Понятие и гражданско правовое значение казны

Главное по теме: "Понятие и гражданско правовое значение казны" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Общая характеристика гражданско-правового договора

Понятие и значение гражданско-правового договора

Понятие гражданско-правового договора определяется согласно статье 420 ГК РФ и подразумевает соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Условия такого договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными ­правовыми актами (ст. 421 ГК РФ). Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (в ред. от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

Широкое применение и возможности договора обусловлены тем, что как правовая форма он соответствует характеру регулируемых гражданским правом имущественных отношений, основанных на рыночных товарно-денежных категориях, когда необходимы самостоятельность и инициатива участников экономического оборота и, следовательно, также определенная свобода (диспозитивность) правового регулирования. Эти основополагающие начала договорного права в условиях рыночной экономики закреплены Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданско-правовые договоры порождают, изменяют или прекращают соответствующие имущественные правоотношения, и как любые сделки — представляют собой волевые акт, обладающий специфическими особенностями.

Договор является действием, т.е. волевым актом, договор заключается в результате проявления воли сторон — осознанного, имеющего определенные причины и мотивы, желания достижения поставленной цели. Как и любая сделка, договор включает два элемента:

  • · свобода договора;
  • · единое волеизъявление двух или более лиц, выражающее их общую волю.

Свобода договора возведена в ранг принципов гражданского законодательства. Гражданский кодекс не только провозглашает принцип свободы договора, и раскрывает его в конкретных нормах о договорах. Свобода договора предполагает следующее: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора».

Договор является правопорождающим фактом, с помощью которого стороны сами устанавливают для себя права и обязанности. Государство обеспечивает договор мерами государственного принуждения. Поэтому договор справедливо считается «законом для двоих».

Договор является согласованным действием основных участников регулируемых гражданским правом отношений.

В правовой доктрине договор можно рассматривать с разных позиций, в частности:

  • · как юридический факт — в этом качестве он выступает основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения;
  • · как само правоотношение — договорное правоотношение, возникающее в результате соглашения.

Гражданско-правовой договор понимается как наиболее распространенный вид юридических фактов. В качестве основания возникновения широкого спектра гражданских прав и обязанностей договор закреплен в особом подразделе ГК РФ. Голованов Н.М. Гражданско-правовые договоры: курс лекций. СПб.2007 г. С.45

Юридические преимущества договорной формы взаимоотношений проявляются в ее простоте и гибкости. Договор может быть заключен в любой форме, причем между отсутствующими контрагентами (путем переписки) или через представителя. Первоначальные условия договора могут быть в дальнейшем изменены и дополнены сторонами, права участников договора могут быть установлены в интересах третьих лиц, которые в заключении договора не участвовали, или уступлены затем третьим лицам. Все это делает договор незаменимым инструментом рынка.

Функции гражданско — правового договора:

Во — первых, договор является формой установления экономических связей между участниками гражданского оборота и основанием возникновения их взаимных обязанностей и прав.

Во — вторых, договор позволяет его участникам определить и согласовать их взаимные права и обязанности с учетом как потребностей рынка, так и индивидуальных запросов и возможностей каждого из контрагентов.

В — третьих, заключение договора создает для сторон правовые гарантии реализации их субъективных прав. Это выражается в том, что договор подлежит обязательному исполнению (ст. 425 ГК), одностороннее изменение его условий допускается только в определенных случаях и лишь по решению суда (ст. 450 ГК), а нарушение принятых по договору обязательств влечет обязанность возместить причиненные этим убытки. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (в ред. от 6 декабря 2007 г. N 334-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301.

Сфера применения договора необычайно широка, он может применяться всеми субъектами гражданского права и обслуживает все сферы гражданско-правовых отношений, включая авторское право (авторские договоры, круг которых весьма широк) и патентное право (лицензионные соглашения, соглашения о передаче научно-технического опыта). Вместе с тем в регламентации и условиях договора имеются определенные, иногда существенные, различия, отражающие особенности сферы его применения.

При заключении договора одно лицо принимает на себя обязательство совершить в пользу другого лица определенное действие, например: передать имущество, изготовить товары, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия (например, не пользоваться вещью, переданной на хранение), а другое — обязано принять выполненную работу, услуги, имущество и оплатить их.

Принцип свободы гражданско-правового договора:

  • а) свобода заключения договора и запрет на понуждение к вступлению в договорные обязательства;
  • б) свобода определения характера заключаемого договора (в т.ч. смешанного ГПД — элементы разных видов ГПД);
  • в) свобода определения его условий (содержания), ограничения устанавливаются только в целях защиты публичных интересов.

Систематизация многочисленных видов гражданско-правовых договоров происходит по различным основаниям. Среди критериев систематизации имеются как традиционные, так и новые.

К числу традиционных относятся такие критерии, как число сторон, форма, экономическое содержание договора, момент возникновения договорных прав и обязанностей.

Таким образом, гражданско — правовой договор — это, в первую очередь, соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно в интересах обоюдной выгоды. Если взаимное согласие сторон отсутствует, то нет и договора.

Гражданско-правовой договор представляет собой одну из широко применяемых, гибких и оперативных правовых связей между различными субъектами права, позволяющих осуществлять процесс трансформации материальных и иных благ между участниками гражданского оборота.

Граждане и юридические лица свободны заключать или не заключать договор, а также в выборе контрагента по договору. Стороны договора свободны в определении условий его содержания, исключая случаи, когда те или иные условия договора прямо предписываются законом или иным правовым актом. Стороны договора свободны установить для регулирования своих взаимоотношений правила, отличающиеся от тех, которые предусмотрены нормами права, а, следовательно, определить свои право и обязанности.

Следовательно идея автономии воли, воплощенная в кодексе, зависит от самого субъекта права.

Именно свобода договора лежит в основе определение сторонами своих прав и обязанностей, выражающихся в содержании договора. Гражданские права и обязанности, порождаемые, изменяемые или прекращаемые договором, составляют содержание обязательного отношения, возникающего из договора.

Можно сделать вывод, что не всякий договор может быть признан соглашением, но не всякое соглашение может быть признано договором.

Понятие и гражданско-правовое значение казны

1. объект гражданского права (по ГК РФ) и других отраслей права (бюджетного, налогового и пр.). Гражданский кодекс говорит о казне как «собрании» свободного государственного имущества (денежного и овеществленного). Казна — форма объединения имущества, т.е. объект управления;

2. субъект гражданского права, каковым признается: а) не казна, но Казначейство Министерства финансов РФ как специализированный субъект; б) государство в целом и, соответственно, все его органы в определенных своих функциях. Государство помимо функций публичной власти осуществляет и «частные» функции, регулируемые гражданским правом. В этой сфере государство выступает как фиск, казна 2 См.: Жилин А.А. Учебник государственного права. Ч. 1. Петроград, 1916. С. 111.. Именно в этом смысле рассматривалось государство в ГК РСФСР 1922 г. для целей участия в обороте. «Государственные предприятия и их объединения, переведенные на хозяйственный расчет и не финансируемые в сметном порядке, выступают в обороте как самостоятельные и не связанные с казной юридические лица». Понятие казна было применено только к государству в целом, а не к его органам.

Читайте так же:  Как происходит оспаривание отцовства

Действующее российское законодательство использует казну лишь как объект права. В ст. 214 ГК РФ различается две группы государственного имущества:

1. закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2. средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями (государственная казна). Казна существует на каждом уровне власти, т.е. федеральная, субъектов РФ и муниципальная.

21.Приватизация гос и муниц имущества (+приватизация жилы помещений)

ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21 июля 1997 г.

Приватизация представляет собой особый способ передачи имущества из публичной собственности в частную. Возникновение этого способа связано прежде всего с тем, что ранее существовавшая экономика нашего государства по большей части состояла из объектов государственной собственности. При переходе к рыночной экономике необходимо было создание для этого экономической базы и нормального имущественного оборота, т.е. перевод значительной части государственной собственности в частную.

Приватизация преследовала следующие основные цели:

• политическую – появление слоя собственников (“среднего класса”);

• экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей;

• фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищного фонда);

• социальную – соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества.

При проведении приватизации заключаются гражданско-правовые договоры по безвозмездной передаче приватизируемого имущества в частную собственность.

Казна по гражданскому праву (стр. 1 из 16)

1. Проблема многозначного использования понятия Казна. 6

2. Гражданско-правовые способы пополнения Казны.. 19

2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны.. 19

2.2 Доходы от предпринимательской деятельности государственных унитарных предприятий и казенных предприятий. 23

2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности. 25

2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление. 28

3. Взыскание задолженности РФ за счет Казны.. 37

3.1 Обращение взыскания на имущество Казны.. 37

3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны.. 48

Список использованных источников. 59

Институт казны не является принципиально новым понятием в отечественном гражданском законодательстве. Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Существование данного института предопределялось возможностью участия Российского государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами гражданского права.

Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа[1] . При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.

Признание принципа равноправия всех форм собственности в новом гражданском законодательстве привело к необходимости регулирования порядка участия государства в гражданских правоотношениях наравне с иными субъектами. Закон РСФСР «О собственности»[2] , принятый 24 декабря 1990 года, впервые закрепил разделение государственной собственности на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и иное государственное имущество, составляющее государственную казну РСФСР или входящей в ее состав республики, автономной области, автономного округа, края, области. Статья 22 указанного закона содержала следующее определение государственной казны: «Средства государственного бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно: государственную казну РСФСР, государственную казну республики, входящей в состав Российской Федерации, казну автономной области, автономного округа, края, области». Следует отметить, что законодатель, признавая существование наряду с государственной также и муниципальной собственности (ст.23 названного Закона), не определил правового статуса муниципальной казны.

Данное определение государственной казны практически без изменений нашло отражение в статье 53 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых 31 мая 1991 года.[3] Указанный нормативный правовой акт не содержал понятий муниципальной собственности и, соответственно, муниципальной казны.

Дальнейшее развитие гражданского законодательства привело к более детальной регламентации участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. В соответствии со ст.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации[4] Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут участвовать в гражданских правоотношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Учитывая особый статус указанных лиц, установление особого порядка их участия в гражданских правоотношениях, возможность принятия специальных норм, регламентирующих особенности их участия в гражданских правоотношениях, а также ряд иных особенностей, мы полагаем, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в рамках современного законодательства могут рассматриваться как особая группа субъектов гражданских правоотношений (публично-правовые образования) наряду с традиционным разделением указанных субъектов на физические и юридические лица.

Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы дипломной работы.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны — посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.

1. Проблема многозначного использования понятия Казна.

Государство участвует как в публично-правовых, так и в частно-правовых отношениях. Первые типичны для государства, ведь оно осуществляет публичную власть, обладает суверенитетом, т.е. выступает в качестве если не участника, то, по крайней мере, источника публично-правовых отношений. Государственная власть обеспечивает подчинение частных лиц общим интересам и тем самым придает возникающим отношениям публично-правовой характер.

Читайте так же:  Лишили премии без приказа что делать

В частно-правовой сфере все иначе. Защита интересов частного лица предполагает признание их не менее, а подчас, и более значимыми по сравнению с интересами всего общества или государства. Здесь государство не может властвовать над людьми. Оно должно уважать их интересы, обеспечивать автономию их воли, предоставлять возможность выбора и т.д. Иными словами, деятельность государства в частно-правовой сфере подчиняется правилам, противоречащим его природе.

В то же время, участие государства в частно-правовых отношениях полностью исключить нельзя, поскольку основная их часть состоит из имущественных отношений. Имущество же необходимо государству для осуществления публичных функций, составляющих существо его власти[5] .

Частно-правовые отношения или, во всяком случае, основная их часть – гражданские правоотношения, — основаны на началах равенства их участников, неприкосновенности собственности и т.д. Это означает, что государство, вступая в эти отношения, не может иметь тех привилегий, которые дарованы ему публичным правом. Все привилегии, которые у него в этой сфере могут быть, проистекают из частного права. Именно «частное право может предусматривать отступления от принципа равноправия, но эти отступления никак не могут быть результатом ни суверенности государства, ни осуществления им публичных функций»[6] .

Понятие,виды и гражданско-правовое значение актов гражданского состояния

Действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан, именуются актами гражданского состояния. Так, рождение, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК). Возникновение и прекращение правоспособности связывается с моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление — и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных прав и обязанностей, возникающих между родителями и детьми.

В силу особой важности такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть, подлежат государственной регистрации. Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием «акты гражданского состояния», государственная регистрация выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный характер, поскольку права и обязанности из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени государственная регистрация имеет не только удостоверительный, но и правообразующий характер.

Государственная регистрация осуществляется специальным государственным органом — органом записи актов гражданского состояния (загсом), а в отношении граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации, — консульскими учреждениями.

Порядок осуществления записи и многие другие вопросы определяются Законом РФ «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается необратимый характер. Это означает, что при возникновении ошибок в записях или необходимости их изменений органы загса вправе внести исправления лишь при наличии оснований, предусмотренных законом, и отсутствии спора между заинтересованными лицами. Если возникает спор, то его разрешает суд. Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния также являются прерогативой суда (ст. 69 —75 Закона об актах гражданского состояния).

На основании произведенных записей гражданам выдается свидетельство, которое удостоверяет факт государственной регистрации соответствующего акта гражданского состояния. Так, до получения паспорта единственным документом несовершеннолетнего является свидетельство о рождении, а для подтверждения факта состояния в браке необходимо предъявить свидетельство о браке.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1164 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Публичное право и экономика

Состав федеральной казны

Попытаемся охарактеризовать состав федеральной казны путем экскурса в действующее законодательство. Прежде всего, казна подразделяется на денежную и имущественную.

Денежную казну составляют средства федерального бюджета, следовательно, важными источниками правовых норм о казне служат Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о бюджете.

В состав казны включаются акции и другие ценные бумаги, доли и вклады государства. Согласно законодательству большая часть природных ресурсов находится в федеральной собственности, следовательно, включается в состав федеральной казны.

  • недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»);
  • земельные участки (Земельный кодекс РФ);
  • лесные участки в составе земель лесного фонда (Лесной кодекс РФ);
  • водные объекты (Водный кодекс РФ);
  • животный мир в пределах территории Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»).

Необходимо отметить, что некоторые виды природных ресурсов могут находиться только в федеральной собственности (например, лесные участки в составе земель лесного фонда).

В состав казны включаются и объекты культурного наследия, находящиеся в федеральной собственности (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» незакрепленную федеральную собственность образует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней. В его составе выделяется Алмазный фонд, являющийся неделимым и неотчуждаемым, и золотой запас РФ (используется для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях).

В состав федеральный казны включен и государственный резерв (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве») — особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для целевого использования, определенного законодательно. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.

Еще одной составляющей государственной казны является государственная часть Музейного фонда РФ (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), в которую входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации (порядок их разграничения определяется в специальном положении), независимо от того, в чьем владении они находятся (они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления). Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции.

[3]

Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в казну входит и Архивный фонд Российской Федерации — исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Читайте так же:  Подача иска в суд на местную администрацию

Есть и другие виды имущества, которые попадают в федеральную казну: конфискованное и выморочное имущество, переданное в доверительное управление (но по ст. 1018 ГК на него не обращается взыскание), имущество, переданное в аренду или залог (обращение взыскания на него невозможно).

Говоря о казне, необходимо иметь в виду и гражданско-правовую классификацию вещей на оборотоспособные, ограниченные в обороте и необоротоспособные. Это необходимо при определении статуса того или иного компонента казны. На самом деле соотношение такой гражданско-правовой классификации и публичного назначения того или иного имущества неочевидно и во многом ситуативно.

Возвращаясь к пониманию государственной казны и ее составляющих, выделим (условно) следующие составные части:

  1. денежные средства (государственный бюджет);
  2. объекты, которые находятся в государственной собственности, но могут находиться и в частной (земельные участки, памятники истории и культуры);
  3. объекты специального назначения, используемые в публичных целях. Режим таких видов имущества регламентируется особо (фонд драгоценных металлов, государственный резерв, Музейный и Архивный фонды). Необходимо отметить, что гражданско-правовая категория вещей, изъятых из оборота, не учитывает всех нюансов такого особого режима;
  4. иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку объекты казны специального назначения отчуждению не подлежат, они не представляют ценности в плане гражданского права — с ними нельзя совершать сделки, обеспечивать обязательства и т.п. Да и режим денежной казны (бюджета) установлен нормами как гражданского, так и публичного (бюджетного) законодательства, что диктует необходимость учитывать при применении гражданско-правовых норм особенности публичных субъектов, установленные в том числе бюджетным законодательством, а при формировании и исполнении бюджета — наличие у публичных субъектов гражданских прав и обязанностей 1 См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9. .

Кстати, по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

Понятие государственной казны

Данная статья была скопирована с сайта https://www.sovremennoepravo.ru

(на примере Орловской области)

О.И. КОРОТКОВА,

заведующая правовым сектором Управления государственного имущества администрации Орловской области, ассистент кафедры гражданского права Орловского государственного университета

Государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня: федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса РФ), а также составлять государственную казну.

Под основными целями, задачами и принципами государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики понимаются совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, а также государственной казны и имущественных прав государства. Реализация права государственной собственности определена в статьях 113, 124, 125 и 214 ГК РФ.

В число объектов государственной собственности входит государственная казна Российской Федерации и ее субъектов. Казна представляет собой средства соответствующего бюджета и иное государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Таким образом, казна — это совокупность имущества.

Статья 214 ГК РФ устанавливает, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. В соответствии со ст. 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права. Казна как совокупность имущества является объектом, который в таком качестве не может выступать участником (субъектом) гражданских правоотношений.

Некоторые цивилисты указывают в рассматриваемых правоотношениях на огромное значение финансового права, объясняя это тем, что казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Кроме того, туда могут быть отнесены средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов[1]. То есть основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, а отношения по их образованию, распределению и использованию признаются предметом финансово-правового регулирования. Поэтому в казну входит и такое имущество, право собственности на которое регулируется другими отраслями права.

Так, в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 15.07.1998) в казну России входят золотой запас, алмазный и валютный фонды.

Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, государство и муниципальные образования осуществляют непосредственно (например, правомочия владения, пользования и распоряжения). Непосредственное осуществление государством правомочий собственника невозможно вне деятельности его органов[2].

Пунктами 1 и 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что государственные и муниципальные органы приобретают и осуществляют права и обязанности от имени государства и муниципальных образований в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В сложившейся практике представителями государства и муниципальных образований в отношении бюджетных средств признаются законодательные (представительные) органы, наделенные от имени общественно-территориальных образований правом распоряжения.

Статья 153 Бюджетного кодекса РФ закрепляет право законодательных (представительных) органов рассматривать и утверждать бюджеты.

Действующее законодательство, определяющее компетенцию органов власти и местного самоуправления, позволяет назвать и другой орган, который осуществляет правомочия общественно-территориальных образований по владению, пользованию и распоряжению бюджетными средствами. Так, на уровне субъекта Федерации — Орловской области организация бюджетного процесса осуществляется на основе законов области, принимаемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

В компетенцию высшего органа исполнительной власти Орловской области входит утверждение положения о казне Орловской области, определение порядка ее формирования и распоряжения ее объектами, распоряжение средствами областного бюджета в соответствии с законом о бюджете области.

К полномочиям исполнительного органа государственной власти специальной компетенции по управлению имуществом относится контроль за сохранностью и целевым использованием имущества, входящего в состав казны Орловской области, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, а также привлечение этих лиц к ответственности за ненадлежащее использование переданных объектов. Кроме того, указанный орган разрабатывает распорядительные акты по распоряжению объектами казны.

Читайте так же:  Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства рф

Такой исполнительный орган государственной власти специальной компетенции, как Управление финансов и налоговой политики, является органом, обеспечивающим проведение финансовой, бюджетной и налоговой политики, осуществляющим общее руководство организацией финансов на территории области.

На территории Орловской области нормативно-правовое определение понятия «казна Орловской области» было установлено Постановлением Коллегии администрации Орловской области от 17.03.2003 № 43 «О создании казны Орловской области». Данным постановлением были определены цели, порядок формирования, структура и режим использования объектов казны Орловской области.

Казну Орловской области составляют средства областного бюджета, иное движимое и недвижимое имущество, не закрепленное за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, не закрепленные по договору аренды, постоянного бессрочного пользования, которые принадлежат Орловской области на праве собственности.

Объектами казны Орловской области являются:

· средства областного бюджета;

· ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов;

· архивные фонды и архивные документы;

· здания, сооружения, жилые и нежилые помещения;

· материальные и нематериальные активы;

· иное имущество, не закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за областными предприятиями и учреждениями;

· незакрепленные земельные участки.

Объекты казны Орловской области могут находиться как на территории Орловской области, так и за ее пределами.

Основаниями отнесения объектов к казне Орловской области являются:

· отсутствие аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки, закрепленные за областными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

· отказ областного предприятия или учреждения от права хозяйственного ведения или оперативного управления на областное имущество, отказ от аренды и постоянного бессрочного пользования на земельные участки;

· изъятие излишнего и неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления и за предприятием на праве хозяйственного ведения;

· остаток имущества после ликвидации областных предприятий и учреждений и иных юридических лиц с участием области;

· отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата им права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством, приобретено право областной собственности;

· принятие и приобретение в областную собственность имущества юридических или физических лиц;

· иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Управление и распоряжение имуществом, входящим в состав казны Орловской области, осуществляет высший орган исполнительной государственной власти Орловской области — Коллегия администрации Орловской области.

В реестре государственного имущества Орловской области существует раздел «Казна Орловской области», в котором ведется учет данного имущества.

Учет осуществляется посредством занесения соответствующих сведений в специальный раздел Единого реестра областного имущества Орловской области, содержащий сведения о составе, способе приобретения, стоимости, основаниях и сроке постановки на учет имущества, составляющего казну Орловской области (и при необходимости — другие сведения).

Включение в специальный раздел реестра и исключение из него имущества казны Орловской области осуществляется на основании решений (приказов) органа исполнительной государственной власти по управлению имуществом Орловской области.

Основные учетные данные о составе казны Орловской области содержат описание объектов имущества казны, их количества и стоимости. Так, в группу «имущество казны» выделены автодороги, газопроводы, прочее имущество (здания, объекты незавершенного строительства и т. д.).

1 См., например: Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001. С. 103; Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. — М., 2002. С. 104.

2 См.: Беспалова А.И. К вопросу о непосредственном осуществлении государством правомочий собственника // Учен. зап. Казах. гос. ун-та. — Алма-Ата, 1970. Т. 10. Сер. «Юриспруденция». Вып. 10. Ч. 1. С. 370. См. также: Химиче-ва Н.И. Субъекты советского бюджетного права / Под ред. В.М. Манохина. — Саратов, 1979. С. 66.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОНИМАНИЕ КАЗНЫ

Термин «казна» в отечественном гражданском праве представляет собой сложное явление. При этом ни правовые источники, ни юридическая литература не содержат однозначного его понимания. Полагаю, что восполнение этого теоретического пробела имеет также важное значение и для практики.

Некоторое понимание в данном вопросе дает пункт 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), из которого следует, что государственную казну Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Аналогичная норма также содержится и в статье 215 ГК РФ в отношении муниципальной казны[1]. То есть государственная казна, в том смысле, который ей придается названными правовыми нормами, является объектом гражданских отношений, что полностью соответствует пониманию объектов гражданских прав, данным в статье 128 ГК РФ.

Однако, в то же время, исходя из анализа статей 1069, 1070, 1071 ГК РФ казна понимается не как объект правоотношений, а как субъект. Например, законодатель указывает: «В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы»[2]. То есть, в отношениях, связанных с возмещением вреда, когда источником погашения задолженности является казна Российской Федерации, казна субъекта Российской Федерации или казна муниципального района, от её имени (казны) выступает уполномоченное лицо – финансовый орган. При этом возникает справедливый вопрос о наличии правосубъектности у казны, как у участника отношений, так как отсутствие таковой противоречит классическому пониманию субъекта правоотношений.

На сущность казны-субъекта гражданских правоотношений указывает также ряд ученых- цивилистов.

Так, по мнению А.П. Гринкевича «под участием государства-казны в гражданском обороте следует понимать выступление в нем в качестве самостоятельных субъектов Российской Федерации, республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов»[3].

И.И. Королев указывает, что «особенность гражданско-правового положения казны государства как субъекта гражданского права в современном гражданском праве Российской Федерации состоит в том, что она участвует в гражданских правоотношениях через систему государственных органов, предприятия и учреждения, наделенные, как правило, правами юридического лица»[4].

Ю.Н. Андреев предлагает возрождение понимания казны как государства – участника частных и публичных правоотношений[5].

В пользу взгляда на казну, как на объект правоотношений, также указывает ряд ученых.

Так, Х.В. Пешкова пишет: «Наряду с этим важно учитывать, что установление и реализация компетенции участников бюджетных отношений, как и необходимость формирования бюджетных процессуальных правоотношений, обусловлены наличием бюджета. В материальном аспекте он является денежным фондом, с позиции гражданского права — казной, объектом государственной и муниципальной собственности».

А.В. Карачев в разрезе темы об ответственности государства за вред, причиненный гражданам и юридическим лицам, государственными органами и их должностными лицами указывает, что казначейство — это субъект, уполномоченный на определенные действия в отношении такого специфического объекта гражданского права, как казна[6].

Читайте так же:  Что обязано государство гражданину рф

По мнению А.А. Нуртдинова, поскольку казна — это совокупность имущества, то в соответствии со статьей 128 ГК РФ имущество относится к объектам гражданского права[7].

Трактуя положения статьи 214 ГК РФ, В.Г. Голубцов указывает: «Современный российский законодатель, используя в абзац второй части 4 статьи 214 ГК РФ термин «казна», имеет в виду не государство-казну, участвующее в гражданско-правовых отношениях как юридическое лицо, а казну как объект прав, имущество, которое принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ и не закреплено за государственными предприятиями, учреждениями, организациям»[8].

Учитывая вышеназванные положения законодательства, а также мнения ученых отметим следующее.

По смыслу общих нормы статей 214, 215 ГК РФ казна действительно выступает объектом прав собственности соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальных образований. В полной мере такое утверждение подтверждается и не юридическим, а чисто лингвистическим толкованием данного термина. Например, Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовской, Е.Б. Стародубцева пишут: «Казна (от тюрк. — хранилище денег) — финансовые ресурсы государства, централизованные государственные источники финансов, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями»[9]. Примечательно, что и законодатель, и доктрина указывают на бюджет, как на составляющую казны. По нашему мнению, бюджет в данном случае отождествляется с пониманием денег как таковых, что придает ему оборотоспособность в смысле статьи 128 ГК РФ. Однако, полагаем, что такое отождествление не в полной мере соответствует бюджетному законодательству.

Легально определяя бюджет, законодатель указывает, что бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[10]. Разделяя мнение М.В. Романовского, указывающего, что «бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций»[11], заключим, что по своей сути бюджет не является имуществом в смысле ГК РФ, а является скорее: 1) объектом публичного интереса; 2) особой процедурой установления рамок имущественной ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В самом общем понимании под бюджетом понимаем совокупность расходных обязательств и доходных статей. В данном случае подразумевается выход за сферу действия гражданского в пользу бюджетного законодательства, поскольку имеет место объем и пределы публичного интереса, но никак не объект гражданских прав. В связи с чем, возникает также вопрос об относимости понятия «бюджет» к объему понятия «казна» в случае признания её объектом прав.

Однако отметим, что бюджет в некотором роде можно признать документом об имущественном праве, но при этом выделим еще раз публичную природу такого права.

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим, что казна является объектом гражданских прав только в части указания на незакрепленного за государственными либо муниципальными предприятиями и учреждениями имущества. В части же указания бюджета казна есть своего рода имущественный интерес, являющийся исключительно государственным или муниципальным, при этом выходящим за пределы ведения гражданского права. Не соглашаясь с мнением ряда ученых, укажем, что казна не может являться субъектом правоотношений, так как не обладает необходимыми для этого свойствами.

1 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ//«Российская газета», № 238-239, 08.12.1994

2 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ

3 Гринкевич А.П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1995. С. 9.

4 Королев И.И. Особенности возмещения (компенсации) вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда//Вестник гражданского процесса. 2015. № 6. С. 170 — 190; 2016. № 1. С. 173 — 189; №N 2. С. 240 — 251.

5 Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. № 3. С. 29 — 35.

6 Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 27 — 29.

7 Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны//»Финансовое право», 2007, № 10.

8 Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 61 — 77.

9 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. -М.»(ИНФРА-М, 2011)

10 «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ// «Российская газета», № 153-154, 12.08.1998.

11 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000. С. 155 — 157

Список литературы

1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ// «Российская газета», № 153- 154, 12.08.1998.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ//«Российская газета», № 238-239, 08.12.1994

3. Андреев Ю.Н. О казне как категории частного (гражданского) и публичного (финансового) права // Налоги. 2012. № 3. С. 29 — 35.

4. Голубцов В.Г. Государство как частноправовой субъект: правовая природа и особенности // Журнал российского права. 2010. № 10. С. 61 — 77.

[1]

5. Гринкевич А.П. Гражданско-правовое положение казны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1995. С. 9.

6. Карачев А.В. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 1. С. 27 — 29.

7. Королев И.И. Особенности возмещения (компенсации) вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда//Вестник гражданского процесса. 2015. № 6. С. 170 — 190; 2016. № 1. С. 173 — 189; №N 2. С. 240 — 251.

8. Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны//»Финансовое право», 2007, № 10.

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. «Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.»(ИНФРА-М, 2011).

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.: Перспектива; Юрайт, 2000. С. 155 – 157.

Источники


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  2. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  4. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.
  5. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя: моногр. / Е.В. Сидорова. — М.: БХВ-Петербург, 2015. — 966 c.
Понятие и гражданско правовое значение казны
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here