Признаки коррупции в законодательстве российской федерации

Главное по теме: "Признаки коррупции в законодательстве российской федерации" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3

3) нормативные правовые акты Российской Федерации:

а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) муниципальные правовые акты;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

>
Правовая основа противодействия коррупции
Содержание
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 5 октября, 3, 28 ноября 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля, 28 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 30 октября 2018 г., 6 февраля, 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

[2]

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

См. правовые позиции Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2019 г. по некоторым вопросам борьбы с коррупцией

О мерах по реализации отдельных положений настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309

Об обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом см. Методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 34)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Президент Российской Федерации

25 декабря 2008 г.

Закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.

Сама коррупция определяется путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции — незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Среди предусмотренных мер по борьбе с коррупцией можно выделить такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим (далее — госслужащие); создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др.

Теперь госслужащий должен сообщать своему работодателю, в прокуратуру или в иные госорганы обо всех случаях склонения его к получению взятки. Кроме того, госслужащих обязали декларировать не только свои доходы и имущество (при этом перечень декларируемых доходов и имущества расширен), но и доходы и имущество своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Госслужащие, владеющие ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), в целях предотвращения конфликта интересов должны передать их в доверительное управление.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6228, в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. N 266

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 228-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 6 февраля 2019 г. N 5-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 октября 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Проверка подлинности паспорта гражданина рф - где и как проверить документы

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Вопрос 2. Коррупционные правонарушения и их виды.

Определение коррупции и виды коррупционных правонарушений содержатся в Федеральном законе от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение действий от имени или в интересах юридического лица.

Среди коррупционных правонарушений обычно выделяются три вида: дисциплинарные проступки, административные проступки и преступления, хотя, разумеется, разделение собственно дисциплинарных (служебных) и административных проступков достаточно условное.

В зависимости от характера той или иной социальной задачи могут предлагаться различные классификации коррупционных преступлений. Однако все они должны обладать непременными признаками коррупционного преступления:

  • 1) использование служебного положения в личных целях;
  • 2) корыстный характер деяния;
  • 3) участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц;
  • 4) наличие в действиях сторон подкупа;
  • 5) получение или передача предмета подкупа.

За совершение коррупционного правонарушения действующим законодательством РФ предусмотрены следующие виды юридической ответственности:

Несоблюдение указанных обязанностей, ограничений и запретов влечет применение ответственности, предусмотренной ст. 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

Заключение. В нашей стране ведется централизованная, целенаправленная, дифференцированная борьба с коррупцией. Законодательно закреплены основные положения об организационных основах противодействия коррупции со стороны Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Понятие коррупции и ее признаки

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

— Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

— Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

— может возникать в любой сфере управления

-особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

— корыстная и личная направленность

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

— коррупционные административные правонарушения

— коррупционные дисциплинарные проступки

— коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

— перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

— перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция– это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

Читайте так же:  Что делать, если алименты ниже прожиточного минимума

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

Видео (кликните для воспроизведения).

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

• В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию, выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогеннаякоррупция подразделяется на 2 вида:

Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

—- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

—- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

Бытовая экзогенная коррупциявозникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

Вертикальная эндогенная коррупция, которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

—- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

—- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

Горизонтальная эндогенная коррупция, которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию. Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 13486 | Нарушение авторских прав

Источники. Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации

Заключение

Понятие коррупции и правовые основы противодействия коррупции в органах внутренних дел Российской Федерации.

Вопросу о борьбе с коррупцией в ОВД в настоящее время уделяется пристальное внимание на уровне руководства государства, а также со стороны обычных граждан РФ.

В частности в 2008 году был принят Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[5] (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупцияэто — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

· а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

· б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

· в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» — на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции»

Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 Федерального закона «О полиции» — на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

[1]

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона «О службе в ОВД РФ» — за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 Федерального закона «О службе в ОВД РФ».

Читайте так же:  Страховка дмс для иностранных граждан

Таким образом, в настоящее время вопрос о коррупции среди сотрудников ОВД является наиболее актуальным, и находит свое отражение в действующем законодательстве РФ, в связи с чем, постоянно совершенствуется законодательная база по вопросу противодействия коррупции, которая уже приносит свои «плоды» в данной сфере. Кроме того, для снижения уровня коррупции со стороны руководства государства должна проводиться в том числе и социальная политика направленная на повышение социальной защищенности сотрудников ОВД. Необходимо отметить, что от снижения уровня коррупции среди сотрудников ОВД также зависит и престиж ОВД среди гражданского населения РФ.

Таким образом, необходимо отметить, что служебная дисциплина в ор­ганах внутренних дел обязывает каждого сотрудника к безупреч­ному соблюдению норм Конституции Российской Федерации, законов и иных правовых актов, добросовестному исполнению служебного долга, совершенствованию профессионального уров­ня, внимательному отношению к сослуживцам, к запросам на­селения, соблюдению прав и свобод личности. Она достигается применением мер дисциплинарного воздействия (поощрений и взысканий). Важное место в укреплении служебной дисцип­лины в настоящее время отводится и вопросу борьбы с коррупцией среди сотрудников ОВД РФ.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ 1993 // Собрание законодательства РФ. 2009 г., № 4, ст.445.

2. Федеральный закон от 30.11.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № ____, ст. ____.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011 г., № 7, ст. 900.

4. Федеральный закон от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Собрание законодательства РФ. 2008 г., № 52 (ч.1), ст. 6228.

5. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г.. № 22. ст. 2063.

6. Федеральный закон от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» //Российская газета, 25 мая 1995, № 100.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 года № 63-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996 г., № 25, ст. 2954.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Противодействие коррупции

Понятия «коррупция» и «противодействие коррупции». Основные принципы противодействия коррупции.

ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  • злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

Деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

ст.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
  2. Законность;
  3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
  4. Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  5. Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
  6. Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Коррупция как социальное явление

Коррупция присуща любому современному государству без исключения. Вместе с тем в странах с переходной экономикой, к которым относится Россия, коррупция сейчас является проблемой номер один. Тема противодействия коррупции в нашей стране всегда была актуальна, однако сегодня мы можем наблюдать растущую волну как самого явления, так, впрочем, и интереса к его преодолению.

Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.

Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный. Если коррупции не поставлен действенный заслон, она стремительно

разрастается, поражая все новые и новые сферы.

В результате происходит институциализация коррупции, формируются социальные практики, превращающие коррупцию в неотъемлемую часть жизни общества. Это приводит к деградации социальных отношений, а правовые институты перестают работать. Масштабная коррупция подрывает правовые основы существования государства, превращая право в товар.

В то же время коррупция всегда увеличивается, когда государство находится в стадии становления или переживает период ломки политических, экономических, социальных и психологических устоев.

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»).

Определение понятия «коррупция» содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 № 273 —ФЗ «О противодействии коррупции».

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше».

[3]

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам возможность направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе о коррупционных правонарушениях, на решения и действия (бездействие) должностных лиц этих и других органов.

Читайте так же:  Как поставить нежилое помещение на кадастровый учет

Праву граждан в данном случае корреспондирует обязанность органов публичной власти гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в сообщении жалобами, замечаниями и предложениями.

Для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на коррупционные проявления.

В случае если гражданин указал в сообщении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением сообщения государственные и другие органы, а также должностные лица, могут взыскать с заявителя по решению суда.

Кроме того, за заведомо ложный донос о совершенном преступлении и клевете предусмотрена уголовная ответственность.

Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:

— преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);

— административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

— дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;

— запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.

В законодательстве о противодействии коррупции закреплена обязанность, согласно которой государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, а невыполнение этого требования законодательства является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.

Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства.

Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются ведомственными нормативными правовыми актами.

Кроме того, о фактах коррупции граждане могут сообщить в государственные и муниципальные органы в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а в правоохранительные органы в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Искоренить коррупцию — значит создать сильное-правовое демократическое государство, которое эффективно служит всем нам, российским гражданам. Победить коррупцию – это сформировать конкурентоспособную экономику, преодолеть бедность, повысить благосостояние россиян. Ликвидировать коррупцию – значит утвердить новое качество жизни, социальную стабильность, порядок и справедливость. Устранить коррупцию – это сформировать зрелое гражданское общество, общество свободных ответственных и созидательных людей. Уничтожить коррупцию — это остановить терроризм в нашей стране, обезопасить жизнь граждан, сохранить целостность и единство России, сделать ее сильной и конкурентоспособной страной в мировом сообществе.

Понятие коррупции в российском законодательстве, ее сущность и признаки

Дата публикации: 09.01.2019 2019-01-09

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Агапова Г. Г. Понятие коррупции в российском законодательстве, ее сущность и признаки // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 89-92. — URL https://moluch.ru/archive/240/55454/ (дата обращения: 09.12.2019).

В данной статье анализируются различные подходы к понятию коррупции, даются авторские определения понятий «коррупционное действие» и «коррупция», выделяются признаки коррупции, обосновывается необходимость закрепления на законодательном уровне понятия коррупции как явления и признаков коррупционного действия.

Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, понятие коррупции, коррупционное действие, признаки коррупции, явление.

Коррупция — слово, которое сей час на слуху у каждого члена общества и каждый вкладывает в него свое значение.

До принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») единого подхода к определению понятия «коррупция» не существовало. Некоторыми специалистами, исследователями делалось предположение о том, что одной из проблем, препятствующей эффективной борьбе с коррупцией в России, являлось отсутствие нормативного закрепления понятия «коррупция».

Бороться и противодействовать коррупции не просто необходимо, а жизненно необходимо для самого государства как политической организации общества, поскольку коррупция «разъедает» его институты изнутри, подрывает доверие к государству как к форме существования общества.

Череда громких коррупционных скандалов, сотрясающих информационную повестку средств массовой информации в последние несколько лет, красноречиво свидетельствует, как минимум, о двух фактах. Первый: коррупционные нарушения нашли свое благодатное поле на высших уровнях государственной власти (задержание министра А. В. Улюкаева, губернаторов регионов и других высокопоставленных чиновников). И второй вывод — начало полномасштабной борьбы с коррупционными явлениями во всех эшелонах власти, невзирая на положение и регалии.

Однажды появившись, антикоррупционное законодательство в настоящее время активно совершенствуется, претерпевает изменения, реагирует на призывы общества.

В условиях повышенного внимания государства к вопросам ответственности государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения, особую роль стоит отвести теоретическому понятию коррупции. В научных трудах, посвященных проблемам коррупции и противодействия ей, одним из самых обсуждаемых и дискуссионных вопросов является теоретическое понятие коррупции. Множественность мнений относительно ее определения связана с широкой дифференциацией проявлений коррупции в современной действительности, причем как в государственном, так и в частном секторе.

А. В. Кудашкин по данному поводу считает, что «разнообразие используемых формулировок понятия «коррупция» не всегда позволяет выявить все существенные признаки этого явления. Общепринятым является понимание коррупции как использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Однако следует отметить, что такой подход не может привести к формированию системной основы противодействия коррупции, поскольку не позволяет точно определить критерии коррупционных проявлений, и особенно правонарушений» [10, с. 41].

В. М. Корякин отмечает, что отсутствие единого нормативного определения коррупции и связанных с этим термином других понятий (коррупционное преступление, коррупционное правонарушение и др.) является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией [8, с. 13].

К числу дискуссионных вопросов, в российской уголовно-правовой и криминологической науке, относится понятие коррупции. Основное различие заключается в объеме трактовки термина «коррупция».

Сторонники широкого понимания коррупции акцентируют внимание не столько на преступной сделке между публичным служащим и частным лицом, сколько на всяком корыстном поведении должностного лица.

Читайте так же:  Договор обмена жилыми помещениями между собственниками жилья

Г. Н. Борзенкова считает, что коррупция предполагает «разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях» [3, с. 30]. По мнению, В. С. Комиссарова коррупция — это «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» [9, с. 26].

Б. В. Волженкин полагал, что коррупция суть «. социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [4, с. 47].

В Российской Федерации понятие коррупции было дано Федеральным законом «О противодействии коррупции». Закон не устанавливает собственно дефиниции, предпочитая определять явление через совокупность деяний, которые стремится наказывать, приводя их в статье 1. Но признаки деяний, которые указанный Закон определяет как составляющие коррупцию, являются не чем иным, как уже известными Уголовному кодексу Российской Федерации составами преступлений, предусмотренных статьями 201, 204, 285, 290 и связанными с ними. По выражению С. В. Плохова, «произошла подмена понятий «коррупция» и «преступление коррупционной направленности» [20, с. 19]. Данный подход к понятию «коррупция» трактуется, как слишком широкий.

Фактически можно констатировать, что в российском уголовном праве в настоящий момент нет однозначного определения коррупции как деяния (т. е. понятия через перечисление его признаков и сущностных характеристик), а наличествующее легальное определение представляет собой не более чем техническую норму с непрямыми отсылками.

Таким образом, на первый план выходит проблема формулировки понятия коррупции, которое могло бы стать практически применимым в рамках российского законодательства.

Логичным шагом в этом деле кажется обращение к ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [1], тем более что подобные документы международного права являются частью действующего российского законодательства.

Сама Конвенция не создает собственного определения коррупции, используя установленное Девятым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями [16, с.17] в Каире понятие коррупции как злоупотребления государственной властью для получения выгоды в личных целях. Сравнивая этот подход с легальной дефиницией закона «О противодействии коррупции», можно выделить однозначное указание на корыстную мотивацию.

Сложным моментом является вопрос об иных видах личной заинтересованности как о мотиве коррупционных деяний. Закон «О противодействии коррупции» в этом смысле вполне однозначно склоняется в сторону ограничения мотивации только лишь корыстной. Конечно, отсутствие криминализации понятия нематериальной выгоды в действующем российском антикоррупционном законе является большой проблемой, эта точка зрения часто высказывалась и вполне обоснована [5, с.8]. В статье 16 Конвенции указано, что неправомерные преимущества не обязательно имеют коммерческий характер. Определения неправомерных преимуществ нет, как и любого указания возможности его расширенного понимания до любых, в том числе и нематериальных, видов. Единственным моментом остается необязательность коммерческого характера.

Неправомерным преимуществом, не связанным с коммерцией и отвечающим корыстному мотиву, является, например, сохранение источника присваиваемых финансовых средств, получение имущества для личного пользования, обладание льготами. Таким образом, Конвенция также не содержит в себе указания на нематериальные выгоды [16, с.18].

Подводя итог, можно сделать вывод, что ограниченность закона «О противодействии коррупции» в части подхода к коррупции как к явлению корыстной мотивацией, является слабой, но вполне допустимой с точки зрения международных обязательств России позицией. Поскольку работа российской правоприменительной системы строится исходя из этого подхода, то можно только посетовать на излишне узкое понимание, но продолжать попытки формулировать понятийный аппарат.

Коррупция ограничивается только лишь сферой государственных отношений. Такого подхода придерживаются, например, Б. А. Воронин, А. Н. Митин [5, с.8], А. Е. Шалагин, Д. Э. Кабиров [25, с.64].

Коррупция выступает той или иной формой торговли властью или злоупотребления служебным положением, направленным на приобретение имущества или иных выгод. Таков подход, например, Ю. А. Нисневича [19, с. 4], В. В. Халяпина, Г. И. Шахворостова [24, с. 17].

Коррупция воспринимается как некая форма рыночных отношений. Такой подход описывали А. А. Татуев, А. И. Бородин, Н. Н. Шаш [23, с. 3].

Думается, что каждый из этих подходов следует принимать во внимание, тем более что авторы каждого из них найдут достаточное количество аргументов в поддержку своей точки зрения. Тем не менее важным моментом кажется не выбор одной из точек зрения, а попытка совместить их, как позволяющая рассмотреть явление через предмет изучения.

Конечно, выбор одной из точек зрения и её отстаивание имеет большие плюсы с позиции рассмотрения коррупции как предмета научного изучения, но не стоит забывать, что описываемые явление не столько предмет изучения, сколько объект реального мира.

Попытка узкого рассмотрения может дать значимый научный результат, но не гарантирует ее конечной применимости на практике. И, наоборот, рассмотрение в широких границах позволяет сохранить возможность того, что если одно из направлений окажется в итоге неверным, то мы все равно получим научно значимый результат, пускай и в меньшей степени, чем если бы использовали одну из теорий, оказавшихся в итоге полностью правильной.

Тем не менее один момент следует подчеркнуть. Когда мы говорим о коррупции, то каждый раз видим отождествление этого явления с рыночными отношениями. Когда дело касается взяточничества, взяткодатель обменивает свои служебные полномочия или результат таких полномочий, в единичном акте или на постоянной основе, на денежные средства или личные, материальные или нематериальные, блага.

Более сложным вопросом являются случаи, когда сам акт торговли не очевиден: например, при хищении (присвоении) должностным лицом денежных средств, которыми оно распоряжается. Однако неочевидность акта не означает отсутствия наказуемого деяния; просто в таком случае момент торговли властными полномочиями переходит в область мотивации. Должностное лицо предает интересы службы, государственной и иной, ради своего экономического положения, проще говоря, проводит капитализацию своих полномочий в иной форме. Да, возможно, это нельзя признать актом отношений купли-продажи, однако оно соответствует рыночному поведению экономического агента.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, итоговым результатом будет предложение дефиниции коррупции как сложной социальной формы злоупотребления государственной и иной властью путем того или иного вида капитализации властных полномочий с целью получения личной выгоды каким-либо официально уполномоченным лицом.

Источники


  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.

  2. Саблин, М. Т. Взыскание долгов. От профилактики до принуждения. Практическое пособие / М.Т. Саблин. — М.: КноРус, 2014. — 416 c.

  3. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь бизнесмена (англо-русский, русско-английский) / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2007. — 560 c.
  4. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства. — М.: Зерцало-М, 2011. — 516 c.
  5. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
Признаки коррупции в законодательстве российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here