Понятие недостоверной и недействительной подписи

Главное по теме: "Понятие недостоверной и недействительной подписи" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Недостоверные подписи в подписных листах

Недостоверные подписи в подписных листах

подписи в подписных листах, которые не учитываются при решении вопроса о регистрации кандидата (списка кандидатов) в силу допущенных при сборе подписей отклонений от требований избирательного законодательства.

В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов), достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недостоверными.

В соответствии с п. 9 ст. 46 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (и аналогичными нормами других избирательных законов) недостоверными подписями также считаются:

1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе данные, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недостоверной при наличии официальной справки органа внутренних дел либо заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии;

2) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты уведомления окружной избирательной комиссии, комиссии субъекта Российской Федерации о выдвижении кандидата либо до даты заверения копии федерального списка кандидатов Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с законом данных;

4) подписи, признанные недействительными в связи с допущенными при их сборе грубыми и неоднократными нарушениями (участие в сборе подписей органов управления организаций всех форм собственности, принуждение избирателей ставить свои подписи, вознаграждение избирателей за подпись в избирательном листе, осуществление сбора подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы);

5) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

6) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист не рукописным способом или карандашом;

7) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если это исправление специально не оговорено соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы;

8) все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, избирательного блока либо если эта подпись недостоверна.

Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе избирательной комиссии.

См. Подписной лист, Регистрация кандидата, списка кандидатов.

Статья 81. Основания для признания подписи избирателя в подписном листе недостоверной и (или) недействительной

Статья 81. Основания для признания подписи избирателя в подписном листе недостоверной и (или) недействительной

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.

Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке их достоверности избирательной комиссией в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса.

а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;

б) подписи избирателей без указания каких-либо сведений из требуемых в соответствии с настоящим Кодексом либо без указания даты собственноручного внесения подписи в подписной лист самим избирателем, поставившим подпись;

в) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса;

г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

д) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем, лицами, удостоверяющими подписные листы, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателями;

е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;

ж) все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, проводившего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если эта подпись недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, проводившем сбор подписей избирателей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи избирателей, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения;

з) подписи избирателей, внесенные в подписной лист: на выборах депутатов Костромской областной Думы — до дня оплаты из избирательного фонда соответствующим кандидатом, избирательным объединением изготовления подписных листов; на выборах в органы местного самоуправления — до дня, следующего заднем получения соответствующей избирательной комиссией уведомления о выдвижении кандидата, до дня, следующего за днем заверения муниципального списка кандидатов в депутаты, выдвинутого избирательным объединением;

и) подписи избирателей, собранные в местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации запрещены федеральными законами, настоящим Кодексом;

к) подписи избирателей, если сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими соответствующие подписи, и не лицом, проводившим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, — на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;

Читайте так же:  Аренда от государства нежилых помещений

л) все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных в приложениях N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6 к настоящему Кодексу.

При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Кодекса, не учитывается только подпись избирателя (избирателей) в данной строке (данных, строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные частью седьмой статьи 80 настоящего Кодекса, подпунктами «ж» и «л» части третьей настоящей статьи.

Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частью седьмой статьи 80 и частью второй настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

>
Регистрация кандидатов, списка кандидатов
Содержание
Избирательный кодекс Костромской области от 30 декабря 1998 г. N 39

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Статья 81. Основания для признания подписи избирателя в подписном листе недостоверной и (или) недействительной

Статья 81. Основания для признания подписи избирателя в подписном листе недостоверной и (или) недействительной

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 26 марта 2012 г. N 198-5-ЗКО в часть 1 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 26 марта 2012 г. N 198-5-ЗКО в часть 2 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после дня официального опубликования названного Закона

Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке их достоверности избирательной комиссией в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 26 ноября 2012 г. N 312-5-ЗКО в пункт «а» части третьей статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения

а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления — до дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата;

б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО пункт «в» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;

г) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Кодексом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;

д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО в пункт «е» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

е) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, — на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО в пункт «ж» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

ж) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями, или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО пункт «з» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО в пункт «и» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Читайте так же:  Как взыскать алименты с иностранца

и) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью девятой статьи 78 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью пятой статьи 78 настоящего Кодекса;

к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью четвертой статьи 78, частью второй статьи 79 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО в пункт «л» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, — на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью второй статьи 80 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО в пункт «м» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

м) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 16 июля 2014 г. N 558-5-ЗКО пункт «н» части 3 статьи 81 главы VI настоящего Кодекса изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов и голосования по отзыву, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 года N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Видео (кликните для воспроизведения).

н) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 18 мая 2015 г. N 684-5-ЗКО часть 3 статьи 81 настоящего Кодекса дополнена пунктом «о»

о) все подписи избирателей в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с частью пятой статьи 82 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 18 мая 2015 г. N 684-5-ЗКО в часть 4 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям настоящего Кодекса, не учитывается только подпись избирателя (избирателей) в данной строке (данных, строках). Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктами «з», «и», «н» и «о» части третьей настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Законом Костромской области от 18 мая 2015 г. N 684-5-ЗКО в часть 5 статьи 81 настоящего Кодекса внесены изменения

Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами «з», «и», «н» и «о» части третьей настоящей статьи. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

>
Регистрация кандидатов, списка кандидатов
Содержание
Избирательный кодекс Костромской области от 30 декабря 1998 г. N 39

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

ул. Ленина 28, Цимлянск, Ростовская область.

Наша почта:

[email protected]

График работы

Пн-Пт: 9.00 до 17.00

Недействительные или недостоверные: как подписи выводят на митинг

В Москве весь август идут протесты, часть из которых следователи расценили как уголовное преступление. Акции начались из-за недопуска на выборы в Мосгордуму независимых кандидатов, у которых забраковали подписи, необходимые для выдвижения. Юристы объясняют, что существующая процедура проверки подписей избирателей несовершенная. Некоторые из ее этапов никем не контролируются. Мнение экспертов суд ставит выше слов избирателей, но это обоснованно. Проблема в другом – судебная практика по таким делам далеко не единообразна даже в пределах одного региона.

Недостоверные и недействительные подписи

В начале августа Центральная избирательная комиссия признала правомерным отказ Мосгоризбиркома регистрировать кандидатами на выборах в Мосгордуму оппозиционных политиков: Любовь Соболь, Ивана Жданова, Илью Яшина, Константина Янкаускаса, Юлию Галямину, Елену Русакову, Кирилла Гончарова, Дмитрия Гудкова, Александра Соловьева и Анастасию Брюханову. Всем им избиркомы забраковали собранные подписи избирателей.

Чтобы преодолеть подписной фильтр, политикам требовалось заручиться поддержкой 3% жителей от всех избирателей округа: они собрали от 4500 до 5500 подписей. Потом эти автографы прошли три этапа проверки. Сначала подписи изучали эксперты-почерковеды и члены рабочей группы из состава территориально-избирательной комиссии, а затем системные администраторы избиркомов вручную вбивали фамилии подписантов в электронные таблицы на компьютере, сверяя их с регистром ГАС «Выборы». Этот этап проверки один из самых непрозрачных, отмечает сопредседатель движения «Голос» Андрей Бузин. Ни независимым наблюдателям, ни представителям кандидатов не дают возможность следить за тем, как работники избиркомов вводят фамилии из подписных листов на компьютере. У меня очень большое подозрение, что они не все подписи туда загоняют и к разным кандидатам относятся по-разному, говорит Бузин: «Одних больше проверяют, других меньше».

Читайте так же:  Реализация прав безработных граждан

«Общественность не в курсе, а был ли заявленный брак, каким образом этот брак выявили и почему только у внесистемных кандидатов (так называемой оппозиции). Доказать, что подпись принадлежит или не принадлежит лицу, можно исключительно экспертизой». — Степан Полянский, партнёр «Интеллект Консалтинг»

Кандидаты указывают и на несовершенство ГАС «Выборы». По словам главы штабов Алексея Навального Леонида Волкова, перечни избирателей с их паспортными данными и местом жительства, хранящиеся в этой системе, в последний раз составлялись к президентским выборам более года назад. Эта система далеко не совершенная, подтверждала «Новой газете» проректор Высшей школы экономики и кандидат на выборах в МГД Валерия Касамара: «Кто-то поменял место жительства, кто-то – фамилию. Я сама сталкивалась с этим, когда приходила с семьей на выборы».

Если в регистре ГАС «Выборы» кого-то из подписантов не удалось найти, то проверяющие отправляют эти подписи на проверку по базам миграционного отдела МВД. Кандидаты получили отказы, так как проверяющие забраковали у политиков больше 10% (допустимый предел) от числа сданных подписей. До изменения законодательства 2007 года этот порог составлял 25%.

Формально «недостоверные» автографы определяются исключительно мнением эксперта-почерковеда. При этом специалист проверяет, чтобы все подписи в подписных листах были проставлены разными людьми. Если две из них ему покажутся одинаковыми, то он признает их недостоверными. По словам юриста, члена Общественной палаты Калининградской области Алексея Елаева, на практике в заключении специалиста это отражается примерно так: «Подпись 5 на листе 4, 8 на странице 6 и 3 на листе 9 выполнены одним лицом». Если подписи «рисуют», то похожие «закорючки» в разных листах проставляет один и тот же человек, объясняет юрист. Получается, что все подписи в одном листе написаны разными людьми, но если сравнить листы, то окажется, что «рисовало» пять или шесть человек, добавляет Елаев.

Проблема в том, что подобная экспертиза имеет поверхностное отношение к исследованиям, которые знакомы юристам по курсу криминалистики, говорит Елаев. Во-первых, у экспертов нет достаточного количества образцов почерка избирателей. Во-вторых, проверка ведется в сжатые сроки – не дольше недели. Кроме того, за свои заключения такие специалисты не несут ответственность, так как она отсутствует в действующем законодательстве (дело № 2-Г07-12). Верховный суд уточнил, что на такие проверки не распространяется и закон о государственной судебно-экспертной деятельности (Постановление Пленума ВС № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан»).

«Погрешности можно разделить на погрешности баз МВД (а они не всегда полны и точны, как бы нам ни казалось обратное) и погрешности ошибок почерковеда (ведь им необходимо достаточно оперативно проверять тысячи подписей и запоминать их из листа в лист), не считая ошибок и описок сборщиков, работников штабов и типографий. В итоге подписной лист не просто стал сложнее векселя, но и механизм его проверки во многом превращается в лотерею». — Алексей Елаев, член Общественной палаты Калининградской области

Помимо недостоверных проверяющие могут найти у кандидата «недействительные» подписи. Перечень оснований для этого состоит из 14 пунктов: от проставления подписей раньше установленного срока до указания неполной информации об избирателе.

Какой брак нашли у оппозиции

У независимых кандидатов обычно находили разные виды брака. Избирком признал недействительными почти 15% подписей в поддержку юриста ФБК Любови Соболь: 725 из 4940. Часть из них забраковали почерковеды МВД, другие не прошли проверку по миграционным базам. У Ивана Жданова, еще одного представителя «Команды Навального», не признали по аналогичным основаниям 1212 подписей.

Политик Дмитрий Гудков и бывший глава «Открытой России» Александр Соловьев тоже не прошли подписной фильтр. Они заявили, что им удалось обнаружить причину, по которой большую часть собранных ими подписей признали недействительными. Системные администраторы избиркомов при составлении электронных таблиц вводили с ошибками данные избирателей, которые подписывались за кандидатов, настаивают Гудков и Соловьев. Например, вбивали «Филимонова Дмитрий Владиславович» вместо «Филимонов Дмитрий Владиславович» или «Мирина» вместо имени «Марина». Якобы из-за такой ситуации подписантов не удавалось найти ни в регистре ГАС «Выборы», ни в базах МВД. Глава муниципального округа «Красносельский» Илья Яшин написал, что тоже лишился возможности поучаствовать в выборах из-за подобного брака.

О таких ошибках становилось известно, когда члены избиркома объявляли решение об отказе в регистрации кандидата и показывали свои запросы в отдел миграции МВД с ответами этого ведомства. При этом, как подчеркнул еще один незарегистрированный политик Кирилл Гончаров, невозможно доказать, что проверяющие намеренно вводили в компьютер Ф.И.О. избирателей с ошибками.

«В последние несколько лет направление судебной практики изменилось: избирательные комиссии регистрировали всех, суды отменяли регистрацию только в случае грубейших нарушений избирательного законодательства. Например, кандидат скрыл сведения о наличии судимости. На этих же выборах правоприменители решили вернуться к старому подходу и максимально жестко относиться к каждому незначительному, подчас носящему технический характер нарушению». — Семен Кирьяк, партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры»

После отказных решений окружных избиркомов у кандидатов было два пути для защиты своих прав. Первый – подавать жалобы в вышестоящие комиссии – Мосгоризбирком, а затем в ЦИК. И второй – идти в суд. Либо можно было обратиться сразу и туда, и туда. Заместитель председателя ЦИК Николай Булаев в комментарии РБК отметил: «Над каждой подписью стоять у нас, конечно, нет ни возможности, ни необходимости. Если у кого-то из кандидатов есть ощущение, что ему необоснованно предъявили претензии, то он может обратиться в суд». Такой сценарий помог лишь Сергею Митрохину (дело № 3а-4620/2019 ∼ Ма-4903/2019). Суд признал действительной 121 подпись, хотя избирком изначально посчитал их незаверенными. Судья Михаил Казаков вернул Митрохину и 56 подписей, которые забраковали по миграционным базам. В ходе процесса выяснилось, что члены избиркома отправляли в госорган данные избирателей из подписных листов с ошибками. Еще несколько десятков подписей политику удалось признать действительными по другим основаниям. Мосгорсуд постановил немедленно зарегистрировать Митрохина кандидатом. От времени поступления иска в суд до даты вступления решения в силу прошло всего 12 дней.

Читайте так же:  Юрист по вопросам гражданства

Но у остальных кандидатов разбирательства в суде складывались менее удачно. Иван Жданов требовал признать недействительной справку миграционного отдела МВД, из-за которой он лишился 337 подписей (дело № 3а-4378/2019 ∼ Ма-4672/2019). Полицейские не указали в документе их конкретный брак, как того требует соглашение ЦИК и МВД. Но суд отклонил эту претензию, сославшись на то, что межведомственный документ имеет рекомендательный характер.

Вторая часть иска политика касалась 364 подписей, которые забраковал почерковед. Представитель Жданова, юрист Вячеслав Гимади, принес видео и заявления, в которых избиратели подтверждают, что лично ставили подписи за этого кандидата и дату в подписных листах. Но судья Наталия Севастьянова отказалась исследовать эти бумаги, сославшись на выводы экспертов-почерковедов МВД. Мосгорсуд вернул Жданову только несколько десятков подписей, которых не хватило для регистрации.

[1]

«С точки зрения процессуального права показания свидетеля, как бы абсурдно это ни звучало, не могут подтверждать действительность подписи. Таковы требования о допустимости доказательств. Суд проверяет законность действий избиркома, поэтому оспаривается не постановка подписи за конкретного кандидата, а процедура проверки и законность признания подписи недействительной. При наличии сомнений в законности действий избиркома суды должны назначать экспертизы». — Семен Кирьяк, партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры»

Такие отказы, основанные на неоспоримости заключений специалистов МВД, партия «Парнас» четыре года назад обжаловала вплоть до Конституционного суда. КС в итоге постановил, что при рассмотрении подобных споров суду нельзя основываться «исключительно на данных официальной справки уполномоченного госоргана», а необходимо исследовать все доказательства (Определение № 216-О от 10 февраля 2016 года). Проблема в том, что суды трактуют это определение КС по-разному. Если Верховный суд Якутии учел разъяснения КС, то Верховный суд Башкирии указал на «презумпцию добросовестности госслужащих». Судебная практика по подобным делам отличается не только в разных регионах, но даже внутри субъекта, подтверждает Семен Кирьяк, партнер ЮФ «Кирьяк и партнеры»: «Это делает оспаривание затруднительным». По его словам, в сложившейся ситуации наилучший выход – подготовить постановление Пленума ВС или обзор судебной практики, в которых будут четкие объяснения того, какие нарушения в оформлении документов являются основаниями для отказа или отмены регистрации. Я считаю, что такими должны быть существенные искажения сведений о кандидате/избирателе, из-за которых нельзя установить действительную информацию, резюмирует эксперт.

Сотрудники избиркомов проверяют собранные кандидатами подписи по электронным базам. Для этого они вручную вводят Ф.И.О. подписантов на компьютере. Работники могут это сделать с опечатками случайно или намеренно.

Сами базы тоже не являются совершенными, последний раз информация об избирателях в них обновлялась полтора года назад.

Еще подписи проверяют «на глаз» почерковеды. Они могут посчитать, что подпись за избирателя поставил кто-то другой. Вывод такого эксперта суд ставит выше слов избирателя о том, что он сам подписался.

Почерковеды за свои решения не несут никакой ответственности, так как она не прописана в законе.

Отказ избиркома в регистрации на выборах лучше сразу обжаловать в суде. Вся судебная процедура займет всего 12 дней. Если решение будет в пользу кандидата, то его немедленно зарегистрируют.

Единой судебной практики по таким спорам нет даже на уровне одного региона. Поэтому в схожих обстоятельствах одному кандидату суд откажет, а другого постановит зарегистрировать.

Проверка подписей

При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, уполномоченный представитель любого избирательного объединения, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, избирательное объединение, представивший (представившее) установленное количество подписей избирателей. Обязанность извещения лежит на избирательной комиссии. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.

Проверке подлежит не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 1 тыс. подписей, проверке подлежат все подписи.

Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Причем если избирательная комиссия решила проводить проверку подписей путем жребия, то такой способ применяется в отношении всех кандидатов, представивших подписи. В противном случае будет нарушен принцип равенства статуса кандидатов.

Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.

При наличии сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей избирательная комиссия вправе принять решение о направлении папок с подписными листами, вызывающими сомнения в достоверности данных, в органы дознания и следствия, а также соответствующим специалистам. Заключения, подготовленные специалистами, могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах.

Рабочая группа вправе, обычно по согласованию с председателем комиссии, направлять запросы государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям, избирательным объединениям и их должностным лицам.

В случае если в избирательную комиссию поступили сообщения о принуждении, обмане или подкупе избирателей со стороны лица, собиравшего подписи, комиссия вправе своим решением направить соответствующие подписные листы в органы дознания и следствия. В случае подтверждения фактов нарушения правил сбора подписей, все подписные листы с подписями избирателей, заверенные этим лицом, не учитываются при установлении комиссией количества подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

Направление подписных листов в органы дознания и следствия, а также соответствующим специалистам не должно влиять на сроки принятия комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Читайте так же:  Льготы молодым специалистам предоставляемые государством

Если на момент истечения установленного срока соответствующие органы и лица не окончат проверку фактов нарушений законодательства при сборе подписей, то подписи, содержащиеся в подписных листах, учитываются в качестве достоверных при принятии решения о регистрации либо об отказе в ней. При наличии сомнений в достоверности подписей избирателей или сведений, содержащихся в представленных документах, не разрешенных в течение установленного срока, избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в ней по имеющимся результатам проверки.

По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, недостоверной или недействительной. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.

Подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.

[2]

Недействительными подписями обычно считаются:

Важной нормой закона является то, что не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, избирательному объединению не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов.

В случае если проведенная избирательной комиссией проверка подписных листов повлечет за собой принятие решения об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов указанный кандидат (уполномоченный представитель избирательного объединения) вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания признания подписей избирателей недостоверными или недействительными, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

Повторная проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или вышестоящей избирательной комиссией при обжаловании кандидатом, избирательным объединением решения об отказе в его регистрации (регистрации списка кандидатов) и только в отношении подписей, подлежавших проверке.

Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Данное правило не применяется при регистрации кандидата, выдвинутого одним и тем же избирательным объединением на одних и тех же выборах одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов.

Решение о регистрации кандидата, списка кандидатов

При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии указывается, что кандидат выдвинут избирательным объединением, а также наименование этого избирательного объединения. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов в решении окружной избирательной комиссии указывается, что кандидат зарегистрирован также в составе списка кандидатов.

Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, списка кандидатов, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для регистрации кандидата на должность Президента РФ, выдвинутого политической партией, требуется сбор подписей избирателей. Так, п. 1 ст. 36 Закона о выборах Президента РФ предусматривает, что «непарламентская» политическая партия обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 2500 подписей.

Закон выделяет основания отказа в регистрации кандидата и основания отказа в регистрации списка кандидатов. Также Закон о гарантиях избирательных прав выделяет основания исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. Все основания по своей сути схожи и будут проанализированы в дальнейшем.

Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, установленные Законом о гарантиях избирательных прав, являются исчерпывающими.

В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов повторное выдвижение кандидата, списка кандидатов на тех же выборах возможно с соблюдением установленных законом порядка и сроков. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, избирательному объединению копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа.

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждому зарегистрированному кандидату, кандидату из списка кандидатов выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов в течение двух суток после регистрации сообщаются СМИ для опубликования.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2012. — 400 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  5. Астахов Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Астахов, Павел. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
Понятие недостоверной и недействительной подписи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here