Понятие пассажира в законодательстве

Главное по теме: "Понятие пассажира в законодательстве" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Найдено 4 определения термина Пассажир

Человек, передвигающийся на транспортном средстве (лодке, автобусе, автомобиле, самолете, трамвае и т.д.), но не управляющий им.

англ. passengers) — лица, за исключением членов экипажа, которые перевозятся транспортным средством в соответствии с договором перевозки.

гражданин (физическое лицо), имеющий проездные документы и совершающий поездку в поезде.

Федеральный закон от 25.08.95 N 153-ФЗ, ст.2

любое физическое лицо, за исключением членов

поездной бригады, имеющее проездной документ (билет) и

совершающее поездку на железнодорожном транспортном средстве

( Ст. 1 Закона Республики Беларусь «О железнодорожном

Найдено схем по теме Пассажир — 0

Найдено научныех статей по теме Пассажир — 0

Найдено книг по теме Пассажир — 0

Найдено презентаций по теме Пассажир — 0

Найдено рефератов по теме Пассажир — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Пассажир это:

12) пассажир — физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира;

Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (редакция от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

» Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)

Источник: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (редакция от 12.11.2012) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

Ссылки на определение понятия «Пассажир»

HTML-код ссылки на слово Пассажир
BB-код ссылки на слово «Пассажир» для форумов
Прямая ссылка на слово «Пассажир» для социальных сетей и электронной почты

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Пассажир». Полученная информация поможет вам понять, что такое Багаж. Если по вашему мнению определение термина «Пассажир» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Пассажир», но и по ошибочному запросу «gfccf;bh». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Перевозка пассажиров в городском и междугородном сообщении

Законодательство Российской Федерации защищает права потребителей услуг по перевозке пассажиров в городском и междугородном сообщении и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание прав потребителя поможет потребителю правильно вести себя в ситуациях, когда эти права нарушаются.

Понятие «транспортные услуги» собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе экспедиционные услуги, услуги по погрузке и выгрузке грузов, буксировку и т.д. Основным видом транспортных услуг является перевозка, т.е. пространственное перемещение грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа.

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими соблюдение продавцами требований законодательства по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении являются:

— Гражданский Кодекс РФ;

— Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.02.2001 (КВВТ);

— Устав железнодорожного транспорта РФ от 24.12.2002 (УЖТ);

[2]

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 31.03.1999 (КТМ);

— Воздушный кодекс РФ от 19.02.1997 (ВК);

— Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003;

— Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Вышеуказанные нормативно-правовые акты определяют общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также — транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Термины и понятия, необходимые знать потребителю:

Багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;

Билет — перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира;

Маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

Маршрут регулярных перевозок — предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

Объекты транспортной инфраструктуры — сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств;

Остановочный пункт — место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств;

Пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

Перевозчик — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу;

Путевой лист — документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя;

Читайте так же:  Временная регистрация иностранных граждан и риски собственника жилья

Расписание — график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;

Ручная кладь — вещи пассажира, которые перевозятся пассажиром с собой в транспортном средстве и сохранность которых при перевозке обеспечивается пассажиром.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Согласно ст. 20 Устава, заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.

Пассажир обязан хранить билет, багажную квитанцию, квитанцию на провоз ручной клади в течение всей поездки и предъявлять их по первому требованию лиц, осуществляющих контроль. Контроль за наличием билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров.

При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:

1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;

2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Согласно ст. 24 Устава, пассажиру может быть отказано в продаже билета в случае невозможности предоставления места вследствие превышения вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства.

Продажа билета без предоставления пассажиру места для сидения допускается в случае, если возможность проезда пассажира без предоставления места для сидения предусмотрена конструкцией транспортного средства.

При осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в междугородном сообщении, продажа билетов для проезда пассажиров осуществляется при наличии мест для сидения.

Проводники пассажирских поездов дальнего следования, бортпроводники речного, морского и авиатранспорта обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую подготовку и иметь личную медицинскую книжку.

Выступая в роли потребителя транспортных услуг, пассажир как субъект договора присоединения остается в определенной зависимости от транспортного предприятия и нуждается в четкой защите своих прав, вытекающих из договора перевозки. В области отношений по договору перевозки пассажира обеспечение баланса интересов обеих сторон определяется спецификой публичного договора и договора присоединения. С одной стороны, транспортное предприятие не вправе отказать пассажиру в заключении договора перевозки, с другой — пассажир вынужден подчиняться условиям, диктуемым перевозчиком. В связи с этим, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», транспортные уставы, правила и кодексы, защищают интересы и пассажира-потребителя, определяя его основные права и предусматривая ответственность перевозчика в случаях нарушения этих прав.

Особенности защиты прав потребителей при оказании транспортных услуг содержатся в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111 «Оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» (далее – Правила оказания услуг).

[3]

Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир обязан приобрести билет для разовой поездки.

Ответственность исполнителя за нарушение требований по перевозке пассажиров в городском и междугороднем сообщении весьма значительна. В этой сфере российским законодательством установлены как гражданско-правовая (возмещение вреда, причиненного соответствующим нарушением), так и административно-правовая ответственность.

Перевозчик несет ответственность за не сохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его пассажиру, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Согласно ст. ст. 796 ГК РФ, 96, 107 УЖТ, ст. 119 КВВТ, п. 7 ст. 34 УАТ, ст. 119 ВК ущерб возмещается перевозчиком в следующем размере:

– в случае утраты или недостачи груза, или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза, или багажа;

– в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;

– не сохранность груза, багажа удостоверяются актами, составляемыми совместно с пассажиром (грузоотправителем), один экземпляр которого выдается пассажиру (ст. 160 КВВТ, ст. 38 УАТ, ст. 119 УЖТ, ст. 124 ВК).

Читайте так же:  Чем опасна постоянная регистрация для собственника жилья

По спорам, связанным с договорами перевозки груза, до предъявления иска в суд предъявление перевозчику претензии обязательно.

Срок предъявления претензий к перевозчику при внутренних перевозках автомобильным транспортом — 1 год, железнодорожным транспортом — 6 месяцев, в отношении штрафов и пеней — 45 дней (ст. 39 УАТ, ст. 123 УЖТ). При внутренних воздушных перевозках установлен общий срок для предъявления претензий — 6 месяцев (ст. 126 ВК). При внутренних водных перевозках, претензии могут быть предъявлены в течение срока исковой давности, который устанавливается: по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов — один год; по требованиям, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года (ст. ст. 161, 164 КВВТ).

Исчисление сроков для предъявления претензий производится в соответствии со ст. 126 ВК, ст. 161 КВВТ, ст. 123 УЖТ, ст. 42 УАТ.

Перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Также потребитель по своему выбору вправе обратиться:

1) с жалобой в Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для проведения контрольно-надзорного мероприятия и привлечения перевозчика к административной ответственности;

2) с исковым заявлением в суд на основании ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» с предъявлением дополнительных требований о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, судебных расходов, а также взыскании штрафа за нарушения прав потребителей.

Пассажир железнодорожного транспорта

«. пассажир — лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее;. «

Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»

«. Пассажир — лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее. «

Письмо Роспотребнадзора от 23.10.2012 N 01-09/2503 «О направлении памятки»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Пассажир железнодорожного транспорта» в других словарях:

1998 год в истории железнодорожного транспорта — 1996 1997 1998 1999 2000 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 1998 году История метрополитена в 1998 году … Википедия

2001 год в истории железнодорожного транспорта — 1999 2000 2001 2002 2003 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 2001 году История метрополитена в 2001 году … Википедия

2010 год в истории железнодорожного транспорта — 2008 2009 2010 2011 2012 Портал:Железнодорожный транспорт См. также: Другие события в 2010 году История метрополитена в 2010 году 2010 год в истории железнодорожного транспорт … Википедия

Пользователь услугами ж/д транспорта — пользователь услугами железнодорожного транспорта пассажир, грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель) либо иное физическое или юридическое лицо, пользующиеся услугами (работами), оказываемыми организациями железнодорожного… … Официальная терминология

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ВОЗДУШНОГО ИЛИ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА — транспортное преступление, предусмотренное ст. 263 УК РФ и представляющее собой нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом, в силу выполняемой работы или занимаемой… … Словарь-справочник уголовного права

Аварии на железных дорогах: какие травмы случаются чаще всего? — Пассажир железнодорожного транспорта находится в зоне повышенной опасности. Это связано с возможными крушениями и авариями пассажирских поездов, травмами при посадке и движении поезда, нарушениями пожарной безопасности. Кроме того, по железной… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Поезд — Привод Локомо … Википедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Крушение «Невского экспресса» (2009) — У этого термина существуют и другие значения, см. Авария поезда «Невский экспресс». Координаты: 58°07′41″ с. ш. 33°40′11″ в. д. / 58.128056° … Википедия

Российские железные дороги — Запрос «РЖД» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья про открытое акционерное общество «РЖД», вы могли искать статью про железные дороги России. ОАО «Российские железные дороги» … Википедия

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 3 . Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на федеральные органы исполнительной власти;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

2) уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

3) уполномоченные органы местного самоуправления — органы местного самоуправления, уполномоченные муниципальным нормативным правовым актом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых настоящим Федеральным законом на органы местного самоуправления;

4) межрегиональный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

5) смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок — межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя и граничащего с ним субъекта Российской Федерации либо межрегиональный маршрут регулярных перевозок в границах Краснодарского края и Республики Адыгея;

Читайте так же:  Как расторгнуть соглашение об уплате алиментов

6) межмуниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

7) муниципальный маршрут регулярных перевозок — маршрут регулярных перевозок в границах поселения, городского округа, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо двух и более поселений одного муниципального района;

8) автовокзал, автостанция — объекты транспортной инфраструктуры, включающие в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям;

9) владелец объекта транспортной инфраструктуры — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании;

10) начальный остановочный пункт — первый по времени отправления транспортного средства остановочный пункт, который указан в расписании;

11) конечный остановочный пункт — последний остановочный пункт, который указан в расписании;

12) пропускная способность остановочного пункта — максимальное количество транспортных средств, отправление которых может быть осуществлено за единицу времени из остановочного пункта;

13) вид транспортного средства — автобус, трамвай или троллейбус;

14) класс транспортных средств — группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств — длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств — длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств — длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств — длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств — длина более чем 16 метров);

15) рейс — путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт;

16) вид регулярных перевозок — регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

17) регулярные перевозки по регулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

18) регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам — регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком;

19) свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок;

20) карта маршрута регулярных перевозок — документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту;

21) орган государственного транспортного контроля — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере транспорта, или его территориальные органы;

22) участники договора простого товарищества — юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

23) уполномоченный участник договора простого товарищества — участник договора простого товарищества, который на основании выданной ему остальными товарищами доверенности или в соответствии с заключенным в письменной форме договором простого товарищества уполномочен совершать от имени всех товарищей сделки с третьими лицами;

24) чрезвычайная ситуация — обстановка, сложившаяся в результате аварии или опасного природного явления, вызвавших приостановление работы отдельных видов транспорта, временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам или по размещенным на них и используемым для осуществления регулярных перевозок искусственным дорожным сооружениям либо прекращение функционирования объектов транспортной инфраструктуры;

25) паспорт маршрута регулярных перевозок — документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;

26) утратил силу с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

Информация об изменениях:

27) документ планирования регулярных перевозок — нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления;

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 28 с 29 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 480-ФЗ

28) характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок, — наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.

3. Понятие «парковка» используется в значении, указанном в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

4. Понятия «государственный заказчик», «муниципальный заказчик» используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Стороны в договоре перевозки пассажира

Сторонами договора перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир.

Читайте так же:  Должен ли гражданин проживать по месту прописки

Понятие «перевозчик» в транспортном законодательстве рассматривается по-разному в зависимости от вида транспорта. Так, согласно общим правилам перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом перевозчик — это организация, предприниматель, осуществляющие транспортное и экспедиционное обслуживание пассажиров на маршрутах транспорта всех категорий.

Согласно Правил перевозки пассажиров железнодорожным транспортом под перевозчиком понимается юридическое лицо — собственник или арендатор вагона, который заключил договор на перевозку с пассажиром или отправителем грузобагажа или заказчиком организованной группы пассажиров.

Довольно детализированное определение содержится в Правилах воздушных перевозок пассажиров и багажа.

Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

Следует учесть тот факт, что в роли перевозчика может также выступать как собственник транспортного средства, так и фрахтователь.

Владелец транспортного средства, систематически, самостоятельно, на свой риск, занимающийся перевозочной деятельностью с целью извлечения прибыли, является предпринимателем и в таком качестве должен пройти необходимую регистрацию в форме индивидуального предпринимателя или учредителя предприятия соответствующей организационно-правовой формы.

[1]

Перевозчиком в договоре перевозки пассажира могут быть не только государственные или муниципальные транспортные организации, но и частные коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели, получившие в установленном порядке лицензию.

При оказании услуг под пассажиром понимают физическое лицо, являющееся непосредственным получателем данной услуги по перевозке. Как и в случае с перевозчиком, понятие «пассажир» действующим транспортным законодательством трактуется по-разному.

Так, на автотранспорте под пассажиром понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени или им самим перевозится за плату или бесплатно перевозчиком. На железнодорожном транспорте под пассажиром понимается «физическое лицо, которое пользуется железнодорожным транспортом на основании личного проездного документа или является членом организованной группы лиц, которая проезжает на основании приобретенного проездного документа». «Пассажир — лицо (за исключением членов экипажа), которое провозится воздушным судном с согласия перевозчика согласно договора перевозки».

Как видно из вышеприведенных определений, находящиеся в транспортном средстве члены экипажа, кондукторы и лица, осуществляющие линейный контроль за перевозками, к пассажирам в этом случае не относятся. Они, как говорится, «при исполнении».

Таким образом, мы видим, что пассажирами могут быть только граждане — физические лица.

В литературе ведутся дискуссии относительно возраста, с которого физическое лицо может заключать договор перевозки пассажира путем приобретения билета. Для ответа на данный вопрос следует, обратиться к действующему законодательству, в частности к Гражданскому кодексу.

Договор перевозки пассажиров: понятие, элементы, содержание. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Договор перевозки пассажира — это соглашение сторон, по которому одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за его провоз (п. 1 ст. 786 ГК).

Договор перевозки пассажира консенсуальный. С момента заключения договора перевозчик принимает на себя обязанность доставить пассажира из пункта отправления в пункт назначения, обозначенный в билете. Основная обязанность пассажира состоит в уплате установленной платы за проезд. Договор перевозки пассажира является двусторонним и возмездным. Обладание рядом категорий пассажиров правом на бесплатный проезд на соответствующих видах транспорта не лишает данный договор возмездного характера.

Стороны этих договоров — пассажир и перевозчик.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В настоящее время такой порядок установлен действующими на отдельных видах транспорта правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. В правилах предусмотрен перечень запрещенных к перевозке вещей, порядок определения веса багажа, нормы багажа, доставляемого по одному билету, размер платы за доставку багажа и другие условия, определяющие взаимоотношения перевозчика и пассажира по доставке багажа.

Билет и багажная накладная не являются письменной формой договоров перевозки соответственно пассажира и багажа, их назначение состоит в удостоверении факта заключения этих договоров.

За перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (ст. 790 ГК).

За задержку отправления пассажира или опоздание доставки его в пункт назначения ответственность перевозчика выражается в обязанности уплатить неустойку в форме штрафа. Его размер устанавливается законодательством. Перевозчика освобождает от ответственности задержка или опоздание перевозки вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Бремя доказывания наличия таких обстоятельств и их причинной связи с задержкой или опозданием лежит на перевозчике.

Если задержка отправления повлекла отказ пассажира от перевозки, ему независимо от взыскания штрафа и наличия оснований ответственности перевозчика должна быть возвращена провозная плата.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира является внедоговорной и строится по общегражданским правилам (гл. 59 ГК).

Объем возмещения вреда определяется по правилам ст. 1085 ГК. Ответственность перевозчика за причинение вреда наступает как у владельца источника повышенной опасности, т.е. без вины (ст. 1079 ГК). В то же время при возмещении вреда жизни и здоровью, возникшего в связи с исполнением договора перевозки пассажира, применение норм ст. 1079 ГК возможно только в тех случаях, когда причиненный вред находится в непосредственной связи с действием источника повышенной опасности (в том числе авария, катастрофа). В тех случаях, когда вред причиняется в связи с другими обстоятельствами (например, заболевание пассажира в связи с неисправностью отопительной системы транспортного средства), ответственность перевозчика должна наступать за вред, причиненный вследствие недостатков оказанной пассажиру услуги. В соответствии со ст. 1095 ГК ответственность перевозчика в этих случаях наступает независимо от его вины, но с учетом положений ст. 1098 ГК, содержащей основания освобождения перевозчика от ответственности.

Читайте так же:  Когда заканчивается приватизация дачных участков в россии

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9086 —

| 7269 — или читать все.

Понятие пассажира в законодательстве

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Во многих приказах Минтранса имеется понятие «перевозка пассажиров».
Например
Приказ Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2 (с изменениями от 18 июля 2000 г.)

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1996 года N 133-р «О реализации Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» приказываю:
1. Утвердить «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
2. Департаменту автомобильного транспорта, Дорожному Департаменту и Департаменту Российской транспортной инспекции принять меры по организационно-методическому обеспечению реализации настоящего Положения органами управления автомобильным транспортом на местах, владельцами транспортных средств, осуществляющими перевозки пассажиров, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, дорожными организациями и отделениями Российской транспортной инспекции.

Приказ Минтранспорта РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. N 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (с изменениями от 27 октября 1995 г., 11 мая 2000 г.)

Дело в том что еще не нашел НПА дающего расшифровку этим «пассажирам».
Мне почему-то кажется, что это относится только к спец. организациям и пред-ям транспорта.
На это меня наталкивают формулировки про «предприятия транспорта» и из Приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом»

Настоящие требования распространяются на специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров или грузов автомобильным транспортом по лицензиям, получаемым в соответствии с Положением о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.97 N 295 «Об утверждении Положения о лицензировании пассажирских перевозок автомобильным транспортом (кроме международных) в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1432) и Положением о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.97 N 322 «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок автомобильным транспортом пассажиров и грузов в международном сообщении, а также грузов в пределах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст.1541).

т.е. я делаю вывод что к обычным орг-иям осуществляющим перевозку собственных работников и грузов, требования об обучении специалистов не относятся. Так же не относятся требования из Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2.

Дело в том, что проверяющие (Минтранс) сейчас пытаются вешать на нас всякие обязанности (стажировка водителей по приказу №2 от 01.01.1997, обучение сцециалистов и руководителей по приказу 13/11 от 11.03.1994 и т.д.) вытекающие из этих приказов про пассажирские перевозки, хотя мы не осуществляем деятельность по перевозке пассажиров, возим только своих работников. Да, у нас микроавтобусы подпадающие как бы по понятие — автобус, но мы же не занимаемся пассажирскими перевозками.
Вобщем, прошу помочь с мыслями дабы отбадаться от проверяющих

Организация планирует заключить на 2012 год договор на перевозку своих работников от дома до места работы автобусом. Поступила заявка от ООО на заключение договора по оказанию услуг по перевозке пассажиров. На требование о предоставлении лицензии на право перевозки пассажиров ООО ответило, что если перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется по заказам, то на такой вид деятельности лицензии не требуется, при этом они ссылаются на п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Верно ли, что перевозчику не требуется лицензии для перевозки персонала автобусами?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организации, осуществляющей перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, по заказам получать лицензию не требуется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Березникова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

20 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источники


  1. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  2. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.

  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  5. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Понятие пассажира в законодательстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here