Плюсы пенсионной реформы

Главное по теме: "Плюсы пенсионной реформы" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Пенсионная реформа: плюсы и минусы

Пенсионная реформа: плюсы и минусы

Недавно очень интересная новость всколыхнула общественность, то есть нас с вами. А новость интересная: правительство нашей страны решило рассмотреть законопроект о повышении пенсионного возраста.

Если честно, то и мы немного опешили от такой новости: ведь исходя из проекта этой реформы мужчины будут уходить на пенсию на пять лет позже, а мы, женщины, на целых восемь! Не так уж и мало, согласитесь!

Однако же, прежде, чем делать какие-то выводы, нужно досконально разобраться в вопросе, изучить все «за» и «против».

Начнем, пожалуй, с того, что во многих странах пенсионный возраст уже давно увеличили, а в России показатели 55 и 60 лет держатся с 1956 года, то есть более 60 лет (!). До этого на пенсию вообще выходили только отдельные категории трудящихся. Правительство СССР предполагало, что пенсионный возраст будет повышаться по мере увеличения продолжительности периода трудоспособности жизни человека. Но пенсионный возраст не может быть установлен навечно, все подлежит естественному развитию. Так может быть именно сейчас настало время все изменить? Ведь мы уже давно не живем в СССР, качественно новым стал уровень здравоохранения, принципиально изменились сами условия труда, появилась масса новых профессий, не требующих специальной подготовки. Да и вообще: уровень жизнь стал лучше, качественнее. 60 лет – не показатель старости! Я думаю, у каждого из нас найдется много примеров из жизни наших родственников, друзей, знакомых, которые работают после выхода на пенсию, вполне справляются со своими обязанностями да и чувствуют себя куда лучше. Например, моя тётушка утверждает, что «без работы помрёт», а ей, между прочим, 68 лет на днях. Тем более, доход от работы куда больше размера пенсии.

Еще один плюс реформы: трудоспособный возраст увеличится не сразу. Показатель будет расти не каждый год, а на один год раз в два года. То есть, впервые позднее уйдут на пенсию (в 61 год и 56 лет соответственно) только в 2020 году. Первыми реформа затронет мужчин 1959 г.р. и женщин 1964 г.р. И только в 2028 году мужчины начнут выходить на пенсию в 65 лет, а в 2034-м — женщины в 63 года.

Думаю, правительство не просто так пришло к такому важному решение, как поднятие пенсионного возраста. Давайте же попробуем разобраться в причинах, послуживших толчком к пенсионной реформе.

Главная причина – желание повысить размер пенсии в соответствии с инфляцией. За последние пару лет пенсия, в основном, повышались на небольшие суммы (в пределах 400-500 рублей). В общем росте цен, инфляция просто «съедала» это повышение. Согласитесь, каждый пенсионер будет рад прибавке к пенсии, а прибавка возможна только тогда, когда у государства есть такая финансовая возможность. Достичь такой возможности, конечно, можно и за счет работающих граждан – например, путем увеличения налоговой ставки обязательного пенсионного страхования. Но, если пойти этим путем, можно столкнуться с такой проблемой, как уменьшение заработной платы, ведь увеличение налога – дополнительная нагрузка для работодателей. А это, к сожалению, совсем их не радует. Пенсионная же реформа позволит увеличить размер пенсии как минимум на 1000 рублей ежемесячно. То есть, ежегодный доход пенсионера вырастет на 12000 рублей. Приятно же?

Вроде все понятно, но тут же напрашивается вопрос: а какие гарантии, что нас, уже не молодых, возьмут на работу? Мол, кому мы такие нужны, работодатели хотят видеть на рабочих местах молодежь?

Вопрос уместный. Более того, известно много случаев, когда недобросовестные работодатели вынуждали уволиться тех работников, кто достиг пенсионного возраста, а «предпенсионников» вообще не хотели принимать на работу.

Но государство посредством работы Роструда сделает все возможное, чтобы положить конец подобной дискриминации. В первую очередь, победить эту проблему поможет продление трудоспособного возраста.

Работа найдется для каждого: как говорится, на каждый товар есть свой покупатель. Мне кажется, с работой так же: да, есть профессии, где нужны молодые сотрудники, но и таких должностей, где использовать опыт, профессионализм работников в возрасте не только можно, но и просто необходимо, тоже вполне достаточно. Есть еще одна очень известная поговорка: кто ищет, тот всегда найдет. Эту поговорку вполне можно применить к нашему случаю: 60 лет – очень активный возраст и никак не повод «ставить на себе крест».

Повышение пенсионного возраста сделает нас активнее, позволит чувствовать себя в тонусе и радоваться жизни.

Национализация пенсий. Куда заведет страну новый виток пенсионной реформы

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина объявила об отказе от дальнейшего продвижения ИПК, заместитель министра финансов Моисеев анонсировал разработку «Гарантированного пенсионного продукта», а Глава ВЭБ РФ Шувалов — покупку доли в АО НПФ «Благосостояние», обслуживающем корпоративную программу РЖД. Чтобы оценить возможное влияние этих событий на пенсионную систему, следует проанализировать основные тренды последних десятилетий.

Реформа длиной в четверть века

Наверное, одно из наиболее драматических последствий распада СССР — потеря ощущения стабильности для значительной части общества. Классическая жизненная траектория школа-институт-работа-пенсия в 90-е годы оказалась разрушенной. Стабильность обеспечивалась простой пенсионной формулой: 55% от последнего заработка плюс 1% за каждый год сверх 25 лет минимально необходимого стажа. Всеобщая занятость позволяла обеспечивать хорошие пенсии: получая заработную плату 120 рублей, гражданин мог рассчитывать на пенсию 80 рублей. Коэффициент замещения составлял 55-75 процентов, хотя было и ограничение: максимальная пенсия не должна была превышать три минимальных.

Высокая инфляция 90-х обесценила эти пенсии. Концепция развития пенсионной системы 1995 года и программа пенсионной реформы 1998 года делали акцент на комбинации государственных и негосударственных форм пенсионного обеспечения, сочетании обязательного пенсионного страхования, обязательных и добровольных пенсионных накоплений. Президентский пакет пенсионных законов 2002 года сформировал новую многоуровневую пенсионную систему, включающую базовую, страховую и накопительную пенсию. Авторы реформы 2002 года — М. Ю. Зурабов, А. П. Починок и М. Э. Дмитриев — с учетом лучших международных практик заложили простую и элегантную пенсионную формулу:

  • Базовая часть пенсии в фиксированном размере на уровне минимального прожиточного минимума выплачивается из федерального бюджета;
  • Страховая часть пенсии зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы и фиксировались в системе персонифицированных счетов в ПФР;
  • Накопительная часть пенсии зависит от взносов и инвестиционного дохода, пенсионные накопления наследуются.
Читайте так же:  По каким показаниям проводится прерывание беременности - в каких случаях разрешен аборт

К сожалению, на этапе реализации были допущены просчеты, которые впоследствии позволили разрушить, казалось бы, железобетонную конструкцию. Попытка упростить администрирование привела к введению Единого социального налога вместо страховых взносов, тем самым разорвав взносы и будущие пенсионные права, возникающие в рамках социального страхования. Взносы на накопительную пенсию оформлялись как налоговый вычет, что не позволило сделать пенсионные накопления собственностью граждан. Отсутствие развитой инфраструктуры НПФ вызвало появление у ПФР инвестиционного портфеля «молчунов» под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.

В «тучные годы» экономического роста было принято политическое решение индексировать пенсии выше темпов роста заработной платы, а затем беспрецедентное решение по валоризации советского стажа. Источником для растущих дополнительных расходов выступил федеральный бюджет. Замедление темпов экономического роста оказалось неожиданностью для Минтруда и Минфина. Пенсионный фонд России оказался в жесткой зависимости от дотаций, которые составили почти половину его бюджета.

Оптимизация госрасходов привела к целой серии вынужденных и непопулярных мер. В 2017 ежегодную индексацию заменили единовременной выплатой пяти тысяч рублей, отменили индексацию пенсий работающим пенсионерам, и в конце концов в 2019 году произошло повышение пенсионного возраста. Единый социальный налог отменили, вернув страховые взносы, базовую пенсию трансформировали в фиксированную часть страховой пенсии, и в конечном счете учет пенсионных обязательств из учета в деньгах вернули к советским трудодням — пенсионным баллам.

Наиболее сложным для демонтажа элементом реформы 2002 года оказалась накопительная часть пенсии. Первые десять лет государство активно пропагандировало накопительный элемент, призывая граждан формировать свою подушку безопасности. Была запущена программа софинансирования. Несмотря на исключение из накопительной компоненты целого поколения (родившихся в 1953/57–1966 годах мужчин и женщин соответственно), сделали выбор и перевели в НПФ свои накопления более половины экономически активного населения РФ.

Ситуация кардинально изменилась после смены правительства в 2012 году. Новая команда социального блока вошла в публичный конфликт с финансово-экономическим блоком и утвердила новую Стратегию развития пенсионной системы РФ, предусматривающую вывод накопительной компоненты из системы обязательного пенсионного страхования. В 2014 году в условиях экономического спада правительство приняло, а затем несколько раз продлевало половинчатое решение: временно «заморозило» новые отчисления на накопительные счета граждан. Одновременно было принято несколько решений, кардинально изменивших бизнес-модель НПФ: пенсионные фонды из специализированных некоммерческих организаций были преобразованы в акционерные общества, была создана система гарантирования пенсионных накоплений на базе АСВ.

Несмотря на «заморозку» новых взносов, на счетах застрахованных лиц оказались сформированы почти 5 трлн рублей пенсионных накоплений, которые оказались объектом интересов ВЭБ, частных УК и НПФ. В отсутствие какой либо стратегии участники рынка продолжили привлечение новых клиентов, борясь за увеличение активов под управлением и зачастую ставя свои собственные интересы выше интересов своих клиентов, что привело к росту недобросовестных практик и мисселинга, а также реальным потерям в форме штрафов за досрочный переход.

На распутье

Концепция ИПК, анонсированная три года назад на Московском финансовом форуме 2016, первоначально предполагала сохранить существенные организационно-правовые механизмы накопительной компоненты ОПС, изменив только источник: если ранее взносы формировались за счет части страховых тарифов, то в анонсированной схеме — из заработной платы. В качестве «вишенок на тортике» под названием ИПК предлагалось внедрить механизм автоподписки (autoenrolment), предоставить налоговые льготы и сохранить систему гарантирования.

Однако концепция ИПК оказалась висящим в воздухе шариком без какой-либо синхронизации с гражданско-правовым и пенсионным законодательством. Были подвергнуты критике предложения заключать пенсионные договоры в режиме «акцепт по умолчанию», а также возможность введения отдельного вида пенсионного обеспечения по ИПК. Кроме того, в качестве мотивации удалось согласовать только льготы по подоходному налогу. Судя по обрывочной информации, доходившей до публики, первоначальная концепция ИПК была существенно переработана в процессе оформления в законопроекты.

На фоне резкой общественной реакции на повышение пенсионного возраста неоднократно откладывалось решение о начале публичного обсуждения законопроектов по ИПК. В свою очередь, отсутствие реальной дискуссии по концепции ИПК вызвало поток критики со стороны социальных партнеров и экспертов. При этом критиковался не конкретный документ, а утечки про его разработку в СМИ. В кулуарах профессиональных конференций уже пошли шутки, что если бы в названии «Индивидуальный пенсионный капитал» убрать раздражающее слово пенсионный, то законопроект мог бы уже быть принят Государственной думой.

Последние заявления официальных лиц свидетельствуют об отказе от дальнейшего продвижения ИПК. Существует логичное объяснение происходящему демаршу. Столкнувшись с негативным отношением к ИПК как внутри правительства, так со стороны общественности, инициаторы решили выйти из зоны риска. Ставшие достоянием СМИ официальные комментарии о контурах нового Гарантированного пенсионного продукта свидетельствует, что вместо создания сложной и комплексной системы ИПК гражданам просто разрешат переводить пенсионные накопления в добровольные пенсионные программы. Будут доработаны требования к типовой пенсионной схеме, возможно, будет расширен механизм налогового вычета и сохранится система гарантирования.

Скорее всего, переход в новую систему будет полностью добровольным. Возможно, будет установлен переходный период в несколько лет. В отношении «молчунов» и неопределившихся существует два сценария: или разрешить сохранять непополняемые пенсионные счета до наступления пенсионного возраста и оформить накопительную пенсию на условиях текущего законодательству, или по окончании переходного периода перевести деньги в страховую часть и конвертировать в пенсионные баллы, что по сути является «мягкой национализацией» пенсионных накоплений.

Государство играет по своим правилам

Последние несколько лет увеличивается доля квазигосударственных НПФ, принадлежащих крупнейшим государственным банкам и корпорациям, работающим с населением в рамках ОПС и НПО. Возможное вхождение ВЭБ РФ в капитал негосударственного пенсионного фонда — это прямое участие государственного института развития в сегменте пенсионных услуг. Существует системный риск, что государство станет не только регулятором, но и фактически ключевым участником этого сектора экономики. В таких условиях будет сложно реализовывать принципы повышения качества услуг в рамках свободной конкуренции. Стоит ожидать переименования «негосударственных пенсионных фондов» в «накопительные».

Решение о ликвидации обязательной накопительной компоненты в системе ОПС — еще один шаг в сторону огосударствления пенсий. Из многоуровневой и многоукладной пенсионной системы мы возвращаемся к модели, в которой государство будет определять, кому и какие пенсии платить, при этом в условиях ограниченных ресурсов. Прямое участие государства и квазигосударственных структур в управлении НПФ закладывает потенциальный конфликт интересов: с одной стороны, государство устанавливает правила игры, с другой — заинтересовано в росте акционерной стоимости и получении дохода.

Читайте так же:  Передача дела в суд в уголовном процессе

Постоянные изменения подрывают доверие к пенсионной системе. Размер страховой пенсии зависит от количества накопленных баллов, а стоимость баллов определяет правительство, исходя из возможностей федерального бюджета. Увеличивается количество самозанятых, индивидуальных предпринимателей и фрилансеров, снижается количество наемных работников и, соответственно, база страховых взносов. Сохраняющийся рост продолжительности жизни приведет к росту числа лиц в старших возрастах. Дисбаланс доходов и расходов в пенсионной системе будет возрастать, а трансфер из федерального бюджета на выплату пенсий и организацию долговременного ухода увеличится.

В случае продолжения текущей политики государство останется единственным игроком в системе пенсионного обеспечения. Если мы хотим сохранить многоуровневую и многоукладную пенсионную систему, необходимо стимулировать широкую экспертную дискуссию с моделированием сценариев развития пенсионной системы. Решения в отношении пенсионной системы нужно принимать не на базе краткосрочных и ситуационных аргументов, а исходя из целей долгосрочного и устойчивого развития России.

Пенсионная реформа. Плюсы, минусы и сухой остаток

Точка в обсуждении пенсионной реформы поставлена. Депутаты Госдумы за счет большинства, представленного фракцией партии «Единая Россия», проголосовали в третьем чтении за проект закона, предложенный правительством. Закон поддержан Советом Федерации и подписан президентом Владимиром Путиным

Статистика знает все

Поправки, которые и в самом деле могли бы смягчить это наступление на социальные права российских граждан, не приняты. Единственное смягчение – президентская поправка. Женщины будут выходить на пенсию не в 63 года, а в 60 лет. О том, что произойдет именно так, стало понятно еще 28 августа во время телеобращения к гражданам России Владимира Путина.

Правда, он говорил о смягчении пенсионной реформы. Но почему бы не предположить, что все именно так и было запланировано? В самом деле, министры предложили вариант, для оценки которого даже трудно подобраться слова, имеющиеся в русском языке. Президент сбавил пенсионный возраст женщина с 63 до 60, плюс дополнительное снижение для многодетных матерей, да еще что-то…

Вероятно, в Кремле были уверены, что такие поправки поднимут до заоблачных высот рухнувший рейтинг Путина, а дальше все пойдет самым лучшим образом. Граждане будут попадать в предпенсионный возраст. Последний определен как 5 лет перед пенсией. Работодатели не смогут их уволить или не принять на работу. За такое им предусмотрели штраф до 200 тысяч рублей или принудительные работы на срок до 360 часов. Впрочем, в России любые категории граждан (работодатели – не исключение) уже давно научились находить выход из любых ситуаций. В данном случае, вероятно, чтобы избежать наказания, будут увольнять за полгода до предпенсионного возраста или указывать какую-нибудь производственную необходимость.

Что касается граждан, то им нужно будет работать на пять лет дольше, а пенсия станет для них подобна миражу в пустыне. Кто-то, конечно, доберется до нее. Но значительная часть, выбившись из сил, просто «сойдет с дистанции». Почему? Всего лишь потому… Впрочем, ответ может найти любой. Достаточно просто пройти по кладбищу, посчитав, какова на самом деле средняя продолжительность жизни тех, кто живет рядом: в одном городе, в одном селе.

Статистика уверяет, что по состоянию на 2018 год средняя ожидаемая продолжительность жизни в стране – это 71,9 года. В том числе, у мужчин – 66,4, у женщин – 77,2. Много это или мало? Смотря, что брать за точку отсчета. Если от 66,4 лет отнять 65, то получится всего 1,4 года. Вот сколько российские власти отводят среднему мужчине на заслуженный отдых, точнее, на «дожитие», именно так теперь называют время, в точение которого человек может находиться на пенсии. Согласитесь, термин просто «великолепный», достоин размещения в категории «глумление».

Но вернемся к статистике. Она клянется, что всего через пять лет средний российский мужчина будет жить 73,3 года, а женщина 82,1 года. К сожалению, работники статистики не приводят данные, на основании которых они дают такое заключение. И потому у многих граждан появляется подозрение – уж не с потолка ли взяты такие цифры? А насчет среднего показателя… Известно, что кто-то в России ест мясо, а кто-то капусту. В результате в среднем получаются голубцы. Впрочем, известно, что статистика все знает гораздо лучше граждан.

Каждый пенсионер за год получит 12 тысяч рублей

Теперь несколько слов о тех плюсах, которые, как уверяют правительство, представители законодательной власти, центральные СМИ, будут сыпаться на граждан как манна небесная. Ежегодно, как сообщает глава Минтруда Максим Топилин, пенсии будут увеличиваться на 7 процентов. Уже в 2019 году средняя пенсия составит 15,4 тысячи. На каждого пенсионера в год государство будет дополнительно тратить по 12 тысяч рублей.

Правда, что будет подниматься быстрее: пенсия или цены – не известно. Хотя, судя по предыдущим событиям, рост цен всегда опережает любые прибавки хоть к пенсиям, хоть к зарплатам. По прогнозу Минэкономразвития инфляция составит всего 4,3 процента. Центробанк прогнозирует рост цен всего на 5 – 5,5 процентов. Но российские граждане, уже давно усвоили, что реальный рост цен всегда минимум вполовину превышает прогнозируемый.

Что касается увеличения пенсий, то, как и в прежние годы, работающим пенсионерам компенсации не предусмотрены. Исключение – прибавка в августе в среднем на 200 рублей. В Минтруде обещали вернуться к вопросу индексации пенсий работающим пенсионерам позднее. Но, судя по предыдущим событиями, эта категория опять не получит ничего.

По убеждению премьера Медведева, пенсионеры продолжают работать лишь потому, что они отличаются отменным здоровьем. Создается впечатление, что Дмитрий Анатольевич просто не понимает, что пенсионеры продолжают работать из-за того, что восьми с половиной тысяч рублей или немногим более им не хватит даже на нищенское существование.

Реформа предусматривает досрочный выход на пенсию

Забрать накопительную пенсию досрочно

Еще один плюс – возможность получить выплаты из накопленной пенсии до наступления пенсионного возраста. Это для тех, кто в 55 или в 60 лет захочет получить средства, накопленные на счетах НПФ, УК и ВЭБ (система обязательного пенсионного страхования). С 2014 года эта часть пенсионных взносов отправляется на общий счет – ПФР. «Заморозку» денег постоянно продлевают. Экономия за счет этого, как сообщал Максим Топилин, составила почти 2 триллиона рублей.

Заморозка накоплений

В прошлом году президент Владимир Путин продлил «заморозку» до 2020 года. Что будет дальше? Бюджет ПФР на 2021 год сформировали, учитывая эту «заморозку». На счетах в НПФ сейчас 5,53 триллионов рублей. Услугами этих фондов пользуются почти 37 миллионов граждан. Ориентировочный срок пожизненной выплаты – 240 месяцев. Значит, на каждого с месяц в среднем около 300 рублей.

Читайте так же:  Право на обязательную долю в наследстве по закону

Впрочем, судьба этой накопительной части теперь оказывается, вообще, под вопросом. Очередная инициатива правительства предусматривает перевод этих средств, как и последующих выплат, в фонд, происхождение которого пока покрыто туманом. При этом желания граждан власти учитывать не собираются. Поскольку подавляющее большинство граждан останется в неведении, решено просто воспользоваться принципом «молчание – знак согласия».

Сокращение трудового стажа для досрочной пенсии

[3]

Третий плюс предусматривает сокращение общего стажа для досрочной пенсии. В первом варианте реформы предполагалось, что для выхода на пенсию женщинам нужно будет 40 лет непрерывного стажа, мужчинам – 45. Депутаты выбрали более мягкий вариант: женщинам – 37, мужчинам – 42 года. Досрочный выход на пенсию предоставляется и многодетным матерям. А еще на полгода раньше смогут уйти на пенсию те, кто достигнет пенсионного возраста в 2019 – 2020 годы. Как утверждает главный экономист «Экспорт РА» Антон Табах, такими льготами могут воспользоваться 30 процентов российских граждан.

Предпенсионерам заботу и внимание правительства

Выше было уже упомянуто о защите людей предпенсионного возраста от увольнений и от отказа в приеме на работу. Такой плюс будет действовать до завершения пенсионной реформы, то есть, до 2034 года. Затем, вероятно, работодатель сможет увольнять тех, кому до пенсии осталось 5 лет, когда захочет по причине их возраста.

Чтобы предпенсионеры могли конкурировать с молодыми работниками, Минтруд готов выделять каждый год до 5 миллиардов рублей для обучения таких людей по специальным программам. Если же они все равно не смогут найти работу, то ежемесячное пособие для них составит 11280 рублей. Правда, получать они его смогут лишь год. Что будет позже? То же самое, что достается тем, кого отказываются учитывать в качестве безработных. А выход здесь один – серый схемы, получение зарплат в конвертах, или иной способ выживания.

По утверждению вице-премьера по социальным вопросам Татьяны Голиковой: «Балльная система не заработала в полном объеме… Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности».

Перечет денежных взносов ПФР начал в 2015 году. Система оказалась не просто сложной, но и несколько запутанной. Пенсия зависела, главным образом, от стоимости балла. Получалось так. Фиксированной суммой становились 5 тысяч. Далее – баллы, которые обеспечивались тем, что за человека платит работодатель. Для выхода на пенсию требовалось определенное число баллов. При этом число это увеличивалось. Так, для выхода на пенсию в 2019 году надо 16 баллов, в 2025 году – 32.

Конечно, отменить такую систему, которая с каждым годом отдаляет от работника пенсию, было бы и в самом деле плюсом. Однако, после заявления Голиковой прошло совсем немного времени, и в правительстве заговорили о том, что с отменой балльной системы торопиться не следует. Да и сама «социальный» вице-премьер плавно «пошла на попятную», заявив, что «говорить об отмене пенсионных баллов не корректно». Что касается изменения системы расчета пенсии, то раньше 2025 года делать это нельзя.

Пенсионная реформа как «большой скачок», чтобы обогнать Америку

Когда-то в СССР существовало нечто вроде лозунга, призыва, плана (название роли не играет) «Догнать и перегнать Америку». Похоже, что посеянные в то время зерна, перетерпев некоторые изменения, ожили в российских властных структурах. Майские указы президента направлены, в том числе и на то, чтобы догнать по уровню развития экономики США и Германию. В сентябрьском докладе Центробанка сказано, что именно повышение пенсионного возраста обеспечит прибавку к ВВП на целых 0,1 процентного пункта в 2019 году, а в 2020 – 2021 годах – до 0,3 процентных пункта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Как ЦБ, так и в правительстве уверены, что за счет повышения пенсионного возраста в стране увеличится число занятых. Исчезнет дефицит кадров. За счет этого ВВП получит весомую прибавку. Россия наконец-то догонит Америку, а вместе с ней и всех остальных. То есть, речь идет об экономическом рывке, российском чуде или еще чем-то подобным.

В самом деле, иногда страны за короткий промежуток времени, за счет каких-то реформ, и в самом деле довольно быстро поднимают свою экономику. Достаточно вспомнить о «японском чуде». Но, в данном случае, наверно, лучше говорить о близости в решении проблемы «догнать и перегнать» к чуду китайскому. Точнее, к «Большому скачку». Тому самому, который позволил поднять производство чугуна за счет строительства в каждом дворе небольшой домны, а для увеличения запасов зерна истреблять в стране воробьев.

Загадка пенсионной реформы: Как дотянуть до 80-ти лет, если отдать концы легко можно в 60−65?

Шансов дожить до нормальной пенсии у россиян практически нет

Инициатива правительства Медведева повысить пенсионный возраст отрицательно скажется на самых разных социальных слоях населения. Но одновременно она может породить в России парадокс, когда россияне, всё-таки дотянувшие до выхода на заслуженный отдых и тем более дожившие до возраста, которому обычно сопутствует физическая немощь, станут «богаче» многих работающих.

Недавно СМИ радостно растиражировали новость о том, что с нового 2020 года некоторые пенсионеры получат прибавку чуть ли в 7000 рублей. Для немалого числа россиян это весьма приличные деньги. Однако такая мера коснется очень ограниченного круга лиц.

Речь идет исключительно о тех, кому в следующем году исполнится 80 лет, и он получит право на дополнительную фиксированную выплату со стороны государства.

В действительности, с нового года будет просто проиндексирована на 6,6% страховая часть пенсии неработающим пожилым. Если верить государственной статистике, согласно которой средняя пенсия в стране составляет 15 тысяч рублей, прибавка составит около 1000 рублей. Примерно на столько же вырастут и выплаты тем, кто уже получает повышенную пенсию вследствие достижения 80-летнего возраста, а это 5700 рублей. С учетом индексации и может набежать 7 тысяч.

Выходит, что старики за 80 со следующего года будут получать в среднем 22 тысячи. Это совсем немного, но почти вдвое превысит прожиточный минимум пенсионера.

А теперь сравним этот показатель с тем, что имеет немалое число семей с детьми.

В провинции часто можно встретить зарплаты в районе 20 и даже 15 тысяч рублей. Недавно «СП» рассказывала, что в Свердловской области врачи получают около 16 тысяч рублей, а медсестры около 13 тысяч. И это — до вычета подоходного налога в 13%. То есть даже высококвалифицированные специалисты живут на грани нищеты. А если в семье двое работающих и двое детей?

Читайте так же:  Как отсудить (забрать) ребенка у жены при разводе

Стоит еще учитывать, что пенсионеры имеют льготы на проезд, на покупку лекарств, оплату услуг ЖКХ, освобождены от налога на имущество. Так что теоретически жизнь на пенсию после 80 лет выглядит по российским меркам «зажиточной».

Только многие ли имеют шанс дожить до этого возраста? Сегодня средняя продолжительность жизни в России у женщин составляет 77 лет, так что теоретически около половины бабушек ещё смогут рассчитывать на прибавку. Для мужчин всё намного печальнее. Они в России в среднем живут 66 лет.

Можно не сомневаться: повышение пенсионного возраста значительно сократит число тех, кто дотянет до 80-ти. Ведь в пять предпенсионных лет большинству придется либо искать работу, соглашаясь на самые невыгодные, самые тяжелые условия, либо довольствоваться случайными заработками. На пропитание, может, и хватит, а если возникнут серьезные проблемы со здоровьем? Пожилые люди, попавшие под каток пенсионной реформы, будут испытывать постоянный стресс. Как следствия, будут вынуждены чаще обращаться к врачам.

Зато тот, кто в условиях пенсионной реформы дотянет до 80 лет, сможет считаться настоящими победителями. Популярный среди бизнес-тренеров призыв «Ты можешь!» обретает новый смысл. Ты много учился, работал до самой старости, большую часть жизни терпел нищету, но дожил до пенсии? Тебе полагается приз от правительства!

Профессор кафедры экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета Геннадий Алпатов:

— Последние годы все решения принимаются только ради экономии бюджетных средств. За текущий год в России было сокращено 90 тысяч врачей, на треть сократили количество преподавателей высших учебных заведений. А ведь это высококвалифицированные специалисты. Куда им теперь деваться?

Не лучше живут и пенсионеры. В развитых странах пенсии составляют примерно 60% от средней заработной платы. У нас не дотягивает и до 40%. К тому же учитывать разницу в зарплатах.

Но при всем этом во многих семьях выхода на пенсию ждали. Как-никак появлялся источник постоянных доходов, пусть даже небольших. Сегодня у пожилых людей, которые ждали пенсию, но попали под пенсионную реформу, появился страх. С каждым годом он будет усиливаться. В крупных городах ситуация получше, а в небольших населенных пунктах люди воспринимают ситуацию как безысходную — там с работой совсем плохо.

Повышение пенсионного возраста это большая трагедия для многих россиян. Особенно для тех, кому до выхода на заслуженный отдых оставалось 2−3 года.

Что делать тем, кого сократили в этом возрасте? Вот в нашем университете сократили некоторых преподавателей, которым по 57−58 лет. Куда им теперь идти? Кому нужны их знания и опыт?

Пострадали и те, кто продолжал работать на пенсии, ведь им выплаты не индексируются. То есть люди стараются, а уровень жизни падает. Их доходы съедаются инфляцией, а бросить работу невозможно, так как вообще не на что будет жить.

Заведующий лабораторией уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков считает, что в нашей стране вряд ли можно говорить о нормальном уровне жизни граждан любого возраста:

— Средняя пенсия в стране сейчас составляет примерно 15 тысяч рублей, но это с учетом тех, кто получает и повышенную пенсию, у кого большой трудовой стаж, у кого была высокая зарплата. Однако миллионы нынешних пенсионеров довольствуются гораздо меньшим социальным пособием. Не набрал баллов, не зачли в Пенсионном фонде в стаж какой-то трудовой период, — и получишь 11−12 тысяч.

Надо учитывать и такой момент. В России сложно отделять пенсионеров от родственников. То, что они получают от государства, часто тратится на детей и внуков, в рамках «большой семьи». Поэтому нельзя сказать, что старики живут лучше, чем работающие. Живут плохо многие.

По нашим оценкам, социально приемлемый потребительский бюджет составляет три прожиточных минимума, но многие имеют доход ниже. Значит, люди не могут удовлетворять минимальные потребности. Нынешняя политика не позволяет гражданам выйти из бедности. Индексация пенсии в 6,6% покрывает только инфляцию, так что никто, по большому счету, лучше жить не станет.

«СП»: — С другой стороны, если бы не индексировали, было бы совсем туго.

Индексация пенсий, как и копеечное повышение зарплат бюджетникам, не решает проблему, не улучшает качество жизни. Стоит также учитывать, что цены растут сейчас, а индексация происходит потом. Поэтому механизм индексации по итогам инфляции не компенсирует уже понесенных затрат.

«СП»: — Хуже всего сегодня, видимо, тем, кто попал в разряд, так называемых предпенсионеров.

— Люди, которые оказались в предпенсионном возрасте, попали в сложную ситуацию. Да, законом предусмотрена выплата повышенного пособия по безработице предпенсионерам. Но ведь проблема в том, что стать безработным довольно сложно. Надо отказаться от подработок. К тому же тяжело объяснить в службе занятости, почему не согласен на тяжелые условия труда.

Предпенсионерам все чаще будут вынуждены искать разовую работу, то есть постоянно находиться в состоянии рискованной занятости. Как думаете, это скажется на их здоровье? Ответ, я думаю, очевиден.

Так что в правительстве могут быть спокойны. До 80-ти лет в России доживают немногие. А будет еще меньше. Значит, и расходы на стариков уменьшатся.

Эксперт: все протесты связаны с пенсионной реформой

Почему большинство граждан нашей страны рискуют не заработать никакой пенсии? Каким образом недовольство пенсионной реформой переросло в узкие тематические протестные настроения в разных регионах России — протесты медиков, социальные протесты, протесты против мусора и мусорной реформы, строительства и т. д.?

Об этих событиях главному редактору «Правды.Ру» Инне Новиковой рассказал заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной Думе, член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Олег Шеин.

Читайте начало интервью:

— Олег Васильевич, пенсионная реформа, конечно, очень возмутила весь народ, и это раздражение действительно остается и только копится. Вы также сказали, что когда в здравоохранении возникли некие солидарные действия работников медицинского труда, то власть была вынуждена все-таки обратить внимание на эту сферу.

Если взять пенсионную реформу, то вообще совершенно непонятны экономические выгоды от повышения пенсионного возраста, зато репутационный ущерб для власти и всевозможные негативные последствия абсолютно ясны. Тем не менее никаких солидарных действий, которые бы на что-то повлияли, не произошло и не происходит.

— От пенсионной реформы есть и экономические убытки для страны. Поскольку если у людей меньше денег, они меньше покупают товаров народного потребления, поэтому для национальной экономики нет рынка сбыта. Растет безработица, и это, естественно, влечет за собой снижение средней заработной платы. Поскольку чем больше безработных, тем выше конкуренция между работниками за сохраняющиеся рабочие места и, естественно, ниже средняя заработная плата.

Читайте так же:  Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня вид ответственности

В текущем году даже официальный Пенсионный фонд прогнозирует сокращение по сравнению с прошлым годом числа пенсионеров на 600 тысяч человек. Что от этого выиграло государство? Уменьшились государственные трансферты в Пенсионный фонд. То есть если раньше Пенсионный фонд примерно на 40-38 процентов формировался за счет государственных дотаций, то теперь он формируется за счет госдотаций только на 33 процента. Но это небольшая чисто бухгалтерская выгода, которая на самом деле не влияет ровным счетом никак на национальную экономику, зато имеет очень много отрицательных аспектов, в том числе общественных реакций.

Понятно, что бессмысленно продолжать митинги, когда событие состоялось, когда власть сказала, а вы вот так сами решили, когда за это проголосовало и парламентское большинство «Единой России» в Госдуме и в Совете Федерации, президент поставил свою подпись.

Но это затишье означает то, что протест переходит в другие формы. Очевидно, что эта реформа — антипенсионная, направленная против права человека на пенсию. То, что люди это хорошо понимают, ясно показали прошлогодние выступления против этой антипенсионной реформы.

Прошлогодние протесты послужили неким фундаментом для изменения в общественных настроениях. И как раз от них проистекают происшествия текущего года в Архангельске, выступления врачей, выступления в Екатеринбурге по парковым зонам, выступления в Элисте и в Улан-Удэ по поводу сфабрикованных выборов либо назначенных непонятных людей извне на должности мэров городов. То есть общественная реакция просто находит себе применение в других темах, в других плоскостях.

— То есть она как бы ушла в некие тематические направления.

[2]

— Да, но общественные возмущения сформировали другой контекст восприятия происходящего. Люди понимают, что от них зависит все и что требуется какое-то их участие в жизни собственной страны. А что касается возврата права на нормальную пенсию, очевидно, что возврат этого права лежит через выборы.

Мы видим, как в Италии снизили пенсионный возраст после того, как поменялась власть на выборах. Так же это произошло в Польше, когда люди на выборах тоже поменяли правящую партию. И в этом контексте понятны опасения Старой площади и Кремля в отношении выборов 2021 года. Потому что «Единая Россия» будет находиться в крайне сложном положении. Мне их совершенно не жалко.

— По поводу пенсий появилась еще такая новость: россияне, доход которых равен размеру прожиточного минимума, могут не заработать вообще никакой пенсии. Как посчитали эксперты, достойных выплат не дождутся также и те, чья зарплата за год не выросла на 11 тысяч ежемесячно. Но это что-то совсем непонятное.

— Я поясню. Это на самом деле очень легко, если перевести на нормальный человеческий язык. Вот минимальная пенсия — восемь тысяч рублей. Но на самом деле там восемь или девять тысяч рублей. От региона к региону цифра отличается. Это не минимальная пенсия. Это величина прожиточного минимума.

— А в Москве — 17 тысяч.

— В Москве 17 за счет местных доплат, потому что в 1993 году москвичи поднялись против Ельцина на баррикады. И после этого власть москвичей стала побаиваться. В эпоху Юрия Михайловича Лужкова прошли достаточно серьезные местные московские выплаты, направленные как раз на то, чтобы снять напряжение в столице.

Сейчас эти выплаты потихонечку подлежат отмене, диффузии. Мы видим закрытие поликлиник, больниц, сокращение социальных выплат, небольшие совершенно символические уступки по детям войны в Москве. Хотя все это очень небольшая сумма — 1,5 миллиарда рублей при бюджете в два триллиона. Но в общем и целом Москва, конечно, на особом положении.

Так вот, у человека зарплата — десять тысяч рублей. Отчисления в Пенсионный фонд с его заработной платы составляют 22 процента. Это означает, что в месяц с его заработной платы в Пенсионный фонд идет 2200. То есть у него никак пенсия в размере прожиточного быть не может, если государство не вкладывает деньги из бюджета.

Поэтому когда нам рассказывают все эти сказки о том, что давайте каждый гражданин себе будет формировать накопительную пенсию, об этом говорят люди, которые ничего не соображают, либо у кого приличные доходы — 50 тысяч в регионе, 100 тысяч в Москве. У 70 процентов работников в России не хватает доходов даже для того, чтобы накопить на пенсию, соответствующую прожиточному минимуму.

В стране крайне низкие заработные платы. Кроме того, по официальным данным РАНХиГС, института при администрации президента, порядка 33 миллионов человек получают заработную плату вчерную не по своей инициативе. Работодатель загнал работающий класс на стройках, на полях, на фермах, в магазинах, в транспортном секторе, моряков в неофициальную занятость.

У этих людей возможностей для того, чтобы формировать накопительную пенсию, конечно, никаких нет. Поэтому накопительная пенсия — это штука крайне опасная. Она фактически будет предполагать отмену права на пенсию для огромной части общества вообще. Это такая обманка.

И мы выступаем за то, чтобы пенсия носила солидарный характер, за то, чтобы где государство не в состоянии обеспечить людям нормальную заработную плату, были бы серьезные приличные дотации из бюджета. Для этого ресурса в стране — вагон, выше крыши. И, конечно, мы за то, чтобы легализовать занятость, и за то, чтобы повышать заработную плату.

Беседовала Инна Новикова

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

К публикации подготовил Юрий Кондратьев

Источники


  1. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

  2. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

  3. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности; СПб: Лань, 2013. — 608 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  5. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
Плюсы пенсионной реформы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here