Приватизация и демонополизация

Главное по теме: "Приватизация и демонополизация" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Демонополизация и итоги приватизации в РК

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Кафедра Экономические дисциплины

на тему Демонополизация и итоги приватизации в РК

по дисциплине Экономическая теория

Проверил: старший преподаватель
Шинтаева С.С.

Выполнил: УиА-101 специальность Учет и аудит

Дата Оценка: подпись
преподавател
я
по цифровой %- по
буквенной эквивалент содержание традиционной
системе баллов баллов системе

Введение 3
1 Сущность приватизации 5
2 Особенности преобразования собственности в казахстанской 6
экономике
3 Итоги и этапы казахстанской приватизации 10
4 Формы казахстанской приватизации 12

Список использованной литературы 15

1. Сущность приватизации

2 Особенности преобразования собственности в казахстанской
экономике

2.2. Сущность приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить, из формального в реального собственника наделив, его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

Экономическое содержание приватизации.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Реферат: Проблема демонополизации и приватизации предприятий

Главные критерии реформы разгосударствления экономики: сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей, и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Одним из основных направлений разгосударствления экономики является приватизация. Этот процесс характеризуется передачей государством права собственности на предприятия, имущественные комплексы и иное имущество гражданам и юридическим лицам, деятельность которых основана на негосударственной собственности. В результате приватизации государство утрачивает право владения, пользования и распоряжения объектами государственной собственности, а осударствен — ные органы — право управления ими. Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может

проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация — процесс более длительный. В литературе, например, приводится такой факт: в Англии — этой классической капиталистической стране потребовалось 10 лет для приватизации всего 10 крупных корпораций. Приватизация государственной собственности в соответствии с

законодательством Украины осуществляется следующими способами:

— выкупом арендного имущества арендным предприятием;

— продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

-продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и физическим лицом.

Сущность основных принципов приватизации заключатся в следующем:

во-первых, в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Украины, а другая продаётся частным и негосударственным юридическим лицам;

во-вторых, в праве каждого гражданина Украины на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственноти за каждым гражданином Украины закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путём выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;

в-третьих, в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентноспособностью продукции, уровнем технической оснащённости, финансовым положением, и т. д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретённое государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;

Читайте так же:  Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве

в-четвёртых, в предоставлении определённых социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путём преобразования государственных и арендных предприятий,

как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.

Члены трудового коллектива имеют право на некоторые льготы при участии в приватизации своих предприятий.В частности юридические лица, образованные трудовыми коллективами с целью приватизации своих предприятий, приобретают их по цене на 20% меньше той суммы, которая подлежит оплате деньгами. Эта льгота применяется и в том случае, если государственное или арендное предприятие преобразуется в акционерное общество. Члены трудового коллектива приобретают акции за счёт денежных средств со скидкой в размере установленной льготы, т.е. на 20% ниже номинальной стоимости. Кроме того, заработная плата и дивиденты, полученные по акциям и использованные на цели приватизации, не облагаются подоходным налогом. Эта льгота действует до тех пор, пока гражданин владеет указанным имуществом или акциями. При их продаже

доходы, ранее освобождённые от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

Пятыйпринцип приватизации — обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы.

Правительство республики предусматривает путём приватизации достичь:

— усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

— устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;

— возрождения общечеловеческих ценностей. Учитывая важность проблемы, правительство республики осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

2. Демонополизационые условия государства с

2. І. Демонопольная в условиях рыночной

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все «плюсы» и «минусы» монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Первым ее результатом в Украине оказалось антимонопольное законодательство. Оно заложено антимонопольными законами: Законом Украины «Об ограничении

монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» и Законом Украины «Об антимонопольном комитете», о которых уже говорилось выше. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции.

Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Существуют две основные формы повышения демонополии:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех.

2. 2. Демонопольные условия государства

Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности».

Приватизация и демонополизация

Приватизация в России на первом этапе(с 1 июля 1991 г. по 1 июля 1994 г.) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.

Второй этап приватизации(уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.

Сегодня необходимо выработать целостную программу реконструкции российских предприятий. Здесь наиболее важная проблема связана с поиском инвестиций. Только через инвестиции можно всерьез поднять предприятия, тем более, что сама по себе приватизация подготовила их к этому. Таким образом, приватизация может стать действенным инструментом и структурной политики.

Для того, чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, чтобы существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно-налоговую) политику.

Другая важная цель — это повышение эффективности производства. Простая смена собственника не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

В долгосрочном плане приватизация может способствовать росту эффективности, тогда как на сегодняшний день может оказаться, что затраты нового собственника на приобретение предприятия будут им быстро восполняться, и вместо накопления капитала произойдет его вымывание, сокращение производственных ресурсов предприятия с целью покрытия понесенных затрат.

Постприватизационное развитие предприятийвзаимосвязано с развитием экономики в целом и требует создания благоприятного экономического климата в России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более новых предприятия.

К сожалению, в России резкий переход к акционированию крупных предприятий без их предварительного разделения не позволил увязать задачи приватизации и демонополизации.

В настоящее время более 600 предприятий производят от 35 до 100 % российского выпуска отдельных видов продукции. Так, ПО «Коломенский завод» выпускает 100 % магистральных тепловозов: ПО турбостроения «Ленинградский металлургический завод» — 85 % паровых турбин; Рязанский комбайно-

470 Современная экономика

вый завод — 100 % картофелеуборочных комбайнов; Тихорецкий мясокомбинат — 100 % мясных консервов для детей.

Читайте так же:  Перекрыли канализацию за долги что делать

Создание финансово-промышленных групп в форме холдинговых компаний, акционерных обществ, перекрестного владения акциями должно решить важнейшую задачу экономической реформы: не только распределить бывшее государственное имущество между мелкими собственниками, но и стимулировать крупных стратегических собственников. Однако привлечение инвестиций, осуществляемых стратегическими собственниками, не может стать оправданием появления новых монопольных структур.

Холдинги и акционерные общества имеют тысячи мелких акционеров (как это происходит с АО «Газпром»). Вместе с тем они остаются монополистами, фактически руководимыми административным аппаратом. Проблему демонополизации удастся решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Контроль над монополиями является неотъемлемой частью политики демонополизации.

Дата добавления: 2015-03-29 ; Просмотров: 821 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос 2. Механизмы изменения форм собственности (приватизация, национализация, интеграция, демонополизация и др.) хозяйственных образований

Приватизация.

Приватизация представляет собой систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». В 1992 г. обсуждались различные программы приватизации, подготовлен­ные комиссиями Верховного Совета и правительством. В середине года под давлением кабинета реформаторов был принят проект, который в теоретичес­ком отношении опирался на идеи радикального либерализма — представления о частной собственности как наиболее эффективной форме организации хозяйственной деятельности, которая лучше всего реализует «естественные» права и интересы человека. Радикализм этой программы заключался в ориен­тации на максимально возможные масштабы и форсированный способ проведения. Конечной целью приватизации объявлялось формирование широкого класса собственников, способных создать социальную базу нового демократи­ческого общества; приоритет отдавался накоплению частного капитала

Другим отражением приватизации экономики является процесс формирования акционерных обществ (АО) как современной коллективной формы частного капитала.

[1]

Источники средств для приватизации (соответственно для акционирова­ния предприятий) можно подразделить на внутренние и внешние. К внутрен­ним относятся средства, имевшиеся в распоряжении частного капитала для приобретения приватизируемых государственных предприятий — денежные сбережения наиболее состоятельной и предприимчивой части населения, включая капитализированные доходы теневой экономики, а также капитал, сформированный в период рыночных реформ. К внешним следует отнести дополнительные доходы, образовавшиеся в частном секторе благодаря госуда­рственной политике поддержки приватизации и сокращения расходов част­ного капитала на приобретение приватизируемых объектов.

Национализация
Национализация — переход частных предприятий и отраслей экономики в Собственность государства.

[3]

Согласно законопроекту «Об обращении имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность Российской Федерации /национализации/» о национализации, подготовленному Минимуществом, под национализацией понимается принудительное обращение имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, в собственность РФ для удовлетворения ее потребностей в продукции, непосредственно обеспечивающей обороноспособность и безопасность государства, с предварительным и равноценным возмещением Российской Федерацией стоимости имущества и других убытков, причиняемых собственнику.

Расположенное на территории РФ имущество, находящееся в собственности иностранного физического или юридического лиц, подлежит национализации в соответствии с новым федеральным законом, если другое не установлено международным договором РФ.

В состав национализируемого комплекса могут входить земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье и продукция, необходимая для достижения целей национализации. Национализация имущества для удовлетворения потребностей субъектов РФ и муниципальных образований не допускается. В отношении денег и ценных бумаг решение о национализации не может быть принято.

В случае, если права собственника не оформлены надлежащим образом, такой собственник может быть установлен судом, в том числе по иску федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере национализации. Отказ от права собственности в отношении национализируемого имущества, перемена его собственников, признание собственника – гражданина безвестно отсутствующим, а также реорганизация, ликвидация и несостоятельность юридического лица национализируемого имущества не являются основанием для приостановления процедуры национализации.

Решения о национализации принимаются на основании акта правительства РФ. В решении о национализации должно содержаться наименование национализируемого имущества, наименование лица, являющегося его собственником.

Интеграция

Интеграция представляет собой процесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух или более государств, форма интернационализации хозяйственной жизни

Зависимость интеграционных и дезинтеграционных процессов определяется влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов важны мировые тенденции развития экономических отношений, политические и экономические интересы (экономическая потребность в восстановлении или в развитии новых форм интеграции национального хозяйства, а она объективно может реализоваться в том случае, если она дополняется соответствующей политической волей), поиск новых организационных форм в мирохозяйственных отношениях, экономическая политика государств, характеристики экономической системы государства и т. д.

Одним из факторов интеграции является интеграционный потенциал. Разрозненным элементам системы присущи внутренние силы, способствующие стремлению к объединению элементов в целостное образование. На примере России влияние интеграционного потенциала четко прослеживается: после распада СССР на отдельные замкнутые экономические пространства центростремительные силы начали подталкивать бывшие республики к возобновлению старых экономических связей, тем более, что высоко интегрированная экономическая система бывшего Союза определяла и промышленный потенциал каждого субъекта СНГ, и единое экономико-правовое пространство для движения товаров и капиталов.

Демонополизация

В основе процесса развития конкуренции и рыночных отношений лежат следующие основные мероприятия:

1) полный демонтаж административно-командной системы, тех ее звеньев, которые способствуют сохранению и воспроизводству монополистических отношений;

2) изменение производственной структуры на базе разукрупнения и диверсификации существующих производств;

3) формирование организационного и правового механизма выявления и преодоления монополизма в экономике.

Основным нормативным актом является: «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по развитию конкуренции и ограничению деятельности монополий в 1991 году был создан Антимонопольный комитет РФ, который осуществляет:

Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации предприятий;

Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению фирм (более 35% рынка);

Предоставление льготных кредитов и налоговых льгот для впервые вступающих на данный товарный рынок предприятий;

Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров;

Привлечение иностранных инвестиций, развитие свободных экономических зон

Видео (кликните для воспроизведения).

К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:

· Подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;

· Разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

· Осуществление мер по демонополизации производства и обращения;

· Контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;

· Контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10159 —

| 7565 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1.2 Экономическое содержание приватизации

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое

одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы.

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности [ 1, стр. 43] .

1.3 Цели и принципы приватизации

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими [ 2, стр. 112] :

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимнопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

В основе приватизации должен лежать генеральный принцип всех реформ — «не навреди»!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

ь приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

ь приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

ь изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

ь обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

ь приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

ь каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Что относительно концепций, то в условиях рыночной трансформации экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

trim_c

Иван Миклош

Нужно сразу отметить, что теперь (после Евромайдана) впервые в новейшей истории Украины объем коррупции и влияние олигархов снижаются. Конечно, до нормальной ситуации еще очень далеко, но прогресс все же значительный. Среди прочих мер (ProZorro, либерализация, финансирование политических партий, электронные декларации) самыми важными для сдерживания олигархов, злоупотребляющих властью, стали дерегулирование тарифов на электроэнергию и банковская реформа.
Именно тарифы и банки являлись основным источником богатства олигархов

Является ли сегодняшняя ситуация удовлетворительной? Определенно нет. Пора перекрыть и другие каналы, используемые олигархами для злоупотребления своей экономической и политической властью. Способы, как это сделать, очевидны: защита права собственности, открытая, прозрачная и конкурентная приватизация, демонополизация, либерализация и дерегуляция всюду, где это возможно, а также профессиональное и независимое регулирование везде, где это необходимо.

Одним из важнейших источников коррупции, политического клиентелизма и власти олигарха являются государственные компании .
В этой области мы видим нулевой прогресс не только за последние три года, но даже за последние 11 лет.

Позорно, что Фонд государственного имущества с более чем 2000 сотрудников так ничего и не сделал. Это также говорит об отсутствии политической воли на самом высоком уровне, иначе глава ФГИ был бы уволен.

Что касается антимонопольного ведомства, то ситуация в двух словах выглядит таким образом: существует два типа экономического поведения – поиск ренты и поиск прибыли. Второй тип – означает получение доходов от конкуренции на свободном и честном рынке в равных условиях с одинаковыми правилами игры. Первый – означает получение доходов от злоупотребления политическими и/или экономическими полномочиями для создания преференциальных, несправедливых условий. Украинская экономика и особенно бизнес-модель олигарха в основном базировались на поиске ренты. Создание и злоупотребление монополиями в различных секторах является лишь одним из возможных видов поведения, направленного на поиск ренты.

Читайте так же:  Потеря трудовой книжки работодателем что делать

Сильное, независимое антимонопольное управление является необходимым, но не единственным условием. Без независимой судебной системы ничего не получится, поскольку решение Антимонопольного комитета отменят коррумпированные судьи. Поэтому мы должны одновременно продвигать судебную реформу.

Итого все просто: дерегуляция, либерализация и приватизация повсюду, где возможна свободная и честная конкуренция; демонополизация в том случае, когда монополии деформируют свободную и честную конкуренцию; строгое, профессиональное и независимое регулирование там, где конкуренция невозможна. Это касается естественных монополий.

Если говорить об опыте борьбы с коррупцией за рубежом, то определенные параллели можно провести между Украиной и ее соседями. Ситуация в разных странах была и остается непохожей, но факт в том, что в посткоммунистических государствах ситуация куда хуже, чем в развитых, а среди посткоммунистических стран ситуация зависит от скорости либерализации, дерегуляции и приватизации, а также от интеграции в ЕС.

Быстрая либерализация, дерегуляция и приватизация означают сокращение коррупции и ослабление влияния олигархов. Например, одной из важных причин, по которым Эстония является наименее коррумпированной посткоммунистической страной, где почти нет олигархов, является то, что энергетический рынок (включая тарифы на энергоносители) был дерегулирован сразу после падения коммунизма.

Сопоставимое с украинскими реалиями влияние олигархов можно также наблюдать в России и других азиатских постсоветских странах. Но в Украине ситуация все равно уникальна, поскольку здесь всегда была пусть и деформированная, но открытая политическая конкуренция, плюралистические и критические СМИ, сильное гражданское общество, высокообразованные люди. Это также главная причина, по которой только у Украины есть реальный шанс на перемены. Конечно, если вышеупомянутые реформы будут реализованы.

Терпение может лопнуть даже у ангела.
И те, кто представляет себе европейскую ментальность, понимают: это ж как нужно было достать Миклоша, которого пригласил на работу Порошенко, чтобы Миклош написал, что некоторый провал реформ вызван нежеланием позитивных сдвигов на высшем уровне.

Я думаю, что и он, и Бальцерович уедут. Потому что Порошенко пока уступал натиску борцов за перемены в тех зонах, которые означали сужение Коломойскго, Григоришина, кое-где и Пинчука с Ахметовым.
Но — не уступал в зоне интересов олигарха Порошенко, более того — при этом зона аппетитов олигарха Порошенко И ЕГО ГРУППЫ — постоянно расширялась. И сегодня в зоне, которая не просто нуждается — вопит о необходимости реформирования — в этой зоне уже не осталось мест, где не было бы присутствия Порошенко и его группы. Т.е теперь для продвижения Порошенко придется урезать себя и «своих» — или союзников, которым благополучие было твердо обещано.

Т.е. теперь интересы президента и бизнесмена вступают в настоящий конфликт, а я не могу припомнить случая, чтобы президент одолел бизнесмена внутри Порошенко.
Так что в остановке реформ пресса винит Гройсмана.

А мне главная причина видится в том, что уже нигде нельзя двинуть хоть несколько реальную реформу, не отрезав кусочек доходов Петра Алексеевича.
А Он жаден. И не может противостоять своей страсти. Потому реформы и встали на прикол. И мне трудно представить себе силу, которая может заставить Порошенко отступить.

Да нет, могу.
Вот блокада заставила Порошенко отдать несколько десятков миллионов в год — и как же он был зол!
Но боюсь, что теперь только таким образом, только победив в схватке с президентом можно будет сдвинуть телегу реформ с места.

Каждый, кому доводилось сдвигать с места упершегося осла, меня п оймет

2.1.Сущность приватизации.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

полная продажа государственных предприятий частным лицам;

продажа части активов;

передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Читайте так же:  Алиментные обязательства членов семьи

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, — инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, учет принципов социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации — акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Основные концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй подход — «трудовой» — на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся — отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и де приватизации — двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

Экономическое содержание приватизации.

Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.

При продаже предприятия происходит реальная приватизация государственной собственности. Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, так как после выкупа акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время, пока их не выкупят другие инвесторы.

Содержание системы отношений приватизации раскрывается через ее цели. В этом аспекте приватизация — не цель реформы, а ее инструмент. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от «дирижистской» модели регулирования экономики к «неолиберальной». Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах. Практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Видео (кликните для воспроизведения).

Приватизация является важнейшим инструментом институциональной политики, и ее осуществление ведет к формированию новой социально-экономической структуры народного хозяйства. Приватизация на самом деле сделала реформы необратимыми, поскольку здесь возврат затронул бы интересы миллионов людей. Возник искусственный инвестиционный спрос и определенная концентрация прав собственности.

Источники


  1. Безуглов, Анатолий Встать! Суд идет: моногр. / Анатолий Безуглов. — М.: Детская литература. Москва, 2014. — 224 c.

  2. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  3. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
  4. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
  5. Щепина, Анастасия Петровна Римское право. Шпаргалка / Щепина Анастасия Петровна. — М.: РГ-Пресс, Оригинал-макет, 2016. — 757 c.
Приватизация и демонополизация
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here