Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита

Главное по теме: "Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Особенности экологического аудита в Республике Казахстан

Дальнейшее развитие Казахстана, как успешного государства, предполагает диверсификацию экономики, создание эффективных производств, экологичных и ресурсосберегающих технологий. Одним из важных экономических рычагов в системе экологического менеджмента может служить процедура экологического аудита предприятий, деятельность которых связана с негативным воздействием на окружающую среду и здоровье населения.

Экологический аудит, как самостоятельное направление деятельности в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан, предусмотрен нормами действующего природоохранного законодательства. Экологический кодекс РК содержит соответствующий раздел – Глава 9 «Экологический аудит» (статьи 80 – 94), в котором сведены нормы, определяющие виды, условия, состав и особенности его применения. Для многих хозяйствующих объектов Казахстана сегодня экологический аудит не только норма закона, но и способ подтверждения эффективности работы систем экологического менеджмента, природоохранных мероприятий и подтверждение соответствия требованиям национального законодательства. [1, с. 10]

Внедрение в практику экологического аудита, как вида деятельности, охватывает большой период в новой истории Казахстана. Еще в первой редакции Закона РК «Об охране окружающей среды», а это далёкий уже 1997 год, соответствующее определение и норма присутствуют. Именно первая редакция первого национального экологического закона была наиболее удачной. Так статья 81 закона в старой редакции указывала, что «экологический аудит — независимая проверка хозяйственной и иной деятельности организаций и граждан с целью соблюдения ими норм и правил охраны окружающей среды, экологических требований, включая правильность составления отчетности по использованию и воспроизводству природных ресурсов».

[3]

Кроме трех кратких статей в указанном законе, на деле экологический аудит не был подкреплен нужными правовыми нормами, что реально мешало широкому внедрению этого механизма в сферу экономических и производственных отношений. В то же время, некоторые компании воспользовались этим инструментом и провели экологические аудиты опираясь на указанные нормы и опыт привлекаемых экологических организаций. Это было, скорее всего, единичные случаи, в целом подтверждающие общую картину не востребованности этого важного элемента природоохранной деятельности.

В дальнейшем, в рамках развития экологического законодательства, был подготовлен проект Закона РК «Об экологическом аудите», который включал уже ряд статей, конкретизирующих процедуры, особенности организации и проведения экологического аудита. Однако, отдельный закон так и не был принят, поскольку в июле 2005 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам экологического аудита» были внесены необходимые дополнения в действующий закон «Об охране окружающей среды». Тогда же, впервые были введены нормы о Палате экологических аудиторов. [4, с. 30]

Помимо данного Экологического кодекса в Казахстане принят ряд законодательных и правительственных актов, которые в свою очередь определяют формирование экологической политики организаций. Необходимо отметить, что вопросы организации, порядка регулирования и правил проведения экологического аудита, его современного развития в Казахстане в свете формирования рыночной экономики в настоящее время постоянно находятся в эпицентре внимания теоретиков так и практиков. Здесь нельзя отметить работы М.С. Ержанова, который создал теоретическую платформу для практического применения экологического аудита в хозяйствующих субъектах разных секторов экономики страны.

Экологический аудит должен быть полным и непрерывным, т. е. давать полную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей природной среды зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми экспертами. [3, с. 45]

Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:

  • страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды);
  • конкуренция на рынке (товары должны быть экологически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специальным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);
  • приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предприятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);
  • законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами).

И в заключении необходимо сказать, что экологический аудит должен занять равноправное положение наряду с экологической экспертизой и экологической инспекцией. Главным его преимуществом является то, что экологический аудит позволяет без дополнительных финансовых вложений усилить управление охраной окружающей природной среды. Поэтому государство заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующей правовой и нормативной базы для его функционирования. Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте. Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и логической завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в экономико-экологической теории и практике, но развитием зеленой экономики и усилению внимания природоохранным мероприятиям вполне возможно, что в ближайшем будущем в лекционных залах ВУЗов и других образовательных учреждений будут читать лекции по экологическому аудиту и учиться составлять экологизированную финансовую отчетность.

1. Экологический кодекс от 09.01.2007 г. /http:// www.zakon.kz/ magazine/ archive/ 2007_02_13.asp

2. СтандартISO14010–96 «Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»;

3. Серов ГЛ. Экологический аудит. — М.: Экзамен, 2000.

4. Стамкулова К. У. Эколого-экономическая оценка эффективности природопользования: Монография. -Шымкент, -2007. — 256 c.;

5. Местечкин В.Б., Попов А.А., Шахбазов А.Ш. Экологический аудит компании «ЮКОС». — М., 2001. — С. 141-152.

Экологический аудит: понятие, виды и порядок проведения

Понятие экологического аудита

Экологический аудит (экологическое аудирование) — это проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, её соответствия требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют:

В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, или аудит определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы, оно шире.
Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится.

Читайте так же:  Правила приватизации муниципальной квартиры

Экологический аудит проводится:

  • в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий;
  • при реализации процедуры банкротства;
  • при проведении обязательного экологического страхования;
  • при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

Содержание и цели экологического аудита:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды , видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий , связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребносте й в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Принципы экологического аудита:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации , предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение:

  1. обязательного экологического аудита;
  2. добровольного экологического аудита.

Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

  1. приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
  2. проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
  3. кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
  4. оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
  5. принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
  6. выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
  7. в иных случаях, установленных нормативными актами.

С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам , имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 16 июля 1998 г. N 436.

Добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ и в иных целях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.
Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления .

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.
Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.
Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом:

  • технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности;
  • экологического паспорта предприятия;
  • разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
  • результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение.
Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.
Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Правовые основы экологического аудита

Понятие и цели экологического аудита

Под экологическим аудитом понимается проверка и оценка состояния деятельности юридических лиц и граждан-предпринимателей по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, включая состояние очистного и технологического оборудования, их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации, проводимые для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию такой деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.

В научной литературе употребляется также понятие экологического аудирования, которое является синонимом экологического аудита.

Экологический аудит как инструмент экологического права и охраны окружающей среды, достаточно развитый в мире, является пока еще новым для России. Пожалуй, у нас вряд ли найдется инвестиционная компания или банк, который, давая предприятию кредит, изучает вероятность инвестиционного риска с точки зрения экологической защищенности той деятельности, которую ведет потенциальный заемщик.

Нормативно-правовые основы регулирования экологического аудирования в России на федеральном уровне на современном этапе почти отсутствуют. Упоминание об экологическом аудировании как инструменте обеспечения выполнения экологических требований при приватизации имеется в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г.

Читайте так же:  Берутся ли алименты с материальной помощи

Экологический аудит упоминается также в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» применительно к лицензированию данного вида деятельности. В развитие этого правительственного Постановления были приняты: Приказ Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России» и Приказ Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436 «О проведении практических работ по введению экологического аудирования в Российской Федерации». В Министерстве природных ресурсов РФ 2 апреля 1998 г. был принят Приказ N 95 «О создании системы аудита недропользования».

Одними из немногих специальных нормативных правовых актов в этой сфере являются Закон Томской области от 9 октября 1997 г. «Об экологическом аудите» и Временное положение о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 14 сентября 1999 г. Требования об обязательном экологическом аудите установлены в Законе Амурской области от 10 ноября 2005 г. «Об охране окружающей среды).

Странную позицию по этому вопросу продемонстрировала Государственная Дума РФ в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». В статье 1 Закона дано определение понятия экологического аудита. При этом в тексте Закона об экологическом аудите как природоохранной мере не говорится.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность, или аудит, в этом Законе определяется как предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Содержание экологического аудита не сводится лишь к проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по вопросам взаимодействия общества и природы. Оно шире.

Чтоб выявить содержание и место экологического аудита в механизме экологического права, нужно выяснить, применительно к какой экологически значимой деятельности он проводится. Экологический аудит проводится в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при реализации процедуры банкротства; при проведении обязательного экологического страхования; при подготовке инвестиционных проектов и программ, когда это предусмотрено условиями инвестирования.

С учетом видов деятельности, в рамках которых проводится экологический аудит, определяются его содержание и цели. Преимущественно это:

  • оценка состояния деятельности предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и ее соответствия требованиям законодательства РФ;
  • выявление степени деградации окружающей среды объекта, деятельность которого связана с вредным воздействием на окружающую среду;
  • определение участков загрязненной окружающей среды, видов и масштабов загрязнения;
  • выявление и оценка оборудования и технологий, связанных с охраной окружающей среды на объекте;
  • оценка влияния окружающей среды на состояние здоровья работников;
  • выявление потребностей в дополнительной экологически значимой информации об объекте.

Проведение экологического аудита основывается на принципах:

  • объективности и независимости экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита;
  • профессионализма и компетентности экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого субъекта хозяйственной деятельности;
  • достоверности и полноты информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности;
  • планирования работ по проведению экологического аудита;
  • комплексности экологического аудита (охват всех аспектов воздействия на окружающую среду);
  • конфиденциальности информации, полученной в результате проведения экологического аудита;
  • ответственности экоаудиторов за результаты проводимых исследований.

Виды экологического аудита и порядок его проведения

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит проводится в случаях, прямо установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательный экологический аудит целесообразно проводить в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;
б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;
в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;
г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;
д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам- предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;
е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;
ж) в иных случаях, установленных нормативными актами.

Согласно ст. 4 Закона Томской области «Об экологическом аудите в Томской области» обязательный экологический аудит проводится экологической аудиторской организацией по решению органов государственной власти. С учетом сложности работ по экологическому аудиту право на проведение обязательного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита. Временный порядок аттестации экологических аудиторов был утвержден Приказом Госкомэкологии России от 16 июля 1998 г. N 436.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересован в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Более чем 20-летний мировой опыт свидетельствует, что экологический аудит имеет смысл, если он проводится прежде всего как добровольная негосударственная деятельность («инициативный аудит»). Причем проверка природоохранной отчетности предприятий имеет здесь вторичное значение. Главное же — это аудиторские рекомендации и предложения по улучшению эффективности и инициированию природоохранительной деятельности предприятия, развитию системы экологического контроля и управления.

Задачи, которые решаются в процессе аудита, сложны и требуют от аудитора разнообразной профессиональной подготовки. Трудность заключается в том, что за короткий срок необходимо разобраться в сложном объекте, которым является современное промышленное предприятие, адекватно оценить ситуацию для того, чтобы дать соответствующие рекомендации.

Читайте так же:  Собрание собственников земельных долей сельскохозяйственного назначения

Особого внимания заслуживают вопросы аудиторской этики, поскольку данные, получаемые в процессе аудита, конфиденциальны и не могут разглашаться без согласия заказчика.

По мнению специалистов, развитие экологического аудита в России позволит в короткие сроки решить многие не только экологические, но и социально-экономические задачи, касающиеся:

  • разработки необходимых основ для повышения эффективности использования сырьевых и энергетических ресурсов и соответственно уменьшения отрицательного воздействия на природу;
  • обоснования концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных направлениях деятельности, в том числе связанных с приватизацией и инвестициями в экономику страны;
  • предотвращения развития острых локальных экологических проблем и чрезвычайных ситуаций и разработки предложений по их своевременному разрешению;
  • инициирования создания необходимой информационной основы для развития и повышения эффективности других видов экологической деятельности: мониторинга источников вредного воздействия на природу, экологического контроля, экологической экспертизы и т.п..

Вопрос о порядке выполнения работ решается в зависимости от целей проведения экологического аудита. Наиболее целесообразно проведение аудита аудиторской комиссией в соответствии со специально разработанной программой проверки.

Программа проведения экологического аудита разрабатывается с учетом технического задания заказчика на основе предварительного изучения материалов статистической отчетности, экологического паспорта предприятия, разрешительной и иной документации, характеризующей деятельность предприятия или гражданина-предпринимателя по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также результатов проверок государственных специально уполномоченных органов в области экологического контроля.

В результате работы по проведению экологического аудита составляется экологическое аудиторское заключение. В соответствии с Временным положением о порядке проведения экологического аудита в Республике Башкортостан заключение состоит из вводной, аналитической и итоговой частей. Аналитическая часть включает, в частности, оценку соблюдения требований экологического законодательства и выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки, если она проводилась.

В состав аналитической части рекомендуется включать:

  • оценку имеющейся на аудируемом объекте отчетности по охране окружающей среды и природопользованию;
  • наличие разрешений на природопользование и результаты проверки выполнения их условий;
  • анализ начисления и полноты перечисления платы за загрязнение окружающей среды и штрафов за нарушение экологического законодательства;
  • анализ соблюдения технологических режимов, эффективности работы очистных сооружений;
  • оценку состояния основных фондов, эксплуатируемого оборудования;
  • оценку эффективности производственного экологического контроля;
  • расчет экономической целесообразности и экологической эффективности проводимых и планируемых природоохранных мероприятий;
  • расчет ущерба, причиненного окружающей среде при эксплуатации аудируемого объекта;
  • рекомендации по разработке мероприятий для снижения отрицательного воздействия аудируемого объекта на окружающую среду.

Экологическое аудиторское заключение подписывается (утверждается) руководителем аудиторской организации и заверяется печатью.

Поскольку в процессе проведения экологического аудита аудиторы могут иметь доступ к конфиденциальной информации, на нее распространяется соответствующий правовой режим.

Экологический аудит: особенности правового регулирования, понятие, виды

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в т. ч. нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

К видам деятельности, связанной с экологическим аудитом, можно отнести:

– оценку экологической безопасности материалов, веществ, технологий, оборудования, промышленных производств и промышленных объектов;

– отнесение государственных унитарных предприятий по результатам экологического аудита к одному из классов экологической опасности, экологическое консультирование;

– проведение обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель в целях их консервации и реабилитации;

– оценку прошлого экологического ущерба;

– составление финансовой и бухгалтерской отчетности о плате за природопользование;

– анализ финансово-хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов;

– консультирование при решении экологических и земельных споров; составление бизнес-планов с включением в них мероприятий по охране окружающей среды и организации рационального использования природных ресурсов.

Предусматриваются обязательный и добровольный аудит. Экологический аудит можно также проводить по истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы с целью выявления учета ее замечаний и предложений и обнаружения измененных или новых проектных материалов, а также при подготовке договоров страхования для выявления экологического и иного риска и прогнозирования страховых случаев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нередко при экологическом аудите проверяются финансовые аспекты экологической деятельности предприятия.

В ряде субъектов РФ предусматривается обязательное экологическое аудирование промышленных, коммунальных и транспортных предприятий как вид природоохранной деятельности.

Проверяемые при экологическом аудите темы и вопросы могут быть самыми разнообразными, связанными с охраной окружающей среды и организацией рационального природопользования, например: политика предприятия в области охраны окружающей среды, осведомленность и мотивация действий, налогообложение при природопользовании, управление экологическими рисками.

Регулирование деятельности в области экологического аудита

Деятельность в области ЭА подлежит государственному регулированию. В Республике Беларусь функции специально уполномоченного органа регулирования деятельности в области ЭА выполняет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Основными его функциями в области являются:

ь Издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области ЭА;

ь Организация разработки и представление на утверждение Совету Министров Республики Беларусь республиканских правил (стандартов) аудиторской деятельности;

ь Организация системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в области экологии, лицензирование аудиторской деятельности в области экологии;

ь Организация системы надзора за соблюдением аудиторами организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

ь Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами правил аудиторской деятельности;

ь Определение объема и разработка порядка представления уполномоченному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и финансовой отчетности;

ь Ведение государственных реестров аттестованных аудиторов в области экологии, аудиторских организаций и учебно-методических центров, а также предоставление информации, содержащейся в реестрах всем заинтересованным лицам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение в постоянную практику природоохранной деятельности экологического аудита будет способствовать решению комплекса проблем, связанных с охраной окружающей среды хозяйствующими субъектами. Расширение области использования экологического аудита будет стимулировать природоохранную деятельность на уровне хозяйствующих субъектов, способствовать созданию методологической базы для оценки степени экологической опасности предприятий и производств, величины возможных ущербов и т.д. без надлежащей постановке деятельности в области экологического аудита будет сдерживаться работа по экологической сертификации, создания экономико-правового механизма экологического страхования.

Внедрение в практику деятельности хозяйствующих субъектов принципов и методов экологического аудита обеспечит эффективное функционирование систем управления окружающей средой. Экологический аудит должен быть включен в процесс принятия управленческих решений, в разрабатываемые документы и использоваться при экологическом страховании, экологической сертификации субъектов хозяйствования и природных объектов.

Читайте так же:  Как подать в суд за неуплату алиментов

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кабушко А.М. Экономика природопользования: Учебное пособие — Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2000 — 121с.

2. Марцуль В.Н. Экологический аудит/ информационный бюллетень №2 (40) — Мн.: “БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ”,2003 — 25с.

3. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. — Мн.: БГЭУ, 2001 — 368 с.

Правовое регулирование экологического аудита

Понятие экологического аудита в современных российских правовых нормах закреплено в ст.1 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: экологический аудит — независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности».

Кроме того, как деятельность экологический аудит отмечен в ст.27 Федерального Закона от 04.05.1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в соответствии с которой государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.

Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ от 15.03.2000 г. №511 «О классификаторе правовых актов».

Основой для внедрения процедуры экологического аудита послужили нормативно-методические документы Госкомэколо­гии России. Также Госстандартом России утверждены Между­народные основополагающие стандарты ИСО серии 14000 в ка­честве Государственных стандартов, дающих правовую основу деятельности по экологическому аудиту в Российской Федерации:

ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджемента. Требования и руководство по применению»;

ГОСТ Р ИСО 14004-98 «Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования»;

ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ»;

ГОСТ Р ИСО 14042-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла»;

ГОСТ Р ИСО 14043-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла»;

ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь»;

ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента».

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит (environmental audit) — это систематический документально оформленный процесс проверки объективно получаемых и оцениваемых аудиторских данных для определения соответствия или несоответствия критериям аудита определенных видов экологической деятельности, событий, условий, систем административного управления или информация об этих объектах, а также сообщения клиенту результатов, полученных в результате этого процесса.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением условий и накоплением соответствующего опыта аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей экологической информации.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов и заключений аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Из всех действующих в настоящее время на территории Российской Федерации нормативных документов в области экологического аудита понятие «критериев аудита» определено только в ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Согласно этому стандарту «критерии аудита (audit criteria): Совокупность политики, процедур или требований».

Существующий пробел в федеральном законодательстве привел к тому, что в ряде субъектов РФ принимаются региональные законодательные акты об экологическом аудите и другие нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы по экологическому аудиту (Томская область, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Республика Татарстан и др.).

Основные положения аудита в РФ определяют его как предпринимательскую деятельность. Правовые аспекты взаимодействия участников этой деятельности, в том числе экологических аудиторов и экологических аудиторских организаций, регулируются: споры материального характера и другие разногласия, возникающие между аудитором или аудиторской организацией и Заказчиком.

Поскольку Федеральный Закон «Об экологическом аудите» находится в стадии проекта, эта процедура отчасти развивается с учетом опыта финансового аудита на основе Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Рассмотрим некоторые из его положений.

Ст.5 Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» говорит, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих, либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ и Федеральному Закону от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством РФ и Федеральным Законом от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;

предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ. Например, это могут быть консалтинговые услуги, предполагающие помощь в приведении финансово-хозяйственной деятельности предприятия в соответствие с нормами и требованиями природоохранного законодательства.

Читайте так же:  Заявление о выдаче вида на жительство

Ст.6 Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» определяет, что при проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудита;

получить аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

В обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов входит:

[1]

создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки — это особенно касается экологического аудита, организованного сторонними государственными или инвестиционными организациями;

оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения;

своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, и следует обратить особо внимание, также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

Данный закон регламентирует такое понятие, как аудиторская тайна ст.8 Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. На аудиторов возлагается обязанность обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия субъекта аудита, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным Законом от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Федеральным Законом от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

[2]

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иных нормативных правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Важно знать, что не существует возможности выемки предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну, в рамках производимых следственных действий по уголовному делу без принятия об этом специального судебного решения Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 г. №540.

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности.

В ст.11 Федерального Закона от 07.08.2001 г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дается определение заведомо ложного аудиторского заключения, под которым понимается аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, но явно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе аудиторской проверки. Заведомо ложное аудиторское заключение признается таковым только по решению суда.

Ответственность за составление заведомо ложного аудиторского заключения выражается в виде аннулирования у индивидуального аудитора или аудиторской организации лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалификационного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Ст.202 УК РФ по этому поводу говорит следующее: «Использование частным нотариусом или частным аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 417 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.

  2. Беляева, О. М. Актуальные проблемы теории государства и права. Практикум / О.М. Беляева. — М.: Феникс, 2015. — 448 c.

  3. Молчанов, В.И. Огнестрельные повреждения и их судебно-медицинская экспертиза: Руководство для врачей / В.И. Молчанов, В.Л. Попов, К.Н. Калмыков. — М.: Медицина, 2014. — 272 c.
  4. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
  5. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.
Понятие и особенности правового регулирования экологического аудита
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here