Основы транспортного и гражданского законодательства

Главное по теме: "Основы транспортного и гражданского законодательства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Теоретический вопрос

Понятие, структура транспортного законодательства

В силу определенных причин в процессе своего становления и развития транспортное законодательство сложилось в более или менее четкую систему нормативных актов, сгруппированных по сферам деятельности (перевозки грузов железнодорожным, морским, речным, воздушным, автомобильным транспортом, перевозка пассажиров и т.д.).

Система транспортного законодательства может быть подразделена на горизонтальную и вертикальную структуры. В основе первой лежат горизонтальные связи между элементами системы транспортного законодательства, обычно производные от характера взаимосвязей между составными частями предмета регулирования. Для вертикальной же структуры транспортного законодательства характерна взаимосвязь законодательного материала по другому признаку — по вертикальным, иерархическим связям между его элементами, по отношениям субординации.

По своему содержанию акты, входящие в горизонтальную и вертикальную структуры системы транспортного законодательства, делятся на кодификационно-комплексные и простые. К кодификационно-комплексным актам относятся такие акты, которые имеют своим предметом разнородные общественные отношения, что предполагает использование двух или нескольких юридических методов. Примером таких актов являются транспортные уставы и кодексы.

Простыми являются такие акты, которые не противоречат кодификационным актам и могут лишь уточнять, дополнять и конкретизировать их.

Например, такими актами на транспорте являются Правила перевозок грузов и пассажиров, действующие на каждом виде транспорта, которые уточняют и конкретизируют положения, закрепленные в транспортных уставах и кодексах.

В основе горизонтальной структуры транспортного законодательства лежит система законодательных актов, отличающихся большим разнообразием по содержанию и форме. Она регулирует вопросы, которые касаются всех видов транспорта (железнодорожного, речного, морского, воздушного, автомобильного). В эту систему входят законодательные акты самого высокого уровня: законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также акты об отдельных видах транспорта (железнодорожно-транспортное законодательство, внутренневодное транспортное законодательство, морское транспортное законодательство, воздушно-транспортное законодательство, автомобильно-транспортное законодательство).

Систему указанных актов возглавляет Гражданский кодекс Российской Федерации, гл.40, где регулируются положения, являющиеся общими для всех видов транспорта: понятие договора перевозки грузов и пассажиров; вопросы ответственности за утрату, порчу, недостачу и повреждение груза или багажа; порядок предъявления претензий и исков и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В системе горизонтальной структуры транспортного законодательства следует выделить законодательство, которое регулирует непосредственно вопросы об отдельных видах транспорта. Оно состоит из актов об управлении транспортными министерствами и ведомствами, их компетенции, структуре. В эту систему входят также кодификационно-комплексные акты, содержащие не только гражданско-правовые нормы, но и нормы других отраслей права. К ним следует отнести все транспортные уставы и кодексы, действующие в настоящее время на территории нашей страны. Это Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации 2003 г.; Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации 2001 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г.; Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г.; Устав автомобильного транспорта 1969 г.

В основе вертикальной структуры системы транспортного законодательства лежит иерархическое построение его нормативных актов.

Федеральное транспортное законодательство представляет собой единую взаимосвязанную подсистему гражданского законодательства. Ее составными элементами являются важнейшие акты, регулирующие транспортные отношения на всех видах транспорта. Как правило, эти акты принимаются Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Во главе отдельных системных образований транспортного законодательства стоят крупные кодификационные акты. Это транспортные уставы и кодексы. Остальные акты, входящие в эту систему, регулируют более частные вопросы и находятся в иерархической зависимости от такого крупного акта, хотя и принимаются и утверждаются одним и тем же органом. Особенно четко это можно проследить при изучении иерархического строения системы актов, регулирующих отношения на железнодорожном, морском и воздушном транспорте.

Основным актом в системе законодательства на железнодорожном транспорте является Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который регулирует отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров, ответственностью перевозчиков и клиентуры за нарушение транспортного законодательства. Вместе с тем следует отметить, что в Уставе урегулированы не все вопросы и его дополняет целый ряд нормативных актов.

Всего в настоящее время на железнодорожном транспорте действует целый ряд актов, которые регулируют и развивают отношения, не вошедшие в УЖТ РФ или регулируемые им недостаточно полно. Причем принимаемые акты, как правило, не противоречат Уставу железнодорожного транспорта.

Особое место в законодательстве о железнодорожном транспорте занимают Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд и другие ведомственные акты. Именно Правила перевозки грузов и Правила оказания услуг по перевозке пассажиров содержат конкретизирующие нормы. Правила перевозки грузов состоят из разделов, регулирующих вопросы перевозки всех видов грузов (от скоропортящихся до легкогорючих). Порядок их выдачи клиентуре и составления актов в случае неисправной перевозки грузов.

Следует обратить внимание на одну особенность, присущую Правилам перевозки грузов, которые будут разрабатываться, и действовать на всех видах транспорта. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации все разрабатываемые на различных видах транспорта Правила перевозок грузов должны после их утверждения соответствующим транспортным ведомством пройти обязательную государственную регистрацию в Министерстве юстиции.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов, как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа. Помимо указанного документа на морском транспорте действует целый ряд актов, которые посвящены урегулированию вопросов, не вошедших в Кодекс и требующих своего самостоятельного решения. Они, как правило, являются подзаконными актами.

Дальнейшая конкретизация положений, регулирующих перевозку грузов и пассажиров, производится Общими правилами морской перевозки грузов, пассажиров и багажа, которые более детально, чем Кодекс торгового мореплавания и действующие в его развитие акты, регулируют вопросы перевозки грузов, пассажиров и багажа между портами Российской Федерации и иностранными портами. Общие правила регулируют вопросы организации перевозок грузов, перевозку грузов, пассажиров, багажа и почты, перевозку в прямом смешанном сообщении с участием других видов транспорта, вопросы ответственности перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей.

Читайте так же:  Посмотреть дело в арбитражном суде по номеру

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на воздушном транспорте, является Воздушный кодекс Российской Федерации. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны Воздушный кодекс Российской Федерации регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты. Дальнейшее законодательное развитие отношений по перевозке грузов, пассажиров и багажа осуществляется актами более низкого уровня — указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Эти акты не противоречат Воздушному кодексу, развивают те положения, которые либо не получили достаточно четкого и полного урегулирования в Кодексе, либо не должны регулироваться Кодексом.

Федеральные авиационные правила утверждаются и вводятся в действие:

  • — Правительством Российской Федерации, если это определено Воздушным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации;
  • — Министерством обороны РФ — в области государственной авиации; Министерством транспорта РФ — в области гражданской авиации.

Таким образом, вертикальная структура системы нормативных актов на железнодорожном, морском и воздушном транспорте одинакова. Возглавляют эту систему кодексы (уставы), далее следуют, находясь с ними в отношениях внутренней субординации, акты, принятые высшим органом государственного управления, и, наконец, ведомственные акты, принятые транспортными министерствам.

Вертикальную структуру системы законодательства, определяющую отношения на речном транспорте, возглавляет Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который регулирует весь комплекс отношений с клиентурой, связанных как с перевозкой грузов, так и с перевозкой пассажиров. Указанный Кодекс утвержден в 2001 г. Помимо Кодекса внутреннего водного транспорта вопросы регулирования отношений при перевозке грузов речным транспортом отражены в нескольких актах, дополняющих и конкретизирующих те положения, которые установлены Кодексом.

Особое место, как и в законодательстве других видов транспорта, в системе законодательства, регулирующего отношения на речном транспорте, занимают Правила перевозки грузов и Правила перевозок пассажиров и багажа.

Основным законодательным актом, регулирующим перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте, является Устав автомобильного транспорта РСФСР.

Естественно, не все вопросы, связанные с перевозками грузов и пассажиров, нашли должное отражение в Уставе автомобильного транспорта РСФСР.

Целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации дополняет положения Устава, например: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации»; постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в сфере дорожного движения»; постановление Правительства Российской Федерации «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок» и другие.

Указанные постановления конкретизируют деятельность автомобильного транспорта при перевозке грузов, руководствуясь постановлениями Правительства Российской Федерации по этому вопросу. Дальнейшая конкретизация порядка перевозки грузов и пассажиров осуществляется в соответствии с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод, что под системой транспортного законодательства понимается построение нормативных актов в субординации, определяемой компетенцией издавших их органов, их содержанием и структурой. Структура транспортного законодательства является элементом системы транспортного законодательства, позволяющим наиболее полно раскрыть ее содержание. Чем более совершенны структура и система транспортного законодательства, тем яснее его содержание и легче его применение.

Глава 1. Основы транспортного права 9

Нормы права и законодательство 2

Становление транспортного права как комплексной отрасли 8

Правовые особенности транспортной деятельности 11

Концепция и структура, транспортного права 14

Глава 2. Связь транспортного права с другими отраслями права 21

Транспортные отношения в государственном праве 21

Транспортные отношения в административном праве 25

Транспортные отношения в муниципальном праве 34

Транспортные отношения в гражданском праве 37

Транспортные отношения в трудовом праве 45

Регулирование транспортных отношений уголовным правом 51

Транспортные отношения в международном праве 54

Транспорт и экологическое право 59

Глава 3. Состав и источники транспортного права различных видов транспорта 61

3.1. Дорожный транспорт 61

Глава 4. Правовое содержание основных видов транспортных отношений 71

4. Транспортные услуги 71

Перевозки пассажиров и багажа 72

Перевозки грузов 75

Перевозки почты 79

Транспортно-экспедиторские услуги 80

Государственные и муниципальные заказы на транспортные услуги и работы 82

Аренда, лизинг и прокат транспортных средств 84

Правовая защита потребителей транспортных услуг 87

Допуск к транспортной деятельности 88

Конкуренция и транспортные монополии 94

Транспортная деятельность граждан в личных целях 99

Страхование на транспорте 99

Глава 5. Развитие транспортного права 103

Основные направления развития федерального транспортного законодательства 103

Становление транспортного законодательства субъектов Российской Федерации

и совершенствование управления транспортом 106

5.3. Законодательная техника транспортного права 107

Приложение. Административные правонарушения, имеющие отношения к

осуществлению транспортной деятельностью (извлечения из КоАП РФ) 108

Транспортное право введение

Одним из принципиальных изменений в политической и социально-экономической жизни современной России является переход к правовому государственному устройству и правовому регулированию общественных отношений. «Для духовного величия Государства необходима не одна свобода, необходим порядок на основе права». 1 Во время господства командно-административной системы недостатки и «белые пятна» в области права устранялись применением принципа целесообразности с точки зрения господствовавшей идеологии и толкованием общественных отношений чиновниками. Правовое государство предполагает безоговорочный приоритет (диктат) норм прав перед любыми авторитетами и мнениями. Если норма права перестает удовлетворять общественным интересам, она сначала должна быть пересмотрена, а лишь затем возможно ее игнорирование.

В настоящее время в России происходит процесс построения правовой базы демократического государства. Необходимость создания такой базы обусловлена исторически. Правовое наследство командно-административного режима непригодно к использованию в современных и перспективных условиях. Сложившаяся правовая ситуация характеризуется как правовой вакуум. Если ранее отсутствие какой-либо необходимой нормы права часто подменялось «классовым самосознанием» или «руководящими и вдохновляющими указаниями», то ныне требуется полноценный правовой механизм, свободный от произвола и идеологических пристрастий.

Читайте так же:  Регистрация ип иностранным гражданином в рф

«Твердая государственная власть зиждется на уважении к закону; как бы хороши ни были законы, но там, где власть . . . сама будет относиться к ним поверхностно, где представители ее вместо осуществления закона будут действовать по своему произволу и злоупотреблять . . . властью, где гражданин будет знать, что норма деятельности определяется не законом . . ., а усмотрением лиц «власть имущих», там не может быть . . . истинного порядка и того, что составляет поддержку всякого общества — уважения к закону.» 2

Стройная и функционально достаточная система права — основной признак правового государства. В современной России созданы только отдельные фрагменты правового пространства. Верховенство закона, как регулятора отношений, закрепленное в Конституции Российской Федерации (далее — Конституция), должно найти конкретное воплощение в законодательстве, регулирующем все стороны жизни общества, в том числе и в области транспортных отношений. Но главное — право должно проникнуть в сознание людей, стать регулятором их поведения.

Сказанное в полной мере применимо к разнообразным, специфичным и до конца не исследованным отношениям, возникающим в транспортной отрасли, а также к отношениям, связанным с транспортной деятельностью физических лиц. Законодательное урегулирование таких отношений — актуальная задача. За годы реформ принято и введено в действие много новых нормативных правовых актов. Оценивая нормативно — правовую базу транспортного комплекса можно констатировать, что она, несмотря на ее незавершенность, коренным образом отличается от нормативно-правовой базы советского периода. Осуществление транспортной деятельности в новом правовом пространстве требует соответствующей подготовки руководителей и специалистов организаций транспортного комплекса.

При изучении транспортного права следует обратить внимание на особые роль и значение этой дисциплины в системе профессиональной подготовки руководителей и специалистов. Общеизвестно, какое значение в бывшем СССР придавали идеологической компоненте образования, занимавшей до трети учебного времени в вузах и техникумах. Объяснение этому факту очевидно — прежняя Россия была идеологическим государством советского социалистического типа. Нынешняя Россия — государство, прежде всего, правовое. Отсюда следует вывод о том, что ныне правовые знания по своей роли в жизни

1 Из Тронной речи Императора Николая II во время открытия Первой Государственной Думы Российской Империи 27.04.1906 (по ст. стилю).

2 А.Ф. Кони. Избранные произведения. М.: Юриздат, 1956. С.4.

общества имеют то же функциональное назначение, какое ранее имело овладение официальной идеологией.

Если ранее любой вопрос увязывался с установками съездов и пленумов, то теперь в каждом случае прежде всего следует четко установить правовые возможности и последствия принимаемых управленческих решений и совершаемых действий. Без овладения правовыми знаниями невозможно осуществление успешной хозяйственной деятельности. Управленец, в совершенстве овладевший методами менеджмента, экономического анализа, маркетинга и прочих специальных дисциплин, но не владеющий правовыми знаниями, неизбежно приведет корабль своего предприятия на рифы. Поэтому правовые знания служат фундаментом образования администратора и хозяйственника. Правовые знания -необходимое условие для успешной работы транспортной организации или индивидуального предпринимателя на рынке (разумеется, далеко не достаточное).

Транспортное законодательство: его система и структура.

Источник права— это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве.

Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

1. Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

2. ГК РФ. ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов. В настоящее время в России действуют ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», УЖТ от 10 января 2003 г., КТМ РФ, введенный в действие с 1 мая 1999 г., КВВТ РФ от 7 марта 2001 г., ВК РФ. Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

3. Федеральные законы, регулирующие деятельность транспорта. К таковым относятся:

· ФЗ от 30 июня 2003 г «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

· ФЗ от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»,

· ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,

· ФЗ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

4. По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить:

· Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации»,

· Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

5. Постановления Правительства РФ

· Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. № 116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования»,

· Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»,

· Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

6. Ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов.:

[1]

· Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте»,

Читайте так же:  Объясните суть понятия общественное движение

· Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. №356Т/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

7. Международные конвенции:

· Брюссельская конвенция «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г.,

· Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г.,

· Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.,

· Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г.,

Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

8. Обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются:

· Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС»,

· Правила Международной Торговой Палаты 1992 г. для транспортных документов на смешанную перевозку.

· Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования.

9. Некоторые авторы, на наш взгляд, ошибочно полагают, что источниками транспортного права являются судебные акты, в том числе постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ. С таким утверждением нельзя согласиться, ибо судья, который отходит от текста закона, становится законодателем. Ведь суд может только толковать законы и иные нормативно-правовые акты, но не создавать новые. Между тем постановления Пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности. К таковым, например, относятся:

· Постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»,

· Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8892 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Транспортное законодательство

Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).

Становление и развитие транспортного законодательства прошло как бы три этапа: административно-правовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой. Первый этап охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. В этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно-партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий. В эти годы возросла роль государственного планирования перевозок. В январе 1970 г. были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок. В транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестает быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.

Видео (кликните для воспроизведения).

К числу основных актов транспортного законодательства относятся*(34):

Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.*(35);

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.*(36);

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.*(37);

Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.

Естественно, что внедрение рыночных отношений в систему оказания транспортных услуг, развитие частного предпринимательства на транспорте создало необходимые предпосылки для разработки и принятия ряда специальных нормативных актов, регулирующих вопросы лицензирования перевозочной деятельности, ее коммерческую направленность. Для воздушного транспорта утверждены Федеральные авиационные правила лицензионной деятельности в области гражданской авиации*(38). Для морского транспорта Положение о лицензировании утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г.*(39)

_ 2. Виды транспортных договоров

1. Система транспортных договоров

2. Договоры об организации перевозок грузов

3. Договор перевозки грузов

4. Договоры перевозки пассажира и багажа

5. Договор буксировки

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9442 —

| 7325 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Транспортное законодательство

В ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне ФЗ.

К числу основных актов транспортного законодательства относятся:

— ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»

— Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;

[3]

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;

Читайте так же:  Плата за вывоз тбо законодательство

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ

— ФЗ РФ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

ü д-р перевозки груза

ü д-р перевозки пассажира с багажом / без багажа

ü д-р буксировки

ü д-р фрахтования (чартер)

ü д-р перевозки ТС общего пользования (отказ, если нет мест)

ü д-р му транспортными организациями – узловые соглашения

ü д-р об организации перевозок

Обязательства по перевозке грузов: понятие, виды, ответственность.

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки м. приобретать правовые формы:

ü заявок (заказов) нажелезнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте (грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок);

ü административно-плановых актов;

ü договор об организации перевозок (годовых, навигационных и т.д.) на любых видах транспорта применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. По своей природе он не является договором перевозки носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенные условия – объемы и сроки предоставления ТС и предъявления грузов, порядок расчетов и пр.

В транспортных уставах и кодексах договор об организации перевозок определяется не одинаково:

— на автомобильном транспорте это — годовой договор;

— на морском — долгосрочный договор;

— на внутренне-водном транспорте — навигационный;

— на воздушном — специальный.

Перевозчик за неподачу ТС для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных ТС несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (напр, ЖД при неподаче вагонов несут ответственность в виде штрафа).

Законодательством допускается ряд обстоятельств, освобождающих стороны за неисполнение обязательств: — непреодолимая сила; — иные явления стихийного характера; — военные действия; — прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях.

Договор перевозки грузов

— соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

· двусторонний — в договорных отношениях по перевозке груза участвуют 3 лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя очевидно, что договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором.

· Договор ПГ относится к договору в пользу третьего лица, позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности. При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза, а также по поводу просрочки в его доставке.

СТОРОНЫ:

1. транспортное предприятие (перевозчик) — КО или ИП имеющие право осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии

2.грузоотправитель — любые субъекты ГП

Предмет – услуги по доставке вверенных перевозчику грузов в пункт назначения. Эти услуги включают в себя: транспортировку грузов, хранение, выдачу получателю и др.

Продолжительность перевозки

(транспортное время) — это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

ФОРМА — Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент и др.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Составляет грузоотправитель и передает вместе с грузом перевозчику. Содержит вес сущ усл – предс-т письм форму

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза в целях обеспечения причитающихся ему платежей.

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Погрузка и выгрузка грузов осуществляется трансп. организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотр. договором, с соблюдением правил трансп. закон-ва. Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Трансп. организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответ. отправителем и получателем за их счет и в срок. В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

Внесение провозной платы и иных платежей является обязанностью грузоотправителя.

Доставка груза основная обязанность перевозчика. Он должен не только соблюсти срок давности, но и обеспечить сохранность груза.

[2]

В ходе транспортировки договор м. подвергаться изменениям 2 видов:

Читайте так же:  Законодательство о межевании земельных участков

ü грузоотправитель вправе изменить грузополучателя без изменения пункта назначения;

ü допускается изменение пункта назначения (переадресовка) с согласия перевозчика. Срок давности при этом меняется.

— По прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять и вывезти его. Это д.б. надлежащим образом оформлено. Получатель д.б. заранее уведомлен о прибытии груза. При нарушении сроков, получатель д. внести плату за хранение груза, в этом случае снимается ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную

ü транспортными уставами и кодексами,

ü соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Однако стороны м. повысить пределы их ответственности.

Виды ответственности:

Ø Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика. Ущерб возмещается перевозчиком лишь в размере

ü стоимости утраченного или недостающего груза

ü либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

Ø Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон. В этом случае перевозчик уплачивает штраф. К категории таких операций относятся:

— своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

— отправка груза с территории станции, порта, аэропорта в сроки, предусмотренные правилами перевозки или договором;

— обеспечение перевалочных работ при смешанных перевозках;

— информирование грузополучателя о прибывающем или о прибывшем в его адрес грузе;

— своевременная разгрузка вагонов, судов, контейнеров, если это входит в обязанности перевозчика.

Ø Общая и частная авария

К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, относящиеся к общей аварии, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей аварии. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.

Ø Ответственность за неподачу ТС или за их неиспользование. Стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных ТС, если это произошло вследствие:

1. непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений)

2. военных действий;

3. прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

4. в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30 дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8892 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Энциклопедия будущего адвоката: моногр. ; КноРус — М., 2012. — 1000 c.

  2. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.

  3. Грудцына Л. Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России; Деловой двор — М., 2012. — 352 c.
  4. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.
  5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. — М.: Издательство Юридического института, 2012. — 608 c.
Основы транспортного и гражданского законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here