Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства

Главное по теме: "Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Систематизация законодательства

Наличие значительного числа нормативных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношении, обладающих разным уровнем официальности, часто противоречащих друг другу и содержащих устаревшие нормы, требует согласования и приведе­ния этих актов в соответствие между собой, создания единого нормативного акта. Осуществлению этой задачи служит систематизация нормативно-правовых актов, которая представляет собой деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по упорядочению и совершенствованию нормативных актов, приведению их в определенную внутренне согласованную систему.

Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются следующие:

1. Учет деятельность по сбору, хранению и поддержанию нормативно-правовых актов в контрольном состоянии, а также но созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение
необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет. Разновидности учета многообразны: журнальный, картотечный, компьютерный. Учет может производиться по хронологическому, алфавитному, предметному принципам всеми государственными органами и юридическими лицами либо для удовлетворения собственных потребностей, либо в коммерческих целях.

2. Инкорпорация объединение нормативно-правовых актов в единых сборниках. Инкорпорация предполагает и опирается на результаты учета нормативных актов. Она может носить как официальный (предпринимается по поручению правотворческих органов, которые иногда утверждают или одобряют инкорпорированные сборники), так и неофициальный характер (сборники готовятся и издаются научными учреждениями, издательствами, частными лицами по собственной инициативе). При разрешении юридических вопросов, споров, конкретных дел можно ссылаться только на издания официального характера. Инкорпорация не затрагивает содержание нормативных актов: нормы права включаются в сборники в том виде, в котором действовали на момент систематизации. Однако определенная внешняя обработка нормативно-правового материала при его инкорпорации все же происходит. Она выражается в том, что:

— из текста удаляются все статьи, пункты, утратившие силу, включаются все последующие изменения и дополнения;

— из актов исключаются те части, которые не содержат нормативных материалов.

В результате проведенной инкорпорации издаются сборники законов и (или) иных нормативно-правовых актов, собрания законодательства, своды законов. Сборники и собрания могут объединять нормативные акты в порядке официального принятия (хронологическая инкорпорация), по предметному признаку (систематическая инкорпорация), а также в алфавитном порядке. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов инкорпорированное издание нормативных актов высших органов государственной власти (законодательной и исполнительной) без какого-либо исключения. Свод издается по поручению правотворческих органов с последующим одобрением ими текста и имеет приоритет перед прежними публикациями нормативных актов.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

3. Консолидация объединение нескольких (близких по содержанию) нормативно-правовых актов, сведение и группировка отдельных частей этих актов в новый единый нормативный акт. Укрупненный акт, появившийся на свет в результате консолидации, заново принимается правотворческим органом и по­этому полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты. Таким образом, в отличие от учета и инкорпорации консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов. Однако при консолидации не изменяется содержание регулирования общественных отношений: нормы ранее принятых актов объединяются в консолидированных актах без изменения. Субъектом консолидации могут быть только правотворческие органы государственной власти.

4. Кодификация правотворческий вид систематизации нормативно-правовых актов, результатом которого является издание на основе упорядочения и переработки действующего нормативного материала нового правового акта (основ, кодекса и т. д.). Кодификация представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации. В ее процессе происходит не просто поглощение значительной части актов действующего законодательства новыми актами сводного характера, но и установление новых правовых норм, совершенствование законодательства. Поэтому субъектом кодификации могут быть только компетентные государственные органы. Результатом кодифика­ции является издание кодификационного акта, отличающегося юридической и логической целостностью, сводным характером, значительным объемом и сложной структурой. Наиболее известной разновидностью кодифицированного акта являются кодекс- систематизированные законодательные акты, в которых содержатся нормы какой-либо отрасли права.

Самую известную попытку систематизации законодательства (многие историки не совсем корректно называют ее кодифика­цией) в России предпринял в конце 1820-х — начале 1830-х гг. выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. Необходимость систематизации российского законодательства давно не вызывала сомнений: попытки создать единое Уложение предпринимались на протяжении всей второй половины XVIII первой четверти XIX вв. Освобождение законодательства от устаревших норм, устранение накопившихся за долгие годы (со времени издания Соборного Уложения 1649 г.) противоречий, обеспечение возможности свободного использования правовых актов государственными органами и подданными все эти задачи делали ту или иную систематизацию законодательства одним из при­оритетов внутренней политики тогдашнего самодержавия. Предложенный М.М.Сперанским план кодификационных работ включал в себя три стадии:

а) собрать и издать все принятые после 1649г. законы (хроно­логическая инкорпорация);

б) расположить действующие законы по тематическому прин­ципу и опубликовать такой свод для практических нужд чиновничества (систематическая инкорпорация);

в) подготовить и издать систему кодексов по отдельным отрас­лям законодательного регулирования, объединенных в новое общероссийское Уложение (собственно кодификация в узком смыс­ле слова).

Только последняя стадия должна была носить правотворче­ский характер и содействовать развитию российского права.

Вопросы для самоконтроля

1) К стадиям законодательной процедуры относятся?

2) Основными формами систематизации нормативно-правовых актов являются?

3) Кто и почему занимается правотворческой деятельностью в тех странах, где в правовой системе допускается судебный прецедент?

4) Назовите принципы правотворческой деятельности в демократическом государстве.

Этапы систематизации

законодательство кодификация сперанский правопорядок

В качестве исходной основы систематизации законодательства М.М. Сперанский предложил «издание Полного собрания законов по хронологическому порядку — предприятие огромное и могущее составить памятник в истории всех законодательств» Кодан С.В. М.М. Сперанский и систематизация законодательства в России // Советское государство и право. 1989. № 6. С. 103-110.. Полное собрание законов должно быть не чем иным, как собранием важнейших памятников русского права, начиная с Соборного уложения, соединенных вместе, в хронологическом порядке без всякого изменения Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31.. Кроме того, Полное Собрание законов должно было стать фундаментом всей русской истории и правоведения. Наконец, Полное собрание необходимо было для уяснения смысла законов, помещенных в Своде. «Свод — как закон буквальный, как основание решений, а текст Собрания как руководство к лучшему и полнейшему закона разумению» Сперанский М.М. Обозрение исторических сведений о Своде законов. СПб.: тип. II Отделения Собственной е.и.в. канцелярии, 1837. 198 с..

Читайте так же:  Патентная система налогообложения для самозанятых граждан

Следующим этапом устранения пробелов в законодательстве была кодификация российского общеимперского законодательства в рамках создания отраслевых уложений. И здесь прослеживается мысль М.М. Сперанского, что Уложение есть систематическое изложение законов по их предметам, то есть на основе консолидированных узаконений должна была появиться стройная система действующего законодательства.

И последним этапом систематизации законодательства, как предлагал М.М. Сперанский, было создание учебной книги, то есть предусматривалось на общегосударственном уровне, централизованно решить проблему создания учебной литературы для чиновников и юристов с привлечением для ее написания правоведов и практиков. Он указывает: «Учебная книга есть то же самое уложение, более методическое и приспособленное к учебному преподаванию в училищах». Для практической деятельности предлагалось издать комментарий к систематизированному законодательству.

Особо подчеркнем, что Сперанский большое значение придавал и исторической ценности издания законодательства Российской империи, оценке и использованию законодательного опыта Российского государства. «Известно, что законы изображают… внутреннюю жизнь государства, — подчеркивал Сперанский. — В них видно, как нравственные и политические его силы слагались, образовались, возрастали и изменялись. Следовательно, история государства без познания законов не может иметь ни ясности, ни достоверности, так как, с другой стороны, законы без истории часто бывают невразумительны. Посему, чем благовременнее законы приводятся в известность, тем источники истории для современников становятся удобнее, для потомства достовернее» Сперанский М.М. Предисловие // ПСЗ. 1-е изд. Т. 1. (1649-1675). 1830. С. 1-31.. Стоит добавить, что в условиях реформы государственного управления и возрождения принципа централизации такой взгляд на систематизацию законодательства должен был найти понимание и поддержку в правящих кругах феодально-дворянской верхушки.

Основные этапы систематизации законодательства.

Систематизация законодательства — процесс многогранный, комплексный. Как всякий сложный процесс его можно рассматривать в широком и в узком аспектах. В широком аспекте данный процесс связан и с созданием схемы собрания, и с отбором (а соответственно, и анализом) актов действующего законодательства, подлежащих включению в собрание, и с организационными формами подготовительных работ по созданию собрания, и с изданием собрания, его поддержанием в действующем состоянии. В узком аспекте — это техника работы с уже отобранными для включения в собрание актами: их расположение внутри корпуса собрания, оформление помещаемых в собрание актов, составление справочных материалов, официальное «закрепление» итогов работы над систематическим собранием и т. д.

Выделяя этапы работы по систематизации законодательства, Д.А. Керимов ввел понятие «кодификационный процесс«, последовательно объединяющий все формы систематизации законодательства (Приложение №4): «кодификационный процесс — это деятельность соответствующих государственных органов по внешней и внутренней обработке и совершенствованию законодательства в целях приведения его в единую логическую систему и создание нового объединенного законодательного акта, заменяющего собой ранее принятые и применявшиеся правовые нормы». Керимов Д. А. Кодификация и законодательная техника. М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. — с. 84. При этом кодификация, как высшая форма систематизации законодательства включает в себя все остальные формы систематизации в качестве подготовительных этапов.

Процесс систематизации состоит из ряда этапов, каждый из которых использует соответствующие методы, приёмы и способы законодательной техники:

1. составление плана кодификационной работы, в котором указывается цель, определяются этапы работы, необходимые средства её обеспечения, проведение организационных мероприятий и устанавливаются сроки их осуществления, завершения работы. Такие планы — руководство для практической деятельности и рационального использования сил, средств, времени;

2. выбор формы систематизации;


3. определение объема законодательного материала, подлежащего обработке. Выбор критериев при отборе материала зависит от цели систематизации, характера и значения самого правового материала. Отбор должен производиться на строго научных основах, чрезвычайно тщательно, с использованием всего арсенала средств для определения нормативности анализируемых актов, их юридической силы и характера действия. От внимательного и основанного на правильных методических началах отбора актов во многом зависит успешность всех последующих работ по подготовке и изданию собраний (сводов). Правильно отмечается в юридической литературе, что ошибки при отборе актов в процессе систематизации законодательства затем чаще всего трудно исправить, поскольку для их устранения потребовалось бы повторное тщательное исследование всех материалов;

4. сбор воедино правового материала и его регистрация. Наиболее удобен карточный учет законодательства. Осуществление этих мероприятий способствует созданию полного хронологического собрания нормативно-правовых актов, данный материал может использоваться для последующих работ и для научных целей;

5. «расчистка» материала — освобождение от актов, официально отмененных соответствующими органами, от актов по отмене других актов, если они не установили новых норм. Результат данного этапа — уменьшение объема материала, подлежащего дальнейшей обработке.

5.1. кодификатор освобождается от актов с определенными в них сроками действия, уже истекшими и непродленными. Он может ставить вопрос о целесообразности продления срока действия данных актов или придания им характера актов длительного действия перед специальным органом;

5.2. исключает из законодательства акты, хотя формально пока не отмененных, но фактически утративших силу в связи с последующим законодательством. Этот вопрос решается совместно с государственными органами, их принявшими, при согласовании с ведомствами, которых они непосредственно касались;

6. составление списков всех актов, фактически не действующих и в силу этого подлежащих исключению из дальнейшей кодификационной работы. К списку кодификатор прилагает справки, раскрывающие мотивы исключения каждого из актов;

Читайте так же:  Подать на алименты находясь в браке и без развода – как сделать это правильно, куда обращаться

7. утверждение составленного списка с органами, которыми были приняты данные акты;

8. из текстов действующих актов исключаются: вводные части. Не содержащие принципиальных положений; в отдельных частях — статьи с перечнем отмененных актов, с временными правилами применения акта при введение его в действие; части фактически утратившие силу, а также статьи ненормативного характера. Все исключения сопровождаются мотивированными объяснениями в специальных справках, на основании которых законодатель при обсуждении проекта сборника сможет решить окончательный вопрос о целесообразности выдвинутых кодификатором предложений;

9. создание алфавитно-предметной картотеки, расположение в алфавитно-предметном порядке свободных листов с текстами законодательных актов. Это создает удобство для быстрого получения справки по действующему законодательству, является основой для системного толкования действующих правовых норм, облегчает дальнейшую кодификационную работу. В настоящее время данный вид работ выполняется с использованием электронных носителей информации;

10. разработка схемы сборника, в соответствии с которой весь материал располагается по определённым разделам. Если тот или иной документ относится сразу к нескольким разделам, то данный акт следует помещать в тот раздел, к которому он по предмету своего регулирования относится в наибольшей степени, а в других разделах давать извлечения из него в виде отдельных статей, пунктов, приложений, заголовков с указанием раздела, в котором находится полный текст данного акта;

Систематические собрания, как результат процесса систематизации, отражая свойство системности законодательства, способствуют его правильному пониманию и применению. И все же особая роль отводится Своду законов как наиболее совершенному (по удобству пользования, механизму обновления и т. п.) виду систематического собрания. Специфика свода законов соотносится с целями его издания — укрепить стабильность правопорядка, сделать законодательство более открытым и доступным, обеспечить (особенно гражданам) реальную возможность знакомиться с текстами действующих законов.

В настоящее время в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 г. № 94 «О подготовке и издании Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 14 февраля 1998 г.) СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509. и от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации» (с изм. и доп. от 19 ноября 2003 г.) СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829., ведутся работы по созданию федерального Свода законов. Разработан и проект Федерального закона «О Своде законов Российской Федерации» Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. — Журнал российского права. — 1999. — № 11. — с. 35-53.. Началась работа по систематизации законодательства и в российских регионах. В ряде субъектов Федерации приняты нормативные правовые акты о сводах и собраниях законодательства.

Работа по систематизации законодательства и подготовке Свода законов, проводящаяся в настоящее время в РФ, организационно обеспечена специальным органом — Комиссией, которая действует при Президенте РФ и подотчетна ему. Полномочия и обязанности Комиссии определены соответствующим Положением.

В подготовке сводов должны принимать активное участие аппараты Государственной Думы, Администрации Президента, Правительства РФ, Министерство Юстиции, так как создание сводов очень сложный и трудоёмкий процесс Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. — Государство и право. — 1999. — №3. — с. 24-25. в силу состояния современного российского законодательства (огромный массив нормативно-правовых актов). Научное обеспечение по подготовке и проведению работ по созданию федерального Свода законов в нормативном порядке возложено на ряд НИИ: Институт государства и права АН РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Юридическая Академия и др. Основные направления работы: фундаментальные научно-теоретические разработки, оказание методической помощи, выработка научно обоснованных рекомендаций по схеме свода, этапам работы над ним, непосредственное участие в разработке нормативного материала (рецензирование, проведение экспертизы старых актов на предмет выявления тех из них, которые действуют в новых условиях).

Другая проблема обновление и пополнение свода, поддержание его в действующем состоянии. В некоторых зарубежных странах действуют специальные правила, позволяющие поддерживать законодательство в кодифицированном состоянии. Так, в США разработаны правила технического оформления нормативных актов, предписывающие придавать актам текущего правотворчества такую форму, которая позволяла бы включать их без дополнительной обработки в Свод. Во Франции запрещается издавать нормативные акты, редакция которых не согласуется с текстом и структурой соответствующего кодекса. Учитывая бурное развитие компьютеризации и правовой информатики, логично предположить, что будущее — за автоматизированной моделью свода. И здесь открываются широчайшие возможности. Например, весьма эффективны различные автоматизированные способы, приемы обновления материалов свода, поддержание текста свода в контрольном (а в дальнейшем и в кодифицированном) состоянии.

В условиях достаточной стабилизации нормативного материала главная цель — превращение Свода законов в полностью кодифицированное издание.

Систематизация права в России в начале 19 века

На протяжении всей отечественной истории систематизации законодательства отводилось особое значение: огромное количество нормативных актов необходимо было структурировать и привести в единую, согласованную систему.

Причины систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. рост государственного бюрократического аппарата;
    2. централизация управления;
    3. значительное увеличение числа НПА.

Комиссия составления законов во главе с П.В.Завадовским (с 1801 г.) сменила Уложенные комиссии времён Екатерины Второй, результат работы которых был неудовлетворителен. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства, так как было дано указание привести в порядок существующие нормы права, за чем император наблюдал лично. С 1826 года подготовка Полного собрания законов возложена на Второе отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Фактически комиссию возглавлял М.М. Сперанский — опытный юрист, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг.

Читайте так же:  Инициатор общего собрания собственников помещений жк рф

Этапы систематизации российского законодательства в первой половине XIX века:

    1. сбор всех законов, изданных с момента принятия Соборного Уложения (создание Полного собрания законов);
    2. приведение их в определенную систему (создание Свода законов Российской империи);
    3. издание нового Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г..

Первым этапом являлось создание Полного собрания законов (наиболее полного сборника законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке). Собрание считается монументальным памятником русского права. Оно вобрало в себя все нормативные акты со времён Соборного Уложения 1649 года вплоть до начала царствования Николая I. Таких актов набралось свыше 50 тыс., излагались они в хронологическом порядке. Впоследствии Полное собрание законов дополнялось текущим законодательством. Таким образом, появилось второе Полное собрание законов Российской империи, включившее в себя акты до 1881 года.

После издания Полного собрания законов Сперанский реализовал второй этап работы — создание Свода законов Российской империи . При его составлении исключались устаревшие нормы, устранялись противоречия, проводилась редакционная обработка текста.

Видео (кликните для воспроизведения).

В Своде законов материал был систематизирован особым образом. Если ПСЗ строилось по хронологическому принципу, то в Своде нормативные акты излагались в систематическом, а не в хронологическом порядке.

В основу структуры Свода было положено деление права на публичное и частное (государственное и гражданское).

Свод был издан в 15 томах, объединенных в 8 книгах. В 1885 г. к Своду был добавлен 16 том, включавший в себя процессуальное законодательство.

    1. законы об управлении (органах власти) и государственной службе;
    2. уставы о повинностях;
    3. уставы казенного управления (о податях, пошлинах, питейном сборе);
    4. законы о сословиях;
    5. гражданское законодательство;
    6. уставы государственного благоустройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые, уставы об отраслях промышленности);
    7. уставы благочиния (врачебный устав, уставы о народном продовольствии, общественном призрении);
    8. уголовный закон.

Следующим этапом принято считать разработку Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Она началась сразу после создания Свода законов и производилась первоначально в Министерстве юстиции, а затем во II отделении Императорской канцелярии. При разработке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы Уложения помимо российского права изучили проекты многих европейских кодексов.

Проект Уложения был готов к 1844 г. После рассмотрения проекта в Госсовете Уложение было утверждено императором в августе 1845 г. и введено в действие 1 мая 1846 г.

Система российского права, оформленная в первой половине XIX в., действовала до Октябрьской революции.

2.5. Систематизация российского законодательства. Развитие основных отраслей права

Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808 — 1809 гг. Надо сказать, что Николай I с большой неохотой привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Поэтому даже во главе II отделения был поставлен не он, а воспитатель Николая — Балугьянский. Сперанский,
отрешившись от прежних либеральных иллюзий, вполне принял установки Николая I и действовал на основании их.
Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно
Современный Гуманитарный Университет

Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Систематизация российского законодательства

Следующее по значению место после губернатора занимал губернский предводитель дворянства, исполнявший разнообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглавлял аппарат уездных чиновников.

Систематизация российского законодательства в первой половине XIX в.

При Николае I центром систематизации российского законодательства стало Второе отделение Собственного Его Императорского Величества Канцелярии. Его работой руководил М.М. Сперанский, выдающийся русский правовед.

Основными результатами систематизации законодательства стали Полное собрание законов Российской империи (1825) и Свод законов Российской империи (1832). В Полном собрании законов Российской империи было систематизировано российское законодательство от Соборного Уложения 1649 г. до последних указов Александра I и Манифеста Николая I при его вступлении на престол в 1825 г. Оно было составлено в хронологическом порядке, акты Полного собрания законов Российской империи объединялись в 40 томов, не считая 5 дополнительных томов приложений.

Помимо узаконений в Полное собрание законов Российской империи включались те судебные решения, которые стали судебными прецедентами или толкованием к принятым законам, а также частные решения, которые оказались «важны в историческом отношении».
Первое издание 1830 г. включило более 30 тыс. законодательных актов. Второе издание выпускалось ежегодно в 1830-1884 гг. и содержало более 60 тыс. законодательных актов.

Третье издание выходило ежегодно до 1916 г. и включило более 40 тыс. законодательных актов.
Свод законов Российской империи был окончен к 1832 г. Он состоял из 15 томов, включавших только действующие узаконения. Все статьи Свода законов Российской империи содержали ссылки на соответствующие акты из Полного собрания законов Российской империи,

Свод законов Российской империи получил статус закона с 1835 г. Позднее последовало два полных (1842, 1857) и шесть неполных (1833, 1876, 1885, 1886, 1887, 1889) изданий обновленного Свода законов Российской империи.

Для каждой статьи Свода законов Российской империи составлялся комментарий, имевший значение толкования, но не имевший силы закона.
В подготовке Полного собрания законов Российской империи и Свода законов Российской империи важнейшую роль сыграл граф Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839). Сын священника благодаря таланту и упорству стал видным государственным деятелем, ближайшим соратником Александра Первого, а позднее – и Николай Первого.

Если при первом императоре подготовил план либеральных преобразований в сфере государственного управления (подготовил указы об образовании министерств и инициатор создания Государственного совета, наряду с которым предлагал создать и выборную Государственную думу), при втором – возглавил работу по систематизации и кодификации российского законодательства.

Читайте так же:  Куда подавать судебный приказ об удержании алиментов

Пережил и опалу. В 1812-1816 гг. в результате интриг был сослан в Сибирь, позднее стал генерал-губернатором Сибири и составил план преобразования управления краем.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самопроверки
1. Выявите основные изменения в системе управления Российской империи.
2. Поясните, в чем заключаются различия таких актов, как Полное собрание законов Российской империи и Свод законов Российской империи?
3. Какую роль в истории отечественного государства и права сыграл М.М. Сперанский?

Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г.

В первой половине XIX в. сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России:

  1. Стало очевидно, что крепостное право сдерживает развитие рынка и крестьянского предпринимательства.
  2. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот, но это требовало изменений в отношениях собственности; те помещики, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад.
  3. Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 г. в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие двадцать лет.
  4. Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.

Систематизация российского законодательства

Проекты ограничения самодержавия, рассматриваемые властью в начале XIX века, существенная реорганизация государственного механизма и повышение его роли в сохранении существовавшего социально-экономического строя актуализировали вопрос упорядочения, систематизации российского законодательства.

Эта проблема существовала с XVIII века. Начиная с Петра I предпринимались попытки создать новое Уложение законов, заменившее бы Уложение 1649 года.

В 1801 году была образована очередная, уже семнадцатая Комиссия для составления законов[40], которая должна была систематизировать, достаточно запутанное, хаотичное российское законодательство.

Деятельность этой Комиссии не могла быть результативной в условиях существенной реорганизации государственного механизма, связанной с проектами ограничения абсолютизма. Их реализация потребовала бы создания нового законодательства.

[2]

После окончательного отказа от проведения политических реформ при новом императоре Николае I систематизация законодательства и создание Свода законов, рассматривается как важнейшая задача. Решаться она должна была в специально созданном в 1826 году II отделении СЕИВК. Систематизация законодательства должна была стать подготовительным этапом для создания Свода Законов. При этом руководствовались политико-правовым принципом, выраженным Н.М. Карамзиным, что для России «не надобно новых законов», а нужна инвентаризация, систематизация ранее изданных и распределение их по отраслям.

Если между двумя законами имелось противоречие, то в Свод законов должен был быть включен изданный позже.

Начальником II отделения СЕИВК был назначен известный юрист, экономист профессор Санкт-Петербургского университета М.А. Балугьянский. Он преподавал право Николаю I, который после воцарения заявил своему бывшему учителю, что он «хочет положить в основу государственного строя и управления силу и строгость закона». Законом он считал выраженную в определенной форме волю монарха, а подчинение им гражданским и нравственным долгом подданных. Для того, чтобы они могли выполнять этот долг законы должны быть понятны, систематизированы и содержаться в достаточно доступных Полном собрании и в Своде законов Российской Империи.

Общее руководство систематизацией законодательства и подготовкой Свода законов осуществлял возвращенный из ссылки М.М. Сперанский, получивший право докладывать о проводимой работе императору.

Систематизация законодательства начиналась с Уложения 1649 года, которое стало именоваться Соборным Уложением. Заканчивалось Полное собрание законов Российской Империи (ПСЗ) указами, изданными императором Александром I в декабре 1825 года.

В 1830 году было издано Полное собрание законов, в сорока томах, содержащих более тридцати тысяч актов, расположенных в хронологическом порядке. Одновременно издается шесть томов приложений в виде хронологических, тематических указателей и иных справочных материалов. Это значительно облегчило пользование этим изданием.

[3]

Название Полное собрание законов (ПСЗ) достаточно условное, так как не все законодательные акты, изданные после 1649 года были в него включены. Не были найдены подлинники некоторых актов и публикаторы решили не включать в ПСЗ копии, некоторые акты не вошли в ПСЗ по политическим соображениям. В Полное собрание вошли и некоторые судебные решения, имевшие значение прецедента, акты толкования закона в виде разъяснений Сената как высшего судебного органа Российской Империи.

Работа по составлению ПСЗ продолжалась и после 1830 года. Готовилось второе издание ПСЗ, включавшее законодательные акты, начиная с Манифеста 12 декабря 1825 г. о восшествии на престол императора Николая I.

Составление ПСЗ открывало путь для решения главной задачи — подготовки Свода законов. В него включались только действующие законы, систематизированные по отраслевому принципу. Предлагалось, что законы, включенные в Свод, имеют силу, так как соответствуют законам, вошедшим в ПСЗ. Это не означало, что они должны были быть аутентичными. Допускалась новая редакция, не меняющая сущности, обобщение нескольких законов в один. Главным было сохранение преемственности, политико-правовой, идеологической связи Свода с ПСЗ, т.е. с законодательством феодальной России второй половины XVII-XVIII века. Один из руководителей работ по составлению Свода Законов М.А. Балучьянский признавал, что в отличие от законодательства западноевропейских государств, российское законодательство закрепляет сословный характер общества, правовое неравенство, крепостное право[41]. К середине XIX века это становилось апохронизмом, тормозом социально-экономического развития страны.

При составлении Свода был использован западноевропейский опыт кодификации. Важным принципом при этом было традиционное, идущее от римского права и вошедшее в западноевропейскую теорию и практику деление права на публичное и частное. В соответствии с ним М.М. Сперанский делил законы на государственные и гражданские.

Свод законов был издан в 1832 году, в январе 1833 года рассмотрен Государственным Советом и утвержден императором. Он вводился в действие с 1 января 1835 года.

Свод состоял из восьми отделов, опубликованных в пятнадцати томах. В первый отдел вошли Основные государственные законы, во второй — законы о центральных и местных государственных учреждениях и о государственной службе. Третий отдел, названный «Законы правительственных сил», содержал уставы о повинностях, податях, пошлинах, а также таможенный, лесной уставы и др. Специальный, четвертый отдел содержал все нормативные акты, определявшие права и обязанности сословий. В пятый отдел вошло гражданское законодательство, в шестом содержались кредитный, торговый, пожарный уставы, а также уставы о казенных селениях, о колониях иностранцев в Российской Империи. В седьмой вошли устав благочиния – все законы о полиции, об общественном призрении, уставы о паспортах и беглых, о предупреждении и пресечении преступлений, о содержании под стражей, о ссыльных. В последнем восьмом отделе содержалось уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

[1]

В Манифесте, объявляющим Свод законов действующим источником права, указывалось, что его структура должна остаться неизменной. Все новые законы, уставы вносились в соответствующие отделы и тома Свода. Это означало, что власть не предполагала в ближайшее время издавать законы, существенно менявшие бы правовую систему российского абсолютизма.

Читайте так же:  Образец заявления об отмене алиментов

Издание Свода законов стало заметным событием в российской общественной, научной, культурной жизни. Участие в создании ПСЗ, Свода законов стало хорошей школой для многих отечественных правоведов. Император Николай I, считавший издание Свода законов главным достижением своего царствования и многие современники надеялись, что наличие систематизированного, хорошо изданного законодательства, уменьшит возможность чиновничества злоупотреблять служебным положением, использовать неразбериху в законах в своих корыстных интересах и повысит доверие общества к государству[42]. Но даже строгое исполнение законов, сохранявших феодальные отношения, феодальные принципы права в середине XIX века не соответствовало потребностям общественного развития.

Свод законов не охватывал всего законодательства страны. В него не вошли местные законы, сохранившие свое действие в Польше, Финляндии, Прибалтийских губерниях, Закавказье после их вхождения в состав Российской Империи.

В Свод не вошли законы, регулирующие организацию вооруженных сил Российской Империи, порядок прохождения воинской службы, определение воинских правонарушений, преступлений, наказания за них, военные уставы. В царствование Николая I особое внимание уделялось укреплению дисциплины в постоянно увеличивавшейся армии. В военном министерства разрабатывались новые уставы, регламентировались права и обязанности военнослужащих. В 1839 г. издается Свод военных постановлений, а в 1851 г. – Свод морских уголовных постановлений.

После издания Свода законов М.М. Сперанский предполагал приступить к следующему этапу кодификации – составлению Уложений. Это предусматривало подготовку новых законов, отражающих потребности общественного развития и включение их в состав Уложений. Но Николай I санкционировал только составление Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Эту работу начал М.М. Сперанский, а после его смерти продолжил и завершил новый начальник II Отделения СЕИВК Д.Н. Блудов.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было утверждено Николаем I в 1845 году, со следующего года вводилось в действие, а в 1857 году с некоторыми изменениями вошло в пятнадцатый том Свода законов. Оно стало по существу первым российским уголовным кодексом.

При подготовке Уложения использовались достижения отечественной и западноевропейской юридической науки и в определенной степени принципы буржуазного права. Но важную черту феодального права – сословность Уложение сохраняло. Назначение наказания во многом определялось сословной принадлежностью правонарушителя. Из одиннадцати разделов Особенной части Уложения о наказаниях уголовных и исправительных девять были направлены на охрану существующего государственного, социально-экономического строя.

Продолжая традицию Соборного Уложения 1649 года, в Уложении о наказаниях … первые разделы посвящены преступлениям против православной веры.

Понятие преступления против веры в Уложении было более широким, чем в Своде законов. В последнем определялось тридцать одно, а в Уложении — восемьдесят преступлений против веры. Наказания за эти преступления были ужесточены.

Важнейшей задачей Уложения было сохранение крепостного права как социально-экономической основы существующего государственного строя. Оно оставляло за помещиками право наказывать своих крепостных, а главное рассматривало неповиновение крепостных крестьян своим помещикам как «восстание против властей, правительством установленных».

Свод законов, Уложение о наказаниях … было максимально возможным изменением российского права, с учетом развития буржуазных отношений в условиях внутренней политики, направленной на сохранение абсолютизма и нерешительности власти приступить к ликвидации изжившего себя крепостного права.

Власть начинала понимать опасность сохранения крепостного права, создавала многочисленные секретные комитеты, в которых искала пути его ликвидации. Но не смогла преодолеть сопротивление помещиков, боялась непредсказуемых для себя последствий отмены крепостничества. Хотя Николай I избрал для себя образцом для подражания Петра Великого, в отличие от него он не смог использовать возможности абсолютистского государства для проведения даже умеренных прогрессивных реформ. Традиционно употребляемые для характеристики периода царствования Николая I выражение «апогей абсолютизма», следует понимать как апогей консервативной политики, углубляющей социально-экономический, политический кризис в стране.

Глава 8. Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.

  2. Шавалеев, Михаил О неотвратимости юридической ответственности в России / Михаил Шавалеев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 180 c.

  3. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  4. Гонюхов, С.О.; Зинченко, В.И. Азбука милиционера; Красноярск: Горница, 2013. — 382 c.
  5. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Подготовка и осуществление систематизации российского законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here