Права граждан на предоставление внеочередного жилья

Главное по теме: "Права граждан на предоставление внеочередного жилья" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Права граждан на предоставление внеочередного жилья

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Внеочередное предоставление жилья взамен непригодного для проживания если не состоял в очереди нуждающихся?

    Имеет ли право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке гражданин, жилое помещение которого признано непригодным для проживания?

    Имеет ли значение для целей предоставления во внеочередном порядке жилья тот факт, что указанный гражданин до признания жилья непригодным для проживания не состоял на учете (не стоял в очереди) граждан нуждающихся в жилых помещениях?

    Имеет ли значение на каком праве занимал гражданин признанное непригодным жилье: на основании договора социального найма или на праве собственности?

    Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    Как следует из пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Следует отметить, что пункт 1 части 2 статьи 57 подлежит применению в соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П.

    Содержание определения КС РФ от 05.03.2009 N 376-О-П

    • Вывод из определения КС РФ от 05.03.2009 N 376-О-П: взамен непригодного в результате пожара жилья предоставляются жилые помещения по договору социального найма во внеочередном порядке лишь малоимущим гражданам, в том числе тем, кто не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении.

    В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.В. Алексеев оспаривал конституционность пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Как следует из представленных материалов, Постановлением администрации Окуловского муниципального района от 28 апреля 2007 года Р.В. Алексеев на основании представленных им документов об уничтожении в результате пожара принадлежавшего ему на праве собственности жилого дома был признан малоимущим и поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с тем, что к нему применен общий порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, предполагающий соблюдение очередности, Р.В. Алексеев обратился в Окуловский районный суд Новгородской области с исковым заявлением к администрации Окуловского муниципального района о предоставлении ему жилого помещения во внеочередном порядке на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку его жилье непригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, а другого жилья он не имеет.

    Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 6 ноября 2007 года исковые требования заявителя были удовлетворены, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 декабря 2007 года это решение было отменено и вынесено новое — об отказе в удовлетворении требования заявителя. Суд кассационной инстанции исходил из того, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также занимающих жилые помещения иных форм собственности при условии, что на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года Р.В. Алексееву отказано в передаче жалобы для рассмотрения судом надзорной инстанции.

    По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

    «Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

    При этом в мотивировочной части Определения от 05.03.2009 N 376-О-ПКС РФ КС РФ указал следующее.

    Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Читайте так же:  Уголовный суд рф картотека дел

    Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

    При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

    При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

    Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

    Жилье взамен непригодного может быть предоставлено
    вне очереди, но только лишь нуждающимся малоимущим гражданам

    Однако, напомним, что предоставление гражданам (жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, т.е. жилье предоставляется малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

    Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

    Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    В Определении от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной М. В., Кошолкиной М. В., Федотова С. В., Федотовой Л. С., Фисунова В. И., Честных В. И. И Шарковой А. В. На нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ » Конституционный Суд РФ также указал следующее:

    «. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

    Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

    Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

    См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 57 ЖК РФ

    Читайте так же:  Чем опасна постоянная регистрация для собственника жилья

    1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

    О перечне основных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 марта 2005 года, и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, см. справку

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 1 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Определение Конституционного Суда РФ от 5 марта 2009 г. N 376-О-П

    1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    2) утратил силу с 1 января 2013 г.;

    [3]

    Информация об изменениях:

    Действие положений настоящего Кодекса в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного Федерального закона

    О конституционно-правовом смысле положений пункта 3 части 2 статьи 57 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22 января 2018 г. N 4-П

    3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

    3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

    4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 316-ФЗ в часть 5 статьи 57 настоящего Кодекса внесены изменения

    5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

    6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

    7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

    8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

    9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

    Права граждан на предоставление внеочередного жилья

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

    Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Обзор документа

    Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2011 г. N 85-В11-2 Дело по иску о предоставлении жилого помещения направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Горшкова В.В.,

    судей Пчелинцевой Л.M. и Гетман Е.С.

    [1]

    рассмотрела в открытом судебном заседании 3 мая 2011 г. гражданское дело по иску Гордеевой Л.Н., Гордеева А.В. к Городской Управе городского округа «Город Калуга» о предоставлении жилого помещения по надзорной жалобе Гордеевой Л.Н., Гордеева А.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 июня 2010 г.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.M., объяснения Гордеевой Л.Н. поддержавшей доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела, переданного с надзорной жалобой Гордеевой Л.H. и Гордеева А.В. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 16 марта 2011 г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

    Гордеева Л.Н. и Гордеев А.В. обратились в суд с иском к Городской Управе городского округа «Город Калуга» о предоставлении жилого помещения, указав, что занимаемое их семьей по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух комнат, расположенных в шестикомнатной коммунальной квартире, решением городской межведомственной комиссии от 30 мая 2008 г. признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. Семья истцов была поставлена на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. Включение их семьи в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма, под № 292 является необоснованным.

    Решением Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2010 г. в удовлетворении исковых требований Гордеевой Л.H. и Гордееву А.В. отказано.

    Читайте так же:  Понятие общественного места в уголовном праве

    Определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 июня 2010 г. из мотивировочной части решения суда первой инстанции исключено указание о том, что предоставление истцам жилого помещения должно быть осуществлено по правилам ст. 87, 89 ЖК РФ. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. отказано в передаче надзорной жалобы Гордеевой Л.H. и Гордеева А.В. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    В надзорной жалобе Гордеева Л.H. и Гордеева А.В. ставят вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных, и принятии нового судебного постановления по делу об удовлетворении их исковых требований.

    Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 16 марта 2011 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2010 г. отменено, надзорная жалоба Гордеевой Л.H. и Гордеева А.В. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены судебных постановлений в порядке надзора.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенное нарушение норм материального права было допущено судами первой и кассационной инстанций, которое выразилось в следующем.

    [2]

    Как установлено судом, Гордеева Л.H., Гордеев А.В. и Матвеев И.И. занимают две комнаты № . площадью 20,7 кв. метров на условиях договора социального найма в шестикомнатной коммунальной квартире, находящейся по адресу: . Распоряжениями Городского Головы городского округа «Город Калуга» от 8 июля 2008 г. № 7820 и № 7819-р, вынесенными на основании заключений городской межведомственной комиссии г. Калуги от 30 мая 2008 г. № 85 и № 86, эти жилые помещения признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    Городской Управой г. Калуги семья Гордеевых из трёх человек была поставлена на учёт как подлежащая обеспечению жилым помещением вне очереди наряду с лицами, имеющими аналогичное право. По состоянию на 10 сентября 2008 г. номер их очереди среди внеочередников — 292.

    Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда, исходил из того, что обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав истцов в связи с постановкой их на учет как лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением вне очереди, не установлены.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он противоречит закону.

    В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

    В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более — от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

    Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    Судом не были учтены при разрешении возникшего спора вышеприведённые положения ст. 57 ЖК РФ, что привело к нарушению прав заявителей, обратившихся с требованием о незамедлительном предоставлении жилого помещения по договору социального найма их семье.

    С учётом изложенного решение суда первой инстанции и определение суда кассационной инстанции, оставившее его без изменения, нельзя признать законными. Они приняты с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.

    При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с положениями ЖК РФ.

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:

    Читайте так же:  Выплачиваются ли алименты после 18 лет

    решение Калужского районного суда Калужской области от 30 апреля 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 17 июня 2010 г. отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Председательствующий В.В. Горшков
    Судьи Л.М. Пчелинцева
    Е.С. Гетман

    Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2011 г. N 85-В11-2

    Текст определения официально опубликован не был

    Обзор документа

    ЖК РФ определяет категории лиц, которым жилье по договорам соцнайма предоставляется вне очереди.

    К таким отнесены, в т. ч., граждане, жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

    Относительно применения этой нормы СК по гражданским делам ВС РФ разъяснила следующее.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право получить помещение вне очереди.

    Также подобное право не зависит от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет гражданина (из названной категории) в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от его включения в список внеочередников и тем более от даты добавления в такой перечень.

    В этом положении нет указаний на то, что лицам подобной равной категории жилье предоставляется в порядке очередности.

    В законодательстве не определен срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное получение.

    Это свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после того, как возникает соответствующее субъективное право получить жилье вне очереди, а не в порядке какой-либо последовательности (по списку внеочередников).

    Иное толкование названной нормы противоречит прямо установленному в отношении названных лиц исключению из общего правила о предоставлении жилья в порядке очередности.

    Жильё вне очереди

    Вне очереди жилой площадью по установленным нормам обеспечиваются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находившиеся под опекой или попечительством. Жилье предоставляется им по окончании пребывания в детском учреждении, у родственников, опекунов, попечителей, где они находились на воспитании, или по завершении обучения в учебном заведении либо окончании срока службы в Вооруженных Силах.

    Под жильем в данном случае понимается изолированное жилое помещение, на пользование которым заключается договор жилищного найма. Выделять таким гражданам комнаты, квартиры в домах ведомственного жилищного фонда запрещается. Место в общежитии (комната в семейном общежитии) — временная мера обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которая не лишает их права на внеочередное получение благоустроенного изолированного жилого помещения.

    Данный порядок предоставления жилья применяется в том случае, если жилая площадь, откуда дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, выбыли в детское учреждение к родственникам, опекунам или попечителям, не может быть возвращена им.

    Жилая площадь предоставляется вне очереди также гражданам, чье жилище стало непригодным для проживания в результате стихийного бедствия.

    Федеральным законодательством могут быть установлены и другие случаи внеочередного предоставления жилья.

    Федеральный закон от 02.08.95 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусматривает, что граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и освободившие свое жилье в связи с помещением их в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением в том случае, если они откажутся от услуг стационарного учреждения социального обслуживания, а вернуть ранее занимаемое ими жилье невозможно.

    Что касается детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, и являющихся сиротами или лишенных попечения родителей, то по достижении 18 лет они подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди. Жилье должно быть предоставлено органами местного самоуправления по месту нахождения учреждений социального обслуживания либо по месту прежнего жительства детей-инвалидов (по их выбору), но в том случае, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. С этой целью для граждан пожилого возраста и инвалидов создается муниципальный жилищный фонд социального использования, который включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан.

    Данный жилищный фонд является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возрасти и инвалидов.

    Граждане, утратившие право пользования жилым помещением вследствие незаконного осуждения, обеспечиваются жильем вне очереди, если возвратить ранее занимаемое ими жилое помещение невозможно (дом снесен или переоборудован в нежилой; после капитального ремонта жилое помещение более не существует либо оно существенно уменьшено в размере; жилое помещение в установленном законом порядке предоставлено другому гражданину и т. п.). Равноценное благоустроенное жилое помещение в том же населенном пункте (с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи) должно быть предоставлено гражданину местной администрацией, администрацией предприятия (организации) не позднее трех месяцев со дня обращения.

    Внеочередной порядок предоставления жилья предусмотрен законодательством для отдельных категорий государственных служащих. Так, не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий местная администрация обязана предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома. При этом учитывается право судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета (с последующей компенсацией из федерального бюджета) либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным жилищным законодательством, или проживающий в коммунальной квартире.

    Читайте так же:  Как получить полис омс иностранному гражданину с рвп

    Ушедший (уволенный) в отставку судья, со стажем работы в этой должности не менее 20 лет либо ставший инвалидом в период работы и пожелавший переехать на постоянное жительство в другую местность, обеспечивается местной администрацией благоустроенным жильем в виде отдельной квартиры или дома во внеочередном порядке.

    Ему предоставляется возможность внеочередного вступления в члены ЖСК, оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве. При этом за судьей, находящимся в отставке, сохраняется право на пользование предоставленной ему дополнительной жилой площадью до предоставления судьям жилой площади они имеют право на компенсацию понесенных расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений. В случае освобождения занимаемой судьями в домах государственного и муниципального жилищного фонда жилой площади она предоставляется другим судьям либо работникам аппаратов судов, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

    Внеочередное предоставление жилья

    Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных ч. 2 ст.57 ЖК РФ.

    Категории граждан, которым должно быть предоставлено жилье во внеочередном порядке, перечислены в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Это, в частности:

    граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

    дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.

    Но как следует понимать словосочетание внеочередность и как долго ждать внеочередного предоставления жилья? У граждан может возникнуть вопрос, какой срок имеется в виду в таком случае. Что означает внеочередность предоставления жилого помещения?

    На данные вопросы есть однозначные ответы не только в теории, но и на практике.


    Реализация гражданином права на внеочередное предос­тавление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его со­ответствующим жильем.

    Такой вывод следует из Определе­ния Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ по делу № 85-В08-3.

    Давайте ознакомимся с данным делом подробнее.

    К. по договору социального найма зарегистрирована и про­живает вместе с дочерью и ее несовершеннолетними детьми в 2-х комнатной квартире.

    К. является инвалидом II группы по психическому забо­леванию, входящему в перечень тяжелых форм хроничес­ких заболеваний, при которых совместное проживание граж­дан в одной квартире невозможно; семья К., состоящая из 4-х человек, признана малоимущей и принята на учет нужда­ющихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке под № 275. Неоднократные обращения К. к местной администрации с просьбой срочно обеспечить их семью жилым помещением во внеочередном порядке оста­лись без удовлетворения.

    Решением районного суда, оставленным без изменения оп­ределением судебной коллегии по гражданским делам облас­тного суда, в удовлетворении иска отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ состояв­шиеся по делу судебные постановления отменила, дело на­правила на новое рассмотрение, указав следующее.

    Отказывая в иске, суд исходил из того, что, поскольку пра­вовыми актами не установлен определенный срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено К., его предос­тавление семье истицы должно производиться с установлен­ной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ней.

    Между тем судом при рассмотрении данного дела допуще­но существенное нарушение, норм материального права.

    В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за ис­ключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

    В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

    Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсут­ствия иных лиц, имеющих право на получение жилой пло­щади вне очереди, от обеспечения жильем других очередни­ков, от времени постановки на учет в качестве нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, от включения в спи­сок граждан, имеющих право на получение жилого помеще­ния вне очереди (список внеочередников), тем более от вре­мени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

    Отсутствие в законодательстве указания на срок, в тече­ние которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свиде­тельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возник­новения соответствующего субъективного права — права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

    Вышеназванные требования закона не были учтены судом при рассмотрении возникшего спора и привели к непра­вильному разрешению дела, нарушению прав заявителей.

    Извлечение из Обзора

    законодательства и судебной практики

    Верховного Суда РФ

    за четвертый квартал 2008 г.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    от 4 марта 2009 г., 25 марта 2009 г.

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.

    2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

    3. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
    4. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.
    5. Зайцева, Т. И. Нотариальная практика. Ответы на вопросы. Выпуск 3 / Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев. — М.: Инфотропик Медиа, 2016. — 400 c.
    Права граждан на предоставление внеочередного жилья
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here