Понятие налогового резидентства

Главное по теме: "Понятие налогового резидентства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

13. Понятие налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Резиденты и нерезиденты.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:

наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;

лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;

индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);

лица, использующие труд наемных работников;

собственники имущества (движимого и недвижимого);

авторы произведений науки, искусства, литературы и их правопреемники;

законные представители (опекуны, усыновители);

нотариусы, занимающиеся частной практикой;

адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

иной статус в соответствии с законодательством РФ.

Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.

1) физические лица — граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства — фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

Нерезидентамипризнаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».

Взаимозависимыми лицамидля целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.

1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.

2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.

3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговыми агентамипризнаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.

Минфин пояснил, зачем хочет ввести понятие налогового резидентства юридических лиц

Кроме того, стало известно, что ведомство намерено создать реестр бенефициариев, доступ к которому будут иметь правоохранительные, налоговые и другие компетентные органы.

В проекте Основных направлений налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов один раздел посвящен борьбе с использованием российскими компаниями офшоров с целью минимизации налогообложения.

Минфин совместно с Росфинмониторингом, как следует из документа, в рамках этой борьбы разработал комплекс мер, которые приведут к:

  • появлению обязанности юрлиц хранить и раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах и иметь документальное подтверждение достоверности такой информации;
  • созданию реестра бенефициариев, доступ к которому будут иметь правоохранительные, налоговые и другие компетентные органы;
  • развитию системы безналичного денежного оборота;
  • улучшению информационного обмена между компетентными органами как на национальном, так и на международном уровне.

Также в проекте направлений сказано о законопроекте о налогообложении офшорной прибыли. Напомним, в НК планируется ввести понятие контролируемых иностранных компаний, им будет посвящена новая глава НК. Таковыми компаниями будут признаваться фирмы, зарегистрированные в офшорах, перечень которых утвержден Минфином. Прибыль офшорных фирм будет прибавляться к налоговой базе их российских учредителей.

Этим же законопроектом предусмотрено введение в РФ понятия налогового резидентства для юрлиц.

К налоговым резидентам будут отнесены не только российские организации, но и иностранные, местом фактического управления которых является РФ, при выполнении хотя бы одного из следующих условий:

  • заседания совета директоров (иного руководящего органа организации) проводятся на территории РФ;
  • руководящее управление организацией обычно осуществляется из РФ;
  • главные (руководящие) должностные лица организации осуществляют свою деятельность в РФ;
  • бухгалтерский учет организации ведется в РФ;
  • архивы организации хранятся в РФ.
Читайте так же:  Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства

Каких-либо последствий для фирм, зарегистрированных РФ, в связи с присвоением им наименования налогового резидента в законопроекте отражено не было.

В проекте основных направлений сказано, что введение данного понятия «позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в РФ, а также более эффективно противодействовать злоупотреблениям при использовании льгот, предоставляемых международными соглашениями об избежании двойного налогообложения».

Также в проекте документа сказано об основных очертаниях налоговых каникул для малого бизнеса.

Налоговое резидентство организаций

Концепция «налогового резидентства» организаций – это новый, дополнительный инструмент, введенный в НК РФ Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ с целью распространить российскую налоговую юрисдикцию на возможно большее число субъектов.

Режим налогового резидентства РФ является альтернативным по отношению к режиму контролируемых иностранных компаний (то есть признание иностранной компании налоговым резидентом РФ и соблюдение ею налогового законодательства РФ в этом статусе должно исключать применение к ней правил налогообложения КИК). Также она отличается от уже давно существующего в НК РФ понятия «постоянного представительства иностранной организации» (ст. 306 НК РФ). Основным признаком налогового резидентства организации в России является ситуация, когда Россия является «местом управления» такой организацией.

Иностранные организации, ставшие налоговыми резидентами РФ, уравниваются с российскими организациями – налогоплательщиками с точки зрения своих обязанностей. На иностранные организации, признавшие себя налоговыми резидентами РФ, будут распространяться все обязанности налогоплательщиков, предусмотренные статьей 23 НК РФ (в том числе уплата налогов, постановка на учет в налоговых органах, учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения и др.).

  • Какие организации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации?
  • Что понимается под «местом управления» иностранной организацией?
  • Вправе ли иностранная организация самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации?
  • Как определяется налоговый период для иностранных компаний, признавших себя налоговыми резидентами РФ?
  • Может ли налоговый орган признать иностранную компанию налоговым резидентом РФ и каковы последствия этого?
  • Может ли быть признана налоговым резидентом РФ иностранная компания, находящаяся в процессе ликвидации?
    Какие организации признаются налоговыми резидентами Российской Федерации?
  • Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, налоговыми резидентами РФ признаются следующие организации:

    1) российские организации;

    2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

    3) иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

    Что понимается под «местом управления» иностранной организацией?

    Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности (пункт 2 ст. 246.2 НК РФ):

    1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ.

    Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);

    2) главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ.

    Руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления.

    Осуществление следующей деятельности иностранной организации в РФ само по себе не может признаваться осуществлением управления иностранной организацией в РФ:

    1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников) иностранной организации;

    2) подготовка к проведению заседания совета директоров иностранной организации;

    3) осуществление на территории Российской Федерации отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранной организации.

    К таким функциям, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности иностранной организации, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политик, действие которых распространяется на все дочерние организации такой организации или их существенную часть.

    [2]

    Иностранной организацией, управление которой осуществляется за пределами РФ, в частности признается иностранная организация, если ее коммерческая деятельность осуществляется с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, и (или) в иностранном государстве (на территории) нахождения ее обособленных подразделений, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения. При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных в настоящем пункте условий.

    В случае, если в отношении иностранной организации

    • выполняются условия, установленные подпунктом 1 или 2 пункта 2 статьи 246.2 НК РФ, и
    • такой организацией представлены документы, подтверждающие выполнение таких же условий в отношении какого-либо из иностранных государств,

    Российская Федерация признается местом управления этой иностранной организацией, если в отношении этой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

    1) ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу деятельности иностранной организации) осуществляется в РФ;

    2) ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;

    3) оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

    Вправе ли иностранная организация самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации?

    Да. Если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения, а также статьей 246.2 НК РФ, иностранная организация, имеющая постоянное местонахождение в иностранном государстве и осуществляющая деятельность в РФ через обособленное подразделение, вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ.

    При этом указанная организация обязана обеспечить в обособленном подразделении на территории РФ наличие документов, служащих основанием для исчисления и уплаты соответствующих налогов.

    Для целей исчисления налога на прибыль организаций иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ по своему выбору

    — с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, либо

    — с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ.

    Иностранная организация, самостоятельно признавшая себя налоговым резидентом РФ, вправе отказаться от статуса налогового резидента РФ на основании заявления, представляемого в налоговый орган, после проверки налоговым органом оснований для утраты статуса налогового резидента РФ. Форма указанного заявления утверждена Приказом ФНС России от 23.12.2015 № ММВ-7-17/[email protected]

    Заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ (об отказе от статуса налогового резидента РФ) представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения этой организации по форме, утверждаемой ФНС России.

    В случае, если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ, при соблюдении иностранной организацией положений НК РФ и иных нормативных правовых актов РФ в отношении налоговых резидентов РФ указанная иностранная организация не признается контролируемой иностранной компанией на основании ст. 25.13 НК РФ.

    Таким образом, режим налогового резидентства РФ и режим контролируемых иностранных компаний являются взаимоисключающими: если компания признала себя налоговым резидентом РФ, на нее не будут распространяться правила о КИК. Однако, это возможно лишь в том случае, если такая компания соблюдает нормы российского налогового законодательства, касающиеся резидентов.

    Как определяется налоговый период для иностранных компаний, признавших себя налоговыми резидентами РФ?

    Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено указанное заявление, до конца этого календарного года.

    Если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с даты представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом РФ, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, в котором представлено указанное заявление.

    При этом, если заявление иностранной организации о признании себя налоговым резидентом РФ представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган указанного заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором представлено указанное заявление.

    Может ли налоговый орган признать иностранную компанию налоговым резидентом РФ и каковы последствия этого?

    Да. Возможность самостоятельного признания иностранной организацией себя налоговым резидентом РФ (самостоятельного отказа от статуса налогового резидентства РФ) не препятствуют признанию такой организации налоговым резидентом РФ налоговыми органами при соблюдении иных условий, установленных статьей 246.2 НК РФ.

    Вместе с тем, на текущий момент ни законом, ни подзаконными актами не установлен порядок признания налоговым органом иностранных компаний налоговыми резидентами РФ, оспаривания иностранной организацией решения налоговых органов о признании налоговым резидентом РФ, возможного предъявления к таким компаниям налоговых требований. Также, пока не существует сложившейся практики налоговых органов и судов по указанным вопросам.

    Читайте так же:  Как подать заявление в суд на должника

    Может ли быть признана налоговым резидентом РФ иностранная компания, находящаяся в процессе ликвидации?

    Согласно части 5 ст. 3 Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ, вне зависимости от условий, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 246.2 части второй НК РФ (в которых речь идет об основных и дополнительных признаках «места управления»), иностранная организация не признается налоговым резидентом РФ, если

    — в налоговом периоде либо предшествующих налоговых периодах в отношении такой иностранной организации принято решение акционеров (учредителей) или иных уполномоченных лиц о ликвидации и

    процедура ликвидации завершена до 1 января 2018 года, если иное не указано в пунктах 1 — 3 части 6 статьи 3 указанного Федерального закона (случаи продления предельного срока ликвидации).

    Налоговое резидентство

    Финансовый словарь Финам .

    Смотреть что такое «Налоговое резидентство» в других словарях:

    Центр жизненных интересов — Место, где физическое лицо имеет наиболее тесные личные и экономические связи. Применяется при налогообложении в тех случаях, когда требуется установить налоговое резидентство физического лица. см. например, ст. 4 Соглашения между РФ и… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Налогообложение в Великобритании — происходит по крайней мере на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов, налогов на коммерческую… … Википедия

    Налоги в Великобритании — Налогообложение в Великобритании происходит по крайней мере на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов,… … Википедия

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Налоги в англии — Налогообложение в Великобритании происходит по крайней мере на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов,… … Википедия

    Налогообложение в Англии — Налогообложение в Великобритании происходит по крайней мере на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов,… … Википедия

    Налогообложение в Великобритании) — Налогообложение в Великобритании происходит по крайней мере на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов,… … Википедия

    Налоговая система Великобритании — построена на двух уровнях: местного правительства и центрального правительства (через Налоговое Управление HM Revenue Customs). Местное правительство содержится за счет государственных грантов, налогов на коммерческую недвижимость, местного … Википедия

    Кто является налоговым резидентом РФ

    ​Подтверждение статуса налогового резидента РФ: образец заявления для физического лица

    Понятие «налоговый резидент» может применяться к российским организациям, филиалам, представительствам и другим обособленным подразделениям иностранных организаций, осуществляющим деятельность на территории РФ, российским и иностранным физлицам, включая индивидуальных предпринимателей. Наличие статуса налогового резидента РФ влияет на порядок налогообложения лиц в соответствии с российским законодательством, а также в соответствии с международными договорами, которые РФ заключила с иностранными государствами. О том, когда организация или физлицо являются налоговыми резидентами РФ, расскажем в нашем материале, а также приведем образец заявления для подтверждения гражданином статуса налогового резидента РФ.

    Являетесь ли вы налоговым резидентом РФ

    Приведем в таблице условия, при которых в 2017 году налоговыми резидентами РФ являются физические лица и организации.

    Налоговыми резидентами РФ являются (п. 1 ст. 246.2, п.п. 2, 3 ст. 207 НК РФ)
    организации: физические лица: — российские организации — фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев*; — иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора; — российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ независимо от продолжительности пребывания за рубежом — иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения

    * Период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды его выезда для лечения или обучения на срок менее 6 месяцев, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей на морских месторождениях углеводородного сырья.

    Подтверждение статуса налогового резидента РФ

    О подтверждении статуса налогового резидента организацией мы рассказывали в нашей консультации.

    Для получения официального документа из налогового ведомства о налоговом резидентстве физлицо, как и организация, должно подать заявление в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД) в соответствии с требованиями Информационного сообщения ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

    Приведем пример такого заявления:

    Что касается подтверждения статуса налогового резидента в случаях, не связанных с уплатой на территории РФ налогов и сборов, предусмотренных договорами об избежании двойного налогообложения, то налоговое законодательство не обязывает физлицо подтверждать статус налогового резидента РФ налоговому агенту, к примеру, работодателю (Письмо ФНС от 13.03.2008 № 04-1-01/0911 ). В то же время, по собственному желанию или по просьбе налогового агента подтверждающие документы физлицо может предоставить (Письма Минфина от 22.02.2017 № 03-04-05/10518, от 04.02.2008 № 03-04-07-01/20, ФНС от 23.09.2008 № 3-5-03/[email protected]). При этом необходимо иметь в виду, что если документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ и запрошенные налоговым агентом, физлицо не представит, такое лицо может рассматриваться как налоговый нерезидент (Письмо от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 ).

    Понятие налогового резиденства

    Под термином налогового резидента определяется причастность физического или юридического лица к налоговой системе страны, то есть человек несет налоговые обязательства перед определенным государством – за все полученные доходы вносить определенный платеж, даже если они заработаны в другой стране. Получение статуса налогового резидента не зависит от национальности и гражданства.

    Если в двух государствах критерии резиденства различаются, то человек может быть резидентом одновременно в этих двух странах. Возможны и ситуации, когда человек не является резидентом ни в одной стране. Но и в этом случае он не освобождается от уплаты налогов.

    Главный принцип налогового резиденства

    Самое главное в налоговом резиденстве каждой страны заключается в том, что под работу налогового законодательства попадают не только граждане конкретной страны, но и те лица, которые проживают на ее территории или ведут коммерческую деятельность.

    Эта сущность особенно ярко проявляется в законодательстве западноевропейских стран. Единовременное проживание многих миллионов людей, не являющихся гражданами конкретной страны, сподвигло разработать целую систему международных налоговых отношений. Поэтому даже в самом спорном вопросе резидент с государством способны прийти к взаимовыгодному решению.

    Что нужно для присвоения статуса налогового резидента?

    В каких странах Европы выгодно платить налоги?

    Выгодный налог – тот, который меньше всего облагает прирост капитала, ценные бумаги и любые денежные операции. Привлекательней всего с этой стороны рассматривать Монако – единственная европейская страна, в которой подоходный налог отсутствует как таковой. Минимальный подоходный налог, в 12%, фиксируется в Андорре, Белоруссии, Казахстане.

    Но, выгодней всего для налоговых резидентов рассматривать именно Болгарию. Подоходный налог установлен на уровне 10%, причем официально действует программа по оформлению постоянного места жительства за определенные инвестиции.

    Резиденты Мальта платят фиксированный налог 15%, и отсутствуют налоги на владение и покупку недвижимости, активы, капитал, имущество. Иностранные доходы не ввезенные в Мальту налогами не облагаются.

    Швейцарское законодательство также предоставляет возможность не платить налоги на те доходы, что получены за границами страны, только с расходов в пределах государства. В Швейцарии действует система аккордного налога, рассчитываемого не только отдельно для каждого региона, но конкретно для каждого резидента.

    Каждая из перечисленных стран отличается своими недостатками и преимуществами для проживания. Но, вне зависимости от этого, налоговые резиденты должны подавать налоговые декларации вовремя и правильно заполненными.

    Заполните форму и получите бесплатную консультацию

    НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ

    Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

    Смотреть что такое «НАЛОГОВЫЙ РЕЗИДЕНТ» в других словарях:

    Налоговый резидент — Налоговые резиденты физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда … Бухгалтерская энциклопедия

    НАЛОГОВЫЙ СТАТУС — (англ. tax status) – правовое положение участников налоговых правоотношений, определяемое совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством. Ст. 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    резидент — резидентная программа Программа или данные, постоянно находящиеся в памяти. [http://www.morepc.ru/dict/] резидент Юридическое или физическое лицо, зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране, на которое в полной мере… … Справочник технического переводчика

    Резидент — (res >Экономико-математический словарь

    РЕЗИДЕНТ — (лат. Res >Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Резидент офшорной зоны — 1.1. Для целей настоящего Указания к резидентам офшорных зон относятся: физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории иностранного государства, предоставляющего льготный налоговый режим и (или) не предусматривающего раскрытие … Официальная терминология

    КРЕДИТ НАЛОГОВЫЙ — TAX CREDITСумма, вычитаемая из общей величины налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком для определения его реальных обязательств перед бюджетом. Н.к. уменьшает налоговые обязательства налогоплательщика непосредственно, в отличие от налоговых … Энциклопедия банковского дела и финансов

    ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГА — определяемые законодательными актами государства принципы построения и организации взимания налогов. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, к рый позволил бы конкретно определить: обязанное лицо, размер… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Домицилий в Великобритании — Домицилий – юридический термин, означающий, в случае частных лиц, место постоянного проживания. Понятие отличается от обычного понятия «вида на жительство» или ПМЖ в Великобритании, которое, по сути означает просто «право проживания в стране» и… … Википедия

    Домицилий в Англии — Домицилий – юридический термин, означающий, в случае частных лиц, место постоянного проживания. Понятие отличается от обычного понятия «вида на жительство» или ПМЖ в Великобритании, которое, по сути означает просто «право проживания в стране» и… … Википедия

    Налоговые резиденты: новое понятие — новые проблемы

    «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2007, N 5

    С 2007 г. вступили в силу многочисленные изменения в Налоговом кодексе РФ. Особо «коварными» из них являются те, которые на первый взгляд содержат лишь технические поправки. И лишь при тщательном анализе видно, к чему они могут привести.

    Одна из таких поправок касается определения статуса налогового резидента физического лица. С нового года данное понятие перенесено во вторую часть НК РФ. Теперь физические лица признаются налоговыми резидентами, если они находятся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

    Как показала практика, подавляющим большинством бухгалтеров это определение было истолковано неверно. Более того, внесенная поправка может не только не упростить, а существенно усложнить расчет НДФЛ.

    Проблемы старого определения

    Понятие налогового резидента РФ влияет на ставку НДФЛ. Доходы физических лиц, являющихся резидентами, по умолчанию облагаются по ставке 13%. Если налогоплательщик — нерезидент, то ко всем его доходам применяется ставка 30% (ст. 224 НК РФ).

    Из старого определения налогового резидента РФ следовало, что физическое лицо может им стать только в случае нахождения в стране не менее 183 дней в календарном году. То есть ежегодно первого января все физические лица, даже российские граждане, просыпались нерезидентами. Ведь тогда срок пребывания составляет лишь 1 день. Поэтому статус резидента мог возникнуть не ранее 2 июля. Это означало, что к доходам всех физических лиц должна была применяться ставка 30% без предоставления любых налоговых вычетов (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 224 НК РФ). И только с момента наступления резидентства можно было применять ставку 13% и использовать налоговые вычеты. Кроме того, нужно было произвести перерасчет налогов с доходов, выплаченных ранее, и их перезачет между соответствующими КБК.

    Однако на практике так почти никто не поступал. В значительной степени это было связано с многочисленными разъяснениями Минфина и налоговых органов (Письма Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82, УФНС России по г. Москве от 13.02.2006 N 18-11/3/10221). Они указывали, что доходы работающих в РФ российских граждан с первого дня календарного года облагаются НДФЛ по ставке 13%.

    [3]

    В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ставка 13%, по мнению московских налоговиков, могла применяться на начало календарного года только в случае пребывания этих граждан на территории РФ в связи с заключением долгосрочного трудового договора на срок не менее 183 дней. Минфин, в свою очередь, считал, что только иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в России, считаются налоговыми резидентами РФ на начало отчетного периода, и обложение их доходов, полученных в связи с работой по найму, производится по ставке 13%.

    Однако если работник увольнялся и уезжал, например, в июне за границу на ПМЖ или пребывал в течение года в заграничных командировках (поездках), вследствие которых срок пребывания в России составлял менее 183 дней, он так и не становился налоговым резидентом. В такой ситуации выяснялось, что ставка 13% применялась бухгалтером неправомерно и что нужно было применять 30%-ную ставку.

    Поскольку удержания из зарплаты не могут превышать половины ее суммы (ст. 138 ТК РФ), полностью удержать налог зачастую было невозможно. В итоге работодатель мог быть оштрафован за невыполнение обязанности налогового агента и привлечен к уплате пеней (Постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05, от 26.09.2006 N 4047/06).

    Зачем внесли изменение?

    Новый порядок определения резидентства был принят с целью устранить рассмотренный пробел в законодательстве. И теперь проблема правомерности применения ставки 13% с первого же дня нового года решена. Так, если физическое лицо стало налоговым резидентом в 2006 г., то к его доходам с 1 января 2007 г. сразу же можно применять указанную ставку, не нарушая закон. Даже если человек уедет на ПМЖ за границу, например в феврале или марте, — это не повлечет никаких санкций для налогового агента.

    Именно таким образом многие восприняли изменение определения налогового резидента. Так ли это на самом деле?

    Первая проблема: устранимые противоречия

    Читаем определение внимательно. Резидентами признаются лица, находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Значительная часть налогоплательщиков и агентов думают, что 12 следующих подряд месяцев — это последующие месяцы с момента наступления календарного года. Если допустить такую трактовку, то в поправке нет никакого смысла и она не отличается от старого определения. Точно так же в начале года мы не знаем, будет ли работник в стране 183 дня, а поэтому не сможем однозначно применить нужную ставку. Получается, от чего уехали, к тому и приехали.

    Обратите внимание: в определении сказано не «последующих» месяцев, а «следующих подряд». Это означает, что дни пребывания в стране берутся из предшествующих 12 месяцев, следующих друг за другом. Так, на начало 2007 г. двенадцатью следующими подряд месяцами являются январь — декабрь 2006 г. В течение этого расчетного периода лицо и должно было находиться в России 183 дня.

    Вторая проблема: прием на работу

    Как известно, «без бумажки ты букашка» или «слово к делу не подошьешь», поэтому каждый факт требует документального подтверждения, в частности факт пребывания работника в России. Только удостоверившись в этом, бухгалтер вправе применить к доходам физического лица налоговую ставку 13%.

    Принимая человека на работу, неплохо бы поинтересоваться, а на какой территории он был в предыдущие 12 месяцев и чем может это подтвердить. Подойдут любые документы: справка 2-НДФЛ от предыдущего работодателя, справка из вуза об обучении, копия загранпаспорта и т.п. К сожалению, не всегда можно найти необходимые документы.

    О том, что вопрос документального подтверждения пересечения границы РФ законодательно не урегулирован, сообщал и Минфин России (Письмо от 17.05.2006 N 03-03-04/1/469). В крайнем случае будет достаточно и письменного заявления будущего работника.

    Третья проблема: белорусы

    Отдельно следует сказать о гражданах Республики Беларусь. Между Россией и Белоруссией заключены Соглашение «Об избежании двойного налогообложения. » , Договоры «О создании союзного государства» и «О равных правах граждан» . Из этих документов, в частности, следует, что граждане обоих государств имеют равные права при их трудоустройстве и налогообложении доходов. На основании этого документа Минфин разъяснял, что в отношении доходов белорусов следует применять ставку НДФЛ 13% с первого дня их пребывания в России (Письмо Минфина России от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82). Но эта ставка применима лишь в случае, если по условиям договора белорус проработает в РФ 183 дня в календарном году.

    Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество».
    Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства».
    Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» (подписан в Москве 25.12.1998).

    Теперь белорусы, так же как и россияне, должны подтверждать (заявлять) свое пребывание в стране. То есть белорусы уже не имеют своего былого преимущества перед другими иностранными гражданами или лицами без гражданства. И если они не смогут подтвердить своего пребывания в течение 183 дней в России в 2006 г., то независимо от срока заключаемого с ними договора (в том числе и бессрочного) на начало 2007 г. к их доходам должна применяться ставка 30% до того дня, пока эти работники не станут налоговыми резидентами.

    Четвертая проблема: работник ездит в загранкомандировки

    Чтобы разобраться, как новое определение резидентства повлияет на ситуацию, в которой работник часто пребывает в загранкомандировках, рассмотрим ее на примере. Представим, что в 2006 г. сотрудник организации находился в загранкомандировках:

    • с 01.03 по 13.04 — 44 дня;
    • с 07.06 по 14.07 — 38 дней;
    • с 28.07 по 07.09 — 42 дня;
    • с 01.10 по 05.11 — 36 дней (см. таблицу 1).

    Итого получается, что в 2006 г. работник был за границей 160 дней (44 + 38 + 42 + 36). Остальные 205 дней (365 — 160) он находился в России. Значит, его заработок облагался по ставке 13%.

    В 2007 г. работник снова будет направлен в командировки:

    • с 25.01 по 28.02 — 35 дней;
    • с 01.04 по 20.04 — 20 дней;
    • с 01.05 по 31.05 — 31 день;
    • с 15.06 по 10.07 — 26 дней;
    • с 01.09 по 30.09 — 30 дней (см. таблицу 2).

    Всего выходит 142 дня пребывания за границей (35 + 20 + 31 + 26 + 30). Остальные 223 дня (365 — 142) работник будет находиться в России. По какой ставке будет облагаться его зарплата? Думаете, по ставке 13%? Давайте проверим.

    Составим расчет дней нахождения сотрудника в России. Для каждого месяца 2007 г. будем брать 12 предшествующих месяцев и смотреть, сколько за этот расчетный период таких дней получается. Сделать расчет можно двумя способами.

    Первый способ. Нужно составить список дней пребывания физического лица в России:

    • в 2006 г. нарастающим итогом с конца года (таблица 1);
    • в 2007 г. нарастающим итогом с начала года (таблица 2);
    • в течение расчетного периода (таблица 3).

    Как известно, датой получения дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который он был начислен (п. 2 ст. 223 НК РФ).
    Расчетный период принимается равным 12 месяцам, следующим подряд. По нашему мнению, при получении дохода в виде зарплаты за январь (31 число) данный месяц также учитывается в составе расчетного периода. Во-первых, работодатель знает, что работник в этот день трудится на своем рабочем месте, в табеле у него будет проставлена «восьмерка» (по умолчанию берем восьмичасовой рабочий день). А во-вторых, исчисление НДФЛ за январь производится в последний день этого месяца (п. 2 ст. 223, п. 3 ст. 226 НК РФ). То есть налог уже должен быть исчислен, а месяц закрыт.

    Второй способ. Как мы уже говорили, на 1 января 2007 г. работник в 2006 г. находился на территории России 205 дней.

    При начислении зарплаты за январь 2007 г. расчетный период (12 следующих подряд месяцев) сдвигается на один месяц: из него исключаются дни пребывания в РФ в январе 2006 г. (31 день) и прибавляются дни пребывания в РФ в январе 2007 г. (24 дня):

    205 (пребывание в РФ в 2006 г.) — 31 (январь 2006 г.) + 24 (январь 2007 г.) = 198.

    Значит, к зарплате применяется ставка 13%, так как 198 дней больше 183.

    При начислении за февраль расчет повторяется. Из рассчитанного за январь количества дней (198) вычитаем дни февраля 2006 г. (28 дней), а прибавить дни февраля 2007 г. мы уже не сможем, поскольку наш работник находился в загранкомандировке с 25.01 до 28.02: 198 — 28 (февраль 2006 г.) + 0 (февраль 2007 г.) = 170.

    Получается, что по итогам февраля 2007 г. работник утратил статус налогового резидента РФ. Если быть точным, то работник стал нерезидентом 16.02.2007, но это уже детали, не имеющие отношения к нашему примеру. Значит, с зарплаты за январь — февраль НДФЛ должен исчисляться по ставке 30% без предоставления вычетов.

    В марте, как видно из таблицы 3, работник снова приобретет свой утерянный статус резидента: 170 — 0 (март 2006 г.) + 31 (март 2007 г.) = 201.

    Бухгалтеру при исчислении налогов с мартовской зарплаты придется произвести перерасчет суммы НДФЛ за январь и февраль по ставке 13% с предоставлением вычетов.

    Итак, мы видим, что работник потом сможет снова стать нерезидентом, причем в течение нескольких месяцев подряд.

    Что ждет бухгалтера?

    Новая трактовка понятия «налоговый резидент» применяется исключительно для определения статуса физического лица. Во всем остальном дальнейший расчет сумм НДФЛ производится по-старому: соответствующая ставка применяется ко всей сумме заработной платы, начисляемой в течение всего налогового периода (п. 1 ст. 225 НК РФ).

    Если сотрудники часто бывают за границей (например, ездят в служебные загранкомандировки), бухгалтеру придется ежемесячно определять их налоговый статус. Добавьте сюда необходимость перерасчета налога и перезачета его между КБК, соответствующим ставкам НДФЛ 30 и 13%.

    Таким образом, единственной возможностью избежать указанных проблем является планирование командировок. Однако это уже не в компетенции бухгалтера.

    Неустранимые противоречия

    Предложенный выше вариант расчета НДФЛ не является догмой. Так, некоторые эксперты считают, что статус резидентства нужно определять ежемесячно, но в зависимости от полученного результата соответствующая ставка должна применяться исключительно к доходам текущего месяца. То есть в нашем примере заработная плата за январь, март, апрель, август — декабрь 2007 г. должна облагаться по ставке 13% с предоставлением вычетов, а доходы за февраль, май — июль — в полном объеме по 30%.

    В данном случае, по их мнению, оснований для изменения статуса физического лица в январе не возникает. Значит, нет оснований и для перерасчета НДФЛ, а поэтому в каждом месяце налогового периода должна применяться та ставка налога, которая соответствует статусу физического лица.

    Есть еще одна неопределенность, о которой мы упоминали в нашем примере. Она проистекает из формулировки «12 следующих подряд месяцев». Должен ли текущий месяц попадать в расчетный период или это должны быть 12 предшествующих календарных месяцев?

    В нашем примере при расчете заработной платы текущий месяц учитывался, то есть при налогообложении зарплаты за январь 2007 г. расчетный период исчислялся с 01.02.2006 по 31.01.2007. Если придерживаться второй точки зрения, то расчетный период для налогообложения заработной платы за январь 2007 г. должен быть с 01.01.2006 по 31.12.2006.

    [1]

    Видео (кликните для воспроизведения).

    К сожалению, на сегодняшний день никаких разъяснений по данному вопросу нет. В ожидании официальной позиции рекомендуем нашим читателям определиться со способом расчета НДФЛ и помнить, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

    Источники


    1. Скрынник, А. М. Правоведение / А.М. Скрынник. — М.: Мини Тайп, 2013. — 352 c.

    2. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

    3. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.
    4. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
    5. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
    Понятие налогового резидентства
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here