Какой суд упразднили в россии

Главное по теме: "Какой суд упразднили в россии" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов стало реальностью

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.

Через полгода судебная сис­тема России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).

Помимо Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о поправке), судебная реформа оформлена тремя законами (см. также «ЭЖ», 2013, № 48, с. 07):

■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» (далее — Закон № 4-ФКЗ);

■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном cуде Российской Федерации» (далее — Закон о Верховном суде);

■ Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного cуда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном cуде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» (далее — Закон о порядке отбора кандидатов).

Закон о поправке и Закон о порядке отбора кандидатов вступили в силу с момента его официального опубликования — 6 февраля 2014 г. (ст. 3 Закона о поправке). Закон № 4-ФКЗ начнет действовать с отсрочкой в 180 дней, то есть вступит в силу 6 августа 2014 г.

Закон о Верховном суде по большей части вступит в силу в этот же день, за исключением некоторых положений. В частности, нормы Закона о Верховном суде, регламентирующие состав нового единого суда, вступили в силу вместе с Законом о поправке; положения о месте расположения нового Верховного суда начнут работать с даты его фактического переезда в Санкт-Петербург, а нормы, касающиеся оснований и размеров компенсаций судьям и сотрудникам аппаратов Высшего арбитражного и Верховного судов, начнут действовать с 15 февраля.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Для решения судьбы судебной системы хватило трех месяцев

Напомним, что для принятия закона о поправках в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» необходимо получить одобрение органов законодательной влас­ти не менее чем двух третей от общего количества субъектов Российской Федерации (­сейчас их 83).

Согласно постановлению Совета Федерации Федерального Соб­рания РФ от 29.01.2014 № 1-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» за объединение судов высказались представительные органы всех 83 субъектов Федерации. Причем тексты актов этих органов вместе с постановлением Совета Федерации не приводятся, а на сайте asozd2.duma.gov.ru, где размещаются данные о рассмотрении законопроектов, опуб­ликованы заключения только от семи субъектов.

Интересно, что на одобрение поправки к Конституции РФ субъектам понадобилось не так уж много времени. Постановление Совета Федерации РФ, которым было решено направить тогда еще законопроект для рассмотрения представительными органами субъектов РФ, датировано 27.11.2013 (№ 442-СФ). А 29 января одобрение от всех субъектов уже было получено. А ведь вопрос об одобрении поправки к Конституции явно не решали на новогодних каникулах, значит, 83 региона страны рассмотрели, обсудили и единогласно одобрили поправки менее чем за два месяца. Как бы то ни было, факт есть факт — в августе Высший арбитражный суд РФ прекратит свое существование.

Арбитражные суды остаются, но ФАСы — переименовываются

В целом после объединения судов сама система изменится не очень. Высшими судебными инстанциями останутся две — Конституционный суд РФ, которого не касаются изменения, и Верховный суд РФ. Их деятельность будут обеспечивать аппараты соответствующих судов (подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ).

Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

Читайте так же:  Исковое заявление об уменьшении алиментов

Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).

Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

Законом о порядке отбора кандидатов установлено количест­во судей, которых будут набирать в пять коллегий первого состава объединенного суда. Так, на судебную коллегию по административным делам отводится 33 судьи, на судебную коллегию по гражданским делам — 32 судьи, судебную коллегию по экономическим спорам — 30 судей, судебную коллегию по уголовным делам — пять судей. Председатели и судьи всех коллегий будут назначаться председателем ВС РФ (подп. 10 п. 3 ст. 12 Закона о Верховном суде).

[3]

Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

Хотя Закон о поправке уже вступил в силу, фактически процесс объединения судов и переезда нового Верховного суда РФ в Санкт-Петербург, вероятно, будет длиться намного дольше.

Финансовые вопросы ликвидации Высшего арбитражного суда РФ решать будет действующий Верховный суд РФ совместно с Судебным департаментом при нем (п. 3 ст. 25 Закона о Верховном суде). При этом объем бюджетных расходов, выделяемых сегодня отдельно для ВАС РФ и отдельно для ВС РФ, сохранится на следующие за объединением три года (п. 4 ст. 25 Закона о Верховном суде).

Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются

В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмот­ренные три закона. ­Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.

Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкос­ти. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как ­была ­принята судебная реформа.

Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.

Законы об объединении ВАС РФ и ВС РФ подписаны Президентом РФ

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.

Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ. Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей.

Читайте так же:  Удерживаются ли алименты с пенсии военнослужащего

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.

В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе. Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.

Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ. Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.Так, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней.

Публикации

В федеральный конституционный закон (ФКЗ) «О судебной системе РФ» за все время после его принятия была внесено лишь около десяти поправок. Однако некоторые из них оказали значительное влияние на работу судебной системы. В частности, они касались ее структуры, требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, и порядку назначения их на должность, возрастных критериев и др.

О том, как на протяжении двух десятков лет видоизменялся ФКЗ «О судебной системе РФ» рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.

Итак, федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» после продолжительных согласований между двумя палатами Федерального собрания в декабре 1996 года был принят и вступил в силу.

Казалось бы, все нюансы учтены, по всем разногласиям найдены компромиссы. Но жизнь не стоит на месте. За прошедшие двадцать с лишним лет в закон было внесено более 10 поправок. Это сравнительно немного, что свидетельствует о том, что ФКЗ действительно был хорошо проработан. Тем не менее по ряду позиций он изменился, в некоторых случаях — достаточно существенно.

Для более наглядного представления о динамике изменений, внесенных в ФКЗ «О судебной системе РФ», можно разбить их на три группы.

К первой группе отнесем наиболее существенный пакет поправок, касающихся структуры судебной системы, и рассмотрим их в хронологическом порядке.

В 2003 году в судебной системе РФ были образованы арбитражные апелляционные суды — для рассмотрения дел в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом апелляционная инстанция отделялась от первой судебной инстанции. Это исключало положение, при котором в арбитражном суде субъекта РФ не только решение принималось, но и его проверка осуществлялась.

Некоторые положения федеральных конституционных законов об арбитражных судах и о судебной системе были скорректированы в 2009 году в связи с созданием Дисциплинарного судебного присутствия — специализированного органа, принимающего окончательные решения по жалобам на решения органов судейского сообщества о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное присутствие являлось федеральным судом и входило в судебную систему России. Однако в 2014 году оно было упразднено, а вопросы, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ.

Изменения, внесенные в 2011 году, были обусловлены созданием в системе арбитражных судов специализированного Суда по интеллектуальным правам. Он занимался делами об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. К его подсудности также относятся споры о предоставлении или прекращении такой охраны. При этом сторонами дела могут быть любые организации, ИП или граждане. Для изучения специальных вопросов, возникающих по конкретным делам, в аппарате суда формируются группы советников, обладающих соответствующей квалификацией.

В 2014 году было принято два закона о внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ», причем с разницей всего в два дня. Так, 3 февраля из закона было исключено понятие «народный заседатель». Этот институт упразднили в рамках судебной реформы. Вместо него, был введен суд с участием присяжных заседателей.

А 5 февраля закон был скорректирован наиболее существенным образом — в связи с внесением в Конституцию РФ поправки, упраздняющей Высший арбитражный суд с передачей его функций заново создаваемому Верховному суду РФ.

[2]

Обновленный ВС РФ стал высшим судебным органом не только по гражданским, уголовным, административным делам, но по разрешению экономических споров. При этом арбитражные суды сохранены: окружные, апелляционные, региональные, специализированные.

Читайте так же:  Понятие правоохранительной деятельности ее задачи и виды

И, наконец, в 2018 году было решено создать структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды, отнесенные к федеральным судам общей юрисдикции и действующие в пределах территории соответствующих судебных округов. На основании этих изменений создано 9 кассационных и 5 апелляционных судов. Установлено также, на территории каких регионов они действуют и каковы места их постоянного пребывания.

Кроме того, в систему военных судов, помимо окружных (флотских) и гарнизонных, решено включить кассационный и апелляционный военные суды. Прописаны их полномочия и порядок организации работы.

Принципиальное отличие установленного порядка от прежнего — четкое распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке, которые ранее были сконцентрированы в одних и тех же судах.

Во вторую группу объединены поправки в ФКЗ «О судебной системе РФ», касающиеся требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи, порядка назначения судей на должность, объема их полномочий и пр.

Самые первые изменения и дополнения в закон были приняты в 2001 году и касались именно этих вопросов. В частности, требования к кандидатам на должность судьи были дополнены требованием об отсутствии у них заболеваний, препятствующих исполнению полномочий. В связи с этим введено предварительное медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи. Предусматривалась также возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

В 2009 году из закона исключили норму, предусматривающую возможность присвоения работникам аппарата суда в военных судах воинских званий.

Корректировкой условий работы судей ознаменован 2012 год. Были внесены изменения в законы о статусе судей, о госзащите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, о дополнительных гарантиях соцзащиты судей и работников аппаратов судов, о мировых судьях. Соответствующие поправки были внесены и в рассматриваемый ФКЗ.

Так, вместо норм о зарплате судей, введены положения о ежемесячном денежном вознаграждении, состоящем из месячных окладов, доплат за выслугу лет, ученую степень, звание доцента, профессора, почетное звание «Заслуженный юрист РФ», а также из неких ежемесячных денежных поощрений. В отдельных случаях возможна также ежемесячная доплата за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей.


Закреплено, что размер должностного оклада Председателя Конституционного суда РФ утверждается указом Президента РФ. Размеры должностных окладов судей КС РФ при этом устанавливаются в предусмотренном законом процентном отношении к этой сумме.


Размер должностного оклада Председателя Верховного суда РФ — 98% от должностного оклада Председателя КС РФ. Оклады судей — также в процентном отношении к этой сумме, предусмотренной законом.

Закреплено, что размеры должностных окладов судей ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции. Решение об индексации принимает Президент РФ.

Оклады за квалификационный класс составляют от 30 до 150 процентов должностных окладов, доплата за выслугу лет — от 15 до 50 процентов тех же сумм.

Классов при этом стало больше: высший и классы с 1 по 9 (ранее — высший и с 1 по 5).

В 2018 году законодатель решил разграничить правила наделения полномочиями Председателя ВС РФ, его заместителей, судей ВС РФ и председателей, заместителей председателей и судей других судов.

Дело в том, что ВС РФ не входит в систему судов общей юрисдикции. Согласно поправкам порядок наделения полномочиями его сотрудников устанавливается законами о ВС РФ и о статусе судей. Для остальных судов — соответствующим федеральным конституционным законом и также законом о статусе судей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, изменениями этого года определен механизм признания судьи ВС РФ нуждающимся в жилье и постановки его на учет для предоставления выплаты на приобретение и строительство.

И, наконец, третья группа поправок, регулирующих возрастные критерии и сроки пребываний судей в должности.

В 2001 году было установлено, что Председатели Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, председатели верховных судов республик, краев, областей, судов городов федерального значения, автономных округов, военных судов и т. д. по нисходящей назначаются на должность сроком на шесть лет, но не более двух сроков подряд.

Предельный возраст пребывания в должности судьи, за исключением судей Конституционного Суда РФ, — 65 лет.

Спустя четыре года этот критерий был изменен, и предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда повышен с 65 до 70 лет. Поправки в ФКЗ 2005 года также гласили, что полномочия судьи прекращаются в связи с истечением их срока или по достижении им предельного возраста пребывания в должности. Ранее полномочия прекращались или приостанавливались только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

Некоторые ограничения с высших лиц Верховного суда РФ было решено снять в 2012 году. Теперь Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на данные должности неограниченное количество раз подряд (ранее — не более 2 раз подряд). Также с Председателя ВС РФ снято ограничение по предельному возрасту пребывания в должности.

А в 2018 году поправкой в ФКЗ был установлен предельный возраст пребывания в должности председателя арбитражного суда округа, председателя кассационного суда общей юрисдикции, заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ — 76 лет.

Так на протяжении двух десятков лет видоизменялся федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ». Добавим, что базовые положения ФКЗ остались неизменными. А заодно их напомним: судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна, она действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 21 марта

Судебная реформа 2014 года

Название документа: Судебная реформа 2014 года
Вид документа: Комментарий, разъяснение, статья

[1]

Дата принятия: 09 июня 2014

Настоящий комментарий не носит официального характера и может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Права на использование данного авторского материала принадлежат ЗАО «Информационная компания «Кодекс». Без согласия автора или ЗАО «Информационно-правовая компания «Кодекс» допускаются установленные частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации правомерные способы использования данного материала.

Читайте так же:  Где получают свидетельство о рождении ребенка

Опубликование данного материала, а также изменение и (или) иная переработка его с целью опубликования осуществляется только с разрешения автора или обладателя права на использование данного материала — ЗАО «Информационная компания «Кодекс».

Судебная система РФ

В соответствии с принципом разделения властей в Российской Федерации действует самостоятельная и независимая судебная власть, представленная совокупностью органов — судов, образующих судебную систему Российской Федерации.

В Российской Федерации СУДЕБНАЯ СИСТЕМА установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:

1. обычные суды (суды общей юрисдикции и военные суды);

2. арбитражные суды;

3. конституционные (уставные) суды.

Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

К СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются:

1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации.

Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют Военные суды.

ВОЕННЫЕ СУДЫ в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.). Входят в единую судебную систему Российской Федерации. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. В систему военных судов входят:

1. Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.

2. Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам;

3. Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации — является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) — высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях.

1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения.

2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

2. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе [9] :

§ Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Читайте так же:  Алименты на жилье детям как платить жилищные алименты

§ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

§ судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

§ судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Председателей высших судов назначает верхняя палата парламента по представлению президента и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей. Но первой свое слово должна сказать именно эта коллегия, причем процедура отбора кандидатов — предельно демократическая. Чисто теоретически с сегодняшнего дня любой дипломированный юрист с высшим образованием, 10-летнем стажем юридической практики и не моложе 35 лет может привезти в здание Верховного суда, что на Поварской улице, заявление о намерении пройти квалификационный экзамен и солидный пакет документов. В том числе медицинскую справку об отсутствии заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов. При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

ВАС РФ в первой инстанции:

1) рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

2) рассматривает дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, несоответствующих закону нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

3) рассматривает экономические споры между РФ и субъектами РФ;

4) в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов РФ;

5) обращается в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

6) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов, иных нормативных актов и договоров, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию законов, иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ведёт судебную статистику и организует работу по её ведению в арбитражных судах;

8) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ и др.

Высший Арбитражный Суд является, согласно Закону «Об арбитражном суде», высшим экономическим судебный органом РФ.[10]

Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т.е. проверку законности и обоснованности вступившей в — 19 законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики. К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом «Об арбитражном суде», Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23) , иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего, это споры в сфере управления[11]. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9910 —

| 7727 — или читать все.

Источники


  1. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.

  2. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.

  3. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
  4. Хаймович, М. И. Правоведение. Основы правовых знаний / М.И. Хаймович. — М.: РИОР, Инфра-М, 2013. — 304 c.
  5. Кузин, Ф.А. Делайте бизнес красиво; М.: Инфра-М, 2012. — 286 c.
Какой суд упразднили в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here