Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе

Главное по теме: "Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе

Библиографическая ссылка на статью:
Ковшова Е.С. Роль аттестации в профессиональной деятельности педагога и его социальном самочувствии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76527 (дата обращения: 25.03.2019).

В теории и практике аттестации проблема повышения качества педагогического труда не является новой. Многочисленные исследования ученых подтверждают, что уровень профессионализма и мастерства педагога оценивается по двум основным позициям: результатам деятельности учащихся и динамике личных достижений самого аттестуемого работника. Изучение взаимосвязи между этими составляющими требует уточнения сущности основных понятий, раскрывающих содержание аттестации как одного из условий, способствующих обновлению подходов к оценке каче­ства педагогического труда [1, с. 9]. Кроме того, необходимость процедуры аттестации влияет на психологическое состояние учителя, а следовательно, на его профессиональную деятельность, ее эффективность, результативность.

Для понимания роли процедуры аттестации в профессиональной деятельности педагога, ее влияние на социальное самочувствие и психологическое состояние учителя необходимо изучить точку зрения педагогов на этот аспект образовательного процесса. С этой целью было проведено социологическое исследование[1], которое дало возможность изучить и проанализировать многие аспекты профессиональной деятельности учителя в современной российской системе образования.

Аттестация является одним из методов контроля деятельности учителя. Процедура аттестации состоит из представления педагогом результатов его профессиональной деятельности в виде портфолио, компьютерной презентации практических достижений или интернет-ресурса (сайта) [2, с.3]. Педагоги также проходят несколько квалификационных испытаний. Одно из таких испытаний – это тестирование с использованием компьютерной техники и компьютерная презентация методической разработки раздела учебной (воспитательной) программы. Тестирование с использованием компьютерной техники предполагает отражение знаний аттестуемого в области современных образовательных технологий и методик. Тестирование является одним из компонентов квалификационного экзамена. Но оно является добровольным. При успешном прохождении теста педагогу начисляется 10 дополнительных баллов, а при отказе нет. После прохождения тестирования педагог представляет комиссии компьютерную презентацию, делает доклад о своей профессиональной деятельности.

По мнению педагогов тестирование является слишком формализованной и необъективной процедурой оценки квалификации учителя. Необъективность состоит в том, что вопросы можно рассматривать с разных точек зрения, они являются нечеткими, многогранными. В итоге к верным ответам можно добавить и те, которые компьютер оценивает как неправильные. Но, по мнению учителей от тестирования не стоит отказываться, так как без него сложно набрать высокие баллы: «Причем от одного этапа – тестирования можно отказаться. То есть если ты хочешь за него дополнительные баллы – ты на него согласишься. Нет – значит можешь не проходить. По отзывам людей, которые сдавали на категорию, проходить тестирование надо, потому что тебе все так занижают, что ты без этого не перешагнешь порог. Добровольно-принудительно, так получается» [Общий стаж работы 29 лет, по специальности 28 лет]. Большинство учителей соглашаются на тестирование, так как никто не хочет рисковать, все стремятся достичь наибольшего результата, сделать все возможное для присвоения квалификационной категории.

Кроме того, подготовка к процедуре аттестации занимает очень много времени. В результате у педагога исчезает возможность общаться с детьми после уроков. То время, которое не включено в рабочий день – является личным, неоплачиваемым преподаватели хотят потратить на общение со своей семьей. Отчасти это объясняется тем, что они неудовлетворены своей зарплатой, и излишние требования со стороны руководства вызывает возмущение и раздражение.

Для успешного прохождения процедуры аттестации, профессионального развития педагогу необходимо иметь довольно весомую базу методических материалов, соответствующую требованиям, соответствующим различным нововведениям. Одной из важных методических проблем является освоение новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС). Эти стандарты отличаются от предыдущих, поэтому даже опытным педагогам приходится уделять больше времени самообразованию, чтобы разобраться в этих стандартах. Педагоги среднего звена относятся к ним как к неизбежной обязанности, которую в любом случае предстоит выполнить. Однако учителя стараются ориентироваться на текущие, актуальные методические проблемы и не думать о тех, которые обеспокоят их через год или два.

[1] Исследование «Учитель: рабочее пространство и социальное самочувствие» осуществлено весной2015 г. в школах одного из городов Нижегородской области методом глубинного интервью. В исследовании приняли участие двадцать два учителя

Аттестация педагогических работников

Важным фактором обеспечения качества педагогического труда является аттестация педагогических работников.

Исходя из ст. 49 Закона об образовании, аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Таким образом, можно выделить два вида аттестации педагогических работников:

  • • аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности;
  • • аттестация в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется независимо от желания работника — это обязательная процедура. Она осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Таким образом, ключевая роль в проведении данной аттестации лежит на образовательных организациях — они формируют комиссии, принимающие ключевое для работника решение. Последствием данного решения является то, продолжит ли работник свою трудовую деятельность. Если он будет признан не соответствующим занимаемой должности, трудовой договор с ним будет расторгаться по специальному основанию (ч. 3 ст. 81 ТК РФ).

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории имеет другие принципы. В первую очередь такая аттестация проводится исключительно по желанию педагогического работника, и ее прохождение не обязательно. Кроме того, в ее проведении образовательные организации фактически не участвуют. Такая аттестация для педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся. В отношении же педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта РФ, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

[2]

Последствия установления работнику квалификационной категории включают в себя в первую очередь повышение оплаты труда работника — в подавляющем большинстве случаев в рамках систем оплаты труда предусмотрены коэффициенты, надбавки за квалификационную категорию работника. Кроме того, квалификационная категория будет учитываться при необходимости оценить квалификацию работника (например, в случае сокращения штатной численности при выборе сокращаемого работника). Наличие квалификационных категорий у работников влияет также на оценку качества персонала образовательной организации в целом, поэтому образовательные организации заинтересованы в том, чтобы работники имели формальные подтверждения своего профессионального уровня.

Читайте так же:  Понятие хулиганских побуждений

Порядок проведения аттестации (любого вида) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 (далее — Порядок). Данный документ устанавливает целый ряд важных норм, регламентирующих порядок аттестации работников, в том числе категории работников, не подлежащие аттестации. Исходя из норм Порядка, те работники, которые прошли аттестацию с целью установления квалификационной категории, не проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. Это правильное и логичное решение, которое избавляет работника, уже подтвердившего свой высокий профессиональный уровень, второй раз подтверждать свою квалификацию в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности.

Порядок дополняет и расширяет нормы в отношении двух видов аттестации педагогических работников. В частности, в рамках аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности устанавливаются следующие ключевые нормы. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). В случае если речь идет о небольших образовательных организациях, в состав аттестационной комиссии не запрещается включение представителей педагогических работников иных организаций (по согласованию).

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя, с которым необходимо ознакомить работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до проведения его аттестации. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, с которым работник также должен быть ознакомлен под роспись не менее чем за месяц и содержание которого регламентируется Порядком.

Аттестации не подлежат лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация. Таким образом, первые два года своей работы работник не будет проходить аттестацию, при этом если он сменит место работы, то первые два года работы на новом месте он также будет освобожден от необходимости проходить аттестацию.

В рамках аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории предусматривается возможность установить первую и высшую квалификационные категории. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Категория устанавливается по конкретной должности.

Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию. Требования к содержанию заявлений установлены Порядком. Заявления могут быть поданы независимо от срока работы в конкретной организации, однако заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории (если по данной должности аттестация проводится впервые) нс могут быть поданы ранее, чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Устанавливаются порядок рассмотрения заявлений работников, обязанности об уведомлении работников.

Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • • стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662;
  • • выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

  • • достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ но итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • • достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ но итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 662;
  • • выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • • личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
  • • активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

Очевидно, что предусматриваются оценочные критерии для установления категории, что делает работу аттестационных комиссий работой экспертного уровня.

Аттестация педагогических работников – это повышение профессиональных качеств

Аттестация педагогический работников – это не что иное, как оценка и изучение их профессионального уровня, их деловые и личных качеств, которые формировались на протяжении определенного времени на знаниях и навыках учащихся, их морального, творческого и физического развития.

Основные критерии проведения аттестации

Данная процедура – это прежде всего однозначная форма профессионального роста педагога. Она проводиться в том случае, если преподаватель хочет присвоить/подтвердить 1, 2 или высшую педагогическую категорию. Она может проводиться по инициативе самого педагога или директора учреждения образования. В случае, если эта процедура проводится по желанию педагога, то последний хочет присвоить себе педагогическую категорию.

Читайте так же:  Документы для приватизации земли под частным домом

Основные принципы аттестации педагогов

Выделяют 4 принципа, такие как:

Объективность. Данный принцип базируется на выделении объектов и этапов аттестации, наличие личностного профессионализма, а также работу независимой группы экспертов. Все, кто будет аттестовать должны знать критерии, которые будут оценивать эксперты, требования и этапы прохождения этой процедуры. Только после всего вышеперечисленного возможна объективная оценка аттестуемых.

Личная заинтересованность. Этот принцип подразумевает формирование у аттестуемых мотивации. К примеру, те кто буду повышать категорию, гарантировано могут ожидать повышение заработной платы.

Целостная аттестация. Данный принцип предполагает логичный и последовательный этап проведения этой процедуры, который способен обеспечить правильные выводы об аттестуемых.

Конфиденциальность. Запрещается разглашать какую-либо информацию об окончательных результатах процедуры без ведома экспертной комиссии. Только лишь она имеет право обнародовать результаты.

Принимая во внимание последний принцип конфиденциальности, стоит помнить, что любые промежуточные показатели или принятое решение экспертной комиссии заранее разглашаться не должны.

Основная идея аттестации

Данная процедура несет в себе еще одну идею, которую должен понимать, а также знать каждый педагог: повышая уровень квалификации, безусловно повышается уровень профессиональных качеств и знаний. А ведь именно эти критерии являются главными в работе педагога.

Аттестация педагогических кадров: новые подходы, проблемы, решения

Оценка состояния современной системы аттестации педагогических работников и изучение основ её правового регулирования. Содержание добровольной и обязательной аттестации. Установление соответствия уровня квалификации педагога требованиям к его категории.

Рубрика Педагогика
Предмет Теория педагогики
Вид презентация
Язык русский
Прислал(а) Лина
Дата добавления 03.01.2013
Размер файла 327,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Аттестация педагогического персонала согласно типовому положению об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации. Квалификационные категории и тарифные разряды.

реферат [19,6 K], добавлен 10.03.2009

Анализ причин и способов разрешения современных проблем системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров РК. Сущность, значение и особенности финансирования индивидуальной программы профессионального роста педагогического работника.

статья [1,7 M], добавлен 16.11.2010

Основные цели, задачи, принципы и нормативное обоснование аттестации работников дошкольных учреждений. Процедура создания аттестационной комиссии и содержание ее деятельности. Порядок проведения аттестации. Система организации квалификационного экзамена.

дипломная работа [65,6 K], добавлен 12.08.2013

Сущность понятий «лицензирование», «аккредитация». Аттестация образовательного учреждения. Основные задачи и этапы аттестации. Аттестация педагога как один из способов личностного роста. Формы прохождения аттестации: творческий отчет, собеседование.

реферат [17,6 K], добавлен 13.06.2011

Алгоритм и схема написания самоанализа как основного структурного элемента подготовки к аттестации педагогических работников. Анализ содержания блоков педагогической деятельности. Блочная система как один из вариантов оформления методического portfolio.

методичка [5,1 M], добавлен 20.05.2009

Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса. Методические службы региона: проблемы функционирования. Выбор модели методической службы как ключевое условие ее эффективности. Оценка эффективности функционирования службы.

курсовая работа [1,3 M], добавлен 10.04.2011

Методическая работа в школе, ее направления и назначение. Передовой педагогический опыт и внедрение достижений педагогической науки. Стимулирование и мотивация потребности педагога в своем профессиональном росте. Аттестация педагогических работников.

контрольная работа [18,6 K], добавлен 30.04.2011

Понятие педагогических способностей и методы их развития, оценка места и значения в успешной деятельности педагога. Эмпирическое исследование педагогических способностей студентов педагогических специальностей на современном этапе, формирование выводов.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 31.05.2010

Профессионализм и эффективность в любом виде труда. Сущность феномена профессионализации деятельности. Психологическая компетентность педагогических кадров. Основные тенденции в профессионализации деятельности педагога профессионального обучения.

курсовая работа [52,6 K], добавлен 08.04.2014

Организация аттестации образовательного учреждения. Особенности системы экспертирования образовательного учреждения. Программа деятельности эксперта при осуществлении аттестации образовательного учреждения. Порядок проведения аттестационной экспертизы.

курсовая работа [55,0 K], добавлен 24.06.2010

аттестация педагогических работников

Найдено 3 определения термина аттестация педагогических работников

аттестация педагогических работников

процедура, проводимая с целью определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям;

Аттестация педагогических работников

Teaching Staff Attestation) — оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников ОУ. Показателями аттестации являются: характеристика преподавателя, даваемая кафедрой, оценка его пребывания на факультете повышения квалификации и мнение студентов о преподавателе.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивной деятельности работников образовательных учреждений. Введение аттестации обусловливает актуальность поиска инновационных технологий, повышение квалификации и мастерства педагогических работников. Показателями аттестации являются: характеристика преподавателя, даваемая кафедрой, оценка его пребывания на факультете повышения квалификации и мнение студентов о преподавателе.

Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе

Значение аттестации педагогических работников

Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров, который достигается, в первую очередь, через самообразование педагогов. Аттестация педагогических кадров принадлежит к наиболее эффективным инструментам, которые способствуют расширению круга творчески работающих педагогов, разработке и реализации ими новых педагогических технологий, росту их профессиональных компетенций.

Вы можете подписаться на газету во всех почтовых отделениях г. Нальчика на январь-июнь 2020 года.

[1]

Стоимость подписки — 420 руб. Наш индекс – 31228.

Учредитель

Местная администрация г. о. Нальчик.
E-mail газеты: .

Главный редактор С. У. Умаров.

Адрес редакции и издателя: г. Нальчик, ул. Кабардинская, 17; каб. 34, 37, 38.
Тел.: 42-35-50, 42-23-14, 42-61-81.
Адрес для связи: .

широта: 43.479671
долгота: 43.608730

Комментарии

Комментарии являются мнениями лиц, их написавших, и могут не совпадать с мнением редакции. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Редакция оставляет за собой право удалять комментарии.

Руководство различными звеньями и типами школ

Руководство школой предполагает учет специфических особенностей организации учебно-воспитательного процесса в различных звеньях школы. В начальных классах закладываются основы общего и политехнического образования, формируется положительная мотивация учения, трудовые и нравственные основы личности. Современная начальная школа не только вырабатывает навыки письма, чтения и счета, но и способствует развитию познавательной сферы личности школьника, формирует учебную деятельность.

Читайте так же:  Отчет тсж перед собственниками жилья пример

Изменяются задачи, организация и методика работы в среднем звене школы: преподавание становится предметным, вводится обучение в кабинетах, работа с компьютерами, усложняются и расширяются задачи трудового воспитания и обучения, профориентации. Руководство этим звеном предполагает, прежде всего, обеспечение преемственности между начальным и среднем звеном, средним звеном и старшими классами. Обеспечение полноценного образования, так как в настоящее время девятилетка дает основное общее образование.

В старших классах происходит процесс не только количественного нарастания знаний, но и качественного их изменения, усложняются формы и методы обучения. Возрастает роль теории, абстрактного мышления. Большее значение приобретает проблемный характер изложения новых знаний, овладение исследовательскими умениями.

Своеобразны условия работы сельской школы: с одной стороны, меньшая наполняемость классов, хорошее знание руководителями школы и педагогическим коллективом всех учащихся, среды их обитания, приближенность к труду взрослых, к природе, широкие возможности профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии, с другой — проблемы школьного помещения, педагогических кадров, организации обучения в условиях малокомплектности, обеспечение всестороннего развития учащихся. Сложнее и многообразнее, чем в городской школе, хозяйственно-бытовые проблемы.

Аттестация педагогических кадров

Определение администрацией критериев оценки учебно-воспитательной работы учителя стало особенно актуально в связи с регулярной аттестацией учителей. Аттестация учителей проводится с целью дальнейшего повышения теоретического уровня, деловой квалификации, педагогического мастерства, творческой инициативы каждого учителя. Введение аттестации интенсифицирует работу по распространению лучшего опыта, повышению персональной ответственности учителей за качество воспитания и обучения учащихся.

В Положении о порядке проведения аттестации учителей общеобразовательных школ определены сроки проведения аттестации, порядок проведения аттестации и состав аттестационной комиссии, пути реализации полученных рекомендаций. Коренным образом меняются требования к работникам образования в связи с происходящими изменениями в образовании. Видимо, будут введены сертификаты, которые надо будет постоянно подтверждать.

Как бы ни изменялись требования к учителю, но основными индикаторами, по которым определяется уровень педагогической деятельности, выступают:

профессионально-педагогическая подготовленность:

  • • знание предмета, знания в области педагогики и психологии;
  • • знание методики;
  • • профессиональная эрудиция;

собственно профессионально-педагогическая деятельность:

  • • умение передавать знания по предмету;
  • • умение применять педагогические технологии;
  • • умение применять методики;
  • • умение организовывать преподавание;
  • • умение организовывать учение;

результативность профессионально-педагогической деятельности:

  • • уровень положительного влияния на учащихся;
  • • запас фактических знаний по предмету;
  • • уровень активности учащихся;
  • • их воспитанность;
  • • уровень сформированности, умение пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);
  • • уровень самостоятельности и креативности у учащихся, владения навыками проектно-исследовательской деятельности;
  • • понимание сути процессов и явлений в природе и обществе;
  • • степень самостоятельности учащихся, умение добывать знания;
  • • их отношение к делу, поведение в школе, активность в общественно полезной трудовой деятельности, их эстетическая и физическая культура.

Кроме того, еще выше возрастет значение работы учителя над повышением своей квалификации (курсы, ИПК, самообразование и пр.); качество уроков, внеучебной, учебной и воспитательной работы; умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания; работа с родителями и помощь семье в воспитании детей. Меняется технология аттестации.

Аттестацию можно сделать достаточно естественным для учителя явлением, вписать ее в систему непрерывного повышения квалификации. Профессиональная деятельность учителя ориентируется на конечные задачи школы, связанные с культурой, образованием, развитием ученика. Аттестация должна следовать за этим процессом, фиксируя изменения в нем, она оказывает воздействие на непрерывное образование учителя — стимулирует сто.

Задачи, решаемые посредством оценки кадров, существенно зависят от стиля руководства. При административно-командном руководстве основная задача состоит в том, чтобы выявить недостатки в работе учителей и сделать выводы о степени их соответствия занимаемой должности. При демократическом руководстве важнее превратить оценку в фактор, стимулирующий профессиональное развитие учителя. Для этого необходимо, чтобы руководитель знал, какая помощь необходима оцениваемому учителю, а оцениваемый:

  • • был убежден в объективности оценки;
  • • воспринимал ее как полезную для себя;
  • • знал, что нужно сделать, чтобы устранить выявленные недостатки;
  • • хотел их устранить;
  • • знал, что руководитель окажет ему помощь в этом.

Корректно построенная система оценки кадров повышает эффективность руководства через:

  • • положительное воздействие на мотивацию всех педагогических работников;
  • • планирование обучения членов коллектива;
  • • планирование профессионального развития и карьеры (оценка сотрудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет подготовить индивидуальные планы развития и эффективно спланировать карьеру);
  • • принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении.

Аттестация педагогических работников, таким образом, не только форма контроля за деятельностью работников школы, но, прежде всего, форма получения всесторонней, полноценной и объективной информации о работнике, проходящем аттестацию, путь стимулирования к самосовершенствованию и постоянному развитию каждого учителя.

Аттестация педагогических работников- 2019: изменения

Аттестация педагогических работников в 2019 году претерпела ряд существенных изменений, о которых мы и расскажем.

Аттестация педагогических работников представляет из себя общую оценку квалификации и уровня профессионализма педагога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Пройти аттестацию обязан каждый педагог. Федеральный Закон 273 предполагает прохождение аттестации один раз в пять лет.

В 2019 году сам регламент комплексной оценки уровня квалификации претерпел изменения.

Если ранее те из педагогов, кто стремился получать более высокую зарплату, обращались в районный отдел образования с заявлением о присвоении квалификации, то сейчас аттестация проводится на более высоком уровне — административно-образовательных учреждений субъектов федерации.

Последние изменения предполагают обязательное прохождение аттестации раз в пять лет с целью получения первого или высшего разряда. Без учета имеющегося опыта педагога.

В этом, 2019 году, аттестация будет проводится по двум параметрам. Во-первых, педагоги обязаны будут подтвердить соответствие занимаемой должности.

Аттестационная комиссия будет инспектировать профессиональные навыки и знания учителя по предмету, и наконец умение общения с детьми.

Читайте так же:  Выход из товарищества собственников недвижимости егрюл

Второй этап предполагает присвоение педагогу квалификационной категории — первой или высшей.

Аттестация педагогических работников: обязательная и добровольная

Закон предусматривает два варианта аттестации: обязательную и добровольную. В том случае, если педагог не подтверждает квалификацию, характерную для того или другого разряда, он аннулируется.

Добровольную аттестацию учитель может пройти в любое время, основываясь на собственных желаниях. Сроки обязательной — определяются соответствующим административным органом в субъекте Федерации.

Цель аттестации очевидна: педагог должен подтвердить, что является учителем не случайно, справедливо занимает данное место.

Причем подтвердить квалификацию он должен профессиональному сообществу. Итогом проверки становится оценка — отвечает ли педагог занимаемой должности или нет.

Итак, в настоящее время российский учитель может иметь одну из категорий: первую или высшую.

Первая категория присваивается тем педагогам, у которых нет вообще никакой категории или тем, кто имеет первую категорию и у кого пятилетний срок последней аттестации близится к концу.

Высшая категория может быть присвоена тем, кто хочет повысить категорию — спустя два года после аттестации; и тем, кто, имея высшую категорию, хочет подтвердить ее в силу того, что срок прошлой аттестации подходит к концу.

Неоднозначное отношение к аттестации со стороны учителей

Руководитель образовательного учреждения, в котором работает педагог должен сопроводить документы претендента на первую или высшую квалификацию, квалификационной характеристикой с объективной оценкой его работы.

Во время между аттестациями педагог должен достаточно скрупулезно трудиться — проходить курсы повышения квалификации, организовывать лекции и семинары для своих учеников, готовить ребят к участию в олимпиадах и иных образовательных конкурсах, самому участвовать в профессиональных творческих конкурсах.

Эксперты ждут, что нынешние изменения в аттестации приведут к оттоку из общеобразовательных школ педагогов-пенсионеров.

Преподаватели старшего возраста вряд ли с удовольствием примут новации, которых раньше не было предусмотрено в их работе.

Впрочем, и молодые преподаватели с опасением относятся к изменениям в аттестации — страшит и собственно проведение аттестации и подготовка к ней.

Аттестация педагогических работников — кто освобождается от нее

Не проходят аттестацию молодые специалисты, то есть те из учителей, чей трудовой стаж не превышает двух лет; здесь же — беременные женщины, и также в частности, те, кто находится в декретном отпуске.

Это если речь идет об обязательной аттестации. А добровольно представительницы этой категории могут пройти аттестацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Документы для прохождения аттестации

Если ранее аттестация педагогических работников проходила на уровне отделов образования районов — педагоги подавали заявление на аттестацию в районный отдел образования, то благодаря последним законодательным изменениям, аттестационные комиссии работают только на уровне административных образовательных органов субъекта Федерации.

Какие основные документы должен представить педагог:

[3]

  • копия диплома;
  • заявление с просьбой о прохождении аттестации;
  • те, кто уже проходил аттестацию предъявляют аттестационный лист;
  • если была сменена фамилия — копию свидетельства о браке;
  • диплом, иной документ, подтверждающий прохождение курсов повышения квалификации;
  • собственное профессиональное портфолио.

Рассматривают документы в течение месяца, по завершении которого педагогу должны сообщить о дате и месте проведения аттестации.

Требования к кандидатам

Аттестация педагогических работников предполагает определение квалификации педагога через знания его учеников.

Оценивая педагога, претендующего на первую категорию, представители комиссии главное внимание обратят на уровень знаний и опыта владения последними образовательными методиками и уровнем их внедрения в ежедневную рабочую практику.

Также особое внимание будет обращено на собственный вклад учителя в повышение качества образования — уровень образовательной инициативности.

Будет проверено, как школьники, обучающиеся у данного преподавателя усвоили действующие (утвержденные) образовательные программы.

Рассчитывающие на высшую категорию педагоги обязаны иметь как минимум первую категорию.

Воспитанники педагогов-претендентов на высшую категорию должны демонстрировать стабильно высокие результаты освоения последних образовательных программ; реализовывать собственные инициативы в части улучшения освоения учащимися действующих образовательных программ.

Заседание аттестационной комиссии может проводиться без самого педагога — если у учителя есть желание обязательно присутствовать на заседании, он должен оповестить об этом комиссию отдельным заявлением.

Итоговое решение аттестационной комиссии должно быть запротоколировано и занесено в аттестационный лист претендента.

Если вынесена положительная оценка и аттестация педагогом пройдена — комиссия готовит решение о том, что соискатель отвечает критериям, применяемым к педагогам первой или высшей категории.

В обязательном порядке запишитесь на бесплатную консультацию наших специалистов, заполнив поле ниже!

Процедура аттестации педагогов. Какие грядут изменения?

Аттестация работников образования считается регулярной и неукоснительной процедурой. В последнее время порядок аттестации педагогов немного поменялся. Основная цель проверки профессионального уровня сегодня — повышение качества образования в стране. Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту? В чем сущность процедуры?

Отметим, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Для российских педагогов современными правилами предусмотрено два типа аттестаций: обязательная и добровольная.

Обязательная аттестация касается всех педагогов и обеспечивает поддержание уровня образования, которое уже имеется.

С помощью добровольной — педагог может добиться повышения своей квалификации, а также профессионального роста. Добровольная аттестация будет интересна, в первую очередь, тем работникам, которые преследуют цель повышения заработной платы.

Последние изменения в законодательстве

говорят о том, что аттестация учителей должна проходить в два этапа:

  • Первый этап представляет собой получение категории, соответствующей профессии.

Внимание!

Для сдачи аттестации на категорию, педагог уже должен иметь какую-то из них.

  • Следующий этап подразумевает подтверждение навыков, соответствующих занимаемой должности. На данном этапе проверяются методики общения с детьми, а также профессиональные качества педагога.

Отметим, что ранее педагоги, желавшие получать более высокую заработную плату, обращались в районный отдел образования с заявлением о присвоении квалификации. Сейчас данная процедура проводится образовательными органами на уровне субъектов РФ.

Согласно законодательству педагог обязан переаттестовываться с периодичностью раз в пять лет. Если педагог не смог подтвердить имеющийся разряд, полученная ранее квалификация аннулируется.

Читайте так же:  Как подать документы в верховный суд рф

Квалификационный уровень педагога повышается после решения специально созванной комиссии, членами которой оцениваются компетентности педагога, а также его способности работать с детьми.

Нормативно-правовая база

В 2017 году аттестация педагогических работников проводится на основании следующих законодательных актов:

Обязательная аттестация

Итак, обязательная аттестация педагогов, как упоминалось ранее, проводиться каждые пять лет. Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии и в присутствии аттестуемого. Она считается правомочной, если на заседании присутствует не менее чем две трети от общего количества участников комиссии.

Внимание!

Если аттестуемый не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

Для проведения аттестации руководителю следует подать в аттестационную комиссию представление на сотрудника. При этом руководитель обязан ознакомить с ним педагога за тридцать дней до процедуры.

По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует ли педагог занимаемой должности или нет.

Отметим, что итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, подписанном членами комиссии. В течение двух дней после успешного прохождения аттестации секретарь комиссии оформляет выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре и ее результатах.

Образовательная организация обязана ознакомить работника с данной выпиской под роспись в течение 3 дней после ее формирования. Затем выписка заносится в личное дело работника.

Внимание!

Унифицированной формы протокола законодательством не предусмотрено. Шаблон протокола вы сможете найти в нашей системе.

Не распространяется аттестация на:

  • беременных женщин;
  • педагогов с квалификационной категорией;
  • педагогов, проработавших в сфере образования менее двух лет;
  • работников, которые находятся в декретном отпуске на момент проверки педагогических знаний (для них аттестация проходит по истечение двух лет с момента выхода на работу);
  • педагогов, которые свыше четырех месяцев отсутствуют на работе по причине болезни (для них аттестация проходит по истечение одного года с момента выхода на работу).

Добровольная аттестация (аттестация педагогов на высшую категорию)

Отметим, что по итогам такой аттестации педагогу присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на пять лет и не подлежит продлению.

Для того, чтобы добровольно пройти аттестацию, педагог должен написать заявление об этом в адрес руководителя своей организации.

Внимание!

Получить высшую квалификационную категорию сегодня можно только после сдачи квалификационных экзаменов. Для получения данной категории требуется наличие авторской методики, опубликованной в научно-методических или иных изданиях.

Педагогам с высшей квалификационной категорией не предоставляется возможности ее повышать, поэтому они лишь подтверждают ее.

Нюансы заявления на аттестацию

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать в себе наименование (формулировку) квалификационных категорий или должностей, на которые претендует педагог.

Данный документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы педагога в образовательной организации.

Однако если работник будет аттестоваться на высшую категорию впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после двух лет с момента получения первой категории.

Заявление изучается комиссией в течение тридцати дней с момента их получения.

Список документов, необходимых для данного вида аттестации:

  • заявление с подписью аттестуемого;
  • копия результата предыдущей аттестации;
  • копия диплома о среднем или высшем профессиональном педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая присуждение первой или высшей квалификационной категории (если таковые есть);
  • копия документов о смене фамилии (если изменение фамилии имело место);
  • cопроводительное письмо(характеристика) c места работы.

Внимание!

Согласно законодательству при аттестации педагогов следует учитывать, что неполучение ими дополнительного профессионального образования не может служить основанием для отказа в установлении квалификационной категории.

Чего ожидать в 2018 году?

По словам заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, подобные меры направлены на уменьшение количества слабых педагогов.

Результаты проверок ВПР и ЕГЭ показали, что некоторые учителя завышают отметки. Анзор Музаев считает, что причина кроется в недостаточных знаниях педагога.

Прогнозируемая модель проверки будет состоять из трех блоков:

  • проверка знаний по предмету;
  • проверка педагогических навыков;
  • проверка психологических характеристик.

Данная модель, по словам чиновников, может позволить определить уровень знаний педагога, а также его умение подать материал. Уже известно, что такая аттестация педагогов будет проходить раз в четыре года.

Отметим, что пока еще такая модель аттестации находится в стадии разработки. Однако уже многие положения вызывают недовольство у педагогов. Например, при аттестации работников хотят ввести написание эссе, но при этом нет уверенности в объективной оценке, так как отсутствуют четкие критерии.

И самое важное, если педагог не пройдет такую аттестацию, в Рособрнадзоре предлагают направить его на повышение квалификации.

Несмотря на ужесточение изменений законодательства, можно надеяться, что такой подход к подбору педагогических работников поможет улучшить качество образования в целом. А как считаете вы? Как проходит аттестация в вашем регионе?

Еще больше материалов, в том числе образцы необходимых локальных актов (Положение об аттестации, Приказ о создании комиссии по аттестации и др.), вы найдете в нашей системе «Директория».

Здесь

Видео (кликните для воспроизведения).

вы сможете увидеть вопросы ваших коллег с ответами юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.

Источники


  1. Ганапольский, М.Ю. Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / М.Ю. Ганапольский. — М.: Астрель, АСТ, 2014. — 972 c.

  2. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.

  3. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  4. Конституционный судебный процесс / ред. М.С. Саликов. — М.: Норма, 2015. — 416 c.
  5. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
Понятие аттестации педагогических работников на современном этапе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here