Понятие и сущность прокурорского надзора за орд

Главное по теме: "Понятие и сущность прокурорского надзора за орд" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Методы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Важными элементами прокурорского надзора, повышающими его результативность, являются наличие поводов и оснований для проверок исполнения законов при проведении ОРД и выбор методов надзора.

Поводом для проверки могут являться поступившие к уполномоченному прокурору источники сведений о нарушениях закона при осуществлении ОРМ.

Основания прокурорской проверки — это фактические данные, содержащиеся в поступивших сведениях и позволяющие предположить, что при проведении ОРМ были допущены нарушения закона, а также данные о факте проведения ОРМ либо о принятии в ходе них решения, которые требуют принятия мер прокурором.

В процессе проведения прокурорской проверки уполномоченные прокуроры используют соответствующие методы прокурорского надзора, под которыми понимаются способы проверки уполномоченным прокурором исполнения законов органами, осуществляющими ОРД.

Данные методы используются: а) при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан в процессе проведения ОРМ; б) защите конституционных гарантий от возможных нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД; в) проведении проверок по другим основаниям.

Выбор методов производится прокурором с учетом предварительного анализа допускаемых правонарушений, конкретной цели прокурорской проверки, предварительно обозначенной формы надзора, определения времени наиболее целесообразного использования надзорных полномочий. Методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, какие ОРМ осуществляются в целях предупреждения, раскрытия преступления, розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших граждан и т.д.

В системе организационных мер, реализуемых уполномоченным прокурором, проверки исполнения Закона об ОРД проводятся:

  1. по обращению граждан, юридических и должностных лиц;
  2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
  3. в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
  4. в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших 1 Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» (п. 5). .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Одной из основных обязанностей прокурора является рассмотрение жалоб граждан на действия должностных лиц оперативно-розыскных органов. Наиболее часто предметом обжалования граждан является незаконное (по мнению заявителя) проведение ОРМ, указанных в ст. 6 Закона об ОРД. Могут иметь место и случаи, когда мероприятия проводятся не в рамках требований закона либо не проводятся вообще. Это не способствует раскрытию преступлений, а, напротив, приводит к тому, что лица, совершившие их, не привлекаются к ответственности, а иногда вообще уходят от ответственности.

Генеральный прокурор рекомендует рассматривать жалобы и заявления на нарушения конституционных прав граждан в пятидневный срок. Если в указанный срок разрешить жалобу или заявление не представляется возможным, заявителю направляется уведомление о сроке разрешения его жалобы или заявления. После проведенной проверки прокурор дает на жалобу или заявление ответ. В случае отказа в удовлетворении жалобы гражданину должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения. Ответы прокурора должны быть убедительными, содержать ссылки на конкретные нормы закона, чтобы не порождать повторных жалоб и заявлений.

Инициативные проверки уполномоченного прокурора могут проводиться на основании информации о нарушении закона органами, осуществляющими ОРД, а также в плановом порядке, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности. Уполномоченный прокурор при подготовке к такой проверке должен:

  1. подобрать материалы по вопросам ОРД (уведомления о проведении ОРМ, требующих получения разрешения судьи, постановления о заведении и прекращении розыскных дел о гражданах, пропавших без вести, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам исчезновения граждан и обнаружения неопознанных трупов и др.);
  2. проанализировать имеющуюся в прокуратуре информацию по вопросам ОРД (учет, регистрация, разрешение заявления и т.д.);
  3. определить круг вопросов, подлежащих проверке, цель проверки, состав участников и т.д.

Исследование причин и условий нарушения законности при проведении ОРД, обстоятельств, способствующих этим нарушениям, свидетельствует о том, что большинство нарушений совершается не только вследствие низкой профессиональной подготовки — более половины происходит в связи с недобросовестным отношением исполнителей к своим служебным обязанностям. Задача прокурора состоит в том, чтобы методами прокурорского надзора принимать такие меры реагирования, которые оказали бы эффективное воздействие на оперативных сотрудников, а также способствовали эффективному осуществлению ведомственного контроля со стороны руководителей оперативных подразделений.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 требует от уполномоченных прокуроров при осуществлении надзорных мероприятий также проверять:

Следует отметить, что законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими ОРД, проверяются уполномоченными прокурорами исключительно при наличии жалоб граждан.

В процессе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, пристальное внимание должно уделяться раскрываемости преступлений и розыску лиц, их совершивших. Нарушения законности сотрудниками оперативных служб при установлении лица, совершившего преступление, преобладают над всеми другими нарушениями законов и составляют почти 50%. В связи с этим прокурор знакомится с картотекой нераскрытых преступлений, журналами регистрации дел оперативного учета, обращает внимание на своевременность их заведения, наличие сведений, дающих основание для проведения различных ОРМ, а также на выполнение оперативными подразделениями поручений следователя.

При осуществлении надзора за ОРД по уголовным делам, приостановленным производством в связи с неизвестностью места пребывания обвиняемого, прокурор проверяет: было ли заведено розыскное дело; объявлен ли розыск; разосланы ли соответствующие задания; нет ли оснований для проведения каких-либо ОРМ, направленных на получение информации о местопребывании скрывшегося обвиняемого 1 См.: Соломичев В.И. Прокурорский надзор за исполнением законов. М.: Экспертное бюро. 1998. С. 20. .

Читайте так же:  Административная ответственность за неуплату алиментов – как и за что привлечь к ответственности

Заключительным этапом организации прокурорского надзора является оформление его результатов в отчете , который состоит из двух разделов.

В первом разделе отчета описывается работа прокуроров по проверке всех оперативно-розыскных материалов в порядке надзора за законностью ОРД. В этом же разделе отражаются количество проверок, выявленные нарушения, количество проверенных ДОУ, вынесенные прокурором протесты и мотивированные постановления в отношении органов, осуществляющих ОРД, количество представлений и лиц, привлеченных но ним к дисциплинарной ответственности.

Во втором разделе учитываются все поступившие в прокуратуру жалобы, заявления и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов органами, осуществляющими ОРД, в том числе устные. Все показатели учитываются по каждому субъекту ОРД.

Отчет заполняется по правилам секретного делопроизводства на основании документов первичного учета прокурором города, района, приравненным к ним военным прокурором и прокурорами иных специализированных прокуратур и дважды в год (за первое полугодие и год) представляется в вышестоящую прокуратуру до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Составленный отчет передается старшему помощнику по оперативному учету и статистике для составления сводного отчета по региону. Сводный отчет направляется в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-инспекторского управления Генеральной прокуратуры РФ не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Непосредственные исполнители статистических отчетов и руководители прокуратуры, утвердившие их, несут персональную ответственность за полноту и достоверность отчетных данных.

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими ОРД. Задачи и основные направления.

Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 (ред. от 09.07.2015) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»

Закон о прокуратуре предусмотрел, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры.

Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, никем не нарушались, а при обнаружении нарушений – немедленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов. Борьба с преступлениями будет эффективной лишь при обеспечении быстрого и полного их раскрытия и недопущения нарушений прав и свобод граждан, привлечения к ответственности невиновных.

Эти задачи прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия тесно связаны с его предметом. Предмет надзора на этом направлении деятельности – в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

При осуществлении надзора прокуроры должны обращать внимание на соблюдение гарантированных Конституцией и другими законами прав и свобод граждан, а также на соблюдение обстоятельств, предусматривающих исключительные случаи, оговоренные в этих законах, основания и процедуры ограничения прав и свобод гражданина и человека. Так, ст. 23 Конституции, провозглашая права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, предусматривает ограничение этого права только на основании судебного решения. Ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает возможность такого ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий лишь при наличии информации

1) о признаках противоправного деяния, по которому предварительное следствие обязательно.

2) лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Одной из важнейших задач прокурорского надзора является проверка установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.

Заявления и сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях могут быть выражены в различных формах: заявления и письма граждан; сообщения общественных организаций; сообщения органов и учреждений исполнительной и представительной (законодательной) власти; сообщения государственных, общественных, частных предприятий; статьи, заметки, письма, обнародованные средствами массовой информации (газеты, журналы, телевидение, радио)

В предмет прокурорского надзора входит законность следующих решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:

1. О заведении, приостановлении и прекращении дел оперативного учета.

2. О проведении и прекращении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

3. О представлении результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд.

4. О рассекречивании сведений об использованных или используемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о нештатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

5. Об уничтожении материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения.

В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовлетворении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных переговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.

Задачи прокурорского надзора в сфере ОРД тесно связаны с предметом надзора и задачами ОРД. Эти задачи заключаются в следующем:

— обеспечить гарантии соблюдения прав и законных интересов как должностных, так и юридических лиц, а также установленных запретов при осуществлении ОРД;

— обеспечить законность при проведении ОРМ;

— обеспечить соответствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности

Согласно ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации» полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Таким образом, данная статья не содержит перечня полномочий прокуро­ра по надзору за исполнением законов органами, осуществля­ющими оперативно-розыскную деятельность. Эта норма указы­вает лишь, что полномочия устанавливаются другими феде­ральными законами.

В ст. 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» также не изложены все полномочия прокурора по осуществлению над­зора за законностью оперативно-розыскной деятельности. По этой причине перечень полномочий прокурора закрепляется приказами Генерального прокурора Российской Федерации исходя из содержания ФЗ «О прокуратуре РФ», определившего полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполне­нием законов и законностью правовых актов. Кроме того, полномо­чия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия мо­гут быть использованы при осуществлении прокурорского над­зора за законностью уголовно-процессуальных решений, при­нятых в ходе реализации результатов оперативно-розыскной деятельности.

Читайте так же:  Минимальный срок временной регистрации для иностранных граждан

Исходя из вышеизложенного, к полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся полномочия:

    1. по выявлению нарушений законов;
    2. направленные на устранение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда;
    3. по привлечению виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.

Полномочия прокурора по выявлению нарушений законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Согласно приказу Генпрокуратуры России от 15.02.2011 N 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности» к полномочиям прокурора по выявлению нарушений законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, относятся:

    • право проводить проверки исполнения законов;
    • право требовать представления оперативно-служебных документов;
    • право требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших при этом нарушения закона.

Проверки исполнения законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся:

    1. по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
    2. по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем исполнении поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований уполномоченного прокурора;
    3. в плановом порядке , в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;
    4. в других случаях , с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов в работе по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Уполномоченные прокуроры при реализации надзорных полномочий проверяют:

Законность привлечения граждан к содействию на конфиденциальной основе и соблюдение при этом принципа добровольного сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, проверяется исключительно при наличии жалоб граждан.

При осуществлении надзора учитывается, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

В ходе изучения дел оперативного учета и других оперативно-служебных ма териалов проверяется наличие в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений, незаконном освобождении от уголовного преследования, фальсификации оснований и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (заявлений граждан, протоколов следственных действий, официальных документов и т.п.).

Полномочия прокурора, направленные на устранение нарушений законов, восстановление нарушенных прав, возмещение причиненного вреда и привлечению виновных лиц к ответственности

При проверках законности оперативно-розыскных мероприятий в каждом случае рассматривается необходимость проведения дополнительных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях при проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченный прокурор, помимо актов прокурорского реагирования, направляет руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требования в целях обеспечения эффективного осуществления уголовного преследования.

Кроме того, уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязан:

Прокурорский надзор

Сущность прокурорского надзора

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.

Из этого определения вытекают следующие принципиально важные для усвоения материала учебника положения.

Прокурорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица.

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей.

Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации. Имея функциональное отношение к каждой из трех предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора основного вида деятельности прокуратуры.

Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься: а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше; б) самостоятельная отрасль юридической науки; в) учебная дисциплина.

В учебнике рассматривается в основном первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.

Понятие и сущность прокурорского надзора как вида деятельности.

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени РФ деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного и единообразного соблюдения законодательства поднадзорными субъектами путем проведения проверок на основе конституционных принципов законности, единства, централизации гласности в рамках, в установленном законом порядке направленная на выявле­ние, предупреждение, пресечение, устранение нарушения закона, а также защиту и восстановление прав и законных интересов человека, общества и государства. К признакам прокурорского надзора относятся следующие:

1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

Читайте так же:  Где восстановить документы на приватизацию квартиры

2) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения в том, что прокурор, осуществляя надзор, выявляет правонарушения, принимает меры к их устранению не от имени отдельных органов местного самоуправления, отдельных субъектов федерации, иной представительной, исполнительной или судебной власти, но от их совокупности, объединенных системой государства: интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц приводятся в соответствие с интересами государства в целом.

4) Эта деятельность осуществляется в строгом соответствии с установленными федеральными законами предметами прокурорской деятельности и полномочиями, закрепленными за органами и учреждениями прокуратуры и их должностными лицами.

5) Прокурорский надзор имеет универсальный характер. Им ох­ватываются сферы деятельности, урегулированные нормами различ­ных отраслей права: административного, уголовного и гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, трудового и т.д. Он охватывает также все правовые формы юридически значимой деятельности — от юридиче­ской и правотворческой до правоприменительной, контрольной дея­тельности.

Прокурорский надзор — это самостоятельная, специфическая деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на ее территории.

[3]

Цели и задачи прокурорского надзора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Цели и задачи прокурорского надзора тесно связаны между собой. Наиболее конкретно цели прокуратуры в целом и прокурорского надзора, в частности, определены в ст. 1 Закона о прокуратуре.

К целям прокурорского надзора относятся:обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора по сравнению с целями более конкретны и многочисленны. Их решение обеспечивает достижение целей прокурорского надзора. Они различаются по уровню, содержанию, средствам их решения, компетенцией органов прокуратуры. Задачи прокурорского надзора могут быть разделены на три вида: общие, специальные и частные. Названные виды задач взаимосвязаны между собой и имеют различные уровни. Решение частных задач (самого низкого уровня) обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач, в свою очередь, подчинено решению общих, наиболее высокого уровня, задач прокурорского надзора.

Общие задачи определяются Конституцией РФ, Федеральным законом о прокуратуре, рядом иных нормативных актов, например, УПК, ГПК и подлежат разрешению всеми прокурорами независимо от выполняемых ими функции, компетенции, уровня. Это, во-первых, охрана общественного и государственного строя от противоправных посягательств; во-вторых, обеспечение, защита и восстановление нарушенных прав законных интересов граждан РФ; в-третьих, защита прав и охраняемых законом интересов организаций, независимо от форм собственности.

Специальные задачи зависят от конкретного вида прокурорской деятельности. Их суть вытекает из общих задач и определяется компетенцией прокурора и содержанием его деятельности. В качестве специальных задач надзорной функции прокуратуры можно назвать своевременное выявление всех незаконных актов; выявление всех нарушителей законов на поднадзорных объектах.

Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора, в ходе которых прокурор ставит определенные частные (конкретные) задачи и решает их. Они значительно более разнообразны и многочисленны, нежели общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора.

[1]

Функции прокуратуры.

Ни в дей­ствующей Конституции РФ, ни в ФЗ «О прокуратуре РФ» четко не прописано понятие функций прокуратуры. Действительно, Закон о прокуратуре Российской Федерации содержит указание на функции в ряде норм. Так, в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, Закон раскрывает его через функцию надзора за исполнением законов. При этом подчеркивается, что «прокуратура выполняет и иные функции, установленные федеральными законами» (п. 1 ст. 1). В другой норме определяется, что «на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами» (ст. 3 Закона). В п. 2 ст. 1 Закона содержится, по существу, перечень ос­новных функций прокуратуры.

Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратурыможно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.

Главной функцией прокуратуры, предопределившей необходимость ее создания, являетсянадзорная.Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры надзорная функция подразделяется на подфункции (отрасли надзора). Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя вместе с тем их различным содержанием. Отрасль прокурорского надзора– относительно самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическими для данного направления деятельности органов прокуратуры предметом надзора и полномочиями прокурора, определяющими его статус.

К числу таких подфункций относятся:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими органами;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Помимо надзорной функции прокуратура осуществляет уголовное преследование, под которым понимается деятельность прокурора, осу­ществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством в пределах его полномочий по уголовным делам, направленная на своевременное и обоснованное привлечение лиц в качестве обвиняемых. Данная функция реализуется на досудебных стадиях и в суде (п.55 ст.5 УПК РФ).

Также к функциям прокуратуры относятся координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие прокурора в правотворческой деятельности и участие судах в порядке гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.

В отличие от функций прокуратуры существует понятие «основные направления деятельности органов прокуратуры». В отличие от функций, которые закреплены в законе и обладают относительным постоянством, направления деятельности прокуратуры характеризуются значительной подвижностью. При этом основные на­правления деятельности прокуратуры определяются актуальностью стоящих перед государством и обществом задач на том или ином этапе развития. Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

Читайте так же:  Какие нужны документы для оформления гражданства рф

Понятие и сущность прокурорского надзора

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Цель прокурор­ской деятельности:

  • обеспечение верховенства закона;
  • единство и укрепление законности;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Таким образом, прокурорский надзор — осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Характерные черты прокурорского надзора:

  1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
  2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
  3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Это направление Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) подразделяет на отрасли прокурорского надзора:

  1. надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина субъектами, указанными абзацем выше;
  3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  4. надзор за исполнением законов судебными приставами;
  5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются также другие направления деятельности прокуратуры:

  1. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
  2. координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  3. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Сущность, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Пр-ра РФ

– единая фед-я централизованная система орг-в, осущ-их от имени РФ надзор за соблюдением Конст. РФ и исполнением з-в, дейст-х на террит. РФ.

В целях обеспечения верх-ва з-на, единства и укрепления закон-ти, защиты прав и свободы чел. и гр0-на, а также охраняемых з-м интерес. общ-ва и гос-ва прокуратура РФ осущ-ет: надзор за испол. з-в орг-ми, осущ-ми ОРД.

Ст.13 ФЗ об ОРД перечень орг-в:

3. Фед. орг. гос-ной охраны.

6.Служба внешней разведки РФ.

7.Мин. юстиции РФ.

[2]

8. Орг. по контролю за оборотом наркот-ких ср-в и психотропных веществ.

Предмет: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешение заявлений и сообщение о совершившихся и готовящихся преступлениях, выполнение ОРМ, проведение расследования, а также законность законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Право на свободу, право на свободу передвижения, нп свободу переписки и телефонных переговоров закреплено в Конституции РФ.

Цель: защита прав граждан, особенно потерпевших, защита интересов государства.

Выделение данной ф-ции прок-ры в кач-ве само­ст. отрасли надзора обусл. тем, что при осущ-ии ОРД затраг-ся (огранич-ся) осн-е права и своб. лич-ти, опред-е Конст. Огранич-е прав и своб. возм. только по осн-ям, устан-ным з-м.

Обяз-ть пр-ра в этой сфере — осущ-ть над­зор за соблюд-ем полож-й з-на, регламент-щих ОРД, а в случае выявления наруш-й — принимать меры, в пределах своей компет., по устран-ю наруш-й, восстан-ию наруш-х прав и свобод.

Прокурорский надзор за ОРД должен:

• способ-ть выполн-ю органами, осущ-ми ОРД, обяз-тей по предупр-ю, своевр. вы­явлению, пресеч-ю и раскрытию прест-й;

• содействовать надлежащему документир-ю рез-тов ОРД и использ-ю их в процессе доказ-я по уг. делам.

Задачи надзора:

— охрана и защита прав и свобод лич-ти;

— обеспеч-е верх-ва з-на при провед-ии ОРМ;

— обеспеч-е мер по раскр-ю прест-ий и привлеч-ю виновных к отв-ти;

— предупр-е и пресеч-е наруш-й со стор. орга­нов, осущ-щих ОРД.

Пр-р не вмешиваются в сам процесс осущ-я ОРМ.

Все указания пр-ра обязательны для орг.осущ-х ОРД.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9441 —

| 7324 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и сущность прокурорского надзора за ОРД

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 609
  • КНИГИ 585 068
  • СЕРИИ 21 715
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 540 802

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

Читайте так же:  Муж угрожает забрать ребенка при разводе

Прокуратура и Президент РФ. Генеральный прокурор РФ и Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ.

Прокуратура и судебная власть. Конституция РФ содержит положения, касающиеся прокуратуры, в главе «Судебная власть». Однако прокуратура является самостоятельной, независимой структурой, выполняющей функции одного из элементов системы уравновешивания в механизме разделения властей, и не принадлежит к судебной ветви власти.

Прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших, в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Осуществляя уголовное преследование, в суде по уголовным делам прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор приносит апелляционное, кассационное, надзорное представление, а в арбитражных судах – жалобу на незаконное, необоснованное или несправедливое решение, приговор, определение или постановление суда в вышестоящий суд. Федеральное Собрание и прокуратура. Государственная Дума принимает законы, составляющие основное содержание предмета прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов. Генеральный прокурор РФ лично ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по их укреплению. Прокуратура по запросам и обращениям депутатов проводит проверки фактов нарушений законов, принимает меры к их выявлению, устранению и предупреждению.

2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И СИСТЕМА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»

Предмет курса как правовой дисциплины составляют нормы права, определяющие сущность, функции, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора, а также регламентирующие общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор, и субъектами, вовлеченными (привлеченными) в эту деятельность.

Система курса – направление в изучении. Систему курса «Прокурорский надзор» как учебной дисциплины составляют основные изучаемые темы общей и особенной частей.

Содержание курса «Прокурорский надзор» можно условно разделить на две части: общую и особенную.

В общей части излагается материал о роли прокуратуры как конституционного государственно-правового института в системе органов государственной власти; содержание и система прокурорского надзора как учебного курса; правовые основы, принципы организации и деятельности прокуратуры; основные направления деятельности; система прокуратуры, структура различных ее звеньев, порядок их формирования; понятие, задачи, принципы и функции управления в органах и учреждениях прокуратуры; требования, предъявляемые к прокурорам и следователям, атакже рассматриваются основные исторические этапы учреждения, формирования и совершенствования российской прокуратуры.

Особенная часть курса последовательно раскрывает понятие, сущность, задачи и полномочия прокуроров по выявлению, предупреждению и устранению нарушений законов в основных направлениях деятельности прокуратуры; изучает разделы, посвященные: прокурорскому надзору за соблюдением и исполнением законов и законностью правовых актов; прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами; прокурорскому надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; участию прокурора в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; координации прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Сущность прокурорского надзора: а) это самостоятельный, специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией прокуратуры; б) осуществляется от имени государства – Российской Федерации; в) заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ; г) направлен на выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к установленной законом ответственности. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности – деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, выполняемая с использованием предусмотренных законом полномочий и правовых средств их осуществления.

Прокурорский надзор как отрасль юридической науки изучает закономерности возникновения, становления и развития правоотношений в сфере осуществления прокурорского надзора и иных функций прокуратуры; исследует основные понятия прокурорского надзора; изучает эффективность правовых норм, регламентирующих деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора и иных, возложенных на прокуратуру, функций.

Прокурорский надзор как учебная дисциплина, раскрывающая содержание организации и деятельности прокуратуры, изучается в высших и средних юридических заведениях, охватывает собой общую и особенную части курса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Цели прокурорского надзора определяются статусом, местом и ролью прокуратуры в государственном устройстве и понимаются как то, к чему надо стремиться, что надо осуществлять, результат, на достижение которого направлена деятельность прокуратуры, регламентируемая законодательством: а) обеспечение верховенства закона; б) обеспечение единства и укрепления законности; в) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина; г) обеспечение охраняемых законом интересов общества и государства.

Источники


  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.

  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  5. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.
Понятие и сущность прокурорского надзора за орд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here