Преимущественное право выкупа земельного участка собственником здания

Главное по теме: "Преимущественное право выкупа земельного участка собственником здания" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в наименование статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

[1]

Статья 35 . Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 35 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 1 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

1. При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

2. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 3 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

3. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 4 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

4. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Подпункт 3 изменен с 1 сентября 2018 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ

3) отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута, на основании публичного сервитута.

Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Отчуждение участником долевой собственности доли в праве собственности на здание, сооружение или отчуждение собственником принадлежащих ему части здания, сооружения или помещения в них проводится вместе с отчуждением доли указанных лиц в праве собственности на земельный участок, на котором расположены здание, сооружение.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 5 статьи 35 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 5 статьи 35 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

5. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15, пунктом 1 статьи 22 настоящего Кодекса. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий, сооружений, на которые это правило не распространяется.

>
(утратила силу)
Содержание
Земельный кодекс (ЗК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ВС РФ не разрешил субъектам малого бизнеса одновременно приватизировать муниципальные здания и землю по льготной цене

Субъект малого или среднего бизнеса, который арендует государственные или муниципальные здания, в случае их приватизации одновременно с земельным участком, на котором они находятся, не может претендовать на установление выкупной цены исходя из кадастровой стоимости таких объектов. Она должна быть определена на основе отчетов об оценке рыночной стоимости недвижимости (Определение ВС РФ от 06.06.2017 № 306-ЭС17-737 по делу № А55-4072/2016).

Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество) арендовало у муниципалитета семь нежилых зданий по договору, заключенному в 2006 г. В 2010 г. между департаментом управления имуществом муниципального образования (далее — департамент) и обществом был также заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для эксплуатации арендованных зданий как единого комплекса. Оба договора аренды были зарегистрированы в установленном законом порядке.

За время действия договоров аренды общество несколько раз (в 2009, 2013, 2014 г.) обращалось в департамент с заявлениями о выкупе арендуемых зданий. Поскольку департамент игнорировал данные обращения, общество обратилось в суд и выиграло спор: департамент обязали принять решение об условиях приватизации нежилых зданий и занимаемого ими земельного участка, направить обществу проект договора купли-продажи.

Спустя несколько месяцев между обществом и департаментом финансов и экономического развития муниципального образования был заключен договор купли-продажи зданий, которые являлись муниципальной собственностью, а также земельного участка. Цена недвижимости была определена на основании отчетов об оценке рыночной стоимости и составила 2,5 млн руб. за здания и 98 млн руб. за земельный участок.

Право собственности общества на эти объекты было зарегистрировано в установленном законом порядке.

Общество, полагая, что выкупная стоимость земельного участка была определена с нарушениями, а именно без применения льготной ставки, действующей на момент обращения с соответствующим заявлением, обратилось в суд с иском о признании недействительным договора купли-продажи в части установления цены выкупаемого земельного участка, а также об установлении выкупной стоимости земельного участка в размере 23,6 млн руб.

Судебное разбирательство

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций единогласно поддержали позицию истца — общества. Суды исходили из того, что субъект малого или среднего предпринимательства, приобретая в собственность объект недвижимости на основании положений Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ (далее — Закон № 159-ФЗ), имеет также исключительное право на выкуп земельного участка, необходимого для эксплуатации такого объекта (ст. 363 ЗК РФ).

Читайте так же:  Как выплачиваются алименты на ребенка инвалида

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ (п. 1 ст. 36 ЗК РФ в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.). Необходимость приобретения субъектами, обладающими преимущественным правом на приватизацию арендуемого имущества, объектов недвижимости одновременно с земельными участками по рыночной стоимости ставит данных лиц в неравное положение с лицами, которые ранее приобрели объекты недвижимости в соответствии с законодательством о приватизации и обладают правом на выкуп земельных участков, необходимых для использования этих объектов, в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.

Суды пришли к выводу о том, что размер выкупной стоимости земельного участка на момент заключения договора купли-продажи в части цены земельного участка должен быть определен в размере 30% от кадастровой стоимости земельного участка, что составляет 23 631 296 руб. 40 коп. Установление в договоре выкупной цены сверх указанной суммы противоречит п. 1 ст. 422 ГК РФ и п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ. Договор купли-продажи в части цены земельного участка был признан недействительной сделкой. Соответственно, в результате определения цены земельного участка, превышающей нормативно установленный размер, на стороне продавца образовалось неосновательное обогащение, которое подлежало взысканию с муниципального образования в пользу общества.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам отменила вынесенные по делу судебные акты и приняла новый, которым в удовлетворении исковых требований общества было отказано.

По мнению судей, нижестоящие инстанции не учли, что субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на его приобретение по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (абз. 1 ст. 3 Закона № 159-ФЗ). Действие данного закона не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном законодательством (абз. 5 ч. 4 п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 № 134).

Отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемых земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно положениям данного закона, начальная цена подлежащего приватизации муниципального имущества устанавливается в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Департамент, руководствуясь этой нормой, включил в договор купли-продажи условие об определении выкупной стоимости земельного участка на основании отчета о его рыночной стоимости.

До заключения договора на изложенных условиях общество каких-либо возражений относительно цены не высказывало, как и не предприняло попыток разрешить данный вопрос в порядке досудебного урегулирования спора.

Суды, определяя выкупную стоимость земельного участка, не учли, что льготная цена выкупа земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, применяется только к правоотношениям по отчуждению земельных участков лицам, уже являющимся собственниками строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.

Учитывая, что по договору купли-продажи общество одновременно приобретало здание и соответствующий земельный участок, то есть на момент заключения договора не являлось собственником здания, выкупная цена как здания, так и земельного участка обоснованно была определена департаментом исходя из рыночной стоимости названного имущества. Такая позиция была сформирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 14556/11. В нем судьи указали, что при одновременном приобретении на основании положений Закона № 159-ФЗ здания и земельного участка выкупная цена как здания, так и земельного участка должна определяться исходя из их рыночной стоимости.

Комментарий к СТ 35 ЗК РФ

Статья 35 ЗК РФ. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение

Комментарий к статье 35 ЗК РФ:

1. Термин «право пользования земельным участком на тех же условиях, что и у прежнего собственника», используемый в п. 1 комментируемой статьи, означает правовой титул, вид права, принадлежащий первоначальному пользователю земельного участка — отчуждателю недвижимости и подлежащий передаче в силу прямого указания закона новому приобретателю объекта недвижимости — пользователю земельного участка. Это означает, что если земельный участок принадлежит продавцу недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования (в том числе аренды), то к покупателю переходит соответствующее право. Право пожизненного наследуемого владения в силу самой природы этого права может перейти только гражданину — приобретателю недвижимости. В Постановлении N 11 Пленум ВАС РФ указал, что в силу норм п. 1 ст. 35 ЗК, п. 3 ст. 552 ГК РФ покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.

При применении комментируемой статьи возникает вопрос о моменте возникновения права на использование соответствующей части земельного участка при смене собственника недвижимости. В п. 1 ст. 552 ГК закреплено, что право на земельный участок передается покупателю одновременно с передачей права собственности на строение, сооружение. Иначе говоря, в ГК прямо указан момент возникновения права пользования земельным участком — это момент возникновения права собственности на строение, сооружение, приобретаемое по договору купли-продажи.

Хотя в комментируемой статье прямо не установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение право на использование соответствующей части земельного участка переходит одновременно с переходом права собственности на объект недвижимости, учитывая закрепленный в ст. 1 ЗК принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, а также то, что собственник отчуждаемых объектов недвижимости обязан обеспечить их приобретателю возможность дальнейшего использования этих объектов, неотделимого от использования земельного участка, следует признать юридически обоснованным подход к одновременной передаче прав на объект недвижимости и соответствующий земельный участок. В Постановлении Пленума ВАС РФ N 11 указано, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для использования этих объектов на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.

При переходе права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (абз. 2 п. 1 ст. 35 ЗК). Порядок пользования земельным участком в контексте абз. 2 п. 1 комментируемой статьи означает порядок осуществления и объем прав и обязанностей в отношении земельного участка всех приобретателей недвижимости. Определение при переходе права собственности на объект недвижимости права пользования земельным участком с учетом долей в праве собственности на недвижимость традиционно для российского законодательства (см. ч. 2 ст. 37 Земельного кодекса РСФСР).

Читайте так же:  Можно ли оформить и вступить в наследство в другом городе

2. Часть земельного участка, права на которую возникают в связи с отчуждением расположенных на нем объектов недвижимости, формируется из земельного участка, непосредственно на котором возведено здание, строение, сооружение, — площади под застройкой и из земельного участка, необходимого для их использования — обслуживающего земельного участка. Если размер площади застройки определить достаточно легко, то размер обслуживающего участка установить не всегда просто. Определение размера части земельного участка возможно только индивидуально в каждом конкретном случае с учетом различных обстоятельств. Критерии определения предельных размеров обслуживающего участка могут быть установлены в правилах землепользования и застройки, в землеустроительной, градостроительной, проектной документации.

Размер обслуживающего земельного участка зависит прежде всего от целевого назначения земельного участка и характера, вида здания, строения, сооружения, расположенного на данном участке. Единственное правило, которое применимо ко всем случаям: размер площади застройки и обслуживающего земельного участка не может быть более размера земельного участка, принадлежавшего бывшему собственнику здания, строения, сооружения (также см. Постановление ФАС Центрального округа от 30.11.2007 по делу N А14-24785/2005/982/13). Это утверждение естественно следует из правила о том, что никто не может передать больше прав, чем имеет он сам. Бывают случаи, когда земельный участок, на котором находится объект недвижимости, значителен по площади и не полностью занят этим объектом. В такой ситуации возможно выделение части земельного участка, право на которую перейдет к приобретателю объекта недвижимости при условии, что такой земельный участок является делимым.

3. Цели реализации в законодательстве положения «собственнику здания, строения, сооружения должен принадлежать на праве собственности и земельный участок, на котором находится объект недвижимости» служит норма п. 3 комментируемой статьи. Преимущественное право покупки или аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется в порядке, установленном ст. 250 ГК. Когда здание, строение, сооружение расположены на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственники этих объектов недвижимости имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков (см. комментарий к п. 1 ст. 36 ЗК).

Правила о преимущественном праве покупки или аренды заключаются в том, что собственник земельного участка, желающий продать его или сдать в аренду, обязан сначала предложить его купить или арендовать собственнику здания, строения, сооружения, расположенного на данном земельном участке. Такое предложение (извещение) должно быть сделано письменно с указанием цены (арендной платы) и всех других условий, на которых собственник земельного участка продает его или сдает в аренду. Если собственник здания, строения, сооружения откажется от приобретения или заключения договора аренды или не приобретет (не арендует) земельный участок в течение месяца со дня извещения, собственник земельного участка вправе продать или передать в аренду земельный участок любому лицу. При нарушении преимущественного права покупки собственник здания, строения, сооружения имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя или арендатора.

4. При сравнении п. п. 1 и 4 комментируемой статьи становится очевидным, что при отчуждении зданий, строений, сооружений законодатель установил различный подход к определению размера земельного участка в зависимости от того, находится земельный участок в собственности лица, отчуждающего объект недвижимости, или нет. Если здание, строение, сооружение находится на чужом земельном участке, при переходе права собственности на этот объект лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка (п. 1 комментируемой статьи). Если же отчуждаются здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке и принадлежащие одному лицу (т.е. собственник здания и собственник земельного участка — одно лицо), то отчуждается и земельный участок, за исключением случаев, когда участок изъят из оборота или отчуждается часть недвижимости, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка (п. 4 комментируемой статьи).

Таким образом, закрепление и дальнейшее развитие в земельном законодательстве такого принципа, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, значительно ограничивает принадлежащее лицу право собственности на земельный участок и расположенное на нем недвижимое имущество. Собственник при отчуждении объекта недвижимости обязан продать и принадлежащий ему на праве собственности весь земельный участок целиком, даже если он намного превышает размер площади застройки и обслуживающего участка. Это положение, конечно же, не исключает право собственника до совершения сделки по отчуждению здания, строения, сооружения разделить принадлежащий ему земельный участок на несколько участков. При образовании нескольких участков и постановке их на кадастровый учет собственник может осуществить отчуждение только части земельного участка, непосредственно обслуживающего отчуждаемое здание, строение, сооружение.

Исходя из буквального толкования комментируемого пункта в договоре об отчуждении недвижимости (зданий, строений, сооружений) необходимо четко определить, что к покупателю переходит право собственности на земельный участок (если нет ограничений на отчуждение земельного участка, предусмотренных в ЗК). Данное положение было подтверждено и практикой применения ст. 35 ЗК. Пленум ВАС РФ в Постановлении N 11 определил, что сделки, воля сторон по которым направлена на отчуждение зданий, строений, сооружений без соответствующего земельного участка или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты принадлежат на праве собственности одному лицу, являются ничтожными (п. 11).


5. Норма п. 5 комментируемой статьи устанавливает одно из исключений из национального режима иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц (см. комментарий к п. 3 ст. 5). Данное положение было предметом рассмотрения КС РФ, который признал его соответствующим Конституции (Постановление от 23.04.2004 N 8-П «По делу о порядке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы»).

Видео (кликните для воспроизведения).

КС РФ отметил, что сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России. Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, исходить из приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (ч. 1 и ч. 3 ст. 4 Конституции). Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель в п. 5 комментируемой статьи и ряде других статей ЗК ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования.

Читайте так же:  Как получить вид на жительство в рф

Перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется, не установлен.

Выкуп арендованного земельного участка

могу ли я на основании п.8 ст. 22 земельного кодекса воспользоваться преимущественным правом и выкупить арендованный мною для размещения стационарного производственного здания земельный участок не начиная строительство самого здания , а только после подведения к земельному участку электричества и воды ? Хотелось бы получить мотивированный ответ со ссылками на нормативные акты .

В соответствии с п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ арендатор имеет преимущественное право покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. При этом необходимо учитывать, что если на продаваемом участке расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, то исключительное право покупки такого участка имеют собственники названных объектов недвижимости (п. 1 ст. 36 ЗК РФ). Таким образом, в первую очередь должно быть соблюдено преимущественное право собственников недвижимости, а во вторую — преимущественное право арендатора (в случае отказа собственников недвижимости от покупки участка).

Если же на арендуемом участке отсутствуют какие-либо застройки, то преимущественное право выкупа земельного участка принадлежит арендатору.

Более того, если собственником земли (иным полномочным лицом) однозначно выражена воля на ее продажу, то арендатору земельного участка принадлежит право его преимущественной покупки. Такой вывод содержится в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2012 N Ф03-6658/2011.

Минэкономразвития России в Письме от 03.03.2010 N Д23-688 указало, что с учетом того, что арендованный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть выставлен на торги (ст. ст. 38, 38.1, 38.2 ЗК РФ), преимущественное право арендатора земельного участка на его покупку фактически является исключительным правом и может быть реализовано в порядке, предусмотренном заключенным договором аренды. В случае отсутствия в договоре аренды положений о цене продажи земельного участка арендатору земельный участок подлежит продаже на общих основаниях, то есть по рыночной цене.

[3]

Уточнение от 9 января 2015 — 23:44
Таким образом, если собственник земельного участка решил продать его, то Вы вправе его выкупить даже без подвода к участку коммуникаций. По другому будет решаться вопрос выкупа, если у собственника нет желания продавать данный участок.

Приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с нормами земельного законодательства при наличии определенных условий. Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование на основании п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ. Участки предоставляются и гражданам, и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных в п. 1 ст. 24 Земельного кодекса РФ. То есть участок может быть предоставлен юридическому лицу на одном из указанных видов права.

В вопросе сказано, что участок находится у организации в аренде на 49 лет, стало быть, право на данный участок определено в виде долгосрочной аренды, которая регулируется условиями договора аренды, положениями Гражданского и Земельного кодексов РФ об арендных отношениях.

Согласно п. 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ при продаже собственником земельного участка его арендатор имеет преимущественное право покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, кроме случая продажи с публичных торгов. Этот порядок определен в ст. 250 ГК РФ, в которой сказано, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях. Это правило приобретения земли в собственность не распространяется на случаи, предусмотренные в п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (когда на участке находится здание, строение, сооружение).

Из пункта 8 ст. 22 Земельного кодекса РФ и ст. 250 ГК РФ можно сделать вывод, что преимущественное право приобретения в собственность арендуемого земельного участка возникает у арендатора только тогда, когда собственник-арендодатель примет решение продать этот участок. Есть и практическое подтверждение этого вывода. В постановлении от 11.12.2009 по делу № А46-7356/2009 судьи ФАС Западно-Сибирского округа отметили: поскольку главное управление по земельным ресурсам области не изъявило воли относительно продажи земельного участка и его продажной цены посредством публикации в местной газете (извещение неопределенного круга лиц о продаже участка), арендатор в данном случае не обладает правом преимущественной покупки этого участка.

Законодательство о земле не запрещает арендатору обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления — в зависимости от того, в чьей собственности находится арендуемая земля, с заявлением о приобретении ее в собственность. И если орган государственной власти (орган местного самоуправления) решит продать участок, у арендатора возникнет преимущественное право на его покупку по отношению к другим покупателям. Но в некоторых случаях реализовать его достаточно трудно.

По требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, если арендатор (ст. 619 ГК РФ):

— пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями;

— существенно ухудшает имущество;

— более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату;

— по другим основания, предусмотренным договором аренды для досрочного расторжения договора по требованию арендодателя.

Земля, находящаяся в государственной или муниципальной собственности, продается на торгах (конкурсах, аукционах). Если в них участвует несколько покупателей и арендатору не удается выкупить земельный участок по заявленной на торгах цене (рыночной стоимости), его может приобрести другой участник торгов. Тогда произойдет смена собственника арендуемого участка. Это изменение не повлечет за собой изменение или расторжение договора аренды (п. 1 ст. 617 ГК РФ).

Не исключено, что у нового собственника будут другие планы на приобретенный участок и он будет пытаться расторгнуть договор аренды по основаниям, указанным в главе 34 Гражданского кодекса РФ, например в ст. 619 ГК РФ.

Если арендуемый участок относится к сельскохозяйственным землям, преимущественное право приобретения его в собственность реализуется по-другому.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» воспользоваться исключительным правом на приобретение арендуемого участка сельхозназначения арендатор может по истечении трех лет с момента заключения договора аренды и при условии надлежащего использования земель. Невыполнение одного из названных условий лишает арендатора права на преимущественное приобретение в собственность арендуемого участка (постановления ФАС Поволжского округа от 21.10.2008 по делу № А49-1981/08 и Волго-Вятского округа от 31.08.2009 по делу № А82-1378/2009-14).

Читайте так же:  Как восстановить свидетельство о приватизации квартиры

Заявление на выкуп земельного участка из муниципальной собственности

Аренда земли является распространённым видом пользования наделом, ведь у граждан не всегда есть возможность или потребность приобретать её в собственность. Однако со временем обстоятельства могут меняться и у арендатора может возникнуть необходимость купить надел. Рассмотрим, как происходит выкуп арендуемого земельного участка из муниципальной собственности.

Условия выкупа земли

Правила покупки арендованной земли регламентируются Гражданским кодексом, Земельным кодексом и федеральными законами Российской Федерации. Согласно законодательной базе право на приобретение имеет любой гражданин РФ, физическое или юридическое лицо, но к конкретному покупателю выдвигаются определённые требования.

Итак, преимущественное право на выкуп земли имеют…

  1. Владельцы строений, расположенных на земельных участках. В этом случае аренда предполагает даже не преимущественное, а исключительное право выкупа по цене, которая не превышает кадастровой.
  2. Арендаторы, которые используют надел на бессрочных основаниях.
  3. Собственники квартир в многоэтажном доме. Если земля под домом и на придомовой территории ранее была поставлена на кадастровый учёт, она передаётся во владение бесплатно.
  4. Граждане, получившие участки в пользование до 30 октября 2001 года.

В случае земель сельскохозяйственного назначения действуют следующие особенности:

  • если арендатор беспрекословно соблюдает условия договора, ему передаётся преимущественное право на выкуп земли;
  • надел переходит во владение после внесения выкупных денежных средств;
  • если гражданин пользуется территорией более 3 лет, она передаётся ему без торгов и, возможно, по сниженной стоимости, главное — обратиться до окончания договора аренды;
  • в случае долевой собственности преимущество покупки находится у владельцев других долей.

В январе 2019 года произошли существенные изменения в законодательной базе, касающиеся землепользования. ФЗ № 251 гласит, что земельный надел необходимо зарегистрировать в ЕГРП. Если на протяжении 5 лет этого не происходит, территория не ставится на кадастровый учёт и земля из частного владения передаётся в муниципальное. В этом случае бывшим владельцам придётся озаботиться возвратом участка в частную собственность.

Процедура выкупа земельного участка

Чтобы выкупить земельную территорию, гражданину необходимо направить обращение в органы местного самоуправления. С собой ему необходимо иметь следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ, если обращается физическое лицо;
  • свидетельство о регистрации, если обращается юрлицо;
  • выписка из ЕГРП;
  • кадастровый паспорт для земли;
  • заявление.

Строгих шаблонов для заявления нет, оно составляется в произвольной форме. Главное — заявка должна содержать следующие сведения.

  1. Ф. И. О. и паспортные данные заявителя, почтовый адрес.
  2. Непосредственно сама просьба.
  3. Данные об участке — кадастровый номер, адресные координаты, сведения о постройках.
  4. Дата составления и подпись заявителя.

Кроме подписи заявителя, на заявлении ставится подпись сотрудника, который его принял.

Вместе с указанными выше документами владельцу лучше взять с собой арендный договор и план территории. Выкуп арендованного земельного участка из муниципальной собственности происходит в несколько этапов.

  1. Проводится процесс межевания и согласования границ.
  2. Гражданин обращается в федеральный орган картографии, где ему предоставляют выписку из кадастра.
  3. После этого он отправляется в муниципальный орган и подаёт заявление с сопутствующими документами.
  4. В течение одного месяца происходит рассмотрение заявки, срок может затягиваться из-за количества обращений.
  5. Гражданину на руки выдаётся решение о выкупе, в этом документе содержится информация о цене участка.
  6. После того как денежные средства вместе с государственной пошлиной уплачены, составляется соглашение о сделке.
  7. Через месяц владельцу выдаются документы, подтверждающие собственность на земельную территорию.

Цена на выкупленный участок зависит от нескольких факторов, например от региональных законов или месторасположения территорий. В среднем она равна 60 % от кадастровой стоимости. Если собственник желает изменить целевое назначение земли, цена повышается и составляет 80 % от кадастровой. В случае приобретения федеральных владений ставка минимальна — 2.5 %.

Бесплатное получение и ограничения на выкуп

Кроме стандартной процедуры, в процессе которой земля из арендуемой становится выкупленной, существуют исключительные случаи, когда получение в собственность становится невозможным или, наоборот, предоставляется бесплатно.

Невозможно выкупить земли, которые:

  • изъяты или ограничены в обороте;
  • запрещены для приватизации;
  • зарезервированы органами местного самоуправления.

Оформить право собственности без оплаты можно в следующих вариантах развития событий:

  • если арендуемые территории были существенно улучшены и развиты пользователем;
  • на территории построены религиозные объекты;
  • надел выделен из общего участка дачного кооператива;
  • участок использовался человеком бесплатно более пяти лет;
  • предоставление пользования землёй многодетным семьям.

Процесс получения во владение арендованной земли не представляет большой трудности. Если были соблюдены все условия, выдвигаемые законодательством, то достаточно просто подать документы в орган муниципалитета и получить подтверждение собственности.

Право выкупа земли без торгов относится только к участку, необходимому для обслуживания здания

Арендатор государственного или муниципального земельного участка, построивший на нем здание, строение или сооружение, имеет преимущественное право приобрести этот участок в собственность без проведения торгов. Однако площадь приобретаемой таким образом земли должна соответствовать площади возведенного здания. Если же размер земельного участка больше, чем необходимо для обслуживания недвижимости, то его приватизация без проведения публичных процедур является нарушением законодательства о защите конкуренции (Определение ВС РФ от 06.03.2017 № 305-КГ16-16409 по делу № А40-100700/2015).

Между администрацией города (далее — администрация) и обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) был заключен договор аренды земельного участка для строительства торгово-офисного центра. После завершения строительства общество зарегистрировало право собственности на объект и обратилось в администрацию с заявлением о выкупе земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу объекта недвижимости. Между администрацией и обществом был заключен договор купли-продажи земельного участка, право собственности общества на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Затем общество разделило земельный участок на два участка и поставило их на кадастровый учет с новыми кадастровыми номерами.

Общество и администрация, полагая, что решение антимонопольного органа и предписание являются незаконными, а также нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратились в арбитражный суд.

Судебное разбирательство

Суды первой и апелляционной инстанции заявленные администрацией и обществом требования удовлетворили и признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными.

Указание антимонопольного органа на необоснованность предоставления спорного земельного участка в собственность общества, поскольку площадь земли существенно превышает площадь построенного на ней торгового центра, суды признали несостоятельным. Так, п. 3 ст. 35 Земельного кодекса РФ предусматривает, что собственник здания, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Положений, касающихся предельных размеров земельных участков, передаваемых в собственность, в Кодексе нет. Администрация не предоставляла обществу муниципальных преференций, поскольку земля была передана на основании федерального закона, в данном случае на основании ЗК РФ. Общество как собственник первоначального земельного участка реализовало свое правомочие, разделив его на два участка и поставив их на кадастровый учет.

Читайте так же:  При закрытии ип что нужно делать

Основанием для принятия оспариваемых решения и предписания стал вывод антимонопольного органа о том, что между администрацией и обществом было заключено устное соглашение об осуществлении последовательных согласованных действий, направленных на предоставление обществу вновь созданного земельного участка для строительства без проведения публичных процедур. Однако, по мнению суда, этот вывод неверен, поскольку администрация предоставила обществу участок с иным кадастровым номером (первоначальный участок до его разделения). Для приобретения в собственность данного земельного участка проведение публичных процедур не требовалось, поскольку общество обладало исключительным правом на его приватизацию. Став собственником земли, общество вправе было по своему усмотрению осуществлять на ней строительство недвижимых объектов при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил.

Необоснованным суд посчитал и вывод антимонопольного органа о том, что администрация в нарушение законодательства о защите конкуренции предоставила обществу право осуществлять строительство коммерческой и жилой недвижимости на вновь образованном земельном участке без проведения публичных процедур. Так, на данном участке во время рассмотрения спора не осуществлялось строительство ни коммерческой, ни жилой недвижимости, в связи с чем никакие публичные процедуры не проводились. Администрацией обществу был лишь разрешен сбор исходных данных и разработка проекта планировки части территории микрорайона.

Суд также указал, что исполнение вынесенного антимонопольным органом предписания технически не представляется возможным, поскольку объектом, подлежащим передаче в собственность по договору купли-продажи, являлся иной земельный участок с иным кадастровым номером, а не вновь образованный после разделения земельный участок.

Арбитражный суд округа оставил судебные акты по делу без изменения.

Позиция ВС РФ

Судьи ВС РФ отменили все принятые по делу судебные акты, оставив требования администрации и общества без удовлетворения.

Удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что общество как собственник здания имело преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (на момент рассмотрения дела ныне недействующая ст. 36 ЗК РФ предусматривала специальные правила приобретения прав на землю, которая находится в государственной или муниципальной собственности и на которой расположены здания, строения, сооружения. — Примеч. ред.).

Доводы антимонопольного органа о необоснованности предоставления в собственность общества земельного участка площадью, значительно превышающей площадь принадлежащего ему торгово-офисного центра, нижестоящие суды не приняли, поскольку ЗК РФ содержит указание на преимущественное право собственника здания, находящегося на чужом земельном участке, покупки этого земельного участка, а не только части, занятой зданием. Однако, по мнению ВС РФ, такой вывод является ошибочным и противоречит сложившейся судебно-арбитражной практике. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов государственный или муниципальный орган обязан учитывать потребность в данном земельном участке, исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта. Такое обоснование у администрации отсутствовало.

Кроме того, антимонопольный орган указывал на согласованность действий администрации и общества по передаче земельного участка в собственность последнего. До передачи земельного участка администрация уже располагала информацией о планируемом строительстве многоэтажного жилого дома на спорном участке. После регистрации права собственности общество разделило данный земельный участок на два участка, поставив их на кадастровый учет, а администрацией впоследствии было издано постановление, разрешающее обществу сбор исходных данных и разработку проекта планировки части территории для строительства на земельном участке, не занятом принадлежащим обществу строением, супермаркета вместо ранее запланированного городом строительства 25-этажного дома.

Верховный суд РФ указал, что в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение (за исключением случаев, допускаемых законом) не может не влиять на конкуренцию. Лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем. В связи с тем, что администрация и общество не представили в антимонопольный орган и в суд доказательств, подтверждающих соответствие спорного земельного участка площадью 10 000 кв. м размерам, необходимым для использования здания площадью застройки 796 кв. м, решение и предписание антимонопольного органа были признаны обоснованными.

[2]

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ внес изменения в ЗК РФ, в частности, в правила приватизации земельных участков, принадлежащих публичным образованиям, частными собственниками расположенных на таких участках зданий, строений, сооружений. Норма ст. 36 ЗК РФ «Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения» с 1 марта 2015 г. утратила силу, а на смену ей в Кодекс ввели новую главу V.1 «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальном собственности». Подпункт 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, аналогично отмененной ст. 36, предусматривает возможность продажи или передачи в аренду указанных участков без проведения торгов в случае, если на таких участках расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Указанные лица обладают исключительным правом на заключение соответствующих договоров. В случае же, если собственник (или ни один из сособственников) здания, строения, сооружения не обратился с заявлением о приобретении земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении такого лица заключить договор аренды соответствующего земельного участка (п. 8 ст. 39.20ЗК РФ).

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

  3. Поляков М. П., Федулов А. В. Правоохранительные органы; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 176 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник; Юнити-Дана, Закон и право — М., 2014. — 560 c.
  5. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
Преимущественное право выкупа земельного участка собственником здания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here