Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

Главное по теме: "Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

Лицо без гражданства – лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства.

Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин. Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица, права страны его пребывания.

Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания.

Индивидуальный статус иностранца, лица без гражданства в стране пребывания – статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются под влиянием многих обстоятельств.

Статья 12 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляет следующее:

  1. каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное перемещение и свобода выбора места жительства;
  2. каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную;
  3. упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, закрепила общие положения статуса иностранцев.

В соответствии с национальным режимом ч. 3 ст. 62 Конституции РФ закрепила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. Национальный режим.

Согласно статьям 1196 – 1197 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданская дееспособность, а также гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом, который является правом той страны или государства гражданство которой данное физическое лицо имеет. Признание в Российской Федерации физического лица частично не дееспособным или же полностью недееспособным подчиняется исключительно российскому праву.

Относительно же объёма дееспособности и правоспособности, статьёй 1196 устанавливается, что иностранцы, а также лица, не имеющие гражданства, пользуются в Российской Федерации той же гражданской правоспособностью, что и сами граждане РФ (кроме таких случаев, которые устанавливаются законом). В качестве правовых ограничений для иностранцев можно выделить такие: ограничения в приватизации муниципального или государственного имущества, несение воинской службы, запрет занимания ряда государственных должностей и пр.

Установив для иностранцев национальный режим, Основами законодательства также были предусмотрены некоторые изъятия из вышеперечисленных правил по сравнению с правоспособностью граждан РФ. К примеру, в состав экипажа морских и воздушных судов обязаны входить исключительно граждане РФ. Данное ограничение правоспособности иностранцев, кроме перечисленных случаев, возможно согласно распоряжению Правительства РФ в порядке реторсии (ответная мера) для граждан тех государств или стран, в которых имеют место определённые ограничения правоспособности граждан РФ.

Гражданская правоспособность лиц, которые не имеют гражданства, однако проживающих на территории РФ полностью аналогична правоспособности иностранцев. Согласно пункту первому статьи 160 лица, не имеющие гражданства, пользуются гражданской правоспособностью в том же самом объёме, что и граждане РФ. Таким образом, им как и иностранцам предоставлен национальный режим. При этом законами РФ могут устанавливаться и отдельные изъятия.

Лицам не имеющим гражданствам, а также иностранцам гарантируются те же свободы и права, которые предусмотрены законами РФ (в том числе в сфере личных и имущественных отношений). Вместе с этим на них ложится обязанность соблюдать все требования, диктующиеся указанными законами.

Национальный режим означает возложение на иностранных граждан тех же правил, что и на граждан РФ. Обычно он устанавливается по международным договорам (к примеру, в 1883 по Парижской конвенции), а также источникам национального права (к примеру, по Конституции). Данное предоставление национального режима иностранцам не обуславливается наличием взаимности.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», про вынужденных переселенцев здесь не надо!! Про беженцев чуть-чуть)

Иностранный гражданин

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства

[1]

— физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Безгражданство может быть абсолютным относительным. Абсолютное безгражданство – это безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – это безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Читайте так же:  Переходит ли долг по алиментам по наследству

(оба определения обязательно)

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ.

Классификация иностранных граждан

(первую классиф-ю обязательно знать, насчет остальных двух не знаю):

1. по сроку пребывания на территории Российской Федерации:

o постоянно проживающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, имеющие разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел;

o временно пребывающие на территории Российской Федерации – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях;

o следующие через территорию Российской Федерации транзитом;

2. по степени подчиненности юрисдикции РФ:

o граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом;

o граждане, не обладающие дипломатическим иммунитетом;

o военнослужащие иностранных воинских частей, экипажей военных кораблей, самолетов военно-воздушных сил (ВВС);

o члены официальных государственных, межпарламентских, межправительственных делегаций, миссий;

o граждане, служащие в международных организациях;

o граждане, работающие по контрактам с российскими учреждениями, предприятиями, организациями;

o свидетели и иные лица, статус которых определен международными договорами РФ;

3. по целям нахождения на территории Российской Федерации:

o работники дипломатических и консульских учреждений, международных организаций;

o корреспонденты и журналисты, аккредитованные в Российской Федерации;

o преподаватели в учебных заведениях;

o лица, относящиеся к иностранной рабочей силе, – трудящиеся эмигранты;

o лица, находящиеся на лечении и отдыхе, и т. д.

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

1. не могут быть приняты на государственную службу, занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления, связанные с наличием гражданства Российской Федерации;

2. не допускаются к деятельности, связанной с государственной тайной;

3. не могут участвовать в отправлении правосудия;

4. не обладают ни активными, ни пассивными избирательными правами;

5. не имеют права участвовать в референдуме;

6. на них не распространяется воинская обязанность;

7. не могут быть членами политических общественных объединений;

8. за ряд правонарушений к ответственности могут привлекаться только иностранные граждане и лица без гражданства (нарушение режима пребывания);

9. только к иностранным гражданам и лицам без гражданства применяются некоторые административные взыскания (административное выдворение);

10. могут въезжать на территорию Российской Федерации при наличии специальных разрешений (исключение составляют граждане Содружества Независимых Государств (СНГ), с которыми заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и выезда);

[3]

11. проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных разрешений;

12. устанавливаются ограничения в передвижении и в выборе места пребывания и жительства (пограничная зона, специальные охраняемые территории);

13. по территории, открытой для иностранцев, могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутренних дел;

14. могут приобретать гражданское оружие по лицензии, выданной органами внутренних дел, но только на основании ходатайств представительств государств, гражданами которых они являются, и при условии вывоза ими оружия с территории Российской Федерации – в течение пяти дней со дня приобретения;

15. при наличии обстоятельств, установленных законодательством, выезд из Российской Федерации может быть не разрешен.

Беженец

– это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8858 —

| 7186 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Банкротство гражданина иностранного государства

Положения Закона о банкротстве, регулирующие процедуры, применяемые в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан вступили в силу с 1 октября 2015 года. С этого момента в правовом поле возник новый субъект права в сфере банкротных отношений – должник – гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.

В этой связи возникает вопрос о том, какой смысл вложил законодатель в понятие «гражданин» применительно к данным правоотношениям.
Недавняя судебная практика выявила серьезные практические проблемы, связанные с вопросом гражданства должника. По данному вопросу имеется две диаметрально противоположные судебные позиции (А81-6187/2015, А40-186978/15).
При этом вызывает опасение то, что фактически кредиторы могут быть лишены права обращения в российский суд с заявлением о признании должника банкротом, в случае если этот гражданин является подданным иностранного государства.

Между тем, по нашему мнению, исходя из задач судопроизводства и основных начала гражданского законодательства, обоснованным представляется подход, согласно которому арбитражные суды РФ могут принимать и рассматривать дела с участием должников – граждан иностранных государств.

Во первых, данный вывод напрашивается из пункта 7 Информационного письма ВАС РФ от 25.04.1995 № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)». Согласно данному пункту дело о несостоятельности (банкротстве) подлежит рассмотрению в арбитражном суде и в том случае, если заявитель является иностранной организацией, организацией с иностранными инвестициями, а также физическим лицом, в том числе иностранным гражданином.

Во вторых, в соответствии со статьей 247 АПК РФ арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела с участием иностранных граждан, в том числе, если:
1) ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;
2) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
3) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.

Читайте так же:  Непосредственное управление собственниками помещений в мкд

В части 4 статьи 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) по месту нахождения должника.
Дело о банкротстве гражданина рассматривается арбитражным судом по его месту жительства (пункт 1 статьи 33 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации под местом жительства гражданина понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу абзаца четвертого пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, мы придерживаемся точки зрения обоснованности рассмотрения судами РФ дел о банкротстве должников – граждан иностранных государств при наличии к этому правовых оснований в соответствии с законодательством РФ. Представляется, что именно данный подход обеспечивает в полной мере права как должника, так и кредиторов.

Какую несут ответственность иностранные граждане и лица без гражданства

Каждый иностранец, который пребывает в России, должен обязательно соответствовать общим нормам и правилам, которые установлены настоящим российским законодательством в миграционной сфере.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

Видео (кликните для воспроизведения).

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Каждое правонарушение в этом контексте может в итоге обернуться наложением некоторых взысканий, поэтому нужно знать об ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за такие проступки. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Что это такое

Данный термин на юридическом языке означает, что за нарушение определенных правил в вопросах миграции данные лица могут быть подвергнуты определенному наказанию. Иными словами, это приверженность иностранцев и людей, которые не имеют ни в одном из государств резидентства, законодательству той страны, в которой они проживают.

Здесь речь идет не только о нарушении миграционных законов – здесь также предусматривается ответственность и за другие нарушения, которые будут происходить на территории чужой для человека страны.

О правовом положении

Иностранцы являются лицами, которые имеют юридическую связь с определенным государством, а что касается лиц без гражданства, то такие люди не имеют подобной связи. Таких лиц еще в юриспруденции называют апатридами.

Главной особенностью правового положения репатриантов является подчинение двум основным правопорядкам – государства, где лицо имеет гражданства, а также государства, в котором он пребывает.

При этом признанные нормы и принципы публичного международного права выступают в качестве базы для правового статуса иностранцев.

Имеется при этом минимальный стандарт для обращения с лицами иностранного типа, который основывается на разных международных пактах, говорящих об экономических, политических и социальных правах.

В нем имеется несколько составляющих:

  1. Политические права имеют некоторые ограничения. В частности, репатрианты не могут использовать политические права, они не могут быть избранными и не имеют права голоса.
  2. Ограничения по исполнению воинского долга. Иностранцы не могут нести в стране пребывания воинской обязанности.
  3. Имеются различия в порядке приезда и отъезда граждан страны и иностранцев. К примеру, к гражданину страны не может быть применен запрет на въезд, в то время как иностранцы подвергаются подобному наказанию.
  4. Равная уголовная ответственность репатриантов, как и у основных граждан страны.
  5. Защита консульского и дипломатического характера репатриантов, которая осуществляется в стране согласно действительному законодательству.

При этом правовое положение физлиц будет определено национальным законодательством и международными соглашениями.

В России в данном контексте определяющими будут являться следующие нормативные акты:

  1. ФЗ «О правовом положении иностранцев».
  2. ФЗ «О гражданстве России».
  3. ФЗ «О миграционном учете иностранцев».

Видео: За нарушение миграционного законодательства

Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Наиболее явным признаком проявления ответственности иностранцев и апатридов является выдворение за пределы государства, которое по-другому называется депортацией. Иными словами, это высылка человека в принудительном порядке за пределы страны. При этом данная мера производится обычно в сопровождении конвоя.

Депортация имеет определенный порядок по применению, который имеет жесткую регламентацию.

Согласно настоящему законодательству, иностранец будет подвержен этой мере при следующих ситуациях:

  1. При сокращении срока пребывания в государстве иностранцу, в то время как он не совершил выезд в течение 3 дней.
  2. При аннулировании РВП или ВНЖ, а иностранец не смог покинуть страну за 15 дней после этого.
  3. При принятии решения о нежелательности нахождения репатрианта в РФ.
  4. При выявлении ВИЧ-инфекции у репатрианта.

При этом иностранец может не допускать нарушения законов, чтобы быть в итоге депортированным.

Данная процедура характеризуется следующими обстоятельствами:

  1. Наличие госпринуждения, которое предназначено для ограничения свобод и прав иностранцев в РФ.
  2. В качестве субъектов депортации являются репатрианты и апатриды.
  3. Может применяться по основанию решения исполнительной власти.
  4. Не является наказанием административного характера.
  5. Может применяться за неправомерное или правомерное деяние.

Как получить гражданство Австрии? Найдете по ссылке.

Административное выдворение

Данная мера характеризуется следующими особенностями:

  1. Направление на ограничение свобод и прав репатриантов и апатридов в РФ.
  2. В качестве субъектов выдворения должны выступать только апатриды и репатрианты.
  3. Выдворение может быть осуществлено исключительно за административное правонарушение.
  4. Решение о данной мере может быть принято только односторонне. Назначается судьей, либо определенными должностными лицами, когда нарушение совершается при приезде в страну. Постановление согласно выдворения должно выноситься без какого-либо государственного согласования.
  5. Не является применимым к иностранцам, несущим военную службу.
  6. Исполнение по принятому решению рассматриваемого характера предполагает контроль за выездом, осуществляемый за счет физлица или юрлица, которое пригласило гражданина или же в принудительном порядке.
Читайте так же:  Консультация юриста по пенсионному законодательству

За несоблюдение правил

В целом, несоблюдение правил, которые установлены российским законодательством, грозит как выдворением, так и депортацией. Все зависит только от степени тяжести совершенного проступка, а также от итогового решения, которое было принято компетентными лицами.

Стоит понимать, что самая малая провинность административного характера, которая может быть совершена иностранцем, также обязательно будет сопровождаться наказанием. В частности, это будет штраф.

Все зависит от того, какое нарушение будет совершено, и что именно предпримут по итогу его рассмотрения компетентные лица. В большинстве случаев вынесением наказания занимаются сотрудники миграционных служб, поскольку этот вид деятельности находится именно в их полномочиях.

Несмотря на то, что в целом российская миграционная политика в последнее время претерпевает изменения, которые касаются ужесточения порядков регистрации и получения определенных документов иностранцами, штрафы и прочие взыскания ужесточены не были.

Согласно мнениям специалистов миграционных служб, действительные взыскания и так являются достаточно серьезными, и в нынешнее время нет никакой необходимости в том, чтобы их ужесточить еще сильнее.

Те лица, которые приезжают в Россию для того, чтобы найти в нашей стране политическое убежище, не являются теми лицами, которые могут спокойно совершать проступки административного типа на территории государства безнаказанно.

Соответственно, те виды наказаний, которые предполагаются для иностранцев и апатридов, будут также распространяться и на тех людей, которые получили статус беженцев.

Здесь имеется одна небольшая ремарка. Дело в том, что у беженцев имеется возможность получения гражданства в упрощенном режиме.

Это значит, что если такой человек, получивший российский паспорт, совершил правонарушение, подразумевающее выдворение из пределов страны, то он будет являться по отношению к нему неприменимым, потому что к российским гражданам подобные решения не могут иметь какого-либо отношения.

Вынужденный переселенец

Имеется и такая категория лиц, которые должны вынужденно переселяться в Россию. Но, несмотря на такой статус, за совершенные тяжелые проступки, которые требуют немедленного выдворения, в основном выносится решение о депортации такого человека.

Правда, наибольшую роль при вынесении решения здесь играет именно тяжесть совершенного нарушения, и нередки случаи, когда гражданин подобной категории отделывался внушительным штрафом.

Но если у переселенца обнаруживали серьезное заболевание, несущее угрозу остальному народу, он немедленно выдворялся за пределы страны.

Плюсы и минусы гражданства Австралии. Найдете здесь.

Пробный тест на гражданство рф. Узнайте далее.

В настоящее время российское миграционное законодательство регулярно претерпевает серьезные изменения. Чаще всего они касаются порядков проведения регистрации и выдачи каких-либо документов, однако в предстоящем будущем российские власти обещают пересмотреть и ответственность не только самих российских граждан за правонарушения, но также и иностранцев, что должно привести к повышению уровня безопасности.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ. Право на политическое убежище

Правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Конституция России устанавли­вает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами . Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

[2]

Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государст­венной власти, участие в референдумах и др.). Существуют неко­торые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Читайте так же:  Авария на парковке что делать

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в РФ, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция РФ на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции РФ в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Феде­ральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный поря­док регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не мо­гут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступле­ния в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностран­ным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с обще­признанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Пре­доставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г. утверждено Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.

Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лицо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в РФ, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации существуют национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Классификация иностранных граждан:

Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства:

Административно-правовой статус беженцев

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Основания и процедура признания лица беженцем:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем;
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.
Читайте так же:  Правила сдачи квартиры в наем законодательство

Лицо, признанное беженцем, имеет следующие права.

1. Получать услуги переводчика и получать информацию о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иную информацию.

2. Получать содействие в оформлении документов для въезда на территорию Российской Федерации в случае, если данные лица находятся вне пределов территории Российской Федерации.

3. Получать содействие в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ.

4. Получать питание и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством РФ, до убытия к новому месту пребывания.

5. Право на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц.

6. Пользоваться жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом Правительством РФ, из фондажилья для временного поселения. Лицо, признанное беженцем, и члены его семьи утрачивают право на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения в случае приобретения, получения, найма другого жилья.

7. Получать медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Получать содействие в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

9. Работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

10. Получать социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

11. Получать содействие в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

12. Получать содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности (его прежнего обычного местожительства).

13. Обращаться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц. Форма бланка проездного документа, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством РФ.

14. Обращаться с заявлением о предоставлении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации или на приобретение гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

15. Участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ.

16. Добровольно возвращаться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

17. Выезжать на место жительства в иностранное государство.

18. Пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством РФ и международными договорами РФ, а также законодательством субъектов РФ.

Обязанности лиц, признанных беженцами:

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • соблюдать Конституцию и законы;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

Источники


  1. Каутский, К. Аграрный вопрос; Киев: Пролетарий, 2012. — 330 c.

  2. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.

  3. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.
  4. Мельниченко Р. Г. Адвокатская деятельность. Универсальные правила успеха; Центрполиграф — М., 2013. — 216 c.
  5. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.
Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here