Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве

Главное по теме: "Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Понятие подсудности гражданских дел. Виды подсудности в системе судов общей юрисдикции.

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к веде­нию конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Родовая подсудность — подсудность гражданских дел по первой инстанции судам определенного уровня судебной системы.

Родовая подсудность определяется

    • характером (родом) дела,
    • предметом спора,
    • иногда субъектным составом материального пра­воотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

1. подсудные мировым судьям,

2. подсудные районным судам,

3. подсудные верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов,

4. подсудные Верховному Суду Рос­сийской Федерации.

Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

Общее правило территориальной подсудности (общая терри­ториальная подсудность) закреплено в ст. 28 ГПК РФ. Согласно этому правилу иск предъявляется в суд по месту жительства от­ветчика. Иск к организации предъявляется по месту нахождения организации. В норме заложен принцип ин­тереса, а именно: лицо, заинтересованное в защите своего права, предъявляет иск в том суде, на территории юрисдикции которого находится ответчик.

В теории гражданского процессуального права территориаль­ную подсудность разделяют на подвиды:

· альтернативная (подсудность по выбору истца) — дело подсудно не только суду по месту нахождения ответчика, но и другому суду, указанному в законе;

· ис­ключительная — исключает применение других видов территориальной подсудности;

· договорная — стороны по соглашению между собой могут изменять территориальную подсудность для данного дела;

· подсудность по связи дел — имеет ме­сто в том случае, когда между ними существует такая объективная связь, которая позволяет рассмотреть все заявленные требования в одном процессе (ст. 151 ГПК РФ). Существование этого вида подсудности по связи требований обусловлено необходимостью своевременного и правильного рас­смотрения в одном деле нескольких требований, заявленных к различным ответчикам.

В настоящее время существуют четыре ситуации, при которых суд передает дело в другой суд, если:

1. ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2. обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств;

3. при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

4. после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

О передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба. Передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются (ст. 33 ГПК РФ).

Конспекты юриста

Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве

План курсовой работы

1. Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве.

  • 1.1. Понятие подсудности, правила ее определения.
  • 1.2. Основные виды подсудности в административном судопроизводстве.

[2]

2. Анализ дел по административным делам Самарского областного суда за 2017 г.

  • 2.1. Основные данные судебной коллегией по административным делам Самарского областного суда.
  • 2.2. Анализ причин отмены судебных постановлений.
  • 2.3. Обобщение результатов исследования.

Административное судопроизводство — это средство рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями).

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что административное судопроизводство имеет множество особенностей и нюансов, именно они становились предметом частых споров у юристов. Поэтому в 2015 году в российском законодательном органе было принято решение о введение отдельного нормативного правового акта об административном судопроизводстве, а именно КАС – Кодекс Административного Судопроизводства РФ.

С 15 сентября 2015 года на территории нашей страны данный Кодекс начал действовать. Кодекс был весьма долгожданным и в настоящее время значительно облегчает руд юристов. Он является единым систематизированным законодательным актом, который регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства судами различной юрисдикции административных дел.

Цель исследования – определить понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве, правила определения подсудности в административном судопроизводстве.

Задачи исследования:

  • 1. Определить понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве;
  • 2. Провести анализ дел по административным делам Самарского областного суда за 2017 г.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, нескольких подглав, заключения и библиографического списка.

Вопрос -122 Подведомственность дел об административных правонарушениях: понятие, значение, виды

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Читайте так же:  Как вступить в наследство после 6 месяцев

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

  • Судьями (мировыми)
  • Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • ФОИВ, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными гос. органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо НПА Президента РФ или Правительства.

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

  • Мировые судьи
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов
  • Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава У. Подведомственность и подсудность административных дел

Сущность понятий подведомственность и подсудность административных дел

Под подведомственностью в юридической науке принято понимать отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа, в нашем случае органа судебной власти. Как было изложено выше федеральным законодателем определена судебная система Российской Федерации. Каждый из её составных частей наделён определёнными полномочиями по рассмотрению конкретных дел в форме определённого конституцией судопроизводства. Есть дела подведомственные только Конституционному Суду РФ, судам общей юрисдикции, арбитражным судам, судам субъектов РФ.

Так, например, если в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде РФ, судья обязан отказать в принятии административного иска в соответствии со ст. 129 КАС РФ. Если же нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено.

Подведомственность бывает двух видов: исключительная и множественная.

Подведомственность считается исключительной, еслидело может рассматриваться только судом и не может разрешаться по существу другими органами. При этом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен как в судебном, так и во внесудебном порядке. Так, например, на неправомерные действия должностного лица полиции гражданин может обратиться с административным иском в суд или с жалобой вышестоящему должностному лицу, которому подчинён данный сотрудник. При параллельном обращении в данные органы окончательным является решение суда по конкретному делу.

В КАС РФ (ст.17) законодатель подведомственность административных дел «замкнул» на судебную власть (исключительная подведомственность), определив, что такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции, начиная с мировых судей. При этом все перечисленные в ст. 1 кодифицированного закона административные дела разбиты на две категории: 1) дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций; 2) другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. Из данного правила сделано исключение для дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов. Именно это положение определяет суть подведомственности административных дел.

Подсудность – это разграничение компетенции конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских и административных дел по первой инстанции. Отсюда следует, что судья, принимая административно — исковое заявление должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

К видам подсудности относятся: родовая (предметная) подсудность;территориальная подсудность;подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность определяет компетенцию судов различных звеньев судов общей юрисдикции в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции административные дела распределены между судами различных уровней судебной системы Российской Федерации. Одни дела отнесены законом к ведению мировых судей, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных административных дел к ведению судов того или иного уровня являются характер дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного административного дела. В свою очередь территориальная подсудность делится на: 1) подсудность по выбору истца (альтернативная); 2) исключительную подсудность; 3) договорную подсудность.

Первая из перечисленных выше видов территориальной подсудности (альтернативная) предусмотрена для ряда категорий административных дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня (ст. 24 КАС РФ). При этом право выбора между несколькими судами принадлежит административному истцу. Так, например, административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации (ч1. ст. 24 КАС РФ).

Читайте так же:  Отчуждение имущества принадлежащего собственнику в гражданском праве

Сущность исключительной подсудности заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать. Применительно к административному судопроизводству перечень таких дел перечислен в ст. 23. КАС РФ. Так, например, заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается только в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Договорная подсудность, применяемое преимущественно в порядке гражданского судопроизводства, имеет место тогда, когда стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. При этом недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их дела.

Подсудность по связи дел применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований. Так, например, ст. 26 КАС РФ определяет положение о том, что административное исковое заявление к нескольким административным ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, подается в суд по месту жительства или месту нахождения одного из них по выбору административного истца.

Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 27 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Подсудность административных дел.

После разрешения вопроса о подведомственности, заинтересованное лицо должно определить конкретный суд, в который следует обратиться с административным исковым заявлением, то есть определить подсудность административного спора.

Подсудность – это определение компетенции конкретных судов внутри судебной системы по рассмотрению и разрешению административных дел.

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые суды субъектов РФ (ст. 4). Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней: а) районные суды; б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов; в) Верховный Суд РФ.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам.

Административные дела мировые судьи рассматривать не могут.

[1]

В судебном административном процессе можно выделить следующие виды подсудности: родовая подсудность; территориальная подсудность.

Родовая подсудность позволяет распределить дела внутри судебной системы в зависимости от уровня суда.

Правила территориальной подсудности позволяют определить конкретный суд судом одного уровня. Согласно ст. 22 КАС РФ АИЗ к органу исполнительной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии и т. д. подается в суд по месту их нахождения; к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором указанные лица проходят службу.

АИЗ к гражданину или организации, которые в спорных публичных правоотношениях выступают в качестве субъекта, не обладающего административными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту жительства гражданина или по месту нахождения организации.

АИЗ к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа.

Право выбора между судами, которым подсудно дело, в данном случае принадлежит административному истцу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также нормами КАС РФ установлена исключительная подсудность.

Административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской организации, в которую помещен гражданин.

Административное исковое заявление о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подается в суд по месту жительства гражданина.

Административное исковое заявление о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подается в суд по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой гражданин находится под диспансерным наблюдением.

Административное исковое заявление о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни представляемого лица, подается в суд по месту нахождения медицинской организации, обратившейся с таким административным исковым заявлением.

Тема 3. Участники дел административного судопроизводства.

1. Понятие и особенности состава участников дел административного судопроизводства.

2. Состав суда и отводы.

3. Стороны в делах административного судопроизводства. Заинтересованные лица.

4. Представительство в делах административного судопроизводства.

5. Прокурор в делах административного судопроизводства.

6. Участие в делах административного судопроизводства лиц, защищающих интересы других лиц, неопределенного круга лиц, публичные и коллективные интересы.

7. Лица, содействующие осуществлению правосудия.

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Понятие и виды подсудности

Подсудность – юридическое свойство уголовного дела, которое определяет, в каком суде это дело должно рас­сматриваться.

Виды подсудности:

1) Предметнаяподсудность отвечает на вопрос, суд какого из звеньев судебной системы правомочен рассматривать данное дело. Предметная под­судность устанавливается в зависимости от тяжести преступлений, в кото­рых обвиняется лицо (правила предметной подсудности установлены в ч. 1-3 ст. 31 УПК). Этот вид подсудности предполагает отнесение уголовных Дел к компетенции областного и приравненного к нему суда, районного суда, а также мировых судей.

Читайте так же:  Имущественные права ребенка по семейному законодательству

Областной и приравненный к нему суд рассматривает преимуществен­но дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, а также преступлениях, хотя и не отнесенных уголовным законом к тяжким, но причиняющих серь­езный ущерб складывающимся в государстве общественным отношениям. Перечень дел, подсудных судам субъектов федерации, установлен в ч. 3 ст. 31 УПК.

К подсудности мирового судьи относятся в основном дела о пре­ступлениях, за которые уголовным законом предусмотрена санкция не бо­лее трех лет лишения свободы. Исключения из этого правила указаны в ч. 1 ст. 31 УПК.

Районному суду подсудны все остальные дела (ч. 2 ст. 31 УПК). Если одно или несколько лиц обвиняются в совершении преступле­ний, дела о которых подсудны судам разного уровня, то все дело должно быть рассмотрено вышестоящим судом.

2) Территориальнаяподсудность дает ответ на вопрос, к компетенции какого суда одного уровня судебной системы отнесено конкретное дело. Общее правило территориальной подсудности заключается в том, что уго­ловное дело должно быть рассмотрено по месту совершения преступления. С учетом тяжести и характера последнего место судебного разбиратель­ства может ограничиваться определенным судебным участком, районом, городом, субъектом федерации.

В случае, когда преступление является длящимся, т.е. началось в одном месте, а завершилось в другом, дело должно рассматриваться в суде по месту окончания преступной деятельности (ч. 2 ст. 32 УПК). Если несколь­ко преступлений совершены в разных местах, дело должно рассматривать­ся в том месте, где было совершено большинство преступлений или совер­шено более тяжкое из них (ч. 3 ст. 32 УПК).

Уголовно-процессуальный закон предусматривает определенные условия, при которых территориальная подсудность может быть изменена (ст. 35 УПК). Так, территориальная подсудность может быть изменена по ходатайству сто­рон, если был удовлетворен заявленный стороной отвод всему составу суда. По инициативе председателя суда, где находится дело, либо по ходатайству сторон территориальная подсудность подлежит изменению:

· если, все судьи данного суда ранее уже участвовали в производстве по делу и должны быть отведены в силу указаний ст. 63, 64 УПК;

· если, ряд участников процесса проживает в иной местности, нежели та, на которую распространяется юрис­дикция соответствующего суда, и все обвиняемые согласны с изменением тер­риториальной подсудности дела. Вопрос об изменении территориальной под­судности разрешается до начала судебного разбирательства.

3) Персональная (специальная)подсудность определяет, каким судом дол­жно разбираться дело, исходя из должностного положения и психического состояния подсудимого. Персональная подсудность установлена в отно­шении военнослужащих (к ним приравнены граждане, проходящие воен­ные сборы), судей федеральных судов, членов Совета Федерации и депута­тов Государственной Думы Федерального Собрания России, а также в от­ношении психически больных лиц.

Большинство уголовных дел о преступлениях, совершенных военнос­лужащими и лицами, проходящими военные сборы, рассматривает гарнизонный военный суд. Его подсудность объединяет в себе подсудность миро­вого судьи и подсудность районного суда общей юрисдикции. Окружной, флотский военный суд разбирает дела, подсудность которых применитель­но к судам общей юрисдикции тождественна подсудности судов субъектов федерации (областному, краевому суду и т. д.).

Если в совершении преступления обвиняется несколько лиц, одни из которых являются военнослужащими, а другие нет, то дело при отсутствии возражений со стороны гражданских лиц, будет рассматриваться военным судом. При наличии возражений со стороны гражданских лиц относитель­но рассмотрения дела военным судом дело в отношении этих лиц выделяет­ся и передается затем в суд общей юрисдикции. Когда же выделение дела в отношении гражданских лиц невозможно по фактическим обстоятельствам, то все дело должен рассматривать суд общей юрисдикции.

Военным судам, находящимся за пределами РФ, под­судны дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданс­кими лицами, если эти преступления совершены на территории, подпадаю­щей под юрисдикцию РФ, либо совершены лицами при исполнении служебных обязанностей, либо посягают на интересы РФ (ч.8 ст. 31 УПК).

Верховному Суду РФ подсудны дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также судьями федеральных судов. Необходимым условием для рассмотрения Вер­ховным Судом дел в отношении названных лиц служит их ходатайство, заявленное до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК).

[3]

Изменение территориальной подсудности производится председателем вышестоящего суда или его заместителем в судебном заседании, проводи­мом по правилам предварительного слушания дела (глава 34 УПК). Реше­ние, принятое судьями по данному вопросу, должно быть отражено в соот­ветствующем постановлении.

По вопросам подсудности споры между судами не допускаются (ст. 36 УПК). Дело, переданное из одного в другой суд в порядке, предусмотренном законом, должно быть безусловно рассмотрено судом, которому оно передано.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Подсудность

Понятие и значение подсудности

Подсудность — это совокупность признаков уголовного дела, в зависимости от которых закон определяет, каким судом дело будет рассмотрено по первой инстанции.

Значение подсудности уголовных дел заключается в том, что она:

  • 1) упорядочивает судопроизводство, способствует его оперативности. Для исключения волокиты и неоднократной передачи уголовного дела и.і сула в суд лакомом запрещены споры о подсудности между судами. Любое уголовное дело, переданное из одного суда в другой в установленном законом порядке, подлежит безусловному принятию к производству тем судом, которому оно передано (ст. 36 УПК);
  • 2) способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого приговора. Согласно ст. 31 УПК уголовные дела распределяются между судами так, что большинство из них, прежде всего о преступлениях небольшой и средней тяжести, разрешается по существу мировыми судьями и районными судами. Вместе с тем дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, т.е. наиболее сложные дела, рассматриваются в вышестоящих судах, судьи которых обладают большим опытом и знаниями;
  • 3) обеспечивает в российской правовой системе реализацию международно-правовых стандартов, а именно права обвиняемого на «собственного» судью. В ч. 1 ст. 47 Конституции РФ указано: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Эти положения нашли отражение в ст. 31—36 УПК.
Читайте так же:  Порядок проведения общего собрания собственников жилья

Виды подсудности

Подсудность уголовных дел закреплена в ст. 31 УПК. Выделяют четыре ее вида: предметная, территориальная, персональная, исключительная.

Предметная (родовая) подсудность определяется предметом каждого уголовного дела, т.е. квалификацией преступления, совершенного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности. В зависимости от квалификации общественно опасного деяния закон определяет подсудность дел мировому судье, районному суду, судам субъектов РФ, гарнизонному и окружному (флотскому) военному суду (ч. 1—3, 5, 6 ст. 31 УПК).

Территориальная подсудность, по общему правилу, определяется местом совершения преступления. Уголовное дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступное деяние (ч. 1 ст. 32 УПК).

В то же время место совершения преступления не всегда совпадает с границами одного района. Поэтому в случае, если преступление совершается на территории деятельности различных судов (длящееся или продолжаемое преступление), то уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Кроме того, в случае совершения нескольких преступлений в разных местах, уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на место совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 2, 3 ст. 32 УПК).

Закон допускает возможность изменения территориальной подсудности до начала судебного разбирательства по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 35 УПК. Вопрос об этом разрешается председателем вышестоящего суда или его заместителем в порядке, установленном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК.

Персональная подсудность определяется статусом субъекта, обвиняемого в совершении преступления, т.е. личностью подсудимого (например, военнослужащий или гражданин, проходящий военные сборы).

Подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5, 6 и 8 ст. 31 УПК, а также Федеральным конституционным законом от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации». В соответствии со ст. 7 этого Закона военным судам подсудны «дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов УПК».

Кроме того, законом установлены правила определения подсудности при соединении уголовных дел. Так, в случае обвинения одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, уголовные дела о которых подсудны судам разных уровней, уголовное дело о всех преступлениях рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК).

Подведомственность и подсудность — понятия и содержание

Подведомственность: понятие и содержание

Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность – гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности — разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы. Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Читайте так же:  Переселение собственников из аварийного жилья программа

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы. После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена воля сторон по поводу выбора суда для разрешения их гражданского дела. Соглашение о подсудности может быть также включено в качестве отдельного пункта в материально-правовой договор (контракт), заключенный между сторонами.

Подсудность по связи дел – применяется в случае, когда в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения объединяются несколько самостоятельных требований.

Подведомственность и подсудность в административном процессе

Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела:

  • связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан;
  • прав и законных интересов организаций;
  • другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и арбитражных судов.

Институт подсудности административных дел определяет относимость подведомственных судам общей юрисдикции административных дел к ведению конкретного суда в системе судов общей юрисдикции по первой инстанции.

Согласно ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции в РФ составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ст. 1).

К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

  1. верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
  2. районные суды;
  3. военные суды.

В Кодексе административного судопроизводства РФ различают два вида подсудности административных дел: родовую и территориальную.

Правила родовой подсудности определяют относимость административных дел судам определенного уровня (ст. 18 — 21 КАС РФ).

Все административные дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа:

  • дела подсудные военным судам;
  • дела подсудные районным судам;
  • дела подсудные верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и судам автономного округа;
  • дела подсудные Верховному Суду РФ.

Правила территориальной подсудности определяют, какому суду общей юрисдикции одного уровня по первой инстанции в зависимости от места рассмотрения подсудно конкретное административное дело (ст. 22 — 24, 26 КАС РФ).

В КАС РФ четыре статьи, по которым надлежит производить выбор надлежащего суда среди равных, используя правила четырех видов территориальной подсудности:

  • общей;
  • исключительной;
  • по выбору административного истца;
  • по связи между собой административных дел (ст. 22, 23, 24, 26 КАС РФ).

Общая территориальная подсудность административных дел предполагает подачу административного искового заявления по месту нахождения административного ответчика (ст. 22 КАС РФ).

Ст. 23 КАС РФ закрепляет четыре случая действия правила исключительной подсудности, сущность которого заключается в возможности обратиться с административным исковым заявлением только в указанный в законе суд.

Видео (кликните для воспроизведения).

Правила определения подсудности по выбору административного истца предполагают выбор суда для рассмотрения и разрешения административного дела, что позволяет административному истцу обращаться в суд как по месту нахождения административного ответчика, так и в другой суд, указанный в ст. 24 КАС РФ.
Подсудность нескольких связанных между собой административных дел представляет собой особую разновидность территориальной подсудности, когда подсудность одного дела определяется по месту рассмотрения связанного с ним другого дела (ст. 26 КАС РФ).

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Веденин, Н.Н. Земельное право; М.: Юриспруденция; Издание 4-е, перераб. и доп., 2012. — 192 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
  5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.
Понятие и виды подсудности в административном судопроизводстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here