Периоды процесса приватизации в рф

Главное по теме: "Периоды процесса приватизации в рф" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Приватизация в РФ

  • Часть 1
  • | 2
  • | 3
  • | 4
  • | 5
  • | 6
  • | 7
  • | 8
  • | 9
  • | 10
  • | 11
  • | 12
  • | 13
  • | 14

Этапы приватизации в России.

Этапы приватизации в России

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

Глава 1. Понятие приватизации

Глава 2. Этапы приватизации

Глава 3. Цели приватизации

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Глава 1. Этап внешнеэкономического закрепления новых прав собственности

Глава 2. Этап денежной (пост-чековой) приватизации

Глава 3. Конечный этап приватизации

[3]

Сейчас, во времена построения демократического общества, мы привыкли уже к деловым отношениям, к частной собственности, к частичной или полной свободы действий на коммерческом поле. Привыкли мы и к слову “приватизация”, и принято думать, что приватизация- это детище правительства и, в частности, Ельцина, которое увидело свет в 90х годах.

Но это мнение ошибочно. Проблема изменения экономической системы назревало еще в конце 60х годов. Но все попытки реформировать систему были обречены на провал. Ведь для каких-либо изменений надо было реформировать полностью весь бюрократический аппарат. А этого не мог (или не хотел) делать никто. Эти мизерные попытки продолжались до тех пор, пока к власти не пришел в 1985 году М. С. Горбачев. Это был энергичный реформатор, но именно его необдуманность решений привела к провалу перестройки.

Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности” . Но, опять таки, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ и превосходства человеческих прав. А всякое демократическое государство основывается на превалировании частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.

Глава 1. Понятие приватизации.

Исходя из второго определения становятся понятны и ключевые этапы приватизационной программы.

Глава 2. Этапы приватизации.

Приватизация делится на три этапа.

1 этап- это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

Глава 3. Цели приватизации.

Общая цель приватизации — обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Из этого вытекает и основной показатель эффективности приватизации: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность системы хозяйства, как в целом, так и на микроуровне.

РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКАЯ ПРИВАТИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ.

Глава 1. Этап внеэкономического закрепления новых прав собственности.

Если период 1985-1989гг. можно охарактеризовать как годы внешних изменений без затрагивания основных вопросов экономической системы, то 1990-1991гг. период более систематических преобразований, период заметного сдвига в идеологических подходах к вопросу собственности. Однако годом старта крупномасштабной реформы экономической системы на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 — годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.

Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, — признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин.

Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур.

В частности, это: корпоративный сектор экономики (28000 акционерных обществ) ; биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг (капитализация в марте 1996г. Составила 12 миллиардов долларов с большим резервом роста) ; социальный слой, который можно назвать слоем собственников (40 миллионов акционеров по итогам массовой приватизации) ; Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

Читайте так же:  Новое законодательство по пенсионной реформе

Глава 2. Этап пост-чековой (денежной) приватизации.

Итак, основным итогом денежного этапа приватизации в России стала стабилизация прав частной собственности.

Глава 3. Конечный этап приватизации.

Этот этап начался в 1996 году и продолжается до сих пор. Последний этап приватизации является самым длительным, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. С появлением в правительстве молодых реформаторов Немцова и Сысуева в приватизационной программе, как и следовало ожидать, мало что изменилось. Происходят последние (однако самые долгие) изменения во всех комплексах, связанных с системой частной собственности. Однако еще рано говорить о итогах приватизации в России, но ясно одно: Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой.

А. Радыгин Российская приватизационная программа и ее результаты

Газета “Экономика и Жизнь”

База данных Госкомимущества РФ

Зырянов И. История России. ХХ век.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами — загрузи их здесь!

Приватизация. Этапы и последствия приватизации в России

Огосударствление. В первые годы советской власти в соответствии с теоретическими установками государственного социализма было осуществлено огосударствление экономики.

Концепция государственного социализма основывалась на осуществлении следующих положений:

— обобществление государством всех средств производства;

— привлечение всех трудоспособных граждан к работе по найму государства;

— установление со стороны общества и государства строжайшего контроля за мерой труда и мерой потребления каждого гражданина.

При реализации этих установок были национализированы: крупная промышленность, банки, железные дороги, учреждения науки, образования, медицины, культуры и т. д. Практика показала, что отдельные положения государственного социализма не дали ожидаемых результатов. Больше того, в период «военного коммунизма» расширилась бесхозяйственность, «продовольственная разверстка» привела к массовому недовольству крестьянства. В результате В. И. Ленин пересмотрел теоретические установки государственного социализма и пришел к выводу: «Теоретически не обязательно принимать, что государственная монополия есть наилучшее с точки зрения социализма».

С марта 1921 г. взамен «военного коммунизма» была введена новая экономическая политика (НЭП). НЭП позволил за короткий период преодолеть разруху и добиться высоких хозяйственных результатов. По сравнению с уровнем 1913 г. (принятого за 100 %) продукция промышленности, составляющая в 1921 г. 14 %, в 1926 г. достигла 96 %; продукция сельского хозяйства – 188 %. Но с начала 1930-х гг. НЭП был приостановлен и в СССР утвердились командно-административные методы управления. Необходимо отметить, что разгосударствление и приватизация отнюдь не тождественны.

В этот период характерной особенностью явилось развитие многоукладной экономики:

— оживление мелких товаропроизводителей и частнокапиталистического предпринимательства;

— привлечение иностранного капитала для ускорения развития производства;

— создание свободного рынка с устойчивым денежным обращением;

— перевод государственных предприятий на хозрасчет с самоокупаемостью и самофинансированием;

— проведение реконструкции всего народного хозяйства на основе плана ГОЭЛРО.

Разгосударствление – это переход от государственно-директивных форм управления экономикой к ее регулированию преимущественно с помощью рыночных механизмов. Разгосударствление включает изменение структуры собственности за счет расширения частной и сокращения общественной; переход от директивных методов регулирования хозяйственной деятельности к экономическим; замену обязательных государственных заданий системой государственных закупок; отмену централизованного распределения ресурсов; ликвидацию государственной монополии во внешнеэкономической деятельности.

Приватизация – это одна из форм разгосударствления, т. е. передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную, коллективную и акционерную собственность.

Приватизацию в России предполагалось осуществлять разными способами:

— выкупом арендного имущества арендным предприятием;

— продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

— продажей государственной доли акций акционерных обществ, преобразованных из государственных и арендных предприятий, негосударственным юридическим и частным лицам.

Первоначально намечалось, что приватизация будет осуществляться с соблюдением следующих принципов: постепенность, добровольность, многообразие форм. Приоритетное право выбора форм, направлений и сроков приватизации будет предоставляться трудовым коллективам. Основным критерием проведения приватизации была избрана экономическая эффективность. На практике приватизация была проведена по темпам, масштабам и срокам самым радикальным способом.

Она была осуществлена в два этапа:

1-й этап – ваучерный, обмен ваучеров на акции;

2-й этап – денежный, скупка акций за деньги.

На первом этапе за 22 месяца каждому жителю страны был выдан приватизационный чек – ваучер. С помощью этих чеков происходила бесплатная передача гражданам государственных предприятий, имущества, акций и долей в акционерных обществах. За 1993 г. из государственного сектора было передано 42,9 тыс. предприятий. Из них путем продажи – 29,4 тыс. предприятий и акционирования – 13,5 тыс. Всего по официальным данным до 1 июля 1994 г. было разгосударствлено 70 % промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35 %.

На втором этапе с 1 июля 1994 г. имущество государственных и муниципальных предприятий стало продаваться за деньги. В этой связи продажа предприятий или акций происходила на аукционах и разного рода конкурсах, а также путем выкупа арендованного имущества и другими способами. Главное назначение денежного этапа – создание новых эффективных собственников. Цель приватизации ни на первом (ваучерном), ни на втором (денежном) этапах не была достигнута.

Последствия первого этапа. В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либерализации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в-третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и легитимности приватизации, но и к новой системе прав собственности в целом.

Читайте так же:  Понятие займ гражданский кодекс

Последствия второго этапа. Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет дело более рационально и резко повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов. Практически назначение стартовой цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий на несколько порядков.

При фактически бесплатной раздаче собственности оказалось выгодным приобретать имущество не для того, чтобы завести дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило, становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций. В результате произошел резкий спад развития народного хозяйства по всем социально-экономическим показателям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приватизация в России необходимость, способы, этапы, итоги (стр. 1 из 6)

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ………………6

1.1 Сущность и необходимость приватизации

1.2 Формы и способы приватизации

1.3 Опыт зарубежных стран

ГЛАВА II . ПРИВАТИЗАЦИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ …………………………………………………………………….18

2.1 Цели приватизации……….

2.2 Этапы приватизации…….

2.3 Преимущества и недостатки приватизации

ГЛАВА III . ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИИ …………………………31

3.1 Итоги приватизации государственной собственности в РФ

3.2 Оценка и уроки приватизации в РФ

БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………….43

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

Страны с переходной экономикой переживают период всесторонних и радикальных изменений. Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, в том числе и экономической теорией, однако экономическая теория по-особому подходит к анализу и содержанию опыта, накопленного экономистами. Экономическая теория анализирует основные закономерности тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразования, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.

Рыночная экономика достаточно сложна. К тому же, как показывает практика, введение западных моделей, которые с успехом применялись в иностранных государствах, не всегда дает положительный эффект и «приживается» в местных условиях. Не будем забывать, что рыночная экономика на Западе формировалась, преобразовывалась на протяжении более 200 лет, а страны постсоветского пространства идут по этому пути только пятнадцать лет. И поэтому проблему собственности, и способы ее влияния на формирование рынка необходимо рассматривать, в основном, с точки зрения национальной экономики, однако, не исключая опыта, накопленного зарубежными экономистами.

Актуальность темы: заключается в том, что собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории. История экономической жизни общества в периоды повышенной социальной активности ведет, как правило, к перераспределению объектов и прав собственности. Переходная экономика России служит подтверждением этой исторической традиции.

Цель: Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:

1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;

2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;

3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.

Объект темы: Объектом нашей работы является процесс приватизации, предметом – его содержание, сущность и роль в экономике.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

— Изучить сущность, формы и способы процесса приватизации;

— Проанализировать опыт зарубежных стран;

— Определить цели и этапы приватизации;

— Выявить недостатки и преимущества приватизации;

— Оценить роль приватизации в экономике России.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, общественная мысль всегда уделяла больше внимания проблеме собственности. Специальные обращения к ней содержатся в исторической, философской и художественной литературе. Богатые традиции и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Экономическая наука также всегда уделяла особое внимание этой проблеме, но, тем не менее, эта проблема остается дискуссионной и недостаточно разработанной. Отсюда следует вывод, что данная проблема довольно актуальна на сегодняшний день. Несмотря на огромный багаж накопленной экономической мысли, в экономике, как и в любой другой отрасли человеческих знаний, еще существуют «белые пятна.

ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

1.1 Сущность и необходимость процесса приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

Читайте так же:  Как взыскать алименты на жену

· переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа части активов;

· передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная, каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками — ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки ее проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Существует мнение части ведущих экономистов, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1) Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2) Требуется время, чтобы рынок начал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3) Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу.

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников — основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается «обвальная» приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но, ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ — не навреди!

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

Приватизация в РФ

  • Часть 1
  • | 2
  • | 3
  • | 4
  • | 5
  • | 6
  • | 7
  • | 8
  • | 9
  • | 10
  • | 11
  • | 12
  • | 13
  • | 14

Вместе с тем, ряд стратегических важных, высокоприбыльных предприятий находились в руках государства. Кроме того, в уже акционированных предприятиях государство обладало значительной долей, не являсь при этом реальным собственником и лишь номинально сохраняя контроль за деятельностью предприятия.

  1. Денежный этап приватизации продолжался с 1 июля 1994 г. по настоящее время. Отличие его от ваучерного этапа: акции приватизируемых предприятий продавались за «живые» деньги. Кроме того, предполагалось также и сокращение пакетов акций уже приватизированных предприятий в руках государства Предполагалось, что в этот период должен был заработать фондовый рынок.

Основные цели этого этапа:

  • пополнение госбюджета;
  • инвестиционная поддержка приватизированных предприятий.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и одновременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний.

Этапы приватизации в России

Первый этап (преимущественно ваучеры) на 1992-1994 гг.

Российский ваучер не был именным, на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных производственных фондов на 1 июля 1992 года. Это позволило произвести в короткие сроки масштабные ваучерные вложения (консолидированные крупные пакеты ваучеров) на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий.

Трудовые коллективы на ваучерном этапе приватизации большие по мировым меркам льготы. Это объяснялось стремлением власти провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов.

По итогам ваучерной приватизации контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние инвесторы (акционеры – трудовые коллективы). Далее пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних увеличилась почти вдвое.

Результаты ваучерной приватизации оказались более скромными, чем ожидалось. Однако главное было достигнуто: в Росси началось формирование институциональных основ рыночной экономики. Наметились вполне определенные изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. К началу 1995 года корпоративный сектор экономики насчитывал более 25 тысяч ОАО (40 миллионов акционеров). Причем не менее 10% акций принадлежали иностранным инвесторам. Уже в середине 1995 года количество приватизированных предприятий превысило количество неприватизированных, составив, соответственно, 50,5% и 49,5% их общего числа. В 1995 году весь негосударственный сектор экономики произвел 70% ВВП России.

Второй этап приватизации после июля 1994 года.

[1]

По замыслу ваучерную приватизацию должен сместить так называемый денежный этап, на котором акции приватизированных предприятий продавались бы за «живие» деньги. Должен был заработать фондовый рынок. Формально этап денежной приватизации с 1995 года. Он имел две основных цели:

1. пополнение государственного бюджета;

2. инвестиционная поддержка приватизированных компаний.

На денежном этапе продажа акций уже не могла быть массовой и единовременной. Пакеты акций должны были выставляться на денежные аукционы постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойные денежные поступления в бюджет и инвестиции в развитие компаний. Намеченная схема не могла эффективно работать по следующим причинам:

Во-первых, на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухающего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных компаний.

Во-вторых, у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных сложений – рынок государственных ценных бумаг.

Читайте так же:  Закон о гражданстве рф — обзор изменений

В-третьих, из-за крайне низких темпов денежной приватизации на первый план выдвинулась задача поступления в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую.

Залоговые аукционы были первой попыткой перевода крупных российских промышленных предприятий под частное управление. На их результативности сказался очевидный олигархический характер переходной экономики. В России залоговые аукционы закрыты были для большинства банков, создавались условия только для «своих». Суммы залогов поэтому по различным оценкам оказались в 3-5 раз ниже того, что можно было получить на открытых торгах.

Третий этап приватизации в 1996 году.

Вступил в силу новый закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ».

Первый метод: Закон делает основной акцент на приватизации не предприятий (большая часть уже приватизирована), а имущественных долей государства. Набор методов приватизации расширен за счет продажи производных ценных бумаг (сертификаты).

Второй метод: Льготы трудовым коллективам сокращены и могут использоваться более гибко (вплоть до полной отмены). Важно, что стоимость имущественных комплексов определяется не только по балансовой стоимости, а совокупно на основании уставного капитала балансовой оценки и рыночной стоимости (третий метод). Четвертый метод: восстанавливается давно забытое понятие аренды с выкупом (по рыночной стоимости).

С 1997 года предусмотрен ряд новых подходов, призванных улучшить ситуацию, прежде всего с бюджетными доходами от приватизации. Учитывая низкую бюджетную эффективность предшествующих массовых продаж, новый порядок приватизации опирается на хорошо подготовленные немногочисленные крупные сделки. Предпродажная подготовка с привлечением независимого финансового консультанта нацелена на максимальное поступление в бюджет (федеральный). Помимо продаж по индивидуальным проектам будут продаваться пакеты акций и недвижимость, по стандартным схемам, на коммерческих конкурсах с инвестиционными и социальными условиями. Предусмотрено также продолжить практику сдачи федерального имущества в аренду.

Крупнейшими сделками в 1997-1998 гг. Стали продажи пакетов акционерных компаний «Связьинвест», «Роснефть», ряда нефтяных компаний, выведенных для этого из запретительных списков. Возникли снова конфликты между потенциальными инвесторами, федеральными и региональными властями. Чтобы упорядочить процесс подготовки и проведения приватизационных сделок Мингосимущество РФ предусмотрело классификацию предприятий с той или иной степенью государственного участия и соответствующими ограничениями в приватизации. Выделяется 5 типов предприятий:

— региональные и национально-естественные монополии, в которых управление государственным пакетом осуществляет коллегия представителей государства (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и другие);

— акционерные общества, доминирующие на отдельном рынке и подлежащие реструктуризации в интересах формирования конкурентной среды. Такие общества контролируются путем закрепления в собственности государства контрольного пакета акций или «золотой акции»;

— акционерные общества, акции которых могут быть проданы в холдинги или другие объединения предприятий (в том числе и ФГП) с сохранением у государства «золотой акции»;

— акционерные общества, пакеты которых могут быть переданы в управление субъектам федерации;

— все остальные акционерные общества, акции которых могут быть проданы или выставлены на конкурсы по доверительному управлению.

В I квартале 1998 года пакеты акций, находящихся в федеральной собственности, по величине доли в уставном капитале акционерного общества распределились следующим образом: более 50% — 831 АО, от 25 до 50% — 2004 АО, до 25% — 1400 АО, «золотая акция» — 631 АО. Всего на начало 1998 года в России зарегистрирована 31 000 акционерных обществ.

| следующая лекция ==>
Пятый вопрос: Приватизация в пореформенной России | I Formation of the English national Language

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 405 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Приватизация в России.

Основой перестройки отношений собственности в переходный период является приватизация.

Приватизация (от лат. privatus – частный) – это передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

В современной России приватизация приняла широкий размах. Ее механизм был определен законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации:

Определены цели и формы приватизации.

Созданы две государственные структуры:

Комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом, в функции которых входила подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации.

Фонды имущества, которые осуществляли продажу имущества предприятий.

Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Основные цели приватизации в России:

Формирование слоя частных собственников-предпринимателей.

Создание конкурентной среды.

Содействие демонополизации экономики.

Финансовая стабилизация экономики (снижение бюджетного дефицита, темпов инфляции, сокращение государственной задолженности).

Повышение эффективности деятельности предприятий.

Привлечение иностранных инвестиций.

Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств приватизации.

Приватизация государственной собственности в России осуществлялась в следующих формах (формы приватизации):

Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых государственных предприятий всем гражданам России. В этих целях стоимость приватизируемых объектов (в ценах 1991 года) разделили на все население России и на каждого россиянина пришлось 10 000 рублей. На эту сумму каждому был выдан приватизационный чек (ваучер), который мог использоваться как платежное средство при приобретении объектов приватизации. Фактическая, с учетом инфляции, рыночная цена ваучеров оказалась значительно ниже их номинальной стоимости, и они не смогли создать условия для всеобщей, равноправной и справедливой приватизации посредством раздела государственной собственности.

Бесплатная передача собственности на имущество приватизируемых госдуарственных предприятий их трудовым коллективам. При таком способе приватизации имущество в денежной форме, преобразованное в доли, паи, акции, делилось между работниками предприятия.

Денежная приватизация предполагает:

Продажа государственной собственности по конкурсу или аукциону.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципальных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий (например, сохранение профиля предприятий, численности занятых на нем, условий труда и т.п.). Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять поставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий, при этом право собственности переходит покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.

Читайте так же:  Заявление на согласие на развод

Продажа акций предприятий (акционирование).

Акционирование само по себе не является приватизацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов акционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций (в руках государства, трудового коллектива или частных (внешних) инвесторов).

Полный или частичный выкуп государственного имущества, сданного в аренду.

В российской приватизации выделяются два этапа.

Первый этап – 1992 г. – первая половина 1994 г.

До середины 1994 г. приватизация осуществлялась путем обмена государственной собственности на ваучеры, бесплатно раздаваемые всем гражданам.

Приватизация большинства предприятий проходила по одной из трех моделей.

первая предусматривала передачу работникам (трудовому коллективу) 25% привилегированных акций, льготную продажу работникам 10% обыкновенных акций и возможность приобретения менеджерами еще 5% обыкновенных акций;

вторая давала возможность работникам право приобрести 51% акций;

согласно третьей модели группа менеджеров получала 30% акций предприятия после выполнения определенных обязательств перед государственными органами приватизации по инвестированию в предприятие, избавлению его от безнадежной задолженности.

На 70-75% предприятий трудовые коллективы выбрали вторую модель, которую еще называют «инсайдерской». Инсайдеры – члены трудового коллектива или администрации предприятия, реализующие права собственности во время приватизации и после нее.

Для этого периода была характерна «малая приватизация», которая охватила около 70% предприятий этой категории: предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме, посредством приватизационных чеков (ваучеров),

Всего было распространено среди 96% населения (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн. ваучеров номиналом в 10 000 рублей. Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую – за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих предприятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежали преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 года ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. начался второй этап, когда безвозмездная передача была прекращена и приобретение акций приватизируемых предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает очень вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в результате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособность населения.

Малая приватизация не достигла своей главной экономической и социальной цели – создать мощный средний класс, который во всех развитых странах является важнейшей опорой общества, гарантом его стабильного развития. При наличии в неаграрных секторах российской экономики в настоящее время около 1 млн. малых предприятий (по российскому законодательству к таковым причисляются в зависимости от отрасли предприятия с числом занятых, не превышающим от 30 до 100 работников) ни о каком крепком среднем классе не может быть и речи. Для сравнения отметим, что, например, в Польше данный показатель равен 2 млн. Причем в 1 млн. входят не только приватизированные, но и вновь созданные малые предприятия, которых в России крайне мало. А ведь именно малые предприятия, а не крупные фирмы и концерны, обеспечивают занятость большей части самодеятельного населения страны.

Тем не менее, важнейшими итогами приватизации были:

В сфере малой приватизации разукрупнение и коммерциализация торговли и сферы услуг способствовали созданию конкурентной среды.

Образование крупного частного и полугосударственного сектора, который, производя около 70 % российского ВВП, доминирует в экономике РФ.

Сложилась принципиально новая структура отношений собственности, появилось многообразие форм собственности.

Чешский путь приватизации.

Наиболее справедливым и взвешенным в социальном отношении, безусловно, оказался чешский путь купонной приватизации, который начался примерно с 1991 года (после разделения бывшей ЧСФР с 1 января 1993 г. на Чешскую и Словацкую Республики он последовательно претворялся в жизнь только в первой).

Все совершеннолетние граждане ЧСФР получили за административную пошлину в 1035 крон (тогда около 40 долл.) именные, не подлежащие свободной купле-продаже купонные книжки. Их владельцы имели возможность стать (как правило, через специально созданные инвестиционные фонды) обладателями солидных пакетов акций стоимостью (при удачном использовании книжек) до 70 000 крон. Купонная приватизация обеспечила довольно широкое «рассеивание» собственности среди различных слоев граждан, формирование значительного среднего класса как социальной опоры процессов рыночной трансформации и позволила избежать сколь-нибудь заметной криминализации большой приватизации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем, бесплатный характер распределения купонных книжек привел к тому, что в Чехии и Словакии приватизация не сопровождалась реальным накоплением капитала. В результате этого большинство крупных приватизированных предприятий, нуждавшихся с переходом на рельсы рыночной экономики в срочном санировании и модернизации, оказались без достаточных средств для этого (в убыточном состоянии). Во многом вследствие этих обстоятельств после достижения позитивных макроэкономических результатов Чехией в 1994-1996 гг. ее экономическое положение после 1997 г. осложнилось.

Источники


  1. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  2. Гуцол, В. В. Правовые основы Российского государства / В.В. Гуцол. — М.: Феникс, 2006. — 448 c.

  3. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
  4. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.
  5. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.
Периоды процесса приватизации в рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here