Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве

Главное по теме: "Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Статья 1 изменена с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 88-ФЗ

Статья 1. Основные понятия

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

использование транспортного средства — эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

водитель — лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо;

потерпевший — лицо, жизни, здоровью или имуществу которого был причинен вред при использовании транспортного средства иным лицом, в том числе пешеход, водитель транспортного средства, которым причинен вред, и пассажир транспортного средства — участник дорожно-транспортного происшествия (за исключением лица, признаваемого потерпевшим в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном»);

место жительства (место нахождения) потерпевшего — определенное в соответствии с гражданским законодательством место жительства гражданина или место нахождения юридического лица, признаваемых потерпевшими;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) — договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, правилами обязательного страхования, и является публичным;

страхователь — лицо, заключившее со страховщиком договор обязательного страхования;

страховщик — страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховой случай — наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение;

страховые тарифы — ценовые ставки, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов;

компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховое возмещение по договору обязательного страхования или возмещение страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, заключенным в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона, в счет страхового возмещения не могут быть осуществлены;

представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика в субъекте Российской Федерации, выполняющее полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховом возмещении, прямом возмещении убытков, по организации осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества или его остатков, по организации восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, а также по осуществлению страхового возмещения, прямого возмещения убытков, или другой страховщик, наделенный всеми или частью указанных полномочий и присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков;

прямое возмещение убытков — возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего — владельца транспортного средства;

направление на ремонт — документ, подтверждающий право потерпевшего на восстановительный ремонт его транспортного средства на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания;

урегулирование требований, возникающих в связи со страхованием в рамках международных систем страхования , — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о страховом возмещении причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий вреда владельцами транспортных средств, ответственность которых застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты, а также возмещение расходов лицу или лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности профессионального объединения страховщиков осуществили данную страховую выплату;

договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Вопрос 1. Понятие страхования ответственности.

Лекция №10. Страхование ответственности.

Вопросы:

Понятие страхования ответственности.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Страхование гражданской ответственности перевозчика.

Страхование гражданской ответственности предприятий – источников повышенной опасности.

Страхование профессиональной ответственности.

Вопрос 1. Понятие страхования ответственности.

Страхование ответственности — предоставление страховой защиты на случай предъявления Страхователю третьими лицами требований, заявленных согласно с нормами действующего законодательства относительно возмещения имущественного вреда.

Читайте так же:  Максимальный срок временной регистрации для граждан рф

Особенности страхования ответственности:

1) Имущественный, компенсационный характер: лицо, которое нанесло вред жизни, здоровью или имуществу третьих лиц, обязано полностью возместить убытки потерпевшей стороне.

2) Третьи лица — неопределенный круг лиц, которым Страхователь может нанести имущественный вред.

3) Страховая сумма устанавливается по соглашению сторон и часто называется лимитом ответственности.

Договором страхования могут быть предусмотрены сублимиты:

1) по одному страховому случаю; 2) за нанесение вреда жизни, здоровью третьих лиц; 3) за нанесение вреда имуществу третьих лиц; 4) другие

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда (имеется в виду вред, причиненный личности или имуществу третьих лиц). В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя (физического или юридического лица) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

В основу всех видов страхования ответственности положены нормы отечественного и международного права. Уровень развития страхования ответственности прямо зависит от совершенства национальных правовых институтов. Для страхования представляют интерес виды ответственности, которые имеют имущественный характер и связанные с компенсацией причиненного вреда. К таким видам ответственности принадлежат гражданская, материальная и некоторые виды административной ответственности.

Административная ответственность — это одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за осуществление ими административного правонарушения.

Материальная ответственность— это обязанность работника возместить убытки, причиненные предприятию, в соответствии с порядком, установленным трудовым законодательством. Материальная ответственность наступает только за убытки, которые возникли вследствие явно противоправного поведения работника, такого, которое можно поставить ему в вину.

Гражданская (гражданско-правовая) ответственностьвозникает как юридическое следствие невыполнения или ненадлежащего выполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, которые связаны с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданская ответственность состоит в применении к правонарушителю в интересах пострадавшего установленных законом или договором мер воздействия (санкций) имущественного характера. Речь идет о возмещении убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), компенсацию вреда.

Возможны случаи, когда для наложения ответственности на причинителя вреда необходимо наличие его вины; или ответственность наступает независимо от вины и даже без вины; иногда не только случай, но даже действие непреодолимой силы не освобождает причинителя вреда от ответственности; учитывается специфика деятельности, во время осуществления которой причиняется вред.

Гражданское право основывается на презумпции вины, в соответствии с которой, отсутствие вины должно доказываться самым правонарушителем. Правонарушитель считается виновным до тех пор, пока он не докажет свою невиновность. То есть для возникновения ответственности потерпевший обязанный доказать факт осуществления против него правонарушения, наличие у него убытков и наличие причинной связи между противоправным поведением и убытками.

В гражданском праве действует так называемый принцип генерального деликта, согласно которому сам факт причинения вреда считается противоправным, если причинитель вреда не докажет, что имел право на действия, которые послужили причиной вреда. Противоправный причиненный вред подлежит возмещению во всех случаях. Вред, вызванному правомерными действиями, подлежит возмещению только в случаях, предусмотренных законом.

Примером ответственности за вред, вызванный правомерными действиями, служат предусмотренные Кодексом торгового мореходства обязательства относительно распределения убытков, которые носят название общей аварией. В соответствии с правилами об общей аварии убытки, которые возникли при морской перевозке в результате целенаправленных повреждений, осуществленных с целью спасания судна, фрахта и груза, который перевозится на судне, от общей для них опасности, распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

На специальных условиях строится ответственность собственника источника повышенной опасности, ответственность профессионального охранника и в некоторых других случаях. Для возникновения этих видов ответственности не требуется наличия вины виновника вреда. Обычно ответственность, которая возникает без вины, называется безусловной или суровой.

Лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, строительства, собственники автотранспортных средств и т.п.), обязаны возместить вред, вызванный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла пострадавшего.

Тем не менее предусмотренные гражданским законодательством случаи ответственности, независимо от вины, не делают ее безграничной. В некоторых случаях ответственность не наступает, если имеет место умысел пострадавшего. Так, собственник источника повышенной опасности освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие умысла пострадавшего. Вбольшинства же случаев ответственность снимается, если имело место действие непреодолимой силы. Исключение составляет Воздушный кодекс Украины, который возлагает ответственность за личный вред, вызванный пассажиру при старте, полете или посадке самолета даже в случае действия непреодолимой силы.

Поскольку иски по конкретному договору страхования потенциально могут быть предъявлены на протяжении нескольких лет, когда, возможно, Страхователь будет страховаться уже у другого страховщика, возникают трудности с определением «ответственного» по таким претензиям страховщика. Поэтому важно, какие именно принципы положены в основу договора страхования. Выбор зависит от деятельности Страхователя и вида страхования ответственности. Если период между возможной неосторожнос-тью Страхователя и фактом вреда незначительный, то договор заключается на основе «проявления». Если такой период может быть весьма продолжитель-ным (например, при страховании фармацевтических препаратов), то целесообразнее заключить договор с «заявленными исками».

Страхование ответственности осуществляется, как правило, на основе «проявления». Это означает, что Страхователь несет ответственность за вред, который выявился на протяжении действия договора (хотя причиной возникновение такого вреда могут быть действия, которые осуществил Страхователь до начала действия настоящего договора). Тем не менее страховщик не отвечает за вред, который выявился после окончания договора. При этом, если убытки стали очевидны после окончания срока страхования, но вред выявился еще в момент действия договора, то эти убытки покрываются страховщиком.

В последнее время распространились договоры на основании «заявленных исков». Иногда их называют еще договорами по условию «представленных требований». То есть договор покрывает иски, которые впервые выдвигаются Страхователю во время действия договора. Во избежание исков «с длинным хвостом» (если вред выявился через продолжительное время), страховщики вводят ретроспективную дату. Все потери, которые выявились до этой даты, покрытию не подлежат. Итак, страховщик точно знает, сколько требований ему надо покрыть, что смягчает проблемы создания достаточных резервов, оценки рисков и расчеты тарифов.

[3]

Тем не менее существует проблема для Страхователя. Если на момент окончания действия договора возникнут обстоятельства, которые, возможно, приведут к выдвижению требований против последнего, то страховщик может отказаться переоформить полис, а другие страховщики не возьмут риск на страхование. В такой ситуации Страхователь окажется без страховой защиты именно в то время, когда потенциально ему может быть предъявлен иск. По этому поводу договоры с «заявленными исками» часто содержат условие о продолженном периоде предъявления исков — «условие последнего периода». Даже если страховщик выполнил свои обязательства относительно исков, заявленных от ретроспективной даты и до окончания срока действия договора, Страхователь имеет защиту еще некоторый обусловленный период (например, несколько лет). Эта защита действует лишь относительно исков, вызванных обстоятельствами, сообщенными Страхователем страховщику до даты окончания договора страхования.

Читайте так же:  Удерживается ли подоходный налог с алиментов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9443 —

| 7325 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Страхование гражданской ответственности (стр. 1 из 15)

Понятие страхование гражданской ответственности. Особенности обязательств по страхованию ответственности за причинение вреда. Договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В период слома старой экономической системы и формирования новых рыночных отношений, существовавшая система государственного страхования практически распалась.

С начала 90-х гг. в Российской Федерации страхование стало возрождаться. Появилось множество компаний, предоставляющих страховые услуги. Для регулирования их деятельности в нашей стране было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик»[1] , затем Закон «О страховании»[2] , второй части Гражданского кодекса РФ[3] , закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[4] и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[5] .

Данная работа посвящена страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

25 апреля 2002 г. Президентом РФ был подписан закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие.

В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.

В настоящей работе освещены следующие проблемы:

Что такое страхование ответственности, и какова его правовая природа?

К какому виду, имущественному, личному или как самостоятельный вид страхования, относиться страхование ответственности?

Каковы особенности правоотношений по страхованию ответственности?

Возможно ли применение суброгации к страхованию ответственности?

Является ли договор страхования ответственности договором в пользу третьих лиц (выгодоприобретателя)?

А также, на наш взгляд, достаточно интересным представляется обзор законодательства стран СНГ, в которых уже действует обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Значение страхования гражданской ответственности важно как для страхователей, так и для потерпевшего.

Возмещение убытков, причиненных третьим лицам, иногда может оказаться совершенно непосильным для виновного лица. Оно может вызвать его разорение, потерю благосостояния в случае значительных убытков. Страхование освобождает страхователя от судебных издержек, судебных разбирательств и т.п.

Страховые компании располагают большим штатом сотрудников, который дает им возможность выяснить, насколько основательны претензии потерпевшего, и в каком объеме они подлежат удовлетворению. Частное лицо ни в коем случае не может располагать такими средствами. Быстрое распространение, как добровольного, так и обязательного страхования гражданской ответственности в настоящее время говорит о том, что значение его хорошо осознается обществом.

Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были. В противном случае, если вред причинен лицом с низким уровнем материального положения и, гражданская ответственность которого не застрахована, то получение возмещения в полном объеме пострадавшей стороной может стать затруднительным.

Данная работа состоит из четырех глав.

В первой главе раскрывается понятие страхования гражданской ответственности. В ней также рассматривается правовая природа страхования гражданской ответственности с точки зрения зарубежных цивилистов. Глава затрагивает виды страхования гражданской ответственности, а также страхование гражданской ответственности как самостоятельный институт страхования.

Во второй главе, раскрываются особенности исполнения обязательств по страхованию ответственности за причинение вреда, правоотношение по страхованию ответственности, а также применение института суброгации к страхованию ответственности.

Следующая глава, глава третья, посвящена непосредственно самому договору страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В данной главе хотелось бы рассмотреть договор со всеми присущими гражданско-правовому договору особенностями, раскрыть понятие договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств данных в разных правилах страхования. Также в данной главе затрагивается вопрос: является ли договор страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств договором в пользу третьих лиц или нет? Один из параграфов главы посвящен порядку заключения договора, форме договора, сведениям необходимым для заключения договора, а также правам и обязанностям сторон в договоре.

И, наконец, заключительная глава, глава четвертая, затрагивает международно-правовые аспекты страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В данной главе проводится сравнение законодательства Российской Федерации и законодательства стран СНГ: Белоруссии, Грузии и Молдовы.

Глава I. Страхование гражданской ответственности

§1. Понятие страхования гражданской ответственности

Страхование может быть рассмотрено с нескольких точек зрения: с экономической, социальной и юридической.

Страхование с экономической точки зрения является самостоятельной категорией. Страхование возникло в далекие исторические времена, начиная с первых этапов развития общественного производства, как механизм защиты товаропроизводителя от рисков. Первый из известных мировой практике договоров страхования был оформлен в Генуе в 1347г. В страховании реализовывались определенные экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. Оно предоставляло всем хозяйственным субъектам гарантии в возмещении ущерба.

Как экономическая категория страхование представляет собой систему экономических отношений, включающих совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использования на возмещение ущерба при наступлении страхового.

Экономическая категория страхования имеет присущие только ей функции. Среди них можно выделить следующие:

Видео (кликните для воспроизведения).

Формирование специализированного страхового фонда денежных средств

Предупреждение и минимизация ущерба.[6]

Социальная цель страхования заключается в охране имущественных интересов лиц от последствий неблагоприятных обстоятельств. И говоря о страховании гражданской ответственности, страховой фонд создается из взносов страхователей, однако, выплаты из него производятся, как правило, не страхователям, а лицам потерпевшим от деятельности страхователей, в этом случае, социальной целью страхования является возмещения ущерба потерпевшему лицу. Поэтому при страховании гражданской ответственности необходимо учитывать и социальный аспект, ставя его на первое место.

Читайте так же:  Должен ли инвалид платить алименты на ребенка

Помимо экономического и социального содержания, страхование имеет и юридическую сущность.

С юридической точки зрения, страхование – это правовые отношения между страховщиком и страхователем (выгодоприобретателя), обязательство, целью которого является получение страхователем возмещения (страховой суммы), при наступлении страхового случая.

Юридически, отношения по страхованию ответственности оформляются договором между страховщиком и страхователем. Цель договора страхования ответственности состоит в том, чтобы снять с причинителя вреда бремя расходов по возмещению ущерба, за нанесение которого на него возлагается ответственность.

Если добровольное страхование гражданской ответственности направленно на освобождение страхователя от обязанности прямого возмещения причиненного вреда, то целью обязательного страхования гражданской ответственности является защита интересов третьих лиц, потерпевших, от действий страхователя, что, на наш взгляд, наиболее точно характеризует цель обязательного страхования гражданской ответственности.

§2. Правовая природа страхования ответственности

Страхование гражданской ответственности начало свое возрождение с принятием «Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик», затем Закона «О страховании», второй части Гражданского кодекса РФ, закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В советское время в нашей стране страхования гражданской ответственности практически не существовало: проводилось лишь добровольное страхование гражданской ответственности иностранных владельцев механизированных транспортных средств на время их пребывания на территории нашей страны и страхование наших граждан, выезжающих на автомашинах за границу.

Для понимания страхования ответственности обратимся к его правовой природе. На наш взгляд, интересными являются представления зарубежных авторов о страховании ответственности.

А. Манес следующим образом раскрывает содержание страхования ответственности «Страхование от законной ответственности имеет своей задачей предоставить страхователю вознаграждение за уплату, которую он обязан произвести на основании предъявленных к нему законных требований за убытки, нанесенные лицу или чужому имуществу, и отклонить от страхователя незакономерные претензии к его ответственности»[7] . В этом определении делается акцент на предоставление страхователю вознаграждения, т.е. целью данного страхования полагается защита имущественных интересов причинителя вреда.

Правовые механизмы регулирования имущественного страхования в РФ

Дата публикации: 19.04.2017 2017-04-19

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

БИАУ А. М. Правовые механизмы регулирования имущественного страхования в РФ // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 333-335. — URL https://moluch.ru/archive/150/42195/ (дата обращения: 09.12.2019).

В настоящее время в Российской Федерации сложилась тенденция, связанная с обращением к страховым услугам. Рост случаев страхования наблюдается, прежде всего, в сфере коммерческого страхования, и, в первую очередь, имущественного страхования. Вместе с тем, из существующих видов страхования выделяются новые, более узкие и специализированные, в частности, страхование предпринимательских рисков, страхование гражданской ответственности и т. п. Целью данной статьи является изучение уже имеющихся правовых механизмов, способствующих стабилизации общественных отношений, предметом которых является имущественное страхование в Российской Федерации, а также выявление недостатков в правовом регулировании, которые подлежат изменению.

Ключевые слова: страхование, предпринимательские риски, гражданская ответственность, страхование имущества

Страхование — это юридическая категория, которая направлена на удовлетворение потребностей имущественного характера. Термин страхование имеет определённое происхождение. Оно включает корень «страх». Лица, которые обладают имуществом, боятся за его жизнеспособность и сохранность, поэтому они стремятся сгладить риски, связанные с полной гибелью имущества. Этот факт положен в основу страхования (в том числе страхования имущества) [15].

Сущность страхования составляют заранее оговоренные происшествия, являющиеся предметом договора страхования, при наступлении которых страховщик передаёт страхователю денежные средства. Договор страхования, как правило, определяет взаимоотношения возмездного характера: это так называемые страховые платежи, которые уплачиваются страховщику в качестве гонорара [2].

В ч. 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) [9] фигурируют три стороны обязательства: страховщик, то есть лицо, которое обязуется возместить потери имущественным интересам, страхователь — лицо, которое уплачивает страховые платежи, и бенефициар — выгодоприобретатель, лицо, в пользу которого осуществляется страхование. В действительности очень часто наблюдается совпадение страхователя и бенефициара в одном лице.

В ст. 2 Страхового закона [10] даётся легальное определение понятию «страхование». Под ним понимаются «отношения по обеспечению безопасности интересов физических и юридических лиц и муниципальных заведений при реализации установленных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых взносов, а также с помощью других средств страховщиков».

[1]

Страховой закон и ГК РФ не содержат положений о задачах имущественного страхования. Они ограничиваются лишь перечислением возможных предметов договора страхования. Поэтому, как мы считаем, в каждом конкретном случае стороны при заключении договора имущественного страхования должны исходить из его объекта.

Законом установлены две формы имущественного страхования:

Обязательное страхование осуществляется в случаях, предусмотренных законом, к примеру, страхование автогражданской ответственности, страхование деятельности нотариуса и т. п. Добровольное страхование осуществляется по желанию страхователя на основе договора со страховщиком в соответствии с правилами страхования и действующим законодательством.

Примечательно, что речь идёт именно о законодательных актах. Ведомственные акты не могут являться основанием для заключения договора обязательного страхования имущества [8].

Правила страхования, на основе которых осуществляется добровольное страхование, утверждаются страховщиком или их объединениями. Они не должны противоречить ГК РФ и другим нормативно-правовым актам. В таких правилах содержатся положения, содержащие общие условия и правила реализации добровольного страхования, а именно, положения, посвящённые:

  1. Теме страхования (разновидность страхового договора).
  2. Предмету договора страхования.
  3. Страховые обстоятельства (условия наступления страхового случая).
  4. Страховые угрозы.
  5. Правила возмещения в пользу бенефициара.
  6. Страховой тариф, взносы.
  7. Правила заключения, исполнения и прекращения договора страхования.
  8. Случаи, при которых может быть отказано в страховом возмещении и др.

В настоящее время законодательное регулирование страховых правоотношений по имущественному страхованию осуществлено в рамках большой группы многообразных нормативных актов по отраслевой принадлежности.

Вершиной айсберга является Конституция Российской Федерации [11]. Она в силу ст. 35 предоставляет право на защиту собственности, а также на основании ст. 8 обеспечивает свободу экономической деятельности [5]. Последнее положение дает право страховым компаниям заключать договор имущественного страхования на возмездной основе.

Читайте так же:  Судебные расходы на представителя в арбитражном суде

Ключевым актом законодательной власти в области имущественного страхования является Страховой закон. В ст. 1 Страхового закона подчеркивается право на заключение договора страхования между страховыми организациями, с одной стороны, и лицами (физическими и юридическими), а также возможность установления принципов правового регулирования страховой деятельности.

Другими актами, имеющими силу федерального закона, которые регулируют отношения имущественного страхования, являются [17]:

  1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  3. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998 № 164-ФЗ.

Кроме того, отдельные положения об имущественном страховании содержатся и в подзаконных актах (в актах Правительства Российской Федерации, в актах профильного ведомства — Росстрахнадзора, и других ведомств). Они дополняют положения федеральных законов и не могут идти в разрез с ними. Среди таких актов, в частности, следующие документы:

Для того чтобы система имущественного страхования была эффективной, необходимо, как считает автор статьи, чтобы реализовывались следующие условия:

  1. Проводилось совершенствование нормативной базы, являющейся основой правового регулирования страховой деятельности, и заключения договоров имущественного страхования, в частности.
  2. Осуществлялась структурированная политика в рамках рынка страховых услуг.
  3. Совершенствовалось взаимодействие между российским и международным рынками страховых услуг [6].

Кроме того, необходимо уделить особое внимание классификации отдельных видов договоров страхования, например, страхования транспортных средств, финансовых рисков, грузов и т. п. [12]. Ведь в каждом конкретном случае может иметь место различный порядок заключения, изменения или расторжения договора.

Государство как один из регуляторов страхового дела в Российской Федерации должно способствовать увеличению уровня жизни населения, так как это приводит к накоплению имущества [4]. Несомненно, что чем больше ценностей имеет во владении лицо, тем больший интерес оно проявляет в их сохранности [1]. Так, в последнее время объём рынка имущественного страхования увеличился более чем в 3 раза.

Так как в настоящее время норм, посвященных имущественному страхованию, не так много, страховые организации вправе самостоятельно разрабатывать правила, которые действуют только во взаимоотношениях между ними и их страхователями.

В заключение хотелось бы отметить, что названные выше меры, как нам кажется, могли бы способствовать стабилизации рынка имущественного страхования. В страховании имущества заинтересованы не только рядовые субъекты гражданского оборота, но и представители бизнеса. Особые условия страхования для субъектов предпринимательской деятельности могли бы стать неплохим подспорьем для малого и среднего бизнеса.

Общие принципы осуществления страхования гражданской ответственности.

Принцип обязательности возмещения ущерба характерен только для обязательной формы страхования и отражает цель, сущность и идею самой системы обязательного страхования. Вне зависимости от обстоятельств страхового случая и других факторов страховые выплаты всегда уплачиваются пострадавшим лицам в установленные законом сроки.
Принцип нормирования страховых выплат в обязательном страховании означает установление заранее определенных размеров страхового возмещения (обеспечения) вне зависимости от суммы ущерба, количества страховых случаев и т. п.

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков, понятие, принципы расчета.

[2]

Резерв заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ) образуется страховщиком для обеспечения выполнения обязательств, включая расходы по урегулированию убытков, по договорам страхования, не исполненным или исполненным не полностью на отчетную дату, возникшим в связи со страховыми случаями, которые имели место в отчетном или предшествующих ему периодах и о факте наступления которых в установленном законом или договором страхования порядке заявлено страховщику.

Величина резерва заявленных, но неурегулированных убытков определяется по каждой неурегулированной претензии. В случае если убыток заявлен, но размер ущерба не установлен, для расчета принимается максимально возможная величина убытка, не превышающая страховую сумму.

Величина резерва заявленных, но неурегулированных убытков соответствует сумме заявленных убытков за отчетный период, зарегистрированных в журнале учета убытков, увеличенной на сумму неурегулированных убытков за периоды, предшествующие отчетному, и уменьшенной на сумму уже оплаченных в течение отчетного периода убытков плюс расходы по урегулированию убытка в размере 3 % от суммы неурегулированных претензий за отчетный период.

Нагрузка в страховом тарифе

Часть страхового тарифа, не связанная с формированием фонда выплат страхового возмещения. Обеспечивает поступление средств для покрытия расходов на проведение страхования (оплата труда работников страховых компаний, содержание зданий, приобретение офисного оборудования, расходы на рекламу и т.п.), формирование запасных фондов по рисковым видам страхования, финансирование мероприятий по предупреждению стихийных бедствий, несчастных случаев, пожаров, аварий и т.п., а также уменьшения причиняемого ими ущерба (вреда). Нагрузка может включать другие расходы и определённую прибыль страховых компаний. Состав и величина нагрузки обусловливаются объективными потребностями страховой деятельности, тарифной политикой, задачами, решаемыми при тех или иных видах страхования, а также конкуренцией между страховыми компаниями.

Билет 26

Гражданское законодательство, регулирующие вопросы страхования и страховой деятельности. Содержание основных положений главы 48 «Страхование» ГК РФ в части особенностей договора страхования.
Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, формы, принципы и порядок проведения. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Система «Зеленая карта».
Особенности договоров личного страхования.
Резерв расходов на обслуживание страховых обязательств
Иностранные страховые компании могут осуществлять страховую деятельность на территории России: а) без учреждения юридического лица; б) путем создания в России филиала; в) не могут; г) могут создавать дочерние компании в соответствии с законодательством РФ.

1. Гражданское законодательство, регулирующие вопросы страхования и страховой деятельности. Содержание основных положений главы 48 «Страхование» ГК РФ в части особенностей договора страхования.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также нематериальные личные блага человека — жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:

1) Гражданский кодекс РФ, глава 48 которого, носящая название «Страхование», устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций (определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление данного вида страхования, характеристика договоров имущественного и личного страхования, а также их подотраслей, установлены основные требования, которые предъявляются к страховым организациям, охарактеризованы принципы проведения взаимного страхования и перестрахования, регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев и тд)

Читайте так же:  Стоимость оформления завещания на квартиру у нотариуса

2) ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» от 27 ноября 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), часть первая. В нем формулируются основные понятия в области страховой деятельности: страхование и перестрахование, формы страхования, дается характеристика участникам договора страхования и требования, рассматриваются термины, используемые в договорах страхования;

3) Кодекс торгового мореплавания, где регламентируются условия договора морского страхования;

4) 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

5) ФЗ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от;

6) Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»

7) Указ Президента РФ «О государственном обязательном страховании пассажиров».

8) ФЗ РФ от 15.12.01г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»

9) Отношения по обязательному страхованию автогражданской ответственности урегулированы ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

10) ФЗ РФ от 24.07.98г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

11) ФЗ РФ от 23.12.03г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ».

Содержание основных положений главы 48 «Страхование» ГК РФ в части особенностей договора страхования.

В случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование) страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы.

Предусматривает письменную форму заключения договора. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования.

Договор личного страхования является публичным договором.

Договор страхования может быть заключен путем составления одного документа (п.2 ст.434) либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком.

По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Статья 942. Существенные условия договора страхования

1. При заключении договора имущественного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющемся объектом страхования;

2) о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

2. При заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

1) о застрахованном лице;

2) о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

3) о размере страховой суммы;

4) о сроке действия договора.

Условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил.

Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта, формы, принципы и порядок проведения. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев средств транспорта. Система «Зеленая карта».

Страхование гражданской ответственности владельцев средств транспортаэтовид страхования ответственности, который в России появился с вступлением в силу N 40-ФЗ от 25.04.2002 («Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим ФЗ определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Существует две формы проведения страхования гражданской ответственности владельцев средств транспорта – обязательное и добровольное.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (Ст.5)

То есть добровольное страхование не заменяет полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Обязательное и добровольное страхование гражданской ответственности автовладельцев должны дополнять друг друга. Автостраховщики сами буду разрабатывать принципы, порядок проведения, программы учитывающие наличие добровольного полиса при введении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Скурихин, А.П. Испанско-русский юридический словарь: моногр. / А.П. Скурихин. — М.: Русский язык — Медиа, 2014. — 552 c.

  2. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  3. Решетников, В.И. Экологическое право. Курс лекций; М.: Щит-М, 2011. — 331 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
Понятие страхования гражданской ответственности в российском законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here