Регистр прижизненных волеизъявлений граждан

Главное по теме: "Регистр прижизненных волеизъявлений граждан" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

В России готовится к рассмотрению законопроект о создании Регистра волеизъявлений потенциальных доноров органов

Законопроект о донорстве и трансплантации органов, подготовка которого велась больше пяти лет, вскоре будет внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Об этом сообщила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на открытии IX Всероссийского съезда трансплантологов.

Документ предусматривает создание регистра прижизненных волеизъявлений. Авторы проекта закона предусмотрели возможность для каждого россиянина выразить согласие или несогласие на донорство органов в случае его внезапной смерти. Каким образом это будет сделано – пока неясно. Сейчас Минздрав прорабатывает процедуру, позволяющую сделать это при получении паспорта и других официальных документов — сообщает ТАСС.

— Сейчас эти механизмы дополнительно прорабатываются, более подробно будут прописаны уже в подзаконных актах, специальных порядках формирования регистра волеизъявлений, – сказала Вероника Скворцова.

По словам директора Научного центра трансплантологии и искусственных органов им. В.И. Шумакова, главного внештатного специалиста Минздрава России по трансплантологии Сергея Готье, к человеку, который не готов стать донором, или его родственникам, нет и не будет вопросов.

— Это их право. Правда, каждый родственник, отказывающийся от изъятия органов его умершего близкого человека, приговаривает к смерти, как минимум, пять человек, – подчеркнул Сергей Готье.

Закон гласит, что прижизненным донором органов может стать только родственник. Если установлена совместимость донора и реципиента, и на руках врачей есть письменное согласие донора, для трансплантации могут взять почку или часть печени.

В 2018-м году в России была запущена петиция, автор которой, супруга тяжелобольного человека, страдающего тяжелым заболеванием почек, умоляла дать ей право поделиться почкой с отцом своих детей. Без трансплантации он рискует умереть, а действующий закон в данном случае не рассматривает супругов как близких родственников.

Исключение составляет донорство костного мозга: им можно поделиться с любым человеком, при условии совместимости. Существует общероссийская база данных доноров костного мозга. Чтобы зарегистрироваться в ней, достаточно сдать анализ крови на типирование.

[1]

Платное донорство органов в России запрещено. Все предложения подобного рода являются криминальными.

Как правило, донорами внутренних органов становятся погибшие в результате несчастного случая или инсульта. Врачи не работают с органами и тканями онкобольных, больных гепатитом и туберкулёзом. Органы могут быть изъяты только в том случае, если констатирована смерть мозга или биологическая смерть, то есть остановка дыхания и сердцебиения.

В России действует презумпция согласия на посмертное донорство органов. То есть, врачи не обязаны спрашивать разрешение на изъятие органов у пациента или его родственников. Однако семья умершего может запретить изъятие органов. И, по словам врачей, нередко этим правом пользуется. После создания регистра человек получит право самостоятельно решать, готов ли он стать чьим-то шансом на спасение, или нет.

Граждане могут получить возможность высказать позицию о посмертном донорстве при получении водительского удостоверения

Syda_Productions / Depositphotos.com

По оценкам ведущих трансплантологов, в России ежегодно производится около 1,5 тыс. трансплантаций, тогда как потребность в таких операциях в десятки раз выше. В целях повышения числа доноров органов и тканей представители ОНФ и Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» предлагают включить информацию о согласии или несогласии на посмертное донорство в перечень сведений, предоставляемых гражданином при получении (обмене) водительских прав.

С соответствующей инициативой они обратились в Минздрав России (копия документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ). Напомним, что министерство еще с 2013 года работает над законопроектом 1 , предусматривающим создание специального регистра волеизъявлений граждан относительно возможности изъятия их органов после смерти. Наполнять данный регистр эксперты ОНФ предлагают, в частности, посредством опроса автолюбителей.

«Наша основная задача – привлечь общественное внимание к существующей в нашей стране проблеме высокой потребности в трансплантации органов с тем, чтобы люди задумались о возможном донорстве. На пустом месте человеку вряд ли придет такая мысль в голову, а выдача или замена прав – подходящее время задать ему такой вопрос и получить на него ответ», – пояснил вчера в ходе пресс-конференции НСН член Центрального штаба ОНФ, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов. При этом такие технические детали, как наличие специальной отметки в самих правах, по его словам, пока не обсуждаются.

Какая ответственность грозит лечебному учреждению, если медицинскую помощь гражданину окажет не сотрудник больницы, а сотрудник кафедры, допущенный до медицинской деятельности в рамках договора об организации практической подготовки обучающихся? Ответ на этот и другие практические вопросы – в «Базе знаний службы Правового консалтинга « интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По общему правилу, изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа в России не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законом порядке поставлена в известность о том, что лицо при жизни либо его родные в случаях его смерти заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей (ст. 8 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека»). В настоящий момент закон предусматривает следующие способы выражения гражданином своего согласия или несогласия на изъятие его органов после смерти:

  • устное волеизъявление в присутствии свидетелей;
  • письменное волеизъявление, заверенное руководителем медицинской организации;
  • нотариально-заверенное волеизъявление (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
Читайте так же:  Могут ли алименты быть ниже прожиточного минимума

Если такое волеизъявление отсутствует, «презумпция согласия» позволяет изъять органы из тела умершего человека. Супруг или один из близких родственников лица при этом вправе заявить о своем несогласии на трансплантацию, но информировать их о намерении изъять органы или ткани медицинские работники не обязаны. Стоит отметить, что два года назад группа депутатов предложила установить такую обязанность, однако их законопроект 2 был отклонен.

Экспертное сообщество также обратило внимание на необходимость совершенствования действующего законодательства и в целом предложение ОНФ поддержало. «Я приветствую инициативу, которая вносит хоть какую-то легитимность и определенность в этот вопрос. Сейчас право высказать свою позицию о возможности посмертного изъятия органов у человека, вроде, есть, но метод реализации этого права отсутствует. У врача нет предписанной законом обязанности искать и учитывать какие-либо бумаги», – отметил президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко. А президент Союза Адвокатов России, председатель Московского отделения Красного Креста Игорь Трунов добавил: «Я специально обзвонил пять нотариальных контр Москвы и спросил, есть ли у них форма документа, подтверждающего несогласие гражданина с посмертным изъятием его органов. Они ответили, что такой формы нет и никто за всю историю их работы к ним по этому поводу не обращался. Тем самым могу подтвердить, что ни юридически, ни практически возможность выражения своей воли о посмертном донорстве не работает».

Отсутствие четкого механизма, по мнению Алексея Старченко, является одной из причин нехватки донорских органов: «Врачи, которые непосредственно отвечают за постановку диагноза смерти мозга, боятся брать на себя ответственность и ставить такие диагнозы, опасаясь возможных претензий в условиях нынешней юридической неопределенности. Поэтому органов у нас, даже несмотря на лояльную модель с презумпцией согласия, не хватает». Игорь Трунов называет и другие причины: несовершенные технологии доставки органов, низкая скорость их доставки и недостаточная квалификация специалистов. Все это необходимо совершенствовать, но начать он рекомендует с проведения кампании по разъяснению россиянам необходимости института посмертного донорства. Лишь после этого следует совершенствовать законодательство и вводить национальный реестр волеизъявлений граждан.

Причем эксперты солидарны в том, что наиболее рационально создавать именно реестр несогласных. Так, Алексей Старченко обратил внимание на наличие кризиса доверия граждан к донорству. Многие не хотят включаться в реестр потенциальных доноров потому, пояснил он, что считают, будто в отношении них будут исчерпаны не все методы лечения. Поэтому на первом этапе он посоветовал на законодательном уровне детально прописать права доноров и указать, что в каждом конкретном случае качество оказания медицинской помощи, оказанной пациенту, должно будет подтверждаться специальной экспертизой.

Как отметил Эдуард Гаврилов, помимо прочего, предложенная ОНФ инициатива позволит снять моральную ответственность с врачей, поскольку гражданин сможет прямо выразить свою волю. «Текущее положение дел порождает неопределенность и внутренние психологические конфликты. Врачи, изымающие органы в соответствии с презумпцией согласия, действуют, вроде, по закону, но в сознании тех, кто потерял своего близкого, это неприемлемо», – признал наличие проблемы Алексей Старченко.

«Мы отправили наше предложение в Минздрав России 14 марта, но до сих пор так и не получили ответа. Все официальные сроки прошли, поэтому, скорее всего, мы будем посылать повторный запрос. Но если не получим ответ и во второй раз, не исключено, что мы обратимся к депутатам или будем искать иные пути реализации инициативы», – заключил представитель ОНФ.

1 С текстом проекта Федерального закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 00/04-1604/04-13/9-9-4).

2 С текстом законопроекта № 1019961-6 «О внесении изменения в статью 8 Закона Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Минздрав откажет в пересадке органов тем, кто не хочет быть донором после смерти

Читайте также

Минздрав опубликовал отредактированный проект закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации», по которому россиянин, заявивший в Федеральном регистре о несогласии на изъятие своих органов после смерти, не может претендовать на лечение с применением трансплантации.

Сегодня в Минздраве пройдут слушания по отредактированному проекту закона «О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации». На них приглашены специалисты в области донорства и трансплантации, чтобы обсудить поправки, внесенные после обсуждения проекта, предложенного весной этого года.

Основное отличие отредактированного законопроекта в том, что признана необходимость финансирования из федерального бюджета работ по подготовке к донорству и сохранению в жизнеспособном состоянии органов умершего человека (кондиционированием донора). Сейчас финансовое бремя организации донорства лежит на медицинских учреждениях, работающих с пациентами, получившими черепно-мозговую травму.

Еще одно важное дополнение в закон – в статье 44, пункт 2: «Право на включение в лист ожидания донорского органа имеют граждане, подлежащие обязательному медицинскому страхованию… за исключением совершеннолетних дееспособных граждан, выразивших волеизъявление о несогласии на изъятие после их смерти органов для трансплантации, зарегистрированного в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан».

Документ, вероятно, снова придется дорабатывать, потому что некорректность и нелогичность формулировок из первого проекта перекочевала во второй. Например, почти везде убраны пункты, касающиеся запрета «на использование для трансплантации органов неопознанных трупов», вызвавшие недоумение у специалистов – с органами трупов в трансплантологии делать нечего. Однако в некоторых местах эти самые «трупные органы» сохранились: «Прижизненное донорство органов может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов трупа или альтернативного метода лечения».

Кроме того, непонятным остается пункт закона, в котором речь идет о необходимости испрашивать согласие на изъятие органов умершего несовершенного (статья 18, пункт 3 проекта закона) только у одного из родителей. В то же время не допускается изъятие органов, если выраженное каждым из родителей мнение о согласии или несогласии на изъятие органов для трансплантации между собой не совпадают.

Читайте так же:  Как найти собственника авто по гос номеру

В новом проекте закона остается также модель «испрошенного согласия», которое должны дать родственники на изъятие органов умершего для трансплантации, в отличие от ныне действующего закона от 1992 года, в котором действует другая норма – презумпция согласия.

Согласие граждан на посмертное изъятие их органов смогут фиксировать в специальном регистре

Проект 1 закона о донорстве органов человека и их трансплантации направлен Минздравом России в Правительство РФ. Об этом сообщила вчера на пресс-конференции ИА «НСН» заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Козлова. Этот документ, в частности, предусматривает создание специального регистра и внесение в него волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти. Этот регистр, по словам эксперта, станет федеральным и будет вестись Минздравом России. По мнению Козловой, законопроект призван нормализовать правоотношения между реципиентом, донором и врачом. «Я уточню в ближайшие дни, как долго правовое управление правительства будет держать этот необходимый закон. В ближайшее время он должен поступить в Госдуму, и мы будем работать цивилизованно – так, как полагается», – добавляет она. Стоит отметить, что схожий, но менее детализированный законопроект, предполагающий создание электронной базы данных органов доноров, уже находится на рассмотрении Госдумы 2 и готовится к первому чтению.

Особое внимание к вопросу посмертной трансплантации органов в последнее время связано с резонансной позицией КС РФ. Чуть больше месяца назад Суд признал так называемую «презумпцию согласия» на извлечение органов из тел умерших (Определение КС РФ от 10 февраля 2016 г. № 224-О/2016). В КС РФ обратились родственники погибшей в результате ДТП девушки – в состоянии комы она была доставлена в реанимацию, где скончалась спустя несколько дней. Лишь позже, знакомясь с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении водителя автомобиля, ставшего виновником ДТП, мать девушки из заключения судебно-медицинского эксперта узнала, что некоторые органы ее дочери были изъяты для трансплантации.

Тем не менее, КС РФ не нашел в указанных действиях нарушения закона. Суд, в частности, сослался на Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов (утверждены на Шестьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения 21 мая 2010 года, Резолюция WHA63.22), согласно которым для проведения трансплантации клетки, ткани и органы могут быть изъяты из тел умерших, если:

  • получено согласие в форме, требуемой законом;
  • нет оснований полагать, что умершее лицо возражало против такого изъятия (Руководящий принцип 1).

Вместе с тем Суд сослался на комментарий к указанному Руководящему принципу, который гласит, что согласие на получение органов и тканей от умерших может быть «четко выраженным» или «предполагаемым». По общему правилу, изъятие органов и тканей для трансплантации (пересадки) у трупа в России не допускается, если медицинская организация на момент изъятия в установленном законом порядке поставлена в известность о том, что лицо при жизни либо его родные в случаях его смерти заявили о своем несогласии на изъятие его органов и тканей (ч. 10 ст. 47 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»; далее – закон об основах здоровья граждан).

[2]

Поскольку соответствующее несогласие представлено не было, медицинские работники произвели трансплантацию органов из тела девушки.

По мнению президента Союза Адвокатов России, Председателя Московского Красного Креста, д. ю. н., Игоря Трунова, подобную практику не только можно, но и нужно менять. «Необходимо идти в Европейский суд по правам человека и получить прецедентное, обязательное для всех решение. Да, сегодня КС РФ может отменить такой судебный акт, если он не соответствует Конституции РФ [Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ. – Ред.]. Но основной закон ничего не говорит насчет трансплантологии, поэтому у нас есть шанс изменить практику», – убежден он. Тем более, подобные прецеденты уже есть (Постановление Европейского суда по правам человека от 24 июня 2014 г. по жалобе № 4605/05 «Дело «Петрова (Petrova) против Латвийской Республики»).

Главной проблемой «презумпции согласия» в России Игорь Трунов видит коррумпированность медицинских работников. «Определение момента смерти – очень тонкий момент. Этот процесс полностью зависит от усмотрения медиков, принимающих соответствующее решение. И если у них есть свой интерес, это может повлиять на установление факта смерти, была смерть мозга или нет», – считает он.

Однако Людмила Козлова с ним не согласна: «У нас 1,5 тыс. трансплантаций на 145 млн человек. Это гораздо меньше, чем в других странах. Надо просто каждый спорный случай, если он действительно есть, разбирать отдельно, а не говорить, что это сплошь и рядом. В любом деле есть что-то негативное, с чем надо бороться, но нельзя говорить, что медицина коррумпирована».

«Мы слишком концентрируемся на критической оценке тех процессов, которые окружают трансплантологию. Нужно публиковать данные о каждой пересадке органов и об источнике самих органов. Нам нужно добиваться максимальной открытости в этом вопросе», – предлагает член ОП РФ, протоиерей Всеволод Чаплин.

«В этих целях и будет создан единый регистр», – добавляет Людмила Козлова. – «Каждый человек, например, получая паспорт, сможет выразить свое согласие или несогласие на изъятие его органов после смерти. И не надо будет делать такую отметку ни в паспорте, ни в ином документе».

Напомним, в настоящий момент действующее законодательство предусматривает следующую форму согласия или несогласия человека на изъятие его органов после смерти:

  • устное волеизъявление в присутствии свидетелей;
  • письменное волеизъявление, заверенное руководителем медицинской организации;
  • нотариально-заверенное волеизъявление (ч. 6 ст. 47 закона об основах здоровья граждан).

Если соответствующее волеизъявление отсутствует, «презумпция согласия», как было указано выше, позволяет изъять органы из тела умершего человека.

Читайте так же:  Наследство после смерти мужа без завещания как делиться между женой и детьми

Статья 18. Презумпция согласия на изъятие органов после смерти

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Изъятие органов в целях трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией, в которой находится приемлемый донор, на момент изъятия органов установлено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, что при жизни совершеннолетний дееспособный гражданин выразил несогласие с изъятием его органов после смерти в целях трансплантации в письменном заявлении, заверенном в установленном порядке, или устно в присутствии медицинских работников и свидетелей в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, зарегистрированное в Регистре волеизъявлений граждан.

2. В случае отсутствия указанного в части 1 настоящей статьи волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, а также отсутствия волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, зарегистрированного в Регистре волеизъявлений граждан, право заявить о несогласии на изъятие органов из тела умершего в устной форме или письменном заявлении, заверенном в установленном порядке, имеют супруг, а при его отсутствии — один из близких родственников: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка и бабушка в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, совершенное в письменной форме

1. Совершеннолетние дееспособные граждане при жизни могут выразить согласие или несогласие на изъятие их органов после смерти в целях трансплантации в письменном заявлении, заверенном в установленном порядке. Информация о наличии волеизъявления гражданина вносится в его медицинскую документацию.

2. Заявление гражданина, указанное в части 1 настоящей статьи с содержащимся в нем волеизъявлением, заверенное в установленном порядке, представляется гражданином в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, в целях его регистрации в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан.

3. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления от гражданина заявления с содержащимся в нем волеизъявлением, рассматривает его и принимает решение о регистрации волеизъявления гражданина либо об отказе в его регистрации. О принятом решении гражданину направляется письменное уведомление в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае принятия решения об отказе в регистрации заявления гражданина в уведомлении указываются причины отказа.

4. Регистрация волеизъявления гражданина на основании решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение Федерального регистра, производится в Регистре волеизъявлений граждан в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения.

5. Основанием для отказа в регистрации волеизъявления гражданина является представление заявления с содержащимся в нем волеизъявлением не в установленной форме либо отсутствие в представленном заявлении исчерпывающих сведений, которые должны быть отражены в нем.

6. Форма заявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии или несогласии на изъятие после смерти его органов в целях трансплантации, сведения, которые в нем должны быть отражены, правила оформления заявления и его заверения, а также порядок представления заявления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья.

Статья 20. Волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина, совершенное им в устной форме, о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации


1. Сведения о волеизъявлении совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, совершенное им в устной форме медицинским работникам медицинской организации в присутствии свидетелей, незамедлительно вносится в медицинскую документацию указанного совершеннолетнего дееспособного гражданина с указанием фамилий, имен, отчеств присутствующих медицинских работников, а также фамилий, имен, отчеств, дат рождения, адреса места жительства свидетелей, реквизитов документов, удостоверяющих их личности, с подтверждением этих сведений подписями свидетелей и медицинских работников, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья.

2. Сведения о волеизъявлении совершеннолетнего дееспособного гражданина на изъятие его органов после смерти в целях трансплантации, данные о медицинских работниках медицинской организации и свидетелях, указанные в части 1 настоящей статьи, в течении одного дня со дня совершения его волеизъявления представляются медицинской организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, в целях его регистрации в Регистре волеизъявлений граждан. Сведения представляются в виде извещения по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10154 —

| 7563 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

[3]

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Глава 2. Посмертное донорство органов

страница 9/47
Дата 24.09.2018
Размер 358 Kb.
Тип Статья
    Навигация по данной странице:
  • Статья 15. Прижизненное волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации, выраженное в письменной форме
  • Статья 17. Изменение совершеннолетним дееспособным гражданином своего прижизненного волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации
  • Глава 2. Посмертное донорство органов
    Статья 14. Презумпция согласия на изъятие органов после смерти
    1. Изъятие органов для трансплантации при посмертном донорстве органов не допускается, если медицинской организацией, в которой находится умерший, на момент изъятия органов установлено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, что при жизни совершеннолетний дееспособный гражданин выразил свое волеизъявление о несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации в устной форме медицинским работникам медицинской организации в присутствии свидетелей, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации или нотариально.

    2. В случае отсутствия указанного в части 1 настоящей статьи прижизненного волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации или прижизненного волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии на изъятие органов после его смерти для трансплантации, выраженного в письменной форме в установленном порядке, право заявить о своем несогласии на изъятие органов из тела умершего в устной форме или письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, имеют супруг, а при его отсутствии — один из близких родственников в следующей последовательности: дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка.

    Статья 15. Прижизненное волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации, выраженное в письменной форме

    1. Совершеннолетние дееспособные граждане при жизни могут выразить свое волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие после смерти их органов для трансплантации потенциальному реципиенту в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально.

    2. Заявление гражданина с выраженным в нем волеизъявлением, заверенное руководителем медицинской организации либо нотариально, представляется гражданином в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, в целях его регистрации в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту.

    3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления заявления гражданина с выраженным в нем волеизъявлением, рассматривает его и принимает решение о регистрации волеизъявления гражданина либо об отказе в его регистрации с указанием причин отказа. О принятом решении гражданину направляется уведомление в письменной форме в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня принятия решения.

    4. Основанием для отказа в регистрации волеизъявления гражданина является представление заявления с выраженным в нем волеизъявлением, не соответствующим настоящему Федеральному закону, не в установленной форме либо отсутствие в представленном заявлении исчерпывающих сведений, которые должны быть отражены в нем.

    5. Регистрация волеизъявления гражданина на основании решения, принятого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение Федерального регистра, производится в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту в течение трех рабочих дней со дня принятия данного решения.

    6. Форма заявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о его согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту, сведения, которые в нем должны быть отражены, правила оформления заявления и его представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение Федерального регистра, утверждаются Правительством Российской Федерации.
    Статья 16. Волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации, выраженное им при жизни в устной форме в присутствии свидетелей
    .

    1. Волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина о несогласии на изъятие после его смерти органов для трансплантации, выраженное им при жизни в устной форме медицинским работникам медицинской организации в присутствии свидетелей, незамедлительно вносится в медицинскую документацию гражданина с указанием фамилий, имен, отчеств присутствующих медицинских работников, а также свидетелей с указанием дат их рождения и места жительства, реквизитов документов, удостоверяющих личность, с подтверждением этих сведений подписями свидетелей и медицинских работников.

    2. Сведения о волеизъявлении гражданина, данные медицинских работников медицинской организации и свидетелей, указанные в части 1 настоящей статьи, незамедлительно вносятся медицинской организацией в Регистр прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту.

    Статья 17. Изменение совершеннолетним дееспособным гражданином своего прижизненного волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации
    Совершеннолетний дееспособный гражданин, выразивший при жизни свое волеизъявление о согласии или несогласии на изъятие после смерти его органов для трансплантации потенциальному реципиенту в соответствии со статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона, зарегистрированное в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту, вправе в любой момент изменить это волеизъявление в порядке, предусмотренном частями 1 – 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

    Статья 18. Информированное испрошенное согласие одного из родителей умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, на изъятие органов для трансплантации потенциальному реципиенту
    1. В случае смерти несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, медицинским работником медицинской организации, в которой была осуществлена констатация смерти, в течение 1 часа после подписания протокола установления смерти человека сообщается об этом одному из родителей или иному законному представителю, либо иным лицам на основании информации о них, имеющейся в медицинской документации умершего, и при признании умершего приемлемым донором одновременно испрашивается согласие непосредственно у одного из родителей на изъятие органов из тела умершего для трансплантации потенциальному реципиенту.

    2. Один из родителей умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, у которых было испрошено согласие на изъятие органов тела умершего, имеет право в течение 2 часов после сообщения им медицинской организацией о констатации смерти выразить согласие или несогласие на изъятие органов из тела умершего, признанного приемлемым донором, для трансплантации потенциальному реципиенту в устной форме, в том числе по телефону при условии автоматической записи телефонного разговора, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально.

    3. В случае если в срок, указанный в части 2 настоящей статьи, ни один из родителей не выразит испрошенное у них согласие или несогласие на изъятие органов из тела умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, или даст согласие на изъятие органов, медицинская организация имеет право признать в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, умершего в качестве реального донора и принимать меры по организации изъятия органов в целях их трансплантации потенциальному реципиенту.

    4. В случае невозможности связаться с родителями умершего несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, и испросить у одного из них согласие на изъятие органов для трансплантации, а также в случае, если умерший несовершеннолетний из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а у умершего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, нет родителей, изъятие органов для трансплантации не допускается.

    5. Действия, указанные в настоящей статье, отражаются в медицинской документации умершего с указанием даты и времени их осуществления, фамилий, имен, отчеств медицинских работников их проводивших, с подтверждением их подписями, с одновременным внесением соответствующих сведений в Регистр доноров при посмертном донорстве органов и органов, изъятых при его осуществлении для трансплантации потенциальному реципиенту.

    Статья 19. Учет мнения супруга или близких родственников в случае отсутствия прижизненного волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти
    1. В случае смерти совершеннолетнего дееспособного гражданина, не выразившего при жизни своего волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти для трансплантации в порядке, предусмотренном статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона, и отсутствие волеизъявление которого установлено медицинской организацией, в которой находится умерший, по данным Регистра прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации потенциальному реципиенту, медицинским работником медицинской организации, в которой была осуществлена констатация смерти, в течение 1 часа после подписания протокола установления смерти человека информируются об этом супруг, а при его отсутствии — один из близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и сестры, внуки, дедушка и бабушка), либо иные лица на основании информации о них, имеющейся в медицинской документации умершего.

    2. Супруг, а при его отсутствии один из близких родственников, указанных в части 1 настоящей статьи, умершего из числа совершеннолетних дееспособных граждан, не выразивших при жизни своего волеизъявления о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти для трансплантации, и признанного в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона приемлемым донором, имеет право в течение 2 часов после сообщения им медицинской организацией о констатации смерти заявить о своем несогласии на изъятие органов из тела умершего в устной форме, в том числе по телефону при условии автоматической записи телефонного разговора, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально. В этом случае изъятие органов из тела умершего не допускается.

    3. В случае если в срок, указанный в части 2 настоящей статьи, супруг, а при его отсутствии один из близких родственников умершего, указанных в части 1 настоящей статьи, не заявит о своем несогласии на изъятие органов из тела умершего в устной форме, в том числе по телефону при условии автоматической записи телефонного разговора, либо в письменной форме, заверенной руководителем медицинской организации либо нотариально, медицинская организация имеет право признать в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, умершего в качестве реального донора и принимать меры по организации изъятия органов для трансплантации потенциальному реципиенту.

    4. Действия, указанные в настоящей статье, отражаются в медицинской документации умершего с указанием даты и времени их осуществления, фамилий, имен, отчеств медицинских работников их проводивших, с подтверждением их подписями, с одновременным внесением соответствующих сведений в Регистр доноров при посмертном донорстве органов и органов, изъятых при его осуществлении для трансплантации потенциальному реципиенту.

    .
    Статья 20. Учет в медицинской документации наличия волеизъявления гражданина о согласии или несогласии на изъятие его органов после смерти, заявлений иных лиц в отношении изъятия органов умершего для трансплантации
    1.Сведения о наличии волеизъявления гражданина, указанного в части 1 статьи 14, статьях 15 и 16 настоящего Федерального закона, а также в отношении заявлений иных лиц, в случаях, предусмотренных в части 2 статьи 14, в статьях 18 и 19 настоящего Федерального закона, медицинской организацией, их получившей от указанных лиц, а также из уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего ведение Федерального регистра, незамедлительно вносятся в медицинскую документацию гражданина в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    2. Медицинская организация обеспечивает конфиденциальность информации о наличии волеизъявления гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями по защите персональных данных. Лица, допустившие нарушение конфиденциальности информации о наличии волеизъявления гражданина, несут дисциплинарную, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Читайте так же:  Как получить визу в швейцарию

    Источники


    1. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.

    2. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.

    3. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
    4. Малько, Александр Васильевич Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие / Малько Александр Васильевич. — М.: Дело, 2016. — 445 c.
    5. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
    Регистр прижизненных волеизъявлений граждан
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here