Признание гражданина безвестно отсутствующим гк рф

Главное по теме: "Признание гражданина безвестно отсутствующим гк рф" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Статья 276 ГПК РФ. Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

Новая редакция Ст. 276 ГПК РФ

Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

Комментарий к Статье 276 ГПК РФ

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим получает все большее распространение в современной судебной практике.

Длительное отсутствие гражданина в месте его постоянного жительства, если неизвестно его местопребывание, нарушает интересы лиц, связанных с отсутствующим, порождает правовую неопределенность в разрешении ряда вопросов — о семейно-правовом статусе его супруга; о получении средств на содержание его несовершеннолетних детей, престарелых родителей или других граждан, состоящих на его иждивении или имевших право на получение от него алиментов на свое содержание; о правовом режиме принадлежащего гражданину имущества; об осуществлении его имущественных и личных неимущественных прав (авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности); об исполнении гражданских обязательств исчезнувшего гражданина (по возвращению долга или по выплате кредита).

Разрешить все эти вопросы можно при помощи гражданских правовых институтов — признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 — 44 ГК РФ) и объявления гражданина умершим (ст. 45 — 46 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами п. 3 ч. 1 ст. 262 и гл. 30 ГПК.

Заявление о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим в соответствии со ст. 276 ГПК РФ подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица — заявителя. Прокурор, органы государственной власти или органы местного самоуправления, обращающиеся с заявлением от своего имени, но в защиту прав и интересов других лиц, подают заявление в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Другой комментарий к Ст. 276 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим (ст. 45 ГК).

Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, землетрясение) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа), то он может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение шести месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.

2. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд заинтересованным лицом. При этом суд должен установить, относится ли заявитель к заинтересованным лицам. Заявление подается по месту жительства заявителя-гражданина (месту нахождения заявителя — юридического лица).

[1]

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 42 ГК РФ

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

См. схему «Признание гражданина безвестно отсутствующим»

>
Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
Содержание
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Признание гражданина без вести пропавшим: порядок, правовые последствия, пример заявления, судебная практика

Содержание статьи

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим – это две процедуры, с помощью которых в судебном порядке может быть определен правовой статус пропавшего человека и его имущества. Схема признания на первый взгляд выглядит несложной, но содержит большое количество тонкостей.

Образцы и бланки документов для скачивания

Законодательная база

Процедура признания гражданина безвестно отсутствующим регулируется ГК РФ. Основная информация изложена в статье 42 и статье 43. Именно на них в 2019 году ссылаются чиновники в своей работе.

Первый нормативный акт (статья 42) очерчивает:

  • круг людей, владеющих правом инициировать разбирательства;
  • условия, определяющие удовлетворение искового заявление.

Второй документ (статья 43) затрагивает главные правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • определение поверенного на должность управляющего состоянием;
  • официальная регистрация договоренности с органами опеки и попечительства;
  • инициация смены поверенного.

При возникновении ситуаций, которые не упоминаются в документе, необходимо опираться на ФЗ. Информация о признании граждан пропавшими содержится в приведенных ниже нормативных актах:

  • ФЗ № 102 от 24.07.2002 года в редакции от 29.12.2015 года;
  • ФЗ № 63 от 31.05.2002 года в редакции от 29.07.2017 года.

Во время рассмотрения исков по интересующему нас вопросу берется в расчет и Семейный кодекс Российской Федерации в крайней редакции от 03.08.2018.

Читайте так же:  Куда обращаться если организация не платит алименты

Широко распространены ситуации, когда гражданский процесс по официальному признанию человека пропавшим имеет тесную связь с материальными спорами. Разрешить ситуацию помогут ссылки на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 года. Сюда внесены разъяснения по разрешению материально-правовых споров в подобных делах.

Институт безвестного отсутствия

Понятие признания человека пропавшим характеризуется рядом признаков. Одновременно они будут являться основаниями для инициации процедуры разбирательства:

  • человек не присутствует по месту жительства;
  • пребывание человека не установлено;
  • получить какие-либо сведения о человеке невозможно.

По нормам института безвестного отсутствия перечисленные факторы – это причины для начала судопроизводства и удовлетворения требований решением суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Движение по подобным производствам происходит только спустя 12 месяцев после появления последних достоверных данных о человеке, чей статус является неопределенным.

Кому разрешено инициировать разбирательства: формулировка и примерный список

В ГПК отмечено, что бланк заявления с описанием обстоятельств пропажи человека и требованиями могут подавать только заинтересованные лица. Но что означает эта формулировка?

Ни один закон не уточняет, кто именно попадает под указанную категорию. Поэтому определить факт заинтересованности, а значит и правомерности подачи иска, можно только учитывая цели инициации процедуры (они в обязательном порядке указываются при заполнении соответствующей формы).

Однозначно в категорию заинтересованных лиц в 2019 году включаются:

  • иждивенцы, которые находятся на попечении пропавшего человека (например, престарелые родители);
  • официальные супруги;
  • поверенные;
  • работодатель.

Не всегда подача иска осуществляется родственниками отсутствующего человека. Когда необходимо решить материальные споры, суд принимает заявление от любых заинтересованных лиц. Ими могут выступать кредиторы или, например, партнеры по бизнесу.

Несколько слов о сроках

Срок признания гражданина безвестно отсутствующим отсчитывается с последнего появления информации о нем. Как уже было озвучено выше, с этого дня должно пройти не менее 12 месяцев. В ряде случаев возможность установить точные даты отсутствует. Тогда срок определяется следующим образом:

  • точкой отсчета становится начало месяца, наступившего после 30 дней, в течение которых были выявлены достоверные факты о пропавшем;
  • точкой отсчета становятся первые числа года, наступившего после исчезновения человека.

Последний вариант применяется только когда не существует иного способа выявить точные день и месяц.

Особенности инициации процедуры

Иск от заинтересованных лиц принимается при условии соблюдения перечисленных ниже нюансов:

  • указание целей инициации процедуры признания;
  • пропавший не входит в перечень людей, скрывающихся от правосудия;
  • оплата госпошлины в сумме 300 рублей.

Образец заявления о признания гражданина безвестно отсутствующим находится на каждом судебном участке. Заполнение производится аналогично примеру заявления. Обязательным условием движения по иску является внесение информации во все блоки заявления:

  • «шапка» – указание судебной инстанции и заинтересованных лиц (органы опеки и попечительства, прокурор);
  • данные о заявителе – сведения из удостоверения личности и подтверждение своего отношения к пропавшему;
  • обстоятельства дела – где, кто и когда в последний раз видел пропавшее лицо или слышал о его местонахождении;
  • предпринятые заявителем меры по розыску гражданина – обращение в полицию, рассылка запросов по месту жительства родственников, общение с работодателем и так далее;
  • цель подачи иска;
  • ссылки на статьи ГК;
  • просьба к суду, являющаяся сутью подачи заявления.

Важно! Если заявитель знает тех, кто может быть вызван в качестве свидетелей по делу, то их тоже необходимо указать.

К заявлению прикладываются следующие документы в оригинале:

  • бумаги, подтверждающие пропажу человека (справки из полиции, от работодателя и так далее);
  • ходатайство о вызове свидетелей;
  • подтверждение оплаты пошлины;
  • иные бумаги, необходимые для разъяснения ситуации.

В виде копий предоставляются документы, раскрывающие характер связи между заявителем и пропавшим. Отксерокопировать необходимо:

  • само обращение;
  • все приложенные в оригинале бумаги.

Цели инициации судебного разбирательства считаются крайне важными в 2019 году. В первую очередь заинтересованное лицо должно высказать беспокойство ущемлением прав пропавшего из-за его неопределенного статуса. Чаще всего подобное положение дел несет угрозу финансовому благополучию человека и самой возможности сохранения его состояния.

Предварительные и основные разбирательства

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим представляет собой особое производство. Оно предусматривает разбирательства только в присутствии заинтересованных лиц:

  • заявитель;
  • свидетели;
  • чиновник от органов опеки и попечительства;
  • прокурор.

На подготовительном этапе судья должен прояснить различные вопросы:

  • какие розыскные мероприятия проводились;
  • кто имеет информацию о месте нахождения разыскиваемого человека;
  • какие отношения связывают свидетелей и отсутствующего (существует ли между ними связь).

Параллельно запрашивается информация:

  • по месту проживания;
  • по месту официального трудоустройства;
  • из военного комиссариата;
  • из ОВД.

Если до инициации судебных разбирательств были использованы все возможности поиска человека, а свидетельские показания представляются достоверными, то исковые требования обычно удовлетворяются.

Что происходит после удовлетворения требований по иску?

Список последствий установления нового правового статуса в 2019 году довольно широк:

  • выбор органами опеки управляющего состоянием и оформление возникших обязательств в договорной форме;
  • выписка с занимаемой жилплощади;
  • расторжение брака в одностороннем порядке;
  • усыновление ребенка, чей родитель признан пропавшим без вести;
  • расторжение трудовых обязательств;
  • возникновение у некоторых категорий иждивенцев права на оформление субсидий и компенсаций в качестве государственной помощи;
  • аннулирование нотариально заверенных доверенностей.

В ряде ситуаций органы опеки меняют управляющего состоянием пропавшего человека либо вносят определенные ограничения на распоряжение им.

Явление пропавшего

Отмена решения о признании гражданина безвестно отсутствующим происходит по факту его добровольного или случайного отыскания. Процедура осуществляется только через судебные слушания. В процессе человек подтверждает свою личность документально и с помощью свидетелей.

После отмены статуса «пропавший» возникают следующие правовые последствия:

  • аннулирование договора на управление состоянием;
  • возврат состояния владельцу;
  • восстановление во всех правах.

Супружество восстанавливается только в том случае, если за пошедший промежуток времени супруг пропавшего лица не вступил в новый брачный союз.

Краткий анализ судебной практики

Институт объявления граждан отсутствующими без вести призван защищать права самого пропавшего и людей, состоящих с ним в материально-правовых отношениях.

Судебная практика по признанию граждан безвестно отсутствующими в РФ широка, но не каждый результат можно предсказать.

Читайте так же:  Межевание земельного участка между двумя собственниками

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 43 ГК РФ

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

[2]

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарий к Ст. 42 ГК РФ

1. Участие гражданина в правоотношениях, если неизвестно, где он находится, где проживает или пребывает (безвестно отсутствующий гражданин), вызывает значительные трудности для других участников соответствующих отношений. Данное положение влечет правовую неопределенность в отношениях собственности, обязательственных правоотношениях, семейных отношениях и т.д.

В целях устранения правовой неопределенности в ст. ст. 42 — 44 комментируемого Кодекса и в гл. 30 ГПК РФ законодатель установил процедуру признания гражданина безвестно отсутствующим. Такое признание производится в судебном порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

2. В качестве заинтересованных лиц могут выступать не только родственники, но и кредиторы, учредители юридических лиц, участники общей собственности и т.д. В соответствии со ст. 276 ГПК РФ заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства либо по месту нахождения заинтересованного лица.

3. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо, чтобы в течение года не было сведений в месте жительства гражданина о месте его пребывания. Заинтересованные лица должны проявлять активность в поиске сведений о гражданине еще до подачи соответствующего заявления в суд. В заявлении излагаются обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, что может подтверждаться документами правоохранительных органов.

На проблемы розыскной системы правоохранительных органов обращается внимание в указании Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 1998 г. N 83/36, в Приказе МВД России от 24 сентября 1998 г. N 1/19934 «О совершенствовании деятельности по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан, и розыску лиц, пропавших без вести» . Все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. Успех борьбы с данным видом преступлений в целом зависит от эффективности и своевременности принимаемых следственных действий и оперативно-розыскных мер. Однако сложившаяся практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан и принятии процессуальных решений территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность и беспричинность исчезновения не рассматриваются как признаки преступления.

———————————
Документ не опубликован.

С учетом сложившейся практики определен ряд признаков, дающих основание полагать, что разыскиваемый стал жертвой преступления. Для признания гражданина безвестно отсутствующим имеют значение следующие обстоятельства:

— отсутствие данных о намерении человека уехать и причин для сокрытия от близких своего отъезда, ухода из дома на длительное время, смены жилища;

— отсутствие заболевания, которое может обусловить скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве;

— наличие по месту жительства или работы пропавшего личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у пропавшего денежных средств или других ценностей, которые могли привлечь внимание преступников;

— наличие длительных или острых конфликтов в семье;

— безвестное отсутствие малолетнего (до 14 лет) или несовершеннолетнего (до 18 лет) лица;

— наличие преступных связей, угроз в адрес исчезнувшего лица, противоречивые объяснения и нелогичное поведение тех, кто контактировал с ним перед исчезновением;

— наличие в жилище, салоне автомашины, рабочем помещении или ином месте следов, свидетельствующих о возможном совершении преступления;

— наличие объяснений опрошенных лиц, указывающих на возможное совершение преступления;

— несообщение об исчезновении человека в правоохранительные органы лицами, которые в силу родственных или иных отношений должны были это сделать, беспричинно запоздалое или несвоевременное заявление;

Видео (кликните для воспроизведения).

— внезапный ремонт квартиры, где проживал (временно находился) пропавший, или помещения, из которого он исчез;

— поспешное решение членами семьи пропавшего и (или) другими лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что пропавший не возвратится (обращение в свою пользу сбережений, переоформление собственности, имущества пропавшего, вступление в сожительство с другим лицом и т.п.);

— исчезновение с автотранспортом;

— исчезновение, связанное с отторжением собственности (в том числе недвижимой), обменом жилой площади;

— исчезновение несовершеннолетних, а также женщин при следовании по безлюдной или малолюдной местности, особенно в вечернее или ночное время;

— безвестное отсутствие беременной женщины;

— исчезновение сотрудников правоохранительных органов.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, он может пополняться другими факторами в процессе практической деятельности или с учетом местных условий.

При поступлении заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица следует безотлагательно организовывать весь комплекс поисковых и оперативно-розыскных мероприятий, регламентированных требованиями Приказа МВД России от 5 мая 1993 г. N 213. Необходимо также исключить необоснованные отказы в приеме заявлений о розыске людей. Подобные заявления должны приниматься и регистрироваться в книгах учета происшествий незамедлительно при обращении граждан в органы внутренних дел. Не является основанием для отказа в приеме заявления о розыске отсутствие фотографии пропавшего, небольшой промежуток времени безвестного отсутствия, исчезновение (проживание до исчезновения) лица на территории обслуживания другого органа внутренних дел.

Читайте так же:  Как получить справку о месте проживания

Отсутствие свыше 15 дней сведений о судьбе или местонахождении пропавшего лица и наличие одного из вышеперечисленных факторов являются основанием для возбуждения уголовного дела.

4. В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, если невозможно установить дату получения последних сведений. Началом исчисления такого срока считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — 1 января следующего года.

5. В нормативных правовых актах используется термин «безвестное отсутствие», который не следует отождествлять с институтом признания судом гражданина безвестно отсутствующим. Так, в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае безвестного отсутствия военнослужащих за ними сохраняется статус военнослужащих до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими. За указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения либо до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2331.

Статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарий к статье 42 Гражданского Кодекса РФ

1. Основная цель признания гражданина безвестно отсутствующим — защита его прав и сохранение имущества, т.к. длительное отсутствие лица и неизвестность его места пребывания создают угрозу этим правам. Страдают и интересы его кредиторов, а также лиц, находящихся на его иждивении. Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить два факта: 1) его постоянное отсутствие в течение года в месте жительства (см. ст. 20 и коммент. к ней) и 2) отсутствие сведений о месте его пребывания и невозможность это место установить.

2. Порядок признания лица безвестно отсутствующим определен ст. 276 — 280 ГПК. Заявление в суд подается заинтересованным лицом по месту его жительства. Относится ли заявитель к заинтересованным лицам, устанавливает суд; в заявлении должно быть указано, для какой цели ему необходимо признать гражданина безвестно отсутствующим. Заявитель и суд принимают меры, чтобы установить место пребывания гражданина, выясняют, когда были получены последние сведения о нем. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается дата окончания военных действий. Суд рассматривает дело в порядке особого производства с обязательным участием прокурора. При положительном решении начало исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим определяется календарной датой по правилам ч. 2 комментируемой статьи.

Другой комментарий к статье 42 ГК РФ

1. Признание гражданина безвестно отсутствующим может быть произведено только судом в порядке особого производства по заявлению заинтересованных лиц.

Суд может признать гражданина безвестно отсутствующим по заявлению заинтересованных лиц. Относится ли лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, к числу заинтересованных лиц, суд будет решать, исходя из материалов конкретного дела. Как правило, заинтересованность подтверждается необходимостью урегулировать правоотношение, одним из участников которого являлся ныне безвестно отсутствующий гражданин, а другим — лицо, обратившееся в суд с заявлением. Например, в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 188 ГК прекращается действие доверенности, выданной безвестно отсутствующим другому лицу или другим лицом безвестно отсутствующему.

В качестве заинтересованных лиц также могут выступать граждане, для которых решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием (предпосылкой) возникновения их собственных прав. Например, иждивенцы отсутствующего, которые имели бы право на получение пенсии в случае его смерти, приобретают это право с момента вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим.

Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является правовым основанием для расторжения брака в органах загса по заявлению второго супруга (ст. 19 СК).

2. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим не является ответом на вопрос, жив данный гражданин или нет. Решение о безвестном отсутствии строится не на презумпции смерти гражданина, а на фактическом составе безвестного отсутствия, данном в комментируемой статье. Фактический состав включает в себя, во-первых, отсутствие сведений о месте пребывания гражданина; во-вторых, длительность — в течение одного года — такой неизвестности; в-третьих, невозможность устранения этой неизвестности путем проведения розыскных мероприятий. В связи с этим гражданско-процессуальное законодательство определяет порядок подготовки дела о признании гражданина безвестно отсутствующим к судебному разбирательству, в соответствии с которым в обязанности судьи входит направить запросы родственникам и иным лицам, а также в соответствующие организации по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего об имеющихся у них сведениях.

3. Возможность признания гражданина безвестно отсутствующим не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

Остались вопросы по ст 42 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 42 ГК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Читайте так же:  Какой срок регистрации иностранных граждан в россии

Статья 42 ГК РФ. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Новая редакция Ст. 42 ГК РФ

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Комментарий к Статье 42 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 42 Гражданского кодекса Российской Федерации

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства и неизвестность места его пребывания может затрагивать интересы граждан и юридических лиц, с которыми он состоял в правовых отношениях. Так, лица, находившиеся на его иждивении, лишаются содержания, которое они получали от него, и не могут обратиться за назначением пенсии, кредиторы не имеют возможности требовать уплаты долга и возмещения убытков, возникших вследствие неисполнения им обязательств; могут также нарушаться и его собственные интересы (повреждено или утрачено имущество, нарушены авторские и другие исключительные права). В целях устранения юридической неопределенности в таких правоотношениях и предотвращения в связи с этим возможных негативных последствий для целого ряда лиц Закон предусматривает институт признания гражданина безвестно отсутствующим — удостоверение в судебном порядке факта длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного жительства, если оказались безуспешными меры по установлению места его пребывания и получения каких-либо сведений о нем.

Для признания гражданина безвестно отсутствующим необходимо установить следующие факты: 1) отсутствие гражданина по месту жительства; 2) длительность такого отсутствия, а именно, согласно комментируемой статье, отсутствие в течение года; 3) невозможность (безрезультатность) установления места его пребывания.

Признание гражданина безвестно отсутствующим регулируется ГПК в порядке особого производства. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства отсутствующего или по месту нахождения заинтересованного лица. С заявлением могут обратиться любые заинтересованные лица, если это необходимо им для защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим рассматриваются с участием прокурора. Решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим является основанием для передачи его имущества лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом при необходимости постоянного управления им. Гражданин признается безвестно отсутствующим со дня получения о нем последних сведений, а при невозможности установления такого дня — с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения, при невозможности установления и этого месяца — с первого января следующего года.

Статья 43 ГК РФ. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Новая редакция Ст. 43 ГК РФ

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к Статье 43 ГК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации

Статья 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

1. Имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом.

Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом.

3. Последствия признания лица безвестно отсутствующим, не предусмотренные настоящей статьей, определяются законом.

Комментарий к Ст. 43 ГК РФ

1. Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим устанавливаются комментируемой статьей и другими нормами федеральных законодательных актов.

В целях сохранения имущества безвестно отсутствующего на основании решения суда органом опеки и попечительства определяется лицо, которое будет управлять имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Отношения между таким лицом и органами опеки и попечительства оформляются договором доверительного управления.

2. В качестве исключения из общего правила законодатель устанавливает возможность до решения суда органом опеки и попечительства назначать управляющего имуществом отсутствующего гражданина:

— если годичный срок, установленный комментируемой статьей, не истек, но имущество в силу назначения, ветхости и т.п. нуждается в непрерывном управлении;

— как предусмотрено гражданским процессуальным законодательством, на основании ч. 2 ст. 278 ГПК РФ судья после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.

3. Конструкция п. 1 комментируемой статьи позволяет сделать вывод о тех юридических фактах, которые должны быть отражены в судебном решении, в том числе:

Читайте так же:  Перевод земельного участка из жилого в нежилое

— факт необходимости постоянного управления имуществом;

— факт передачи имущества в доверительное управление;

— назначение доверительного управляющего, который определяется органом опеки и попечительства.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи на момент рассмотрения дела имущество может быть передано в доверительное управление органом опеки и попечительства.

На практике имеют место споры, связанные с определением доверительного управляющего из числа родственников или иных лиц . Так, например, если имущество, нуждающееся в управлении, нажито в период брака и принадлежит супругам на праве общей совместной собственности, а супруг при этом занимается предпринимательской деятельностью, то, безусловно, он должен иметь приоритет при назначении доверительным управляющим. Иное решение органов опеки и попечительства может быть обжаловано в судебном порядке.

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 января 2004 г. N Ф09-3851/03-ГК. Дело по заявлению о передаче имущества безвестно отсутствующего предпринимателя в доверительное управление направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не указано, каким федеральным законом предусмотрено рассмотрение арбитражным судом дел, связанных с последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим.

Назначение доверительного управляющего иными лицами, например местной администрацией, не имеет правового значения.

[3]

На основании договора доверительного управления у доверительного управляющего возникают права и обязанности, предусмотренные ст. 1020 ГК РФ.

Недействительность договора доверительного управления, заключенного в интересах безвестно отсутствующего, порождает соответствующие последствия, связанные с недействительностью юридических действий, осуществляемых в рамках исполнения такого договора .

———————————
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 6 февраля 2001 г. N Ф09-102/2001-АК. Акционерное общество может нести ответственность за невыполнение законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени.

Отношения, возникающие из договора доверительного управления, регулируются гл. 53 ГК РФ, согласно ст. 1012 которой по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Необходимо учитывать, что договор доверительного управления имуществом должен быть заключен в письменной форме, а договор доверительного управления недвижимым имуществом — в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество (ст. 1017 ГК).

4. При признании гражданина безвестно отсутствующим закон исходит из того, что гражданин жив и до его появления либо установления факта смерти или объявления умершим:

— с одной стороны, имущество гражданина переходит в доверительное управление;

— с другой стороны, прекращается действие доверенности, выданной гражданином.

На основании ст. 19 СК РФ у супруга гражданина, признанного безвестно отсутствующим, возникает право в упрощенном порядке расторгнуть брак.

Кроме того, за счет имущества безвестно отсутствующего выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, а также погашаются задолженности по долгам безвестно отсутствующего. С точки зрения пенсионного законодательства семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. При этом право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца возникает у нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, состоявших на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подп. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они на иждивении умершего кормильца или нет.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4920.

В соответствии со ст. 7 Закона о праве граждан на свободу передвижения снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в связи с признанием безвестно отсутствующим на основании вступившего в законную силу решения суда.

Статья 51 НК РФ регулирует обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим. Данная обязанность исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Лицо, уполномоченное органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Указанные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов физических лиц, признанных безвестно отсутствующими, а также обязанности по уплате причитающихся пеней и штрафов приостанавливается по решению соответствующего налогового органа в случае недостаточности (отсутствия) денежных средств этих физических лиц для исполнения указанных обязанностей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве в случае признания должника безвестно отсутствующим исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования либо обязанности допускают правопреемство.

Источники


  1. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.

  2. Куницын, А. Р. Образцы судебных документов / А.Р. Куницын. — М.: Юридическая литература, 2018. — 336 c.

  3. Чашин, А. Н. Лишение водительских прав. Как автовладельцу выиграть судебный процесс / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2017. — 969 c.
  4. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
Признание гражданина безвестно отсутствующим гк рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here