Российское законодательство в области предпринимательства

Главное по теме: "Российское законодательство в области предпринимательства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Законодательство России о предпринимательстве

Под законодательством в данном случае понимается совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или с их участием в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности. Виды нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы.

1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:

а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);

б) Гражданский кодекс рФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 23 ГК);

в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:

  • состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
  • правовое положение субъектов предпринимательской деятельности (ФЗ «Об акционерных обществах»);
  • регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности (ФЗ «О рекламе»);
  • содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
  • иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

г) подзаконные нормативно-правовые акты:

  • указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
  • постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
  • акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК)).

2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления субъектов РФ (изданные в пределах их компетенции):

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (изданные в пределах их компетенции).

В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.

Локальные акты – принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).

Нормы международного права (ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.

Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК).

Российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность

Предпринимательское право в системе права

Предпринимательское право представляет собой комплексную отрасль законодательства, регулирующую предпринимательскую деятельность. Основу ее составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между людьми, занятыми предпринимательской деятельностью или участвующими в ней (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, которые охватываются понятием публичного права.

В системе права предпринимательское право формируется из норм различных отраслей права: конституционного (государственного), гражданского, трудового, финансового, административного, уголовного, налогового и др. Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта.

Основная сфера в предпринимательском праве — правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.

1. Фундаментальной отраслью права любого государства является конституционное (государственное) право, ибо на его основе формируются другие отрасли права.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Это Основной закон государства, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны и свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции РФ.

В Конституции РФ определена главная экономическая и правовая проблема — проблема собственности, установлены многообразие форм собственности и их одинаковая регистрация. Так, частная собственность охраняется законом, а иметь в частной собственности землю разрешено только российским гражданам и их объединениям.

В Конституции РФ установлены гарантии свободы экономической деятельности, закреплен механизм рыночных отношений. Гарантированы создание и функционирование единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержка и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на создание монополии.

Единственной денежной единицей, обращающейся на территории Российской Федерации, объявлен рубль. Государство в лице Банка России обязано защищать российскую валюту и обеспечивать ее устойчивость. Россия впервые провозглашена социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для свободного развития человека.

2. Ведущей отраслью права является гражданское право — система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения как предмет гражданского права могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности участия предпринимателей (физических и юридических лиц) в обязательственных правоотношениях.

Читайте так же:  Как составить заявление в прокуратуру о невыплате алиментов

Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно упорядочивает отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право — это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере воздействовать на предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право — не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит Гражданскому кодексу РФ. В нем определены регуляторы имущественных отношений рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Гражданский кодекс РФ является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав предпринимателей.

3. Административное право (Кодекс РФ об административных правонарушениях) регулирует общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: порядок создания, реорганизации и ликвидации исполнительных органов всех уровней, их перечень, цели и задачи, компетенцию, структуру, порядок функционирования.

Административное право оказывает определенное регулирующее воздействие и на негосударственные организации. Это могут быть, например, обязательная государственная регистрация, регламентация отношений этих организаций с субъектами государственной власти, осуществление государственного контроля и надзора за соответствием их деятельности требованиям закона.

Нормы административного права определяют правовой статус органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть — подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Малое предпринимательство в российском законодательстве (стр. 1 из 2)

Малое предпринимательство в российском законодательстве

В странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес жизненно необходим для ее нормального функционирования. Он является источником того самого «среднего класса», который и обеспечивает устойчивость всей экономической системы в целом. В былые времена советские средства массовой информации, а подчас и серьезные экономические издания подчеркивали, что в капиталистических странах ежегодно разоряются сотни тысяч субъектов малого бизнеса, умалчивая при этом о том, что практически столько же их возникает вновь, и этот сектор экономики остается весьма стабильным. Непрерывный процесс обновления как раз и свидетельствует о его жизнеспособности и быстрой реакции на изменяющуюся конъюнктуру.

Основное преимущество малого бизнеса в том, что он направлен на непосредственное удовлетворение жизненных потребностей человека, и даже в самые суровые времена наша централизованная экономика не могла обойтись без допущения индивидуальной трудовой деятельности в сфере обслуживания.

Начало широкому развитию малых предприятий в России было положено Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР», после выхода которого началась массовая организация малых предприятий при больших государственных организациях.

Второй этап в развитии малого бизнеса в России связан с начавшейся в 1992 году приватизацией мелких государственных предприятий, на базе которых были организованы акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.

Основная задача политики в области государственной поддержки малого предпринимательства заключается в придании ей инвестиционной направленности, которая должна обеспечиваться и соответствующей налоговой политикой и созданием системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков. Необходимо создание и широкой сети специализированных компаний лизингового обслуживания и франчайзинга, системы информационной поддержки и т. п. К сожалению, пока решение всех этих вопросов на государственном уровне ограничивается соответствующими декларациями, а конкретные действия нередко им просто противоречат. Примером может служить отмена в 1997 году льготного налогообложения банков и страховых организаций, оказывающих поддержку малому бизнесу.

Организационные сложности деятельности субъектов малого предпринимательства в России на современном этапе многократно усиливаются общей нестабильностью государственной налоговой и экономической политики. Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивидуальные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огромное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них — это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законодательством, но и многочисленными указами Президента РФ.

Понятие субъектов малого предпринимательства в российском законодательстве

В соответствии с Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и коммерческие организации, одновременно удовлетворяющие следующим условиям (/1/, ст.3,п. 1):

· доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не превышает 25%;

· доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

· средняя численность работников за отчетный период в зависимости от вида деятельности организации не превышает предельного уровня, указанного в таблице 1.

Виды деятельности Предельная численность работников для отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, человек
Промышленность 200
Строительство 200
Транспорт 50
Сельское хозяйство 50
Научно-техническая сфера 100
Оптовая торговля 15
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 15
Прочие виды деятельности 50 — для производственной сферы 15 — для непроизводственной сферы

(В соответствии с Постановлением Совмина РСФСР от 18.07.91 № 406)

В целях налогообложения данное определение субъектов малого предпринимательства действует с начала 1996 года после введения в основные налоговые законы ссылки на Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений данного предприятия (/1/, ст. 3, п. 2).

[2]

Организационно-правовые формы малых предприятий

Читайте так же:  Развод при наличии совместных несовершеннолетних детей

С введением в действие части 1 Гражданского кодекса РФ российские юридические лица могут быть зарегистрированы только в установленных им организационно-правовых формах (ГК РФ, гл. 4).

Исходя из определения субъектов малого предпринимательства, введенного Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», к ним, в принципе, не могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах некоммерческих организаций (ГК РФ, гл. 4, § 5) и государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГК РФ, гл. 4, § 4). Юридические лица всех прочих определенных Гражданским кодексом РФ организационно-правовых форм могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства при условии соблюдения установленных ограничений на среднесписочную численность работающих и долю участия в их уставном капитале юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Таким образом, к субъектам малого предпринимательства могут относиться юридические лица, созданные в организационно-правовых формах:

· хозяйственных обществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 87 — 106);

[1]

· производственных и сельскохозяйственных кооперативов (ГК РФ, гл. 4, § 3);

· хозяйственных товариществ (ГК РФ, гл. 4, § 2, ст. ст. 69 — 86).

Различие этих организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов заключается в степени ответственности участников данной организации по ее долгам и в степени непосредственного участия их в деятельности самой организации.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Порядок создания и деятельности хозяйственных товариществ регулируется § 2 гл. 4 ГК РФ (ст. ст. 66 — 86).

Полное товарищество в соответствии с п. 1 ст. 69 ГК отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников (полных товарищей) считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам любой из участников отвечает всем своим имуществом, в том числе и не переданным товариществу в качестве вклада. Этим обусловлены и особенности правового положения данной коммерческой организации и ее участников.

Прежде всего, товарищество основано на лично-доверительных отношениях участников, ибо здесь не исключена ситуация, когда сделку от имени товарищества заключил один участник, а имущественную ответственность по ней (при недостатке имущества товарищества) будет нести другой участник своим личным имуществом. Не случайно товарищества появились и развивались как форма семейного предпринимательства.

Полные товарищи отвечают по обязательствам своего товарищества только при недостатке у него собственного имущества, то есть субсидиарно (ст. 399). Однако ответственность всех полных товарищей в этом случае носит солидарный характер (п. 1 ст. 75), что в соответствии с общим правилом ст. 323 ГК о правах кредитора в солидарном обязательстве дает возможность кредиторам товарищества взыскать соответствующий долг с одного из участников (как правило, наиболее обеспеченного), предоставив ему затем возможность рассчитываться с остальными участниками по правилам ст. 325 ГК.

Данная ответственность делает излишним предъявление особых требований к складочному капиталу товарищества, ибо имущество каждого из товарищей становится дополнительной гарантией для возможных кредиторов. Поэтому закон не требует наличия у товарищества обязательного минимума складочного капитала. Вместе с тем определенный складочный капитал у товарищества должен быть, составляя имущественную базу его участия в гражданском обороте. Кроме того, именно этот капитал в первую очередь направляется на удовлетворение требований кредиторов товарищества. Поэтому при уменьшении стоимости чистых активов товарищества до размера меньшего, чем первоначально зарегистрированный складочный капитал, товарищество не вправе распределять прибыль между участниками (п. 2 ст. 74). Ведь это означало бы распределение между ними имущества товарищества при наличии у последнего значительных убытков, то есть, по сути, начало его ликвидации. С учетом возможности последующего предъявления требований кредиторов и обращения взыскания на имущество товарищей изложенная выше ситуация означала бы также фактическое распределение между полными товарищами их личного имущества.

Создание и прекращение полного товарищества

Российское законодательство в области предпринимательства

Правовая база предпринимательства в России

Законодательство в области развития предпринимательства формиру­ется с учетом общей иерархии законодательных актов: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Уголовный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ.

– сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;

– уменьшение количества государственных органов, осуществляющих

лицензирование предпринимательской деятельности, регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию вышестоя­щими органами государственной власти;

– разграничение функций по лицензированию вышестоящими органами

Проводимая налоговая реформа предполагает создание эффективного правового механизма стимулирования предпринимательства.

С 01.01.2005г. введены I и II части На­логового кодекса РФ. Законодательство о налогах закрепляет принципы на­логообложения, систему налогов и порядок их взимания, взаимоотношения предпринимателей – налогоплательщиков с налоговой службой.

Закон о защите конкуренции является инструментом государственного регу­лирования рыночных отношений и применяется с целью:

– охраны и поощрения конкуренции;

– осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладаю­щими существенной властью на товарном рынке;

[3]

– регулирования процессов концентрации на товарных рынках и кон­троля за структурой рынка;

– защиты прав и интересов потребителей;

– содействие малому предпринимательству.

Закон о защите конкуренции действует на всей территории России.

При применении Закона о конкуренции следует принимать во вни­мание, что некоторые товарные рынки регулируются специальным зако­нодательством, прежде всего, Федеральным законом РФ от 17.08.95 N° 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с измен. от 25.12.2008г.).

Среди большого массива антимонопольного законодательства выде­ляются законодательные акты, включающие отдельные положения анти­монопольной направленности, например:

– Закон РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» (в ред. ФЗ от 27.12.2009г. №374-ФЗ) ч. 5, 6, 7 ст. 17;

Читайте так же:  Звонки коллекторов новое в законодательстве

– Закон РФ от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»

(в ред. ФЗ от 27.12.209г. №352-ФЗ) ст. 32 с изменениями и дополнениями, которые вступают в силу с 01.01.2010 г.;

– Федеральный закон РФ от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи» (в ред. от 18.07.2009г. №186-ФЗ);

– Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 176-ФЗ «О почтовой связи» в ред от 28.06.2009г. №124-ФЗ;

– Федеральный закон РФ от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 27.12. 2009г. с изменениями и дополнениями вступает в силу с 22.01.2010г.);

– Федеральный закон РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ (в ред. от 27.12.2009г.) «Водный кодекс РФ» и другие.

Антимонопольное законодательство включает не только законода­тельные, но и подзаконные акты в виде указов Президента РФ, постанов­лений и распоряжений Правительства РФ. К ним относятся:

– Указ Президента РФ от 17.02.95 № 161 «О гарантиях права граждан на

охрану здоровья при распространении рекламы»;

– Указ Президента РФ от 06.03.95 № 245 «Об основных принципах

осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (с измен, от 16.11.96);

– Постановление Правительства РФ от 09.03.94 № 191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на

рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)» (с измен, от 04.09.95) и др.

При создании хозяйства его члены заключают между собой соглаше­ние, по которому впоследствии будут распределяться все имущество, прибыль, права и обязанности.

/ предпринимательство в Законодательстве РФ

Законодательство Российской Федерации, регулирующее предпринимательскую деятельность

Место предпринимательского права в системе права

Основной сферой в предпринимательском праве являются правоотношения, складывающиеся в процессе деятельности, направленной непосредственно на систематическое получение прибыли.

В регулировании предпринимательской деятельности, обеспечении экономических реформ задействованы практически все отрасли права.

Предпринимательское и конституционное право

Фундаментальной отраслью права любого государства являемся конституционное (государственное) право, ибо на его основе формируются другие отрасли права.

Предпринимательское и гражданское право

Предпринимательское и административное право

Взаимоотношения предпринимателей, оформляемые договорами, и возникающие в связи с этим обязательства являются предметом гражданского права.

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулирует нормы финансового, налогового, трудового, земельного, уголовного законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.

Нормы административного права определяют правовой статус общественных объединений, органов местного самоуправления и иных негосударственных формирований в сфере административных правоотношений.

Административное право характеризуется наличием отношения «власть — подчинение» и регулирует отношения неравноправных субъектов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источники предпринимательского права

Предпринимательская деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.

Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на:

• акты федеральных органов государственного управления;

• акты федеральных органов исполнительной власти;

• акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Закон — это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов.

По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.

Закон субъектов Российской Федерации — нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.

Нормативными актами являются также акты законодательных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Большое значение имеют постановления Президиума (Пленума) ‘ письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, комментирующие и разъясняющие применяемые нормативные жты. Постановления и решения судебных органов получили название судебная практика.

Нормативно-правовые акты более низкого уровня применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня и не содержат в себе норм, регулирующих данные гражданско-правовые общественные отношения.

Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно распределить на четыре группы.

Первая группа определяет внутренние отношения предпринимательской деятельности: порядок учреждения субъекта предпринимательской деятельности, управления, организации труда.

Третья группа регулирует отношения субъектов предпринимательства по диагонали, в частности с банками и иными кредитными организациями.

Четвертая группа регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по горизонтали — со своими партнерами в связи с экономической деятельностью: поставщиками, покупателями, перевозчиками.

Финансовое право и его связь с трудовым и предпринимательским правом

Коренные преобразования в экономической и социальной сфере, обусловленные вхождением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих экономические отношения.

И особенно важно это сегодня, когда проблемы финансового оздоровления России волнуют и общество в целом и каждого человека в отдельности. Ведь благополучие в финансовой сфере государства означает стабильность и наших с вами финансовых отношений.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

• экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

• экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают особенно в период перехода страны к рыночным отношениям. Ведь денежная и финансово-кредитная система — сфера экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Основным рычагом государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти и общества в целом являются налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Читайте так же:  Нужно ли платить алименты после лишения родительских прав

Нормы финансового права регулируют также денежное обращение, валютное законодательство, законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.

Трудовое право регулирует трудовые отношения, возникающие между работниками и организациями (работодателями) всех форм собственности.

Предмет трудового права включает несколько групп трудовых и связанных с ними отношений. Это отношения: по обеспечению занятости; отдельных работников и трудового коллектива;

организационно-управленческие; касающиеся охраны труда;

подготовки кадров; материальной ответственности за причиненный ущерб; разрешения трудовых споров и др.

Законодательство Российской Федерации о предпринимательстве

Рубрика: 8. Предпринимательское право

Статья просмотрена: 10129 раз

Библиографическое описание:

Принципами предпринимательского права являются его основополагающие начала. В качестве основных можно назвать следующие:

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности — конституционно закреплен в ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др., получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах.

2. Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип конституционно закреплен в основном законе государства: ст. 8, 9, 34, 35 Конституции РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ).

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, что имеет место в любом государстве.

6. Принцип законности, являющийся общеотраслевым и его соблюдение — это основа построения любого правового государства.

— устранение пробелов в действующем законодательстве, урегулирование на уровне федеральных законов тех видов предпринимательской деятельности, которые в настоящее время не регулируются специальными законами, но нуждаются в регулировании;

— обновление существующего нормативно-правового материала ввиду отставания действующего законодательства от практики вследствие изменения социально — политических и экономических условий, в расчете на которые они принимались;

— устранение противоречий и несогласованности, которые имеют место в действующем законодательстве и выявляются в процессе правоприменительной практики.

1. Российское предпринимательское право: учеб. / ответ. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова.- М.: Проспект, 2009. – 1072 с.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под. ред. В.Д. Карповича. — М.: ЮРАЙТ-М, Новая Правовая культура, 2002. – 959с.

3. Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в ХХI веке: преемственность и развитие. — М.: МЗ Пресс, 2002. С. 3-25

4. Предпринимательское право: Учебник /Под ред. Н.И.Косяковой. М.: РГГУ, 2008.- 757 с.

5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12. 12. 1993.- Киров.: ОАО Дом печати — ВЯТКА , изд. ЮНВЕС , 2001. – 47 с.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья). – СПб.: Питер, 2005. – 528 с. – (Серия Закон и комментарии ).

7. Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 О предприятиях и предпринимательской деятельности (ред. от 30.11.1994); Утратил силу //www.consultant.ru/online/base

8. Федеральный закон О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации . – М.: Ось-89, 2007. – 32с. (Федеральный закон).

9. Федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (ред. от 2 февраля 2006г.) – М.: Омега-Л, 2006. – 16с. (Законы Российской Федерации). 10. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т.1. — М.: Статут, 2003.

Система законодательства о предпринимательской деятельности

Почти все ученые сходятся во мнении, что существует законодательство о предпринимательской деятельности.

Законодательство – не только законы, а весь массив нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Это совокупность нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и возникающие при этом отношения.

Конституция – регулирует предпринимательскую деятельность – это основа основ, она:

— формирует необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности;

— обеспечивает право на предпринимательскую деятельность соответствующими гарантиями.

выражают определенные концепции правового регулирования;

закрепляют конституционные принципы;

определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы и интересы, а также устанавливают их гарантии.

Закон как понятие предполагает ФКЗ, ФЗ (в том числе, Кодексы), законы субъектов.

Два направления формирования законодательства о предпринимательстве – принятие законов, определяющих общие условия, и издание законодательных актов, направленных на регулирование определенных сфер экономики.

Комплексный характер норм.

Система законодательства о предпринимательстве представляет собой классификацию законодательных актов, построенную по разным критериям. Основные критерии:

— юридическая сила и место в иерархии актов (Закон и подзаконный акт);

— сферы законодательного регулирования, установленные в ст.71-73 КРФ, в которых они приняты (ФЗ исключительного ведения РФ, ФЗ совместного ведения, законы СРФ)

— Масштаб действия. (Нормативные акты централиз-го Прав. Регулир-я; Акты локального регулирования.)

Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:

а) Указы Президента РФ, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.

б) постановления Правительства РФ, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.

в) НПА министерств и ведомств. Федеральные органы исп.власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции НПА детально регламентирующие отдельные вопросы предпр. д-ти, находящиеся в сфере ведения органа исп.власти.

Для ПП РФ судебная практика становится новым и важным источником права: Решения КС РФ, Постановления и Разъяснения Пленума ВАС РФ, отдельные полномочия системы судов общей юрисдикции РФ. Доктрина – спорный вопрос, но с точки зрения учебника ее тоже можно рассматривать в качестве источника.

Обычай – правило поведения, основанное на длительности его применения. В сфере предпринимательства они признаются источником права. Правовые обычаи в сфере предпринимательства именуются Обычаями делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпр. деят-ти правила поведения, не предусмотренные зак-вом, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Обыкновение – сложившееся правило, но в отличие от обычая делового оборота стороны при заключении договора непосредственно связывают друг друга с необходимостью руководствоваться этим правилом.

Читайте так же:  Как подать иск в конституционный суд рф

Функции законодательства в этой сфере обычные: регулирует, гарантирует, охраняет, защищает.

Особенность – регулирование товарно-денежных отношений с участием предпринимателей. П.2 ст.3 ГК нормы ГП, содержащиеся в иных законах должны соответствовать.

8. Разграничение полномочий между РФ и субъектами.

В России как федеральном гос-ве зак-во издается не только на уровне РФ, но и ее субъектами. Разграничение компетенции РФ и субъектов РФ в области издания актов законодательства определяется в Конституции РФ. В ст. 71 Конституции РФ содержатся положения, из которых вытекает, что издание актов хозяйственного законодательства относится к ведению РФ. Согласно этой статье к ведению РФ относятся: установление правовых основ единого рынка, гражданское и арбитражно-процессуальное законодательство, решение других вопросов, связанных с хоз.деятельностью.

В то же время ФЗ решение некоторых вопросов правового регулирования предпр. д-ти может передаваться субъектам РФ. Кроме того, субъекты РФ имеют возможность воздействовать на предппр.д-ть, решая вопросы, относящиеся к совместному ведению РФ и ее субъектов. Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся, в частности, адм., земельное, водное, лесное зак-во, зак-во о недрах. Адм. зак-во определяет общий порядок гос.управления, относящийся и к управлению хоз.д-ю. Что касается таких отраслей зак-ва, как земельное, лесное, водное и зак-во о недрах, то они регулируют не только порядок охраны природных ресурсов, но и порядок их использования, т.е. решают и некоторые вопросы хоз.д-ти.

Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ последние обладают всей полнотой гос.власти. Это означает, что в соответствующих случаях субъекты РФ могут самостоятельно издавать законы и иные нормативные акты.

Нормативные акты, относящиеся к регулированию хозяйственной деятельности, в пределах своих полномочий издают также муниципальные образования (органы МСУ).

В некоторых случаях между РФ и ее субъектами заключаются соглашения, предусматривающие передачу на решение субъектам РФ отдельных вопросов, относящихся к ведению РФ, в том числе вопросов, связанных с регулированием хоз. д-ти. В результате такой практики полномочия различных субъектов РФ оказались неодинаковыми. Однако в последнее время действие некоторых ранее заключенных подобных договоров было прекращено по соглашению сторон. Важно и то, что порядок заключения и изменения соглашений между фед. органами исп.власти и органами субъектов РФ о передаче друг другу осуществления части своих полномочий определен Правилами подготовки, согласования и утверждения соглашений между фед. органами исп. власти и исполнит. органами гос.власти субъектов РФ о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий, а также о внесении изменений в такие соглашения, утвержденными Постановлением Прав-ва РФ от 1 марта 2004 г. № 1171 .

9. Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права.

В систему источников ПП входят и обычаи делового оборота. Для установления наличия обычая делового оборота необходимо, чтобы сложившееся, широко применяемое и не предусмотренное зак-вом правило поведения применялось в какой-либо области предпринимательства. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям зак-ва или договору, не применяются.

Обычай делового оборота подлежит применению для регулирования предпринимательских отношений в случае, если отсутствует не только норма закона, подлежащая применению в том или ином конкретном случае, но и отношения между сторонами не урегулированы их договором. Обычаи получили широкое распространение при регулировании вопросов внешнеторговой деятельности, при осуществлении морских перевозок.

Для формирования зак-ва, регулирующего осуществление предпр. д-ти, очень важны акты высших судебных органов РФ: КС, ВС, ВАС. Акты высших судебных органов и судебная практика не являются источниками ПП России, поскольку не содержат норм права, однако также играют важную роль для развития системы источников ПП, т.к. способствуют форм-ю единого правопонимания у субъектов пр.д-ти и гос. правоприменительных органов и созданию единой модели правоприменения.

На практике не всегда предпринимательское отношение получает должное правовое регулирование в виде нормы того или иного законодательного акта, не всегда существует и обычай делового оборота, который можно было бы применить в конкретном случае. Действующее зак-во устанавливает правила применения зак-ва в таких случаях. Такие пробелы предпр.зак-ва восполняются путем применения:

• закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);

• общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права).

Для применения аналогии закона и аналогии права необходимо наличие следующих условий:

— неурегулированность соответствующих отношений законодательством и соглашением сторон;

— отсутствие обычая делового оборота;

— наличие схожего законодательства;

Видео (кликните для воспроизведения).

— непротиворечие существу соответствующих отношений.

Источники


  1. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.

  2. Репин, В.С. Настольная книга нотариуса (теория и практика); М.: Юрилическая литература, 2013. — 288 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  4. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
  5. История Библиотеки Академии наук СССР. 1714 — 1964 / ред. М.С. Филиппов. — М.: М-Л: Наука, 2017. — 600 c.
Российское законодательство в области предпринимательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here