Штрафы за нарушение бюджетного законодательства рф

Главное по теме: "Штрафы за нарушение бюджетного законодательства рф" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

К числу острейших проблем функционирования бюджетной системы относится проблема повышения ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В бюджетном кодексе РФ предпринята попытка определить систему мер юридической ответственности за нарушение положений бюджетного законодательства.

Речь идет о специальных санкциях, дополняющих действующие меры административного, уголовного, материального характера.

Бюджетный кодекс РФ содержит такое понятие, как нарушение бюджетного законодательства, под которым понимается неисполнение либо ненадлежащее исполнение порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В ст. 283 БК РФ дается подробный перечень разновидностей бюджетных правонарушений, которые являются основанием для применения мер государственного принуждения:

За указанные нарушения предусмотрены следующие меры юридической ответственности:

  • предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • блокировка расходов;
  • изъятие бюджетных средств;
  • приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
  • наложение штрафа;
  • начисление пеней (ст. 282 БК РФ).

Правом применения указанных мер наделены федеральные органы исполнительной власти (ст. 284 БК РФ). В частности, руководители органов исполнительной власти и их территориальных органов имеют право:

  • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, выданных на возвратной основе, срок возврата которых истек;
  • списывать в бесспорном порядке суммы процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
  • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
  • списывать в бесспорном порядке суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов:

  • принимают решения о списании в бесспорном порядке сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями;
  • выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
  • привлекают к административной ответственности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Руководители Федерального казначейства, его территориальных органов имеют право приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах казначейства, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях.

Примерно аналогичные полномочия в области применения мер принуждения имеют органы, исполняющие бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

1. Нецелевое использование бюджетных средств. Это довольно часто встречающееся правонарушение. Оно влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

2. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе. Такие нарушения влекут наложение штрафов на руководителей — получателей бюджетных средств в административном порядке, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов за пользование бюджетными средствами, взыскание пеней. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет.

3. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Это наказывается наложением штрафов в административном порядке и списанием в бесспорном порядке указанных процентов, а также взысканием пеней за просрочку уплаты процентов.

4. Несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом главными распорядителями. Данное нарушение, допущенное главными распорядителями средств бюджета, влечет наложение штрафов на руководителей этих органов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В случае финансирования расходов, не включенных в бюджетную роспись, виновные руководители государственных органов и муниципалитетов должны быть оштрафованы, а со счетов соответствующих органов изъяты в бесспорном порядке суммы предоставленных бюджетных средств. Кроме того, выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления виновные привлекаются к уголовной ответственности.

Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов, нарушение порядка предоставления бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных или муниципальных гарантий влечет наложение штрафов на руководителей соответствующих органов государственной и муниципальной власти, изъятие со счетов организаций в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

5. Нарушение порядка осуществления государственных или муниципальных закупок. Оно влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления государственных или муниципальных закупок руководители государственных органов, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений при наличии состава преступления привлекаются к ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом РФ.

6. Неисполнение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление, а также незачисление или несвоевременное зачисление средств, подлежащих обязательному зачислению в доходы соответствующих бюджетов. Такие нарушения влекут наложение штрафов на руководителей государственных и муниципальных органов, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

7. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению в бюджеты. Если этого произошло по вине кредитных организаций, то на руководителей этих структур налагается штраф, а с организации взыскиваются пени.

Аналогичное взыскание применяется в случае несвоевременного исполнения платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета их получателей.

8. Несвоевременное совершение платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, безосновательный отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств. За подобные нарушения виновные руководители соответствующих органов подвергаются штрафу, а организации выносится предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В определенных ситуациях по решению арбитражного суда допускается списание средств со счетов Федерального казначейства РФ или его территориальных органов. Аналогичный порядок предусмотрен для счетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ст. 286 и 287 БК РФ). В то же время списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их согласия осуществляется в порядке, определенном Банком России по согласованию с Федеральным казначейством РФ.

Читайте так же:  Алименты с пенсии

Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

Административную ответственность за нарушения бюджетного законодательства хотят ужесточить

photography33 / Depositphotos.com

Минфин России разработал проект закона, вносящего изменения в КоАП, касающиеся сроков давности и размера штрафных санкций за нарушения бюджетного законодательства 1 . Если поправки будут приняты, то применяться они начнут с 1 января 2020 года.

Прежде всего планируется установить, что постановления по делу об административных правонарушениях могут выноситься в течении пяти лет со дня совершения нарушения. В настоящее время действует срок в один год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Также предусматривается и увеличение почти в два раза размеров штрафов для должностных лиц:

  • за нецелевое использование бюджетных средств – в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (сейчас – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., ст. 15.14 КоАП РФ);
  • за нарушение условий предоставления бюджетного кредита – в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (сейчас – от 10 тыс. до 30 тыс. руб., ст. 15.15.2 КоАП РФ).

Планируется ввести и новые виды штрафов. Так за нарушение главным распорядителем бюджетных средств порядка и условий предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов в рамках региональных проектов предусматривается штраф в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация должностного лица на срок от одного года до двух лет. Аналогичные санкции предлагаются и для получателей средств, в случае выявления нарушений с их стороны.

О том, можно ли из средств субсидии на госзадание оплатить штрафы за нарушение налогового законодательства, читайте в материале «Нецелевое использование средств субсидии бюджетными и автономными учреждениями. Приложение к Энциклопедии судебной практики» в «Энциклопедии судебной практики«. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Если же число таких штрафов за календарный год составит больше четырех, то на высшее должностное лицо такого субъекта РФ (главу муниципального образования) налагается еще один – в размере от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., если нарушения были совершены в период исполнения его полномочий.

Предлагается ввести ответственность и за недостижение целей, показателей и результатов федерального проекта. Так, на руководителя регионального проекта может быть наложен штраф в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалифицировать его на срок от одного года до двух лет. Если штрафов за календарный год было пять и более, то к административной ответственности будет привлекаться высшее должностное лицо субъекта РФ аналогично нарушениям порядка предоставления субсидий.

1 С текстом законопроекта «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/06-19/00092360).

Штрафы за нарушение бюджетного законодательства РФ

Нарушение бюджетного законодательства – неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения.

Перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, установлен ст. 282 БК РФ.

К ним относятся:

1) предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

2) блокировка расходов;

3) изъятие бюджетных средств;

[3]

4) приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

5) наложение штрафа;

6) начисление пени.

Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ перечислены в ст. 283 БК РФ. К ним, в частности, относятся: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему РФ; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, и др.

При выявлении нарушений бюджетного законодательства руководители федеральных органов исполнительной власти имеют право в соответствии с договорами (соглашениями) о предоставлении средств из федерального бюджета: списывать суммы бюджетных средств и процентов за их использование; взыскивать пени за несвоевременный возврат средств федерального бюджета; списывать суммы предоставленных ими субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, использованных не по целевому назначению их получателями.

Руководители Федеральной службы финансово—бюджетного надзора принимают решения о списании сумм предоставленных из федерального бюджета субсидий, субвенций, бюджетных инвестиций, исполь—зо ванных не по целевому назначению их получателями; вносят представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; привлекают к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства (п. 2 ст. 284 БК РФ).

Руководители Федерального казначейства при выявлении нарушений вправе приостанавливать операции по лицевым счетам, открытым в органах Федерального казначейства главным распорядителям, и получателям средств федерального бюджета, и счетам, открытым получателям средств федерального бюджета в кредитных организациях (п. 3 ст. 284 БК РФ).

Виды нарушений бюджетного законодательства

Виды нарушений бюджетного законодательства, а также ответственность за них установлены ст. 289–306 БК РФ. При этом существующая редакция БК РФ не согласована с действующим административным законодательством: имеющиеся ссылки на нормы КоАП РСФСР не соответствуют нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (КоАП РФ).

В то же время КоАП РФ предусматривает три состава административных правонарушений: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП), нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15 КоАП), нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16 КоАП).

Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) предусмотрены два специфических состава преступления в сфере бюджетных правоотношений: нецелевое расходование бюджетных средств в крупном размере – свыше 1,5 млн рублей (ст. 285.1 УК РФ) и нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов в крупном размере (ст. 285.2 УК РФ).

КБК для уплаты денежных взысканий (штрафов)

ВЗЫСКАНИЯ, ШТРАФЫ КБК
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные ст. 116, 118, п. 2 ст. 119, ст. 119.1, п. 1 и 2 ст. 120, ст. 125, 126, 128, 129, 129.1, ст. 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1 НК РФ 182 1 16 03010 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьей 129.2 НК РФ 182 1 16 03020 02 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренные КоАП РФ 182 1 16 03030 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт 182 1 16 06000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций 182 1 16 31000 01 6000 140
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также законодательства РФ и в области экспортного контроля 182 1 16 05000 01 0000 140
Читайте так же:  Как оформить развод в другом городе

Немного подробнее об уплате штрафов и денежных взысканий

Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах

Штрафы выписываются на нарушение федерального законодательства о налогах и сборах, а также за административные нарушения. Полный перечень нарушений, влекущих за собой штраф, содержится в Налоговом и Уголовном кодексе РФ.

Каждый вид правонарушения, карающийся штрафом, регулируется государственными органами различных уровней, поэтому и получатели штрафа будут различные. Вот почему так важно при уплате штрафа указывать в платежном поручении правильный КБК.

  1. За нарушение бюджетного законодательства на федеральном уровне 1 16 18010 01 0000 140.За недоимку в Пенсионный фонд – 1 16 20010 06 0000 140.
  2. За невыплату в положенное время взносов в ФСС – 1 16 20020 07 0000 140.
  3. За неуплату взносов в ФФОМС – 1 16 20030 08 0000 140.
  4. Штраф за выявленные проверкой нарушения работы с наличностью, произведения кассовых операций, использования специальных счетов в банке (если это было обусловлено требованиями) – 1 16 31000 01 0000 140.
  5. За нарушения, связанные с использованием валюты 1 16 05000 01 0000 140.

Прочие штрафные поступления

  • 18811643000016000140 – за административные правонарушения.18811690010016000140 – возмещение ущерба в федеральный бюджет.
  • 18811690050056000140 – возмещение ущерба в бюджеты муниципальных районов.

Уплата штрафов ГИБДД

Самый широко распространенный вид штрафных начислений. Начисленный штраф подлежит своевременной уплате ( в течение 2 месяцев), иначе налицо новое правонарушение, в свою очередь, также караемое штрафом и дополнительными неприятными мерами в отношении неплательщика.

60 предоставляемых для оплаты дней начинают отсчитываться с выдачи на руки квитанции на штраф или после получения письма-квитанции, выписанной по данным камер фиксации.

Новшества, принятые в 2016 году, грозят неплательщикам штрафов ГИБДД такими карами:

  • несвоевременная уплата ведет за собой штраф в двукратном размере;
  • злостный неплательщик может быть арестован на 15 суток;
  • можно оказаться принужденным к общественным работам на срок до 50 часов.

Все зависит от решения судьи, который берет во внимание прежде всего серьезность допущенного автонарушения.

[1]

Реквизиты для оплаты

Если вы получили извещение о начисленном вам штрафе от ГИБДД, его надо оплатить по правильным реквизитам. Обратите внимание, коды бюджетной классификации по этому виду штрафов одинаковы для всех регионов РФ, они зависят от того, какой у вас автомобиль и что именно вы на нем нарушили. Ищите необходимый вам КБК среди нижеперечисленных.

  • 18811630020016000140 – за административные правонарушения в области дорожного движения.
  • 18811630010016000140 – за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования:
  • 18811630011016000140 – за то же нарушение, произошедшее на дороге федерального значения;
  • 18811630012016000140 – если дорога была регионального или межмуниципального значения;
  • 18811630013016000140 – дорога общего пользования местного значения городских округов;
  • 18811630014016000140 – дорога общего пользования местного значения муниципальных районов;
  • 18811630015016000140 – дорога общего пользования местного значения поселений.
  • 18811625050016000140 – за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
  • 18811626000016000140 – за нарушение законодательства о рекламе на транспортных средствах;
  • 18811629000016000140 – за нарушения в области международных перевозок (федеральный бюджет).
  • 18811630030016000140 – за все остальные штрафы, наложенные муниципальным органом, городом федерального значения, городским округом.

Штрафы за невыполнение госзадания и другие меры по усилению «бюджетной» ответственности

С 18.06.2017 усилена административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Санкции за невыполнение госзадания.

Закон № 118-ФЗ [1] устанавливает административную ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

КоАП РФ дополнен ст. 15.15.5-1, предусматривающей вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 до 1 тыс. руб. при первичном нарушении.

Если государственное (муниципальное) задание не будет выполнено повторно, то санкции возрастут: должностные лица будут оштрафованы в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Внесены изменения в ст. 15.15.6 КоАП РФ, регламентирующую санкции за нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

До вступления в силу Закона № 118-ФЗ должностные лица финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований несли административную ответственность в виде штрафа (в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.), если они не предоставляли, задерживали, фальсифицировали бюджетную отчетность или иные сведения, необходимые для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Согласно новым нормам аналогичные штрафы будут применяться также за формирование и представление с нарушением установленных требований сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов, исполнения бюджетов.

Статья 15.15.3 КоАП РФ в новой редакции состоит уже из трех частей, регламентирующих ответственность за нарушение не только условий, но и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Разделена ответственность за нарушения, допущенные главным распорядителем бюджетных средств (ГРБС) и финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета.

В случае нарушения ГРБС порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов должностное лицо штрафуется в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалифицируется на срок от 1 года до 2 лет.

Аналогичное наказание грозит финансовому органу, главному распорядителю (распорядителю) или получателю средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, за нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов,

А если ГРБС нарушит порядок и (или) условия предоставления межбюджетных субсидий на софинансирование капвложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, то это грозит должностному лицу административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от 1 года до 2 лет.

Коррективы в ст. 15.15.4 КоАП РФ усиливают ответственность за нарушение ГРБС, получателем бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юрлицам, порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка предоставления бюджетных инвестиций либо неисполнение ими решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или решения о предоставлении бюджетных инвестиций. Если до вступления в силу Закона № 118-ФЗ за данное нарушение должностное лицо могло быть дисквалифицировано на срок от 1 года до 2 лет или оштрафовано на сумму от 10 тыс. до 30 тыс. руб., то сейчас сумма штрафа выросла – минимальная – 20 тыс. руб., максимальная – 50 тыс. руб.

Читайте так же:  Нк рф государственная пошлина в арбитражный суд

Изменения коснулись и нарушений условий предоставления субсидий. Статья 15.15.5 КоАП РФ дополнена п. 1.1, согласно которому для должностных лиц устанавливается административная ответственность за нарушение ГРБС или получателем бюджетных средств, предоставляющими субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка предоставления указанных субсидий либо неисполнение ими решения о предоставлении субсидий. Теперь нарушение грозит административным штрафом в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацией должностного лица на срок от 1 года до 2 лет.

К сведению:

Под действие ст. 15.15.3, 15.15.4, 15.15.5 КоАП РФ не подпадают случаи, предусмотренные ст. 15.14 КоАП РФ, касающиеся нецелевого использования бюджетных средств.

Согласно дополнениям в ст. 15.15.11 КоАП РФ санкции в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. грозят не только за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, но и за их несвоевременное распределение либо отзыв.

Причины изменений.

Причины изменений, внесенных в ст. 15.15.3 – 15.15.5 КоАП РФ, указаны в пояснительной записке к соответствующему законопроекту № 1112269-6. Сообщается, что порядок подготовки и осуществления капитальных вложений, формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы предполагал исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.

Одной из причин несвоевременности реализации инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства (ОКС) являлось нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капвложений в объекты государственной собственности РФ, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) ОКС.

Наряду с этим, сроки реализации инвестпроектов нарушались в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет указанных средств: заключение госконтрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.

В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходился на конец года, что приводило к образованию дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию бюджетных ассигнований на осуществление капвложений и незавершению строительства.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, существовала практика планирования бюджетных ассигнований в рамках одного финансового года на разработку проектной документации и на строительство (реконструкцию) ОКС.

Поэтому в целях повышения ответственности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляющих бюджетные инвестиции, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты на софинансирование ОКС государственной (муниципальной) собственности, за нарушение сроков реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства была установлена административная ответственность должностных лиц за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений.

[1] Федеральный закон от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

За нарушение бюджетного законодательства также предусмотрена и уголовная ответственность, которая нашла свое отражение в двух статьях УК РФ:

  • 1. нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ);
  • 2. нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ).

Основным объектом посягательства при совершении преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК, являются интересы государственной и муниципальной службы, нормальная деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств способно существенно отрицательно повлиять на работу этих органов и учреждений. Нецелевое расходование бюджетных средств означает трату, употребление их на любые цели, не соответствующие условиям получения этих средств бюджетным учреждением или организацией, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, иным документом, являвшимся основанием для получения бюджетных средств. Криминообразующим признаком, отличающим преступление от административного правонарушения, в данном случае является размер — сумма бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, которая должна превышать 1 млн. 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 285.1) либо 7 млн. 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 285.1). Данная сумма может образоваться при нецелевом расходовании по различным статьям утвержденной сметы доходов и расходов.

Наступления каких-либо особых последствий для признания наличия в действиях соответствующего субъекта состава нецелевого расходования бюджетных средств не требуется. Преступление окончено в момент списания бюджетных средств со счета организации.

Субъектом преступления является должностное лицо организации — получателя бюджетных средств, обладающее правом распоряжения этими средствами. Поскольку расходные документы подписываются руководителем организации (либо его заместителем), а также главным (старшим) бухгалтером, именно эти должностные лица государственных и муниципальных органов и учреждений, соответствующие командиры и финансисты воинских подразделений могут быть субъектами рассматриваемого преступления.

Нецелевое расходование бюджетных средств может быть оправдано только в ситуации крайней необходимости.

Помимо особо крупного размера квалифицирующим обстоятельством по ч. 2 ст. 285.1 является также совершение преступления группой лиц по предварительному сговору. С учетом особенностей объективной стороны соисполнителями преступления — участниками группы могут быть лишь должностные лица, отвечающие признакам специального субъекта этого преступления.

Ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов предусмотрено ст. 285.2 УК РФ.

Согласно БК РФ государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан: на социальное обеспечение по возрасту; на социальное обеспечение по болезни; в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение медицинской помощи. Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ (ст. 147 БК РФ).

Основным объектом преступления при нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов являются интересы нормальной деятельности публичных управленческих аппаратов данных фондов. Однако, имея в виду цели деятельности государственных внебюджетных фондов и направления финансирования за счет принадлежащих им средств, правомерно считать, что нецелевое расходование этих средств нарушает и другие государственные и общественные интересы, а также интересы отдельных граждан.

Читайте так же:  Долг за квартиру последствия для собственника

Для наступления уголовной ответственности по ст. 285.2 не требуется установления наступления каких-либо определенных последствий. Преступным является сам факт расходования средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам этих фондов, в крупном (ч. 1) и особо крупном (ч. 2) размере.

Понятия крупного и особо крупного размера преступления раскрыто в примечании к ст. 285.1 УК.

Преступление может иметь продолжаемый характер.

Преступление совершается умышленно. Мотивы, которыми при совершении деяния руководствовалось должностное лицо, и преследуемые им цели могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют. Субъект преступления определен в законе как должностное лицо. Прежде всего, это должностные лица государственных внебюджетных фондов, работающие как в центральном аппарате фонда, так и в его территориальных (отраслевых) отделениях (организациях, филиалах) и обладающие административно-хозяйственными полномочиями по распоряжению средствами фонда.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Итак, ответственность по обеим статьям, выраженная в виде штрафных санкций, составляет минимальный размер — сто тысяч рулей, максимальный пятьсот тысяч рублей. Также предусмотрено лишение свободы сроком до пяти лет.

Статья 130. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

Статья 130 . Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

1. Нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации признается неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, контроля за исполнением бюджета города.

2. К нарушителям бюджетного законодательства применяются следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с бюджетным и другим законодательством.

3. Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются:

— неисполнение решения о бюджете города;

— нецелевое использование средств бюджета;

— неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

— несвоевременное перечисление бюджетных средств бюджетополучателям;

— несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

— несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением городского бюджета;

— несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

— несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;

— несоответствие бюджетной росписи решению о бюджете города;

— несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

— несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета и иных поступлений на единый счет бюджета города;

— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета города;

— несвоевременное представление проекта бюджета и отчетов о его исполнении;

— финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

— финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;

— несоблюдение предельных размеров дефицита бюджета, муниципального долга и расходов на обслуживание муниципального долга, установленных решениями городского Совета депутатов Калининграда.

4. Комитет по финансам и контролю мэрии города в соответствии с действующим законодательством (п. 2 ст. 284.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации) обладает следующими правами применения мер принуждения:

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом Российской Федерации;

— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

— списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

— взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

[2]

— составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

— взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Действия комитета по финансам и контролю мэрии города и его должностных лиц могут быть обжалованы в установленном порядке.

5. Бесспорное списание бюджетных средств со счетов бюджетополучателей производится кредитной организацией на основании постановления, подписанного председателем комитета по финансам и контролю мэрии города.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств со счетов получателей бюджетных средств принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств, подписанного должностным лицом, уполномоченным проводить проверки, либо на основании заключения должностного лица об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами.

Постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего нарушения бюджетного законодательства.

6. Списание средств с единого текущего счета бюджета города без распоряжения (акцепта) комитета по финансам и контролю мэрии осуществляется по решению арбитражного суда и в случаях, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

7. В случае установления нецелевого использования бюджетных средств городской Совет депутатов Калининграда вправе ставить вопрос о соответствии занимаемой должности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.

8. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении срока, установленного для их возврата, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, полученных на возвратной основе, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Невозврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, влечет сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из бюджета города, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет, предоставление налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов.

Читайте так же:  Товарищество собственников недвижимости выход участников

9. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

10. Непредставление либо несвоевременное представление в комитет по финансам и контролю мэрии города отчетов об исполнении смет доходов и расходов, иных сведений и указанных в статье 89 данного Положения, необходимых для составления проекта бюджета города, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

11. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет наложение штрафов на председателя комитета по финансам и контролю мэрии в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

12. Несоответствие сводной росписи расходов бюджета и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств по расходам, утвержденным в бюджете, влечет наложение штрафов на председателя комитета по финансам и контролю мэрии в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

13. Финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет наложение штрафов на руководителей, подписавших распоряжения о таком финансировании в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

14. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов влечет наложение штрафов на руководителей, давших указание о таких расходах в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

15. Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением порядка, установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации и решениями городского Совета, влечет наложение штрафов на руководителей в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

16. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением порядка, установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации и решениями городского Совета, влечет наложение штрафов на руководителей, принявших такое решение в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

17. Предоставление муниципальных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации, влечет наложение штрафов на руководителей, принявших такое решение в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, аннулирование указанных гарантий, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также, при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

18. Осуществление муниципальных закупок с нарушением порядка, установленного Бюджетным Кодексом Российской Федерации, влечет блокировку соответствующих расходов, наложение штрафов на руководителей бюджетных учреждений в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. При выявлении фактов умышленного завышения (занижения) цен в процессе осуществления муниципальных закупок руководители органов городского самоуправления и бюджетных учреждений привлекаются при наличии состава преступления к ответственности, предусмотренной Уголовным Кодексом Российской Федерации.

19. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, либо передача их в доверительное управление с нарушением порядка, установленного Бюджетным Кодексом Российской федерации, влечет наложение штрафов на руководителей, принявших такое решение в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, а также при наличии состава преступления — уголовные наказания, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации.

20. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета города, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

21. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет наложение штрафов на руководителей кредитных организаций в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, а также взыскание пени с кредитной организации в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.

>
Заключительные положения
Содержание
Решение Горсовета депутатов г. Калининграда от 22 ноября 2000 г. N 379 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источники


  1. Инструкции о подоходном налоге с физических лиц и дорожные фонды в 1993 году. — М.: СПб: Метроном, 1993. — 110 c.

  2. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.

  3. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
  4. Султанова, А. Н. Организация юридической службы на предприятии / А.Н. Султанова. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2013. — 320 c.
  5. Косаренко Н. Н. Валютное право. Курс лекций; Wolters Kluwer — Москва, 2010. — 144 c.
Штрафы за нарушение бюджетного законодательства рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here