Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки

Главное по теме: "Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Предлагается дать законодательное определение понятию «коррупционное правонарушение»

vectol / Depositphotos.com

С инициативой включения соответствующего термина в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон № 273-ФЗ) выступил член Совета Федерации Алексей Александров. Разработанный им законопроект внесен в Госдуму.

Согласно документу 1 ст. 1 Закона № 273-ФЗ может быть дополнена новым пунктом, предусматривающим определение понятия «коррупционное правонарушение». Под таковым предлагается понимать деяние (действие или бездействие), обладающее признаками коррупции, за которое законодательством РФ установлена уголовная, административная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность.

Напомним, закон уже содержит расшифровку понятий «коррупция» и «противодействие коррупции», но законодательное определение понятия «коррупционное правонарушение» в нем отсутствует. Хотя оно требуется, например, для реализации введенной Федеральным законом от 3 октября 2018 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» нормы, предусматривающей зачисление в бюджет ПФР конфискованных денежных средств, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежных средств от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений.

Исключает ли привлечение физлица к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение ответственность юрлица за то же деяние? Узнайте из «Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Предполагается, что закрепление в законодательстве определения понятия «коррупционное правонарушение» не только устранит правовой пробел, но и в целом будет способствовать совершенствованию нормативного регулирования в сфере противодействия коррупции.

1 С текстом законопроекта № 786297-7 «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

К вопросу о понятии коррупционного правонарушения

Калугина Надежда Геннадьевна — кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Ижевского юридического института (филиала) Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

В статье рассматриваются понятие и признаки коррупционного правонарушения, указывается на объективные и субъективные признаки коррупционного правонарушения, выявляются специфические признаки коррупционного правонарушения, а также формулируются предложения по совершенствованию реализации мер юридической ответственности за коррупционные правонарушения.

Ключевые слова: коррупция, коррупционное правонарушение, противодействие коррупции, признаки коррупции, формы коррупции, механизм коррупции, коррупционноопасное поведение, ответственность за коррупционное правонарушение.

On the question of definition of a corruption violation

The article is devoted to the definition and signs of a corruption violation. The author discusses the objective and subjective signs of a corruption violation and describes the specific signs of a corruption violation as well as formed certain suggestions on improvement of realization of a legal responsibility for a corruption violation.

Key words: corruption, corruption violation, anti-corruption measures, signs of corruption, forms of corruption, mechanism of corruption, corruption behavior, responsibility for a corruption violation.

Проблема определения коррупционного правонарушения имеет весьма актуальное значение. Так, ст. 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» относит к видам коррупционных правонарушений уголовное преступление, однако норма-дефиниция «коррупционное преступление» отсутствует, поэтому и невозможно определить, какие виды преступлений уголовного закона относятся к коррупционным.

Федеральный закон N 21659-3 и проект Федерального закона N 164749-3 дают исчерпывающий перечень преступлений, которые могут признаваться коррупционными. Указанные документы признают коррупционными более широкий круг деяний, предусмотренных уголовным законодательством, чем тот, который предлагают другие ученые . В работе Д.И. Аминова, В.И. Гладких, К.С. Соловьева упоминаются лишь 15 коррупционных преступлений . Однако названные авторы считают, что в зависимости от стоящих перед коррупционером целей и задач его деяния могут трансформироваться в более чем 30 видов коррупционных преступлений .

См.: Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. С. 404.
См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления. М., 2002. С. 116.
Там же.

Несмотря на то что о проблеме коррупции много написано и сказано, предмет обсуждения, как выясняется, не определен. Это обстоятельство, как нам представляется, существенно затрудняет сопоставление результатов криминологических исследований, которые были получены разными авторами. Кроме того, отсутствие легального определения коррупционного преступления и его видов не позволяет на правовой основе определить реальные показатели коррупционной преступности в нашем государстве.

Авторы законопроектов «Основы законодательства об антикоррупционной политике» предлагают определения коррупционного преступления и прямо указывают статьи Уголовного кодекса РФ, которые предусматривают ответственность за такие преступления. Анализ данного законопроекта показывает, что разработчики определяли круг коррупционных преступлений, основываясь на основных понятиях, которые содержатся в ст. 2 законопроекта. В соответствии с данным положением законопроекта определены некоторые нормы-дефиниции:

  • коррупция — подкуп (получение или дача взятки), любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу;
  • коррупционное правонарушение — это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
  • лица, имеющие публичный статус, — лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие должностные или служебные обязанности в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также лица, выполняющие управленческие функции в государственных и муниципальных предприятиях или в некоммерческих (в том числе в иностранных и международных) организациях, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления РФ или их учреждениями.
Читайте так же:  Смена адреса иностранным гражданином ип

Как видим, понятие «коррупционное преступление» не определено.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определяется как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие .

См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 323.

В справочном документе ООН «О международной борьбе с коррупцией» последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или «своими людьми») и незаконное присвоение публичных средств для частного использования .

См.: Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999. С. 404.

И снова в данных нормативно-правовых актах нет четкого определения коррупционного преступления и круга субъектов, так как вышеперечисленные определения коррупционного преступления не усматривают все признаки объективной и субъективной сторон преступления. И только В.А. Григорьев и В.В. Дорошин ближе всего подошли к точному определению коррупционного преступления. Коррупционное преступление определяют как предусмотренное уголовным законом общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгоды лицу, обладающему публичным статусом, совершаемое с прямым умыслом и целью получения выгоды для себя или своих близких. И в связи с этим определением коррупционного преступления перечисляют 80 составов преступлений, которые относятся к таковым. Следует заметить, что данное определение едва ли согласовывается с ч. 1 ст. 14 УК, если следовать логике толкования определения, мы можем в таком случае построить систему признаков в следующей логической последовательности: общественная опасность, противоправность, виновность и наказуемость.

Статья В.А. Григорьева, В.В. Дорошина «Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды» включена в информационный банк.

См.: Григорьев В.А., Дорошин В.В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды. М., 2002. С. 8.

Таким образом, объективные признаки преобладают над субъективными, такими как вина, цель, мотив и характеристика субъекта преступления. Следовало бы данное определение уточнить и изложить в следующей редакции: «Коррупционным правонарушением признается виновно совершенное общественно опасное незаконное использование лицом своего публичного статуса или незаконное предоставление выгод имущественного или неимущественного характера или незаконное предоставление выгод лицу, обладающему публичным статусом, для себя, близких родственников, деловых партнеров«.

Библиографический список

  1. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления. М., 2002.
  2. Астанин В.В. Антикоррупционная политика: криминологические аспекты: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009.
  3. Криминология / Под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. СПб., 1999.

Статья В.А. Григорьева, В.В. Дорошина «Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды» включена в информационный банк.

  1. Григорьев В.А., Дорошин В.В. Коррупционное преступление: понятие, признаки, виды. М., 2002.
  2. Куракин А.В. Государственная служба и коррупция. М., 2009.

Тема 3 Понятие и общая характеристика коррупционных правонарушений (преступлений)

1. К субъектам коррупционных правонарушений относятся:

А) физические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод;

Б) юридические лица, использующие свой статус вопреки законным интересам общества и государства для незаконного получения выгод;

В) лица, незаконно предоставляющие выгоды для физических и юридических лиц;

Г) все ответы верны

2. К составу коррупционных преступлений, предусмотренных УК РФ не относится:

[2]

А) злоупотребление должностными полномочиями;

Б) дача взятки дача взятки;

В) коммерческий подкуп;

Г) подкуп избирателей, участников референдума

3. За совершение коррупционных правонарушений законодательством РФ предусмотрена:

А) Административная и уголовная ответственность;

Б) Гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность;

В) Административная, уголовная, гражданско-правовая ответственность;

Г) Административная, уголовная, гражданско-правовая, дисциплинарная ответственность

4. К административным коррупционным правонарушениям не относится:

А) нецелевое использование бюджетных средств и служебной информации;

Б) подкуп избирателей, участников референдума;

В) осуществление сотрудником МВД предпринимательской деятельности;

Г) нет верного ответа

5. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

В) предупреждение о неполном должностном соответствии;

Г) Все перечисленное

6. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника наказывается

А) исправительными работами на срок до пяти лет;

Б) штрафом в размере до пятисот тысяч рублей;

В) принудительными работами на срок до двух лет;

Г) лишением свободы на срок до пяти лет

7. Нецелевое использование должностными лицами бюджетных средств, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ, влечет:

А) наложение штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

Б) наложение штрафа в размере от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению;

В) дисквалификацию на срок до одного года;

Г) Все ответы верны

8. Нелегитимное использование участниками политического процесса и носителями публичной власти их возможностей и полномочий с целью получения личных и групповых выгод – это:

А) политическая коррупция;

Б) бюрократическая коррупция;

9. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах является основанием для:

А) Передачи документов в суд;

Б) Отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу;

В) Вынесения предупреждения;

Г) Наложения штрафа

10. За совершение административных правонарушений коррупционной направленности КоАП РФ не предусматривает:

Читайте так же:  Как делается временная регистрация для граждан рф

А) административный штраф;

Б) административное выдворение за пределы РФ;

В) административный арест;

11. Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за:

А) непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

Б) превышение должностных полномочий;

В) подкуп избирателей, участников референдума;

Г) нарушение порядка заключения, изменения контракта

12. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах государственного или муниципального служащего осуществляется представителем нанимателя (руководителем) путем направления запроса в правоохранительные органы или государственные органы, в порядке, устанавливаемом:

А) Федеральными законами;

Б) Президентом Российской Федерации;

В) Правительством РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10701 —

| 7356 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ(В.А. Григорьев, В.В. Дорошин)

Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 8 декабря 2004 года

В.А. ГРИГОРЬЕВ, В.В. ДОРОШИН

Григорьев В.А. — профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Дорошин В.В. — старший преподаватель-методист факультета очно-заочного и заочного обучения Академии экономической безопасности МВД РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:
1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);
3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);
4) провокация взятки (ст. 304 УК РФ);
5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

И, наконец, к третьей группе преступлений могут быть отнесены деяния, предусмотренные: п. «в» ч. 2 ст. 160 УК РФ, 164 УК РФ, «в» ч. 2 и ч. 3 ст. 174 УК РФ; ч. 3 ст. 175 УК РФ; ст. 176, 177, 193, 199 УК РФ, п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 221 УК РФ, п. «в» ч. 3 или ч. 4 ст. 226 УК РФ; п. «в» ч. 2 или ч. 3 ст. 229 УК РФ; ч. 3 ст. 256 УК РФ; ч. 2 ст. 258 УК РФ .
———————————
Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Уголовное право. 1999. N 2.
К сожалению, это только точки зрения отдельных авторов, которые не могут полностью преодолеть существующую на данный момент неопределенность в отношении вопроса о том, какие составы преступлений относить к коррупционным.

Перечень коррупционных преступлений имеется в некоторых законопроектах: проект Федерального закона N 21659-3 и проект Федерального закона N 164749-3. В этих законопроектах дается исчерпывающий перечень преступлений, которые могут признаваться коррупционными. Указанные документы признают коррупционными более широкий круг деяний, предусмотренных уголовным законодательством, чем тот, который предлагают С.В. Максимов и А.И. Долгова. В работе Д.И. Аминова, В.И. Гладких, К.С Соловьева упоминаются лишь 15 коррупционных преступлений (см.: Таблицу). Однако названные авторы считают, что в зависимости от стоящих перед коррупционером целей и задач, его деяния могут трансформироваться в более чем 30 видов коррупционных преступлений .
———————————
См.: Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2002. С. 116 — 118; 124.
См.: Там же. С. 116 — 117.

Кроме того, для выяснения перечня коррупционных преступлений нами были изучены статистические документы подразделений, осуществляющих борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Выяснилось, что в статистических отчетах названных подразделений тоже содержится лишь примерный перечень коррупционных преступлений, поскольку там указаны «другие коррупционные преступления». К числу коррупционных преступлений, которые прямо названы в отчетности, относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ); присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ); незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ); подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ).

Виды коррупционных правонарушений

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ:

  • злоупотребление должностными полномочиями — статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности — статья 289 УК РФ (является типичным коррупционным преступлением должностных лиц. Состав данного преступления имеет место в том случае, если незаконное участие в предпринимательской деятельности было непосредственно связано с предоставлением этой организации льгот (например, налоговых, экспортных), преимуществ (например, в участии в аукционе) или иного покровительства);
  • получение взятки — статья 290 УК РФ;
  • дача взятки — статья 291 УК РФ;
  • служебный подлог — статья 292 УК РФ; провокация взятки либо коммерческого подкупа — статья 304 УК РФ;
  • подкуп свидетеля, потерпевшего, эксперта или переводчика — часть 1 статьи 309 УК РФ.

Получение взятки — одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки — преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе. Взятки можно условно разделить на явные и завуалированные.

Читайте так же:  Отличие приватизации от собственности

Взятка явная — взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная — ситуация, при которой и взяткодатель и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы — деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Как следует из норм ст. 290 УК РФ любой подарок независимо от стоимости подаренной вещи (в том числе и стоимостью менее 3000 руб.) будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения.

Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, банковский кредит под заниженный процент, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, завышенная оплата гражданскому служащему за выполнение им иной оплачиваемой работы, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, и т.д.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются;

В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте);

Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю;

Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса;

Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.

ВЗЯТКА ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка нередко дается и берется через посредников — подчиненных сотрудников, индивидуальных предпринимателей, работников посреднических фирм, которые рассматриваются УК РФ как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку, может быть освобожден от ответственности, если:

— установлен факт вымогательства;

— гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (статья 306 УК РФ).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите. »), так и косвенным образом.

Понятие коррупции в российском законодательстве, ее сущность и признаки

Дата публикации: 09.01.2019 2019-01-09

Статья просмотрена: 1089 раз

Библиографическое описание:

Агапова Г. Г. Понятие коррупции в российском законодательстве, ее сущность и признаки // Молодой ученый. — 2019. — №2. — С. 89-92. — URL https://moluch.ru/archive/240/55454/ (дата обращения: 09.12.2019).

В данной статье анализируются различные подходы к понятию коррупции, даются авторские определения понятий «коррупционное действие» и «коррупция», выделяются признаки коррупции, обосновывается необходимость закрепления на законодательном уровне понятия коррупции как явления и признаков коррупционного действия.

Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, понятие коррупции, коррупционное действие, признаки коррупции, явление.

Коррупция — слово, которое сей час на слуху у каждого члена общества и каждый вкладывает в него свое значение.

До принятия Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») единого подхода к определению понятия «коррупция» не существовало. Некоторыми специалистами, исследователями делалось предположение о том, что одной из проблем, препятствующей эффективной борьбе с коррупцией в России, являлось отсутствие нормативного закрепления понятия «коррупция».

Бороться и противодействовать коррупции не просто необходимо, а жизненно необходимо для самого государства как политической организации общества, поскольку коррупция «разъедает» его институты изнутри, подрывает доверие к государству как к форме существования общества.

Череда громких коррупционных скандалов, сотрясающих информационную повестку средств массовой информации в последние несколько лет, красноречиво свидетельствует, как минимум, о двух фактах. Первый: коррупционные нарушения нашли свое благодатное поле на высших уровнях государственной власти (задержание министра А. В. Улюкаева, губернаторов регионов и других высокопоставленных чиновников). И второй вывод — начало полномасштабной борьбы с коррупционными явлениями во всех эшелонах власти, невзирая на положение и регалии.

Однажды появившись, антикоррупционное законодательство в настоящее время активно совершенствуется, претерпевает изменения, реагирует на призывы общества.

В условиях повышенного внимания государства к вопросам ответственности государственных служащих, совершивших коррупционные правонарушения, особую роль стоит отвести теоретическому понятию коррупции. В научных трудах, посвященных проблемам коррупции и противодействия ей, одним из самых обсуждаемых и дискуссионных вопросов является теоретическое понятие коррупции. Множественность мнений относительно ее определения связана с широкой дифференциацией проявлений коррупции в современной действительности, причем как в государственном, так и в частном секторе.

Читайте так же:  Чем отличается постоянная регистрация от временной

А. В. Кудашкин по данному поводу считает, что «разнообразие используемых формулировок понятия «коррупция» не всегда позволяет выявить все существенные признаки этого явления. Общепринятым является понимание коррупции как использования должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Однако следует отметить, что такой подход не может привести к формированию системной основы противодействия коррупции, поскольку не позволяет точно определить критерии коррупционных проявлений, и особенно правонарушений» [10, с. 41].

В. М. Корякин отмечает, что отсутствие единого нормативного определения коррупции и связанных с этим термином других понятий (коррупционное преступление, коррупционное правонарушение и др.) является одним из основных препятствий к созданию эффективного механизма борьбы с коррупцией [8, с. 13].

К числу дискуссионных вопросов, в российской уголовно-правовой и криминологической науке, относится понятие коррупции. Основное различие заключается в объеме трактовки термина «коррупция».

Сторонники широкого понимания коррупции акцентируют внимание не столько на преступной сделке между публичным служащим и частным лицом, сколько на всяком корыстном поведении должностного лица.

Г. Н. Борзенкова считает, что коррупция предполагает «разложение управленческого аппарата, основанное на использовании чиновниками своего служебного положения в корыстных целях» [3, с. 30]. По мнению, В. С. Комиссарова коррупция — это «использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности» [9, с. 26].

Б. В. Волженкин полагал, что коррупция суть «. социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус, авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах» [4, с. 47].

В Российской Федерации понятие коррупции было дано Федеральным законом «О противодействии коррупции». Закон не устанавливает собственно дефиниции, предпочитая определять явление через совокупность деяний, которые стремится наказывать, приводя их в статье 1. Но признаки деяний, которые указанный Закон определяет как составляющие коррупцию, являются не чем иным, как уже известными Уголовному кодексу Российской Федерации составами преступлений, предусмотренных статьями 201, 204, 285, 290 и связанными с ними. По выражению С. В. Плохова, «произошла подмена понятий «коррупция» и «преступление коррупционной направленности» [20, с. 19]. Данный подход к понятию «коррупция» трактуется, как слишком широкий.

Фактически можно констатировать, что в российском уголовном праве в настоящий момент нет однозначного определения коррупции как деяния (т. е. понятия через перечисление его признаков и сущностных характеристик), а наличествующее легальное определение представляет собой не более чем техническую норму с непрямыми отсылками.

Таким образом, на первый план выходит проблема формулировки понятия коррупции, которое могло бы стать практически применимым в рамках российского законодательства.

Логичным шагом в этом деле кажется обращение к ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции [1], тем более что подобные документы международного права являются частью действующего российского законодательства.

Сама Конвенция не создает собственного определения коррупции, используя установленное Девятым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями [16, с.17] в Каире понятие коррупции как злоупотребления государственной властью для получения выгоды в личных целях. Сравнивая этот подход с легальной дефиницией закона «О противодействии коррупции», можно выделить однозначное указание на корыстную мотивацию.

Сложным моментом является вопрос об иных видах личной заинтересованности как о мотиве коррупционных деяний. Закон «О противодействии коррупции» в этом смысле вполне однозначно склоняется в сторону ограничения мотивации только лишь корыстной. Конечно, отсутствие криминализации понятия нематериальной выгоды в действующем российском антикоррупционном законе является большой проблемой, эта точка зрения часто высказывалась и вполне обоснована [5, с.8]. В статье 16 Конвенции указано, что неправомерные преимущества не обязательно имеют коммерческий характер. Определения неправомерных преимуществ нет, как и любого указания возможности его расширенного понимания до любых, в том числе и нематериальных, видов. Единственным моментом остается необязательность коммерческого характера.

Неправомерным преимуществом, не связанным с коммерцией и отвечающим корыстному мотиву, является, например, сохранение источника присваиваемых финансовых средств, получение имущества для личного пользования, обладание льготами. Таким образом, Конвенция также не содержит в себе указания на нематериальные выгоды [16, с.18].

Подводя итог, можно сделать вывод, что ограниченность закона «О противодействии коррупции» в части подхода к коррупции как к явлению корыстной мотивацией, является слабой, но вполне допустимой с точки зрения международных обязательств России позицией. Поскольку работа российской правоприменительной системы строится исходя из этого подхода, то можно только посетовать на излишне узкое понимание, но продолжать попытки формулировать понятийный аппарат.

Коррупция ограничивается только лишь сферой государственных отношений. Такого подхода придерживаются, например, Б. А. Воронин, А. Н. Митин [5, с.8], А. Е. Шалагин, Д. Э. Кабиров [25, с.64].

Коррупция выступает той или иной формой торговли властью или злоупотребления служебным положением, направленным на приобретение имущества или иных выгод. Таков подход, например, Ю. А. Нисневича [19, с. 4], В. В. Халяпина, Г. И. Шахворостова [24, с. 17].

Коррупция воспринимается как некая форма рыночных отношений. Такой подход описывали А. А. Татуев, А. И. Бородин, Н. Н. Шаш [23, с. 3].

Думается, что каждый из этих подходов следует принимать во внимание, тем более что авторы каждого из них найдут достаточное количество аргументов в поддержку своей точки зрения. Тем не менее важным моментом кажется не выбор одной из точек зрения, а попытка совместить их, как позволяющая рассмотреть явление через предмет изучения.

Конечно, выбор одной из точек зрения и её отстаивание имеет большие плюсы с позиции рассмотрения коррупции как предмета научного изучения, но не стоит забывать, что описываемые явление не столько предмет изучения, сколько объект реального мира.

Попытка узкого рассмотрения может дать значимый научный результат, но не гарантирует ее конечной применимости на практике. И, наоборот, рассмотрение в широких границах позволяет сохранить возможность того, что если одно из направлений окажется в итоге неверным, то мы все равно получим научно значимый результат, пускай и в меньшей степени, чем если бы использовали одну из теорий, оказавшихся в итоге полностью правильной.

Читайте так же:  Административно правовой статус иностранных граждан

Тем не менее один момент следует подчеркнуть. Когда мы говорим о коррупции, то каждый раз видим отождествление этого явления с рыночными отношениями. Когда дело касается взяточничества, взяткодатель обменивает свои служебные полномочия или результат таких полномочий, в единичном акте или на постоянной основе, на денежные средства или личные, материальные или нематериальные, блага.

Более сложным вопросом являются случаи, когда сам акт торговли не очевиден: например, при хищении (присвоении) должностным лицом денежных средств, которыми оно распоряжается. Однако неочевидность акта не означает отсутствия наказуемого деяния; просто в таком случае момент торговли властными полномочиями переходит в область мотивации. Должностное лицо предает интересы службы, государственной и иной, ради своего экономического положения, проще говоря, проводит капитализацию своих полномочий в иной форме. Да, возможно, это нельзя признать актом отношений купли-продажи, однако оно соответствует рыночному поведению экономического агента.

Таким образом, итоговым результатом будет предложение дефиниции коррупции как сложной социальной формы злоупотребления государственной и иной властью путем того или иного вида капитализации властных полномочий с целью получения личной выгоды каким-либо официально уполномоченным лицом.

«Понятие коррупции. Коррупционное правонарушение, коррупционное преступление»

«Понятие коррупции. Коррупционное правонарушение, коррупционное преступление»

Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — — официальное толкование коррупции согласно Федеральному закону от 01.01.2001г «О противодействии коррупции» дается следующим образом:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

(Статья 1. п. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»)

Коррупция — незаконное принятие либо извлечение в своих интересах, а равно в интересах иных лиц, лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, замещающими государственные должности, а равно должности государственной гражданской или муниципальной службы, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Коррупционное правонарушение: это деяние, обладающее признаками коррупции, за которое действующими правовыми актами предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Дисциплинарные коррупционные проступки – проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения – обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции,

Преступления, связанные с коррупционными преступлениями –

любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

Существует несколько видов коррупционных преступлений:

1) собственно коррупционные преступления, посягающие на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, выступающий в качестве основного непосредственного объекта таких посягательств (коррупционные преступления в узком значении понятия);

2) коррупционные преступления, посягающие на ту же социальную ценность как на обязательный дополнительный непосредственный объект (коррупционные преступления в широком значении понятия);

[1]

3) коррупционные преступления, посягающие на названную социальную ценность как на факультативный (необязательный) объект.

К собственно коррупционным преступлениям, могут быть отнесены 5 видов уголовно наказуемых деяний:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

3) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

4) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

В число коррупционных преступлений, относящихся ко второй группе, следует включить 5 видов преступлений:

1) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

2) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

3) контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 188 УК РФ);

4) провокация взятки (ст. 304 УК РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

5) организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения любого из преступлений первой или второй группы, относящихся к числу тяжких или особо тяжких (ст. 210 УК РФ).

Источники


  1. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  2. Перов, С.И. Основы судебно-бухгалтерской экспертизы / С.И. Перов. — М.: Ярославль: Нюанс, 2015. — 662 c.

  3. Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
  4. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  5. Новицкий, И.Б. Римское право; М.: Гуманитарное знание, 2011. — 245 c.
Коррупционное правонарушение в рф понятие признаки
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here