Правовое регулирование права собственников земельных участков

Главное по теме: "Правовое регулирование права собственников земельных участков" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

47. Государственное регулирование земельных отношений. Правовое регулирование использования земель. Ответственность за земельные правонарушения. Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Основными функциям государственного регулирования земельных отношений являются:

1. определения целевого назначения земель, перевод их из одной категории в другую;

2. планирование использования земель;

3. предоставление и изъятие земель, создание и развитие рынка недвижимости;

4. охрана земель и контроль за их использованием;

5. осуществление землеустройства, мониторинга и ведение государственного земельного кадастра;

6. обеспечение исполнения земельного законодательства.

Формы и методы данной деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важнейший инструмент земельного права. Государственное регулирование земельных общественных отношений предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.

Существенным препятствием для государственного регулирования земельных отношений в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями. Содержание государственного регулирования земельных отношений проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов регулирования, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.*

Правовое регулирование использования земель

В земельном законодательстве закреплено понятие «земельный участок» (ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25. 10.2001 г. № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ), ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ) — земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой удостоверены и описаны в установленном порядке.

[2]

Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 202 «Вопросы федерального агентства кадастра объектов недвижимости». Данное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере ведения кадастров объектов недвижимости, землеустройства, инвентаризации объектов недвижимости, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости и государственного мониторинга земель.

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, и его основными функциями являются следующие:

а) создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости на базе государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и системы технического учета зданий и сооружений;

б) организация проведения государственной кадастровой оценки земель и оценки иных объектов недвижимости, утверждение их результатов;

в) землеустроительное обеспечение на землях, находящихся в федеральной собственности;

г) осуществление государственного мониторинга земель;

д) предоставление сведений, содержащихся в государственном кадастре объектов недвижимости;

е) предоставление сведений о налогооблагаемой базе при исчислении земельного налога и налогов на имущество;

ж) оказание услуг в сфере землеустройства, государственного кадастрового учета, государственной кадастровой оценки земель, оценки иных объектов недвижимости;

з) проведение экспертизы землеустроительной документации.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель направлено на повышение заинтересованности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности и включает:

— выделение средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

— использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ);

— частичную компенсацию из средств бюджета снижения дохода в результате временной консервации земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли;

— поощрение граждан, ведущих крестьянское хозяйство, колхозов, совхозов, лесхозов и других предприятий, а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почвы, продуктивности земель лесного фонда;,

установление повышенных цен на экологически чистую продукцию.

Аренда земли – предоставление земли ее собственником (арендодателем) на основании договора аренды любым физическим и юридическим лицам, в т.ч. иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным объединениям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам.

Бессрочное (постоянное) пользование землей – предоставление в постоянное пользование земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предприятиям, организациям и учреждениям, а также кооперативам, не связанным с сельскохозяйственным производством или сельскохозяйственным предприятиям независимо от форм собственности.

Временное пользование землей – предоставление земельных участков предприятиям, организациям и учреждениям землепользователями арендаторам на основании договора, подлежащего регистрации в установленном законодательством порядке

Нормативная цена земли – показатель стоимости земельного участка определенного качества и местоположения.

Основания права землепользования, землевладения и аренды земли – ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий договор, а также решение компетентного органа исполнительной власти (администрации) о предоставлении земельного участка.

Плата за землю – предусмотренные законом обязательные платежи за пользование землей (Законом РФ «О плате за землю» определены следующие формы платежей – земельный налог, арендная плата и нормативная цена).

Право вторичного пользования землей – приобретение земельных участков непосредственно не от администрации, а от первичных землевладельцев или землепользователей.

Право первичного пользования землей – предоставление земельного участка землевладельцу и землепользователю непосредственно государством в лице местной администрации.

Право самостоятельно хозяйствовать на земле – право собственника, землепользователя, арендатора земли использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные ископаемые, торф, водные объекты, возводить строения и сооружения, а также право собственности на посевы и насаждения, на возмещение убытков, причиненных нарушением земельного законодательства, изъятием земель для государственных и муниципальных нужд.

Предоставление земли – отвод земельных участков в собственность, пожизненное владение, пользование или аренду, в установленных размерахтрадиционно безвозмездно.

Правовое регулирование использования и охраны земель

Земельное законодательство об охране и использовании земель

Важнейшей частью обшей биосферы является земля. Использование земли связано со всеми другими объектами: животным и растительным миром, лесами, водами, полезными ископаемыми, богатствами земных недр. Термин «земля» трактуется по-разному: планета Земля, поверхность, почва, грунт, территория, объект собственности, пользования, аренды, составная часть окружающей природной среды. В юридическом значении под землей понимается поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Состоит земельное законодательство из Земельного кодекса от 25.10.2001 № 136-ФЗ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Федерации. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Земельному кодексу, федеральным законам.

Читайте так же:  Царапают машину во дворе что делать

Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов Федерации органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. По целевому назначению земли подразделяются на следующие категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Земли должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Правовая охрана земель

Основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, составляет земля, использование которой должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства, основой хозяйственной и иных видов деятельности.

  • на собственников земельных участков;
  • землепользователей;
  • землевладельцев;
  • арендаторов земельных участков.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель предусматривает, в частности, следующие меры:

  • освобождение от платы за земельные участки в период их освоения и период, предусмотренный проектом производства работ;
  • поощрение работников сельскохозяйственных предприятий, руководителей и специалистов за реализацию мероприятий по улучшению качества земель,
  • повышению плодородия почв и их продуктивности;
  • установление повышенных цен на экологически чистую сельскохозяйственную продукцию;
  • компенсацию собственникам земель и другим пользователям произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв.

Содержание права собственности на землю. Ограничения правомочий собственника и их социальная природа. Правовые формы реализации правомочий собственника земли.

Право собственности на землю включает три правомочия: владения, пользования и распоряжения землей.

Конституция РФ в п. 3 ст. 55 предполагает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

В российском законодательстве предусмотрены две группы ограничений прав на землю.

Во-первых, это ограничения оборота земельных участков.

Во-вторых, это ограничения использования земельных участков, а именно:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды,

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка

Данный перечень ограничений не является исчерпывающим.

Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Это связано с тем, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей.

Право пользования землей дает возможность эксплуатировать ее полезные свойства и качества.

Право землепользования — это система норм, устанавливающих основания возникновения и прекращения права пользования землёй, права и обязанности землепользователей в целях наиболее рационального использования и охраны земель, сохранения и улучшения природной среды.

Субъекты права пользования землёй

граждане и их объединения

иностранные граждане и иностранные юр.

лица без гражданства


1) по целевому назначению:

для ведения с/х производства

для градостроительных и иных нужд

[1]

срочное (осуществляется по договору аренду и по договору о временном пользовании земельным участком)

бессрочное (осуществляется на титуле собственности)

краткосрочное (договор заключается на 49 лет)

4) по правовой природе:

первичное (когда землепользователь получает землю от государства в установленном законом порядке)

вторичное (земельный участок для установленных целей предоставляется первичным землепользователем)

Земельные участки, изъятые из оборота в Российской Федерации

Земельные участки, изъятые из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

К изъятым из оборота относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками;

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций Федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Совершенствование правового регулирования права собственности на земельные участки

Маркин С.В., старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).

В проект Федерального закона о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации включены положения, затрагивающие понятие и классификацию земельных участков как объектов права собственности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно указанному проекту Федерального закона в Гражданский кодекс предлагается включить отдельную главу, предусматривающую право собственности на земельные участки и иные природные объекты. Следует сразу же отметить, что если в действующем Гражданском кодексе имеются нормы, закрепляющие право собственности и другие вещные права на землю, то в проекте Федерального закона в указанной главе имеются нормы только о праве собственности на земельный участок и отсутствуют нормы об иных вещных правах на него. Однако вывод о том, что земельные участки помимо права собственности могут находиться у субъектов гражданских правоотношений и на иных вещных правах, можно сделать из правовых положений, устанавливающих понятие и виды вещных прав. В частности, в соответствии со ст. 223 проекта ГК РФ вещными правами являются право собственности и ограниченные вещные права.

Читайте так же:  Заявление о выдаче вида на жительство

Ограниченные вещные права устанавливаются на вещь, находящуюся в собственности другого лица.

К ограниченным вещным правам согласно проекту относятся:

  • право постоянного землевладения (глава 20);
  • право застройки (глава 20.1);
  • сервитут (глава 20.2);
  • право личного пользовладения (глава 20.3);
  • ипотека (глава 20.4);
  • право приобретения чужой недвижимой вещи (глава 20.5);
  • право вещной выдачи (глава 20.6);
  • право оперативного управления (глава 20.7);
  • право ограниченного владения земельным участком (ст. 297.1).

Прежде чем перейти к обзору тех изменений, которые имеются в проекте Федерального закона относительно понятия земельного участка, его видов и его правового режима, следует рассмотреть правовое регулирование земельного участка как объекта права собственности в действующем законодательстве.

Разграничение сфер действия гражданской, земельной и иных отраслей российского права и законодательства является в настоящее время одной из самых острых проблем не только природоохранного, экологического права, но и общей теории права. Несомненно, Гражданский кодекс РФ играет и должен продолжать играть важнейшую роль в обеспечении стабильности имущественных отношений, защите их добросовестных участников, в обеспечении реализации вещных прав на землю и иные природные объекты.

Механический перенос многих положений федеральных законов о земле и других природных ресурсах в ГК РФ не принесет автоматически повышения эффективности и добросовестности исполнения их природоохранных предписаний, поскольку данные нормы увязаны по смыслу и логически с целым комплексом норм, закрепленных в других нормативных актах, и их применение в такой редакции будет более эффективным.

Юридическое понятие «земельный участок» в действующем законодательстве дается не в гражданском, а в земельном законодательстве.

Впервые оно было закреплено в ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Согласно указанной статье земельный участок рассматривался как часть поверхности земли (в т.ч. поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.

Несколько позднее в ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок был определен как часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различия в сфере применения этих разных по своему содержанию понятий заключались в том, что согласно ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре» закрепленное в нем понятие земельного участка имело специальный характер и должно было применяться только для целей данного Федерального закона. Понятие земельного участка, приведенное в ст. 6 ЗК, имело общий характер.

В результате принятия Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных отношений» понятие «земельный участок» было усовершенствовано. Ныне согласно ст. 11.1 ЗК земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Понятия «земля», «земельный участок» связаны с понятием недвижимости. Земельный участок — это не только природный объект и природный ресурс, но и недвижимость. Исключение почв из понятия земельного участка привело к тому, что ныне это определение не соответствует реально существующему определению земельного участка как объекта права собственности. Так, согласно п. 2 ст. 261 ГК, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой. Как предусматривает ст. 1181 ГК, при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходит также находящийся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой.

В содержании понятия земельного участка указан только один из признаков, с помощью которого осуществляется его индивидуализация как объекта прав на землю, — определение границ участка, причем якобы этот признак является главным. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Это означает, что границы земельного участка устанавливаются посредством определения географических координат основных (угловых) точек его границ. Статья 7 этого Закона относит к числу уникальных характеристик земельного участка описание местоположения границ участка, его площадь и др. Дополнительным сведением считается адрес объекта недвижимости.

В настоящее время пришло осознание того факта, что земля с ее почвенным покровом, являясь уникальным природным ресурсом, не может не рассматриваться в качестве общественного достояния, независимо от того, кому она принадлежит. Она имеет уникальное значение во всей системе предпринимательской деятельности и для всего человеческого сообщества, поскольку является единственным местом проживания всех народов и поколений людей, основным и естественным фактором в любой сфере бизнеса, прямо или косвенно участвующим в производстве всех других товаров и благ.

В связи с этим регулирование земельных отношений предполагает определенную специфику, включающую участие публично-правовых образований и наличие определенных ограничений при использовании и обороте земли. В то же время это не означает введения необоснованных ограничений на участие земли в гражданском обороте.

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому осуществление права собственности в отношении земельных участков регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства. Более того, земля как уникальный природный ресурс имеет особый юридический статус.

Имущественные правоотношения по поводу земли имеют определенную специфику, которая заключается в том, что земельные участки должны использоваться строго по назначению, сам оборот земельных участков ограничен, действует презумпция государственной собственности на земельные участки, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Невыполнение установленных земельным законодательством правил пользования земельным участком может повлечь его изъятие у собственника.

Читайте так же:  В каком возрасте наступает правоспособность гражданина рф

В проекте ГК по-новому определяется сам земельный участок. Согласно п. 1 ст. 287 проекта ГК объектом права собственности может являться участок поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке, прошедший государственный кадастровый учет. По общему правилу право собственности распространяется и на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и находящиеся на нем растения.

Указанная статья содержится в главе проекта ГК о праве собственности на земельный участок и другие природные объекты. Анализ указанной главы проекта ГК позволяет сделать вывод о том, что все основные положения о праве собственности на земельный участок, о его понятии, порядке его раздела и выдела из него доли, а также правовые положения о правах и обязанностях собственников земельных участков, основаниях приобретения и прекращения права собственности на земельный участок, ограничениях прав на земельный участок перенесены из Земельного кодекса в Гражданский кодекс, вероятнее всего, с целью последующего исключения этих правовых положений из Земельного кодекса. Представляется весьма оспоримым внесение в п. 1 ст. 287 ГК РФ терминологических конструкций, которые фактически тождественны, т.к. описание и удостоверение в установленном порядке границ земельного участка и представляет собой государственный кадастровый учет, а государственный кадастровый учет не может быть осуществлен без соответствующего описания и удостоверения земельного участка. Поэтому представляется целесообразным п. 1 ст. 287 ГК РФ сформулировать следующим образом: «Объектом права собственности может являться участок поверхности земли, прошедший государственный кадастровый учет».

Особый интерес вызывает предложенная редакция ст. 294 проекта ГК РФ, предусматривающая содержание соседских прав. Так, согласно указанной статье собственник земельного участка обязан:

Собственник земельного участка имеет право, если соглашением с собственником (владельцем) соседнего земельного участка не предусмотрено иное:

  • собирать плоды, упавшие на земельный участок с дерева или куста, расположенного на соседнем участке;
  • срезать и оставлять себе препятствующие использованию земельного участка корни дерева или куста, проникшие с соседнего участка;
  • требовать от собственника соседнего участка, чтобы он своими действиями не изменял притока света на земельный участок и не сужал открывающегося с него вида, если это выходит за разумные пределы;
  • требовать от собственника соседнего участка участвовать в строительстве или в разумных расходах на строительство общей стены (забора, изгороди) между земельными участками или в установлении иной разделительной линии между земельными участками (межевых знаков на общих границах), а также в разумных расходах по эксплуатации таких объектов.

Можно предположить, что появление указанных прав и обязанностей собственника земельного участка, ранее не существовавших ни в земельном, ни в гражданском законодательстве, с принятием проекта ГК вызовет много вопросов в правоприменительной практике. В связи с этим считаем целесообразным законодателю при принятии соответствующих изменений ГК РФ принять акт аутентического толкования отдельных терминов и нормативных положений, содержащихся в ст. 294 проекта ГК РФ, что позволит сократить количество споров при разрешении соответствующих гражданских дел в правоприменительных органах.

Правовое регулирование образования земельных участков.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении ЗУ или выделе из ЗУ, а также из земел ЗУ, находящихся в гос. или мун.собственности.

При разделе ЗУ образуются несколько ЗУ, а ЗУ, из которого при разделе образуются ЗУ, прекращает свое существование. У собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела ЗУ.

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из ЗУ, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько ЗУ. При этом ЗУ, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный ЗУ). При выделе ЗУ у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел ЗУ, возникает право собственности на образуемый ЗУ и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный ЗУ.

При объединении смежных земельных участков образуется один ЗУ, и существование таких смежных ЗУ прекращается. При объединении земельных участков у собственника возникает право собственности на образуемый ЗУ. При объединении ЗУ, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые ЗУ.

При перераспределении нескольких смежных ЗУ образуются несколько других смежных ЗУ, и существование таких смежных ЗУ прекращается. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые ЗУ в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

ЗУ, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются ЗУ (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты гос.регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них ЗУ. Целевое назначение ЗУ при этом не меняется.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:

1) образование ЗУ из земельных участков, находящихся в гос. или мун. собственности и предоставленных гос. или мун. унитарным предприятиям, гос. или мун. учреждениям;

2) образование ЗУ на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел ЗУ в обязательном порядке;

3) образовани ЗУ в связи с их изъятием для гос. или мун. нужд.

Право лесопользования.

Право лесопользования — ϶ᴛᴏ система правовых норм, регулирующих порядок и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.

Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в лесных картах.

Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица.

Согласно ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов может быть следующих видов: 1) заготовка древесины; 2) заготовка живицы; 3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; 4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; 5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства; 6) ведение сельского хозяйства; 7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;8) осуществление рекреационной деятельности; 9) создание лесных плантаций и их эксплуатация; 10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; 10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); 11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; 13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; 14) переработка древесины и иных лесных ресурсов; 15) осуществление религиозной деятельности; 16) иные виды.

Читайте так же:  Как происходит оспаривание отцовства

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Для использования лесов в соответствии с проектом освоения лесов в ОГВ, ОМСУ, подается заявление — лесная декларация.

Кроме того, гражданами, юр.лицами, осуществляющими использование лесов в указанные органы власти предоставляется отчет об использовании лесов.

Невыполнение гражданами, юр. лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 526 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений.Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

[3]

охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Читайте так же:  Определение подсудности дел о расторжении брака

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: Инфра-М, РИОР, 2014. — 480 c.

  2. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.

  3. Котенев А. А., Лекарев С. В. Современный энциклопедический словарь по безопасности. Секьюрити; Ягуар — М., 2013. — 504 c.
  4. Прокуроры и адвокаты: Знаменитые процессы: моногр. ; Литература — М., 2014. — 608 c.
  5. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.
Правовое регулирование права собственников земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here