Решение собраний понятие виды и значение

Главное по теме: "Решение собраний понятие виды и значение" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Собрания (сходы) граждан, их виды

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает возможность выражения прямой воли граждан по поводу вопросов местного значения путем собрания или схода. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут быть созваны собрания (сходы) граждан. Собрания (сходы) граждан являются одной из форм непосредственной демократии и одним из самых доступных средств самоорганизации населения небольших муниципальных образований или части территории муниципального образования.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таком случае собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. При этом для получения сведений о количестве участников собрания (схода) граждан необходимо обратиться к спискам избирателей, участников референдума, составленным соответствующими избирательными комиссиями.

Можно выделить несколько видов собраний (сходов) граждан муниципального образования:

  1. наделенные функциями представительных органов местного самоуправления;
  2. проводимые на всей территории муниципального образования для решения наиболее важных вопросов;
  3. проводимые на части территории муниципального образования (в таком случае они могут рассматриваться как элемент системы территориального общественного самоуправления).

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, а также пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Поскольку порядок и процедура проведения собрания (схода) граждан регламентируются уставом муниципального образования, то и возрастной ценз на участие в собрании (сходе) также должен устанавливаться органами местного самоуправления. Однако в настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах один из следующих вариантов: право на участие в собраниях (сходах) предоставляется гражданам старше 16 лет; право на участие в собраниях (сходах) граждан предоставляется гражданам старше 18 лет; возрастной ценз вовсе не устанавливается.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Согласно уставам различных муниципальных образований инициатива созыва собрания (схода) граждан муниципального образования может исходить от следующих органов и должностных лиц: глава муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, депутаты представительного органа местного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти субъекта РФ, территориальные органы государственной власти РФ, граждане.

Решение собраний: понятие, виды, словия действительности

Ст. 181.1 Решение собрания, с которым закон связывает граж.-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юр.лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и др. — участников граж.-правового сообщества) и др.

Ст. 181.2 Принятие решения собрания

1. Решение с-я считается принятым, если за него проголосовало большинство участников с-я и при этом в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников сообщества. Решение с-я может приниматься посредством заочного голосования.

2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно уч-ми соб-я.

3. О принятии решения с-я составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем.

4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения с-я и потребовавших внести запись об этом в протокол.

5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались д-ты, содержащие сведения о голосовании членов сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3-4) как и при очном;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Статья 181.3. Недействительность решения собрания

1. Решение с-я недействительно по основаниям, установленным законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение с-я оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

2. Если решение с-я опубликовано, сообщение о признании судом решения с-я недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении с-я внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение с-я признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.

Ст. 181.4. Оспоримость решения собрания

1. Решение с-я может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в т.ч. в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления и формы протокола.

2. Решение с-я не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

3. Решение с-я вправе оспорить в суде участник данного сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник соб-я, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение с-я в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

4. Решение с-я не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются, не могло повлиять на его принятие и решение с-я не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

5. Решение с-я может быть оспорено в суде в теч. 6 мес. со дня, когда лицо, права которого нарушены, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в теч. 2 лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников сообщества.

6. Лицо, оспаривающее решение с-я, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им информацию по данном делу. Участники сообщества, не присоединившиеся к такому иску, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

Читайте так же:  Где взять договор о приватизации квартиры

7. Оспоримое решение с-я, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Ст. 181.5. Решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Энциклопедия судебной практики. Решения собраний. Основные положения (Ст. 181.1 ГК)

Энциклопедия судебной практики
Решения собраний. Основные положения
(Ст. 181.1 ГК)

1. Решения собраний — это решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений

Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, под решениями собраний в данном случае должны пониматься решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений; к решениям собраний относятся и решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников); при этом нормы главы 9.1 ГК Российской Федерации к решениям собраний применяются в части, не урегулированной специальными законами, или в части, конкретизирующей их положения.

Под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 103 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», гражданско-правовым сообществом является определенная группа лиц, наделенная полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имеющих право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско- правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Как следует из п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

В п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» разъяснено, что под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании.

Исходя из положений пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ (введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ), под оспариваемым решением общего собрания собственников следует понимать решение гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имеющих право участвовать в таком собрании.

2. Решение собрания регулируется как общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, так и специальными нормами

Решение собрания в силу специфики не является обычной разновидностью гражданско-правовой сделки, а подлежит регулированию как общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, так и специальными нормами, установленными в отношении решений собраний участников гражданско-правового сообщества (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

ГК РФ содержит общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу п. 1 ст. 181.1 ГК РФ действие специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы ЖК РФ.

Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу п. 1 ст. 181.1 ГК РФ действия специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы Жилищного кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу п. 1 ст. 181.1 ГК РФ действия специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы Жилищного кодекса РФ. Между тем, Жилищным кодексом РФ не предусмотрено привлечение к участию в деле всех собственников при рассмотрении дел данной категории.

Читайте так же:  Как поменять снилс при смене фамилии через госуслуги

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу пункта 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации действие специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.

ГК РФ содержит общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу п. 1 ст. 181.1 ГК РФ действие специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы ЖК РФ.

Гражданский кодекс РФ содержит лишь общие положения о решениях собраний, что не отменяет в силу п.1 ст. 181.1 ГК РФ действия специальных норм, установленных в отношении различных разновидностей решений собраний, в том числе нормы Жилищного кодекса РФ.

3. При наличии противоречий между общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, и специальными нормами применению подлежат последние

В соответствии с пунктом 1 статьи 181.1 ГК РФ правила, предусмотренные главой 9.1 названного Кодекса, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

Следовательно, при наличии противоречий между общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, и специальными нормами жилищного законодательства, регулирующими порядок оспаривания решений общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, применению подлежат последние.

В соответствии с п. 1 ст. 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные главой 9.1 названного Кодекса, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

Следовательно, при наличии противоречий между общими нормами, содержащимися в главе 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, и специальными нормами закона о банкротстве, регулирующими порядок созыва и проведения собраний кредиторов должника, применению подлежат последние.

4. Решения собраний не являются сделками

В силу статьи 181.1 ГК РФ общее решение собрания не является сделкой.

В соответствии с положениями статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают в том числе и из решений собраний в случаях, предусмотренных законом.

Как правильно указано судами, решение собрания в силу специфики не является обычной разновидностью гражданско-правовой сделки, а подлежит регулированию как общими нормами, содержащимися в главе 9.1 ГК РФ, так и специальными нормами, установленными в отношении решений собраний участников гражданско-правового сообщества (пункт 1 статьи 181.1 ГК РФ).

По смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Решения собраний представляют собой результат согласования воли участников гражданско-правового сообщества и действуют в отношении всех его участников, даже воздержавшихся, голосовавших против или не принявших участия в голосовании. Решения собраний представляют собой особые юридические факты (правообразующие (об этом прямо говорится в подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ), правоизменяющие или правопрекращающие).

Таким образом, именно закон в силу пункта 1 ст. 181.1 ГК РФ непосредственно связывает с принятием соответствующего решения наступление гражданско-правовых последствий.

По общему правилу недействительные решения собраний являются оспоримыми, если из закона прямо не следует их ничтожность. Введение законодателем такого деления сближает решения собраний со сделками, но не дает оснований для их отождествления. Основания для признания решений собраний недействительными самостоятельны.

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу. В приведенных позициях (п.п. 4 и 5) суды разошлись во мнении по вопросу, являются ли решения собраний сделками или нет.

5. Решения собраний являются сделками

В силу пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания является оспоримой сделкой, поскольку с ним закон связывает гражданско-правовые последствия, оно порождает правовые последствия для всех лиц, на которые решение собрания направлено, а также имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

6. П. 2 ст. 181.1 ГК РФ не предоставляет права оспаривания решения общества бывшему ликвидатору

В силу абзаца 2 части 3 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации только участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Указанная норма является императивной, соответственно, право на обжалование итогов голосования имеет только участник собрания, чье волеизъявление нарушено при проведении голосования на собрании.

Оспариваемое решение порождает гражданско-правовые последствия для истца, однако норма части 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на которую сослались суды, не предоставляет права оспаривания решения общества бывшему ликвидатору.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на ноябрь 2019 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.

Решение собраний: понятие, виды, условия действительности

Из ст. 181.1 ГК РФ следует, что под решением собрания законодатель понимает решение, принимаемое некой общностью субъектов гражданского права (участников отдельного гражданско-правового сообщества) и порождающее правовые последствия, на которые оно направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. Основным критерием, объединяющим все решения собраний, является принцип их принятия большинством и подчинения меньшинства его воле Коллективное принятие решений имеет одно из фундаментальных значений в праве. Многие гражданско-правовые вопросы так или иначе, в большинстве своем, обусловлены принятием решений, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.

Читайте так же:  Написать исковое заявление в суд бесплатно

C такими решениями сталкиваешься частенько, когда имеешь дело с различными собраниями.

При этом, иногда спрашивают: а как оформлять решения, которые принимаются на этих собраниях, в какой форме вообще могут проводиться эти собрания, когда они считаются состоявшимися (приобретают правовую силу) и т.д. Первоисточником для формирования ответов на все эти вопросы теперь являются положения Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) о решениях собраний.

С 01 сентября 2013 года вступила в силу глава 9.1. Гражданского кодекса РФ, устанавливающая основы регулирования решения собраний. О каких собраниях идет речь? Законодатель здесь дает лишь общие ориентиры. В принципе это могут быть любые собрания, на которых принимаются решения правового характера (например, собрание участников юридического лица, сособственников жилого дома, кредиторов при банкротстве и т.д.).

Как известно в гражданско-правовых сообществах принятие на собраниях тех или иных решений оформляется специальным документом — протоколом. Составляется он в письменной форме и особых требований к нему до последнего времени не было. Требования установленные в новой главе ГК РФ, в большинстве своем, уже применялись в обычаях делового оборота, новая глава кодекса лишь закрепила это в нормативном акте.

Итак, какие же нормы о решениях собраний решил закрепить законодатель? Новая глава ввела правовые основы по этому вопросу в трех направления

· Принятие решения собраний

Одним из первостепенных положений, устанавливающих требования к решениям собраний, является, конечно же, введение гражданским кодексом понятие кворума, то есть установленное законом число присутствующих участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня (цели ради которой проводится собрание). Так согласно ст. 181.2 ГК РФ

Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества

Другим важным положением новой главы является установление перечня минимальных реквизитов, которые должен содержать документ, юридически оформляющий решения собраний. Например, в протоколе о результатах очного голосования согласно п. 4 ст. 181.2. ГК РФ должны быть указаны:

· дата, время и место проведения собрания

· сведения о лицах, принявших участие в собрании

· результаты голосования по каждому вопросу повестки дня

· сведения о лицах, проводивших подсчет голосов

· сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол

Не менее значимым и необходимым положением является введение правил и норм о недействительности решений. Здесь законодатель пошел по аналогии со сделками, а именно ввел квалифицирующий признак недействительности, исходя из существенности «порока» (юридического дефекта).

Как и сделки недействительные решения бывают двух видов:

Ничтожные решения это те решения, которые недействительны по основаниям установленным законом. Законом прямо должно быть указано, что такое решение является ничтожным. В этом случае для признания решения ничтожным не надо никакого принятия судебного решения об этом, ничтожное решение недействительно в силу самого закона. Например, ГК РФ в ст. 181.5. приводит четыре таких основания по которым решения собрания признаются ничтожными:

1. если решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества

Видео (кликните для воспроизведения).

2. если решение принято при отсутствии необходимого кворума

3. если решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания

[2]

4. если решение противоречит основам правопорядка или нравственности

Ничтожное решение не создает каких-либо правовых последствий на которые рассчитывали участники гражданско-правового сообщества принимая коллективное решение. Юридически его как будто бы и не было.

Оспоримые решение это решения, которые можно назвать условно недействительными. То есть эти решения недействительны только если их признает таковыми суд. Другими словами оспоримые решения являются в общем, в целом действительными (т.е. имеющими юридическую силу), пока в судебном порядке не будет установлено иное.

Важно то, что только суд может признать оспоримое решение недействительным, а суд, кстати, может и не возникнуть вовсе или возникнув, не признать оспоримое решение недействительным. И это важно! Оспоримое решение является недействительным лишь потенциально, но не априори. И об этом стоит помнить всегда.

Поэтому при принятии и оформлении решений собрания необходимо четко понимать, что допустимо и приемлемо, а что желательно избегать и не использовать в работе.

Итак, какие же снования вводит кодекс об отнесении решений к оспоримым?

Согласно ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1. допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания

2. у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия

3. допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении

4. допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола

Однако, стоит отметить, здесь все не так однозначно и просто как с ничтожными решениями. Тут есть нюансы.

[3]

Во-первых, решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда. Это правило аналогично действующему правилу в сделках. То есть, если есть последующее одобрение, то оспаривать по логике вещей то, что было до этого, является бессмысленным и должно расцениваться как злоупотребление правом.

Во-вторых, решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

В-третьих, субъектный состав, то есть кто имеет право оспорить решение, достаточно ограничен. Например, участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

Читайте так же:  Как составить иск о лишении родительских прав и взыскании алиментов основания, документы и все, что

Кроме этого, есть пару процессуальных моментов в этом вопросе:

1. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества

2. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу

Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия

В настоящее время наиболее практически значимыми являются следующие виды решений:

1. решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и др. ООО, АО, других юридических лиц);

2. решения собраний кредиторов при банкротстве;

3. решения собственников общего имущества в многоквартирном доме;

4. решения участников общей долевой собственности на земельные паи;

5. решения общих собраний членов потребительских кооперативов.

Собрания и конференции граждан: понятие, правовое закрепление, порядок созыва и проведения, полномочия, акты

Собрания, конференции жителей — формы совместного публичного обсуждения и решения жителями муниципального образования, его определенной территории (дом, улица, квартал, микрорайон, населенный пункт) вопросов местного значения, других общественно значимых вопросов. Собрание — публичное мероприятие, в котором вправе участвовать все обладающие избирательным правом жители соответствующей территории. Правомочность собраний определяется исходя из общей численности названных жителей. При значительном числе жителей или удаленности отдельных поселений (населенных пунктов и т.п.) муниципального образования друг от друга проведение собраний затруднительно. В таких случаях вместо них проводятся конференции. Жители муниципального образования, входящего в него поселения (населенного пункта, его части), по установленным нормам делегируют на конференцию муниципального образования, поселения (населенного пункта, его части) своих представителей (делегатов). Конференции осуществляют те же полномочия, что и собрания.

Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

[1]

Конференция граждан (собрание делегатов)

1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).

2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 25. Собрания и конференции (собрание делегатов) граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, относящихся к ведению городского округа, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления города Иркутска и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории городского округа могут проводиться собрания и (или) конференции (собрание делегатов) граждан.

2. Собрания, конференции граждан могут проводиться по инициативе населения, Думы города Иркутска, мэра города, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание, конференция граждан, проводимые по инициативе населения или городской Думы, назначаются Думой города Иркутска.

Собрание, конференция граждан, проводимые по инициативе мэра, назначаются мэром города.

3. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления города Иркутска и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

4. Порядок назначения и проведения собрания, конференции граждан, а также полномочия собрания, конференции граждан определяются НПА городской Думы о собраниях, конференциях граждан, организации и осуществления территориального общественного самоуправления, уставом территориального общественного самоуправления.

5. Итоги собрания, конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан проводится в случаях, когда проведение собрания граждан не представляется возможным.

4. Финансирование назначения и проведения собрания, конференции граждан осуществляется за счет средств бюджета г Иркутска, за исключением случаев, установленных зак-вом.

Население города Иркутска инициирует проведение собрания, конференции граждан посредством направления в Думу города Иркутска обращения о проведении собрания, конференции граждан с приложением подписей не менее 500 жителей города Иркутска, обладающих избирательным правом.

Статья 5. Порядок организации собрания, конференции граждан

1. Подготовку и проведение обеспечивает организатор собрания, конференции граждан.

2. Организатором мб постоянная комиссия городской Думы, к предметам ведения которой относится выносимый на собрание, конференцию вопрос, либо специально созданная временная комиссия или рабочая группа депутатов.

+ структурное подразделение администрации города либо специально созданная рабочая комиссия (группа).

Организатор собрания, конференции граждан заблаговременно, не позднее чем за 5 дней оповещает жителей о дате, времени и месте проведения собрания, конференции граждан и вопросах, которые выносятся на их обсуждение, используя для этого средства массовой информации, почтовые извещения, подворные (поквартирные) обходы, объявления, сеть «Интернет» и иные средства.

Статья 7. Порядок проведения собрания, конференции граждан

1. Для ведения собрания, конференции граждан избирается председатель и секретарь.

2. Собрание, конференция граждан проводится председателем, кот оглашает вопросы, подлежащие обсуждению, порядок и последовательность проведения, время, отведенное на выступление участникам, представляет докладчиков, а также оглашает иную информацию, необходимую для проведения собрания, конференции граждан.

Читайте так же:  Отключили канализацию за неуплату что делать

+ следит за соблюдением порядка проведения.Каждый из вправе выступить не более 1 раза по каждому из обсуждаемых вопросов. Никто не вправе выступать без разрешения председателя собрания, конференции.

4. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее половины избранных делегатов.

5. Протокол собрания, конференции граждан ведется секретарем собрания, конференции.

В случае, если собрание, конференция граждан проводится по инициативе населения города, протокол составляется в двух экземплярах. Один экземпляр протокола передается Думе города Иркутска. Другой экземпляр протокола передается инициаторам проведения собрания, конференции граждан.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

Статья 181.1. Основные положения

1. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются, если законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное.

2. Решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других — участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Статья 181.2. Принятие решения собрания

1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

5. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:

1) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;

2) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, подписавших протокол.

Статья 181.3. Недействительность решения собрания

1. Решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).

Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.

2. Если решение собрания опубликовано, сообщение о признании судом решения собрания недействительным должно быть опубликовано на основании решения суда в том же издании за счет лица, на которое в соответствии с процессуальным законодательством возлагаются судебные расходы. Если сведения о решении собрания внесены в реестр, сведения о судебном акте, которым решение собрания признано недействительным, также должны быть внесены в соответствующий реестр.

Статья 181.4. Оспоримость решения собрания

1. Решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).

2. Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда.

3. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

4. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

5. Решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

6. Лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Участники соответствующего гражданско-правового сообщества, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому иску, в том числе имеющие иные основания для оспаривания данного решения, в последующем не вправе обращаться в суд с требованиями об оспаривании данного решения, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

7. Оспоримое решение собрания, признанное судом недействительным, недействительно с момента его принятия.

Статья 181.5. Ничтожность решения собрания

Если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  2. Бирюков, Б.М. Приватизация и деприватизация жилья: вопросы правового регулирования; М.: Ось-89, 2011. — 208 c.

  3. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
  5. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.
Решение собраний понятие виды и значение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here