Оплата коммунальных услуг арендатором нежилого помещения

Главное по теме: "Оплата коммунальных услуг арендатором нежилого помещения" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Как арендатору уплачивать коммунальные платежи по договору аренды помещения

Арендатор может возмещать расходы по оплате коммунальных услуг арендодателю, который самостоятельно оплачивает счета, выставленные ресурсоснабжающими организациями.

Кроме того, арендатор может напрямую оплачивать коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, если заключит с ними соответствующие договоры. Но у него должна быть техническая возможность для этого: доступ к энергосетям и приборам учета потребления энергии.

Закрепите выбранный порядок оплаты коммунальных услуг в договоре аренды. Если он не согласован, арендатор должен возместить арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг.

Возмещение расходов арендодателя на коммунальные услуги

Если арендодатель самостоятельно заключает договоры на оказание коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями (РСО) или региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, он и оплачивает такие услуги. В этом случае арендатор возмещает арендодателю соответствующие расходы.

Чтобы документально оформить порядок возмещения расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, согласуйте его в тексте договора или приложении к нему.

Вы можете предусмотреть различные варианты возмещения расходов. Они могут включаться в состав арендной платы:

  • в фиксированном виде;
  • в виде переменной части.

Кроме того, вы можете согласовать, что расходы на коммунальные услуги не включаются в состав арендной платы, а уплачиваются арендодателю отдельно.

[1]

Коммунальные платежи включены в состав арендной платы в фиксированном размере

В таком случае стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется, а количество потребленных арендатором услуг не рассчитывается.

По сути вы заранее фиксируете сумму коммунальных платежей, определяя ее исходя из примерного объема потребления коммунальных услуг. На эту сумму вы увеличиваете арендную плату. Коммунальные услуги оплачивает арендодатель. При этом арендатор, уплачивая арендную плату, тем самым компенсирует арендодателю и оплаченные последним коммунальные расходы.

Рекомендуем прямо указать в договоре, что расходы на оплату коммунальных услуг входят в состав арендной платы. Это позволит арендатору избежать риска оплачивать коммунальные услуги дополнительно. Дело в том, что арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ). В расходы на содержание имущества включаются в том числе затраты на оплату коммунальных услуг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Ежемесячная арендная плата по договору составляет 300 000 (триста тысяч) руб. и включает стоимость коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами), потребленных арендатором за месяц.

Почему арендодателю может быть невыгоден фиксированный размер коммунальных платежей

Данный вариант не всегда выгоден арендодателю, поскольку при росте стоимости коммунальных услуг ему, скорее всего, будет проблематично оперативно обеспечить соразмерное увеличение размера арендной платы. Для этого нужно, как правило, договориться с арендатором. По соглашению сторон условия о размере арендной платы могут изменяться чаще одного раза в год, в том числе и в случае, когда договором это не предусмотрено (п. 21 Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73). А в одностороннем порядке арендодатель сможет изменить размер арендной платы, только если законом, иным правовым актом или предпринимательским договором ему предоставлена такая возможность (п. 2 ст. 310 ГК РФ). При этом сделать это он сможет не чаще одного раза в год (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).

Кроме того, размер оплаты некоторых коммунальных услуг зависит от количества потребления, которое заранее трудно предусмотреть. Поэтому может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются его выплатами.

Коммунальные платежи установлены в виде переменной части арендной платы

В этом случае арендная плата будет состоять из постоянной (фиксированной, основной) и переменной (дополнительной) частей. Постоянная часть — плата за пользование арендованным имуществом, а переменная часть — расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором. Последние рассчитываются на основании, например, показаний индивидуальных приборов учета (в частности, расходы на холодное и горячее водоснабжение). Также такие расходы могут определяться пропорционально арендуемой площади (если в арендуемом помещении отсутствуют приборы учета).

Вариант с выделением переменной части довольно удобен. Он позволяет обеим сторонам избежать необоснованных расходов, поскольку стоимость коммунальных услуг будет меняться в зависимости от размера тарифов и (или) количества потребляемых услуг.

Переменная часть арендной платы составляет сумму, равную стоимости коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами), потребленных арендатором за месяц.

Указанная сумма определяется на основании акта расчета переменной части согласно данным счетов ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оплата переменной части арендной платы производится на основании счета, выставляемого арендодателем, с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Арендатор оплачивает счет в течение 5 (пяти) рабочих дней после его получения.

Коммунальные платежи не включаются в состав арендной платы, а уплачиваются арендодателю отдельно

В таких случаях, как правило, размер расходов зависит от объема фактически потребленных коммунальных услуг. Стороны могут ежемесячно составлять акты, в которых будет фиксироваться количество потребленных арендатором электричества, воды, тепла.

Рекомендуем прописать в договоре порядок расчета стоимости коммунальных услуг.

Если помещение, занимаемое арендатором, обеспечено отдельными приборами учета расхода коммунальных ресурсов (воды, электричества, тепловой энергии), сумма возмещения должна рассчитываться на основании показаний этих приборов.

Если в помещении нет приборов учета, размер возмещения можно определить в виде процента от общей суммы расходов арендодателя на коммунальные услуги пропорционально площади, занимаемой арендатором.

Рекомендуем также включить в договор условие о том, что арендодатель должен в определенный срок предоставить арендатору счета, на основании которых последний должен производить оплату.

Ежемесячная арендная плата составляет 200 000 (двести тысяч) руб. без учета стоимости коммунальных услуг.

Арендатор отдельно оплачивает арендодателю стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором за месяц.

Указанная стоимость определяется в следующем порядке:

  • расходы на электроэнергию, водоснабжение, водоотведение — согласно показаниям соответствующих приборов учета расхода коммунальных ресурсов;
  • расходы на отопление — 12% от общей стоимости отопления здания согласно проценту занимаемой арендатором площади.

Вы можете заключить отдельное соглашение о порядке участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию и определить в нем количество и стоимость необходимой арендатору электроэнергии. Такое соглашение не является договором энергоснабжения, а составляет часть договора аренды (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). Несмотря на то, что в указанном акте рассмотрено соглашение, касающееся электроэнергии, полагаем, что вывод суда распространяется и на другие коммунальные услуги. Это связано с тем, что нормы об энергоснабжении, как правило, применяются и к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, водой (ст. 548 ГК РФ).

Заключение арендатором договоров с ресурсоснабжающими организациями

Вы можете с согласия арендодателя заключить договор непосредственно с РСО и оплачивать коммунальные услуги им. Если арендатор заключит с РСО такие договоры, арендодатель не будет участвовать в формировании и истребовании платы за коммунальные услуги. Это практически исключает риск возникновения спора между сторонами договора аренды по поводу количества или стоимости потребленных коммунальных услуг.

Чтобы установить такой порядок оплаты коммунальных платежей, согласуйте в договоре:

  • обязанность арендатора заключать договоры с РСО;
  • виды коммунальных услуг, которые арендатор будет потреблять по таким договорам;
  • обязанность арендатора оплачивать коммунальные услуги путем перечисления средств напрямую РСО.
Читайте так же:  Гпк представительство в суде по устному ходатайству

Кроме того, в интересах арендодателя предусмотреть неустойку за неисполнение арендатором обязанности заключить договоры с РСО. Это позволит снизить риск финансовых потерь на случай, если арендатор не заключит договоры и не оплатит коммунальные услуги. Дело в том, что в отсутствие договора между арендатором и РСО, заключенного в соответствии с законом и договором аренды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе) помещения (ст. 210 ГК РФ, Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2015), утвержденный Президиумом ВС РФ 26.06.2015). Если арендатор не заключит договор с РСО, то он должен возместить арендодателю все понесенные им убытки в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных арендатором с момента передачи ему помещения (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

Арендатор в течение месяца с момента регистрации договора аренды обязуется заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на снабжение арендуемого помещения электрической энергией.

Оплата потребленной электрической энергии производится арендатором в соответствии с договором, заключенным с ресурсоснабжающей организацией.

В случае нарушения срока заключения такого договора по вине арендатора он уплачивает неустойку в размере 0,1% от ежемесячного размера арендной платы за каждый день просрочки. Если в связи с отсутствием указанного договора арендодатель понесет расходы по оплате электрической энергии, потребленной арендатором, последний обязан эти расходы возместить.

При каких условиях арендатор может заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями

Учтите, что арендатору сложно будет заключить договор с РСО. Такой договор возможен, если это позволяет инженерно-техническое оснащение здания (помещения), например наличие у арендатора доступа к энергосетям и приборам учета потребления энергии. Дело в том, что обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является одновременное наличие у абонента (потребителя энергии) (п. 2 ст. 539 ГК РФ):

  • отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования;
  • возможности обеспечить учет потребления энергии.

Данные требования применяются по общему правилу к договорам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения (п. 4 ст. 539, ст. 548 ГК РФ).

Должен ли арендатор возмещать коммунальные расходы, если в договоре не определен порядок оплаты коммунальных услуг

В таком случае арендатор должен возместить арендодателю расходы на оплату коммунальных услуг. Это связано с тем, что их оплата относится к расходам на содержание имущества, которые несет арендатор в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ.

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Оплата коммунальных услуг арендатором нежилого помещения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Имеет ли право арендодатель включать в арендную плату расходы арендатора на коммунальные услуги (электро- и теплоэнергию, водоснабжение), плату за услуги связи, за техническое обслуживание пожарной сигнализации без соответствующих лицензий и согласований с ресурсоснабжающими организациями, а также расходы на оплату санитарно-эпидемиологических мероприятий в отношении арендованного имущества (все платежи включены в состав арендной платы в фиксированном размере, о чем указано в договоре аренды)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обеспечение арендодателем сдаваемых в аренду помещений электроэнергией, теплом, водоснабжением, связью, техническим обслуживанием пожарной сигнализации, санитарно-эпидемиологическими мероприятиями не может рассматриваться как сделки, направленные на оказание услуг, не требует лицензирования и согласования с ресурсоснабжающими организациями. Включение в арендную плату стоимости данных услуг не противоречит законодательству.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Постоянная и переменная части арендной платы;
— Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Данилова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

27 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

С 1 сентября вводятся новые правила расчета платы за коммунальные услуги

1 сентября вступают в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — новые Правила). Данные правила регулируют отношения между собственниками жилых домов или помещений в жилых домах и организациями, предоставляющими коммунальные услуги (управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями). В соответствии с новыми Правилами уже с 1 сентября изменится порядок расчета платы за коммунальные услуги.

Большая часть новых Правил повторяет нормы, установленные действующими в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее — старые Правила). Однако вводятся и новые нормы. О некоторых из них расскажем более подробно.

Коммунальные услуги на общедомовые нужды

Новыми Правилами установлено, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают коммунальные услуги, предоставляемые непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и отдельно — коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в таком доме (далее — коммунальные услуги на общедомовые нужды) (п. 40 новых Правил). Таким образом, с 1 сентября в платежном документе, направляемом пользователю, должны быть отдельно выделены сумма к оплате за коммунальные услуги, предоставленные непосредственно в жилом (нежилом) помещении, и сумма к оплате за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Напомним, в старых Правилах была установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальные ресурсы, доведенные до границы сетей, входящих в состав общего имущества (абз. 2 п. 7 старых Правил). Однако в платежном документе не выделялись отдельно коммунальные услуги на общедомовые нужды, а также не были установлены отдельные формулы для расчета платы за такие услуги.

По новым Правилам размер платы за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом (нежилом) помещении, будет рассчитываться практически в таком же порядке, как это было предусмотрено старыми Правилами.

А вот для оплаты каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды новые Правила устанавливают свой порядок расчета. К таким услугам новые Правила относят холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление.

Если в доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учета коммунальной услуги, то оплата за соответствующую услугу будет рассчитываться исходя из показаний данного прибора. Если же такой прибор не установлен, то в основу расчета будет положен норматив потребления, устанавливаемый органами госвласти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»). Ресурсоснабжающая организация будет начислять для исполнителей сумму к оплате за весь многоквартирный дом.

Читайте так же:  Как узнать, где похоронен человек

При этом конечный потребитель обязан будет вносить только ту часть платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого собственника рассчитывается исходя из отношения площади его жилого (нежилого) помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений.

Расчет суммы к оплате будет зависеть от двух факторов:

— установлен ли коллективный (общедомовой) прибор учета той или иной коммунальной услуги;

— установлены ли индивидуальные или общие (квартирные) приборы учета в жилых (нежилых) помещениях в данном доме.

Проще всего конечная плата за пользование коммунальными услугами определяется, если все помещения в многоквартирном доме оснащены индивидуальными приборами учета. В этом случае искомая сумма будет высчитываться исходя из разницы между показаниями общедомового прибора учета и всеми показаниями индивидуальных приборов учета. Сложнее всего вычислить сумму к оплате, когда часть помещений оснащена приборами учета, а другая не оснащена. Тогда для расчета платы в отношении помещений, оборудованных приборами учета, будет использоваться реально потребленный объем коммунальной услуги, а для необорудованных — норматив потребления, утвержденный органами госвласти субъектов РФ.

Заключение договора о предоставлении коммунальных услуг

Новыми правилами гораздо подробнее урегулирован порядок и условия заключения договора на поставки коммунальных услуг потребителям. В зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом (п. 2 ст. 161 ЖК РФ) условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в таком доме могут содержаться в трех возможных документах (п. 9 новых Правил):

— в договоре управления многоквартирным домом, если дом управляется управляющей организацией. Исполнителем по договору будет управляющая организация;

— в договоре о предоставлении коммунальных услуг, если дом управляется товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, либо иным специализированным потребительским кооперативом. Такие договора заключаются между ТСЖ (кооперативом) и каждым собственником жилых (нежилых) помещений в доме;

— в договоре о предоставлении определенного вида коммунальных услуг (электроснабжения, теплоснабжения и т.д.), заключаемом каждым собственником с ресурсоснабжающей организацией, если в качестве формы управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме. В этом случае для упрощения процедуры заключения договоров собственники жилых помещений могут уполномочить какое-либо лицо обратиться в ресурсоснабжающую организацию для заключения в письменной форме договора в отношении всех собственников (п. 26 новых Правил).

В п. 19 новых Правил перечислены сведения, которые должны включаться в договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг.

Отметим, что потребитель может заключить подобный договор не только в письменной форме, но и путем совершения действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п. 6 новых Правил). Особо подчеркивается, что потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Сама процедура заключения договора о предоставлении коммунальных услуг регламентирована Новыми правилами детально, включая правила урегулирования разногласий и правила предоставления недостающих документов.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

В соответствии с новыми Правилами изменится порядок ограничения или приостановления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты.

Напомним, что по старым Правилам исполнитель мог приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг, если у потребителя возникла задолженность, превышающая три месячных размера платы за одну или несколько коммунальных услуг, и не было достигнуто соглашение о погашении такой задолженности. Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг было возможно через месяц после направления потребителю письменного предупреждения (п. 80 старых Правил).

Данный порядок в целом сохранится, однако в него будут внесены некоторые изменения. Так, будет возможно приостановление или ограничение представления только той услуги, в отношении которой имеется задолженность (п. п. 117 — 119 новых Правил). Например, за задолженность по оплате электроэнергии нельзя будет ограничить потребление холодной воды или газа.

В новых Правилах также установлено, что если потребитель не оплачивает коммунальные услуги полностью, то исполнитель обязан учитывать задолженность по каждому виду коммунальных услуг отдельно. В ситуации, когда пользователь вносит частичную оплату, исполнитель обязан распределять полученные средства по всем видам услуг пропорционально размерам платы за каждый из них.

Размер задолженности в целях ограничения или приостановления поставки услуги, как и по старым Правилам, будет рассчитываться исходя из нормативов потребления, даже если у потребителя установлен прибор учета.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нежилое помещение в многоквартирном доме

Новые Правила, в отличие от старых, распространяют свое действие не только на граждан, но и на юрлица и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками нежилых помещений в многоквартирных домах. Для них за некоторыми исключениями устанавливается такой же порядок взаимодействия с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, что и для граждан

Исключение, установленное п. 18 новых Правил, состоит в том, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме может самостоятельно заключать договоры об обеспечении любыми коммунальными ресурсами непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. При этом в новых Правилах нет оговорки о том, что вариант заключения договора зависит от избранного способа управления многоквартирным домом.

Если собственник нежилого помещения заключает такой договор напрямую с ресурсоснабжающими организациями, то на него, так же как и на собственников жилых помещений, ложится обязанность предоставлять исполнителю (как правило, это управляющая компания) данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных за расчетный период.

Отметим, что для нежилого помещения устанавливаются такие же правила расчета платы за коммунальные услуги, как и для жилого, но только при условии, что нежилое помещение оборудовано прибором учета услуг.

Если же нежилое помещение таким прибором не оборудовано, то плата за коммунальные услуги для него будет определяться иначе. Для жилого помещения, не оборудованного приборами учета, объем потребленных услуг определяется исходя из нормативов потребления, а для нежилого — исходя из расчетного объема коммунального ресурса (п. 43 новых Правил).

Впрочем, для определения расчетного объема коммунального ресурса все равно необходима информация о показаниях прибора учета хотя бы за три месяца (п. 59 новых Правил). Если же нежилое помещение никогда не оборудовалось прибором учета либо такой прибор работал менее трех месяцев, то для определения расчетного объема коммунального ресурса применяются расчетные способы, установленные либо в договоре между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией, либо в соответствии с законодательством о водоснабжении, электроснабжении и газоснабжении.

Рассрочка уплаты и перерасчет при временном отсутствии потребителя

Новые Правила устанавливают норму, позволяющую оплатить коммунальные услуги в рассрочку в случае значительного увеличения размера платы за услугу. Если сумма, начисленная к оплате за коммунальную услугу, на 25 процентов превышает сумму, начисленную за ту же услугу за аналогичный период прошлого года, то исполнитель будет обязан в одном платежном документе отразить два возможных способа оплаты данной услуги (п. 72 новых Правил).

Потребитель вправе по своему усмотрению оплатить предоставленную услугу либо единовременно, либо в рассрочку. Новые Правила устанавливают фиксированный размер подобной рассрочки: плату за коммунальную услугу нужно будет вносить равными долями в течение 12 месяцев, включая месяц, начиная с которого предоставляется рассрочка. При этом за предоставленную рассрочку взимаются проценты, максимальный размер которых не может превышать размер ставки рефинансирования ЦБ РФ на три процента и более. У потребителя, оплачивающего коммунальную услугу в рассрочку, также есть право в любой момент досрочно погасить оставшуюся часть задолженности.

Читайте так же:  Может ли гражданская жена претендовать на наследство

Если потребитель воспользовался правом оплатить коммунальные платежи в рассрочку, то такую же рассрочку и на тех же условиях обязана предоставить исполнителю соответствующая ресурсоснабжающая организация.

Отметим, что рассрочка потребителю не предоставляется, если увеличение платы вызвано увеличением постоянно или временно проживающих в помещении потребителей.

Новыми Правилами также изменен порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Как и ранее, такой перерасчет будет возможен только в случае, если у потребителя не установлен индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета.

Во-первых, новый порядок перерасчета касается только той части коммунальных платежей, которую потребитель уплачивает за услуги, предоставленные непосредственно в жилое помещение. Коммунальные платежи на общедомовые нужды перерасчету не подлежат.

Во-вторых, установлены формальные требования к документам, подтверждающим временное отсутствие потребителя по месту постоянного жительства. Теперь такие документы должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем) и заверены печатью такой организации, а также должны иметь регистрационный номер и дату выдачи. Данное требование не распространяется только на проездные билеты и иные документы, подтверждающие факт использования проездного документа. Сам перечень документов был открытым и ранее, однако в новых Правилах он был дополнен тремя новыми документами:

— справка учебного заведения;

— справка консульского учреждения;

— справка дачного, садового, огороднического товарищества.

В-третьих, установлены сроки, в которые потребитель вправе обратиться за перерасчетом коммунальных платежей. Он может сделать это либо до начала периода временного отсутствия (тогда перерасчет производится на срок до шести месяцев, который можно продлить еще на полгода), либо в течение 30 дней после окончания временного отсутствия.

Расходы на оплату коммунальных услуг и иные расходы на содержание арендованного здания, сооружения, помещения

В соответствии со ст. 616 ГК РФ к обязанностям по содержанию арендованного имущества относится поддержание его в исправном состоянии, а также проведение капитального и текущего ремонта. Выполнение указанных обязанностей связано с несением соответствующих расходов обязанной стороной.

Бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ). В силу специальных норм ст. 616 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, расходы по содержанию арендованного имущества несет арендатор, за исключением расходов на капитальный ремонт, возложенных на арендодателя.

Нормы ст. 616 ГК РФ диспозитивны, поэтому стороны вправе самостоятельно определить, кто будет нести расходы на оплату коммунальных услуг и иные затраты на содержание имущества. Например, они могут быть полностью или в части возложены на арендодателя.

[2]

Примеры формулировки условия:

«Арендатор несет расходы по оплате коммунальных услуг, за исключением услуг по _______________, которые оплачиваются арендодателем».

«Все расходы на содержание имущества по настоящему договору несет арендодатель».

Если условие о возложении на арендодателя полностью или в части расходов на оплату коммунальных услуг и иных расходов по содержанию имущества не согласовано

В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор несет все расходы, за исключением затрат на проведение капитального ремонта.

Расходы на оплату коммунальных услуг, потребляемых арендатором здания, сооружения, помещения

При аренде здания, сооружения, помещения арендатор пользуется коммунальными услугами: электро-, водо- и теплоснабжением и т.д. Оплата указанных услуг согласно судебной практике относится к расходам на содержание имущества, которые несет арендатор в силу п. 2 ст. 616 ГК РФ.

Стороны могут включить в договор аренды положение о том, что арендатор обязуется самостоятельно заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, оплату которых он будет производить, перечисляя средства напрямую этим организациям.

Пример формулировки условия:

«Арендатор обязуется заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на снабжение арендуемого имущества коммунальными услугами и оплачивать предоставляемые по ним услуги».

Однако если арендатор в нарушение такого условия не заключит договор, то плата за потребленные коммунальные услуги будет взыскана с арендодателя как собственника имущества. Это обусловлено тем, что бремя содержания имущества в силу ст. 210 ГК РФ несет его собственник. Что касается предусмотренной в п. 2 ст. 616 ГК РФ обязанности арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет его текущий ремонт и нести расходы на его содержание, то она установлена в отношениях с арендодателем, а не с ресурсоснабжающей организацией, которая не является стороной договора аренды. Данный подход поддержан Президиумом Верховного Суда РФ.

Таким образом, если в договоре предусмотрена обязанность арендатора заключить договор с ресурсоснабжающей организацией, то арендодателю целесообразно согласовать также условие об ответственности арендатора за невыполнение данной обязанности.

Пример формулировки условия:

«Если арендатор не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, то он обязан возместить арендодателю все понесенные им убытки в связи с оплатой коммунальных услуг, потребленных арендатором с момента передачи ему объекта».

Расходы на оплату коммунальных услуг при аренде нежилого помещения в многоквартирном доме

При включении в договор аренды нежилых помещений в многоквартирном доме условия о том, что арендатор обязан заключить договор с исполнителем коммунальных услуг, ресурсоснабжающей организацией и напрямую оплачивать коммунальные услуги, необходимо учитывать следующее.

Если арендатор не выполнит согласованную обязанность и не заключит договоры о предоставлении коммунальных услуг, но при этом такие договоры будут у арендодателя (например, с управляющей компанией, которая является исполнителем коммунальных услуг), возникает вопрос: с кого в пользу поставщиков ресурсов (управляющей компании) должна быть взыскана стоимость потребленных арендатором услуг — с него самого или с арендодателя? В судебной практике сложилось два подхода в разрешении этого вопроса.

Один из них заключается в том, что в отсутствие у арендатора заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией обязанность по внесению платы за коммунальные услуги их поставщикам несет в силу ст. 210 ГК РФ собственник имущества (арендодатель), если иное не предусмотрено законом или договором. Арендодатель обязан предоставить имущество, пригодное для использования по назначению (п. 1 ст. 611 ГК РФ). Поскольку пользование арендуемым помещением предполагает и потребление коммунальных ресурсов, арендатору необходим доступ к ним. Обеспечивает его арендодатель как собственник имущества, и именно он несет бремя по их оплате перед исполнителями указанных услуг.

Данную позицию поддержал Президиум ВАС РФ, разъяснив, что норма п. 2 ст. 616 ГК РФ, устанавливающая обязанность арендатора по содержанию имущества, регулирует отношения сторон по договору аренды и не влечет его обязанность оплачивать расходы на содержание в пользу третьих лиц. Аналогичная позиция сформирована Верховным Судом РФ, который указал, что предусмотренная в п. 2 ст. 616 ГК РФ обязанность установлена в отношениях с арендодателем, а не с исполнителем коммунальных услуг или с ресурсоснабжающей организацией, не являющимися стороной договора аренды.

Ранее существовал и другой подход, в соответствии с которым арендатор обязан оплачивать коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации не только в силу добровольного принятия на себя обязательства по заключению с ней договора, но и исходя из п. 2 ст. 616 ГК РФ. Суды указывали, что данная норма устанавливает правовое регулирование отношений как между арендатором и арендодателем, так и между арендатором и третьими лицами по поводу использования переданного имущества. Суды считали, что в понятие «содержание имущества», используемое в п. 2 ст. 616 ГК РФ, входит оплата арендатором коммунальных услуг, перечисляемая их исполнителям и ресурсоснабжающим организациям. На этом основании удовлетворялись требования о взыскании платежей в пользу поставщиков коммунальных ресурсов в соответствии с нормами об обязательствах, возникающих из неосновательного обогащения (гл. 60 ГК РФ).

Читайте так же:  Порядок оплаты коммунальных услуг по законодательству

Для того чтобы возложить на арендатора обязанность по оплате коммунальных услуг, стороны могут заключить дополнительное соглашение к договору арендодателя с управляющей компанией, которое подпишет и арендатор. Из этого соглашения должно следовать, что воля всех его сторон направлена на исполнение арендатором обязанности по оплате коммунальных расходов и тем самым изменяется правило, установленное ст. 210 ГК РФ. На возможность заключения такого соглашения также указал Президиум ВАС РФ в Постановлении от 21.05.2013 N 13112/12.

Расходы на содержание общего имущества при аренде помещения в многоквартирном доме

При аренде помещения в многоквартирном доме может возникнуть вопрос о том, каким образом распределяются расходы на содержание общего имущества дома. В этой связи стороны должны учитывать следующее.

Арендодатель заинтересован в том, чтобы указанные расходы нес арендатор помещения. Некоторые суды признают правомерным согласование такого условия. Другие придерживаются противоположного подхода. Неправомерность включения в договор условия о возложении на арендатора расходов по эксплуатации и содержанию общего имущества многоквартирного дома подтверждена Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 17.04.2012 N 15222/11, в связи с чем есть основания полагать, что в дальнейшем именно на эту позицию будут опираться суды при рассмотрении дел со сходными обстоятельствами.

В обоснование неправомерности возложения на арендатора помещения в многоквартирном доме расходов по содержанию его общего имущества суды указывают, что арендодатель, являющийся собственником помещения, в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ) обязан нести расходы по содержанию общего имущества. К расходам арендатора они не относятся.

Расходы, связанные с содержанием арендованного имущества в надлежащем противопожарном состоянии с соблюдением соответствующих норм и правил

Если стороны определят в договоре, что в обязанности арендатора входит содержание арендуемого имущества в надлежащем противопожарном состоянии с соблюдением соответствующих норм и правил, то арендатор будет нести возникшие расходы.

Несмотря на то что согласно договору аренды обязанности по соблюдению требований противопожарной безопасности возложены на арендатора, к административной ответственности за их несоблюдение может быть привлечен арендодатель — собственник имущества. Как отмечается в судебной практике, передача имущества в аренду не освобождает собственника от выполнения публичной обязанности соблюдать правила пожарной безопасности в принадлежащих ему помещениях. Возложение на основании договора на арендатора указанной ответственности перед арендодателем не освобождает последнего от ответственности перед государством за нарушение правил пожарной безопасности.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в частности, кроме собственника имущества также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор.

Если обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности возложена на арендатора, то он может быть привлечен к административной ответственности за их нарушение. Существует судебная практика, согласно которой арендодатель в этом случае не может быть привлечен к ответственности перед государством.

Следует иметь в виду, что арендатор может быть признан субъектом административного правонарушения в связи с нарушением требований пожарной безопасности и в случае, когда в договоре отсутствует условие о распределении между сторонами обязанностей по соблюдению указанных требований (см. Постановление ФАС Центрального округа от 20.08.2013 по делу N А64-5611/2012).

Рекомендуем ознакомиться:

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить

именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта . Или позвоните нам по телефонам:

Может ли арендатор оплачивать коммунальные услуги за арендодателя напрямую

По договору аренды арендатор оплачивает коммунальные услуги напрямую но от лица арендодателя.

Related Articles

Если после покупки квартиры я продаю долю в

Могутли спесать пристовы долг с почты банк

На сколько выдается шоферская справка

Между арендодателем и арендатором был заключен договор аренды нежилого помещения. Дата окончания срока аренды нежилого помещения — 31.01.2015. По ранее действовавшему между сторонами договору на оказание коммунально-эксплуатационных услуг арендатор возмещал арендодателю его затраты на коммунальные услуги, предоставляемые ресурсоснабжающими организациями на основании договоров, заключенных с арендодателем.В связи с заключением указанного договора аренды и обязанности арендатора содержать полученные по акту приема-передачи помещения между арендодателем и арендатором был заключен договор на оказание коммунально-эксплуатационных услуг сроком до 31.01.2015.

Глава 33. коммунальные платежи при аренде

Арендатор, возмещающий арендодателю расходы за коммунальные услуги, имеет право учесть суммы такой компенсации при налогообложении прибыли (п.
8 Методических рекомендаций по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, письмо УМНС по г.

Москве от 23.08.02 N 26-12/39149 и др.). При этом следует иметь в виду, что все такие расходы должны быть подтверждены документально с указанием потребленных ресурсов желательно как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии.

    Оплата услуг в составе арендной платы В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы.

Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Арендатор оплачивает коммуналку за арендодателя напрямую

При этом уплачиваются они в рамках арендных отношений независимо от того, заключается отдельный договор на их уплату либо такое условие содержится в договоре аренды. 33.1.2.2. “

КОММУНАЛКА” ОПЛАЧИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА Расчеты между арендодателем и арендатором за коммунальные услуги нередко производятся на основании посреднических договоров, в частности, договора комиссии или агентского договора (ст.

ст. 990, 1005 ГК РФ). Условие о посреднических отношениях между сторонами можно включить и в договор аренды, потому что организации свободны при заключении договора и могут заключать договор, содержащий элементы различных договоров (ст. 421 ГК РФ). В данном случае арендодатель, заключив с коммунальными службами соответствующие договоры, приобретает у них энергию, воду, газ (т.е.
коммунальные услуги), которые передает арендатору.
Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками.
Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п.
1 ст. 615 ГК РФ). При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются.

Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Перечень коммунальных услуг К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Понятие и особенности замены стороны в договоре

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам).

Это связано с тем, что поставщиками данных услуг выступают коммунальные службы, плательщиками – арендодатели, а потребителями – арендаторы.

Вместе с тем порядок обложения НДС зависит от того, каким способом организованы расчеты за коммунальные услуги между арендатором и арендодателем. 33.2.1. “КОММУНАЛКА” В СОСТАВЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ Это самый простой способ, вызывающий меньше всего споров с налоговыми органами. В данном случае все поступления, в том числе коммунальные платежи, являются доходом от реализации услуг по сдаче помещений в аренду. 33.2.1.1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И УЧЕТ У АРЕНДОДАТЕЛЯ Реализация услуг по предоставлению имущества в аренду признается объектом налогообложения по НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146

НК РФ). Налоговая база определяется как стоимость услуг, исчисленная исходя из цен, установленных договором (п.

1 ст. 154, ст. 105.3, п. 1 ст. 40 НК РФ).

Указанная сумма определяется на основании счета, выставляемого арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб.

При использовании второго способа переменная часть, т.е.

стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг, что исключает экономические потери как у арендодателя, так и у арендатора.

При этом положения п. 3 ст. 614 ГК РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются (дополнительно об этом см.

п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). 33.1.2.
НДС по коммунальным услугам; Дебет 76/ «Расчеты с организацией Б» Кредит 60 — 30 000 руб. — отражена задолженность арендатора по возмещению стоимости (с учетом

НДС) коммунальных услуг, приходящихся на сданное в аренду помещение; Дебет 60 Кредит 51 — 60 000 руб.

— оплачен счет поставщика за оказанные коммунальные услуги;

Дебет 68 Кредит 19 — 5000 руб. — НДС по коммунальным услугам предъявлен к вычету; Дебет 51 Кредит 76/ «Расчеты с организацией Б» — 30 000 руб.

— поступили средства от арендатора в возмещение расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг. При этом организация А, как уже было отмечено выше, перевыставляет счет на 30 000 руб. (в том числе

НДС — 5000 руб.) организации Б. Бухгалтерский учет у организации-арендатора: Дебет 26 Кредит 76/ «Расчеты с организацией А» — 25 000 руб.

ООО-арендодатель, применяющее УСН, является собственником помещения, которое сдает в аренду. На коммунальные услуги заключены договоры между арендодателем и ресурсоснабжающими организациями. По условиям договора арендатор компенсирует арендодателю коммунальные услуги (в рамках договора аренды переменная часть арендной платы включает в себя плату за фактически потребленные арендатором коммунальные услуги в нежилых помещениях). Правомерно ли арендодатель не выставляет счета-фактуры за коммунальные услуги и не выделяет НДС в своих документах арендатору?.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Обязанность по «перевыставлению» коммунальных услуг с НДС возникает только в случае, если организация-арендодатель является агентом по их приобретению.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

28 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ПБУ 9/99) и учитывается на счете 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 91-1 “Прочие доходы” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). 33.2.1.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И УЧЕТ У АРЕНДАТОРА Арендатор, перечисляя арендную плату, фактически оплачивает и коммунальные платежи, которые входят в ее состав. Поскольку счет-фактура выставлен на всю сумму арендной платы, то арендатор вправе принять к вычету всю сумму НДС, относящуюся к арендной плате, в том числе и по коммунальным услугам. Такой же позиции придерживаются контролирующие органы (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 N А56-7049/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2009 N А28-4660/2008-111/21).

Договор аренды: как учесть расходы по оплате коммунальных услуг

Затем на сумму коммунальных услуг, потребленных арендатором, арендодатель перевыставляет арендатору счет-фактуру от своего имени. Этот счет-фактуру арендодатель у себя в книге продаж не регистрирует.

Покупатель в книге покупок регистрирует счет-фактуру, полученный от арендодателя. В результате этого и арендодатель, и арендатор принимают к вычету НДС в отношении коммунальных услуг, потребленных каждым из них.
ПРИМЕР Организация А (арендодатель) сдает в аренду организации Б (арендатор) нежилое помещение. Арендодатель получил от поставщиков коммунальных услуг счет на оплату в сумме 60 000 руб.

На долю арендатора приходится 50% стоимости коммунальных услуг. Бухгалтерский учет у организации-арендодателя: Дебет 26 Кредит 60 — 25 000 руб.
— отражены расходы по коммунальным услугам, потребленным арендодателем; Дебет 19 Кредит 60 — 5000 руб.

Глава 33. коммунальные платежи при аренде

Существующая практика показывает, что возможны три варианта оформления договорных отношений между арендатором и арендодателем в части оплаты коммунальных услуг по арендованному помещению (зданию). 1. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, согласно договору аренды несет арендодатель, и их сумма фактически учитывается при определении арендной платы.

2. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он сам заключает отдельные договоры с поставщиками коммунальных услуг. 3. Расходы за коммунальные услуги, связанные с содержанием арендованного помещения, несет арендатор, при этом он не заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг, а компенсирует арендодателю расходы на оплату коммунальных платежей.
Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов. Первый вариант.

Коммунальные расходы при аренде

Коммунальные платежи при аренде

Указанная сумма определяется на основании счета, выставляемого арендодателем с приложением копий счетов коммунальных служб. При использовании второго способа переменная часть, т.е.
стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг, что исключает экономические потери как у арендодателя, так и у арендатора. При этом положения п. 3 ст. 614 ГК РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются (дополнительно об этом см. п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66). 33.1.2.

[3]

«расплата» за коммуналку: непростые ситуации

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем собственник-плательщик может принять к вычету только тот НДС, который приходится на оплату коммуналки, потребленной им самим

Источники


  1. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. — М.: Академия (Academia), 2012. — 369 c.

  2. Исаков, Владимир Теория государства и права 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров / Владимир Исаков. — М.: Юрайт, 2016. — 830 c.

  3. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  4. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2011. — 528 c.
Оплата коммунальных услуг арендатором нежилого помещения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here