Нормативные правовые акты относящиеся к транспортному законодательству

Главное по теме: "Нормативные правовые акты относящиеся к транспортному законодательству" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Транспортное законодательство: его система и структура.

Источник права— это совокупность нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы права. Свое выражение правовые нормы находят в законодательстве.

Источником транспортного права является совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих транспортную деятельность.

1. Конституция РФ, в п. «и» ст. 71 которой указывается, что в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт и пути сообщения.

2. ГК РФ. ст. 784 ГК РФ устанавливает, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Из этого, в частности, следует, что все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов. В настоящее время в России действуют ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», УЖТ от 10 января 2003 г., КТМ РФ, введенный в действие с 1 мая 1999 г., КВВТ РФ от 7 марта 2001 г., ВК РФ. Все транспортные уставы и кодексы не могут противоречить нормам ГК РФ.

3. Федеральные законы, регулирующие деятельность транспорта. К таковым относятся:

· ФЗ от 30 июня 2003 г «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

· ФЗ от 27 февраля 2003 г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»,

· ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»,

· ФЗ от 25 августа 1995 г. № 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» и др.

4. По наиболее важным вопросам, не получившим детальной регламентации в федеральных законах, издаются указы Президента РФ. Примерами могут служить:

· Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации»,

· Указ Президента РФ от 3 ноября 1992 г. № 1328 «О мерах по улучшению расчетов за перевозки грузов железнодорожным транспортом».

5. Постановления Правительства РФ

· Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 172 «Вопросы Федерального агентства воздушного транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 1 марта 2004 г. № 116 «Об утверждении Положения об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку грузов и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта»,

· Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования»,

· Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. № 703 «Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»,

· Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 637 «Об утверждении положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

6. Ведомственные нормативно-правовые акты, к которым относятся инструкции, постановления и правила по вопросам компетенции соответствующих министерств, ведомств, комитетов и иных государственных органов.:

· Приказ Министерства транспорта РФ (далее — Минтранс России) от 5 декабря 2002 г. № 155 «О лицензировании отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте»,

· Приказ Федеральной службы по тарифам РФ (далее — ФСТ России) от 9 декабря 2006 г. №356Т/7 «Об установлении исключительных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом на 2007 год» и др.

7. Международные конвенции:

· Брюссельская конвенция «Об унификации некоторых правил о коносаменте» 25 августа 1924 г.,

· Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок» 12 октября 1929 г.,

· Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г.,

· Конвенция «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19 мая 1956 г.,

Правила конвенций, участницей которых Россия не является, могут применяться только в том случае, если на них имеется прямая ссылка в соглашении сторон.

8. Обычаи делового оборота. Под ними понимаются сложившиеся и широко применяемые правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. Так, при международных перевозках в качестве обычаев делового оборота широко используются:

· Международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС»,

· Правила Международной Торговой Палаты 1992 г. для транспортных документов на смешанную перевозку.

· Международной ассоциацией транспортных экспедиторов (ФИАТА) разработаны типовые правила, касающиеся услуг грузового экспедирования.

9. Некоторые авторы, на наш взгляд, ошибочно полагают, что источниками транспортного права являются судебные акты, в том числе постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ. С таким утверждением нельзя согласиться, ибо судья, который отходит от текста закона, становится законодателем. Ведь суд может только толковать законы и иные нормативно-правовые акты, но не создавать новые. Между тем постановления Пленумов высших судебных органов РФ обеспечивают единообразие судебной и иной правоприменительной практики, позволяют уяснить точный смысл законов, а потому имеют огромное значение в правовом регулировании транспортной деятельности. К таковым, например, относятся:

· Постановление Пленума ВАС РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации»,

· Постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2001 г. № 1 «О некоторых вопросах практики применения Транспортного устава железных дорог Российской Федерации».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9559 —

| 7483 — или читать все.

Законодательство

ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

(ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА)

Федеральные нормативные документы

Наименование

Действие

Федеральный законо от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (принят ГД ФС РФ 18.10.2007)

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) ( с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2010 )

Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) ( с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2010 )

Поставление Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным эллектрическим транспортом»

Читайте так же:  Алименты на несовершеннолетних детей

Постановление Правительсва РФ от 23.10.1993 № 1090 ( ред. от 24.02.2010 ) «О правилах дорожногог движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»)

Посановление Правительства от 24.02.2010 г. № 87 «О внесении изменений в Посановление совета Министров — Праительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090» ( вступающим в силу с 01 марта 2010 г. )

Приказ Минтранса РФ от 24.07.1997 № 82 «Об утверждении Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в РФ. а также в международном сообщении» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 27.08. 1997 № 1379)

Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспртных средств «

Приказ Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 № 1311 (ред. от 11.05.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей испециалистов предприятий транспорта» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 18.04. 1994 № 548)

Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 08.10.2008 № 12414)

Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 22.07. 1998 № 1563)

Федеральный закон от 14.02.2009 № 22-ФЗ «О навигационной деятельности» (принят ГД ФС РФ 30.01.2009)

Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»

Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному эллектрическому транспорту на 2008-2010 годы (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, некоммерчекой организацией российским автотранспортным союзом 15.02.2008)

ПРИКАЗ от 14 августа 2003 г. N 178 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ РЕГУЛЯРНЫХ АВТОБУСНЫХ МАРШРУТОВ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (ред. от 18.07.2000) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 14.051997 № 1302)

Приказ Минтранса РФ от 07.07.1998 № 86 «Об утверждении Правил использования тахографов на автообильном транспорте в РФ» (Зарегестрировано в Минюсте РФ 25.11. 1998 № 1651)

«Письмо» Минфина РФ от 23.10.1996 № 16-00-30-58 «Об утверждении форм документов строгой очётности»

Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 «Об утверждении Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (Зарегестрировано в Минюсте РФ 04.05.1994 № 554)»

«Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом» (утв. Роспотребнадзором, МВД РФ 21.09.2006)

скачать
Нормативные документы. Региональные. Москва.
Наименование Действие

Постановление Правительства Москвы от 25.04.2006 № 274-ПП ( ред. от 24.02.2010 ) «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы».

Постановление Правительства Москвы от 18.01.2005 № 24-ПП (ред. от 15.01.2008) «Об организации регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов, проходящих по территории г. Москвы (вместе с «Порядком согласования регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов», «Временным положением о пунктах отправления и прибытия автобусов регулярных иежрегиональных автобусных маршрутов»)

Постановление Правительства Москвы от 14.10.2008 № 950-ПП «Об утверждении Реглмента подготовки Департаментом транспорта и связи города Москвы разрешений на размещение мобильных объектов по реализации билетов на межрегиональный (международный) автобусный транспорт»

Распоряжение Правительства Москвы от 31.05.2007 N 1079-РП (ред. от 13.12.2007) «О создании Координационного совета по вопросам строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве и рабочей группы Координационного совета по вопросам строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» (вместе с «Положением о Координационном совете по вопросам строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве», «Положением о рабочей группе Координационного совета по вопросам строительства транспортно-пересадочных узлов в городе Москве»)

Постановление Правительства Москвы от 20.06.2006 N 421-ПП (ред. от 22.05.2007) «О порядке организации в городе Москве регулярных городских автобусных маршрутов» (вместе с «Положением о порядке проведения конкурсов на право реализации проектов организации регулярных городских автобусных маршрутов», «Положением о Межведомственной комиссии по вопросам организации регулярных городских автобусных маршрутов»)

Распоряжение первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 16.06.2005 N 158-РЗМ
«О создании Комиссии по обследованию трасс движения по территории г. Москвы регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов» (вместе с «Положением о Комиссии по обследованию трасс движения по территории г. Москвы регулярных межрегиональных и международных автобусных маршрутов»)

Постановление Правительства Москвы от 15.01.2008 N 19-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП»

Постановление Правительства Москвы от 22.05.2007 N 396-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 421-ПП»

Постановление Правительства Москвы от 18.04.2006 N 265-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18 января 2005 г. N 24-ПП»

Приказ Московской транспортной инспекции от 18.01.2001 N 04-16 «О внесении дополнений в форму данных, прилагаемых к заявлению на получение лицензии на перевозку пассажиров и грузов автотранспортом» (вместе со «Списком автотранспортных средств для перевозок по лицензии»)

Приказ Московской транспортной инспекции от 09.12.1999 N 04-178 «О поддержке субъектов малого предпринимательства»

Законы и правила в логистике

Подборка законов, нормативных актов и правил об автомобильном транспорте, позволяют регулировать деятельность в сфере транспорта и логистики. Перевозка грузов и экспедиция, перевозка опасных и тяжеловесных грузов, международные перевозки регулируются на основе законодательных актов об эксплуатации транспорта и законов о перевозках. На основании данных законов и правил, формируются образцы и бланки документов, так называемые унифицированные формы, установленные госстандартом.

Законы

Правила

При перевозке грузов автомобильным транспортом грузоперевозчики и грузовладельцы обязаны соблюдать статьи Гражданского Кодекса Российской Федерации:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 40. Перевозка (ГК РФ)

  • Гл.40 ГК РФ содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах — 17 статей, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст.784 осуществляется транспортными уставами, кодексами и правилами.

Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).

2. Гражданский кодекс РФ. Ч 2. Глава 41. Транспортная экспедиция (ГК РФ)

  • Гл.41 ГК содержит систему правовых норм об основных условиях договора транспортной экспедиции всего 6 статей и предусматривается принятие специального закона о транспортно-экспедиционной деятельности п.3 ст.801 ГК РФ. В Договоре экспедиции есть ряд особенностей, которые требуют правового регулирования.

Примечание: ниже представлен файл «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 41 ГК РФ» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015).

Читайте так же:  Правила внесени изменений в соглашение об алиментах

3. Закон о транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).

Примечание: ниже представлен файл Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О транспортно-экспедиционной деятельности»

4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

  • Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Примечание: ниже представлен файл Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015)

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

  • Настоящие Правила устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг. Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности», настоящими Правилами и договором транспортной экспедиции.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 Правила транспортно-экспедиционной деятельности

2. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки. Данные правила регулируют международные перевозки, перевозки скоропортящихся грузов и перевозку опасных грузов с установленными требованиями и приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

Примечание: ниже представлен файл Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

3. Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом

  • Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки скоропортящихся грузов, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурного режима.

Примечание: ниже представлен файл Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74 по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР

Транспортное законодательство

В ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне ФЗ.

К числу основных актов транспортного законодательства относятся:

— ФЗ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»

— Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;

— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;

— Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ

— ФЗ РФ от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

ü д-р перевозки груза

ü д-р перевозки пассажира с багажом / без багажа

ü д-р буксировки

ü д-р фрахтования (чартер)

ü д-р перевозки ТС общего пользования (отказ, если нет мест)

[2]

ü д-р му транспортными организациями – узловые соглашения

ü д-р об организации перевозок

Обязательства по перевозке грузов: понятие, виды, ответственность.

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки м. приобретать правовые формы:

ü заявок (заказов) нажелезнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте (грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок);

ü административно-плановых актов;

Видео (кликните для воспроизведения).

ü договор об организации перевозок (годовых, навигационных и т.д.) на любых видах транспорта применяется при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе. Перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. По своей природе он не является договором перевозки носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов. Существенные условия – объемы и сроки предоставления ТС и предъявления грузов, порядок расчетов и пр.

В транспортных уставах и кодексах договор об организации перевозок определяется не одинаково:

— на автомобильном транспорте это — годовой договор;

— на морском — долгосрочный договор;

— на внутренне-водном транспорте — навигационный;

— на воздушном — специальный.

Перевозчик за неподачу ТС для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных ТС несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (напр, ЖД при неподаче вагонов несут ответственность в виде штрафа).

Законодательством допускается ряд обстоятельств, освобождающих стороны за неисполнение обязательств: — непреодолимая сила; — иные явления стихийного характера; — военные действия; — прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях.

Договор перевозки грузов

— соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

· двусторонний — в договорных отношениях по перевозке груза участвуют 3 лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя очевидно, что договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором.

· Договор ПГ относится к договору в пользу третьего лица, позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности. При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза, а также по поводу просрочки в его доставке.

СТОРОНЫ:

1. транспортное предприятие (перевозчик) — КО или ИП имеющие право осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии

Читайте так же:  Понятие публичного договора в гражданском праве

2.грузоотправитель — любые субъекты ГП

Предмет – услуги по доставке вверенных перевозчику грузов в пункт назначения. Эти услуги включают в себя: транспортировку грузов, хранение, выдачу получателю и др.

Продолжительность перевозки

(транспортное время) — это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

ФОРМА — Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент и др.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Составляет грузоотправитель и передает вместе с грузом перевозчику. Содержит вес сущ усл – предс-т письм форму

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик наделен правом удержания груза в целях обеспечения причитающихся ему платежей.

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

Погрузка и выгрузка грузов осуществляется трансп. организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотр. договором, с соблюдением правил трансп. закон-ва. Обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками обязательства перевозки в зависимости от места погрузки. Трансп. организации самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования. В иных местах (склады) погрузочно-разгрузочные работы выполняются соответ. отправителем и получателем за их счет и в срок. В большей части действующих транспортных актов и правил установлены нормативные сроки выгрузки.

Внесение провозной платы и иных платежей является обязанностью грузоотправителя.

Доставка груза основная обязанность перевозчика. Он должен не только соблюсти срок давности, но и обеспечить сохранность груза.

В ходе транспортировки договор м. подвергаться изменениям 2 видов:

ü грузоотправитель вправе изменить грузополучателя без изменения пункта назначения;

ü допускается изменение пункта назначения (переадресовка) с согласия перевозчика. Срок давности при этом меняется.

— По прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять и вывезти его. Это д.б. надлежащим образом оформлено. Получатель д.б. заранее уведомлен о прибытии груза. При нарушении сроков, получатель д. внести плату за хранение груза, в этом случае снимается ответственность за порчу груза, вызванную его несвоевременной приемкой.

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную

ü транспортными уставами и кодексами,

ü соглашением сторон.

Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Однако стороны м. повысить пределы их ответственности.

Виды ответственности:

Ø Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика. Ущерб возмещается перевозчиком лишь в размере

ü стоимости утраченного или недостающего груза

ü либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

Ø Ответственность за просрочку наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон. В этом случае перевозчик уплачивает штраф. К категории таких операций относятся:

— своевременная погрузка, если это обязанность перевозчика;

— отправка груза с территории станции, порта, аэропорта в сроки, предусмотренные правилами перевозки или договором;

— обеспечение перевалочных работ при смешанных перевозках;

— информирование грузополучателя о прибывающем или о прибывшем в его адрес грузе;

— своевременная разгрузка вагонов, судов, контейнеров, если это входит в обязанности перевозчика.

[1]

Ø Общая и частная авария

К категории общей аварии относятся убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасания судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности. Убытки, относящиеся к общей аварии, подлежат распределению между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.

Частной аварией признаются убытки по судну, грузу и фрахту, не подпадающие под признаки общей аварии. Их несет потерпевший или тот, на кого падает ответственность за их причинение.

Ø Ответственность за неподачу ТС или за их неиспользование. Стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных ТС, если это произошло вследствие:

1. непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений)

2. военных действий;

3. прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

4. в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30 дневный срок.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в 1 год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

[3]

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Читайте так же:  Границы земельного участка не установлены что делать

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8899 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

1.4. Концепция и структура транспортного права

Под источником права принято понимать нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы права. В демократических государствах, к которым относится и современная Россия, носителем права является народ. Российский многонациональный народ всенародным голосованием 12.12.93 принял основной источник права страны — Конституцию Российской Федерации. В ст. 15 Конституции установлено, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на все территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Следует отметить, что ранее действовавшие Конституция СССР и Конституция РСФСР являлись основными законами, что было прямо установлено в их названиях. Нынешняя Конституция Российской Федерации в своем названии и тексте не содержит указания на то, что она является основным законом. Неоднократные подтверждения этому факту можно обнаружить непосредственно в тексте Конституции. Например, в ст. 115 Конституция путем

перечисления видов документов противопоставляется законам и указам: «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента. ». Поэтому действующая Конституция не является законом, а относится к обособленному наивысшему классу нормативно-правовых актов, классу, состоящему только из одного документа- единственной и уникальной в своем роде Конституции.

Конкретные направления деятельности регламентируются различными законами, принимаемыми Федеральным Собранием Российской Федерации и подписываемыми Президентом Российской Федерации (далее — Президент). «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции» (ст. 15 Конституции). Согласно Конституции к нормативным правовым актам Российской Федерации также относятся международные договоры с участием России, указы и распоряжения Президента, которые не могут противоречить Конституции и федеральным законам, постановления палат Федерального Собрания по вопросам их ведения, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, выпускаемые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента.

От Конституции ведут свое происхождение все другие источники права. Если какой-либо документ не может быть идентифицирован как происходящий от Конституции (в том числе и посредством иерархической связи через ряд других документов), то такой документ ни в коем случае не может относиться к источникам права.

Одной из основ организации современного российского государства является конституционно закрепленный принцип разделения властей на власть законодательную, исполнительную и судебную. Согласно этому принципу, нормы права должны создаваться законодателем. Исполнительная власть обязана обеспечить неукоснительное исполнение норм права, что прямо следует из самого наименования этой власти. Судебная власть призвана разрешать возникающие конфликты. Такая идеальная модель разграничения полномочий на практике не всегда соблюдается. Действительно, одним из признаков полного осуществления принципа разделения властей служит недопущение издания нормативно-правовых актов органами исполнительной власти. Однако нормативно-правовые акты выпускаются органами исполнительной власти.

Причинами такого отступления от полного разделения властей служат правовой вакуум и невозможность урегулировать законом многие быстро изменяющиеся отношения и вопросы, имеющие технический характер. Получили распространение две формы участия исполнительных органов в выпуске нормативно-правовых актов:

органы исполнительной власти на основании прямых указаний, содержащихся в законах, выпускают так называемые подзаконные акты. По своей сути подзаконный акт является продолжением правовой нормы непрямого действия, установленной в соответствующем законе;

органы исполнительной власти в порядке реализации полномочий законным образом делегированных им, выпускают нормативно-правовые акты. В последнем случае применение термина «подзаконный» к таким актам не вполне обосновано, поскольку юридическое происхождение таких актов соответствует цепочке: Конституция — положение об органе управления — нормативный акт. Поэтому такие нормативно-правовые акты следует называть делегированными.

Для подзаконных актов необходимость их издания должна быть прямо установлена в Конституции или в законе. Например, в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте» (ст. 12.5) указано, что положение о подразделениях специальной службы контроля над обеспечением безопасности движения поездов «утверждает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта». Таким образом, данному органу власти дается прямое указание издать положение в качестве подзаконного акта. Общее правило: никакой орган исполнительной власти не может выпустить подзаконный нормативно-правовой акт, если на это прямо не указано в законе.

Что касается делегированных актов, то в этом случае гораздо сложнее установить

законность права органа исполнительной власти на выпуск такого акта. Например,

Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации предусмотрено, что этот орган исполнительной власти осуществляет функции по управлению безопасностью движения на транспорте. Однако конкретно не указано, какие именно нормативные акты этим министерством должны быть выпущены в связи с исполнением этой функции. Это потенциально является источником произвола чиновников — им (а не законодателю!) на откуп предоставлено право не только самим определять содержание акта (так, как это делается в случае подзаконного акта), но и формировать перечень таких актов,» решать вопрос, нужен или не нужен конкретный акт в принципе.

Потребность в подзаконных актах мотивируется тем, что в случае надобности в корректировке, легче внести изменения в инструкцию (правила), чем проводить длительную и трудоемкую работу в парламенте по исправлению текста соответствующего закона. Однако те правовые нормы, которые надо оградить от произвольного изменения органами исполнительной власти, необходимо формулировать непосредственно в законе.

Проблема рационально сбалансированного соотношения между законодательно установленными нормами и нормами, введенными подзаконными и делегированными нормативными актами, должна решаться исходя из положения п.З ст.55 Конституции, установившего, что «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Читайте так же:  Как написать заявление на увольнение

В связи с возможностью появления «юридической не кондиции» при выпуске подзаконных и делегированных актов возникает проблема фильтрации негодных в правовом отношении документов. Эта проблема практически решается посредством процедуры государственной регистрации издаваемых актов в Министерстве юстиции Российской Федерации (Минюсте России). Правовыми основаниями данной процедуры служат Федеральный закон «О юстиции» и Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации 1 . Поступающие в Минюст России документы органов исполнительной власти подвергают правовой экспертизе и при положительном заключении экспертов вносят в Государственный реестр. На титульном листе такого документа ставят штамп:

«Зарегистрировано в Министерстве Юстиции Российской Федерации № от ». После

этого данные нормативные акты становятся общеобязательными. При отрицательном итоге правовой экспертизы соответствующий документ признается только локальным нормативным актом выпустившего его органа. Локальные акты распространяют свое действие исключительно на персонал выпустившей акт организации и не могут применяться иными лицами (за исключением актов, регламентирующих внутренний распорядок работы организации). Для ряда документов регистрации Минюста России не требуется, поскольку эти документы проходят государственную регистрацию в иных органах. В частности, к таковым нормативным документам относятся государственные стандарты, регистрируемые в Госстандарте России.

Наряду с федеральным уровнем управления, государственная власть осуществляется органами управления субъектов Российской Федерации, Субъекты федерации на основании Конституции имеют право издавать собственные законы и подзаконные акты по предметам своего ведения.

Особенностью процесса формирования современного транспортного права (как и иных комплексных отраслей права) является следование принципу «снизу вверх». Согласно этому принципу, устоявшиеся нормы права и традиции отраслевого управления, сформировавшиеся «внизу» (т.е. на уровне, который соответствует подзаконным и делегированным актам), поэтапно трансформируются «наверх», т.е. включаются в подготавливаемые и принимаемые законопроекты. Это объясняется тем, что транспортное право в предшествующий советский период развивалось преимущественно в форме выпуска отраслевых нормативных документов, издававшихся органами исполнительной власти. Вместе с тем, появление новых законов вызывает и процесс появления соответствующих подзаконных актов (рис. 1.4).

Утверждено постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 1187 от 04.11.93.

Концепция формирования транспортного права России основана на следующих принципах:

транспортное право формируется за счет использования различных источников, основными из которых являются Конституция и законы;

транспортное законодательство включает акты как федерации, так и ее субъектов;

подзаконные акты, относящиеся к транспортному законодательству, являются по отношению к законам производными документами;

делегированные акты должны приниматься в исключительных случаях. В настоящий период принятие делегированных актов может быть оправдано необходимостью срочного преодоления «правового вакуума»;

подзаконные и делегированные акты не самодостаточны. Для придания им законной силы они должны пройти обязательную государственную регистрацию в Минюсте России;

документы, за исключением Конституции, законов и иных актов законодательных органов власти Российской Федерации и ее субъектов, нормативных актов органов местного самоуправления, зарегистрированных подзаконных и делегированных актов, изданных в соответствии с разделением предмета ведения и установленными полномочиями соответствующего органа, не включаются в состав транспортного законодательства и имеют локальное правовое значение.

Общая схема формирования транспортного законодательства включает семь типов источников права (рис. 1.5), восходящих к Конституции и происходящих от нее.

Первые три источника относятся к праву Российской Федерации, три другие — к праву субъектов Российской Федерации, еще один источник связан с муниципальным правом.

Поскольку в Конституции использованы, но не определены понятия «федеральный транспорт» и «федеральные пути сообщения», следует предположить необходимость предположить необходимость принятия соответствующего федерального конституционного закона, устанавливающего критерии отнесения транспорта и путей сообщения к категории федеральных, основы деятельности федерального транспорта и федеральных путей сообщения. В соответствии с п.1 ст.76 Конституции такой федеральный закон должен иметь прямое действие. Другой путь — толкование указанных понятий Конституционным Судом.

На практике сложилось технико-технологическое подразделение транспорта по видам в зависимости от используемых для перевозок среды, путей сообщения, подвижного состава, назначение транспорта (рис. 1.6).

Подразделение транспорта по видам обособление органов управления транспортом. Такое обособление органов управления транспортом предопределяет отраслевой состав разделов транспортного права: дорожное, железнодорожное, воздушное, водное право; право на трубопроводном транспорте; право на городском муниципальном транспорте.

К предмету транспортного права (соответственно, и транспортного законодательства) не относятся некоторые схожие виды деятельности, работы и услуги 1 : транспортная деятельность, осуществляемая целиком на обособленных территориях нетранспортных организаций — технологический (внутризаводской и внутрицеховой) транспорт предприятий, складов; подъем пассажиров и грузов лифтами и подъемниками в зданиях; полеты космических аппаратов; аттракционы с использованием подвижного состава; спортивно-развлекательная деятельность на обособленных от путей сообщения общего пользования территориях (автогонки 2 , катание на прогулочных лодках на закрытых акваториях); внедорожные автомобильные перевозки (карьерные перевозки, перевозки на поле боя); полигонные испытания подвижного состава и различного транспортного оборудования и т.п. Критерием для исключения рассматриваемого вида деятельности из объектов транспортного права служат, в основном, следующие признаки:

использование для перевозок путей сообщения не общего пользования целиком

‘ Результатом является пространственное перемещение людей и грузов.

2 Однако проведение ралли на дорогах общего пользования без временного закрытия этих дорог на период

соревнований относится к транспортной деятельности.

Рис. 1.5. Структура формирования транспортного законодательства

находящихся внутри обособленной территории нетранспортной организации, в здании;

использование Космоса в качестве среды для движения;

перемещения людей, грузов или оборудования, смонтированного на подвижном составе в нетранспортных целях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обобщая сказанное, можно представить концептуальную структуру российского транспортного законодательства (рис. 1.7). В данной структуре отражены как действующие законы (сплошные линии), так и законодательные акты (штриховые линии), которые либо находятся на стадии разработки, либо целесообразны для введения в состав действующего российского законодательства.

Источники


  1. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  2. Руденко, Р. А. Р. А. Руденко. Судебные речи и выступления / Р.А. Руденко. — М.: Юридическая литература, 2016. — 368 c.

  3. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
  4. Глинка-Янчевский, С.К. Во имя идеи; СПб.; Типография Э. Арнгольда, Литейный проспект,№59, 2011. — 196 c.
  5. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Нормативные правовые акты относящиеся к транспортному законодательству
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here