Ненормативный правовой акт понятие и виды

Главное по теме: "Ненормативный правовой акт понятие и виды" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

27 июня 2012 года в Высшем Арбитражном Суде РФ будут обсуждаться спорные вопросы, касающиеся определения понятий нормативного правового акта и ненормативного правового акта

Сообщается, в частности, что арбитражные суды определяют нормативный характер правового акта исходя из его содержания и направленности, полномочий принявшего его органа. Признаки, характеризующие содержание акта, являются приоритетными по отношению к тем, которые определяют его форму. Как отмечается в ряде постановлений Президиума ВАС РФ, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов суд не вправе ограничиваться формальным установлением соблюдения порядка и формы принятия обжалуемого акта, а должен выяснить, рассчитан ли оспариваемый акт на многократное применение, затрагивает ли права и законные интересы, соответствует ли закону; при этом вопрос о том, носит ли тот или иной акт нормативный характер, надлежит разрешать независимо от его формы, иных условий, например государственной регистрации, опубликования в официальном издании.

По мнению ВАС РФ, наиболее существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

— устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

— адресован неопределенному кругу лиц;

— рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

В представленной справке дается характеристика правового акта на примере лесохозяйственного регламента, а также рассматриваются вопросы, касающиеся полномочий суда вносить изменения в нормативный или ненормативный правовой акт.

Ненормативный акт общего характера

Ненормативный акт общего характера — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретными обстоятельствами. Ненормативный акт общего характера вызывает возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей всех лиц, связанных с конкретными обстоятельствами.

Ненормативный акт общего характера иногда называют сокращенно как НАОХ.

Разъяснение

Ненормативный акт общего характера представляет собой результат реализации норм права. Примеры НАОХ — решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок, решение налогового органа по результатам налоговой проверки.

В учебнике «ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА», Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.С. Пиголкина, Москва, Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана 1996, разъясняется:

«. от норм права следует отличать ненормативные акты общего характера. Они создают целую серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты права, но они исчерпываются однократным исполнением (например, решение органа власти об амнистии, приказ о проведении профилактических прививок и т.п.).».

Статья 13 ГК РФ определяет, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

На сайте ФНС России разъясняется:

Исходя из общей теории государства и права под актом ненормативного характера подразумевается документ, составленный по установленным федеральным законодательством или ведомственными нормативными актами правилам и содержащий властное предписание государственных органов, органов местного самоуправления на совершение определенных юридически значимых действий, адресованное одному или нескольким субъектам (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности).

В отличие от нормативного правового акта (документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение) ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем указаны. Зачастую ненормативный правовой акт также называют правовым актом индивидуального характера.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, то есть его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм и не направлены на неоднократное применение.

Можно сформулировать следующие отличительные признаки ненормативного правового акта:

— ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права по организационно-распорядительным вопросам;

— властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц;

— обязательность исполнения властного предписания – один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта;

— ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер;

— форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Предметом разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, то есть власти и подчинения.

При этом, ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта, в случае, если, по мнению заявителя, такой ненормативный правовой акт незаконно возлагает какие-либо обязанности либо создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Норма права — это закрепленное в нормативном акте общеобязательное правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства

Индивидуальный правовой акт — разновидность правового акта, не содержащего норм права, представляющего собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом.

Нормативные и ненормативные акты: понятие и отличия.

Нормативный правовой акт — это документ, который содержит обязательные правила поведения для неограниченного круга лиц и рассчитанные для неоднократного применения. А ненормативный правовой акт обязателен для исполнения только конкретными лицами, которые в нем же и указаны. Поэтому его зачастую называют правовым актом индивидуального характера. (назначения на должности, награждения и т.д.) Предметом судебного разбирательства при оспаривании ненормативных актов являются конфликты, возникающие в связи с отношениями субординации, т.е. власти и подчинения.

Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

1. Ненормативные акты не устанавливают общих норм поведения, носят индивидуальный, определенный характер. Они принимаются во исполнение закона или иных норм права, по организационно-распорядительным вопросам.

2. Властное предписание, содержащееся в ненормативном акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц.

3. Обязательность исполнения властного предписания — один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта.

Читайте так же:  Что соответствует понятию перевод на другую работу

4. Ненормативные акты принимаются государственными органами в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер.

5. Форма ненормативного акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации.

Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.

Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением. В отличие от нормативных актов ненормативные акты не содержат правовых норм, не направлены на неоднократное применение».

Понятие и виды нормативных правовых актов

Нормативный правовой акт– официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Основные черты нормативно-правового акта:

– устанавливает, изменяет или отменяет нормы права;

– принимается (издается) уполномоченными государственными органами или путем референдума;

– содержит правила, рассчитанные на неоднократное применение;

– адресован неопределенному кругу лиц.

Виды нормативных правовых актов:

1. Конституция – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу.

2. Решения референдумов –направленны на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

3. Программные законы –принимаются в установленном Конституцией порядке и по определенным ею вопросам.

4. Кодексы (нормативные правовые акты) –объединены и систематизированы нормы права, регулирующие определенные области общественных отношений.

5. Законы – нормативные правовые акты, регулирующие важные общественные отношения.

6. Декреты Президента – нормативные правовые акты Главы государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией.

7. Указы Президента – нормативные правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

8. Постановления палат Национального собрания – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента.

9. Постановления Совета Министров – нормативные правовые акты Правительства.

10. Регламенты – нормативные правовые акты, принятые (изданные) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления (совокупность правил, определяющих порядок деятельности соответствующих государственных органов и их подразделений).

11. Инструкции – подзаконные нормативные правовые акты, издаваемые в целях разъяснения и определения порядка применения законодательного акта, приказа министра или руководителя иного государства.

12. Правила – формы нормативных правовых актов, которыми устанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.

13. Уставы (положения) – нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа (организации).

14. Приказы – издаются руководителями Республиканских органов государственного управления в пределах компетенции возглавляемых ими органов в соответствующей сфере государственного управления.

15. Решения органов местного управления и самоуправления –принимаются местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования.

Указы Президента, постановления Совета Министров Республики Беларусь — вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования.

Нормативный правовой акт не распространяет свое действие на отношения, которые существовали еще до его вступления в юридическую силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет юридическую ответственность граждан .

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

– истечения срока действия акта;

– признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

– признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

– отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

11.Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу.

Утрата юридической силы:

а) истечения срока;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим актом.

Закон обратной силы не имеет, то есть он не распро­страняется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу.

В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответ­ственность.

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию но­вого закона может продолжать регулирование некоторых вопросов.

В пространстве:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответ­ствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.

Государственная тер-ия: часть земного шара (включающая в себя сушу, недра, воздушное и водное пространство), которая находится под суверенитетом данного государства и на которую го­сударство распространяет свою власть. Суверенитет распростра­няется на тер-ию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящих­ся в открытом море или космосе.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц: распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами.

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъекта­ми ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Во­оруженных Силах России);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и админи­стративной ответственности по российскому законодательству;

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной норма­тивно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрас­ту (несовершеннолетние), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8899 —

| 7579 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Ненормативный правовой акт понятие и виды

Правовая природа индивидуального правового (ненормативного) акта

Автор анализирует правовые особенности индивидуального правового (ненормативного) акта во времени. Особое внимание обращено на недопустимость принятия ненормативного акта с обратной силой. Под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле. Другими словами, нормативные акты включают в себя правовые акты более низкой категории, чем закон, в том числе и индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления.

Согласно общему правовому принципу действия нормативного правового акта (в том числе муниципального нормативного акта) во времени нормативный правовой акт распространяются на общественные отношения, которые возникли после его принятия, а правоотношения, возникшие до момента вступления в силу нормативного правового акта, его нормами не регулируются.

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда РФ о том, что ухудшение положения граждан, заключающееся в отмене права, приобретенного этими гражданами в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (части 2, 3) Конституции РФ, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властью и будет реализовано (такой правовой подход был выражен Конституционным Судом РФ в постановлениях от 24.05.2001 № 8-П, от 29.01.2004 № 2-П, определении от 01.12.2005 № 460-О).

[1]

Принятие государственным органом нормативного правового акта — правообразующий факт. Возникающие затем правоотношения являются производными от первоначального, и к ним должно применяться законодательство, действовавшее на момент возникновения первоначального правоотношения (например, акты, связанные с выделением участнику правоотношений земельного участка). Только законодатель вправе придать закону обратную силу.

Читайте так же:  Как заставить бывшего мужа платить алименты на ребенка

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. При этом необходимо учитывать, что выраженный в данной норме принцип имеет общеправовое значение, и понятие «акты гражданского законодательства» толкуется в широком смысле — акты всех органов государства, содержащие любые разновидности гражданско-правовых норм.

Разъясним природу индивидуального правового (ненормативного) акта.

Таким образом, в индивидуальных правовых актах содержатся результаты действий по конкретным вопросам.

В Определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 № 419-О отмечается, что для признания незаконности индивидуального правового (ненормативного) акта необходимо и достаточно его несоответствия закону, поскольку основным доказательством нарушения прав и охраняемых законом интересов лица (в том числе издание ненормативного акта органа местного самоуправления) является само по себе нарушение изданным актом закона или иного нормативного правового акта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для признания не соответствующим закону ненормативного акта необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие такого акта закону и иным нормативным правовым актам и нарушение этим актом законных прав и интересов заинтересованного лица (сам факт его издания).

Данная позиция Конституционного Суда РФ корреспондирует с позицией Верховного Суда РФ: недействительным признается ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. То есть признание нормативного акта недействительным в силу его несоответствия закону или иным правовым актам приравнивается в данном случае к признанию нормативного акта недействующим, без влечения последующих правовых последствий (Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 24.04.2002 № 84пв-01, Определение Верховного Суда РФ от 01.06.1998 № 43-Г98-4).

Поскольку индивидуальные правовые акты содержат гражданско-правовые нормы (например, акты, регулирующие порядок предоставления земельных участков), они относятся к актам гражданского законодательства. В соответствии со ст. 8 ГК РФ такие акты ненормативного характера (в том числе изданные органами местного самоуправления) являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей (определения Ленинградского областного суда от 11.07.2013 № 33-3113/2013, от 02.02.2011 № 33-501/2011).

[3]

Согласно мнению судьи Европейского Суда по правам человека Малинверни, к которому присоединились судьи Баррето и Шикута, принципы правовой определенности, верховенства права направлены на недопустимость придания обратной силы нормативному акту (любому акту, в том числе и индивидуального характера), который наносит ущерб стороне и о котором не было известно на момент совершения каких-либо действий (заключения договора гражданско-правового характера) (См. постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Скоппола против Италии (№ 2)» от 17.09.2009). Кроме того, ЕСПЧ придерживается мнения, что применение норм гражданского права с обратной силой будет подрывать принцип правовой определенности и противоречить принципу верховенства права (Постановление ЕСПЧ от 28.03.2006 по делу «Мельник против Украины»).

Особо необходимо отметить, что под нормативным актом понимается закон в его сущностном, а не формальном смысле; нормативный акт включает в себя правовые акты более низкой категории, чем закон (в том числе индивидуальные правовые (ненормативные) акты органов местного самоуправления). (См. постановления ЕСПЧ от 18.06.1971 по делу «Де Вильде, Оомс и Версип против Бельгии», от 24.04.1990 по делу «Крюслен против Франции»).

Акты ненормативного характера (равно как и нормативные правовые акты), которые распространяют своей действия на гражданско-правовые отношения, возникшие до их принятия, являются незаконными, поскольку противоречат статье 4 ГК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 306-ЭС14-6320 по делу № А12-30954/2013, Определение ВАС РФ от 16.11.2012 № ВАС-14309/12 по делу № А51-20918/2011).

Недопустимо придание обратной силы новому регулированию, если оно ухудшает положение лица, ограничивает его права, уже существующие в конкретных правоотношениях (Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 № 20-П).

Придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 262-О-О). Причем акты ненормативного характера (с обратной силой) могут быть отменены во внесудебном порядке. Основанием для отмены является противоречие их действующему федеральному законодательству (ст. 4 ГК РФ (Информация прокуратуры Кировской области от 02.10.2008 «Практика прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления»)).

Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Понятие и виды правовых актов

Правовые акты — это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких-либо юридических последствий.

Общие признаки правовых актов:

  1. исходят от государства, связаны с его властными полномочиями;
  2. являются обязательными для исполнения лицами, к которым они адресованы;
  3. влекут юридические последствия, т.е. влияют на права и обязанности субъектов;
  4. поддерживаются силой государственного принуждения.

Виды правовых актов в зависимости от порождаемых юридических последствий:

  • нормативно-правовые акты (НПА) — направлены на установление, изменение или отмену норм права;
  • акты толкования (интерпретационные) — направлены на разъяснение норм права;
  • акты применения права (или правоприменительные, индивидуально-правовые) — направлены на реализацию предписаний правовых норм.

Необходимо строго различать правоприменительные акты, нормативные акты и акты толкования норм права.

Нoрмативный правовой акт

Нoрмативный правовой акт — это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

Регулирование общественных правоотношений в силу действующего законодательства не может осуществляться правовым актом в форме письма , в отсутствие регистрации соответствующего документа и официального его опубликования (см., напр., Решение Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N ВКАПИ18-20 «О признании недействующим письма МВД РФ от 26.04.2007 N 1/3315, Минобороны РФ от 02.05.2007 N 180/4/1-483, ПФ РФ от 02.05.2007 N ГБ-25-26/4730 «О форме справки, выдаваемой гражданам, имеющим право на одновременное получение двух пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1»).

Читайте так же:  Как правильно оформить дарственную на квартиру

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
  • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
  • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

Правоприменительный акт

Правоприменительный акт — один из видов правовых актов, известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Назначение актов применения права вытекает из их названия — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, но ни в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые; это не их функция.

Характерные признаки правоприменительных актов:

  1. имеют индивидуально-определенный характер , т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например, приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждении гражданина орденом);
  2. являются властными и обязательными для исполнения , поскольку исходят от государства либо с его согласия от общественных объединений, органов местного самоуправления, других структур и образований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могут последовать санкции;
  3. не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — не создавать, а применять нормы права;
  4. выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;
  5. исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;
  6. обеспечиваются государственным принуждением , так как речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуется использовать силу власти.

Следует иметь в виду, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен:

  • обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.);
  • иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение. Без некоторых элементов такой атрибутики самый важный акт может утратить свою юридическую силу.

Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов

Часто смешивают нормативные и индивидуально-правовые акты.

Действительно, между ними много общего:

  1. оба они носят категоричный и властный характер, поддерживаемый силой государственного принуждения к исполнению имеющихся в них предписаний;
  2. их издает (принимает) строго определенный круг специально на то уполномоченных лиц;
  3. они имеют четкую структуру и атрибутику, нарушение требований которой делает их недействительными;
  4. они напрямую регулируют общественные отношения;
  5. имеют одинаковую направленность на упорядочение отношений, укрепление законности и обеспечения правопорядка и др.

Отличительные черты (характерные признаки) правоприменительного акта указаны выше.

Ненормативный правовой акт понятие и виды

Главная страница Форум Гарант
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно ли считать любое письмо государственного органа — ненормативным правовым актом?

Письма органов власти судами рассматриваются, в деле их представлять можно, и ссылаться на них, но не как на нормативно-правовой акт а как на документ, выражающий отношение официального органа к тем или иным нормам права, комментарий их, правоприменительная практика.
Вот пример рассмотрения письма. По сути из-за письма Госстроя РФ Верховный суд отказал заявителям в признании пункта инструкции недействительной:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2001 г. N ГКПИ 01-1254
.
Судом приняты во внимание разъяснения первого заместителя председателя Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу, содержащиеся в письме от 06.09.2001 N СК-4897/13, направленном органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об ошибочном применении на местах оспариваемого подпункта «д» п. 9 Правил.
Поскольку в нем не содержится указание не возможность применения его только лишь при «непрерывном» отсутствии отдельных жильцов свыше одного месяца, то пп. «д» п. 9 Правил должен применяться и при отсутствии нанимателя жилого помещения более месяца суммарно в течение определенного времени (квартала, полугодия, года).
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания оспариваемого положения незаконным и недействующим.
.

Добрый день!
Посмотрите, пожалуйста, правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009)
(с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г., 30 сентября 2002 г.)

«п. 2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.»

Виктор,
возможно с сообщением «дополнение», я погорячился.
Обратите внимание на сообщение, в котором говорится, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Что является подтверждением того, что письмо не является нормативным правовым актом.

С уважением,
гость.

Гость, с НОРМАТИВНЫМИ актами всем все ясно. Мы говорим о НЕНОРМАТИВНЫХ, тех, которые не распространяются на неопределенный круг лиц и пр. — см. пост Анфисы.
Анна, думаю письмо можно отнести к ненормативным актам (нигде не установлена форма такого акта»). Если такое письмо налагает на лицо какие-л. обязанности.
И — чтобы обжаловать, нужно, чтобы такой акт «нарушал права» и «возлагал обязанности».
Так что, смотря какое письмо.
Если просто информация — то нет.
Вот, посмотрите.
Здесь — платежное извещение.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2000 г. No. 2670/00

определение Арбитражного суда города Москвы от 07.12.99 по делу No. А40-41624/99-76-812 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Читайте так же:  Что такое кворум общего собрания собственников жилья

И.о. Председателя
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
М.К.ЮКОВ

Ненормативный правовой акт

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Ненормативный правовой акт» в других словарях:

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Энциклопедия права

Ненормативный правовой акт — см. Индивидуальный правовой акт … Большой юридический словарь

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц — арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными — граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Решение представительного органа — нормативный или ненормативный правовой акт, принимаемый представительным органом в коллегиальном порядке … Большой юридический словарь

АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — решения, принимаемые Правительством в пределах своих конституционных полномочий. В А.П. РФ, издаваемых на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ, реализуются полномочия Правительства РФ.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

защита гражданских прав — один из институтов гражданского законодательства, нормы которого определяют порядок и способы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Согласно ГК РФ З.г.п. осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд, а в случаях,… … Большой юридический словарь

Защита гражданских прав — (англ. protection of civil rights) в РФ правовой институт, нормы которого предусматривают механизмы судебных и административных процедур защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав (см. Гражданские права и обязанности), а также иные способы … Энциклопедия права

Соотношение понятий: нормативный акт, юридический акт, правовой акт, нормативно-правовой акт и ненормативный правовой акт.

Юридический акт – это правомерное действие субъекта права, порождающее, изменяющее или прекращающее то или иное правоотношение. Правовой акт – это результат совершения субъектом (субъектами) права юридического акта или реализации специально уполномоченным субъектом правотворческих функций, выраженный в форме официального юридического документа, составленный (изданный) в соответствии с требованиями законодательства и порождающий правовые последствия.

Определений понятий «нормативный правовой акт» и «индивидуальный правовой акт» следует, что данные понятия определяются в отечественном и зарубежном правопорядках через понятие «документ».

[2]

«Правовым актом» необходимо именовать официальный документ, которым оформляется внешнее выражение воли компетентных субъектов права, представляющий собой индивидуальный правовой акт (правовой акт, содержащий индивидуальные предписания), в случае, если имеет место выражение воли субъекта (субъектов) права, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений (в результате совершения юридического акта), или нормативный правовой акт, в случае, если имеет место выражение воли субъекта права в сфере правотворчества (в результате реализации таким субъектом специально предоставленных законом соответствующих полномочий). Необходимо отметить в связи с этим, что нормативно-правовой акт не может являться результатом совершения субъектом права юридического акта, поскольку для создания нормативно-правового акта необходима реализация субъектом специальных властных полномочий, которая не является действием в смысле юридического факта (не создает, не прекращает, не изменяет правоотношения, а устанавливает правовые нормы).

Юридический акт представляет собой правомерное действие (волеизъявление) субъекта права, являющееся предпосылкой для возникновения, изменения, прекращения правоотношений. Данное положение является общепризнанным в отечественной теории права. В результате акта действия, например, подписания (заключения) договора, возникает, как правило, документ (договор в данном случае), содержащий изложенную в словесной форме волю субъектов права, а также иные условия, являющиеся средством достижения такой воли. Так, например, при совершении сотрудником правоохранительных органов действий по составлению протокола результатом таких действий (юридического акта) является сам протокол (правовой акт). При совершении судом действий по вынесению решения по конкретному делу результатом действий по осуществлению правосудия является судебное постановление (правовой акт) и т.п.

Из приведенных определений следует, что под термином «правовой акт» многие ученые-правоведы понимают официальный документ, изданный (совершенный) субъектом права, влекущий некоторые правовые последствия.

Нормативно-правовой акт и ненормативный правовой акт

Легальное определение НПА давалось только один раз в Постановлении Госдумы ФС от 11.11.96 № 781_II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации»

Вот это определение:

Нормативый првовой акт — это писменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение илиотмену правовых норм.

Ненормативный правовой акт — правовой акт, принимаемый (издаваемый) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение

Положение о рекламе — нормативный правовой акт органа местного самоуправления. Почему? — см определение НПА, приведенное выше.

Нормативный акт

Нормативный акт — это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства.

Юридический акт

Правовой акт

ПРАВОВОЙ АКТ (англ. juridical act, law) — официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Понятию «П.а.» соответствует понятие «юридический акт».

В юридической литературе дано много содержательных характеристик П.а. Нередко их отождествляют с понятием «нормативные правовые акты», хотя к таковым не относят индивидуальные, информационные и иные акты. Главное в них — выражение гос-ного веления и закрепление решения правотворческого органа о создании, изменении, отмене акта и содержащихся в нем норм и предписаний (см.: А.В. Мицкевич. Нормативные акты Советского государства. — М., 1958; Социалистическое право. — М., 1973; Р.Ф. Васильев. Акты управления. — М., 1987).

Природа, признаки и виды П.а. обстоятельно проанализированы в книге Ю.А. Тихомирова и И.В. Котелевской «Правовыеакты. Учебно-практическое и справочное пособие» (М., 1999). По мнению авторов, для П.а. как разновидности документовхарактерны прежде всего такие общие свойства, как документальное фиксирование информации, ее официально признанное закрепление и выражение в документах строго определенных форм. Вместе с тем П.а. обладает специфическими признаками, выделяющими его среди др. документов. К таким признакам относится прежде всего круг субъектов, управомоченных готовить и принимать П.а. (носителей властных функций и полномочий). П.а. рассчитан на установление норм и их реализацию, т.е. на возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Гарантией действенности П.а. является наделение его юридической силой, понимаемой в смысле общеобязательности в соотношениях с др. актами и непререкаемой обязательности для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.

15. Юридико-технические требования к структуре правового акта.

(См. уч. Кашаниной, с. 227)

Структура нормативного акта — это его строение. Одним из главных средств юридической техники является расположение нормативного материала в определенном порядке, его последовательная дифференциация. Структура нормативных актов обусловлена их содержанием. Поэтому единой схемы, пригодной для всех законодательных актов, не существует. Если ориентироваться на крупные и сложные по содержанию нормативные акты, отражающие структуру отрасли права, то перечень структурных единиц будет весьма значительным. В небольших по объему нормативных документах, которые являются более простыми и по содержанию, нет необходимости использовать все структурные возможности для дифференциации нормативного материала. Перечислим все возможные единицы структурной организации текста нормативных актов:

Читайте так же:  Как составить трудовой договор по совместительству

1.— заголовок;Заголовок — это наименование нормативного акта. Не следует думать, что заголовок — просто реквизит нормативного акта (и относится только к его внешней форме). Он выполняет куда более значительную роль: представляет собой одно из средств выражения смысла определенной группы юридических норм, поэтому его одновременно следует относить и к внутренней форме нормативного акта.

Цель заголовка — лаконично отразить основную идею нормативного акта, его тематику. Основные требования к заголовку нормативного акта таковы:

— точность. Это означает, что он должен весьма определенно отражать содержание закона.

— краткость. Заголовок в сжатой форме должен передавать суть нормативного акта.

— оптимальная обобщенность содержания нормативного акта.

— емкость. Это требование касается законов, содержание которых настолько многопланово, что каждая его часть вполне может претендовать на автономность.

— формализованность. Заголовок — это одна из частей нормативного акта, и поэтому его следует излагать официальным стилем.

2.— оглавление;Его имеют обычно крупные по объему нормативные акты. Задачи оглавления заключаются в следующем: 1) сориентировать пользователя в нормативных предписаниях; 2) обеспечить поиск необходимых правовых предписаний на протяжении всего срока действия нормативного акта; 3) сделать текст закона доступным; 4) облегчить чтение нормативного материала.

3.— преамбула;Преамбула — это часть закона, содержащая указание на те или иные обстоятельства, послужившие поводом к принятию данного закона (мотивы), а также указание на задачи и цели, которые должны быть достигнуты в процессе применения этого закона.

Задача — это постановка проблем

Структурные единицы текста

4.— часть;Часть. Это самое крупное подразделение нормативного акта. Обычно деление на части используется при формировании ведущих отраслевых нормативных актов (как правило, кодексов), причем не любых, а основополагающих или «старых» отраслей права.

5.— раздел;Раздел. Эта структурная единица в кодексах может не встречаться. Но когда она есть, то вполне может использоваться для выделения подотрасли (или группы институтов). Подотрасль права — это совокупность правовых норм, регулирующих область общественных отношений.

6.— глава;Глава. Назначение данной структурной единицы состоит в оформлении правового института или субинститута. Институт права — это обособленный комплекс правовых предписаний, обеспечивающий цельное, относительно законченное регулирование определенной группы родственных общественных отношений.

7.— статья;Статья. Это основная структурная единица текста нормативного акта, поскольку именно она является носителем правовой информации. В принципе, можно предположить, что в статье должна содержаться юридическая норма, т. е. правило поведения, регулирующее то или иное общественное отношение.

8.— параграф;Параграф. Это довольно редко используемая структурная единица текста нормативного акта. В основном она встречается в подзаконных актах, как правило ведомственных. Параграф применяют для группировки немногочисленных пунктов ведомственных актов.

9.— пункт;Пункт. В законах эта структурная единица является вторичной по сравнению со статьей. Она может быть, но может и отсутствовать, и тогда статья представляет собой целостный, а не дифференцированный текст.

10.— подпункт;Подпункт. Эту структурную единицу редкой тоже не назовешь. В большей мере она используется в подзаконных актах для градации текста больших пунктов. Как правило, подпункты не нумеруются, но начинаются с заглавной буквы.

11.— абзац;Абзац. В отличие от подпункта текст абзаца начинается со строчной буквы. Это говорит о том, что нормативное предписание, сформулированное в абзаце, является органичной или неразрывной частью текста пункта и самостоятельно существовать не может. Абзац служит показателем перехода от одной мысли к другой.

12.— примечание;Примечание — часть нормативного акта, которая представляет государственно-властное установление, предназначенное для специального текстового или символического подчеркивания, имеющее сопроводительный характер.

13.— заключительные положения;Заключительные положения — это структурная часть нормативных актов, которая вызывает большое количество споров. Законодатель стал ее использовать недавно. Анализ российских нормативных актов не позволяет выявить какое-либо правило относительно содержания заключительной части. Заключительные положения пишутся произвольно.

14.— приложение.Приложение — не обязательная структурная единица нормативного акта. Ее скорее можно назвать редкой. В приложении, как правило, содержатся рисунки, таблицы, схемы, иллюстрирующие нормативные предписания нормативного акта и облегчающие понимание смысла его статей.

16. Юридико-технические требования к тексту правового акта.

Структура текста правового акта — это состав элементов текста правового акта.

Элементы правового акта как документа достаточно разнообразны. Ими являются, например, и статья акта, и заголовок акта, и приложение к акту, и предложение, и даже отдельное слово.

Элементы правового акта группируются в зависимости от их юридического характера и назначения: одни из них относятся к реквизитам правового акта, другие образуют собственно содержание (текст) правового акта.

Исходя из этого, можно сказать, что текст правового акта как документа в укрупненном плане состоит из реквизитов (заголовка, номера, даты и т.п.) и содержательной части. Содержательная часть включает структурные элементы правового акта (разделы, главы, статьи и т.п.) и в подавляющем большинстве случаев состоит из текста в точном значении этого слова, т.е. речевой информации, зафиксированной каким-либо типом письма. Структура правового акта может рассматриваться на различных иерархических уровнях. В зависимости от степени сложности структуры правовых актов (на макроуровне) последние можно подразделить на унитарные (простые) и сложносоставные.

Унитарный (простой) правовой акт — это правовой акт, в структурном отношении состоящий из одного целостного текста (т.е. не имеющий элементов, прилагаемых к этому тексту).

Сложносоставной правовой акт — это правовой акт, в структурном отношении состоящий из основного правового акта (основного текста) и производных от него одного или нескольких правовых актов и (или) приложений, не являющихся правовыми актами.

Возможны следующие варианты структуры (точнее, макроструктуры) сложносоставного правового акта:

* основной текст правового акта и одно или несколько приложений к нему, не являющихся правовыми актами, например, в форме таблицы, рисунка, образца документа;

* основной (первичный) правовой акт (указ, постановление и т.п.) и утвержденные им один или несколько вторичных правовых актов (положений, правил и т.п.), которые могут иметь приложения, не являющиеся правовыми актами;

* основной (первичный) правовой акт и одно или несколько приложений, не являющиеся правовыми актами, а также утвержденные первичным актом один или несколько вторичных правовых актов, которые в свою очередь могут иметь приложения, не являющиеся правовыми актами.

Источники


  1. Кудрявцев И. А., Ратинова Н. А. Криминальная агрессия; Издательство МГУ — Москва, 2013. — 192 c.

  2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

  3. Салыгина, Е. С. Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации / Е.С. Салыгина. — М.: Статут, 2013. — 192 c.
  4. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
  5. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
Ненормативный правовой акт понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here