Понятие и виды субъектов авторского права

Главное по теме: "Понятие и виды субъектов авторского права" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Понятие, объекты, субъекты авторских прав. Соавторство и его виды

1.

В состав наследства участника полного товарищества или полного товарища в товариществе на вере, участника общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью, члена производственного кооператива входит доля (пай) этого участника (члена) в складочном (уставном) капитале (имуществе) соответствующего товарищества, общества или кооператива.

Если в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами или учредительными документами хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива для вступления наследника в хозяйственное товарищество или производственный кооператив либо для перехода к наследнику доли в уставном капитале хозяйственного общества требуется согласие остальных участников товарищества или общества либо членов кооператива и в таком согласии наследнику отказано, он вправе получить от хозяйственного товарищества или общества либо производственного кооператива действительную стоимость унаследованной доли (пая) либо соответствующую ей часть имущества в порядке, предусмотренном применительно к указанному случаю правилами настоящего Кодекса, других законов или учредительными документами соответствующего юридического лица.

В состав наследства вкладчика товарищества на вере входит его доля в складочном капитале этого товарищества. Наследник, к которому перешла эта доля, становится вкладчиком товарищества на вере.

В состав наследства участника акционерного общества входят принадлежавшие ему акции. Наследники, к которым перешли эти акции, становятся участниками акционерного общества.

В состав наследства члена потребительского кооператива входит его пай. Наследник члена жилищного, дачного или иного потребительского кооператива имеет право быть принятым в члены соответствующего кооператива. Такому наследнику не может быть отказано в приеме в члены кооператива.

Решение вопроса о том, кто из наследников может быть принят в члены потребительского кооператива в случае, когда пай наследодателя перешел к нескольким наследникам, а также порядок, способы и сроки выплаты наследникам, не ставшим членами кооператива, причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре определяются законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами соответствующего кооператива.

Наследник, который на день открытия наследства зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, или коммерческая организация, которая является наследником по завещанию, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли входящего в состав наследства предприятия (статья 132) с соблюдением правил статьи 1170 настоящего Кодекса. В случае, когда никто из наследников не имеет указанного преимущественного права или не воспользовался им, предприятие, входящее в состав наследства, разделу не подлежит и поступает в общую долевую собственность наследников в соответствии с причитающимися им наследственными долями, если иное не предусмотрено соглашением наследников, принявших наследство, в состав которого входит предприятие. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

Если наследник умершего члена крестьянского (фермерского) хозяйства сам членом этого хозяйства не является, он имеет право на получение компенсации, соразмерной наследуемой им доле в имуществе, находящемся в общей совместной собственности членов хозяйства. Срок выплаты компенсации определяется соглашением наследника с членами хозяйства, а при отсутствии соглашения судом, но не может превышать один год со дня открытия наследства. При отсутствии соглашения между членами хозяйства и указанным наследником об ином доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства. В случае принятия наследника в члены хозяйства указанная компенсация ему не выплачивается.

В случае, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства это хозяйство прекращается (пункт 1 статьи 258), в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеется, имущество крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам статей 258 и 1182 настоящего Кодекса.

2.

Авторское право — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведенийнауки,литературыилиискусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМибазы данныхтакже охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.

К объектам авторских прав относятся:

§ производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

§ составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя.

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Не являются объектами авторских прав:

· официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

· государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

· произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

· сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Читайте так же:  Алименты с отпускных

Субъекты авторского права:

· Автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

· Правообладатели — лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора).

Соавторство — Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц, независимо от того, одно это произведение или состоит из частей. Соавторство имеет место только в том случае, если деятельность лиц, участвующих в создании произведения, является творческой. Лица, оказавшие автору лишь техническое, организационное, материальное или подобное содействие, не признаются соавторами.

· Раздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, которые имеют самостоятельное значение, т.е. могут быть использованы независимо друг от друга. Каждый соавтор вправе по своему усмотрению использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, если соглашением соавторов не предусмотрено иное.

· Нераздельное. При нераздельном соавторстве произведение образует одно неразрывное целое, поэтому вычленение его частей, созданных тем или иным соавтором, и их самостоятельное использование невозможно. Ни один из соавторов не имеет права без достаточных к тому оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Билет 13.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 286 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Субъекты авторского права и их права (стр. 1 из 5)

Субъекты авторского права могут быть разделены на две основные группы:

1) первичные субъекты авторского права;

2) другие субъекты авторского права.

Первичными субъектами авторского права являются авторы. Автор может создавать произведение в одиночку. Произведение может быть создано также коллективным трудом. В этом случае появляется авторский коллектив (соавторы).

Другие субъекты авторского права могут быть разделены на:

а) субъектов, которым переходят авторские права по договору;

б) субъектов, которые приобретают авторские права в результате событий, определенных законом.

К последним относятся наследники авторов и лиц, получивших авторские права по договору, работодатели и издатели составленных произведений.

На рис. 1 приведен круг лиц, относящихся к субъектам авторского права.

Первичные субъекты авторского права

Первичным субъектом авторского права всегда является физическое лицо — автор, создавший произведение в результате творческой деятельности. Автором признается лицо, указанное как автор на оригинале или копии произведения. Это называется презумпцией авторства. Все другие лица, претендующие на авторство, должны приводить для восстановления прав доказательства. Авторов, создавших составленное произведение, называют составителями, авторов переводов — переводчиками, к ним примыкают также лица, которые в результате творческой деятельности перерабатывают произведение. В случае если произведение создано группой лиц, говорят о соавторстве и соавторах.

Произведение может быть создано творческим трудом нескольких лиц, которые в этом случае считаются соавторами ( п.1ст.13 Закона об авторском праве).

Состав соавторов отражается в Знаке охраны авторского права. При этом ст. 17 Закона об авторском праве установлен конкретный перечень авторов аудиовизуального произведения, в который входят:

б) автор сценария и/или текстов, диалогов;

в) автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста;

Взаимоотношения соавторов регулируются соглашением, заключенным между ними (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

Право на использование произведения принадлежит всем авторам. Они используют произведение самостоятельно или отчуждают свои права другим лицам либо передают им права на использование произведений, действуя по взаимному согласию. При этом если созданное соавторами произведение может представлять собой неразрывное целое, то никто из них не может без достаточных оснований отказать другим в праве на его публикацию или другое использование (п.1 ст.13 Закона об авторском праве).

[2]

Особым видом соавторства является интервью. Соавторами интервью являются лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Публикация интервью разрешается только с согласия лица, которое дало интервью (п.3 ст.13 Закона об авторском праве).

Если произведение, созданное в соавторстве, состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл, то каждый соавтор имеет право использовать созданную им часть произведения по собственному усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами (п.2 ст.13 Закона об авторском праве).

Авторами считаются также составители сборников и других составленных произведений, если подбор и расположение произведений и/или других данных являются результатом творческого труда составителя (п.1 ст. 19 Закона об авторском праве). К составленным произведениям относятся все СМИ: газеты, журналы, бюллетени, сборники научных трудов, энциклопедии, энциклопедические словари, антологии и т. п., а также базы данных.

База данных — это «совокупность произведений, данных или любой другой независимой информации в произвольной форме, в том числе — электронной, подбор и расположение составных частей которой и ее упорядочение являются результатом творческого труда и составные части которой доступны индивидуально и могут быть найдены при помощи специальной поисковой системы на основании электронных средств (компьютера) или других средств» (ст.1 Закона об авторском праве).

Составители имеют как личные неимущественные права, так и имущественные права, которые существенно ограничены по сравнению с правами обычных авторов, так как, согласно п.2 ст.19 Закона об авторском праве, исключительное имущественное право на любое использование составленных произведений — энциклопедии, энциклопедического издания, периодических сборников, газет, журналов, других периодических изданий — принадлежит издателю (п.2 ст.19 Закона об авторском праве).

Авторами составленных произведений являются также творческие сотрудники редакций СМИ, чьим творческим трудом подготовлен номер (выпуск) издания: редактор выпуска, художник, дизайнер, оператор верстки.

Имущественные права этих сотрудников ограничиваются правом на выплату авторского вознаграждения вне зависимости от того, имеют ли они с издателем трудовые или гражданско-правовые отношения.

Имущественное право составителей баз данных шире. Без их согласия базы данных не могут ни использоваться, ни распространяться. При этом правовая охрана прав составителей не распространяется на данные, включенные в базу (п.1 ст.19 Закона об авторском праве), — эти данные могут беспрепятственно использоваться их соавторами, а если они не являются объектом авторского права, то могут быть беспрепятственно использованы как угодно.

Читайте так же:  Как узнать кто собственник недвижимости

Переводчики и авторы производных произведений

Производным произведением считается произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без причинения вреда его охране (аннотация, адаптация, аранжировка, обработка фольклора, другая переработка) или творческим переводом на другой язык; не являются производными произведениями дублированные аудиовизуальные произведения (ст.1 Закона об авторском праве). Для создания производного произведения необходимо согласие автора, полученное путем заключения авторского договора.

Переводчики и авторы других переведенных произведений имеют личные неимущественные и имущественные права, которые не препятствуют другим лицам осуществлять свои переработки и переводы произведения (ст.20 Закона об авторском праве).

Авторы и иные первичные субъекты авторского права обладают личными неимущественными правами и имущественными правами.

Согласно п.1 ст.437 Гражданского кодекса (ГК) Украины авторское право возникает вследствие самого факта создания произведения и не требует регистрации, любого специального оформления или исполнения иных формальностей.

Для оповещения о своих авторских правах автор может использовать Знак охраны авторского права — ©. Использование Знака охраны авторского права не является обязанностью автора, это только его право.

Согласно п.3 ст.11 Закона об авторском праве Знак охраны авторского права состоит из следующих элементов:

— латинской буквы «С», обведенной кругом, — ©;

— имени лица, имеющего авторское право (в данном случае, автора);

— года первой публикации произведения.

Знак охраны авторского права и регистрация авторских прав помогают автору в случаях несанкционированного использования произведения. В случае если автор не опасается этого или не намерен препятствовать этому, он может не использовать эти приемы.

Автор может зарегистрировать свое право в государственном реестре (п.5 ст.11 Закона об авторском праве). Порядок государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержден Постановлением КМУ от 27.12.2001 г. N 1756 «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение». Этим Постановлением Министерство образования и науки определено как учреждение, выполняющее действия, связанные с государственной регистрацией прав автора на произведения науки, литературы и искусства, а также с регистрацией договоров, касающихся права автора на произведение. Непосредственную работу по регистрации авторских прав осуществляет Государственный департамент интеллектуальной собственности названного Министерства.

Регистрация авторского права осуществляется на основании Заявки и при условии уплаты сбора в размере 3,25 НМД. Государственный департамент в месячный срок после даты регистрации выдает автору Свидетельство.

Личные неимущественные права автора (соавторов)

Автору принадлежат следующие личные неимущественные права (ст.14 Закона об авторском праве):

1) требовать признания своего авторства путем указания должным образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно;

2) запрещать во время публичного использования произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом;

3) выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора на произведении и его экземплярах и во время любого его публичного использования;

4) требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому иному посягательству на произведение, которое может навредить чести и репутации автора.

Личные неимущественные права автора не могут быть переданы (отчуждены) другим лицам.

Именем автора является «совокупность слов или знаков, идентифицирующих автора: фамилия и имя автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора; псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и тому подобное» (ст.1 Закона об авторском праве). Автор может опубликовать свое произведение анонимно (то есть без имени) или под псевдонимом (то есть под вымышленным именем). В этом случае представителем автора является издатель произведения, имя или название которого обозначены на произведении (п.4 ст.11 Закона об авторском праве). Это правило не применяется, если псевдоним автора однозначно идентифицирует автора. Так, ни для кого не секрет, кто «скрывался» под псевдонимом Максим Горький или Владимир Ильич Ленин.

Понятие и виды субъектов авторского права

Дата публикации: 17.05.2019 2019-05-17

Статья просмотрена: 131 раз

Библиографическое описание:

Коновалова В. В. Понятие и виды субъектов авторского права // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 329-331. — URL https://moluch.ru/archive/258/59161/ (дата обращения: 09.12.2019).

Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства. Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П. Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Читайте так же:  Справка с места работы о выплате алиментов – что это такое и кто ее может получить

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П. Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с. 167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Видео (кликните для воспроизведения).

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права. Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам. Так, справедливо отметил М. В. Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение. Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права. Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения. В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю. Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14]. В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д. Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему. Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения. Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права. При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.

вопрос. Понятие, объекты и субъекты авторских прав. Соавторство и его виды. Служебные произведения. Производные, составные произведения.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Читайте так же:  Вступление в наследство через суд судебная практика

2. Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за служебное произведение, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства

Статья 1259. Объекты авторских прав

1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 30.12.2015 N 431-ФЗ)

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

2. К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 настоящего Кодекса.

5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 205-ФЗ)

6. Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи.

Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

[3]

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Закон выделяет два вида коллективных произведении и соответственно два вида соавторства — нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения.

Производные произведения — произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Такая переработка допускается только с согласия автора (соавторов) оригинального произведения.

Переводчику, а также автору иного производного произведения принадлежат авторские права соответственно на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

Рис. 2.6. Подразделение производных произведений на виды

Данные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны.

Не менее интересными являются производные музыкальные произведения, предполагающие ту или иную переработку первоначального оригинального варианта. К ним относятся различные аранжировки, обработки, оркестровки, переложения, ремиксы, клубные версии композиций и др. Такие переделки музыки порождают порой противоположные суждения относительно их достоинства и культурной ценности: одни воспринимают такие композиции как прогрессивное направление в музыке, другие — как застойное явление.

Еще одним видом преобразования музыки является семплирование, т.е. заимствование фрагмента, части музыкальной композиции. При этом одно музыкальное произведение включает в себя отрывки из другого, например, проигрыш и припев, но непосредственной обработки не происходит.

В любом случае производные музыкальные произведения — это одно из направлений современной музыкальной культуры. В настоящее время существуют музыкальные коллективы, для которых производство ремиксов известных мелодий — основа «музыкального имиджа».

Составные произведения — произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Данные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, которые они включают.

Читайте так же:  Можно ли оформить и вступить в наследство в другом городе

Составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии, энциклопедии, базы данных или другого подобного произведения) принадлежат авторские права па осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Антология — сборник художественных произведений разных авторов, построенных по жанровому, национальному или историко-литературному принципу (например, собрание сказок).

Энциклопедия — научное или научно-популярное справочное издание, содержащее наиболее существенную информацию по всем или отдельным областям знаний или практической деятельности.

База данных — представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (судебных решений, статистических данных и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (и. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Выделяют следующие признаки базы данных.

— она обладает свойствами технологического характера, о чем свидетельствует возможность се поиска и обработки;

— это структурный элемент информационной системы;

— основным элементом базы данных, составляющим ее содержание, являются данные, т.е. информация, представленная в виде, обеспечивающем возможность ее обработки на основе применения информационных технологий и средств вычислительной техники;

— систематизированность, структурированность содержащейся в базе данных информации: база данных представляет собой не просто множество данных, а целостную завершенную систему;

— база данных — объективная форма представления информации[2].

Отличительным признаком базы данных от иных составных произведений является обязательное участие ЭВМ.

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

[1]

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Самостоятельное место среди объектов авторского права принадлежит служебным произведениям, которые созданы в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение).

Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю. При этом личные неимущественные права не отчуждаются и остаются за авторами — физическими лицами. Права на произведения, созданные вне рамок трудового договора или служебного задания, не могут считаться переданными работодателю на основании закона. Например, иллюстрации работника к статье, созданной в порядке служебного задания, не могут рассматриваться как служебное произведение, если они не предусмотрены таким заданием или трудовым договором с работодателем[3].

Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем. Такой договор носит гражданско-правовой характер, и на пего распространяются общие правила о порядке заключения договоров.

Если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.

Если работодатель в вышеуказанный срок начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.

В случае, когда исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное. При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя, не ограничивается.

Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Видео (кликните для воспроизведения).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источники


  1. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.

  2. Широкунова, О. В. Как открыть свое дело. Создание юридического лица / О.В. Широкунова. — М.: Феникс, 2005. — 384 c.

  3. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.
  4. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
  5. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
Понятие и виды субъектов авторского права
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here