Понятие и структурные элементы электронной демократии

Главное по теме: "Понятие и структурные элементы электронной демократии" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Концепции «электронной демократии» и «электронного правительства»

Под «электронной демократией» в наиболее обобщенном плане следует, понимать основанный на применении сетевых компьютерных технологий механизм обеспечения политической коммуникации, способствующий реализации принципов народовластия и позволяющий привести политическое устройство в соответствие с реальными потребностями становящегося информационного общества.

Концепция «электронной демократии» соотносима с демократией, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах. В первом случае речь идет о форме устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду организации, – в этом смысле говорится, например, о демократии внутрипартийной или профсоюзной. В более узком значении в современной политической науке под демократией понимается форма политической самоорганизации общества, не только основанная на признании народного суверенитета, или воли большинства народа в качестве источника государственной власти, но и обеспечивающая соответствие государственного управления таким общепризнанным критериям, как подотчетность (accountability), открытость (openness), адекватная реакция на изменения внешней среды или сигналы обратной связи, т.е. восприимчивость (responsiveness).

Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);

механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме on-line;

механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;

механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;


механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

Согласно концепции развитие механизмов электронной демократии до 2020 года предлагается обеспечить в три этапа. На первом этапе в 2011 — 2013 годах планируется, в частности:

апробировать технические и программные решения при создании опытного образца единой системы электронной демократии (ЕСЭД);

внедрить ЕСЭД в субъектах РФ, в том числе и на муниципальном уровне, интегрировав её с региональными и муниципальными порталами органов власти;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

разработать и запустить мобильную версию ЕСЭД для использования гражданами на мобильных устройствах;

обеспечить интеграцию ЕСЭД с популярными социальными сетями.

На втором этапе в 2014 — 2016 годах предполагается расширить масштаб функционирования ЕСЭД до федерального уровня, реализовать в полной мере принцип субординации, обеспечить интеграцию ЕСЭД с федеральными порталами органов власти, а также с интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, с большинством существующих сервисов массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.).

На третьем этапе в 2017 — 2020 годах возможна разработка и внедрение дополнительных функциональных подсистем ЕСЭД. В плане организации электронного взаимодействия гражданского общества и органов власти перспективным направлением развития ЕСЭД может стать дальнейшее повышение уровня интерактивности за счет использования технологий онлайн-конфренц-связи, а также видеосвязи. ЕСЭД может быть использована в качестве удобной площадки для планирования и организации онлайн-коммуникации чиновников с гражданами, организации онлайновых «прямых линий» и интернет-конференций.

По мнению разработчиков концепции, единая система электронной демократии должна обеспечить участие граждан и организаций в общественном управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что должно положительно повлиять на качество предоставления государственных и муниципальных услуг на территории РФ, обеспечить повышение эффективности государственного управления, а также повысить удовлетворенность граждан деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления

Одной из наиболее популярных и эффективных концепций в области информатизации государственных органов власти является концепция «электронного правительства». Точнее, под электронным правительством понимают государственные компьютерные системы, предназначенные для взаимодействия с населением страны и структурами, не входящими в правительство. Такими структурами могут быть бизнес, общественные организации, региональные и муниципальные органы власти и др.

Создание «электронного правительства» должно минимизировать непосредственное («контактное») взаимодействие населения и органов государства, перенося участие в управлении государством (через систему выборов, например) в систему «электронного правительства». Основа такого коренного изменения взаимодействия – изменение менталитета госслужащих, структуры и принципов их взаимодействий между собой и с населением.

В РФ разработана и утверждена (6 мая 2008 года) Концепция по формированию в РФ электронного правительства в рамках реализации проекта «Электронная Россия» (постановление № 721 «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия»»).

• доступные качественные услуги государства и муниципалитета – как для физических, так и для юридических лиц;

[1]

• упрощенные, оперативные и эффективные процедуры оказания населению государственных слуг, в том числе, самообслуживания при оказании таких услуг;

• реализация принципа «единого окна» для обслуживания физических и юридических лиц;

[3]

• расширение доступа всех к (открытой) информации по работе органов власти;

• расширение и поддержка доступности к такой информации;

• расширение форм участия народа в принятии властью решений;

[2]

• обеспечение и поддержание эффективной обратной связи типа «население — власть»;

• усиление ответственности власти за надлежащее качество принимаемых ею решений.

Для всего этого необходимо будет обеспечить в полной мере использование и информационную защиту:

средств удаленного доступа к открытой и общезначимой информации всех структур власти;

государственных и муниципальных услуг с помощью центров доступа и сетей Интернет (по принципу «электронный киоск») и многофункциональных центров предоставления таких услуг;

информационных систем планирования и управления;

нормативно-правовой базы взаимодействий участников.

Примеры работ реализации Концепции «электронного правительства» по России:

• портал электронного представления товарной информации на таможне РФ;

• создается в Москве интеллектуальная система борьбы с автоугонами и транспортной системы;

• оформление (подача заявления и фотографии) внутреннего паспорта через портал;

Читайте так же:  Долг за квартиру последствия для собственника

• в рамках реализации пилотного проекта в Ростовской области реализованы информационные системы для размещения госуслуг, корпоративная сеть телесвязи органов госвласти и административных центров области, сформирован перечень около 300 госуслуг органов власти и 220 услуг подведомственных учреждений;

• в электронный вид переводят социально значимые госуслуги в Калининградской области (ежемесячные пособия на ребенка, материнский капитал, поиск работы и временное трудоустройство, ЗАГС, результаты ЕГЭ);

• в Татарстане осуществляется переход к электронному журналу в школах, а в Ставрополье и еще в шести регионах страны – «облачный сервис в школах».

Концепция «электронный парламент» внесена в Думу недавно, но пока на реализацию денег не было. Сейчас финансы найдены, после выборов планируется выделение примерно 500 млн. руб.

Концепция предусматривает ряд этапов.

• На первом этапе произойдет объединение баз документооборота Госдумы и Совета Федерации с подключением региональных парламентов, а далее и муниципалитета.

• На втором этапе – создание парламентского портала для населения.

После авторизации любой может внести законодательные предложения. Предложения, которые соберут на портале достаточно голосов независимых экспертов и посетителей сайта, будут затем рассмотрены в Думе. Она сейчас оснащается Wi-Fi, но есть сложности безопасного подключения к специальному модему.

Необходимо использование электронной цифровой подписи.

Электронная цифровая подпись – систем электронного взаимодействия с использованием двух ключей — открытого (передается адресату, другому лицу) и закрытого (хранится у владельца). Ключ ЭЦП сертифицируется удостоверяющим центром (сертификационным органом). Такой центр есть в каждом регионе.

Сертификат ключа электронной цифровой подписи включает (содержит) обязательные сведения: ФИО (или наименование) владельца или полномочного представителя, открытый ключ, срок действия, номер сертификата, другие данные.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 389 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Электронная демократия: мировой опыт

Секция: Политология

XLVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Электронная демократия: мировой опыт

Реализация идей «электронной демократии» осуществляется в каждой стране по-разному. Н.О. Обрывкова предлагает классификацию моделей электронной демократии (далее ЭД), основанную на концепциях развития информационного общества: 1. Континентально-европейская модель (Швеция, Франция и другие страны Европы). Граждане принимают участие в политическом процессе, но последнее слово остаётся за органами власти. 2. Англо-американская модель (США, Великобритания). Органы власти оказывают минимальное влияние, превалирует инициатива граждан. 3. Азиатская модель (Китай, Южная Корея, Вьетнам,). Модель строится на сотрудничестве государства и предпринимателей, хотя, по сути, она авторитарна. 4. Российская модель. Инициатива идет от органов власти. Важно поддержание модели на законодательном уровне в сфере информационного развития [1, c. 72–108].

В приведённой классификации мы можем наблюдать разный подход к реализации идей ЭД. Например, в первых двух моделях функции и признаки электронного правительства и пересекаются с функциями и признаками ЭД, из-за чего затруднительно дифференцировать последнее. На сегодняшний день необходимо дополнить и раскрыть специфику проектов ЭД. Поэтому нам представляется крайне важным дополнить базовую схему моделей ЭД, предложенную Н.О. Обрывковой.

По мнению исследователей, для континентально-европейской модели присуще угасание интереса со стороны граждан к политическому участию по причине развития информационно-коммуникационных технологий и отсутствия доверия к институтам власти [7, p. 89]. В этой модели у понятия «электронная демократия» несколько трактовок, зависящих от разных направлений в реализации модели и разной роли граждан в концепции электронной демократии, т.е. от разных уровней понимания электронной демократии. А. Макинтош (A. Macintosh), говоря про электронную демократию, в первую очередь, имеет в виду использование информационных и коммуникационных технологий для того, чтобы сагитировать граждан на участие с целью поддержать демократические процессы принятия решений. ЭД – это не только голосование с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, но и электронное участие (e-participation). Именно на это направлена политика в континентально-европейской модели.

Таким образом, А. Макинтош выделяет две категории в принятии демократических решений с помощью ЭД: 1. Адресный избирательный процесс, включая электронное голосование. 2. Адресное электронное участие в принятия демократических решений гражданами [Ibid. p. 89].

Важно то, каким образом привлекаются граждане к участию и как предлагаются разные варианты взаимодействия граждан и органов власти. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) предлагает три типа участия: предоставление консультации, предоставление информации, активное взаимодействие [10, p. 27–57]. В данном документе признаётся роль граждан, но отмечается, что право на ключевое принятие решения оставляет за собой правительство. Данные типы участия поддерживаются различными государственными программами [6, p. 8–19]: CitizenScape (2008 г.), DALOS (2007 г.), [email protected] (2008 г.), Legese (2007 г.), хотя один из авторов такой работы показывает, что на практике реализации программ ЭД уделяется мало внимания [3, p. 34].

Итак, в данной модели видно, что под ЭД авторы программ подразумевают электронное участие граждан в политической жизни государства при помощи представительной демократии. В модели актуализируется проблема инициативы снизу-вверх и её действительного воплощения с помощью информационно-коммуникационных технологий. Необходимо отметить, что в модели реализации ЭД используется индивидуальный подход, в котором принимаются во внимание особенности территории, где проводится политика по её осуществлению. Документы, которые посвящены реализации ЭД, являются в большей степени рекомендательными: в них говорится только о том, в каком русле воплощать идеи ЭД и какими принципами руководствоваться.

Что касается англо-американской модели, ученые изучающие ЭД в США, на которых мы будем опираться, соотносят термин «ЭД» и «электронное участие». В концепции модели поднимается вопрос внедрения ИКТ, которые дадут возможность реализовывать идеи электронного участия [8, p. 256–263]. В модели нет единого понимания ЭД, поэтому в исследованиях американских учёных встречаются следующие понятия: «виртуальная демократия», «теле-демократия», за ними стоит и разный подход к реализации. Практики и исследования электронного голосования оказывают сильное влияние на американскую политику в этой сфере [2, p. 45–55]. Ученые, изучающие процессы ЭД в Великобритании, пишут о проблеме привлечения населения к политическому участию внутри страны и коммуникации друг с другом с помощью политических институтов. Отмечается низкий процент реализации идей электронного участия на практике [11, p. 39]. Исследования, которые были проведены в США говорят о том, что граждане не спешат принимать участие в совместном принятии решений с органами власти, но процент политически активного населения в этой сфере имеет тенденцию к росту [Ibid. p. 39].

Читайте так же:  Понятие мирового соглашения в гражданском процессе
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, мы видим, что ЭД в описанной модели подразумевает влияние граждан на местные органы власти. При этом здесь нет четко прописанных программ для реализации ЭД, как это можно наблюдать в европейской модели.

Перейдём к характеристике азиатской модели построения электронной демократии. Н.О. Обрывковой Индия не была включена в список стран, которые имеют отношение к данной модели ЭД, мы её сюда отнесём по географическому принципу. Реализация концепции ЭД в Индии характеризуется участием частных предпринимателей, среднего и высшего класса общества. Также в развитии модели участвуют ассоциация по демократическим реформам (ADR), и гражданское общество [4, p. 66–81]. Идеи ЭД развиваются в двух направлениях: оснащение информационно-коммуникационными технологиями, которые позволяют принимать активное участие в политике страны, и законодательное закрепление (по инициативе граждан) создания ресурсов, с помощью которых можно получить доступ к открытым данным [Ibid. p. 70]. Стоит отметить, что есть примеры проведения электронного голосования.

Представления об электронной демократии в Индии, в большей степени, сводятся к реализации принципов электронного правительства. Это говорит нам о том, что представление о функциях ЭД меняется постепенно, в соответствии с различными этапами её развития. Одним из таких этапов можно считать электронное правительство. Инициатива в такой модели идёт от гражданского общества (хотя большее количество населения не принимает участие в политике) и бизнеса. Есть и инициативы в направлении реализации ЭД со стороны органов власти. Для трёх групп участников электронная демократия значит разное: для гражданского общества приоритетно закрепление их потребностей с помощью норм и прав, которые относятся к электронному правительству, для бизнеса – повышение доступности к правительственным ресурсам с помощью информационно-коммуникационных технологий, для органов власти важно привлечение граждан к участию в политике страны.

Если рассматривать Китай в контексте реализации модели электронной демократии, то мы не согласны с Н.О. Обрывковой в том, что государственные органы власти и местные предприниматели принимают участие в воплощении идей ЭД. Как отмечает Венли Юан (Wenli Yuan), повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий и интернета в стране больше вызвано нуждами местных органов власти и связано с реализацией проектов электронного правительства. Действия, предпринимаемые определёнными группами граждан, – это явление другого плана. И пока их можно идентифицировать как развитие электронного правительства на уровне гражданской инициативы, т.к. их деятельность – распространение альтернативной информации в стране. Поэтому делать выводы о том, как понимают и как реализуют идеи ЭД, можно только на примере распространения альтернативной информации по инициативе граждан.

В Южной Корее ЭД развивается по такому же принципу, как и в континентально-европейской модели, т.е. для органов власти важно привлечение как можно большего количества населения к участию в политике страны. Один из примеров: практика электронного голосования и электронного обсуждения [5, p. 64–81].

Таким образом, хотя вышеописанные страны вкладывают в термин «электронная демократия» разные характеристики, что проявляется во внутренней политике по отношению к программе развития электронной демократии, все они идут по одному пути: от электронного правительства к «электронной демократии». Также можно утверждать, что границы между электронным правительством и «электронной демократией» размываются.

119 Электронное правительство и цифровая демократия

Кроме оптимизации механизмов государственного управления за счет постепенного внедрения функциональных модулей G2G, G2B и G2C электронное правительство активизирует такой социально значимый процесс. как формирование цифровой (электронной) демократии. Обучение в течение всей жизни. компьютеризация, компьютерная грамотность. универсальный доступ, электронное голосование. электронное правительство, Интернет и прочие элементы информационного общества активизируют социальную позицию граждан, подталкивают их к более широкому использованию своих прав и свобод.

Цифровая демократия возникает как результат освоения гражданами информационных технологий в процессе использования услуг электронного правительства. Такая демократия требует определенного уровня психологической адаптации граждан к информационным инновациям, усвоения ими привычек использования информационных технологий в процессе взаимодействия с властными структурами.

Цифровая демократия является формой защиты гражданами своих интересов и определения видов сотрудничества с государством в рамках электронного правительства. Если секторы G2G, G2B, G2C (как и встречные — B2G, C2G) .- это способ наиболее эффективного взаимодействия между правительством и обществом, использования определенных возможностей, предоставленных электронным правительством, то цифровая демократия — инструмент формирования этих возможностей. Через цифровую демократию граждане и бизнесмены определяют, какие именно услуги, каким образом будет предоставлять им правительство, устанавливают взаимную ответственность в рамках взаимодействия.

Таким образом, цифровая демократия — явление более масштабное, чем электронное правительство. Но предпосылки для ее формирования создает именно внедрение последнего, поскольку дает толчок гражданам и бизнесменам к использованию возможностей информационных технологий на государственном уровне — вначале через пользование сервисами G2B и G2C и получение определенных выгод от результатов работы сервиса G2G.

Фактическую монополию элит на решение всех важных вопросов, связанных е жизнедеятельностью общества, разрушает не просто социальная активность граждан, а возможность непосредственного участия их в формировании официальной позиции, формулировании соответствующей правовой базы и в осуществлении реального контроля над процессами претворения решений в жизнь. Чем больше элементов информационного общества будет внедряться в жизнь, тем большая социальная активность будет требоваться от гражданина. Информационный образ жизни формирует социально активную личность.

Социальная активность для информационного общества является не специфическим свойством определенной, довольно узкой прослойки населении — это естественное состояние вещей. Социальная активность в принципе становится одним из базовых понятий, которые формируют образ жизни вообще. Это понятие также в значительной мере теряет политическую окраску и больше не требует обязательной принадлежности к коллективу, определенной группе, остальные члены которых разделяют ту же позицию. Социальная активность в большей мере становится проявлением индивидуальности.

Читайте так же:  Как подать на алименты на иностранца

Гражданин как индивид, отдельная личность, а не частица той или иной группы проявляет значительно большую заинтересованность в полной и достоверной информации обо всех процессах, так или иначе определяющих его жизнь, и соответственно требует от государства обеспечении ему возможностей располагать этой информацией. Это укрепляет основы демократии, поскольку демократия гарантирует каждому не только право обращаться к власти с надеждой добиться каких-то индивидуальных или социальных целей, но и право на получение достоверной информации о деятельности властных структур.

Цифровая демократия изменяет политическое поле государства — формируется новая, активная социальная позиция граждан; деятельность политических партий, отдельных политиков, общественных организаций частично переносится в киберпространство; изменяются требования к политикам и государственным деятелям. На переходном этапе это усиливает отрицательные черты, присущие традиционной демократии, но с внедрением все большего количества компонентов информационного общества отрицательные проявления постепенно заменяются положительными.

16. Понятие демократии, ее признаки и классификация

Понятие демократии как особой формы государственно-политического устройства: (народовластие) – форма государства, характеризующаяся рядом признаков: источник власти – народ; свободные выборы как способ формирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свобод личности и т.д.

В ХХ веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии, целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

Этимологические определения демократии. В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Его первое, основополагающее, значение связано с этимологией, т.е. с происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или, используя расшифровку определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом для народа».

Производным от этимологического понимания является более широкая вторая трактовка демократии как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимая демократию в широком значении, она может существовать всюду, где есть организация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие – третье и четвертое – значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовластия (и другие производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем посторонние категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно такому ценностному содержанию демократия обязана своей популярности в современном мире.

Конституирующие признаки демократии. Учитывая взаимосвязь нормативных определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты.

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

2. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволяющими говорить о наличии демократической формы правления в той или иной стране. Однако реальные политический системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друга, например, античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифицировать многочисленные теории и практические демократические модели и как бы измерять их.

Прямая, плебисцитарная и представительная демократии. Суверенитет народа – важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оценки не только с точки зрения понимания самого этого субъекта, но также по форме осуществления им власти. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную (репрезентативную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллективах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения достаточно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления, например, в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселения коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно небольшим, локальным коллективам.

Читайте так же:  Уменьшение алиментов при рождении второго ребенка – все, что нужно знать о данном вопросе

К прямой демократии обычно относят так называемый императивный мандат, предполагающий обязанность выборных представителей голосовать строго в соответствии с наказом избирателей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет коллегия выборщиков президента США, обязанных отдать свой голос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Императивный мандат как бы консервирует волю избирателей, не позволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии компромиссных вариантов решений.

Важным (вторым) каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление народа, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подготавливать и выносить их на рассмотрение законодательных органов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, достаточно широко применяются на различных уровнях управления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего государства.

Третьей ведущей в современных государствах формой политического управления является представительная демократия. Ее суть – в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Электронная демократия

Электронная демократия («э-демократия», «виртуальная демократия») — форма демократии, характеризующаяся использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов (информирования, принятия совместных решений электронным голосованием, контролирование исполнения решений и т.д.) на всех уровнях — начиная с уровня местного самоуправления и заканчивая международным.

Понятие «электронной демократии» означает широкое использование электронных процедур, Интернета и социальных сетей в политико-управленческих процессах с обратной связью. Речь идет о прямой и обратной интерактивной коммуникации, используемой для обеспечения как подготовки, так и участия граждан в политическом управлении.

Электронная демократия соотносима с демократией, понимаемой как в широком, так и в узком смыслах.

В широком смысле речь идет о форме устройства и функционирования любой организации, основанной на принципах равноправия входящих в нее лиц, принятия решений большинством голосов, периодической выборности и подотчетности органов управления избравшему их общему собранию, конференции, съезду, организации при широком использовании интерактивной коммуникации.

В более узком значении в политологии под электронной демократией понимается эффективное использование интерактивной политической коммуникации в работе государственных и особенно негосударственных органов управления.

Следует различать электронную демократию и электронное правительство. Если последнее понятие означает повышение оперативности и удобства доступа к услугам именно государства из любого места и в любое время, то первое — относится к использованию информационных технологий для расширения возможностей каждого гражданина. Некоторые исследователи вместо термина электронная демократия употребляют термин сетевая демократия.

К сфере электронной демократии относится прежде всего деятельность сетевого интернет-сообщества по обсуждению, выдвижению и актуализации различных политических идей и инициатив, информационное обеспечение и организация различных политических и неполитических акций, а также участие в различных выборах.

Платформой для реализации электронного участия граждан является Интернет, доступ к которому может осуществляться через разнообразные каналы (персональные компьютеры, мобильные телефоны, интерактивное телевидение и т.д.). Так, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития и ООН, существуют три уровня электронного участия, отражающих степень вовлеченности граждан: 1) информирование, 2) консультирование, 3) активное участие. Они соответствуют трем основным целям: а) увеличению информационной доступности и открытости, б) более широкому вовлечению граждан в дискуссии по различным политическим и социально значимым проблемам, в) расширению прав и возможностей граждан в определении политики.

Первые две цели (информирование и консультирование) реализуются посредством инструментов электронного участия, построенных по принципу «сверху вниз», позволяя гражданам быть информированными о происходящих политических событиях, а также реагировать на инициативы правительства, в то время как достижение последней цели опирается на инструменты участия, основывающиеся на принципе «снизу вверх», согласно которому граждане являются не только потребителями государственной политики, но и ее производителями.

Следуя общемировым тенденциям, Россия также предпринимает попытки активизации участия граждан в решении различных вопросов государственной и общественной жизни посредством И КТ. Среди них — утверждение программы развития информационного общества, предписывающей создание электронных сервисов для обеспечения общественного участия и контроля над деятельностью органов государственной власти.

За последние несколько лег был принят целый ряд нормативно-правовых актов, формирующих правовую базу взаимодействия органов государственного управления с гражданами в электронном формате. Среди них следует назвать разработку «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года». Важным является правило, по которому власти будут обязаны рассматривать предложения, получившие поддержку не менее 100 тыс. граждан в течении определенного срока времени.

Читайте так же:  Сколько берут за временную регистрацию собственники квартир

В соответствии с данной «Концепцией» под электронной демократией понимается такая форма организации общественно-политической деятельности граждан, которая обеспечивает за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень взаимодействия граждан друг с другом, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и коммерческими структурами. Электронная демократия наряду с электронным правительством является одной из базовых основ информационного общества.

Наиболее распространенными среди механизмов электронной демократии являются:

  • — электронное голосование (голосование по мобильному телефону, интернет-выборы и т.д.);
  • — механизмы сетевой коммуникации граждан и коллективного обсуждения социально значимых проблем и вопросов общественно-политической тематики в режиме онлайн;
  • — механизмы формирования онлайн-сообществ, включая механизмы планирования и реализации гражданских инициатив и проектов коллективных действий;
  • — механизмы сетевой коммуникации граждан с органами власти, включая инструменты воздействия на принятие решений и гражданский контроль за деятельностью органов власти;
  • — механизмы общественного онлайн-управления на муниципальном уровне.

Согласно концепции, развитие механизмов электронной демократии до 2020 г. предлагается обеспечить в три этапа.

На первом этапе в 2011—2013 гг. планируется, в частности: апробировать технические и программные решения при создании опытного образца единой системы электронной демократии (ЕСЭД); внедрить ЕСЭД в субъектах РФ, в том числе и на муниципальном уровне, интегрировав ее с региональными и муниципальными порталами органов власти; разработать и запустить мобильную версию ЕСЭД для использования гражданами на мобильных устройствах; обеспечить интеграцию ЕСЭД с популярными социальными сетями.

На втором этапе в 2014—2016 гг. предполагается расширить масштаб функционирования ЕСЭД до федерального уровня, реализовать в полной мере принцип субординации, обеспечить интеграцию ЕСЭД с федеральными порталами органов власти, а также с интернет-порталами информационных агентств и средств массовой информации, с большинством существующих сервисов массовой сетевой коммуникации граждан (форумы, социальные сети, блогохостинги, мультимедиахостинги и др.).

На третьем этапе в 2017—2020 гг. возможна разработка и внедрение дополнительных функциональных подсистем ЕСЭД. В плане организации электронного взаимодействия гражданского общества и органов власти перспективным направлением развития ЕСЭД может стать дальнейшее повышение уровня интерактивности за счет использования технологий онлайн-конференц-связи, а также видеосвязи. ЕСЭД может быть использована в качестве удобной площадки для планирования и организации онлайн-коммуникации чиновников с гражданами, организации онлайновых «прямых линий» и интернет-конференций.

По мнению разработчиков концепции, единая система электронной демократии должна обеспечить участие граждан и организаций в общественном управлении на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что должно положительно повлиять на качество предоставления государственных и муниципальных услуг на территории РФ, обеспечить повышение эффективности государственного управления, а также повысить удовлетворенность граждан деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Анализ отношения россиян к электронным формам участия в политике показывает, что до половины опрошенных выражают желание повысить собственную информированность за счет получения электронных рассылок с новостями о деятельности органов законодательной и исполнительной власти; часть из них готова воспользоваться онлайн-нетициями.

Онлайн-чаты с политиками и должностными лицами также являются востребованным инструментом общественного участия у ряда респондентов. Онлайн-протесты, онлайн-дебаты и онлайн-митинги — привлекают внимание и участие до четверти опрошенных.

В то же время значительная часть россиян не воспользовались бы ни одной из предложенных форм электронного участия. Те люди, которые не участвуют в политике, обычно не участвуют и в активной «электронной политической жизни».

Важную роль в процессах электронной демократии играют политические блоги. В России блоги с политической направленностью не являются доминирующими в блогосфере (всего 10—12%), что, однако, нельзя сказать об их значимости, особенно в электоральные или политически острые периоды развития страны. Политический сектор блогосферы Рунета растет. Непосредственное развитие Рунета и приход в российское пространство широкополосного Интернета расширяет и переформатирует коммуникативное пространство сети и помимо сайтов политических партий и персональных страниц политиков в последние годы появилось много ярких политических блоггеров различного уровня, причем их значимость в социокоммуникативпом пространстве возрастает. Политический блог становится мощным имиджевым PR-инструментом, направленным, прежде всего, на целевую аудиторию лидеров мнений.

Внедрение инструментов электронной демократии в целом способно повысить уровень общественного участия и демократизации коммуникационной сферы. В то же время существует опасность ее ограничения и приватизации лидерами общественного мнения в Интернете. С целью уравнивания в правах участников блогосферы в 2015 г. в России был принят закон об обязательной регистрации блогеров (по аналогии со СМИ), у которых в сутки регистрируется более 3 тыс. читателей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Зарождающийся политический активизм в российском интернет-пространстве уже продемонстрировал свой потенциал влияния па баланс политических сил и доступ к власти через вынесение событий общественного значения на политическую повестку дня и мобилизацию части общественности для оказания давления на тех, кто наделен полномочиями принимать политические и административные решения. Интернет создает как новые возможности, гак и может быть проводником угроз и ограничений для современной демократии.

Источники


  1. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.

  2. Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. — М.: Омега-Л, 2012. — 608 c.

  3. Рагулин, А.В. Современные проблемы регламентации и охраны профессиональных прав адвоката-защитника в России / А.В. Рагулин. — М.: Юркомпани, 2015. — 290 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Валютное право; Юрайт — Москва, 2011. — 592 c.
Понятие и структурные элементы электронной демократии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here