Основные тенденции развития земельного законодательства

Главное по теме: "Основные тенденции развития земельного законодательства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Представители Совета Федерации считают необходимым сформулировать концепцию развития земельного законодательства

robert_s / Shutterstock.com

Не исключено, что Правительство РФ разработает концепцию развития земельного законодательства, которая определит его системные изменения. Такую рекомендацию планирует дать кабмину Совет Федерации – это содержится в проекте рекомендаций к парламентским слушаниям «Тенденции и проблемы развития земельного законодательства», которые прошли вчера.

Какие именно положения войдут в концепцию – пока неясно, но она, как предполагают сенаторы, должна решить существенные проблемы земельного законодательства, а именно разнонаправленность и противоречивость вносимых в него изменений. Как поясняется в материалах к парламентским слушаниям, в большинстве случаев принимаемые законы направлены на решение узких проблем, в связи с чем в законодательство вносится значительное количество изменений. И Земельный кодекс, как отмечают эксперты, становится крайне сложным, перегруженным и в конечном итоге недоступным для понимания лиц, не обладающих специальными юридическими знаниями.

Разнонаправленность изменений можно обосновать тем, что земля как объект правоотношений многофункциональна. Как напомнил директор департамента недвижимости Минэкономразвития России Алексей Бутовецкий, она одновременно воспринимается и как природный ресурс, и как объект недвижимости, и как средство производства в сельском и лесном хозяйстве (ст. 1 Земельного кодекса РФ). Следовательно, нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения, тесно связаны с другими отраслями законодательства – гражданской, градостроительной и природоресурсной. И по оценке сенаторов, одновременная корректировка перечисленных отраслей законодательства без анализа практики применения ранее вносимых изменений может негативно сказаться на регулировании земельных отношений, а заодно – на экономическом, инвестиционном и социальном климате страны.

Немаловажно также и то, что изменения в земельное законодательство вносятся разными госорганами. «Земельная политика в настоящее время представляет собой разнонаправленные ведомственные активности, – заявила директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда. Минсельхоз России пишет одно, другие ведомства – другое, и мы в итоге видим законодательный акт, которым пользоваться нельзя».

Кроме того, каждое новое изменение земельного законодательства на федеральном уровне существенно влияет на условия работы региональных и муниципальных властей. По мнению представителей Совета Федерации, каждая новая редакция Земельного кодекса РФ вызывает неоднозначное толкование при применении на уровне исполнительной и муниципальной власти. А согласно расчетам аналитического управления Аппарата верхней палаты парламента, поскольку любая поправка в федеральный закон, регулирующий земельные отношения, влечет за собой необходимость корректировки региональных и муниципальных актов, в итоге в масштабах страны в законодательство вносятся десятки тысяч поправок. Причем необходимость изменения, например, нескольких тысяч административных регламентов, может вызвать одна точечная поправка земельного законодательства. Это связано с тем, что земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

По данным экспертов, за 16 лет действия Земельного кодекса РФ в него внесли 119 изменений. Такие темпы корректировок, считают сенаторы, усложняют правоприменение. К этому мнению присоединилась общественный омбудсмен по кадастрам и земельно-имущественным отношениям Уполномоченного при Президенте РФ по правам предпринимателей Марина Карпова. «Хочется, чтобы мы отказывались от принятия срочных непроработанных законопроектов, пусть лучше никакого регулирования не будет, чем будет плохое регулирование. Потому что мы его исправляем очередным законопроектом и доводим все до абсурда», – отметила она.

Как ожидается, концепция развития земельного законодательства должна как раз задать вектор его изменений. Она, по мнению сенаторов, должна соответствовать задачам и принципам устойчивого социально-экономического развития государства в том числе на долгосрочную перспективу. Таким образом можно будет сохранить логику и смысл самого земельного законодательства, считают представители Совета Федерации. «Одна из задач заключается в том, чтобы взять Земельный кодекс РФ, взять законодательство о стратегическом планировании и в этих основных законах учесть основные направления и тенденции дальнейшего развития государственного управления земельными ресурсами в Российской Федерации. Для того, чтобы стратегии пространственного развития Российской Федерации и ее субъектов были основаны на конкретных планах развития и освоения земельных ресурсов. И чтобы земля рассматривалась не как арифметическая сумма земельных участков, зон, территорий и так далее, а именно как общий ресурс социально-экономического развития наряду с финансовыми, инвестиционными, информационными и человеческими ресурсами», – подчеркнула заведующая отделом природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Елена Галеновская.

Однако, что парадоксально, совершенствование земельного законодательства требует в том числе внесения разнонаправленных и не связанных друг с другом изменений в действующие акты. Дело в том, что к числу требующих внимания вопросов участники парламентских слушаний отнесли, в частности:

  • разграничение государственной собственности на землю;
  • повышение эффективности государственного земельного надзора;
  • установление и изменение видов разрешенного использования земельных участков;
  • вовлечение в сельскохозяйственное производство неиспользуемых угодий;
  • защиту прав собственников земельных долей и целый ряд других.

Нетрудно заметить, что перечисленные вопросы касаются различных направлений земельных отношений, и чтобы их решить, необходимо будет внести именно точечные изменения в законодательство. Следовательно, как обратила внимание Елена Галеновская, от необходимости постоянного корректирования действующих норм законодателю уйти не получится.

Готовящиеся рекомендации Совета Федерации затронут и некоторые другие проблемы совершенствования земельного законодательства. Так, по оценке экспертов, целесообразно будет принять дополнительные меры по созданию единого и доступного для всех заинтересованных лиц информационного ресурса, содержащего актуальные данные об используемых свободных земельных участках. Наряду с этим, в частности, планируется повысить эффективность комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных сельскохозяйственных участках, усовершенствовать механизм изъятия земель для государственных или муниципальных нужд, установив четкие границы допустимого вмешательства государства в право частной собственности.

«Тенденции и проблемы развития земельного законодательства»

Рекомендации

Исходя из вышеизложенного, участники парламентских слушаний предлагают:

4. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в субъектах Российской Федерации федеральных бюджетных учреждений, осуществляющих землеустроительную деятельность.

Читайте так же:  Получение свидетельства о расторжении брака по решению суда

5. Рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопрос о совершенствовании градостроительного и земельного законодательства в части, касающейся проведения комплексных кадастровых работ.

6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации активизировать работу по разработке и принятию нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на реализацию норм федерального земельного законодательства в части вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7. Рекомендовать Государственному университету по землеустройству:
усилить земельно-правовую подготовку бакалавров и магистров, обучающихся по направлению «землеустройство» и «кадастры»;
организовать в университете подготовку бакалавров-юристов земельно-правового профиля.

8. Направить рекомендации парламентских слушаний в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, Государственный университет по землеустройству.

[1] Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственном кадастре недвижимости“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Развитие земельного законодательства 1917-1990 гг.

Анализ развития земельного законодательства в довоенный и послевоенный периоды. Идеи и подходы нового развития земельного законодательства России, основные тенденции его эволюции. Расширение правового регулирования и реформирования земельных отношений.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 02.07.2013
Размер файла 46,2 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Регулирование земельных отношений в период проведения реформы, начиная с 1990 года. Рассмотрение правовых основ реформирования. Изучение этапов формирования земельного рынка в Российской Федерации. Особенности земельных отношений в настоящее время.

контрольная работа [26,9 K], добавлен 28.11.2015

Земельные отношения их характеристика и особенности. История становления и развития земельных отношений и земельного законодательства в Беларуси. Особенности исторических изменений в 1917-1937 годах и 1968-1990 годах, сравнительная характеристика.

реферат [33,6 K], добавлен 22.01.2009

Этапы развития земельного законодательства Беларуси, основные реформы. Признание земли объектом гражданского оборота. Развитие буржуазных отношений. Политика коллективизации. Стремление государства облечь земельные отношения в рыночные условия экономики.

реферат [21,5 K], добавлен 17.09.2012

Метод земельного права — совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Целевое назначение земель Российской Федерации. Субъекты и объекты земельных отношений. Основные принципы земельного законодательства.

презентация [1,0 M], добавлен 14.03.2011

Понятие и классификация источников земельного права. Нормативно-правовые акты как основной источник земельного права. Проблемы развития российского земельного законодательства. Передача арендованного земельного участка в субаренду в пределах срока аренды.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 27.11.2009

Объекты земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Особенности дисциплинарной ответственности за нарушение земельного законодательства в Республике Беларусь.

реферат [22,3 K], добавлен 22.01.2009

Общая характеристика правовой охраны земель. Основные виды и признаки земельных правонарушений. Содержание и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства РФ. Государственный земельный контроль на примере Пермского края.

курсовая работа [41,6 K], добавлен 24.01.2011

Принципы конституционно-правового регулирования. Характеристика регулирования земельных отношений в России. Взаимосвязь норм земельного, гражданского и административного законодательства. Принцип разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами.

реферат [38,2 K], добавлен 29.11.2010

Изменения в законодательстве, нормативные правовые акты и новеллы земельного права, связанные с введением Земельного Кодекса России. Порядок введения и переходные положения. Пути совершенствования правового регулирования в сфере земельных отношений.

дипломная работа [73,8 K], добавлен 28.12.2015

Основные виды и признаки земельных правонарушений, влекущих юридическую ответственность правонарушителей. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Порядок привлечения правонарушителей к ответственности.

курсовая работа [26,9 K], добавлен 28.08.2008

научная статья по теме СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Цена:

Авторы работы:

[3]

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2010, № 1, с. 70-76

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И РАЗВИТИЕ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗЕМЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2010 г. И.А. Иконицкая1

В Российской Федерации общественные отношения, объектом которых является земля, регулируются двумя отраслями законодательства -земельным и гражданским.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Земельного кодекса РФ 2001 г. земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Пункт 3 данной статьи предусматривает, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством. Таким образом, отношения, объектом которых является земля, распадаются на две группы: отношения по охране земель как природного ресурса и имущественные отношения, объектом которых является индивидуально определенный земельный участок.

Если обратиться к содержанию Земельного и Гражданского кодексов РФ, то можно констатировать, что применительно к имущественным отношениям ЗК РФ дает понятие земельного участка, раскрывает содержание права собственности и иных прав на землю (как вещных, так и обязательственных), основания их возникновения и прекращения, определяет особенности купли-продажи земельных участков.

Читайте так же:  Пропущен срок принятия наследства - порядок восстановления

Что касается ГК РФ, то в нем помимо определения видов вещных прав на земельные участки содержится специальная глава, посвященная праву собственности и другим вещным правам на землю, правовому регулированию продажи недвижимости, аренды, в том числе и земельных участков. Таким образом, налицо дублирование правового регулирования однотипных отношений в различных актах, что на определенном этапе привело к противоречиям Гражданского и Земельного ко-

1 Заместитель директора Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

дексов, на практике вызывавшим значительные затруднения. По большей мере они были устранены путем внесения в 2007 г. соответствующих изменений в ГК РФ, касавшихся последовательного проведения в жизнь одного из принципов земельного законодательства, закрепленного в п. 5 ст. 1 ЗК РФ, — единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов. Согласно указанному принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Это — первый шаг к воплощению в российском законодательстве концепции «единого объекта» недвижимости, широко распространенной в законодательстве западных стран. Однако, принимая во внимание современные экономические и правовые реалии, закрепление указанного принципа в современном законодательстве России представляется невозможным2.

В настоящее время ведется активная работа по модернизации ГК РФ, принятого в 1994 г.

Россия только вставала на путь рыночной экономики, была провозглашена частная собственность на землю, которая включалась в гражданский оборот. Тем не менее регулирование гражданско-правовых отношений по поводу имущества, составляющего основу гражданского оборота (земля и иные природные ресурсы), практически находилось вне Гражданского кодекса. Учитывая, что на современном этапе после введения в действие гл. 17 ГК РФ данные отношения регулируются также Земельным кодексом, возникает проблема определения соотношения этих двух отраслей законодательства.

Указом Президента РФ «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»3 от 18 июля 2008 г. Совету по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ было поручено разработать

2 Подробно см.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе. М., 2004. С. 19-21.

3 См.: Собрание законодательства РФ. 2008. № 29. (Ч. 1). Ст. 3482.

Концепцию развития гражданского законодательства Российской Федерации и проектов федеральных законов о внесении изменений в ГК РФ.

В преддверии разработки данной Концепции представителями науки гражданского права на доктринальном уровне был сделан ряд предложений, связанных с развитием гражданского законодательства, направленного на активизацию гражданского оборота земельных участков при реформировании вещных прав на землю. А это неразрывно связано с внесением весьма серьезных изменений в Земельный кодекс РФ и последующей кодификацией земельного законодательства.

Хотелось бы обратить внимание на два основных направления предлагаемых изменений: а) внесение существенных дополнений в ГК РФ, связанных с определением и содержанием видов вещных прав на земельные участки при одновременном исключении соответствующих разделов из ЗК РФ; б) изменение видов вещных прав на земельные участки.

Рассмотрим эти предложения под углом зрения дальнейшей судьбы Земельного кодекса РФ и тех последствий, которые могут иметь место на практике.

обязательственных прав на земельные участки, а также их защиту, предусмотренную в гл. ПЫХ ЗК РФ, не обоснованна и не отвечает юридической природе земельного права. Признавая необходимость изменения норм ГК РФ при модернизации правового регулирования земельных отношений, проф. Е.А. Суханов предлагает полностью исключить из ЗК РФ подавляющее большинство правил, содержащихся в гл. Ш-ГХ, и перенести их в соответствующие разделы ГК РФ4.

Аналогичной позиции придерживается и В.В. Чубаров, также предлагающий нормы гражданского права, содержащиеся в ЗК РФ 2001 г. (за исключением норм о приватизации земельных участков как носящих временный характер), в законодательном порядке из него изъять и перенести в ГК РФ. При этом в качестве «базовой» для перенесения норм, содержащихся в гл. III, IV, VII-IХ ЗК РФ, могла бы быть использована гл. 17 «Право собственности и иные вещные права на землю» ГК РФ. Не исключается также размещение отдельных норм в иных главах (например, в гл. 15 «Прекращение права собст-венности»)5.

Представляется, что урегулирование имущественных отношений, объектом которых являются земельные участки, при условии учета требований публично-правового характера в ГК РФ является логичным, тем более что, в частности, особенности купли-продажи земельных участков, предусмотренные в ст. 37 ЗК РФ, являются в определенной степени надуманными и могут быть отнесены и к иным объектам недвижимости. Установленные в ст. 27 данного Кодекса ограничения оборотоспособности земельных участков не соответствуют п. 2 ст. 129 ГК РФ.

Однако при реализации указанных предложений следует предусмотреть те последствия, которые непосредственно будут связаны с кодификацией земельного законодательства, и в первую очередь с судьбой Земельного кодекса РФ.

При реализации указанных предложений из ЗК РФ исключается почти половина содержащихся в нем статей. Следовательно, в таком законодательном акте, как Кодекс, остается лишь 51 статья. При этом отметим, что правовое регулирование осуществления таких функций государственного

4 См.: Суханов Е.А. Проблемы совершенствования кодификации российского гражданского законодательства // В кн.: Актуальные вопросы российского частного права. М., 2008. С. 20-21, 23-24.

5 См.: Чубаров В.В. Кодификация российского земельного законодательства (Взгляд с позиций частного права) // В кн.: Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М., 2008. С. 302, 306.

управления земельным фондом, как мониторинг, землеустройство, государственный кадастр, государственный, контроль, имеет сугубо рамочный характер при отсылке к более детальному регулированию либо к законодательным актам РФ, либо к постановлениям Правительства РФ, либо к законодательным актам городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сказанное в равной мере относится и к регулированию правового режима отдельных категорий земель.

Возникает вопрос: может ли правовой акт, содержащий рамочное регулирование соответствующих отношений, быть признан кодексом?

Мировая история кодификации различных отраслей законодательства свидетельствует о различных подходах к кодификации той или иной отрасли права. В частности, при признании общего правила о «кодифицируемости» любой отрасли права остается вопрос: существуют ли отрасли права, которые в виде исключения кодифицировать нежелательно?6

При этом, по нашему мнению, также следует принимать во внимание количество статей, предмет кодификации и степень детализации правового регулирования соответствующих отношений в таком правовом акте, как кодекс7.

Читайте так же:  Незаконное проникновение в нежилое помещение ук рф

Весьма важным, как представляется, является определение степени детализации правового регулирования соответствующих отношений в таком законодатель

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Комплексное изучение отдельных стран и регионов»

БОБЫЛЕВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, КОЗЫРЬ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, ЛИСИЦЫН-СВЕТЛАНОВ АНДРЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, УСТЮКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА — 2008 г.

Видео (кликните для воспроизведения).

БОБЫЛЕВ А.И., КОЗЫРЬ М.И., ЛИСИЦЫН-СВЕТЛАНОВ А.Г., УСТЮКОВА В.В. — 2008 г.

научная статья по теме ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ФОМИНА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Теория аграрного, земельного, экологического права

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

[1]

1. В контексте данной темы ставится задача обозначить определённые тенденции в правовом регулировании земельных отношений в России или, точнее, тенденции, которые характеризуют сущностные аспекты этого регулирования, а также уяснить степень взаимосвязи (взаимозависимости) данных тенденций и тенденций мирового развития, определяемых современным процессом так называемой общей глобализации.

Соответственно данной задаче представляется необходимым отметить некоторые аспекты «юридической» глобализации, составляющей один из элементов «общей» глобализации, что может позволить выявить степень взаимосвязи тенденций в правовом регулировании земельных отношений в России с конкретными «требованиями», предъявляемыми современной глобализацией к государственно-правовой сфере.

В историческом плане универсализация правовых систем, правовых форм организации и функционирования различных государств есть естественно-исторический, закономерный процесс их развития. Объективную основу этого процесса составляет то положение, как установил в начале прошлого века В. Шмаков, что «стремясь к одной и той же цели, люди не только постигали те же самые идеи, законы и принципы, но и выражали их в тех же самых мыслях, а сплошь и рядом даже в тех же самых словах. Единство сущности создаёт единство формы. »1.

Данное положение объясняет значение традиций, возможность и целесообразность ис-

1 Шмаков В. Священная книга Тота. Великие Арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. Киев, 1993. С. 397.

пользования исторического опыта в различных сферах деятельности, объясняет, в частности, воздействие римского права на правовые системы средневековья и Нового времени, рецепцию римского права рядом европейских государств и, в свою очередь, — его воздействие через посредство европейских гражданских кодексов, в основе которых лежит римское право, на правовые системы других стран. (Рецепция Германского гражданского уложения, например, принятого в 1896 г. и вступившего в силу в 1900 г., была произведена Японией в 1898 г.; Швейцарского гражданского кодекса -Турцией в 1927 г.).

Значение римского права, не утраченное и в настоящее время, обусловлено его непревзойдённым профессиональным авторитетом. Римское право, что общепризнанно, предлагает оптимальные правовые формы решения вневременных проблем. Воздействие римского права на процесс универсализации правовых систем «в планетарном масштабе» не исключает «естественности» данного процесса, поскольку использование его формул осуществляется в каждую эпоху конкретным государством на основе самостоятельного осознания необходимости и меры их использования, т.е. на добровольной основе.

Современная глобализация, затрагивающая в той или иной мере все сферы общественных отношений в планетарном масштабе, рассматривается как новое явление в истории человечества.

Существует множество исследований (зарубежных и российских авторов), касающихся различных аспектов данного явления. Основной (дискуссионной) проблемой остаётся выявление сущности современной глобализации.

В целях уяснения условий, создаваемых данной глобализацией, в контексте которых предполагается рассмотреть тенденции развития земельного законодательства Российской Федерации, необходимо предварительно обозначить некоторые положения, которые, как представляется, характеризуют сущностные черты современной глобализации, как «нового явления».

По мнению многих исследователей, современная глобализация носит, прежде всего, экономический характер. В экономической литературе даётся объяснение современной глобализации с точки зрения её объективной обусловленности.

В данном аспекте глобализация есть объективный процесс развития мировой экономики, закономерно вытекающий из достигнутого уровня развития производительных сил, уровня развития новейших технологий и других сфер человеческой деятельности. Глобализация есть, следовательно, фаза развития мирового хозяйства, основанного на товарной сущности воспроизводственного процесса. Базис современной глобализации составляет интернационализация воспроизводственного процесса, что означает вынос воспроизводственного процесса в целом или его части за национальные рамки с целью достижения оптимальности затрат и максимализации прибыли.1

В целом ряде исследований обосновывается, что актуализация в конце ХХ — начале ХХ1 вв. проблем глобализации, развертывающейся на данной экономической (объективной) основе, отражает интересы ведущих индустриально-развитых стран мира, транснациональных компаний, финансовых корпораций, национальных международных организаций и других агентов данного уровня. (Соответственно в реальности современная глобализация существует в параметрах данных интересов, выступает как вестернизация или американизация)2.

Процесс современной глобализации детерминируется, прежде всего, экономическими

1 Перская В.В. Глобализация и государство. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 29-37.

2 Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005. С. 6, 25, 29, 31, 39, 127, 128; Лунеев В.В. Эпоха глобализации и преступность. М.: Наука, 2007. С. 18.

целями указанных стран и транснациональных структур. Для обеспечения достижения этих целей ставится задача управления данным процессом, задача создания транснациональной системы экономических отношений, управляемой из центров, свободных от власти национальных государств.3

Глобализация в данном варианте в отличие от глобализации как естественно-исторического, стихийного процесса рассматривается как насильственная, как управляемая глобализация, и в этом смысле как «искусственная»4.

Обозначенная общая направленность современной глобализации объясняет и концептуальную установку «управляющих структур» относительно глобализации в сфере государства и права в параметрах данного общего направления. Особое внимание уделяется национальному государству.

Многими международными организациями, а также исследователями современной глобализации утверждается, что глобальные экономические процессы, по мере их «нарастания», последовательно отодвигают национальные экономики, что глобальные процессы совсем или почти не поддаются государственному регулированию. Поэтому в целях урегулирования процесса экономической глобализации все большая часть национального суверенитета (суверенитета национальных государств) должна быть перераспределена между локальными, региональными и всемирными институтами.5 Предлагается, таким образом, «двуединая» модель, направленная на реализацию идеи, отрицающей государство, — «глобализация-локализация». «Идея» требует передачи национальным государством своих властных (суверенных) полномочий надгосударственным структурам (ТНК, МВФ, ЕС, ВТО и др.) и, одновременно, децентрализации государственной власти, «распределения государственной власти между структурными единицами государства.6

Читайте так же:  Где восстановить документы на приватизацию квартиры

3 Глобализация и перспективы современной цивилизации. М., 2005. С. 17, 18, 54, 55.

4 Там же. С. 6, 25, 30, 31.

5 Глобализация: сущность, проблемы, перспективы: Сборник статей. М.: Книга и бизнес, 2003. С. 45-46.

6 Лунеев В.В. Глобализация и преступность (тезисы доклада на Московском юридическом форуме «Глобализация, государство,

В исследованиях, посвящённых современной глобализации, даются различные оценки данного императива. Это естественно, поскольку, как принято считать, социальному познанию свойственна зависимость содержания социального знания от позиции познающего, определяемой рядом факторов.

Можно отметить, прежде всего, прямо противоположный изложенному императиву подход к решению проблем глобализации в государственной сфере, обоснованный с позиций экономической науки.

Так, по мнению В.В. Перской, глобализация не исключает того факта, что мировое хозяйство в условиях глобализации есть система национальных хозяйств, обладающих свойствами устойчивости и самовоспроизводства. Глобализация не устраняет доминирующего значения национального экономического и политического интереса каждого государства в решении глобальных задач. Соответственно единственной силой, способной противостоять негативным последствиям интернационализированного воспроизводственного процесса, основанного на товарно-денежных отношениях, и направить этот процесс по пути формирования социально ориентированного общества, может быть национальное государство.

Изменение системы организации международного регулирования мирового хозяйства в условиях глобализации также не может не основываться на повышении эффективности и роли национального государства, способного выполнить сложные задачи общемирового развития с учётом национальной специфики и культурно-духовного наследия, традиций населяющих его народов. Национальное государство в современном мировом хозяйстве является, следовательно, своего рода базисным звеном, основой для последующего выстраивания и выработки механизмов регулирования развития мирового хозяйства. Таким образом, лишь совершенствование межгосударственного механизма регулирования глобализации как фазы современного этапа развития товарного производства способно обеспечить баланс на-

право. ХХ1 век». 22-24 января 2003 г.) // Государство и право. 2003. С. 115-118.

циональных и глобальных интересов.1

Аналогичная оценка значимости национального государства в условиях современной глобализации с юридической точки зрения даётся и в ряде юридических работ.

Соответственно данной оценке В.С. Нерсесянц подчёркивал, что развёртывание процесса глобализации «без должного учета жизненных интересов всех вовлеченных в него народов и стран, соблюдения их национально-государственного суверенитета в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права . » не может быть плодо-творным.2

Участие России в управлении процессами глобализации требует, следовательно, «обоснованных эффективных юридических форм выражения, защиты и реализации интересов России в современном быстроизменяю-щемся и противоречивом мире.»3. При этом, направления и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Государство и право. Юридические науки»

УСТЮКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА — 2009 г.

БРИНЧУК МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, ДУХНО НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, УСТЮКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА — 2012 г.

Основные тенденции развития земельного законодательства Беларуси

Большое влияние на развитие законодательства о земле Беларуси имели Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года. В

Основные тенденции развития земельного законодательства Беларуси

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

С января 2009 года вводится в действие новый Кодекс о земле, закрепивший на законодательном уровне принцип единства судьбы земельного участка и капитального строения, расположенного на нем, расширивший перечень лиц — собственников земельных участков, отменивший в отношении граждан Республики Беларусь требование о постоянном проживании на территории республики, утвердивший аукционный порядок приобретения земельных участков в собственность и аренду.

В целом основными тенденциями белорусского земельного законодательства современного периода являются стремление государства облечь земельные отношения в рыночные условия экономики, изменение отношения к земле, понимание ее двоякого статуса как природного объекта и недвижимого имущества. Именно поэтому законодатель отменяет исключительную собственность государства на землю и она вновь становится предметом гражданско-правовых сделок.

Современное состояние земельного законодательства Республики Беларусь обусловлено богатым опытом, наработками предыдущих поколений законодателей. Исключение земли из гражданского оборота в советские годы позволило глубже понять и отразить в нормативных актах специфику земли как объекта природы, которая в настоящее время учитывается при совершении сделок с землей.

. Пичета, В.И. Аграрная реформа Сигизмунда Августа в Литовско-Русском государстве / В.И. Пичета. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 548 с.

. Сырых, Е.В. Земельное право: учеб. для вузов / Е.В. Сырых. — 2-е изд. — М.: Юстицинформ, 2005. — 336 с.

. Назаренко, В.И. Земельные отношения и рынок земли / В.И. Назаренко, Г.И. Шмелев. — М.: Памятники ист. мысли, 2005. — 292 с.

Современное земельное законодательство Российской Федерации

Современная земельная реформа

Правовая основа земельной и аграрной реформ в России сначала базировалась на нормах Конституции РСФСР, в которую вносились дополнения и изменения (1990 -1993гг.), т.е. до принятия новой Конституции РФ (12 декабря 1993г.). За этот же период было принято немало законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных актов, регулирующих земельные и аграрные отношения.

Таким образом, в развитии правовой основы реформ следует различать два важнейших этапа:

первый этап — когда они развивались на базе ранее действовавшей Конституции РСФСР 1978г.;

второй этап — когда были приняты на референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция РФ и новый ГК РФ (1994 г.).

Оба этапа характеризуются острейшей борьбой по вопросам реформ, собственности на землю, форм хозяйствования на ней.

В указанную правовую основу входят три группы законодательных и иных правовых актов. Во-первых, земельная и аграрная реформы осуществлялись и осуществляются на основе законодательства о приватизации, собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности, банках, налоговой системе, об акционерных обществах, антимонопольной деятельности, о банкротстве, об инвестиционной деятельности, о залоге и т.д. Их общие положения, естественно, распространяются и на регулирование земельных и аграрных отношений. Во-вторых, поскольку земельная реформа неразрывно взаимосвязана с аграрной реформой, земельно-правовые нормы находят свое место и в аграрно-правовых актах: о социальном развитии села; о деятельности АПК; о крестьянских (фермерских) хозяйствах, сельхозкооперативах; об их экономической поддержке и др. В-третьих, основное значение имеют специальные земельно-правовые акты.

Читайте так же:  Заочное голосование собственников жилья как проводится

Поскольку, как уже отмечалось выше, современный период земельных преобразований в России принято делить на два этапа, то соответственно на каждом из них ставились и решались конкретные, характерные для того или иного этапа цели и задачи, что не могло не отразиться на преобладании того или иного вида деятельности.

Так, суть преобразований на первом этапе сводилась к переходу от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); приватизации земли; децентрализации права государственной собственности на землю и государственного управления земельными ресурсами.

О частной собственности юридических лиц пока вопрос не ставился, к этому также пришли в ходе реформ. Право землепользования (постоянное и временное) граждан и юридических лиц полностью сохранялось. Была поставлена цель дальше закрепить и развивать новую форму права на землю — право пожизненного наследуемого владения землей, а также шире развивать аренду земли, как самостоятельное более демократическое и доступное право на землю, отличное от права пользования (заключение договора аренды, арендная плата за землю и т.д.).

Цели второго этапа — улучшение использования земли, укрепление новых хозяйственных формирований на земле и подъем сельскохозяйственного производства.

Из прошедших более 10 лет, в течение которых идет процесс реформирования земельных отношений, наиболее успешным принято считать 2001 г. В этом году были приняты правительственные варианты следующих документов:

о введении в действие норм главы 17 ГК РФ (№ 45-ФЗ от 16. 04.2001);

федерального закона «О землеустройстве» (№ 78-ФЗ от 18.06.2001);

федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (№ 101-ФЗ от 17.07.2001).

Земельного кодекса РФ (№ 136-ФЗ от 25.10.2001). Законопроект «Об оценке земель» так и не стал пока федеральным законом.

По мнению ряда экспертов, к числу основных причин успеха нового состава федеральной власти в деле проведения земельной реформы, следует отнести, прежде всего, достигнутые «договоренности» с представителями большинства властных структур регионов о поддержке законодательных инициатив центра. Это обеспечило поддержку многих законодательных инициатив центральной власти в Госдуме и Совете Федерации.

Благодаря созданию такой специализированной нормативной правовой базы, по всей России удалось создать земельные комитеты, начавшие осуществлять контроль за землепользованием. 26 июня 1999 года Правительством РФ было подписано постановление о реализации федеральной целевой Программы «Развитие земельных реформ в РФ на 2000-2002 годы».

Программа не была нацелена на внесение изменений в структурную и инвестиционную политику государства, включая инфраструктуру экономики. Эффективность программы выражается в улучшении макроэкономических показателей экономического роста, а также в социальной и экологической сферах, в частности, путем создания необходимых условий для введения государственного земельного кадастра, ипотечного кредитования, формирование инфраструктуры рынка земли и т.д. Это позволит привлечь источники негосударственных инвестиционных ресурсов и вложить их в улучшение земель, мелиоративное и дорожное строительство, хозяйственное обустройство и многое другое.

Реализация мероприятий Программы в целом по России должна была дать экономический эффект в размере более 150 млрд. рублей. Финансирование мероприятий по реализации Программы осуществлялось из двух источников. Это средства, поступающие от платы за землю в федеральный и республиканский бюджеты. Средства из федерального бюджета направлялись, прежде всего, на выполнение картографо-геодезических, землеустроительных и кадастровых работ. Из республиканского бюджета финансировались все остальные мероприятия, предусмотренные Программой.

В конечном счете программа должна была дать возможность наладить достоверный учет земельных участков и землепользователей, создать условия для цивилизованного оборота земель, сформировать постоянно обновляемый банк данных плательщиков за землю и многое другое.

В связи с тем, что Земельным кодексом регулируется оборот лишь около 2,5% земель Российской Федерации, важная роль в земельном законодательстве отводится специальному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», принятый Государственной Думой 25 июня 2002г. и вступивший в силу 25 января 2003г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность (ст.1).

Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается.

Совершенствование перераспределения земель и землеустройства в сельскохозяйственных организациях даст возможность упорядочить землепользование, прежде всего, в сложившихся хозяйствах, с точки зрения прав на землю, что будет способствовать более эффективной их работе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Принятый в 2001г. Земельный кодекс РФ и Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2002г. составляют законодательное ядро современной земельной реформы в России. Сегодня на повестку дня поставлен вопрос о разработке и принятии Федерального Закона о финансовом оздоровлении и реформировании сельскохозяйственных организаций и предприятий аграрно-промышленного комплекса, что позволит экономически обеспечить внутреннее единство земельного законодательства. Это даст крестьянам возможность после реструктуризации их долгов реально участвовать на земельном рынке.

Источники


  1. Братановский, С. Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. — М.: Приор-издат, 2003. — 174 c.

  2. Образцов, В.А. Криминалистика. Курс лекций; М.: Право и закон, 2011. — 448 c.

  3. Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле. Набор из 8 открыток. — М.: Изогиз, 2016. — 297 c.
  4. Гришаев, П.И. Немецко-русский юридический словарь / П.И. Гришаев, Л.И. Донская, М.И. Марфинская. — М.: РУССО, 2016. — 622 c.
  5. ред. Яблоков, Н.П. Криминалистика: Практикум; М.: Юристъ, 2011. — 575 c.
Основные тенденции развития земельного законодательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here