Какой суд был в недавнем времени упразднен

Главное по теме: "Какой суд был в недавнем времени упразднен" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Законы об объединении ВАС РФ и ВС РФ подписаны Президентом РФ

В России появится единый высший судебный орган – Верховный суд РФ. Вчера Президентом РФ Владимиром Путиным подписаны соответствующие законы.

Напомним, что документы разработаны в связи с упразднением Высшего Арбитражного Суда РФ и передачей вопросов осуществления правосудия, отнесенных к его ведению, в юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Так, Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено формирование Верховного Суда РФ как единого высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам, подсудным российским судам. Он также призван осуществлять надзор за деятельностью федеральных судов и давать разъяснения по вопросам судебной практики.

В свою очередь, Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» определены полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ. Сформированы основы его компетенции по рассмотрению гражданских дел, дел по разрешению экономических споров, уголовных, административных и иных дел в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Как отмечается в справке к документу, впервые в одном нормативном правовом акте установлен перечень категорий дел, подсудных ВС РФ в качестве суда первой инстанции. Уточнены функции Пленума, Президиума и Председателя ВС РФ. Суд формируется в составе 170 судей.

Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ скорректированы отдельные нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Так, установлен перечень видов федеральных судов; предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ; вместо Военной коллегии ВС РФ создается Судебная коллегия по делам военнослужащих ВС РФ, а вместо Дисциплинарного судебного присутствия – Дисциплинарная коллегия ВС РФ.

В целях формирования первоначального состава ВС РФ Федеральным законом от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» предусматривается создание Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Отбор кандидатов на должности судей ВС РФ будет осуществляться на конкурсной основе. Сформирован перечень должностей, в отношении которых проводится конкурс, и их количество. Установлены требования к кандидатам на должности судей, определена процедура проведения квалификационного экзамена и порядок производства в Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ.

Помимо этого, предусмотрены изменения в отношении прокуратуры РФ. Заместители Генпрокурора РФ теперь назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ и иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ, за исключением прокуроров городов, районов и приравненные к ним прокуроров, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором РФ.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и Федеральный закон от 5 февраля 2014 г. № 16-ФЗ вступили в силу сегодня (6 февраля 2014 года). Для осуществления сопутствующих объединению судов изменений устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев.Так, Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ и Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ вступят в силу по истечении 180 дней.

Объединение Верховного и Высшего арбитражного судов стало реальностью

Единый Верховный суд РФ должен начать свою работу 6 августа 2014 г., а за день до этого перестанет существовать ­Высший арбитражный суд. Именно тогда вступят в силу соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном суде ­Российской Федерации» (за исключением некоторых положений) и Федеральный закон от 05.02.2014 № 16-ФЗ, устанавливающий порядок ­отбора кандидатов в первоначальный состав нового Верховного суда.

Через полгода судебная сис­тема России должна преобразиться — вступят в силу нормативные акты, регулирующие процедуру объединения двух судов — Высшего арбитражного и Верховного. Реформа эта более чем спорная и вызывает больше критики, чем одобрения, особенно со стороны юристов (как теоретиков, так и практиков).

Помимо Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о поправке), судебная реформа оформлена тремя законами (см. также «ЭЖ», 2013, № 48, с. 07):

■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» (далее — Закон № 4-ФКЗ);

■ Федеральным конституционным законом от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном cуде Российской Федерации» (далее — Закон о Верховном суде);

[1]

■ Федеральным законом от 05.02.2014 № 16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного cуда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном cуде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» (далее — Закон о порядке отбора кандидатов).

Закон о поправке и Закон о порядке отбора кандидатов вступили в силу с момента его официального опубликования — 6 февраля 2014 г. (ст. 3 Закона о поправке). Закон № 4-ФКЗ начнет действовать с отсрочкой в 180 дней, то есть вступит в силу 6 августа 2014 г.

Закон о Верховном суде по большей части вступит в силу в этот же день, за исключением некоторых положений. В частности, нормы Закона о Верховном суде, регламентирующие состав нового единого суда, вступили в силу вместе с Законом о поправке; положения о месте расположения нового Верховного суда начнут работать с даты его фактического переезда в Санкт-Петербург, а нормы, касающиеся оснований и размеров компенсаций судьям и сотрудникам аппаратов Высшего арбитражного и Верховного судов, начнут действовать с 15 февраля.

Читайте так же:  Понятие общественного места в уголовном праве

Для решения судьбы судебной системы хватило трех месяцев

Напомним, что для принятия закона о поправках в главу 7 Конституции РФ «Судебная власть» необходимо получить одобрение органов законодательной влас­ти не менее чем двух третей от общего количества субъектов Российской Федерации (­сейчас их 83).

Согласно постановлению Совета Федерации Федерального Соб­рания РФ от 29.01.2014 № 1-СФ «Об установлении результатов рассмотрения законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“» за объединение судов высказались представительные органы всех 83 субъектов Федерации. Причем тексты актов этих органов вместе с постановлением Совета Федерации не приводятся, а на сайте asozd2.duma.gov.ru, где размещаются данные о рассмотрении законопроектов, опуб­ликованы заключения только от семи субъектов.

Интересно, что на одобрение поправки к Конституции РФ субъектам понадобилось не так уж много времени. Постановление Совета Федерации РФ, которым было решено направить тогда еще законопроект для рассмотрения представительными органами субъектов РФ, датировано 27.11.2013 (№ 442-СФ). А 29 января одобрение от всех субъектов уже было получено. А ведь вопрос об одобрении поправки к Конституции явно не решали на новогодних каникулах, значит, 83 региона страны рассмотрели, обсудили и единогласно одобрили поправки менее чем за два месяца. Как бы то ни было, факт есть факт — в августе Высший арбитражный суд РФ прекратит свое существование.

Арбитражные суды остаются, но ФАСы — переименовываются

В целом после объединения судов сама система изменится не очень. Высшими судебными инстанциями останутся две — Конституционный суд РФ, которого не касаются изменения, и Верховный суд РФ. Их деятельность будут обеспечивать аппараты соответствующих судов (подп. «а» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ).

Система нижестоящих федеральных судов будет единой, с разделением на федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды (см. схему). К первым будут относиться верховные суды респуб­лик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды. В сис­тему арбитражных судов войдут арбитражные суды округов (или арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ, а также специализированные арбитражные суды (п. 1, 10 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). К последним пока относится только Суд по интеллектуальным правам, который изменения затронуть не должны.

Обеспечивать деятельность перечисленных судов будет Судебный департамент при Верховном суде РФ, который сейчас занимается вопросами обеспечения только судов общей юрисдикции (подп. «б» п. 13 ст. 1 Закона № 4-ФКЗ). Сейчас обеспечение деятельности арбитражных судов осуществляет сам ВАС РФ, а обеспечение его деятельности лежит на аппарате этого суда (п. 3 ст. 30 Федерального конституционного закона от 31.12.96 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в действующей редакции).

Интересно, что вопросами финансового обеспечения деятельности Высшего арбитражного суда РФ уже через два месяца после вступления в силу Закона о поправке, то есть с 7 апреля, будет заниматься Верховный суд РФ и Судебный департамент при Верховном суде РФ в пределах своих полномочий (п. 2 ст. 25 Закона о Верховном суде). А это, очевидно, лишит Высший арбитражный суд РФ самостоятельности задолго до запланированной даты его фактического упразднения.

Председателя единого Верховного суда назначит Совет Федерации

Возглавлять новый Верховный суд будет председатель, который будет иметь первого замес­тителя и семь заместителей — председателей судебных коллегий по должности (п. 2 ст. 4 Закона о Верховном суде).

Как и сейчас, председатель Верховного суда РФ будет назначаться Советом Федерации ФС РФ на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ (п. 2 ст. 6.1 Федерального конституционного закона от 26.06.92 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 12 Закона о Верховном суде). Занимать свой пост он также сможет бессрочно, в том числе при превышении предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет. Порядок назначения заместителей председателя также не изменится, и занимать свои должности они вправе до достижения возраста 70 лет, зато назначаться могут неоднократно.

В составе нового Верховного суда так же, как и сейчас, преду­смотрены Пленум и Президиум, а также семь судебных коллегий.

Законом о порядке отбора кандидатов установлено количест­во судей, которых будут набирать в пять коллегий первого состава объединенного суда. Так, на судебную коллегию по административным делам отводится 33 судьи, на судебную коллегию по гражданским делам — 32 судьи, судебную коллегию по экономическим спорам — 30 судей, судебную коллегию по уголовным делам — пять судей. Председатели и судьи всех коллегий будут назначаться председателем ВС РФ (подп. 10 п. 3 ст. 12 Закона о Верховном суде).

Еще две коллегии, помимо перечисленных, — апелляционная и дисциплинарная — будут формироваться из состава уже назначенных судей Верховного суда. Шесть членов Дисциплинарной коллегии будут избираться сроком на три года Пленумом ВС РФ по представлению председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода (п. 2 ст. 11 Закона о Верховном суде). В Апелляционную коллегию войдут десять судей ВС РФ, избранных сроком на пять лет на эти должности Пленумом ВС РФ по представлению Председателя ВС РФ (п. 1 ст. 8 Закона о Верховном суде).

За ликвидацию ВАС РФ будет платить Верховный суд и его Судебный департамент

Хотя Закон о поправке уже вступил в силу, фактически процесс объединения судов и переезда нового Верховного суда РФ в Санкт-Петербург, вероятно, будет длиться намного дольше.

Финансовые вопросы ликвидации Высшего арбитражного суда РФ решать будет действующий Верховный суд РФ совместно с Судебным департаментом при нем (п. 3 ст. 25 Закона о Верховном суде). При этом объем бюджетных расходов, выделяемых сегодня отдельно для ВАС РФ и отдельно для ВС РФ, сохранится на следующие за объединением три года (п. 4 ст. 25 Закона о Верховном суде).

Законом о поправке переходный период, по истечении которого должен быть упразднен ВАС РФ и создан новый Верховный суд РФ, определен как полгода, а не 180 дней, со дня вступления в силу Закона о поправке. При этом в законе сказано, что нынешние судьи ВАС РФ и ВС РФ осуществляют свои полномочия вплоть до начала работы объединенного Верховного суда РФ. То есть в том случае, если сформировать его к установленному сроку не выйдет, Высший арбитражный суд РФ будет работать дольше, чем планировалось. Так, например, вышло с Судом по интеллектуальным правам.

Читайте так же:  Заказать реестр собственников многоквартирного дома

Суды объединяются и переезжают, а вопросы остаются

В ноябре прошлого года, когда судебная реформа только началась, в ходе заседания в Госдуме докладчики по законопроекту о поправке к Конституции РФ на вопросы депутатов о том, где же конкретика, обещали после одобрения законопроекта представить все необходимые нормативные акты. Результатом таких обещаний стали рассмот­ренные три закона. ­Однако и они не регулируют предстоящее объединение в полной мере.

Вопросы остались, и их немало. Например, за переходный период, отведенный на упразднение ВАС РФ и формирование нового суда, законодателям предстоит внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, исключив оттуда упоминания о ВАС РФ и скорректировав нормы о вопросах его компетенции и иные процессуальные тонкос­ти. Остается надеяться, что сделана эта работа будет более тщательно и не так быстро, как ­была ­принята судебная реформа.

Кроме того, предстоит решить судьбу судебных дел, которые будут возбуждены или приняты к производству коллегиями или Президиумом ВАС РФ вплоть до последнего дня его деятельности (который, как отмечено ранее, еще под вопросом). И, наконец, Совету Федерации нужно будет решить вопрос о том, кто же возглавит новую судебную инстанцию. Хотя первично этот вопрос решит президент, представив Совету Федерации подходящую кандидатуру.

МОСКВА, 7 окт — РАПСИ. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ будет упразднен в течение шести месяцев после того, как вступят в силу поправки к Конституции России, внесенные в Госдуму в понедельник президентом Владимиром Путиным, говорится в проекте закона.

Соответствующий законопроект об объединении Верховного суд (ВС) РФ и ВАС РФ может быть принят до конца года, заявил журналистам первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

«Со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации устанавливается переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упраздняется, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, передаются в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации», — говорится в документе. При этом уже избранные на посты в ВС и ВАС судьи продолжат работать до начала работы объединенного судебного органа.

В состав обновленного ВС РФ войдут 170 судей, которых будет отбирать Специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В ее состав войдут по одному представителю президента РФ, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии избираются советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов — по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов, следует из документа.

В ходе полугодового периода квалифколлегия объявит в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей судей, затем рассмотрит в установленном порядке заявления граждан, претендующих на эти должности, после чего примет решения о рекомендации кандидатов главе государства.

Законопроект предусматривает для будущих судей ВС РФ экзамен в Специальной экзаменационной комиссии из 11 членов. При этом члены этой комиссии не могут одновременно быть в составе комиссии по отбору.

Госдума окончательно упразднила народных заседателей

Сегодня в окончательном, третьем чтении Госдума приняла поправки в Гражданский процессуальный кодекс и КоАП РФ, которыми из них исключается упоминание должности народного заседателя. Текст закона опубликован на сайте Госдумы.

Законопроект, в соответствии с которым будут изменены ст. 17.5 КоАП и ст. 69 ГПК, был внесен в Госдуму Законодательным собранием Калужской области.

В сопроводительных материалах к законопроекту отмечается, что статьей 17.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, а пункт 2 части 3 статьи 69 ГПК РФ устанавливает, что народные заседатели не подлежат допросу в качестве свидетелей о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора.

Вместе с тем, подчеркивается в пояснительной записке, в настоящее время институт народных заседателей в действующем законодательстве отсутствует.

Вопросы участия граждан в качестве народных заседателей в осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам были урегулированы Федеральным законом от 2 января 2000 года № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». С 1 января 2003 года положения указанного Федерального закона утратили силу в части, касающейся гражданского судопроизводства, с 1 января 2004 года – в части, касающейся уголовного судопроизводства.

Принятый Госдумой закон исключает из названных выше статей упоминания о народных заседателях.

Путин объяснил, почему упраздняет ВАС

Говоря об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов во время ежегодного послания Федеральному Собранию, президент Владимир Путин подчеркнул, что сегодня в трактовке многих законов они часто расходятся, «иногда весьма существенно, выносят разные решения по схожим делам, а то и по одним и тем же».

«В итоге появляется правовая неопределенность, а порой и несправедливость, которая отражается на людях. Полагаю, что объединение судов направит судебную практику в единое русло, — сказал Путин. — А значит, будет укреплять гарантии реализации важнейшего конституционного принципа — равенства всех перед законом».

«Убежден, что конституционный каркас должен быть стабильным и прежде всего, это касается второй главы Конституции, которая определяет права и свободы человека и гражданина. Эти положения Основного закона незыблемы», — заявил президент. По его словам, «жизнь не стоит на месте, и конституционный процесс нельзя рассматривать как окончательно завершенный, мертвый». «Точечные коррективы других глав Основного закона, идущие от правоприменительной практики, самой жизни, конечно, возможны, а порой необходимы», — считает он.

Два суда хорошо, а один – хуже. Проблемы упразднения Высших Арбитражных судов РФ

В настоящей статье изложены комментарии по прошедшей части судебной реформы, заключающейся в фактическом объединении Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Аргументируются уже существующие проблемы упразднения ВАС РФ и становления ВС РФ как единственного высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров, а также вероятные последствия принятия законодательных поправок рассматриваемого вопроса.

Неумолкаемые обсуждения по поводу слияния высших судов начали появляться год назад, а точнее с 21 июня 2013 года, когда президент России В.В. Путин внес предложение об объединении Верховного суда и Высшего Арбитражного суда. Жаль только, что обсуждения такие были не на официальных уровнях. Там же все получилось тихо и быстро, и уже 27 ноября 2013 года Совет Федерации РФ одобрил конституционные поправки об упразднении ВАС РФ и преобразовании ВС РФ. Итак, 6 августа 2014 года Россия лишилась ВАС РФ и приобрела модифицированную версию ВС РФ. Единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам, сформирован в настоящее время по новым правилам и имеет иную, чем ранее структуру и функции.

Читайте так же:  Запросы финансового управляющего при банкротстве гражданина

Цель – единообразие судебной практики. Однако, опасения, что новая система отвергнет все наработанное, остаются.

Юридическое сообщество было против реформы. 19 ноября 2013 года было даже подано в Госдуму обращение о возможных негативных последствиях реформы и предложениями более детальной ее проработки. Однако, ответа подписавшиеся представители юридических фирм и адвокатских образований не получили. Как не получали ответа ранее и судьи ВАС РФ по вопросам, сформулированным относительно нового законопроекта на 14 страницах. Несмотря на выраженные массовые аргументированные недовольства ВАС РФ упразднен.

В соответствии с целями реформы, необходимо обеспечение единства подходов судов в отношении граждан и юридических лиц. Подходы гражданского и арбитражного правосудия различаются до настоящего времени.

[3]

Благо, что наработанный за 20 лет арбитражной практики опыт сохраняется в большей степени в постановлениях Пленума и Президиума ВАС РФ, на которые возможны ссылки при формировании мотивировочной части решений арбитражных судов. Разъяснения по вопросам судебной практики об экономических спорах с настоящего времени будет давать ВС РФ. Однако, постановления Пленума ВАС РФ сохраняют силу только до принятия соответствующих актов Пленумом ВС РФ. Следовательно, по тем вопросам, позиция ВС РФ по которым отличается от ранее принятой позиции ВАС РФ относительно судебной практики, могут быть признаны утратившими силу. На счет утраты юридической силы постановлений Президиума ВАС РФ не сказано ничего, что также является проблемным пробелом.

«Вестник Высшего Арбитражного суда РФ» также ликвидируется из дальнейшего существования, но будет издаваться ВС РФ «Вестник арбитражных судов».

Госдума посчитала вопрос о картотеке арбитражных дел и банке решений нестоящими внимания. Рабочее состояние информационных ресурсов арбитражных судов стоит поддерживать. О судьбе системы делопроизводства в арбитражных судах и всего информационного пространства пока умалчивается. Необходима детальная проработка данного вопроса на законодательном уровне.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках затронутой в данной статье реформы, уже проведенной в настоящее время, необходимо было также рассмотреть вопрос о действенном механизме при формировании единообразия судебной практики судов. При неписанном рекомендательном характере разъяснений ВС РФ этого не добиться. Пленум ВАС РФ принимал постановления, обязательные для арбитражных судов. Необходимо писаное правило об обязательности следования за мнением ВС РФ нижестоящих судов при принятии решений.

Нет уверенности, что с передачей ВС РФ новых функций и формировании состава его, изменится отношение к формированию судебной практики. Ранее позиция ВС РФ значительным образом игнорировалась нижестоящими судами. Региональные суды не принимают во внимание практику ВС РФ. У системы арбитражных судов такая проблема была практически устранена за 20-летнее существование. Будет очень жаль, если новая система не только не позволит усовершенствовать на благо провозглашенной справедливости судебного разбирательства в судах общей юрисдикции, но и подорвет наработанную систему взаимопонимания системы арбитражных судов.

Общая тенденция негативного отношения к объединению высших судов остается. Однако можно выделить и положительные моменты, например, практика ВАС РФ, которой были недовольны юристы, предполагается, будет пересмотрена. Также положительный момент – возможность подавать вторую кассационную жалобу. Эти дополнительные варианты отстаивания своей правоты причисляются к плюсам реформы, если не обращать внимания на потенциальное затягивание процессуальных сроков.

На данном этапе судебной реформы в области объединения функций ВАС РФ и ВС РФ остается много проблем. Однозначно прогнозировать результаты упразднения качественно-функционирующего суда пока сложно.

Рассматриваемая тема касается не просто внутреннего судоустройства. Изменения задевают как юридическое сообщество, так и бизнес круги, а также обычных физических лиц. Особенно стоит отметить, что предсказуемость решений арбитражных судов по хозяйственным спорам предполагает определенное ведение деятельности предприятий, которое сформировано единообразной судебной практикой. Сейчас же сложно прогнозировать что случится с данной наработанной системой.

Ранее созываемые общие рабочие группы Пленумов ВАС РФ и ВС РФ были достаточно эффективны по согласованию вопросов, вынесенных на заседания. Можно было доработать механические тонкости данного процесса и обойтись без таких суровых изменений в судебной системе.

Функциональное разделение судов по характеристикам рассматриваемых споров было проведено не зря. В настоящее время для решения обозначенных проблем, если не надеяться на возвращение к ранее действующей системе ВАС РФ и ВС РФ, предлагается закрепить за Судебной коллегией по экономическим спорам функции по поддержанию ранее наработанного опыта, в том числе по формированию единого информационного пространства в рамках системы электронного правосудия.

Единый высший суд, конечно, будет теперь иметь бесспорный судебный авторитет, однако, уследить за решениями нижестоящих судов будет куда сложнее. А главная озвученная цель реформы все же единообразие практики судов.

У подобия Фемиды, гордо стоящего в бронзовом облике около здания ВС РФ, и томящегося на официальном сайте этого же суда, очи широко открыты, глазницы не пусты, а вместо меча щит с гербом Москвы. Невольные символические ассоциации на счет олицетворения справедливости судебной власти и, соответственно, ее реформ приходят сами собой. Остается только надеяться, что с проведением такой реформы на глаза статуи не только повяжут плотный платок, а в руки предоставят меч, но и подскажут в каком направлении необходимо стоять.

Литература

  1. О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: Федеральный Конституционный Закон «О внесение изменений в Конституцию РФ» от 05.02.2014 N 2-ФКЗ // «Российская газета», № 27, 07.02.2014
  2. Данилов Д.Б. К вопросу об объединении ВАС РФ и ВС РФ // Вестник гражданского процесса. 2014. № 3. С. 235 — 241.
  3. Даниелян Д.Р. Объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ: цели, задачи и перспективы // Мировой судья. 2013. № 10. С. 20 — 22
  4. Клеандров М.И. Объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации и конфигурация судейского сообщества // Журнал российского права. 2013. № 9. С. 52 — 60
  5. Мещерякова А.Ф. Объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как направление развития судебной реформы и процессуального законодательства // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 7. С. 45 — 49
  6. Фоков А.П. Объединение Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: «за» и «против» // Российский судья. 2013. № 8. С. 2 — 5

Два суда хорошо, а один – хуже. Проблемы упразднения Высших Арбитражных судов РФ

  • Правовое регулирование жизнедеятельности общества

  • Содержание
  • Следующая статья
  • Предыдущая статья
Читайте так же:  Документы для загранпаспорта для пенсионеров

  • Версия для печати

Экономика. Государство. Общество.
Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых © УИУ РАНХиГС, 2010-2014.

Пять лет без ВАС: полет нормальный

Судебная реформа 2014 года помогла перенести опыт арбитражной системы в суды общей юрисдикции – к такому выводу пришел коллектив ученых-правоведов, которые написали доклад «Экономическое правосудие в РФ 2014–2018 годов» от Центра развития современного права (ЦРСП). Авторы указывают, что суды общей юрисдикции получили передовые наработки и позитивный опыт, для них стали «формально доступными» правовые позиции арбитражной системы. Совместная подготовка постановлений Пленума и обзоров практики на уровне Верховного суда помогает согласовать подходы к разрешению похожих споров в обеих системах, считают исследователи. Происходит взаимный перенос упрощенных порядков судопроизводства, повышение независимости судов (в виде создания экстерриториальных кассаций), внедряются дистанционные формы участия в процессе.

От ВАС к ВС

Передача полномочий ликвидированного ВАС коллегии по экономическим спорам ВС прошла успешно, полагают авторы доклада. По их оценке, СКЭС справляется со своими задачами. Как подсчитали ученые, она обладает меньшими кадровыми ресурсами, но рассматривает в 1,8 раза больше жалоб, чем ВАС, «что отражает пропорциональный рост нагрузки на арбитражную систему». Несмотря на это, СКЭС удалось сократить сроки рассмотрения дел в 1,3 раза, а их количество – в 1,2 раза.

Из статистики авторы доклада сделали вывод, что экономколлегия обеспечивает доступ к правосудию на своем уровне и продолжает опираться на правовые подходы ВАС, так что риски реформы не сработали.

Авторы доклада также исследовали результаты работы экономколлегии по отдельным категориям споров. Например, в налоговых делах ВС в целом стремится обеспечить баланс между собираемостью налогов и условиями для нормальной хозяйственной деятельности. В частности, экономколлегия признала необоснованными действия чиновников, которые внешне соблюдали требования закона, но, по сути, пытались взимать больше налогов, чем полагалось по закону.

В докладе критикуется Президиум Верховного суда, который, в отличие от Президиума ВАС, рассматривает критически малое количество экономических дел. Это говорит о том, что надзорная инстанция в арбитражной системе практически недоступная, полагают правоведы. В таких условиях экономколлегия «вместо продуктивной работы по сложным вопросам вынуждена тратить время и усилия на разрешение (по сути, «отписывание») одних и тех же споров», делает вывод ЦРСП.

В докладе, кроме прочего, отмечается, что и другие коллегии Верховного суда в последние четыре с лишним года «активизировали работу» по всем направлениям. Это рассмотрение конкретных дел, обеспечение единообразия практики и другие направления деятельности.

«Запас прочности» арбитражных судов

Исследователи оценили и работу арбитражных судов в целом за 2014–2018 годы. Заявлений с каждым годом все больше, а число судей увеличивается незначительно. Каждый из них рассматривает в среднем 65,8 дел в месяц. При этом судьи соблюдают и даже сокращают сроки рассмотрения споров, а число обжалований актов первой инстанции остается неизменным. При этом акты апелляций оспаривают даже реже, чем раньше. Авторы доклада считают, что все это подтверждает стабильность правосудия по экономическим делам.

Исследователи отметили информационную открытость арбитражной системы «согласно самым высоким мировым стандартам». Ее поддерживают и развивают, в том числе и после судебной реформы 2014 года, говорится в докладе.

В середине 2016 года был принят закон, который предусматривает для СОЮ внедрение тех же возможностей, но пока успехи на этой ниве «довольно скромные», отмечают авторы доклада. По их данным, в системе ГАС «Правосудие» размещается в среднем лишь около 15,4% судебных актов в год (с учетом мировых судей).

В то же время пока арбитражная система развивается по инерции, а высокие показатели работы во многом объясняются «большим запасом прочности и накопленного потенциала системы», полагают исследователи. В результате реформы арбитражные суды не получили большого импульса для дальнейшего развития. По мнению исследователей, в качестве основной цели рассматривается развитие судов общей юрисдикции. Арбитражное правосудие воспринимают как «полезный, но чужеродный орган, источник полезного опыта и новаций, который сам по себе не требует серьезных изменений и инвестиций», заключают авторы.

Публикации

Прошло два года после окончания судебной реформы и упразднения Высшего арбитражного суда (ВАС). Что изменилось в положительную или отрицательную сторону после этого решения? РАПСИ проанализировало работу Верховного суда (ВС) РФ по рассмотрению экономических споров, чтобы подвести промежуточные итоги.

На Петербургском экономическом форуме в июне этого года президент РФ Владимир Путин отметил объединение Верховного и Высшего арбитражного суда как «позитивный шаг для единства судебной практики». Президент высказался за повышение ответственности судей и призвал сделать судопроизводство «более прозрачным».

Путин пообещал продолжить курс на либерализацию и улучшение делового климата: уменьшить возможность незаконного уголовного преследования и ввести персональную и уголовную ответственность силовиков за уничтожение бизнеса.

Выступление Путина резюмировало дискуссии экспертов, которые последние полтора года активно спорили о последствиях упразднения ВАС. Теперь уже можно окончательно признать, что опасения насчет слишком резкого изменения практики ВАС не оправдались. Как и другие риски реформы, среди которых назывались ухудшение качества правосудия по экономическим спорам, «девальвация» положительных наработок ВАС, меньшая информационная открытость.

Наоборот, количество и качество рассматриваемых экономколлегией дел растет. За прошедшее с момента слияния судом время был принят целый ряд важных постановлений Пленума Верховного суда. Эксперты особо выделяют постановления по исковой давности, постановление об ответственности за нарушение обязательств и банкротстве граждан, а также постановление по части 1 ГК РФ, в котором больше 100 пунктов.

Эффективность. Язык цифр

Тот факт, что снижения качества экономического правосудия в связи с ликвидацией ВАС не произошло подтвердили и эксперты Центра развития современного права, проанализировавшие результаты судебной реформы 2013 года.

Показатели экономколлегии ВС (КЭС) сопоставимы со статистикой ВАС. В среднем КЭС рассматривает по 8-9 дел в неделю, примерно столько же пересматривал Президиум ВАС в 2013 году (последний полный год работы). Дела передаются для рассмотрения в 1% случаев, раньше – в 2%. Примерно одинаков и процент удовлетворенных кассационных и надзорных жалоб ВАС и КЭС – 86,6 % и 84,3 % соответственно. При этом стоит учитывать, что экономколлегия укомплектована лишь на 70%.

Статистика «Коммерсанта» показывает, что в КЭС попадает только 2,22% жалоб от общего числа, или 35,8% от количества истребованных дел. Это сопоставимо со статистикой ВАС: в 2013 году в президиум передано 2% жалоб, в 2012-м — 2,5%.

Таким образом, объединенный ВС смог сохранить дореформенный уровень и даже местами продемонстрировать прогресс, констатировал руководитель проекта Андрей Кашанин, представляя доклад «После ВАС. Российское экономическое правосудие сегодня и завтра».

Как заявил «Коммерсанту» партнер АБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Денис Архипов: «ВС продолжил тренд на защиту добросовестности в гражданских правоотношениях, что является положительной тенденцией».

Читайте так же:  Старый собственник не отдает домовую книгу

Единообразие практики и другие спорные вопросы

Основные потери произошли в области информационной открытости: нет онлайн-трансляций с заседаний президиума ВС и обсуждения проектов постановлений пленума ВС с экспертным сообществом. В то же время сохранены основные достижения ВАС: «Картотека арбитражных дел» и «Мой арбитр». Опасения у экспертов вызывает и ГАС «Правосудие», работа которой далека от идеала.

Заявленная цель реформы по приведению судебной практики к единообразию пока выполняется весьма медленными темпами. Некоторые юристы жалуются, что предсказуемость и определенность последствий принимаемых бизнесом решений сейчас ослабевают.

Другие же эксперты считают недостатком реформы как раз единообразие практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Ранее они высказывались по-разному, например, о подсудности споров поручителей по обязательствам физических лиц. Сейчас противоречия в подходах по различным правовым вопросам устранены: как правило, возобладала позиция, которой придерживались суды общей юрисдикции.

Главная проблема в недостаточном единообразии практики заключается в том, что сформулированная в решениях коллегии по экономическим спорам ВС позиция, на данный момент, не является обязательной для нижестоящих инстанций.

Эксперты отмечают, что нижестоящие суды ориентируются на постановления коллегии ВС по экономспорам, но ей явно не хватает рычагов для формирования «надлежащего уровня единообразия».

Суть проблемы в том, что утрачен президиум Высшего суда как орган, который формирует единообразную судебную практику. Вторая кассация лишь исправляет ошибки, но не формирует судебную практику. Кроме того, важно заметить, что в президиум ВАС входило около 15 судей, которые обсуждали, спорили и выносили сбалансированное решение по делу, а теперь жалобы по экономическим спорам рассматриваются одним судьей, а дела в КЭС – тройкой судей.

Исправить ситуацию, вероятно, могло бы придание обязательной силы решениям экономколлегии ВС либо активизация работы президиума ВС. Среди других предложений экспертов можно выделить создание отдельных президиумов для уголовных и гражданских споров, что, предположительно, позволило бы значительно увеличить количество выносимых на рассмотрение экономических дел и позитивно сказалось бы на процессе формирования единообразной практики.

При всем при этом, необходимо отметить, что статистический анализ опровергает критику в недостаточном единстве практики. В ходе подготовки доклада «После ВАС: российское экономическое правосудие сегодня и завтра» специалистами был проведен содержательный анализ более полутора тысяч актов КЭС и нижестоящих судов, а также показателей работы ВС в целом.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что экономколлегия активно вырабатывает и использует дополнительные «компенсационные» механизмы, которые позволяют достаточно эффективно преодолевать законодательные ограничения на пути к унификации правоприменения. Также по результатам анализа заметно, что нижестоящие суды принципиально готовы ссылаться на определения коллегии как на основание для принятия решения, то есть фактически рассматривать их как общеобязательные.

Среди основных механизмов этой работы авторы выделяют активную работу Пленума ВС, существенно нарастившего активность в части выработки правовых позиций, а также квартальные обзоры практики Верховного суда. Эксперты приходят к выводу, что утверждение обзоров Президиумом ВС по сути автоматически придает упомянутым в них определениям обязательный статус.

Однако самой заметной переменой после ликвидации ВАС стало, пожалуй, огромное количество однотипных споров в КЭС. По словам юристов, часто на рассмотрение выносятся одинаковые по фабуле дела. Причина в том, что у ВАС была возможность отказать в передаче жалобы в президиум с одновременным указанием права заявителя на пересмотр дела в нижестоящих судах. У коллегий ВС таких полномочий нет.

Это создает излишнюю нагрузку на коллегию, мешая судьям рассматривать действительно важные для бизнеса дела. Кроме того, опрошенные «Коммерсантом» юристы недовольны тем, что на рассмотрение КЭС передается мало специфических дел. Так, крайне редко коллегия разбирает споры в области страхования, рынка ценных бумаг, международного права, интеллектуальной собственности.

Реакция бизнеса

Эксперты из ВШЭ, МГУ и МГЮА не увидели прогосударственного уклона в административных делах. В докладе отмечено, что ВС не стремится «сломать» позицию ВАС, а последовательно ее использует, обеспечивая преемственность судебных толкований.

Прогосударственного уклона в работе арбитражных судов, несмотря на негативные прогнозы, не произошло. Согласно статистике, в первой половине 2015 года они разрешали 48% споров в пользу компаний, это на 2% больше, чем в 2014 году. По ощущениям бизнесменов, судьи уделяют намного большее внимание их аргументам. Причем заметно большая объективность, по сравнению с деятельностью ВАС, прослеживается не только в спорах бизнеса и государства, но и в спорах малого бизнеса против крупного.

Рассмотрение дел КЭС заметно ускорилось. Время между передачей дела на рассмотрение коллегией и датой заседания может составлять всего три недели, а текст определения нередко отписывается за три-пять дней. Показатели ВАС в этом вопросе заметно уступают: постановления его президиума изготавливались от трех недель до пяти месяцев.

Таким образом, благодаря реформе, сейчас участникам спора дается возможность быстро пройти через высшую инстанцию и получить окончательное решение.

Каких-то серьезных нареканий к работе экономической коллегии ВС от участников рынка нет. Бизнесмены в подавляющем большинстве считают, что качество работы КЭС уже превосходит ВАС и наблюдается тенденция к дальнейшей эволюции.

На специализированных форумах часто можно встретить такие комментарии: «Качество работы ВС РФ, действительно, выше, чем ВАС РФ. Раньше мне никогда не удавалось добиться рассмотрения жалоб в ВАС РФ. Их всегда возвращали по разным формальным причинам. В ВС РФ уже рассмотрели 2 жалобы».

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, вполне можно согласиться с резюме партнера S&K Вертикаль Евгения Зверева: «Представляется, что реформа достигла той цели, ради которой была задумана и воплощена в жизнь. Сейчас это уже часть истории, ее оценка не вызывает дискуссии в юридическом сообществе».

Источники


  1. Губина, И.Ю. Латинский словарь юридических терминов и выражений / ред. В.А. Минасова, И.Ю. Губина. — М.: Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 320 c.

  2. Земельные споры. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 705 c.

  3. Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. — М.: Дашков и Ко, 2012. — 372 c.
  4. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.
  5. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
Какой суд был в недавнем времени упразднен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here