Содержание
- 1 Подведомственность гражданских дел: понятие, виды
- 2 Конспекты юриста
- 3 Подведомственность гражданских дел
- 4 § 1. Понятие, виды подведомственности и правила ее определения 1. Понятие подведомственности
- 5 Конспекты юриста
- 6 Понятие подведомственности гражданских дел и ее виды. Подведомственность гражданских дел суду и ее виды
- 7 Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Критерии и правила определения подведомственности гражданских дел.
Подведомственность гражданских дел: понятие, виды
Подведомственность — это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного органа.
При определении подведомственности юридическое значение будут иметь характеристика заинтересованных лиц, природа правоотношений, в которых возник и развивается спор о праве, и др. С помощью подведомственности устанавливаются правомочия судов осуществлять правосудие по тем или иным гражданским делам.
Однако понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которая означает совокупность правомочий суда или иного правоприменительного органа Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.
В гражданском процессе все судебные дела целесообразно подразделять на две группы — исковые и неисковые. Первую группу характеризуют споры о праве, вторые — все иные юридические вопросы самых различных правоотношений.
Подведомственность является обязательным условием законности правосудия, так как обеспечивает четкое функционирование судебной власти и правильность рассмотрения и разрешения гражданских дел.
В гражданском судопроизводстве основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела, поскольку они возникают из споров о праве.
Так, в соответствии со ст. 22 ГПК суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений
Подобные споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо права — имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности), о чем сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.
Судам общей юрисдикции подведомственны следующие категории гражданских дел:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
2) дела, по которым выдается судебный приказ. Это дела по требованиям, основанным на:
нотариально удостоверенной сделке: сделке, совершенной в простой письменной форме, совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, и другим требованиям, указанным в ст. 122 ГПК;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК):
по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда;
4) дела особого производства (ст. 262 ГПК):
об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании и др.;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Кроме того, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
Если же разделение нескольких требований различной подведомственности невозможно, судья суда общей юрисдикции принимает все требования к своему производству.
Гражданское процессуальное право подразделяет судебную подведомственность на четыре вида.
Исключительная подведомственность. К этому виду относят категории гражданских дел, которые подлежат рассмотрению только (исключительно) в судах (например, ограничение дееспособности, лишение родительских прав и др.). Эта категория дел самая большая.
Альтернативная подведомственность предоставляет право заявителю обратиться за защитой нарушенного права либо в суд, либо в иной орган. Например, обжалование неправомерных действий должностного лица помимо суда возможно вышестоящему должностному лицу (органу).
Подведомственность по связи исковых требований — когда гражданское дело имеет несколько неразъединимых требований разной подведомственности, одно из которых подведомственно суду общей юрисдикции, а другое — арбитражному суду.
Судебная система Российской Федерации включает в себя суды различных уровней (звеньев), наделенных полномочиями на рассмотрение и разрешение гражданских дел по первой инстанции.
Так, в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и суды мировых судей субъектов Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации;
Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды (ст. 4 Закона).
Конституция РФ в ст. 47 установила общий принцип подсудности дел судам, согласно которому никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1476 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Конспекты юриста
Виды подведомственности
В зависимости от вида органа, который наделен юрисдикционным полномочиями:
- 1. Судебная подведомственность (подведомственность СОЮ);
- 2. Арбитражная подведомственность;
- 3. Административная подведомственность;
- 4. Альтернативная подведомственность – как для третейских судов (негосударственная подведомственность), так и общественная подведомственность.
В зависимости от характера правил, которые регулируют институт подведомственность:
- 1. Общая подведомственность;
- 2. Специальная подведомственность.
В зависимости от количества органов, которые управомоченны на рассмотрение и разрешение юридического дела, специальная подведомственность делится на:
- 1. Единичная подведомственность (исключительная) – это когда норма ФЗ указывает один юрисдикционной орган, который рассматривает определенную категорию дел (например, ст.391 ТК дела о восстановлении на работе рассматривают СОЮ; ст.33 АПК – те категории дел, которые указаны в этой статье рассматриваются АС независимо субъекта и характера спора);
- 2. Множественная подведомственность – данный вид подведомственности предусматривает возможность разрешения дела не одним, а несколькими органами, причем различными по своей природе.
Подведомственность гражданских дел
Понятие и виды подведомственности
Правом разрешать юридические дела, т. е. споры о праве, и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.) по законодательству РФ пользуются различные органы. Во-первых, органы государства, осуществляющие судебную власть (федеральные суды и суды субъектов РФ). Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, органы, входящие в систему исполнительной власти (например, органы, наделенные правом наложения административных взысканий). В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, арбитражи, примирительные комиссии, посредников. В-четвертых, межгосударственные и международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (например. Европейский Суд по правам человека).
Каждый из названных органов, в том числе суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т. е. подведомственны ему. Таким образом, подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа — это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами (Ю. К. Осипов).
Важный признак подведомственности — определение ее правил только в законе (например, в ст. 22 ГПК РФ, ст. 27— 33 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, ст. 11 ГК РФ, ст. 18—23, 27, 35, 41 СК РФ).
Виды подведомственности следующие. В зависимости от того, относит закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность может быть подразделена на исключительную и множественную. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.
Напротив, имущественные споры между гражданами и между организациями имеют множественную подведомственность, поскольку могут разрешаться как различными государственными судами (общей юрисдикции, арбитражными), так и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную и альтернативную.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон.
Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и затем судом (гл. 60 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ)).
При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.
Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В настоящее время она заключается в возможности выбора между судом общей юрисдикции и иностранным судом.
Общие критерии и правила определения подведомственности
Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган управомочен разрешить дело, т. е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам и другим, имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.
В качестве критериев отнесения отдельных категорий к ведению определенных органов, как правило, берутся характер спорного правоотношения и содержание спора, субъектный состав (состав участников спора), спорность либо бесспорность права, наличие договора между сторонами спора.
Первый критерий подведомственности — характер спорного правоотношения и содержание спора — определяет подведомственность споров различным органам судебной власти. Критерий характера правоотношения используется для разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК РФ суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.
Кроме того, данный критерий используется для выделения предметов ведения судов общей юрисдикции в сфере административного судопроизводства. Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.
Второй критерий — субъектный состав участников спора — разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Третий критерий — спорность либо бесспорность права — разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию фактов бесспорного характера, а также нотариусами.
Четвертый критерий — наличие договора между сторонами спора — разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами.
Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные, дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, нормоконтроль осуществляется всеми федеральными судами и судами субъектов РФ в соответствии с видом и уровнем нормативного акта.
Анализ законодательства позволяет сформулировать следующие общие правила подведомственности дел.
1. Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые по общему правилу не имеют экономического характера, за изъятиями, установленными федеральным законом.
— приказного производства (ст. 122);
— об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47);
— о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (гл. 45).
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
2. Для определения, какой суд — общей юрисдикции или арбитражный — компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью.
Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе — путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду. Если же у гражданина — индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала (когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи), компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.
В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ (ст. 33 и 225^) и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (например, дела о несостоятельности).
3. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений в процессе предпринимательской и иной экономической деятельности, между организациями, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, подведомственны арбитражным судам.
В изъятие из этого правила некоторые гражданско-правовые споры между организациями подведомственны судам общей юрисдикции, например по субъектному составу. Кроме того, в отдельных случаях взыскание с организации может быть произведено в бесспорном порядке. Вместе с тем решение, принятое в административном порядке, может быть в дальнейшем обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).
4. Дела по спорам между государственными органами, органами местного самоуправления, а также между ними и различными коммерческими и некоммерческими организациями, возникающие из публичных правоотношений, в том числе финансовых, налоговых, бюджетных, государственно-правовых отношений, разрешаются различными органами судебной власти в соответствии с установленной законом подведомственностью каждого из судов. Данное правило вытекает из анализа ст. 22 ГПК РФ, ст. 29 АПК РФ, гл. 2 КАС РФ, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», административного, бюджетного и иного законодательства.
5. Общественные организации и их органы, а также третейские суды, арбитражи вправе разрешать только те споры о праве, которые соответствующими законодательными актами прямо отнесены к их ведению, и лишь при соблюдении условий, указанных в этих актах.
Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет спор экономический характер или нет), состава сторон, наличия либо отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а кроме того, иметь в виду исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, и иные дополнительные критерии.
Подведомственность юридических дел обычно определяется теми органами (судами: Конституционным, общей юрисдикции, арбитражными, субъектов РФ, а также нотариусом, органами административной юрисдикции и др.), к которым обращаются за их разрешением заинтересованные лица. Допускаемые при этом ошибки исправляются соответствующими вышестоящими судебными и административными органами по жалобам заинтересованных лиц.
§ 1. Понятие, виды подведомственности и правила ее определения 1. Понятие подведомственности
Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами*(74).
Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. В этом аспекте подведомственность очерчивает пределы реализации данного права, определяя границы судебной власти в соотношении с законодательной и исполнительной. Подведомственность выступает и в качестве юридического факта в конкретном фактическом составе, определяющем возникновение гражданского процесса. При обращении в суд подведомственность из качества юридического условия становится юридическим фактом, который устанавливается судьей при решении вопроса о возбуждении гражданского дела. При этом в конкретном фактическом составе юридическим фактом является не сама по себе подведомственность, а ее конкретный, определенный вид. В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.
Данное положение отражено в целом в содержании ГПК, где в зависимости от конкретного вида
подведомственности устанавливаются последствия, связанные с несоблюдением ее правил (п. 1 ч. 1 ст. 134 и п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК). Подведомственность выступает не только в качестве правообразующего фактического обстоятельства. В ряде случаев неподведомственность может быть и правопрепятствующим, и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (см., например: ч. 1 ст. 220, ч. 2 и 6 ст. 222 ГПК).
Конспекты юриста
Понятие, значение, виды подведомственности
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юридические дела рассматривают различные по своей природе органы. К ним относятся различные судебные органы (КС РФ, СОЮ, АС, дисциплинарное судебное присутствие), органы прокуратуры, ОГВ и иные организации (саморегулируемые организации). Поэтому на практике возникает проблема разграничения полномочий по рассмотрению данными органами юридических дел. Для этого и существует институт подведомственности.
Подведомственность – совокупность гражданско – процессуальных норм, которые устанавливают границы полномочий различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок реализации их полномочий.
Значение института подведомственности состоит в том, что происходит упорядочивание деятельности различных органов, предотвращается возможность вынесения различными органами решений по одному и тому же вопросу.
Институт подведомственности регулируется: ст.22, ч.3 ст.3 ГПК, ст.27-33 АПК, ст.5, 7 Закона о третейских судах и нормы иных ФЗ.
Легального определения подведомственности нет, поэтому существуют различные точки зрения (определения):
- 1. Подведомственность – относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа. Минус данной позиции в том, что она не раскрывает специфику в силу чего и каких причин тот или иной орган рассматривает определенную категорию юридических дел.
- 2. Подведомственность рассматривается через «свойство» дела, в силу которого оно подлежит рассмотрению соответствующим органом. Минус данной позиции в том, что «свойство» дела величина постоянная, а институт подведомственности постоянно меняется, т.е периодически меняется компетенция органов по рассмотрению соответствующих юридических дел.
- 3. Подведомственность рассматривается через разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав и интересов. Минус данного подхода в том, что все же понятие «компетенция» такого или иного органа – это еще не подведомственность; чтобы что – то разграничивать нужно знать, что разграничивать.
- 4. Подведомственность – это компетенция (полномочия) того или иного органа по рассмотрению и разрешению юридических дел. Для судебных органов применяется понятие «юрисдикция».
Понятие подведомственности гражданских дел и ее виды. Подведомственность гражданских дел суду и ее виды
Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Стадии гражданского процесса и их характеристика.
Гражданский процесс — это урегулированная гражданским процессуальным правом совокупность процессуальных действий и гражданско-процессуальных правоотношений, складывающихся между судом и другими субъектами при рассмотрении и разрешении гражданского дела судом общей юрисдикции.
Гражданским процессом охватываются такие категории дел, материально-правовые особенности которых предопределяют специфику судопроизводства по ним. Это является основным для выделения в ГПК трех видов гражданского судопроизводства: искового производства; производства по делам, возникающим из публичных правоотношений; особого производства.
Исковое производство существует при обращении к суду за защитой нарушенных прав или интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных, земельных правоотношений, характеризующихся равенством правового положения сторон. Правда, иногда в основе искового производства может отсутствовать спорность, например при расторжении брака супругами, имеющими несовершеннолетних детей и желающими прекратить брак. Здесь есть препятствие к осуществлению субъективного права, устранить которое по действующему законодательству может только суд. Однако это очень редкое исключение из общего правила. По общему правилу исковое производство возникает при наличии материально-правового спора.
Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, — вид гражданского судопроизводства, охватывающий рассмотрение дел:
— по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
— по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
— иных дел, возникающих из публичных правоотношений и отнесенных федеральным законом к ведению суда.
Объединяет эти дела то, что они возникают из отношений власти и подчинения.
Особое производство не связано с разрешением спора о праве. К особому производству отнесены следующие дела:
1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
2) об усыновлении (удочерении) ребенка;
3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.
В данном виде судопроизводства отсутствует истец и ответчик, есть заявитель и заинтересованные лица. Нет в особом производстве и материально-правового спора.
Гражданский процесс делится на следующие стадии:
1) производство в суде первой инстанции;
2) производство в суде второй инстанции;
3) производство по пересмотру решений, определений и постановлений в порядке надзора;
4) производство по пересмотру решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;
5) исполнительное производство.
Каждая стадия процесса характеризуется стоящей перед ней задачей: либо разрешить спор по существу (в суде первой инстанции), либо рассмотреть жалобу протест) на решение или определение, не вступившее в законную силу, и т. д. Каждая стадия процесса отражает тем самым право и обязанность суда по правосудию на том или ином его этапе в сотрудничестве со сторонами и другими участвующими в деле лицами.
Но не всякое дело проходит все стадии. Так, процесс может закончиться рассмотрением дела в суде первой инстанции, если решение суда не было обжаловано либо опротестовано.
Если же на решение подана жалоба (принесен протест), дело переходит в суд второй инстанции (возбуждается кассационное производство). И тогда исполнительное производство может быть возбуждено после кассационного рассмотрения дела. Лишь незначительное количество решений и определений, вступивших в законную силу, пересматривается в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, процесс может быть завершен в любой стадии. Этот признак имеет определяющее значение при делении гражданского процесса на стадии.
37. Гражданские процессуальные правоотношения: понятие, основания возникновения, содержание, особенности, субъекты.
Гражданские процессуальные правоотношения — это общественные отношения субъектов, принимающих участие в судопроизводстве по гражданским делам, регулируемые гражданскими процессуальными нормами.
Регулирование правоотношений обусловлено определенной целью — оказание помощи их участникам цивилизованным, основанным на правовых нормах путем защиты субъективных гражданских прав и законных интересов.
Гражданские процессуальные правоотношения являются объектом гражданского процессуального права и проявляются в определенных процессуальных действиях, направленных на возникновение, изменение и прекращение этих отношений.
Содержанием гражданских процессуальных правоотношений являются процессуальные права и обязанности субъектов и их процессуальные действия по реализации прав и обязанностей.
Для возникновения гражданских процессуальных правоотношений необходимы три предпосылки:
— нормы гражданского процессуального права;
— правосубъектность участников правоотношений.
Нормы гражданского процессуального права являются главной и необходимой предпосылкой возникновения гражданских процессуальных правоотношений по конкретному делу. Гражданские процессуальные правоотношения регулируются нормами гражданского процесса.
Норма процессуального права. Чтобы стать участником гражданского процесса, нужно либо вступить в процесс, либо быть привлеченным в него судом. Вступление или привлечение в процесс возможно в порядке и в случаях, указанных в процессуальном законодательстве.
Процессуальная правосубъектность. Эта предпосылка представляет собой требования к наличию определенного правового статуса у субъектов гражданского процессуального права. Данная категория сочетает в себе два элемента — право- и дееспособность.
Каждое элементарное процессуальное правоотношение может возникнуть только при существовании юридического факта, с наличием или отсутствием которого правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей.
Первые две следует отнести к общим, а третью — к специальным предпосылкам возникновения гражданского процессуального правоотношения.
Субъекты гражданского процессуального права (граждане и коллективные образования) могут вступать в процессуальные правоотношения с судом по различным основаниям. В зависимости от цели участия в гражданском процессе они могут занять положение сторон, третьих лиц, заявителей или заинтересованных лиц; граждане — также положение представителей, свидетелей, экспертов, переводчиков, понятых.
Всех субъектов гражданского процессуального правоотношения в зависимости от того, на какой стороне правоотношения они выступают, можно разделить на три группы:
— суды: а) коллегиальные; б) судья единоличный;
— лица, участвующие в деле;
— лица, содействующие правосудию.
Обязательными субъектами гражданского процессуального правоотношения являются суд, стороны в исковом производстве и в производстве по делам, возникающим из публично-правовых отношений, а также заявители и заинтересованные лица — в делах особого производства.
В предусмотренных законом случаях обязательными субъектами гражданского процессуального правоотношения выступают прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации и лица, по заявлению которых возбуждается гражданское дело в защиту прав других лиц.
Все другие участники процесса — необязательные субъекты гражданского процессуального правоотношения.
В гражданском процессуальном правоотношении суд выступает в качестве и коллегиального органа, и единоличного судьи. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов в основном единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально. В кассационной и надзорной инстанциях рассмотрение дел осуществляется судом только коллегиально.
В случаях, когда судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, он действует от имени суда.
В самом общем смысле подведомственность — это разграничение компетенции (прав, обязанностей и ответственности) между различными органами в решении тех или иных вопросов.
В нормах гражданского законодательства подведомственность прямо не определяется, а содержатся нормы отсылочного характера. Так, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В каждом фактическом составе может быть либо исключительная судебная подведомственность, либо разновидности множественной подведомственности.
Исключительная (иногда ее называют единичной), предусматривающая возможность рассмотрения определенных категорий дел только какими-либо одними указанными в законе органами (только судебными, только административными, только общественными), исключая возможность обращения в другой орган. Большинство споров, которые вытекают из гражданских, семейных, жилищных, экологических, земельных, трудовых, налоговых и других правоотношений, рассматриваются только судами общей юрисдикции и не могут разрешаться по существу другими органами. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.
Значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.
Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.
Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, граждане по взаимному согласию вправе передать любой возникший между ними спор (кроме споров, вытекающих из трудовых и семейных правоотношений) на разрешение третейского суда. При наличии соглашения сторон принимается к рассмотрению спор между организациями, в том числе и во внешнеэкономической деятельности.
Под императивной подведомственностью они понимают последовательное рассмотрение дела несколькими юрисдикционными органами, так сказать, по инстанциям, когда каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору решений другими органами.
Иногда выделяют еще смешанную подведомственность, в которой сочетаются признаки, присущие нескольким видам подведомственности, чаще всего императивной и альтернативной.
Подведомственность суду отдельных категорий гражданских дел:
1. Подведомственность суду дел из брачно-семейных отношений.
2. Подведомственность суду дел из трудовых правоотношений.
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 701 ; Нарушение авторских прав? ;
Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Критерии и правила определения подведомственности гражданских дел.
Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.
1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами.
2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:
1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданскоправового договора (контракте);
2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Источники
Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
Витрук, Н.В. Общая теория юридической ответственности / Н.В. Витрук. — М.: Норма, 2017. — 391 c.
Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.- Неустойка. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 746 c.
- Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
Юрий Греков — главный редактор портала.
Образование: высшее юридическое
Специализация: Гражданское право
Стаж работы: 12 лет