Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе

Главное по теме: "Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Гражданский процесс России

Судебная подведомственность исковых дел

Основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела. Эти дела вытекают из споров о праве. Споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо блага – имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности). О конкретном споре сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Наличие сбора о праве в начале судопроизводства предположительно, а было ли в действительности нарушение либо оспаривание права или нет, – установит суд после исследования представленных доказательств в конце судебного разбирательства.

Споры могут возникать из самых различных правоотношений: гражданских, семейных, трудовых, избирательных, управленческих и др. Важно не то, какой отраслью права регулируются взаимоотношения спорящих лиц, а их взаимное положение в возникшем конфликте по отношению друг к другу. Если ни одна из сторон не может своей властью прекратить правовой конфликт и тем самым защитить свои права или интересы, налицо юридический спор. Остается только посредством иска передать его на рассмотрение и разрешение суда.

Суды, в свою очередь, вправе разбирать исковые дела по спорам, вытекающим из гражданских, кооперативных, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, налоговых и иных управленческих отношений. В целом суды как субъекты судебной власти в гражданском процессуальном порядке рассматривают и разрешают любые дела о защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Вместе с тем судебная подведомственность исковых дел не беспредельна, а ограничивается двумя положениями: а) как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан; б) федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).

В судах общей юрисдикции рассматриваются в частности, дела:

  • об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций и прекращении или приостановлении их деятельности;
  • о защите деловой репутации и возмещении морального вреда;
  • о признании недействительными результатов выборов и референдумов;
  • об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации.

Гражданский кодекс установил судебную подведомственность дел, связанных с обязанностью выплатить публично обещанную награду (ст. 1055 ГК), и дел, возникающих при отказе организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр от их проведения либо переносе их срока (ст. 1063 ГК).

В судебном порядке несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация). Эта норма установлена ст. 27 ГК.

[2]

Подобные примеры нетрудно продолжить, все они подтверждают общее правило: судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.

Глава 3. Подсудность (ст.ст. 22 — 33)

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 октября 2019 г. — Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Глава 3. Подсудность

>
Подсудность гражданских дел
Содержание
Гражданский процессуальный кодекс (ГПК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 31 ГПК РФ. Подсудность нескольких связанных между собой дел

1. Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или адресу одного из ответчиков по выбору истца.

2. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска.

3. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности, установленным настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 31 ГПК РФ. Подсудность нескольких связанных между собой дел

Статья 31 ГПК РФ определяет территориальную подсудность гражданских дел по искам к нескольким ответчикам, встречного иска и гражданского иска, вытекающего из уголовного дела.

Исковые требования к нескольким ответчикам могут быть изложены в одном исковом заявлении в случаях, когда предметом спора являются одни и те же правоотношения, в которых участвовало несколько лиц или все ответчики несут солидарную ответственность перед истцом по одному обязательству.

При наличии общих однородных требований истец составляет одно исковое заявлении, вне зависимости от места жительства ответчиков. Такое исковое заявление подается в суд по месту жительства одного из ответчиков, по выбору истца, аналогично положениям статьи 29 ГПК РФ. Этот выбор никак не мотивируется, однако очевидно, что необходимо выбрать суд, который сможет наиболее быстро рассмотреть дело, с учетом возможности представления и истребования доказательств и извещения всех ответчиков.

Предъявление встречного иска предусмотрено статьей 137 ГПК РФ. Встречный иск предъявляется в тот же суд, который рассматривает первоначальные исковые требования. Предъявляя встречный иск можно отступить от всех других правил подсудности, в том числе и от установленного статьей 30 ГПК РФ правила исключительной подсудности гражданских дел. Однако при отказе суда в принятии встречного иска, такое исковое заявление необходимо будет подать в общем порядке, с соблюдением установленных правил подсудности.

Законом предусмотрена возможность предъявления гражданского иска в рамках уголовного дела с целью защиты имущественных прав и компенсации причиненного морального вреда. Гражданский иск в уголовном деле предъявляется после возбуждения уголовного дела, до окончания предварительного расследование. Таким образом, гражданский иск в уголовном процессе рассматривается по правилам подсудности, установленным уголовно-процессуальным кодексом, а территориально это соответствует месту совершения преступления.

Если в ходе рассмотрения уголовного дела гражданский иск не был предъявлен и (или) разрешен судом, потерпевший по уголовному делу вправе предъявить исковое заявление о возмещении ущерба от преступления в порядке гражданского судопроизводства. Такой иск оформляется по общим правилам и предъявляется в суд, согласно части 3 статьи 31 ГПК РФ, с соблюдением правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

Читайте так же:  Почему могут аннулировать внж

Подведомственность дел судам общей юрисдикции. Критерии подведомственности и ее виды

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ). Подведомственность (в общем смысле) — это совокупность признаков, характеризующих правонарушение, а в некоторых случаях и лицо, его совершившее, исходя из которых рассмотрение и разрешение возникшего в связи с этим спора должно быть осуществлено судом общей юрисдикции по правилам гражданского процессуального законодательства, а не Конституционным Судом РФ и не арбитражным судом.

Традиционными являются три формы защиты:

1) судебная (подведомственность дел судам общей юрисдикции или арбитражным судам);

2) административная (государственные органы, органы местного самоуправления);

3) общественная (третейские суды и др.).

Кроме форм защиты

прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 ТК РФ). Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами.

Применительно к судам

под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу. Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан РФ, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение и т.д.

1. Характер спора — определяет подведомственность органов судебной власти.

2. Субъектный состав участников спора — позволяет провести разграничение между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

3. Наличие или отсутствие спора – определяет подв. между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юр. фактов (нотариусы, органы загса). Так, при отсутствии спора между супругами при расторжении брака брак будет расторгаться органом загса, а при наличии спора — судом.

4. Наличие договора между сторонами спора определяет подведомственность между государственными и негосударственными третейскими судами.

Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется по совокупности 2 признаков:

1) наличие спора о праве

;

2) спор не отнесен к компетенции арбитражного суда

.

Характер спора в данном случае значения не имеет.

К подведомственности арбитражных судов отнесены исковые дела при наличии 2 критериев:

1) характер спора

— экономический, связан с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) субъектный состав

— юридические лица и граждане-предприниматели.

Однако данное правило не действует, когда речь идет о спец. подведом. дел арбитражным судам (ст. 33 АПК).

Выделяют следующие виды подведомственности:

1.Исключительная подведомственность

устанавливается в случаях, когда законодатель прямо указывает, какой компетентный орган правомочен разрешить соответствующий спор или вопрос.

2. Условная подведомственность

определяется органом, способным разрешить спор или иной правовой вопрос при наличии условий, указанных в законе.

3. Договорная подведомственность

возникает в случаях, указанных в законе, когда стороны договариваются передать спор, возникший между ними, определенному органу, о чем оформляется соответствующее соглашение.

4. Альтернативная подведомственность

предполагает возможность выбора между судебным и несудебным юрисдикционным органом, причем обращение в несудебный орган не лишает лицо в дальнейшем права обращения в соответствующий суд.

В рамках судебной подведомственности выделяют исключительную судебную подведомственность и множественную.

Исключительная судебная подведомственность

предполагает единственным органом разрешения спора или вопроса суд (общей юрисдикции или арбитражный).

В рамках множественной подведомственности выделяют:

1) альтернативную судебную подведомственность

— возможность рассмотрения спора о субъективном праве, как в судебных органах, так и в ином государственном органе или общественной организации по выбору заинтересованного лица;

2) договорную судебную подведомственность

— возможность выбора органа, разрешающего спор о праве по взаимному соглашению сторон;

3) условную (императивную) судебную подведомственность

— возможность обращения в судебные органы только после соблюдения досудебного порядка разрешения спора.

Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражд. судопро-ва, поскольку рассматривается и разрешается в ином суд. порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9555 —

| 7483 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Подведомственность суду исковых дел. Подведомственность суду дел неискового производства

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов гос власти, МСУ, должностных лиц, иностр. лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными ФЗ.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

1) дела по указанным в ст. 122 ГПК требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

2) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК;

[3]

3) дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК;

4) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК);

5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

При характеристике подведомственности отдельных категорий гражданских дел судам общей юрисдикции остановимся на семейных и трудовых спорах.

Подведомственность дел, возникающих из брачно-семейных отношений, определяется по правилам, установленным СК. Согласно ст. 8 СК защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, – государственными органами или органами опеки и попечительства. Так, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных ст. 21 — 23 СК, в судебном порядке. Споры о разделе имущества супругов, выплате средств на содержание нуждающегося нетрудоспособного супруга, а также споры о детях, возникающие между супругами, один из которых признан судом недееспособным или осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет, подведомственны суду независимо от расторжения брака в органах загса.

Подведомственность дел, возникающих из трудовых правоотношений, определяется по общим правилам ст. 22 ГПК с учетом особенностей, установленных ТК. Индивидуальные трудовые споры или разрешаются комиссией по трудовым спорам, а затем судом, или непосредственно рассматриваются в суде без соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора.

Так, в соответствии со ст. 391 ТК непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения; о переводе на другую работу; об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Работодатели могут сразу обращаться в суд с исками о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В гражданском процессе неисковые дела характеризуются тем, что они не связаны со спорами о праве. Такие дела разбираются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений и особого производства. Отнесение ука­занных дел к судебному ведению в известной мере исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

Действующее законодательство позволяет к производству, возникающему из публичных правоотношений, отнести дела:

— по заявлениям о защите избирательных прав и права граждан РФ на участие в референдуме;

— по заявлениям гражданам, организаций и прокурора об оспаривании НПА полностью или в части;

— по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов гос. власти, органов МСУ, должностных лиц, гос. и муниц. служащих;

— иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные ФЗ к ведению суда (ст. 245 ГПК).

В порядке особого производства судам подведомственны дела, в которых нет спора о праве, так как права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, однако имеются неясные, неопределенные факты, с которыми связана реализация прав, в связи с чем необходим механизм судебного доказывания, чтобы достоверно их выяснить и установить, в связи с чем не применяются правила заочного производства.

В особом производстве защищаются не субъективные права, а только законные интересы заявителей путем судебного установления юридических фактов и их регистрации компетентными органами, на основании чего последние выдают соответствующие документы.

Поэтому если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья обязан оставить заявление без движения и разъяснить заявителю необходимость оформления искового заявления (ч. 3 ст. 247 ГПК). В случае если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья должен отказать в принятии заявления.

ГПК устанавливает перечень подведомственных судам общей юрисдикции и рассматриваемых в порядке особого производства дел:

— об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

— об усыновлении (удочерении) ребенка;

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

— об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении не­совершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

— об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

— о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

— о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

— о принудительной госпитализации гражданина в психиатрическую организацию и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

— о внесении исправлений или изменений в записи в книгах актов гражданского состояния;

— по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

Читайте также:
  1. C. достигнуты довоенные показатели сельскохозяйственного и промышленного производства
  2. II. Автоматизация делопроизводства
  3. IV Основной вид деятельности (процесс производства) 32. Состав и классификация затрат на производство.
  4. Lt;ОТВЕТ>Экономическая теория — это наука о поведении людей в процессе воспроизводства благ в мире ограниченныхресурсов
  5. А) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
  6. Агрегаты и оборудование для производства КРС и ПРС.
  7. Административное расследование, как форма производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.
  8. Альтернативные возможности производства гражданской и военной продукции
  9. Анализ безубыточности производства.
  10. Анализ делопроизводства отеля.
Видео (кликните для воспроизведения).

— по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

Вопросы к семинару

1. Понятие подведомственности. Понятие и виды гражданской юрисдикции.

2. Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции и подведомственность неисковых дел.

3. Каковы последствия нарушения правил о подведомственности?

4. Отличие подсудности от подведомственности.

5. Передача дела из одного суда в другой.

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление

Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют (ст. 11 ГК РФ):

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

дела по указанным в статье 122 ГПК РФ требованиям (требования, по которым выдается судебный приказ), разрешаемые в порядке приказного производства;

дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 ГПК РФ;

дела особого производства, указанные в статье 262 ГПК РФ;

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

определяемой по связи требований.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел позволяет ограничить круг разрешаемых судом правовых споров, от дел, разрешаемых прочими не судебными органами.
Перед тем как подать исковое заявлениенужно определить, какому суду оно подведомственно. Не смотря на это, ГПК РФ не имеет определения подведомственности.

К примеру, подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов, которые вправе разрешать определенные правовые вопросы, например, созданные на предприятии комиссии для разрешения трудовых споров.

Наряду с этим, подведомственность — возможность осуществления защиты своих прав гражданами и предприятиями в государственных органах юрисдикционной системы.
Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Нельзя не отличать подведомственность дел от подсудности, которая определяет полномочия суда в системе судов общей юрисдикции.

В таких судах разрешаются все гражданские споры, кроме подведомственных арбитражным судам. Во исполнение федерального законодательства к компетенции этих судов относятся споры экономического характера. Как правило, в таких делах, участвуют исключительно юридические лица.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;

споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства;

дела особого производства;

оспаривание третейских решений, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения;

дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. Кроме этого, рассматривают дела при участии лиц, не имеющих гражданства, иностранных граждан и предприятий.

Глава 2. Подведомственность и подсудность гражданских дел судам

Понятие, виды и содержание института подведомственности

Как уже отмечалось, суды общей юрисдикции являются одним из органов, в сфере частного права, разрешающих спорные гражданские дела. В отдельных случаях гражданско-правовые споры могут разрешаться и иными органами, например, арбитражными судами, органами исполнительной власти (Высшая патентная палата), третейскими судами, межгосударственными органами. Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены к его ведению.

Подведомственность – это относимость нуждающихся в разрешении споров о праве и иных дел к ведению какого-либо государственного или иного юрисдикционного органа. Подведомственность и ее правила устанавливаются законом.

Подведомственность гражданских дел судам устанавливается ст.22 ГПК. В соответствии с этой статьей суды рассматривают и разрешают:

· Исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

· Дела, разрешаемые в порядке приказного производства, указанные в ст.122 ГПК;

· Дела, возникающие из публичных правоотношений указанные в ст. 245 ГПК;

· Дела особого производства, указанные в ст.262 ГПК;

· Дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

· Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражей.

Суды общей юрисдикции рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Большинство дел, вытекающих из гражданско-правовых отношений, вне зависимости от субъектного состава (гражданин или юридическое лицо), могут рассматриваться и третейскими судами, компетенция которых определяется федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации» от24.07.02 №102-ФЗ.

Из сказанного выше вытекает, что законом разрешение некоторых видов дел может быть отнесено к ведению конкретного суда (например, дела о банкротстве к ведению арбитражного суда, а об усыновлении к ведению суда общей юрисдикции), другие могут разрешаться различными юридикционными органами. Поэтому подведомственность дел можно разделить на исключительную и множественную.

В свою очередь множественная подведомственность, в зависимости от способа выбора юрисдикционного органа подразделяется на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

Договорная подведомственность –юрисдикционный орган определяется соглашением сторон.

Императивная подведомственность –дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами, но в определенной законом последовательности. Например, ранее большинство трудовых споров должны были быть рассмотрены комиссией по трудовым спорам и только после этого судом, в порядке обжалования. Сейчас новый Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность лица обратиться непосредственно в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, что позволяет отнести такого рода споры к смешанной подсудности.

Альтернативная подведомственность –юрисдикционный орган определяется самим лицом, ищущим защиты своих прав. Ранее она заключалась в возможности выбора между судом общей юрисдикции и арбитражным судом по некоторым видам дел. Обновление процессуального законодательства и более четкое определение в нем подведомственности практически свело на нет, этот вид подведомственности.

Смешанная подведомственность –сочетает в себе признаки императивной и альтернативной. Суть ее заключается в том, что дело может быть по выбору лица рассмотрено несколькими юрисдикционными органами, но разрешение дела каким-либо органом не лишает права обжаловать такое решение в судебном порядке.

В качестве критериев определения подведомственности можно выделить следующие:

характер спорного правоотношения – определяет подведомственность споров различным органам судебной власти;

субъектный состав участников спора – в значительной мере разграничивает подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции; спорность или бесспорность права – разграничивает подведомственность дел между судами и органами исполнительной власти (например, ЗАГСа);

наличие договора между сторонами спора – разграничивает подведомственность межу государственными судебными органами и третейскими судами.

Следует отметить, что обновление законодательства и, прежде всего принятие новых ГПК и АПК, Трудового кодекса РФ, закона о третейском судопроизводстве позволило более четко разграничить подведомственность дел и устранить многие разногласия теоретического и прикладного характера в трактовке такого института как подведомственность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10154 —

| 7562 — или читать все.

§ 2. Судебная подведомственность исковых дел

Основную массу гражданских дел, подведомственных судам общей юрисдикции, составляют так называемые исковые дела. Эти дела вытекают из споров о праве. Споры могут быть связаны как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо блага – имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становятся неясными содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности). О конкретном споре сообщает заинтересованное лицо, обращаясь в суд с исковым заявлением о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Наличие сбора о праве в начале судопроизводства предположительно, а было ли в действительности нарушение либо оспаривание права или нет, – установит суд после исследования представленных доказательств в конце судебного разбирательства.

Споры могут возникать из самых различных правоотношений: гражданских, семейных, трудовых, избирательных, управленческих и др. Важно не то, какой отраслью права регулируются взаимоотношения спорящих лиц, а их взаимное положение в возникшем конфликте по отношению друг к другу. Если ни одна из сторон не может своей властью прекратить правовой конфликт и тем самым защитить свои права или интересы, налицо юридический спор. Остается только посредством иска передать его на рассмотрение и разрешение суда.

Суды, в свою очередь, вправе разбирать исковые дела по спорам, вытекающим из гражданских, кооперативных, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, налоговых и иных управленческих отношений. В целом суды как субъекты судебной власти в гражданском процессуальном порядке рассматривают и разрешают любые дела о защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Вместе с тем судебная подведомственность исковых дел не беспредельна, а ограничивается двумя положениями: а) как правило, одной из сторон в рассматриваемом споре должен быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства либо коллектив граждан; б) федеральный закон, межгосударственное соглашение, международный договор или соглашение сторон могут установить иной судебный порядок разбирательства юридического спора (арбитражный или третейский суды).

В судах общей юрисдикции рассматриваются в частности, дела:

об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций и прекращении или приостановлении их деятельности;

о защите деловой репутации и возмещении морального вреда;

о признании недействительными результатов выборов и референдумов;

об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации.

Гражданский кодекс установил судебную подведомственность дел, связанных с обязанностью выплатить публично обещанную награду (ст. 1055 ГК), и дел, возникающих при отказе организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр от их проведения либо переносе их срока (ст. 1063 ГК).

В судебном порядке несовершеннолетний может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация). Эта норма установлена ст. 27 ГК.

Подобные примеры нетрудно продолжить, все они подтверждают общее правило: судам общей юрисдикции подведомственны все исковые дела, если в них участвует гражданин (граждане), и федеральным законом их разбирательство не отнесено к ведению иного суда.

За последние годы судебная подведомственность возросла в десять раз!
Нетрудно представить рост судебной подведомственности по делам об .

Как определить подведомственность дел судам

Как определить подведомственность дел судам. Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд. Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование « гражданских дел ».

Как определить подведомственность дел судам

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Кроме того, необходимо помнить о том, что если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Источники


  1. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  2. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  3. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  4. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  5. Керимов, Д.А. Проблемы общей теории права; М.: Современный гуманитарный университет, 2012. — 121 c.
Подведомственность суду исковых дел в гражданском процессе
Оценка 5 проголосовавших: 1