стран, входивших некогда в Советский союз, заметно ухудшилось, в некоторых регионах наблюдается критическая ситуация. Всё это можно обозначить как «экологические бедствия».

Именно для предотвращения подобной ситуации, для устранения существующих дефектов российская правовая система и вырабатывает собственное природоохранное законодательство.

Экологическое законодательство представляет собой систему правовых норм, которые регулируют и устанавливают общественные отношения, связанные с областью экологического права (таких, как например: природопользование и безопасность в сфере экологии). Данная отрасль права базируется на Конституции РФ, Федеральном Законе «Об окружающей среде», других правовых актах, а также муниципально-правовых актах, принимаемых на местном уровне. Роль последних во всей системе законодательства о природе нельзя переоценить, ведь именно самим субъектам федерации и муниципальным образованиям, входящим в их состав, как никому другому известно о проблемах, связанных с охраной природы, в их регионе!

Все законодательные акты о природе в зависимости от объекта правового регулирования можно подразделить на:

  1. об окружающей среде, предметом которой является вся окружая среда в целом ;
  2. природоресурсное, предметом являются отдельные природные ресурсы;
  3. о природных комплексах, предмет – различные природные комплексы.

Вообще, всю правовую систему Российской Федерации можно отнести к относительно новой, ведь ей нет еще и 25 лет, но экологическое законодательство можно выделить как еще более новое, ведь оно начало стремительно развиваться только с началом 20 века. Связано это прежде всего с появлением раньше несуществующих проблем в данной сфере жизнедеятельности людей, с научно-техническим прогрессом и развитием промышленности.

Так, к основным правовым актам данной сферы можно отнести Федеральные законы об экологической экспертизе, отходах производства и потребления, об особо охраняемых природных территориях, а также о континентальном шельфе РФ.

Причем первые три были приняты еще в 90-е годы 20 века, когда Российская Федерация только набирала свою нормативную базу, но они актуальны и на сей день. В стране продолжает активно нарабатываться база законов об охране окружающей среды, эта проблема остается актуальной и сегодня, юристы всего мира не только России обеспокоены этим вопросом.

Сейчас в современное время, из-за огромных химических выбросов, экология нашей планеты идет на спад. Здесь играют роль и маленькие предприятия и крупные корпорации. Чтобы, как можно сильней приостановить спад экологии, государство разработало экологическое законодательства. Под этим понятием подразумевается административные либо же уголовные наказания людям, которые наносят вред окружающей среде. Все эти законы стоят на защите природы.

До середины прошлого столетия, под словом защита природы, все понимали охрану животных или растений от вымирания. В тот период экология была значительно лучше, а сейчас положения намного ухудшилось. Все эти факторы свидетельствуют, что природе впервые понадобилась помощь человека. Раньше природные загрязнения не были повсеместными, а очистку территории проводили адресным путем. Сейчас же нет не какого самоочищения, даже экосистема реки не может этого сделать, так как приток вредных веществ не прекращает свое пребывания. Что там река, даже почва не в силах сама себя очистить. Современные ученые начали бить тревогу, а государство перешло к решительным действиям.

Экологическое законодательство это не только права и наказания, но это еще и целая государственная программа по защите окружающей среды. Это программа подразумевает инженерную охрану и профилактические работы. За нарушения данного законодательства, нарушитель в частности будет караться материально. Сумма будет напрямую зависеть от нанесенного ущерба, а максимальный штраф равен миллиону рублей. Эти законы должны выполнять все граждане страны, начиная от 14 лет и выше. Из-за этого могут потерпеть убытки множество компаний, но зато мы будем знать, что наша планета в безопасности.

Под охрану государства попадают все сферы биологической жизни человечества. Также все растения и животные, а также и микроорганизмы. Если все обобщить, то можно сказать что вся живая и не живая природа находится под защитой. Также нужно сказать, что подземный мир тоже не остался без защиты. Все эти законы направлены, чтобы улучшить пребывание в этом мире.

Экологическое законодательство РФ

Популярные доклады

Одним из самых красивых и ранних культурных растений являются анютины глазки, которые по праву занимают первое место в цветоводстве. Однолетнее травянистое растение, оно же, фиалка трехцветная.

Холодные воды морей и океанов омывают многие берега. На таких берегах обитают свои местные жители, различные животные и птицы. Среди всех животных особо выделяется тюлень. Тюлень поражает своей неторопливостью и внешним видом.

Симметрию, по праву, можно назвать воплощением красоты и гармонии. Что же это такое? Симметрией называют закономерное расположение одинаковых частей, относительно оси или центра. С детства мы привыкаем к ней, потому что,

Экологическое законодательство Российской Федерации

Важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения и рационального использования окружающей среды, яв­ляется экологическое право, т. е. отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и при­роды. В связи с резким обострением экологических проблем на со­временном этапе роль экологического права и в целом администра­тивно-правового направления постоянно растет.

Источниками экологического права являются следующие право­вые документы: 1) Конституция; 2) Законы и кодексы в области охра­ны природы; 3) Указы и распоряжения Президента по вопросам эко­логии и природопользования; правительственные природоохранные акты; 4) нормативные акты министерств и ведомств; 5) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституционные основыохраны окружающей среды закреп­лены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция РФ провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность) и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью.

Конституция РФ определяет также организационные и контроль­ные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязан­ности граждан по отношению к природе, охране ее богатств.

2. Законы и кодексыв области охраны окружающей среды состав­ляют природно-ресурсную и природоохранную правовую основу. В их число входят Законы о земле, недрах, охране атмосферного воз­духа, об охране и использовании животного мира и др.

Читайте так же:  Как вступить в наследство после 6 месяцев

Систему экологического законодательства возглавляет Федераль­ный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. В вопросах охраны окружающей среды нормы других зако­нов не должны противоречить Конституции России и данному зако­нодательному акту.

В этом главном Федеральном законе отражены следующие вопро­сы в области охраны окружающей среды:

– общие положения (гл. I);

– основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);

– права и обязанности граждан, общественных и иных неком­мерческих организаций (гл. III);

– экономическое регулирование (гл. IV);

– нормирование (гл. V);

– оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. VI);

– требования в области охраны окружающей среды при осущест­влении хозяйственной и иной

деятельности (гл. VII);

– зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);

– природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);

– государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);

– контроль в области окружающей среды (экологический кон­троль) (гл. XI);

– научные исследования (гл. XII);

– основы формирования экологической культуры (гл. XIII);

– ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);

– международное сотрудничество (гл. XV);

– заключительные положения (гл. XVI).

Действующий ныне Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) формирует экологические требования не к природным ресурсным объектам (земля, недра, воды и т. д.), а непосредственно к предприятиям, организациям и гражданам, обязывая их принимать эффективные меры по охране природы, рациональному воспроизводст­ву и использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды и обеспечению экологической безопасности человека.

В отличие от ранее действующего природоохранного закона (1991 г.) данным законом значительно расширяются полномочия го­сударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. В частности, субъектам Федерации предоставле­но право разрабатывать и издавать законы и иные нормативные акты в области охраны окружающей среды с учетом географических, при­родных, социально-экономических и иных особенностей.

Земельный кодекс РФ (2001 г.) регламентирует охрану земель и за­щиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Основные правовые функции охраны земель: сохранение и повышение плодородия почв, сохранение фонда сель­скохозяйственных земель. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламен­тирует куплю-продажу земель и совершение других земельных сделок.

Водный кодекс РФ (1995 г.) регулирует правовые отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов, определяет порядок приобретения и прекращения прав пользователя водных объектов, устанавливает ответственность за нарушение водного законодатель­ства. Правовые нормы направлены на рациональное использование вод, их охрану от загрязнения, засорения и истощения.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха отражены в Фе­деральном законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.), а также в Законе «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.).

Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бас­сейна являются установление нормативов предельно допустимых вредных концентраций (ПДК) и платы за выбросы в атмосферу за­грязняющих веществ.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» «№3-ФЗ (23.11.95)» провозглашает принцип приоритета здоровья человека и сохра­нения природной среды при практическом использовании и эксплуата­ции объектов ионизирующих излучений. Правовая защита людей, во­влеченных в сферу использования ядерных и радиационных установок, радиоактивных веществ и др., гарантируется данным законом.

В случае радиационной аварии закон гарантирует возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, законом устанавливается также компенсация за повышенный риск, связанный с проживанием вблизи ядерных и радиационных установок, в виде улучшения соци­ально-бытовых условий населения и др.

Закон РФ «О недрах»(1992 г.) устанавливает правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. К числу эколого-правовых нарушений, затрагивающих недра как часть природной среды, закон, в первую очередь, относит их загрязнение.

Основы лесного законодательства (1977)закрепляют требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. Основные правовые нормы направлены на использование леса как природного ресурса, воспроизводство лесов, охрану и защиту лесов и т. д.

Закон РФ «О животном мире»(1995 г.). В нем содержатся эколого-правовые и административные нормы с учетом новых экономиче­ских отношений. Согласно закону к эколого-правовым нарушениям отнесены: незаконный лов рыбы, уничтожение редких и исчезающих животных и др.

Важнейшие экологические требования отражены также в Зако­не РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья» (1993 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) и др.

Задачей на перспективу является написание Экологического ко­декса Российской Федерации,

который будет представлять кодифи­кацию всего законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и который смог бы регулировать не только природоохранные проблемы, но и скорректировал бы все законы, ка­сающиеся природопользования (Грачев В. А., Кудрина И. В., 2003).

[2]

Основная идея законопроекта заключается в совершенствовании правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на основе баланса экологических и экономических интересов общества и правовое обеспечение реализации в нормах Экологического кодекса Российской Федерации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

3. Указы и распоряжения Президентазатрагивают широкий кругэкологических вопросов. Примером может служить Указ от 16 декаб­ря 1993 г. о федеральных природных ресурсах или Указ от 4 февраля 1994 г. о государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития.

4. Нормативные акты природоохранительных министерств и ве­домств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды, в виде постановлений, инструкций, приказов и т. д. Они считаются обязательными для дру­гих министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местных административных органов(мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизиру­ют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окру­жающей среды.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2015-05-19 ; просмотров: 1857 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.

  2. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.

  3. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.
  4. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  5. Корнийчук Г. А. Арбитражное процессуальное право. Ответы на экзаменационные вопросы; Экзамен — Москва, 2010. — 288 c.
Система экологического законодательства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here