Общая характеристика правового института обращений граждан

Главное по теме: "Общая характеристика правового института обращений граждан" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения

Общая характеристика института обращений граждан Российской Федерации. Особенности административного порядка их рассмотрения, основные правовые нормы. Судебное обжалование незаконных действий (бездействий), решений нарушающих права и свободы граждан.

Рубрика Государство и право
Предмет Административное право
Вид курсовая работа
Язык русский
Прислал(а) Иванова
Дата добавления 27.01.2014
Размер файла 48,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие, виды и правовая основа обращения граждан. Общий порядок подачи и рассмотрения обращений граждан: устные и письменные обращения. Основные документы, определяющие правовую основу обращения граждан. Сроки рассмотрения письменного заявления.

контрольная работа [28,8 K], добавлен 07.03.2011

Формы обращений, приём направлений и регистрация граждан. Требования и сроки по рассмотрению письменного обращения граждан. Порядок рассмотрения анонимного письма, жалобы, устного обращения. Осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан.

контрольная работа [27,8 K], добавлен 26.09.2010

Общая характеристика порядка обжалования нарушений избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан. Знакомство с основными правами избирателей в Российской Федерации на обжалование решений и действий (бездействий) избирательных комиссий.

курсовая работа [63,1 K], добавлен 20.10.2013

Признаки института обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления. Понятие, сущность и содержание обращений и их классификация. Порядок их рассмотрения. Основные нормативные акты, регулирующие реализацию данного права.

курсовая работа [27,6 K], добавлен 19.09.2015


История становления института обращений граждан в Республике Беларусь. Анализ нормативных актов, регламентирующих вопросы работы с обращениями граждан. Организация делопроизводства с обращениями граждан, порядок их рассмотрения. Личный прием граждан.

курсовая работа [78,9 K], добавлен 12.12.2011

Порядок и особенности судебного контроля за решениями и действиями органов исполнительной власти, административными судами и судами общей юрисдикции. Контроль как один из важнейших способов защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти.

курсовая работа [52,5 K], добавлен 15.05.2009

Регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан. Субъекты права на обращение и субъекты рассмотрения обращений. Деятельность государственного и муниципального аппаратов. Обращения граждан в органы местного самоуправления.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

реферат [30,4 K], добавлен 06.11.2012

Анализ места убеждения и поощрения в государственном управлении. Характеристика административно-процессуальных норм и отношений. Особенности и сроки подачи обращений в суд по вопросу обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан.

контрольная работа [26,2 K], добавлен 30.12.2010

Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации, характеристика его элементов. Права и обязанности граждан Российской Федерации, их правовая регламентация. Гарантии реализации прав граждан. Обращения граждан, их особенности и значение.

контрольная работа [28,7 K], добавлен 10.11.2016

Исследование особенностей реализации права граждан на обращение в государственные органы. Характеристика процесса рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб и замечаний. Изучение основных требований к письменной форме обращения в государственные органы.

Общая характеристика института обращений.

Правовой основой административно-правового института предложений и заявлений граждан является Федеральный Закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2006 года (далее – ФЗ «Об обращениях граждан») и многие другие нормативно-правовых акты, принятые на подзаконном уровне[67].

Становление правовой основы институтов предложений и заявлений уходит своими корнями в далекое прошлое – во времена Киевской и Московской Руси. Общерусское законодательство после выхода в 1497 году Судебника дало право, говоря современным языком, обращаться с заявлениями и предложениями ко всем олицетворяющим власть лицам – вплоть до самого государя. В течение пяти веков это право подвергалось изменениям под влиянием политических, социально-экономических условий, складывающихся в стране, личностей политических деятелей, приходящих к власти. Было время, когда крепостным крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков и когда дворянство лишалось права представлять коллективные жалобы государю, Сенату. Российская история знает примеры народных бунтов, вызванных невозможностью подать челобитную царю. И тем не менее право граждан обращаться в органы государственной власти совершенствовалось, все белее и более отвечая интересам и государства, и широких масс.

Демократические преобразования, затронувшие Россию в последнее десятилетие ушедшего века, коренным образом изменили отношение властных структур к обращениям граждан. Оно «очистилось» от партийного диктата, идеологических догм и наслоений и обуславливается исключительно нормативно-правовыми актами.

Важным шагом на этом пути стала принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на судебную защиту, возмещение причиненного морального и материального ущерба закреплено в ст.ст. 24, 33, 46, 52, 53, 55 и ряде других статей Основного закона России. Аналогичные нормы закреплены в конституциях республик, входящих в состав Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации.

Целями рассматриваемого правового института выступают не только «обслуживание» положений Конституции России, но и обеспечение государством обратной связи от различных объектов управления.

Несмотря на то, что количество обращений граждан в органы исполнительной власти год от года растёт, механизмы реагирования на них совершенствуются недостаточно активно.

Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В отличие от граждан России, две последние категории лиц не обладают правом на обращение в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти. Действующее законодательство позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре.

Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект. Правовой основой для такого вывода служат ст. 52 и 53 Конституции РФ о возможности каждого обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти.

Читайте так же:  Могут ли приставы арестовать алименты на ребенка

Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления.

Обращение — это далеко не каждое послание гражданина к государствен­ному органу или должностному лицу. Обращение — это всегда юридический акт, т.е. действие, сознательно направленное на создание юридических последствий[68]. Направляя обращение в какой-либо государственный орган, автор вступает с ним в определённые правоотношения. Таким образом, обращением можно считать только такое послание, из смысла которого явно следует желание автора побудить адресата (орган или должностное лицо) к каким-либо юридически значимым действиям.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также лица без гражданства вправе лично или через своих представителей, уполномоченных в установленном законом порядке, обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам, государственным служащим, к руководителям предприятий, учреждений и общественных объединений, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращениях вопросов. Личную ответственность за организацию приема и рассмотрение обращений граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях несут их руководители, в том числе руководители подразделений, которым поручено рассмотрение обращений.

В работе с обращениями и при приеме посетителей должна соблюдаться высокая культура обращения с гражданами, уважительное отношение к их запросам и мнениям.

Особое внимание следует уделять обращениям, поступившим от инвалидов и участников Великой Отечественной войны, при этом необходимо исключить случаи их формального рассмотрения.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 1091 | Нарушение авторских прав

1.1 Понятие и значение обращений граждан

Из теории права известно, что правовой статус личности или организации — это совокупность всех присущих ей прав и обязанностей, закрепленных нормами права того или иного государства, а также признаваемыми этим государством нормами международного права.

Профессор С.С. Алексеев в рамках теории государства и права очень точно отметил, что «контакты, которые возникают между государством и индивидом, взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида». Алексеев, С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев.- М.: Норма, 2005.- С. 171.

Гражданин является участником общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства, в том числе и в сфере государственного управления. Государство, признавая гражданина субъектом административного права, с помощью норм данной правовой отрасли определяет его правовой статус.

В общем виде правовой статус граждан в административном праве (административно-правовой статус граждан) определяется предоставленными им законодательством правами, возложенными на них обязанностями, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления) и установленной нормами административного права ответственностью. Бородин, С. С. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций / С.С. Бородин, С.С. Громыко. — СПб., 2007. — С. 56.

Гарантии административно-правового статуса граждан это комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления. Бахрах, Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, 2008. — С. 213.

Одним из видов специальных юридических гарантий является обращения граждан. Общественные отношения, через которые выражается право граждан на обращения являются предметом регулирования различных отраслей отечест-венного права: административного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального и некоторых других.

На современном этапе конституционного развития России право граждан на обращения получило закрепление в Основном законе страны. Таким образом, с формально-юридической точки зрения оно стало одним из основных (конституционных) прав граждан. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета (далее РГ). — 1993. — 25 декабря.

Закрепленное в рассматриваемой статье право граждан Российской Федерации является важным средством осуществления и защиты конституционных и других прав и свобод граждан, укрепления связей государственного аппарата с населением, одной из форм участия граждан в управлении делами государства, существенным источником информации при решении вопросов государственного и социально-культурного строительства и иных вопросов деятельности государства и общества.

В праве на обращение проявляется возможность удовлетворения личных, государственных и общественных интересов. Обращения граждан способствуют усилению контроля народа за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с бюрократизмом, волокитой и другими недостатками в их работе. Праву граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, внимательно, в установленном порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним законные и обоснованные решения.

Раскрытие содержания правоотношений, связанных с предоставлением гражданину закрепленного за ним действующей Конституцией права на обращение, требовало принятия посвященного этому федерального закона.

Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон № 59 — ФЗ) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином России закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // СЗ РФ. — 2006. — № 19. — Ст. 2060.

Легальное закрепление термина «обращение гражданина» содержит ст. 4 Закона № 59 — ФЗ, под которым понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Исходя из определения «обращение гражданина», закрепленного в законе, отметим основные признаки обращения: обращения облекаются в письменную, устную или электронную форму; письменные обращения должны, соответственно, именуются предложением, заявлением или жалобой. При этом каждый из видов обращения обладает своей спецификой; наличие адресата письменного обращения, им может быть государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо данных органов; адресатом же устного обращения выступают только государственные органы или органы местного самоуправления.

Читайте так же:  Уплата алиментов безработными гражданами

Не совсем понятно, почему законодатель не допускает устного обращения к должностному лицу указанных органов. Данное положение несколько противоречит ч. 1 ст. 2 этого же Федерального закона, устанавливающей, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, то есть, допускающей устное обращение к должностному лицу.

Несколько более оправдано научное определение обращения, предложенное С.А. Широбоковым. По его мнению, обращение — это волеизъявления индивида, выражающиеся в конкретных действиях, имеющих письменную или устную форму, соответствующую правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах, направляемое в органы государства или органы местного самоуправления, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить защитить или восстановить права и свободы. Маслов, Б.В. Институт обращений граждан / Б.В. Маслов // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 7. — С. 13.

В литературе встречается точка зрения, согласно которой, государство рассматривает обращения граждан как важное средство реализации их конституционного права вскрывать недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносить предложения по совершенствованию их работы, принимать участие в восстановлении нарушенных прав и свобод, а также в обеспечении социальной справедливости. Подъячев, К.В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности / К.В. Подъячев // Социологические исследования. — 2007. — № 5. — С. 138. Однако подобная точка зрения представляется неполной. В институте обращений граждан заложены гораздо большие возможности. В современных условиях в государстве демократическом (или стремящемся стать таковым) они могут стать не только средством правозащиты, но и формой реализации прав граждан на участие в управлении делами государства.

Исходя из этого можно утверждать, что институт обращений граждан в органы власти выполняет три функции. Правозащитная функция заключается в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено — устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Правозащитная функция, вне всякого сомнения, является определяющей, центральной.

Информационная функция: обращения граждан являются ценнейшим источником аналитической информации, позволяющий уточнить приоритеты законотворческой деятельности, использовать новые подходы и креативные идеи для поиска решения наиболее актуальных социально-экономических проблем. Информационная функция института обращений, с точки зрения интересов отдельных граждан, не имеет большого значения. Почерпнет ли государственный орган из его обращения нужную для его работы информацию, положение данного гражданина никак не изменится. Но с точки зрения государственного управления данная функция исполняет важнейшую роль. Это и наглядный показатель общественных настроений, и свидетельство о наиболее острых проблемах, и индикатор доверия к власти.

Коммуникативная функция заключается в следующем: обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане получают возможность так или иначе воздействовать на властные решения, участвовать в процессе их принятия. Подъячев, К.В. Указ. Соч. — С. 139.

Таким образом, обращения граждан в совокупности регулирующих их правовых норм представляют собой сложный и достаточно разветвленный институт административного права. Этот правовой институт функционирует и служит эффективным средством демократизации общества, формирования правового государства, широким каналом участия граждан в управлении делами общества и государства.

Институт обращений граждан в органы государственной и местной власти: понятие, сущность, содержание

Румянцева В.Г., кандидат юридических наук, доцент.

Посредством института обращений удовлетворяются различные взаимосвязанные интересы граждан, как то: интерес к охране (защите) нарушенных прав и свобод; свободному выражению мнения; участию в управлении делами государства и общества. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» не содержит в себе определения права на обращения, тем более института обращений, в ст. 2 Закона лишь повторяется формулировка ст. 33 Конституции РФ: «. граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам».

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.

Карасева М.В. Конституционное право граждан СССР на обжалование. Воронеж, 1989. С. 10.
Любимов А.П. Гражданский лоббизм: процедуры и технологии обращения граждан. М., 1998. С. 4; Дворак А.А. Реализация конституционного права граждан на обращения в Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 54.
Широбоков С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращения: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 8.

Итак, институт обращений граждан в органы государственной и местной власти — самостоятельный комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно или через представителей обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно в государственные органы и органы местного самоуправления в целях обеспечения реализации и защиты (восстановления) своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц и участия в управлении делами государства. В представленном определении усматриваются следующие признаки института обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления:

Алистратов Ю.Н. Право граждан на обращения в органы публичной власти и органы местного самоуправления в условиях становления демократического правового государства в России: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 80; Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М., 2002. С. 338; Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С. 167; Стремоухов А.В. Правовая защита человека. М., 2006. С. 233, 288.

[3]

Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. М., 2006. С. 148.
См.: Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под общ. ред. М.А. Вуса, А.В. Федорова. СПб., 2007.
Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1899. С. 54.
Экштайн К.А. Основные права и свободы: по российской Конституции и европейской Конвенции. М., 2004. С. 218 — 219.

в) институт обращений включается в действие индивидуальными и коллективными обращениями, свидетельствует о том, что его субъекты могут реализовать свои правомочия самостоятельно либо объединившись с другими субъектами в коллективное образование, которое может быть оформленным в виде юридического лица, или не оформленным объединением граждан;

Читайте так же:  Развод при наличии совместных несовершеннолетних детей

г) институт обращений имеет свои объекты, то есть охраняемые законодательным образом ценности материального и морального характера, которыми его субъекты наделены от рождения либо приобрели на законных началах посредством вступления в различные виды правоотношений;

д) институт обращений граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления имеет свою правовую базу, которую составляет национальное законодательство (федерального уровня, уровня субъектов федерации и местного уровня), где представлены конституционная, муниципальная, административная, гражданская, уголовная, семейная, гражданско-процессуальная, уголовно-процессуальная отрасли права, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, соглашения Российской Федерации;

е) институт обращений наделен своим специфическим механизмом правового регулирования, в который входят правовые методы (убеждение, принуждение, обжалование, контроль и надзор), средства (административное расследование, применение мер юридической ответственности, возбуждение уголовных дел), способы (административно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, конституционно-правовой, муниципально-правовой и международно-правовой);

ж) функционирование института обращений граждан в различные органы власти предполагает также специфическое правоотношение, представляющее собой ту часть общественных отношений, урегулированных законодательством, которые возникают между его субъектами по поводу подачи, приема, рассмотрения и разрешения вопросов, содержащихся в обращениях граждан, их коллективов либо организаций.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 284 — 287.
Там же. С. 285.
Бондарчук Р.Ч., Прокопьев Е.В. Комментарий к Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007 // СПС «КонсультантПлюс».

Субъекты института обращений делятся на лиц, правомочных обращаться в органы власти, и субъектов, обязанных принять, рассмотреть и ответить на обращения в порядке, форме и сроки, которые установлены законом. К первым относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также организации (как в форме юридического лица, так и без образования такового). Специфика первой группы субъектов института обращений состоит в том, что для них не устанавливается ценз (ограничения), например достижение определенного возраста и наличие дееспособности. Вторую группу субъектов института обращений представляют государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица. Субъекты института обращений вправе действовать через своего представителя, что гарантировано Конституцией РФ и гражданским законодательством. Поэтому предлагаем дополнить ст. 5 «Права гражданина при рассмотрении обращения» Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» следующим положение: «гражданин реализует право на обращения не только лично, но и через представителей на основе полномочий, основанных на доверенности или указаниях закона».

28.Обращения граждан: понятие, виды, источники регулирования

Источники регламентации института обращения

ФЗ 2006 г. «о порядке рассмотрения обращения граждан РФ»,

ФЗ 2007 г. «об исполнении произв-ва»,

Ведомственные акты – приказ МВД 2006 г. «об утверждении инструкции по работе с обращениями граждан в систему МВД РФ»,

НПА субъектов РФ – закон АК 2006 г. «о рассмотрении обращений граждан РФ на территории АК» + постановление администрации АК 2007 г. «об утверждении администрацией регламента работы с обращениями граждан в администрацию АК»,

Нормативные пакты муницип.образования – постановление администрации г.Барнаула 2009 г. «об утверждении администрацией регламента рассмотрения обращений граждан в администрацию города и иных органов местного самоупр.»

Видео (кликните для воспроизведения).

Обращение граждан– направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления

Предложение – рекомендации граждан по совершенствованию НПА, деят-ти органов власти, разв.ОО

Заявление– просьба граждан по содействию в реализации его прав и свобод/прав и свобод др.лиц либо сообщ.о нарушении НПА, недостатков в работе органов власти либо критика деят.указанных органов

Жалоба– просьба граждан о восстановлении/защите нарушенных прав и законных интересов

Права граждан при рассмотрении обращений:

-Граждане реализуют это право свободно и добровольно

-Граждане имеют право предоставлять доп.документы и материалы

-Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения

-Получать письм.ответ по существу постаыленного вопроса

-Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращений

Осущ-ие гражданами права на обращение не должно нарушать прав др.лиц. Если в обращении указыв-ся заведомо ложные сведения, то расходы по рассмотр.м.б.взысканы с граждан.

Гарантии, предоставленные гражданам всвязи с рассмотрением обращений:

Обращение рассматр-ся бесплатно

Гарантия безопасности гражданина всвязи с рассмотр.его заявл.

Возможность обжалования решения, принятого по обращению

Запрещ-ся направлять жалобу на рассмотрение в тот орган/должн.лицу, действие которого обжалуется

Обращения подлежат обязательному рассмотрению

Устан-ся контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

Устан-ся ответств-ть за нарушение порядка рассмотрения обращений

29.Внесудебный порядок рассмотрения обращений граждан в рф

Требования к письменному обращению:

Необходимо указать орган власти (куда направлено обращение)

Возможно приложение иных документов/материалов

Стадии и порядок рассмотрения обращений:

Обязательная регистрация в течении 3 дней с момента поступления в орган/должностному лицу

Подготовка к рассмотрению (направление обращения по поведомственности, привлечение иных органов власти к рассмотрению обращения, запрос необходимых сведений)

Подписание ответа и направление его гражданину

Сроки рассмотрения письменного обращения– 30 дней со дня регистрации, но в искл.случаях руководитель органа/должн.лицо вправе продлить этот срок не более чем на 30 дней, уведомив гражданина о продлении срока.

Не подлежат рассмотрениюслед.виды обращений:

-Не указаны ФИО, адрес (искл.составляют обращения, где указана инф.о противоправном деянии)

-Обращения, в кот.обжалуются суд.решения

-Обращения, содерщажие неценз./оскорбит.выражения, угрозу жизни и здоровью должн.лица

-Текст письм.обращения не поддается прочтению

-В обращ.гражданина содерж-ся вопрос, на кот.ему многократно давался письм.ответ. пооэтому орган вправе принять решение о безосноват-ти очередного обращения и о прекращ.переписки с гражд.

-В случае если ответ не м.б.дан без разглашения сведений, составляющих гос.тайну

Личный прием граждан проводится в местах, отведенных для приема граждан;

-Необходимо наличие паспорта/иного документа

-Содерж.устного обращения занос-ся в карточку личного приема

-Письменное обращение, принятое на личном приеме подлежит регистрации

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Специфика рассмотрения обращений граждан по закону «о рассмотрении обращений граждан АлтКрая»

Этим законом устан-ся порядок рассмотрения обращений гос.и муницип.учреждениями и предприятиями + их должностными лицами (ст.2)

Специфика отдельных терминов – должн.лицо трактуется шире, введен термин «заявитель» (ст.2)

Читайте так же:  Работник отказывается ехать в командировку что делать

Отдельно регламентир-ся коллективные обращения и петиции (ст.12,13,14)

Личный прием граждан реглам-ся более подробно (ст.15)

Понятие и виды обращений граждан

Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации), в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ).

Право граждан на подачу различного вида обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[38], Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[41], Федеральном законе от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ и других актах.

Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение – это устное или письменное обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.

Заявление – это устное или письменное обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, не связанное с их нарушением.

[1]

Жалоба – это устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, нарушенных действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций, общественных объединений.

Ходатайство – это письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться и предложение, и заявление, и жалоба, и ходатайство в различном сочетании.

Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Петиция – это коллективное обращение граждан в письменном виде в органы государственной власти о необходимости проведения общественных реформ или изменения законодательства.

К сожалению, законодатель в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» формально называет лишь три вида обращений граждан: предложение, заявление, жалоба. Между тем, в Федеральном законе «О беженцах», Законе РФ «О вынужденных переселенцах» говорится о необходимости подать ходатайство для получения соответствующего правового статуса. Ходатайство как вид обращений граждан называется и в других актах, в некоторых из них говорится также о возможности подачи коллективных обращений и петиций граждан.

Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» этим судом рассматриваются, в том числе и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. О возможности направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам коллективные обращения граждан говорится и в самом Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 2).

В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» даны определения обращения, предложения, заявления и жалобы применительно к положениям данного закона. Однако сформулированные законодателем дефиниции отличаются от определений, изложенных выше, и представляются не достаточно удачными.

Так, под обращением гражданина в этом законе понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Уже отмечалась узость этого определения, не включающего в понятие обращения ходатайств, коллективных обращений, петиций. Кроме того, представляется недопустимым исключение из устных обращений граждан обращения к должностным лицам, тем более что в ст. 13 данного закона фактически предусмотрены такие обращения.

Предложение определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Однако в этом определении крайне важно подчеркнуть, что предложение гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым предложение от жалобы гражданина.

Согласно данному федеральному закону заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Во-первых, данное определение неполно, хотя и пространно. Разве заявление гражданина касается только реализации его конституционных прав и свобод? Существует масса актов различной юридической силы, в которых сформулированы права граждан в тех или иных сферах их жизни и деятельности. Разве гражданин не может обратиться по поводу реализации этих прав?

Во-вторых, видимо, не следует говорить, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод. В своем заявлении гражданин обращается с прямой просьбой о реализации принадлежащих ему прав. Что в этом контексте означает слово «содействие» не понятно.

В-третьих, и здесь крайне важно подчеркнуть, что заявление гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым заявление от жалобы гражданина.

Жалоба определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Представляется, что слово «просьба», когда речь идет о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод гражданина, неуместно, ибо в просьбе можно отказать, не аргументируя решения об этом. Безусловно, в соответствующем письменном документе гражданин, как правило, пишет: «Прошу», «Обращаюсь с просьбой» и т.д.

Читайте так же:  Как установить посмертное отцовство и получить алименты после смерти отца

Однако на самом деле в жалобе фактически выражается основанное на законе требование гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод. Конечно, слово «требование» при определении понятия жалобы режет слух. Именно поэтому в данном нами выше определении жалобы дипломатично говорится о ней, как об обращении гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, без упоминания слов «просьба» или «требование».

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. Для приема устных обращений граждан руководители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений обязаны проводить личный прием граждан. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства (можно работы или учебы). Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Предложения, заявления, ходатайства, коллективные обращения должны подаваться гражданами в те государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения или тем должностным лицам (а петиции – в те органы государственной власти), к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Жалобы подаются в те органы и организации, тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также в суд.

Право граждан на подачу жалобы подразделяется на: общее право на подачу жалобы, которым обладают все граждане как таковые, и специальное право на подачу жалобы, предоставленное лицам как участникам уголовного и гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях, исполнительного производства и некоторых иных правоотношений.

Специальное право на подачу жалобы регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей правосубъектности. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, в данном случае – содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Общее право на подачу жалобы, т.е. право подачи жалобы на все иные действия и решения в отношении граждан со стороны органов, организаций и должностных лиц, регламентируется общим законодательством об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. При этом общее право на подачу жалобы подразделяется на право на подачу административной жалобы (право на административное обжалование) и право на подачу судебной жалобы (право на судебное обжалование).

[2]

Общее право на подачу административной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, некоторыми другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Общее право на подачу судебной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РФ. Говоря о праве граждан на подачу судебной жалобы нельзя не сказать о возможности обратиться в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07. 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в этот суд. Он рассматривает индивидуальные, и как уже отмечалось выше, коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Еще одним объектом подачи гражданами судебных обращений является арбитражный суд. Он рассматривает действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и свободы граждан как субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд, например, с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта либо незаконным решением или действием (бездействием) указанных органов, должностных лиц.

Говоря об обращениях граждан, нельзя не сказать об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02. 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» он призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом Уполномоченным по правам человека используется большой арсенал соответствующих средств, в том числе институт обжалования гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

Поскольку Уполномоченный по правам человека не входит ни в систему исполнительной, ни в систему судебной власти соответствующие жалобы нельзя рассматривать ни в качестве административных, ни в качестве судебных обращений. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра соответствующей компетенции других субъектов, в том числе – и по рассмотрению административных и судебных жалоб граждан.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.

  3. Кабинет для девочки. Объемная аппликация. — М.: Проф-Пресс, 2014. — 10 c.
  4. ред. Кашанина, Т.В.; Кашанин, А.В. Основы права. Хрестоматия; М.: Высшая школа, 2012. — 279 c.
  5. Комаров, С. А. Теория государства и права / С.А. Комаров, А.В. Малько. — М.: Норма, 2004. — 442 c.
Общая характеристика правового института обращений граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here