Понятие штраф в налоговом кодексе

Главное по теме: "Понятие штраф в налоговом кодексе" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции

СТ 114 НК РФ.

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 114 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является налоговая санкция.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Размеры штрафов определены санкциями ст. 116 — 129.4 главы 16 и ст. 132 — 135.2 главы 18 Налогового кодекса РФ. Размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме либо в процентах от определенной величины. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. 3 ст. 120).

Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней (ст. 75 Налогового кодекса РФ). Такая особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса РФ пени, начисляемые за просрочку уплаты таможенных платежей, являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как мера принуждения обладает двумя существенными признаками: 1) направлена на возмещение вреда, причиненного правонарушением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным обременением для правонарушителя. Именно поэтому начисление пеней следует считать правовосстановительной санкцией (мерой ответственности).

Комментируемая статья содержит также основные правила применения налоговых санкций.

1. Первое правило установлено относительно применения принципа индивидуализации денежного взыскания: при определении размера штрафа по факту налогового правонарушения должны быть учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса РФ. Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, содержится в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. К таким обстоятельствам относятся:

— совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

— совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

— тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данный перечень является примерным, суд или налоговый орган, рассматривающий дело о налоговом правонарушении, может признать смягчающим ответственность и иные обстоятельства, не указанные в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ.

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ неоднократно разъясняли применение данного правила при назначении налоговых санкций судами (арбитражными судами). Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 57 от 30 июля 2013 года и п. 19 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 41/9 от 11 июня 1999 года суд при назначении налоговых санкций вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

Пунктом 4 комментируемой статьи сформулировано правило определения размера штрафа при наличии обстоятельства, отягчающего налоговую ответственность. В таком случае размер штрафа должен быть увеличен на 100 процентов.

2. Второе правило применения налоговых санкций относится к случаю совершения нарушителем нескольких налоговых правонарушений: при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

3. Третье правило применения налоговых санкций сформулировано исходя из характера мер налоговой ответственности: привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пеней. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Очередность списания денежных средств со счета плательщика установлена ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Ходатайство о видеоконференцсвязи в арбитражном суде

Статья 114. Налоговые санкции

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Комментарий к Ст. 114 НК РФ

В п. 1 комментируемой ст. 114 НК РФ дается определение налоговой санкции.

Прежде всего необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ). Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П и Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за правонарушение.

Налоговая санкция (штраф) представляет собой денежное взыскание. Суммы (размеры) денежных взысканий (штрафов) определены гл. 16 и 18 НК РФ и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

Размеры штрафа определяются в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ указано, что штраф составляет 200 руб.) либо в процентах от определенной величины (например, в п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)). Следует отметить, что размер штрафа в процентах может иметь как нижнюю границу (согласно п. 2 ст. 116 НК РФ штраф составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.), так и верхнюю (например, в ст. 133 НК РФ указано, что штраф составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки).

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Комментируемый п. 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации»). Особенности правил п. 3 комментируемой ст. 114 НК РФ состоят в том, что они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ в качестве смягчающих.

Согласно правилам п. 4 комментируемой ст. 114 НК РФ при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%. Если до совершения правонарушения налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, налоговая санкция не увеличивается (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 1400/10).

Правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ;

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренные разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющиеся налоговыми правонарушениями).

В п. 6 ст. 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 — 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

Читайте так же:  Брачный договор при ипотеке

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

сумма пеней, исчисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной ст. 855 Гражданского кодекса РФ.

За нарушение налогового законодательства, налоговая служба привлекает налогоплательщика к ответственности. Чаще всего ответственность вытекает в налоговые штрафы. Налоговые штрафы – форма налоговой ответственности, при которой налоговый орган выписывает предписание на оплату налогового штрафа в адрес компании, которая совершила налоговое правонарушение.

В соответствии со ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговые штрафы – это единственный вид налоговых санкций. Другими словами, налоговая ответственность налогоплательщика возможна только через налоговые штрафы.

Виды налоговых правонарушений

В соответствии с НК РФ предусмотрены следующие виды правонарушений, за которые уплачиваются налоговые штрафы:
— нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
— непредставление налоговой декларации;
— нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
— неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
— неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Это все виды налоговых правонарушений, которые предусмотрены в НК РФ.

В налоговом кодексе установлены общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения. Там же содержатся также и положения защищающие права налогоплательщика. В случае привлечения налоговой службой налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, важно знать, что можно не платить штраф или существенно уменьшить его размер. В случае неудачи в досудебном урегулировании вопроса, остаётся один путь — отстаивать своё право в арбитражном суде.

Согласно последним изменениям в налоговом кодексе, с 2011 года ужесточены штрафные санкции за налоговые правонарушения и введены дополнительные штрафы.

Так за нарушение срока постановки на учёт в налоговом органе теперь наказывается штрафом в 10 000 рублей. (ст.116 НК РФ).

За деятельность юридических или физических лиц без постановки на учёт в налоговом органе карается штрафом в размере 10% от доходов, полученных в течение такой деятельности, но не менее 40 000 рублей.

Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке (ст. 118 НК РФ), грозит штрафом 5000 рублей.

Теперь за непредставление налоговой декларации будут платить штраф в размере 5 процентов за каждый полный или неполный месяц опоздания, но не более 30 % от величины налога, которая осталась неоплаченной на момент подачи декларации, но не менее 1 000 рублей, независимо, ни от величины налога, ни от срока опоздания представления декларации.

Добавились новые санкции. Так за нарушение установленного способа представления налоговой декларации в электронном виде в случаях, предусмотренных НК РФ, налагается штраф в размере 200 руб. Новая норма адресована только тем налогоплательщикам, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде.

Несколько подробно рассмотрим штрафы за грубое нарушение правил учета – ст. 120 НК, п.3 Внесены изменения в определение «грубых нарушений» (статья 120 НК РФ «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения»). Теперь наряду с регистрами бухгалтерского учета здесь упомянуты и регистры налогового учета.

Так что теперь налоговики будут штрафовать еще и за отсутствие регистров налогового учета, а также за несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Причем размер штрафов существенно увеличен:
— за грубые нарушения в течение одного налогового периода — 10 000 рублей.
— за грубые нарушения в течение нескольких налоговых периодов — 30 000 рублей.
— за грубые нарушения правил учёта, приведшие к занижению налоговой базы — 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.

Отметим, что к грубым нарушениям правил учёта относятся:
1) Отсутствие первичных документов;
2) Отсутствие счетов-фактур;
3) Отсутствие регистров бухгалтерского или налогового учета;
4) Отражение хозяйственных операций в регистрах несвоевременно или неправильно.

Весьма существенной является поправка в статью 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов». Раньше налогового агента наказывали только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. Теперь же, в формулировку состава правонарушения добавлены слова «не удержание» и «неполное удержание». Их отсутствие приводило к спору: имеет ли налоговая инспекция право штрафовать налогового агента, если он не удержал налог при выплате дохода. Ведь раньше штраф взыскивался только за «не перечисление (неполное перечисление)» налога. А если налоговый агент не удержал налог, то у него не возникает и обязанности перечислить его в бюджет. Теперь такие моменты исключаются.

Кроме того, штраф будет грозить и тем налоговым агентам, которые перечисляют «чужие» налоги за свой счет. Такое часто случается при работе с иностранными компаниями, когда российские заказчики предпочитают платить НДС за свой счёт, чем объяснить иностранцу, что из его дохода нужно удержать российский НДС. Теперь такие деяния караются штрафом в размере 20% от суммы не уплаченного налога.

Увеличен штраф до 30 000 рублей за несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога.

За непредставление в налоговые органы затребованных документов в установленный срок теперь штрафуют на 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ).

Штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, а ровно как иное уклонение от представления таких документов, либо представление документов с заведомо не достоверными данными, установлен штраф в размере 10 000 руб.

Читайте так же:  Срок подачи административного искового заявления в суд

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), совершенные по неосторожности (п.1 ст. 122 НК РФ) – штраф 20% от недоимки. Те же деяния, совершенные умышленно (п.3 ст. 122 НК РФ) – штраф 40% от недоимки.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ч. 1 ст. 128 НК РФ) – штраф 1000 рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ч. 2 ст. 128 НК РФ) – штраф 3000 рублей.

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки (п.1 ст. 129 НК РФ) – штраф 500 рублей.

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода (п.2 ст. 129 НК РФ) – штраф 5000 рублей.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (п.1 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 5000 рублей. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года (п.2 ст. 129.1 НК РФ) – штраф 20 000 рублей.

Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс — трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения. Те же деяния, совершенные более одного раза (п.2 ст. 129.2 НК РФ) — шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.

Увеличены штрафы для банков:
— за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (при отсутствии задолженности) — штраф 20 000 рублей;
— за непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам — штраф 20 000 рублей.

Поправки не обошли стороной и Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) Туда введена новая статья 19.7.6 «Незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка». Такой отказ, а также незаконное воспрепятствование доступу проверяющего к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.

Срок давности налогов

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта (п. 1 ст. 115 НК РФ). Судебная практика показывает, что при несвоевременной сдаче деклараций, отсчет шестимесячного срока начинается со дня их представления, независимо от даты составления акта или решения налоговой инспекции.

Малозначительность налоговых правонарушений

Малозначительность правонарушения никак не отражается на штрафах, налагаемых согласно Налоговому кодексу. Однако этот фактор может учитываться судьями при рассмотрении дел о наложении штрафов по Кодексу об административных правонарушениях (ст. 2.9 КоАП РФ). В силу отсутствия в законодательстве определения малозначительности правонарушения, с учётом сложившейся судебной практики, её можно охарактеризовать как отсутствие угрозы причинения значительного ущерба интересам государства и общества. Довольно часто, суды, признавая вину в совершении правонарушения, ввиду их малозначительности ограничиваются замечанием.

Налоговым кодексом установлен перечень обстоятельств, которые смягчают ответственность за налоговые правонарушения. Благодаря этому, сумма штрафа может быть уменьшена судом как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Арбитражная практика показывает, что, кроме случаев, предусмотренных в налоговом кодексе, могут быть и другие смягчающие обстоятельства, например, несоразмерность санкций допущенному правонарушению; нет отрицательных последствий для бюджета; правонарушение совершено не умышленно или первый раз; убыточная деятельность организации и др.

Отягчающие обстоятельства

Величина штрафов увеличивается в два раза, если правонарушение совершается повторно. (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ). Это называется отягчающим обстоятельством. Но в случае, если с момента вступления в силу решения суда (налогового органа) прошло 12 месяцев (п. 3 ст. 112 НК РФ), налогоплательщик считается не привлекшим к ответственности.

В заключение необходимо отметить, что никто не может гарантировать положительного исхода судебного разбирательства в пользу налогоплательщика в таком вопросе как уменьшение штрафа. В то же время суд остаётся единственной инстанцией в защите налогоплательщиком своих прав, и поэтому остаётся или подчинится не справедливому решению налоговых органов или бороться за свои права в арбитраже.

Оспорить налоговые штрафы, как показывает практика возможно. Но сделать это можно только при грамотном и профессиональном подходе к делу.

Теги: налоговые штрафы, штраф за неуплату налогов, налог штраф.

Что-то пошло не так

Воспользуйтесь поиском, чтобы найти нужный материал

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Статья 114. Налоговые санкции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 114 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 114. Налоговые санкции

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 114 НК РФ

[2]

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 6 статьи 114 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Когда заканчивается бесплатная приватизация квартир в россии

Принцип однократности наказания в Налоговом кодексе: вопросы остаются

Понятие налогового правонарушения до последнего времени отсутствовало в отечественном законодательстве о налогах и сборах. В настоящее время его определение закреплено в Налоговом кодексе РФ. Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

В Налоговом кодексе РФ консолидированы нормы, определяющие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение. С момента вступления в силу части первой НК РФ основания и порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения устанавливаются исключительно Налоговым кодексом (п. 1 ст. 108 НК РФ).

Несмотря на то, что нормы НК РФ о налоговых правонарушениях и ответственности за их совершение действуют уже более двух лет, вопросы, связанные с этой частью Налогового кодекса, продолжают возникать. Один из них мы попытаемся рассмотреть ниже.

Достаточно распространенными являются налоговые правонарушения, предусмотренные пунктом 3 статьи 120 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 120 НК РФ

предусматривается ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение налоговой базы.

При этом в статье дано определение грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения: для целей указанной статьи под таким нарушением понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ

устанавливается ответственность за неполную уплату или неуплату налога, допущенную в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Привлекая налогоплательщика к ответственности одновременно по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 120 и п. 1 ст. 122 НК РФ, налоговые органы, как правило, обосновывают свои действия тем, что нарушения налогового законодательства, штрафные санкции за которые предусмотрены указанными нормами, имеют различную природу и основания.

По существу, это, действительно так. Обратим внимание на то, что обязательным признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 120 НК РФ, является наступление последствий в виде занижения налоговой базы. В статье 122 НК РФ перечислены наказуемые деяния (одним из которых является занижение налоговой базы) и обязательное условие наступления вредных последствий таких деяний в виде неуплаты или неполной уплаты налога. То есть, первое правонарушение по характеру совершаемых действий связано с несоблюдением установленных правил ведения учета, а второе . с невыполнением обязанности по уплате налога.

Можно представить ситуации, при которых неуплата (неполная уплата) налога никак не связана с занижением налоговой базы. Такое возможно, например, в случае уклонения налогоплательщика, правильного определившего налоговую базу, от перечисления налога в бюджет (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 199 УК РФ). Теоретически не исключен и обратный пример, когда занижение налоговой базы не влечет неуплаты (неполной уплаты) налога. В частности, сумма заниженного в результате занижения налогооблагаемой базы налога на добавленную стоимость, отраженная по кредиту счета 68, может быть меньше, чем сумма недовозмещенного НДС (Дт. счета 68).


Однако насколько правомерна квалификация деяния правонарушителя (а следовательно, и одновременное применение соответствующих санкций) сразу по двум статьям Налогового кодекса в том случае, когда занижение налоговой базы, вызвавшее неполную уплату налога, произошло, например, из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов?

Актуальность этого вопроса связана с тем, что зачастую в подобных ситуациях налоговыми органами одновременно применяются меры ответственности, установленные как п. 3 ст.120, так и 122 НК РФ.

Перед тем, как ответить на поставленный вопрос, следует указать на то, что в п. 2 ст. 108 Налогового кодекса закреплено положение, запрещающее повторное привлечение к ответственности за одно и то же налоговое правонарушение. Данная норма конкретизирует общеправовые принципы справедливой ответственности и однократности наказания, согласно которым никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Попытаемся понять, идет в рассматриваемом случае речь о двух самостоятельных правонарушениях или об одном, какие санкции следует применять в подобных случаях, и является ли «двойная» ответственность при этом нарушением принципов справедливой ответственности и однократности наказания.

Условно можно разбить наш пример на три составляющие его элемента: во-первых, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, во-вторых, (как следствие) занижение налоговой базы и, в-третьих, (опять же как следствие) неполная уплата сумм налога. Итак, между всеми названными элементами правонарушения (если рассматривать его как единое целое) налицо причинно-следственная связь.

Очевидно, что описанное правонарушение не «укладывается» в рамки состава, предусмотренного п. 3 ст. 120, ибо содержит не предусмотренный в нем признак объективной стороны в виде неполной уплаты сумм налога. При рассмотрении статьи в целом очевидно, что п. 3 выделяет квалифицированный состав правонарушения, а общей целью ст. 120 является установление ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения.

В то же время о грубом нарушении правил учета доходов и расходов ничего не сказано в статье 122. В рассматриваемом случае в качестве наказуемым деянием является занижение налоговой базы, а обязательным последствием этого деяния . неполная уплата налога. Для целей статьи совершенно не важны причины, по которым была занижена налоговая база: в качестве таковых могут выступать любые обстоятельства, в том числе и грубое нарушение правил учета доходов.

С учетом изложенного представляется, что квалифицировать деяние, содержащее три упомянутых признака (грубое нарушение правил учета доходов и расходов, занижение налоговой базы и неполная уплата налога), только по п. 1 ст. 122 НК РФ было бы неверным с формальной точки зрения. Ибо при этом оставляется без внимания самостоятельное налоговое правонарушение, предусмотренное п. 3 ст. 120 Налогового кодекса. А это, в свою очередь, противоречит принципу неотвратимости наказания за совершение правонарушения. Одновременно обратим внимание на то, что в Налоговом кодексе не действует характерный для уголовного законодательства (и применяемый также при квалификации преступных деяний) принцип поглощения менее строгого наказания более строгим, что закреплено в п. 5 ст. 114 НК РФ.

Более того, по мнению автора, законодатель целенаправленно разграничил правонарушения, предусмотренные п. 3 ст. 120 и п.п. 1-3 ст. 122 НК РФ, сознательно допустив возможность одновременного наступления ответственности за их совершение (в том числе и при рассмотренной ситуации). Это, в частности, подтверждается тем, что с точки зрения юридической техники было бы несложно ввести запрет на одновременное применение санкций, установленных п. 3 ст. 120 и п.п. 1-3 ст. 122 НК РФ.

[3]

Таким образом, можно констатировать, что в случае, когда неполная уплата налога допущена организацией вследствие произошедшего из-за грубого нарушения правил учета доходов и расходов занижения налоговой базы, с формальной («технической») точки зрения квалификация налоговыми органами подобного деяния по п. 3 ст. 120 и п.1 ст. 122 НК РФ оправдана (во всяком случае, она вполне соответствует положениям Налогового кодекса).

Читайте так же:  Форма заявления на прописку от собственника

Тем не менее, под сомнение может быть поставлена как правомерность квалификации, приведенной в нашем примере, так и законность ряда норм главы 16 Налогового кодекса, юридическая конструкция которых фактически допускает возможность применения ответственности не только за занижение налоговой базы, повлекшее неуплату налога, но и . отдельно . за деяние, явившееся причиной правонарушения. Напомним, что отмеченное обстоятельство, фактически означающее установленную законом возможность многократного привлечения к ответственности за одни и те же противоправные деяния, стало одним из оснований, по которым Конституционный Суд РФ в Постановлении N 11-П от 15 июля 1999 г. признал не соответствующими Конституции РФ ряд положений Закона РФ N 2118-1 от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Анализируемый нами вопрос по своей сути схож с предметом, рассмотренным Конституционным Судом в указанном Постановлении. И полномочиями, необходимыми для окончательного разрешения этого вопроса, обладает только Конституционный Суд.

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании «Гарант»

Понятие, признаки и виды налоговых преступлений

Понятие и виды налоговых правонарушений

Четкий термин, что такое налоговое правонарушение, дается в ст. 106 НК РФ. Из этой нормы следует, что любое деяние, виновно совершенное в разрез с нормами фискального законодательства, за которое предусмотрено наказание, и является правонарушением. Одним из ключевых слов в данном случае является слово «виновно», то есть должна быть доказана вина нарушителя, иначе он освобождается от ответственности.

Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

  • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
  • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
  • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
  • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

  • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
  • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
  • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

[1]

Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

20–40 процентов неуплаченной суммы

Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредоставленный документ

Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

500 руб. за каждый документ

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.

Источники


  1. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  2. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  3. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
  4. Чайковская, Ольга Закон и человеческое сердце / Ольга Чайковская. — М.: Московский рабочий, 2016. — 152 c.
  5. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
Понятие штраф в налоговом кодексе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here