Региональный оператор по вывозу тбо законодательство

Главное по теме: "Региональный оператор по вывозу тбо законодательство" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

ВС РФ признал законным предписание органа ГЖН, обязывающее управляющую организацию заключить договор с региональным оператором по ТКО

Сколько мусорное ведро ни утрамбовывай — выносить все равно придется

Проблема мусора, который остается после жизнедеятельности человека, стоит в современном мире, в том числе и в нашей стране, очень остро. Любой человек в процессе своей жизнедеятельности оставляет после себя бытовой мусор. При сегодняшнем развитии «общества потребления» количество отходов производства и потребления постоянно растет.

Реформирование законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) происходит в нашей стране последние несколько лет очень интенсивно. Ранее употреблявшийся в законе термин «твердые бытовые отходы» (далее – ТБО) заменен на термин «твердые коммунальные отходы».

Государство создало новых монопольных монстров наравне с остальными ресурсоснабжающими организациями (далее -РСО), осуществляющими поставку коммунальных услуг: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газо-,электро-, теплоснабжение. Это – региональные операторы по обращению с ТКО (далее – РО ТКО), которые в абсолютном большинстве своем (если не сказать – 100%) созданы людьми, приближенными к властным структурам . Впрочем, как и все монополисты нашей Родины, что, впрочем, ни для кого не является секретом. В каждом регионе – субъекте РФ созданы один или несколько региональных операторов по обращению с ТКО, в зависимости от принятого решения органов власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ.

Основным изменением в жилищном законодательстве, касающееся ТКО, является то, что ранее услуга по вывозу ТБО входила в структуру платы за содержание жилого помещения и относилась к жилищным услугам. Вследствие изменений в законе введено понятие новой коммунальной услуги – предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО.

С 01 января 2019 года все регионы страны должны начать работать согласно новому законодательству в области обращения с ТКО. 2017-2018 годы – это переходный период, когда происходил постепенный переход на новые отношения, сроки которого зависели уже от работы органов власти на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) по созданию нормативной базы субъекта РФ и ОМСУ и проведения работы по выбору РО ТКО.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Об изменениях законодательства мы писали в наших статьях на сайте: ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ, поэтому останавливаться на этом моменте вновь не будем.

Таким образом, раз предоставление услуги по обращению с ТКО перешло в разряд коммунальной услуги, то и отношения по заключению договоров управляющих организаций (далее – УО) с региональными операторами по ТКО подпадают под общие нормы законов о заключении договоров с РСО, а также ответственности за их нарушение.

Во-первых, у управляющей организации имеется установленная законом обязанность по заключению договора с региональным оператором по обращению с ТКО, если только собственники не приняли решение о прямых договорах с РО ТКО. Во-вторых, незаключение такого договора управляющей организацией является нарушением лицензионных требований.

[3]

Соответственно, органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) уже усиленно осуществляют контроль в этом направлении в тех регионах, где уже заработал региональный оператор по обращению с ТКО. Работа органов ГЖН, конечно же, заключается в том, чтобы выявить как можно больше нарушений, а также наполнить бюджет страны штрафами с нарушителей следить за соблюдением лицензионных требований лицензиатами в сфере жилищных отношений, то есть за порядком и законностью в жилищной сфере.

Первая ласточка в результате проведенной работы органами ГЖН уже появилась в виде вынесенного Верховным судом РФ Определения от 13 сентября 2018 г. № 301-КГ18-13640.

Фабула дела следующая, до боли знакомая практически всем управляющим организациям:

Орган ГЖН провел в отношении управляющей организации внеплановую документарную проверку по вопросу соблюдения лицензионных требований. В ходе проверки выявлено нарушение: УО не заключила договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в отношении всех многоквартирных домов, находящихся под ее управлением. По результатам проверки составлен акт, выдано предписание об устранении допущенного нарушения.

Управляющая организация не согласилась с выданным предписанием и обжаловала его в арбитражном суде.

Суды всех инстанций отказали в удовлетворении требований управляющей организации.

Постановление АС Волго-Вятского округа от 26 июня 2018 года по делу № А17-9036/2017:

«Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирнымидомами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (часть 12 статьи 161 ЖК РФ).

На основании подпункта «ж» пункта 4 Правил № 354 обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) – 148 (6) настоящих Правил.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «б» пункта 148 (22) Правил № 354).

Как правильно указали суды, из содержания пунктов 148 (3) – 148 (5) названных Правил следует, что исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут выступать 1) управляющая организация; 2) товарищество или кооператив; 3) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; 4) организация (в том числе некоммерческое объединение), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению ствердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению ствердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 148 (7) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющейорганизацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.

Читайте так же:  Как подать на алименты матери одиночке

Проанализировав указанные нормы и оценив документы, представленные в материалы дела, суды пришли к правомерному выводу, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги.

Следовательно, Общество, которое являлось управляющей компанией в отношении многоквартирных жилых домов, указанных в оспариваемом предписании, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязано заключить договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Можно отметить, что после получения управляющей организацией дважды проектов договоров от регионального оператора после начала его работы в регионе в августе 2017 года, УО не предпринималось никаких действий по рассмотрению условий договора и его заключения.

Ранее управляющей организацией в адрес регионального оператора по обращению с ТКО направлялось письмо, в котором УО уведомляла о том, что не является потребителем рассматриваемой услуги, как и собственником коммунальных отходов, и не уполномочено собственниками на заключение от их лица договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Однако Верховный суд РФ вышеназванным определением отказал управляющей организации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

ВС РФ, в частности указал, что «…отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 157, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 148 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, и исходили из того, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена не только на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, но и на исполнителя коммунальной услуги. Следовательно, общество, являясь управляющей компанией в отношении многоквартирных домов, указанных в оспариваемом предписании, как исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязано заключить договор с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на оказание указанной услуги.

При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для признания оспариваемого предписания незаконным».

Хотя аргументы у управляющей организации были так себе изначально и с ними не стоило вообще идти в суд, но имеем то, что имеем. А именно: высказанная высшим судебным органом правовая позиция, в соответствии с которой в дальнейшем будут приниматься решения судами нижестоящих инстанций.

Уж сколько раз твердили миру руководителям и учредителям управляющих организаций ЖКХ: не ходите в суд по заведомо проигрышным делам, не плодите отрицательную практику для управляющих организаций, у которых жизнь и так не сахар. Но, если уже ввязались в спор и пошли в суд, готовьтесь как следует к судебным заседаниям, а лучше наймите квалифицированного юриста — профессионала.

В данном случае, как нельзя, кстати, подходит поговорка: «Скупой платит дважды». Только платит в дальнейшем не только проигравшая спор управляющая организация, но и все управляющие организации страны, пытаясь переломить отрицательную практику судов после косяков первопроходца.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридическое обслуживание. Вся необходимая информация тут.

МосОблЕИРЦ разъясняет порядок начислений и расчетов за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» в городском округе Домодедово

Что изменилось? С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.

Кто является исполнителем услуги «обращение с ТКО»? В результате конкурсного отбора определено 7 региональных операторов, которые осуществляют вывоз и утилизацию отходов в Московской области. Их перечень утвержден распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.2018 № 104-РМ. В Домодедово услуги по вывозу мусора осуществляет ООО «Каширский региональный оператор».

Для жителей многоквартирных домов исполнителем коммунальной услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если жителями не заключены прямые договоры с региональным оператором.

В каких квитанциях отражается услуга «обращение с ТКО?» Какую квитанцию на оплату услуги «обращение с ТКО» получает абонент, зависит от места его проживания. Если это – многоквартирный дом, то услуга по вывозу мусора включается в единый платежный документ от МосОблЕИРЦ в том случае, если у управляющей организации заключен договор с расчетным центром на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.

Второй вариант для жителей многоквартирных домов – получение отдельного платежного документа от МосОблЕИРЦ на оплату услуги «обращение с ТКО». Это происходит в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а проведением расчетов и начислений по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капитальный ремонт, по услугам «газоснабжение» и «электроснабжение».

Для жителей частных домов услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт».

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для жителей многоквартирных домов? Размер платы за услугу определяется исходя из тарифов (утверждены постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34), норматива накопления твердых коммунальных отходов (составляет 0,114 куб. м на 1 кв. м общей площади жилого помещения) и площади жилого помещения.

Объем накопления отходов, в свою очередь, складывается из нормативов накопления мусора (твердых коммунальных и крупногабаритных отходов), «привязанных» к площади жилого помещения.

В платежном документе в столбце «объем потребления» по услуге «обращение с ТКО» указывается тот объем, на который ежемесячно начисляется плата. Объем потребления рассчитывается следующим образом: тариф умножается на объем накопления (0,114 куб. м на кв. м), умножается на общую площадь квартиры и делится на 12 (месяцев).

Для жителей Домодедово все данные по произведенным оплатам за предыдущие месяцы (периоды) будут учтены при расчете начислений и отразятся в платежных документах, которые жители получат в первых числах мая.

Как рассчитывается плата за услугу «обращение с ТКО» для частных домовладений? Плата за вывоз мусора рассчитывается на основании тарифов, нормативов и общей площади дома. Скидка в размере 70% установлена Министерством ЖКХ Московской области для собственников домовладения, проживающих в населенных пунктах, расположенных в радиусе до 2 км от места нахождения комплексов по переработке отходов и полигонов ТКО.

Что делать, если неправильно указана площадь жилого дома? Если площадь жилого помещения не соответствует площади, принимаемой для расчета платы за услугу, абоненту необходимо передать документы, определяющие площадь помещения (свидетельство о собственности, выписку их ЕГРН, справку о размере жилой площади и пр.) в АО «Мосэнергосбыт» по электронной почте [email protected] mosenergosbyt. ru или любым удобным способом в адрес регионального оператора – г. Домодедово ул. Текстильщиков д.1 Б офис 201

Читайте так же:  Алименты на счет ребенка – можно ли так делать и как все правильно оформить

Также абонент может обратиться в клиентский офис МосОблЕИРЦ с заявлением о внесении изменений в лицевой счет плательщика и предоставить документы, определяющие площадь помещения.

Основания для перерасчета платы за услугу «обращение с ТКО». Законодательство предусматривает перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе по следующим основаниям:

— в связи с временным отсутствием потребителя;

— в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами.

Размер платы за услугу «обращение с ТКО» в Московской области определяется исходя из общей площади жилого помещения и не зависит от количества проживающий. Таким образом. перерасчет платя за услугу в связи с временным отсутствием потребителя в помещении не предусмотрен.

Во втором случае, когда коммунальная услуга по обращению с ТКО оказывалась за расчетный период в неполном объеме или не оказывалась вовсе, потребитель вправе требовать изменения платы вплоть до полного освобождения от ее внесения — в соответствии с положениями глав IX, X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домов и жилых домов (утверждены ПП РФ от 06.05.2011 № 354).

При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя и направляет претензию с обоснованным требованием перерасчета. Исполнителем услуги, в зависимости от договорных условий, может быть управляющая организация или региональный оператор по обращению с ТКО. На основании обоснованного требования потребителя исполнитель услуги производит корректировку потребленного объема услуги и направляет соответствующую информацию в адрес платежного агента – МосОблЕИРЦ, с указанием необходимости проведения перерасчета. На основании этой информации МосОблЕИРЦ формирует платежный документ с актуальной информацией по услуге «обращение с ТКО».

Льготы. Законом Московской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» от 23.03.2006 №36/2006-03 в редакции закона от 04.03.2019 №23/2019-ОЗ предусмотрены ежемесячные денежные компенсации по услуге «обращение с ТКО» для пенсионеров, многодетных семей, ветеранов труда и других категорий граждан. Также ежемесячная денежная компенсация предусмотрена для пенсионеров:

• 30% стоимости услуги — неработающим пенсионерам до 70 лет;

• 50% стоимости услуги -пенсионерам от 70 до 80 лет;

• 100% — пенсионерам старше 80 лет.

Информацию о начислениях и поступившей оплате за ЖКУ МосОблЕИРЦ ежемесячно направляет в органы соцзащиты. В свою очередь, органы соцзащиты производят выплаты компенсаций за потребленные коммунальные услуги льготным категориям граждан в пределах утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг.

Своевременная и полная оплата ЖКУ позволяет регулярно получать все установленные законодательством субсидии и денежные компенсации.

Как оплачивать услуги по вывозу мусора без комиссии? Жители многоквартирных домов – абоненты МосОблЕИРЦ – могут без комиссии оплачивать услугу «обращение с ТКО» с помощью личного кабинета на сайте или в мобильном приложении МосОблЕИРЦ.

Безкомиссионная оплата в личном кабинете МосОблЕИРЦ доступна для тех абонентов, кто оплачивает услугу «Обращение с ТКО» в составе единого платежного документа за ЖКУ, а также для тех, кто получает отдельные платежные документы от МосОблЕИРЦ на оплату взноса на капитальный ремонт и услуги «обращение с ТКО».

Для жителей частных домов, расположенных в Московской области, услуга «обращение с ТКО» отражается отдельной строкой в квитанции на оплату электроэнергии от АО «Мосэнергосбыт». Оплачивать услугу без комиссии жители индивидуальных жилых домов могут в личном кабинете АО «Мосэнергосбыт». Для удобства абонентов МосОблЕИРЦ и АО «Мосэнергосбыт» разработан новый Единый личный кабинет https://my.mosenergosbyt.ru.

По вопросам обращения с отходами можно звонить на «горячую линию» Министерства ЖКХ Московской области — 8 (495) 123-36-46.

По вопросам начислений за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами» организована единая «горячая линия» МосОблЕИРЦ 8 495 120-27-71.

Доказал в суде, что не всегда обязан платить за вывоз мусора

Со стартом мусорной реформы граждан, имеющих в собственности квартиру и загородный дом, поставили перед фактом: нужно платить за вывоз отходов со всех объектов недвижимости. Житель Подмосковья доказал в суде, что имеет право не платить за мусор в те месяцы, когда не живет в загородном доме.

Не живёшь? Всё равно плати!

Виктор ПОЛОВИНКИН с мая по октябрь проводит выходные в дачном доме в посёлке Белоомут Луховицкого округа, а всю зиму живёт в квартире в Королёве. До недавнего времени никаких проблем с оплатой ЖКХ у него не было. В квартире он оплачивал все услуги, в дачном доме платил за свет по счётчику и за вывоз мусора, который в год обходился не более чем в 1 тыс руб.

Но в январе 2019 года мужчина получил квитанцию на 200 руб. за вывоз отходов с дачи площадью меньше 50 м². Виктор попытался выяснить у нового «мусороперевозчика» — Каширского регионального оператора, на каком основании выставили счёт, если зимой он не живёт на даче и мусора не производит. О дальнейших событиях он рассказал журналистам «Российской газеты».

Урезонить регоператора не удалось

Внятного ответа на первое обращение от регоператора Виктор не получил. Как и многие другие граждане, возмущённые новыми «мусорными» счетами. В феврале и марте аналогичные счета ему прислали снова.

К тому времени министр ЖКХ Московской области Евгений ХРОМУШИН (сейчас — зампред регионального правительства) выступил в «РГ» с разъяснениями о новых правилах оплаты вывоза мусора. Он заявил, что согласно постановлению правительства РФ №354 вывоз мусора теперь — такая же коммунальная услуга, как водоснабжение или электроэнергия.

В пункте 184 (44) постановления указано: «При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Вооружившись этой информацией, Виктор Половинкин снова обратился к Каширскому регоператору за перерасчётом. «Ваш министр с вашей газетой нам не указ!» — примерно так ответили ему на обращение.

Также регоператор не принял в расчёт постановление правительства, Жилищный кодекс и Закон «О защите прав потребителей», где заявитель нашёл нормы о том, что человек не обязан оплачивать услугу, которой не пользовался.

В мае Виктор открыл новый дачный сезон, на руках у него скопилось много писем от регионального оператора. В них было сказано, что собственник обязан оплачивать коммунальные услуги на всех принадлежащих объектах недвижимости. «С этим я не спорю, готов платить и за мусор, но только тогда, когда я его действительно произвожу. Никто же не требует с меня оплатить свет за те месяцы, пока я не жил на даче!», — отмечает мужчина.

Ещё несколько ответов оператора посвящены тому, что сделать перерасчёт не могут: «перерасчёт на территории Московской области законодательно не предусмотрен». Без ссылок на какие-либо законы.

Читайте так же:  Имущественный вычет с процентов по ипотеке, как вернуть себе 390 000 рублей налогов ндфл

В ответах есть и такая версия, что перерасчёт получился бы, если бы плату за вывоз мусора рассчитывали исходя из зарегистрированных в доме. Но поскольку считают по метражу, то не имеет значения, живет человек в доме полгода или целый год, метраж ведь от этого не меняется. И перерасчёта не будет.

А в какой-то момент оператор вовсе уведомил Половинкина: «Принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с вами».

Суд: «Делайте перерасчёт»

Видео (кликните для воспроизведения).

После этого Виктор решил судиться. В мировом суде у него дважды не приняли иск — судья решил, что такое сложное дело не подпадает под его юрисдикцию. Мужчина обратился в Королёвский городской суд. В заявлении он просил обязать Каширского регоператора сделать перерасчёт и выплатить 33 тыс руб. в виде компенсации за понесённые издержки и моральный вред.

Истец сослался на уже вынесенное по аналогичному делу решение суда — жительница Ярославля выиграла дело против своего регионального оператора. Однако ответчики тоже подготовились, они сослались на такое же дело в Талдоме, где гражданин проиграл.

Суд принял решение в пользу Виктора Половинкина. Правда, сумму иска уменьшили, но обязали регионального оператора сделать перерасчёт за все те месяцы, которые истец не жил в своём дачном доме.

Суд принял решение в пользу гражданина

Ещё не конец

Виктор готовится к дальнейшим судебным тяжбам. Предстоит апелляция. Как видно, судебная практика пока противоречива. По одному вопросу мусорной реформы на одно выигранное дело приходится несколько проигранных.

«Читайте законы и не бойтесь отстаивать свои права», — даёт напутствие Виктор попавшим в аналогичную ситуацию. Тем более что региональные операторы ужесточают работу — вводят пени за неуплату.

Мусорная реформа «буксует». И оставляет вопросы

Старт мусорной реформы в Московской области был объявлен 1 января 2019 года. Регион поделили на семь кластеров, в каждом из которых работает региональный оператор. Одинцовский район получил самый высокий тариф — 9 руб. с квадратного метра. В качестве обоснования инициаторы реформы назвали отсутствие в муниципалитете мусороперерабатывающих заводов и мусорных полигонов.

Постановление федерального правительства №354 предполагает два варианта расчёта: с количества зарегистрированных проживающих или же с площади помещения. Подмосковное правительство выбрало второй вариант. Жители и общественники неоднократно называли новый расчёт несправедливым, направляя обращения в различные инстанции.

Ещё в феврале в Подмосковье предложили рассчитывать плату за вывоз отходов по количеству прописанных в жилом помещении, а не с квадратного метра. Но судьба предложения осталась неизвестной.

Вызывает много вопросов так называемая «инвестиционная составляющая тарифа», когда население по факту оплачивают создание инфраструктуры для региональных операторов, не являясь ни кредитором, ни инвестором. Ранее стало известно, что вывоз мусора для жителей Московской области обходится дороже, чем для жителей остальных регионов.

Власти не обращают внимание на требования приостановить мусорную реформу, чтобы разобраться со всеми этими проблемами. Более того, в июне подмосковный министр экологии Дмитрий КУРАКИН допустил повышение тарифа на вывоз мусора, назвав существующий недостаточно высоким для создания «высокотехнологичной отрасли по переработке».

Со старта реформы прошёл почти год, но жалобы на несвоевременный вывоз отходов остаются одними из самых частых. Мусорная реформа продолжает «буксовать». На фоне этого правительство Московской области согласилось в ближайшие десять лет принять почти 39 млн тонн отходов из Москвы.

Новый порядок вывоза мусора из частного сектора

ТКО и частный сектор

В связи с выделением услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в отдельную коммунальную услугу у собственников ТКО появилась обязанность заключать договор с региональным оператором (далее — РО). При этом отношения между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме (МКД) и РО налажены и ясны.

Граждане, проживающие или владеющие собственностью в частном секторе, при применении нововведений в законодательство в «мусорной» сфере сталкиваются с рядом вопросов.

Отметим наиболее существенные:

  • Кто должен заключать договор с РО?
  • Как организовать сбор ТКО?
  • Как рассчитать стоимость услуги?
  • Как уменьшить плату по договору с РО?

Ответим на эти вопросы далее.

Кто должен заключать договор с РО в частном секторе

По правилу п. 8.1 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 договор с РО в жилых домах должна заключать организация, действующая от своего имени в интересах собственника такого жилого дома. Такими организациями могут быть всевозможные виды товариществ: ТСЖ, СНТ, а также коммерческие организации — по выбору собственника.

Однако в случае отсутствия централизованного управления в виде ТСЖ и пр. собственник ТКО обязан заключить договор с РО напрямую. Такая обязанность определена в законе (п. 4 ст. 24.7 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее — закон № 89) и ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ). Она обусловлена спецификой требований к обращению с ТКО: о наличии лицензий, помещений, транспорта и пр.

Важно! Незаключение письменного договора с региональным оператором не снимает с собственника ТКО обязанности оплачивать оказываемые услуги.

Договор считается заключенным на 16-й рабочий день после его публикации на официальном сайте РО, а следовательно, обязанность оплачивать услуги возникает у собственника ТКО независимо от фактического подписания экземпляра договора.

Обратите внимание! В случае если собственником ТКО уже заключен договор на оказание услуг по вывозу мусора, он действует до заключения договора с региональным оператором (письмо Минстроя РФ от 22.02.2017 № 5554-АТ/04).

Подтверждением заключения договора, помимо молчания собственника ТКО, также является подписание его экземпляров и совершение конклюдентных действий.

Содержание договора с региональным оператором

Законом предусмотрена форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО (также утв. постановлением № 1156).

Согласно п. 25 Правил обращения с ТКО, утв. постановлением № 1156 (далее — Правила обращения с ТКО), существенными условиями договора на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО являются:

Специфика действия договора на вывоз мусора:

  • его срок не может быть больше срока, на который избран оператор;
  • в случае истечения срока действия договора, если одна или обе стороны не заявят о его расторжении, договор считается заключенным на прежних условиях на новый срок.

Обратите внимание! В отношениях с новыми собственниками или арендаторами жилых домов РО начинает выполнять свои обязанности с момента возникновения права собственности или иного права на пользование указанным жилым помещением (подп. «в» п. 148 (11) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354, далее — Правила предоставления коммунальных услуг).

Правила предоставления коммунальных услуг устанавливают, что договор с владельцем частного дома кроме указанного выше перечня также должен содержать (п. 148 (13)):

Читайте так же:  Бесплатная приватизация земельного участка закон

Как организовать сбор ТКО в частном секторе

Обращение с ТКО в частном секторе в значительной мере отличается от обращения с ТКО в МКД.

Так, лицом, ответственным за организацию и поддержание порядка в местах накопления ТКО в МКД, является управляющая компания или ТСЖ. В частном секторе вопрос решается несколькими способами:

  1. При наличии централизованного управления в виде ТСЖ и пр. ответственным лицом является управляющая организация, ТСЖ. Собственники ТКО осуществляют складирование ТКО в специально отведенных местах.
  2. При отсутствии ТСЖ или управляющей организации складирование ТКО производится:
  • либо на ближайшей контейнерной площадке, утвержденной органами местной власти совместно с РО в схеме обращения с ТКО;
  • либо в предоставленные РО пакеты или другие емкости (п. 10 Правил обращения с ТКО).

Напомним, что ответственность за ТКО переходит к РО только с момента загрузки ТКО в мусоровоз.

Обязанности собственников ТКО надлежащим образом организовать временное хранение ТКО корреспондирует ответственность:

  • за несоблюдение требований при обращении с ТКО — в виде штрафа на физлиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ, далее — КоАП РФ);
  • сжигание отходов без специальных установок — в виде штрафа на физлиц в размере от 1,5 тыс. до 2,5 тыс. руб. (ст. 8.21 КоАП РФ).
  • специальная ответственность — за нарушение санитарных требований при хранении, вывозе, размещении ТБО (ст. 6.35, введенная в КоАП РФ с 17.06.2019 г.). Например, граждане, накапливающие отходы более 3-х суток (см. 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88) могут быть оштрафованы на сумму 2-3 тыс. руб.

Как рассчитать стоимость услуги по вывозу ТКО

В п. 148 (30)) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации самостоятельно определяют порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО:

  • исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;
  • общей площади жилого помещения.

Важно! Если в доме никто не зарегистрирован, как постоянно, так и временно, стоимость оказания услуг РО будет рассчитываться исходя из количества собственников жилого дома (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг).

На формулу расчетов стоимости услуг также влияет, ведется ли сортировка видов ТКО:

  • если раздельное накопление не ведется, расчет производится на основании нормативов накопления ТКО;
  • если собственники сортируют свои ТКО, расчет производится на основании объема вывезенных контейнеров.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае:

  • утверждения органом государственной власти субъекта РФ порядка раздельного накопления ТКО;
  • фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом такого субъекта видам отходов;
  • складирования сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Как уменьшить плату по договору с РО

Перерасчет платы по договору с РО можно произвести, если собственник или члены его семьи временно или постоянно не проживают в жилом помещении, а также длительно, больше 5 полных последовательных календарных дней, не появлялись дома. Для этого необходимо подать заявление на перерасчет и ряд подтверждающих документов, перечень которых есть в п. 93 Правил предоставления коммунальных услуг.

Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются (п. 97 Правил предоставления коммунальных услуг):

  • в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платежных документах, формируемых в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
  • в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия — в очередном платежном документе.

Законом также предусмотрены льготы по оплате вывоза мусора для семей с низкими доходами (малоимущих). Для получения компенсации необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

[2]

Обращение с ТКО в частном секторе имеет ряд особенностей по сравнению с аналогичными отношениями РО и собственников ТКО — жителей многоквартирных домов и их представителей. В остальном же проведенная реформа направлена на улучшение качества оказываемых услуг по вывозу мусора.

О порядке начисления платы за услугу «обращение с твердыми коммунальными отходами»

В новом году в платежных документах за ЖКУ у жителей Подмосковья появляется новая строка — «обращение с твердыми коммунальными отходами».

Что изменилось. С 1 января 2019 года стоимость услуг по сбору, вывозу и утилизации мусора исключается из ставки за содержание и ремонт жилого помещения. Таким образом, услуга «обращение с ТКО» переходит из разряда жилищных в коммунальные и отражается в платежном документе отдельной строкой.

Порядок начисления платы: тариф Х норматив Х площадь жилого помещения. Размер платы за услугу «обращение с ТКО» с 1 января 2019 года определяется исходя из тарифа, установленного для одного из семи региональных операторов, в соответствии с его зоной деятельности, и объема накопления твердых коммунальных отходов.

Объем накопления ТКО определяется исходя из суммы нормативов накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на 1 кв.м. (установлены Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 424-РМ) и общей площади жилого помещения. Решение об определении объема услуги «обращение с ТКО» исходя из площади жилого помещения отражено в Распоряжении Министерства экологии и природопользования 09.10.2018 №607-РМ.

Тарифы. Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 №690/34 установлены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов. Ознакомиться с тарифами можно на сайте Правительства МО.

Региональные операторы. В результате конкурсного отбора и в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.03.18 №104-РМ определено 7 региональных операторов, которые будут осуществлять вывоз и утилизацию отходов. Определены 7 зон деятельности, каждую из которых обслуживает один оператор. По вопросам условий оказания услуги «обращение с ТКО» можно обращаться к своему региональному оператору, в соответствии с зоной деятельности:

Алексинская (Солнечногорск, Клин), т. +7(495) 648 08 05;

Воскресенская (Воскресенск, Егорьевск, Раменский м.р, Шатура, Рошаль, Люберцы, Бронницы, Жуковский), т. +7 (800) 511 76 72;

Каширская (г.о.Луховицкий , Ленинский м.р, Ступино, г.о. Кашира, г.о. Коломенский, Дзержинский, Зарайск, Котельники, Домодедово, Лыткарино, Озеры, Серебряные пруды), т. +7 (499) 444 01 73;

Ногинская (Павлово-Посадский, Щелковский, Богородский, Ликино-Дулево, Балашиха, Звездный городок, Красноармейск, Лосино-Петровский, Орехово-Зуево, Реутов, Фрязино, Черноголовка,Электрогорск, Электросталь); т. +7 (499) 750 24 68;

Рузская (Наро-Фоминский, Рузский, Одинцовский, Истр, Красногорск, Власиха, Восход, Звенинигород, Краснознаменск,, Молодежный, Волоколамский, Лотошинский, Мжайск, Шаховская), т. +7 (499) 110 27 53;

Сергиево-Посадская (Сергиево-Посадский м.р, Пушкинский, Талдомский, Дмитровский, Мытищи, Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Химки, Лобня), т +7 (499) 322 47 23;

Чеховская ( Серпухов, Подольск, Чехов, Протвино, Пущино), т. +7 (800) 234 36 70.

МосОблЕИРЦ подписаны трехсторонние договоры с управляющими организациями и региональными операторами, в соответствии с которыми расчетный центр будет начислять и собирать денежные средства по услуге «обращение с ТКО». Для жителей поставщиком услуги «обращение с ТКО» остается управляющая организация, если между собственниками помещений в МКД и региональным оператором не заключен прямой договор на поставку услуги.

Читайте так же:  Арбитражный суд проверить компанию

Жители будут получать единый платежный документ с услугой «обращение с ТКО» в случаях, когда заключен договор между управляющей организацией и МосОблЕИРЦ на проведение начислений по всем предоставляемым услугам.

Отдельные платежные документы по услуге «обращение с ТКО» будут доставляться жителям в тех случаях, когда управляющая организация производит начисления за ЖКУ самостоятельно, а расчеты и начисления по услуге «обращение с ТКО» поручает МосОблЕИРЦ, либо региональный оператор по обращению с ТКО заключил с жителями прямые договоры. В этих случаях в квитанцию также могут входить начисления по взносу на капремонт, по услугам «газоснабжение», «электроснабжение».

Суть Постановления «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами»

В рамках Постановления Правительства РФ, принятого 12.11.16 г. под № 1156, рассматривался вопрос о порядке обращения с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), относящимися к сфере деятельности коммунальных служб (в результате население начало получать счета за новую услугу в квитанциях — https://мусорная-реформа.рф/tko-v-kvitancii/).

В рамках этого законодательного акта рассматривались вопросы:

  1. Утверждение Правил, принятых для обращения с ТКО.
  2. Утверждение типовых форм договоров, которые должны заключаться гражданами населённого пункта с коммунальными службами, ответственными за вывоз ТКО.
  3. Принятие мер по оснащению транспортных средств, предназначенных для транспортировки ТКО, современными техническими средствами и аппаратурой спутниковой навигации.

Официальный документ

Документ был подписан Д. Медведевым.

В нём даны основные положения, требующиеся для установления порядка организации деятельности коммунальных служб, касающейся работы с твёрдым мусором. В данную деятельность входит следующее:

  • его накопления и сбора в специальных контейнерах;
  • транспортирования, с учётом технических характеристик специализированных транспортных средств – мусоровозов;
  • способов его обработки и утилизации;
  • обеззараживания и обезвреживания ТКО;
  • захоронения в специально отведённых местах.

Особое внимание уделялось условиям и способам заключения договоров с потребителями, на вывоз ТКО. Были разработаны и представлены шаблоны договоров на поставку данной услуги населению. Здесь же даны положения, на основании которых поставщики услуг – юридические лица:

  • могут считаться региональными операторами;
  • могут лишаться данного статуса.

Ключевые понятия Закона

Главное определение, которое используется в документе, это твёрдый бытовой мусор. Оно частично сохраняет за собой характеристики, которые были ему присвоены Федеральным законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятым в 1998 году. В силу современных требований, 22.05.17 г. вышел в свет Классификатор отходов. Он издан и утверждён Приказом № 242 Росприроднадзора.

На его основании к ТКО относятся вышедшие из потребления и утилизированные населением, непригодные к использованию, изделия, изготовленные из следующих материалов:

  • стекла;
  • пластика;
  • дерева или двп;
  • бумаги (картона);
  • всех видов металла;
  • иных материалов, имеющих твёрдую основу.

К этому виду отходов относится также листва деревьев и кустарников, иные части растений, наполняющих мусорные баки. Не исключение – пищевые отходы, имеющие твёрдую основу и являющиеся остатками:

  • фруктов и овощей;
  • хлебопродуктов;
  • мяса и костей, колбас и иных мясных блюд.

ВНИМАНИЕ: По факту получается, что к данной категории отходов относится всё, кроме жидкости, которая не требует специальной переработки.

Кроме этого, документ № 1156 даёт определения, которые имеют непосредственное отношение к организации данной деятельности. Они касаются следующих элементов деятельности и их характеристик:

[1]

  1. Бункер и контейнер – специальные мусоросборники, использующиеся для хранения ТКО в пределах населённого пункта.
  2. Контейнерная площадка – место установки контейнеров.
  3. Вывоз ТКО – транспортировка мусора за пределы населённого пункта.
  4. Крупногабаритные отходы – разновидность бытового мусора, отличающегося размерами, которые не позволяют их помещение в контейнеры.
  5. Мусоровоз – транспортное средство специальной категории, на котором допускается перевозка ТКО.
  6. Потребитель – собственник отходов, которые подлежат вывозу и утилизации.

Также в документе даются подробные указания по составлению и заключению договоров с населением.

Мусорная реформа и новые тарифы

Так называемая «мусорная реформа» основана на внесении изменений в статью 29 Закона № 89-ФЗ, на основании Федерального Закона от 25.12.2018 г. под № 483-ФЗ. Он вступил в силу с 1.01.19 года. Регионы и города Федерального значения переходят на новые условия постепенно, согласно условиям, указанным в документе.

Основные изменения затронули следующие сферы:

  1. Вывоз мусора будет осуществляться региональными операторами – представителями крупных поставщиков услуг.
  2. Изменятся тарифы на вывоз мусора.

Существенное изменение коснулось сферы регулирования процедуры по организации работы с ТКО. Теперь ответственность за все действия в данной сфере будут переданы муниципальным образованиям. То есть, ими будет заниматься исполком населённого пункта. Соответственно, это потребует расширения его полномочий, приёма и подготовки сотрудников, которые будут заниматься данным вопросом.

ВАЖНО: Предполагается, что тариф на вывоз мусора в частном секторе будет приравнен к ценам, предусмотренным для сельской местности, соответственно, он должен быть ниже, чем в районе размещения многоквартирных домов (подробнее тут — https://мусорная-реформа.рф/tarify/).

Тарифы на услуги теперь будут зависеть от местной администрации, которая будет принимать решение об услугах той или иной компании и рассматривать предлагаемые ею ценовые варианты. В то же время поставщик услуг будет назначать их в зависимости от возможностей региона на утилизацию мусора. Расчёт оплаты за услуги будет производиться исключительно в соответствии с определёнными методиками и правилами. Оплата будет взиматься в рамках платы за коммунальные услуги, как обычно.

Деятельность региональных операторов

Согласно положениям ФЗ № 493, региональные операторы будут выбираться согласно конкурсу, который обязаны проводить региональные власти. Конкурс будет проводиться на основании локального акта о его открытии. Решение должно приниматься специально созданной административной комиссией.

В функции регионального оператора будет включаться вся деятельность по вывозу бытового мусора с территории населённых пунктов по всему региону. А также — его последующая переработка, утилизация и захоронение.

Видео (кликните для воспроизведения).

В том случае, если проведение конкурса окажется невозможным, муниципалитет вправе пользоваться услугами определённого оператора без проведения конкурса. Но период его деятельности не должен превышать один календарный год. При возникновении вопросов, выходящих за рамки установленных Правил, муниципалитеты буду обязаны согласовывать все действия с Федеральными властями.

Источники


  1. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  2. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  3. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  4. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.
  5. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
Региональный оператор по вывозу тбо законодательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here