Граждане как субъект права собственности на землю

Главное по теме: "Граждане как субъект права собственности на землю" с точки зрения профессионалов. По всем возникшим вопросам просьба обращаться к дежурному юристу.

Субъекты права частной собственности на земельные участки

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

1) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 3 ФЗ от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»);

2) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

3) в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (ЗАТО) к участию в приватизации недвижимого имущества, находящегося на территории ЗАТО, и совершению сделок с ним допускаются только граждане РФ, постоянно проживающие на данной территории, и юридические лица, расположенные и зарегистрированные на данной территории. Участие иных граждан и юридических лиц в совершении сделок допускается по решению органов местного самоуправления ЗАТО, согласованному с органами государственной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятие и (или) объекты, по роду деятельности которых создано ЗАТО;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане РФ, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется (ч. 5 ст. 35 ЗК РФ).

  • Объекты права частной собственности на земельные участки
  • Содержание частной собственности на земельные участки

Конспекты юриста

Понятие и особенности права собственности на землю

ЗК РФ, Глава III. СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ

  • Ст 15. Собственность на землю граждан и юр. лиц.
  • Ст 16. Государственная собственность на землю.
  • Ст 17. Собственность РФ (федеральная собственность) на землю.
  • Ст 18. Собственность на землю субъектов РФ.
  • Ст 19. Муниципальная собственность на землю.

Собственность:

  • — как юридическая категория – результат закрепления правовыми нормами экономических отношений собственности.
  • — как экономическая категория – общественные экономические отношения, складывающиеся по поводу присвоения материальных благ.

Право собственности на землю:

  • — в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих отношения собственности и образующих правовой институт собственности на землю.
  • — в субъективном смысле – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком.

Формы собственности (ст. 9 Конституции РФ и ст.244-259 ГК РФ)

1. Частная собственность. — индивидуальная и коллективная.

Индивидуальная — собственность одного лица:

  • — граждан;
  • — юридических лиц.

Коллективная (общая собственность) — собственность двух или более лиц:

  • — с определением доли каждого в праве собственности (общая долевая собственность);
  • — без определения долей (общая совместная собственность). Возникает при поступлении в собственность участка, который не может быть разделен без изменения его назначения либо не подлежит разделу в силу закона (неделимый участок).

2. Публичная собственность:

  • — государственная: федеральная, субъектов;
  • — муниципальная.

Государственная собственность — земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр лиц либо муницип образований (п. 2 ст. 214 ГК РФ):

  • — собственность РФ (федеральная). Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю или приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • — собственность субъектов РФ. Участки, которые признаны таковыми ФЗми; те, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении гос собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам РФ из федеральной собственности.

Нюанс: в зависимости от открытости доступа граждан на участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, могут быть поделены на 2 вида: участки общего пользования и участки, закрытые для общего доступа.

Собственность муниципальных образований (муниципальная) — имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муницип образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). Это участки, которые признаны таковыми ФЗми и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении гос. собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муницип собственность из федеральной собственности.

Участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования.

Собственность граждан и юр. лиц (частная собственность) — земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (т.е. законно). Для того чтобы участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗКРФ участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных ФЗми. Перечень участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ.

Из оборота изъяты, в частности, участки, занятые: гос природными заповедниками; зданиями и сооружениями, в которых размещены военные суды; другими объектами.

Ограниченные в обороте участки, например, в пределах лесного фонда; занятые находящимися в гос или муницип собственности водными объектами в составе водного фонда и многие другие.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Читайте так же:  Алименты на 5 детей

Нюанс: иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юр лица не могут обладать на праве собственности участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Гос. границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с ФЗми.

Право собственности на землю у юр лиц и граждан может возникнуть и в силу приобретательной давности, что закреплено в ст. 234 ГК РФ. Лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет приобретает право собственности на это имущество. Приобретательная давность применима и к земельной собственности. Решение о факте возникновения права собственности на землю в силу приобретательной давности принимает гос. орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица.

Особенности права собственности на землю в России:

  • 1. Виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.
  • 2. Наличие ограничений права собственности на землю.

Содержание права собственности

Содержание права собственности – принадлежащие собственнику правомочия.

1. Владение — физическое обладание предметом собственности. Владеть землей может и несобственник (правомочно или незаконно). Распространяется на часть поверхности земли (почвенный слой); растительный мир, расположенный на этой поверхности; замкнутый водный объект.

2. Пользование — возможность эксплуатировать свойства и качества. Законодатель перечисляет перечень прав и обязанностей собственника по реализации этого правомочия (ст. 40, 42 ЗКРФ); применяет императивный метод регулирования «запрещено, то, что не разрешено»; увязывает реализацию этого правомочия с обязанностью использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением.

3. Распоряжение – возможность определения собственником юридической судьбы объекта. Сюда относится право собственника продать, заложить, передать в дар, обменять, завещать по наследству, сдать в аренду по частям или полностью, передать другому лицу в бесплатное пользование.

В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Права и обязанности собственников земельных участков

Права собственников земельных участков (ст. 40 ЗК РФ):

  • 1. Использовать общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды и закрытые водоемы;
  • 2. Возводить здания, строения, сооружения;
  • 3. Проводить мелиоративные работы, строить пруды и закрытые водоемы;
  • 4. Имеет право собственности на посевы, посадки с/х культур и с/х продукцию и доходы;
  • 5. На многолетние насаждения, расположенные на земельном участке;
  • 6. Другие.

Обязанности собственников земельных участков (ст. 42 ЗК РФ):

  • 1. Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;
  • 2. Сохранять межевые и другие специальные знаки;
  • 3. Осуществлять мероприятия по охране земель;
  • 4. Своевременно приступать к использованию земельных участков;
  • 5. Своевременно производить платежи за землю;
  • 6. Соблюдать требования правил и нормативов (градостроительных, экологических и др.);
  • 7. Не допускать загрязнения и ухудшения плодородия почв;
  • 8. Другие.

Конспекты юриста

Право частной собственности на землю

Право частной собственности не может быть установлено на земли лесного фонда, земли, занятые объектами обороны, земли общего пользования в поселениях и некоторые другие (ст. 27 ЗК).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством.

Так, ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» запрещается залог с/х угодий из состава земель с/х организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. В этом случае речь идет о запрете на залог права собственности. Залог права аренды допускается без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное (ст. 22 ЗК). Участки, находящиеся в частной собственности, могут быть изъяты для гос. и муниципальных нужд в установленном порядке и при условии компенсации их стоимости. В определенных случаях правонарушений в порядке конфискации собственник может быть лишен права собственности в соответствии с судебным решением без компенсации.

Субъекты и объекты права частной собственности на землю

Объекты:

  • — участки лишь некоторых категорий земель;
  • — часть участка.

Субъекты:

  • — физ. лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);
  • — юр. лица (в том числе иностранные юр. лица).

На лиц, имеющих участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны своевременно платить земельный налог, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, своевременно приступать к использованию участка, эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК).

Право частной собственности возникает в результате удостоверения свидетельством о гос регистрации права частной собственности. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на участок, в силу принудительного изъятия у участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Основания прекращения права частной собственности

1. Право постоянного (бессрочного) пользования участком, право пожизненного наследуемого владения участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.

2. Решение о прекращении прав на участки в случаях пункта 2 статьи 45 ЗК РФ, принимается судом в соответствии со статьей 54 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных ФЗ.

3. Аренда участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством. Кроме указанных в пункте 1 статьи 46 ЗК РФ случаев аренда участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случае:

  • — использования не в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к категории земель;
  • — использования, которое приводит к существенному снижению плодородия или ухудшению экологической обстановки;
  • — неустранения совершенного умышленно земельного правонарушения, выражающегося в загрязнении, порче или уничтожении плодородного слоя вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, ядохимикатами, повлекших за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
  • — неиспользования участка, предназначенного для с/х производства либо строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен ФЗ или договором аренды, за исключением времени, необходимого для освоения участка, а также времени, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за обстоятельств;
  • — изъятия участка для гос или муницип нужд в соответствии со статьей 55 ЗК РФ;
  • — реквизиции участка в соответствии со статьей 51 ЗК РФ;
  • — в иных предусмотренных ФЗ случаях.
Читайте так же:  Несостоятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

4. Право безвозмездного срочного пользования участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:

  • — по истечении срока, на который участок был предоставлен;
  • — по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 статьи 45 ЗК РФ.

5. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 47 ЗК РФ. Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи:

  • — работника, призванного на срочную военную или альтернативную службу, на весь срок службы;
  • — работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения;
  • — работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей.

6. Изъятие, в том числе путем выкупа, участков для гос. или муниципальных нужд (ст 55 ЗК РФ) осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

  • — выполнением международных обязательств РФ;
  • — размещением объектов гос. или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы РФ; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов и между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов;
  • — иными обстоятельствами в установленных ФЗ или законами субъектов РФ случаях.

7. Участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).

8. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных ЧП, участок может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами гос власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз с возмещением собственнику причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

Реквизицией не является изъятие участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для гос. или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 ЗК РФ. В случае невозможности возврата реквизированного участка собственнику возмещается рыночная стоимость участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный участок.

9. Отчуждение участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 ЗК РФ ограничений оборотоспособности участков. При отказе от права собственности на участок этот участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

10. Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения, права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного срочного пользования участком в случае его ненадлежащего использования осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 45 ЗК РФ. Осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Конспекты юриста

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Основания возникновения права собственности — установлено ст. 218 ГК РФ.

Основания прекращения права собственности — установлено ст. 235 ГК РФ.

Государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Государственной собственностью так же будут земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц либо муниципальных образований.

Муниципальная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Субъекты государственной собственности (ст 125 ГКРФ)

От имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы гос. власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

[3]

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

[1]

Нюанс: в случаях и в порядке, предусмотренных ФЗми, указами Президента и постановлениями Правительства, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать гос. органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане.

Объекты права собственности

РФ может иметь на праве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ.

К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся: недра, лесной фонд, водные ресурсы, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны, движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения, предприятия по изготовлению гос. знаков, железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия и другое имущество. Перечисленное имущество не может переходить в частную собственность, оно изъято из гражданского оборота.

Государственное имущество подразделяется на:

  • — имущество, закрепленное за гос. предприятиями и учреждениями;
  • — гос. казна РФ и ее субъектов (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Субъекты муниципальной собственности

Субъекты муниципальной собственности могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут быть собственниками вещей, изъятых из оборота. Кроме того, законом могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в гос. или муниципальной собственности (п. 3 ст. 212 ГК РФ).

Объекты муниципальной собственности

Муниципальное имущество подразделяется на:

  • — имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;
  • — казна муниципальных образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
Читайте так же:  Оформление развода в одностороннем порядке подача заявления, условия для расторжения брака

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами. Передача земель в муниципальную собственность не влечет автоматического изменения границ муницип образований, за исключением случаев, когда это прямо не предусмотрено законами субъектов РФ. Это означает, что то или иное муниципальное образование может иметь в собственности земли на территории другого муниципального образования.

Пределы осуществления прав собственника

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, закрепляется во владение, пользование и распоряжение (ст 294, 296 ГКРФ). Государство само определяет правовой режим принадлежащего ему имущества. Средства соответствующего бюджета и иное гос. или муниципальное имущество, не закрепленное за гос. или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют гос. или муниципальную казну.

Пределы осуществления прав собственника устанавливаются законом, гос. и местной программами приватизации.

Приватизация — отчуждение (переход) недвижимого имущества из гос. или муниципальной собственности в частную собственность граждан или юр. лиц, а также переход к названным лицам принадлежащих публичным правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

К объектам приватизации относятся:

  • — предприятия и другие имущественные комплексы;
  • — здания, сооружения, нежилые помещения, не завершенные строительством объекты;
  • — земельные участки;
  • — жилые помещения;
  • акции открытых акционерных обществ.

Основания возникновения государственной и муниципальной собственности

Учитывая, что земля является не только недвижимым имуществом, но и природным ресурсом, то есть представляет большое значение с экологической, социальной и экономической точек зрения, действующее законодательство не допускает случаев отсутствия собственника у такого имущества.

Земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юр. лиц или муниципальных образований, являются гос. собственностью. Однако справедливым представляется мнение, что указанная норма дает лишь определение гос. земель и не является основанием возникновения права гос. собственности.

Законодательством установлены особенности возникновения гос. или муниципальной собственности на земельные участки. Право гос. или муниципальной собственности может возникнуть по тем же основаниям, что и право частной собственности.

Так, если участок приобретается в гос. или муниципальную собственность из собственности граждан или юр. лиц, приобретение может осуществляться по взаимному согласию сторон, и тогда заключается соответствующая сделка. В то же время участок может перейти в публичную собственность и без согласия собственника частного. Это возможно при выкупе участка для гос. или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ) или в связи с нарушением собственником требований по использованию участка (ст. 44 ЗК РФ), а также при конфискации (ст. 50 ЗК РФ) или реквизиции (ст. 51 ЗК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Право муниципальной или гос. собственности может также возникнуть и на бесхозяйный участок на основании решения суда.

Завершающим этапом возникновения права собственности на участок во всех этих случаях будет гос. регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности — это юридический факт возникновения.

Субъекты и объекты права собственности на землю

Субъекты права собственности на землю — это лица, которые в установленном порядке признаны и являются собственниками конкретного участка.

В социалистический период единственным субъектом, обладающим правом собственности на землю, было государство. В постсоветское время и само право земельной собственности, и его субъекты периодически пересматривались. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. «О праве собственности на землю» субъектами права собственности на землю признавались только граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории страны или приравненные к постоянно проживающим (статья 4). Граждане других государств, в том числе и бывших советских союзных республик, могли получать земельные участки только на правах пользования либо аренды.

Как уже отмечалось, субъектами права частной собственности в Республике Беларусь являются физические и негосударственные юридические лица.

В действующем земельном законодательстве Республики Беларусь в зависимости от форм собственности на землю выделяются следующие субъекты права собственности на землю:

1) Республика Беларусь;

2) граждане Республики Беларусь;

3) негосударственные юридические лица Республики Беларусь;

[2]

4) иностранные государства;

5) международные организации.

Правовой статус указанных субъектов как обладателей права собственности на земли и земельные участки устанавливается Конституцией Республики Беларусь, гражданским и земельным законодательством.

Особенность Республики Беларусь как субъекта права собственности на землю состоит в том, что государство является не только субъектом права собственности на землю, но и носителем права территориального верховенства как элемента принадлежащего суверенитета. При этом право территориального верховенства как пространственного предела государственной власти Республики Беларусь распространяется на всю территорию страны независимо от форм собственности на землю. Вместе с тем право собственности на землю распространяется на земли, находящиеся в государственной собственности.

В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица различаются и виды прав на земельные участки, которыми может обладать данное юридическое лицо. Кодекс о земле (статья 12) предусматривает передачу земельных участков в собственность юридических лиц Республики Беларусь в соответствии с порядком, определенным Президентом Республики Беларусь. Такой порядок установлен Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667. Согласно статье 51 Кодекса о земле, негосударственные юридические лица Республики Беларусь, являющиеся собственниками земельных участков, имеют право отчуждать земельные участки областным, Минскому городскому, городским (городов областного подчинения), районным исполнительным комитетам либо отчуждать (продавать, обменивать) только негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков в соответствии с законодательством об охране и использовании земель, а также совершать иные сделки в соответствии с законодательными актами.

Иностранные государства и международные организации могут быть субъектами права собственности на земельный участок в случаях, когда он предоставляется для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения, если в соответствии с законодательством данного иностранного государства Республика Беларусь может для этих же целей приобрести в собственность земельный участок на территории этого иностранного государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Граждане как субъекты прав на земельные участки.

Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Граждане РФ — это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5).

Иностранные граждане, лица без гражданства как субъекты прав на земельные участки.

Субъектами земельных правоотношений — носителями прав и обязанностей в этих отношениях законодательство признает: граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Читайте так же:  Особенности взыскания алиментов за прошедший период

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016) «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Правовые проблемы приобретения иностранными гражданами и лицами без гражданства прав на земельный участки в Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства имеют права и обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами и международными договорами. Таким образом, в определенных областях для данных лиц есть ограничения национального режима, в том числе и на права на землю в России.

Согласно Закону «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранным гражданином считают физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства [7].

В настоящее время права иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на приобретение в собственность земельных участков в России определяют Земельный кодекс РФ и другие федеральные законы.

Первое ограничение, касающееся данной категории лиц, содержит ст. 15 ЗК РФ. Она определяет, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях:

* российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориальных морей РФ, где установлен пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу;

* территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска.

Конкретный перечень данных земель установлен Указом Президента России в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе.

Земельный кодекс также содержит ограничения, касающиеся иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, согласно которым не допускается предоставление им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на бесплатной основе [17, c.72].

По общему правилу собственники недвижимости, находящейся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право его покупки или аренды. Но Президент РФ может установить перечень зданий, строений, сооружений, на которые это правило не распространяется.

Помимо Земельного кодекса определенные ограничения содержит Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения не могут предоставляться вышеуказанным лицам на праве собственности. Владение и пользование такими участками допускается только на праве аренды.

Возникает вопрос по поводу юридических лиц, в уставном капитале которых присутствует доля иностранцев. Законом предусмотрено, что если она составляет более 50 процентов уставного капитала, то приобретение в собственность земель сельскохозяйственного назначения не допускается. Указанные юридические лица включены в государственный реестр коммерческих организаций с иностранными инвестициями, зарегистрированных на территории РФ, и, соответственно, в сводный государственный реестр аккредитованных на территории России представительств иностранных компаний. Кроме того, соответствующие данные о долях в уставном капитале должны содержать учредительные документы.

Ограничения, касающиеся земельных участков, ранее содержал также Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Так, иностранцы, лица без гражданства не имели права создавать крестьянское хозяйство, а следовательно, не имели права на получение земельного участка для этих целей.

В 2003 г. был принят новый Закон «О крестьянском фермерском хозяйстве». Теперь право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Нормы, устанавливающие специальное регулирование для иностранных физических лиц, содержат также Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации «О недрах», закрепляющие порядок пользования участками континентального шельфа и недрами. Законодательство РФ запрещает иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут быть предоставлены им только на праве аренды при условии, что данные лица наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности.

Но иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица имеют право на приобретение земельных участков в собственность (кроме земель сельскохозяйственного назначения) в соответствии с п. 5 ст.28 ЗК РФ.

Несмотря на ограничения, касающиеся права собственности на землю иностранцев, некоторые все же считают, что даже с такими урезанными возможностями предоставлять иностранным субъектам землю в собственность недопустимо. В связи с этим в Конституционный суд РФ поступил запрос Мурманской областной думы, которая оспаривала конституционность положений Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. В обоснование своих доводов заявитель привел следующие объяснения: земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы Российской Федерации; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам Российской Федерации.

Из Конституции Российской Федерации следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов Российской Федерации, создает возможность отторжения земли иностранным государством посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению суверенитета РФ. Рассмотрев данный запрос, суд пришел к выводу, что положения Земельного кодекса не противоречат Конституции РФ.

Читайте так же:  Что делать, если некачественно вылечили зубы как вернуть деньги

Ограничение на покупку земли и вообще недвижимости иностранцами в приграничных районах — явление вполне нормальное, существующее во многих странах мира.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 217 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Формы собственности на землю

Ст. 9 Конституции РФ предусматривает: «земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности». Используемое сослагательное наклонение в формулировке статьи, а также допустимость иных форм собственности, как представляется, придают ст. 9 Конституции широкий смысл, позволяющий решать вопрос о формах собственности, не будучи связанными жесткими временными, территориальными и иными критериями.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю (презумпция права государственной собственности на землю):

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Основания возникновения права государственной собственности на землю (ст. 17, 18 ЗК РФ):

    1. нормы федеральных законов;
    2. процедура разграничения государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовые основания;
    4. безвозмездная передача из федеральной собственности (для собственности субъектов федерации).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Муниципальная собственность на землю

Право муниципальной собственности на землю — правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК РФ). В этом качестве органы местного самоуправления могут предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Объекты права муниципальной собственности:

  • индивидуально обособленные земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность на основании (ст. 19ЗК РФ):
    1. законов РФ и субъектов РФ;
    2. при разграничении государственной собственности на землю;
    3. гражданско-правовых сделок;
    4. безвозмездной передачи в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные как на территории, т.е. в границах, муниципальных образований, так и за их пределами.

Порядок установления и изменения границ муниципальных образований определяется законами соответствующих субъектов РФ.

Особый порядок формирования муниципальной собственности установлен для городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

Основное назначение муниципальных земель — обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

Право частной собственности на землю

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим, юридическим лицам или их объединениям (ст. 35 Конституции РФ), которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на 2 вида:

    • право частной собственности граждан (физических лиц);
    • право частной собственности юридических лиц (включая и объединения граждан, при этом характер объединений в законе не оговаривается).

Следует отметить, что объектами права частной собственности выступают земельные участки лишь некоторых категорий земель. Наиболее либерален в этом смысле правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, приобретение права частной собственности на которые фактически не ограничивается. Любые земли сельскохозяйственного назначения могут быть приобретены в частную собственность в пределах установленных размеров.

Право частной собственности возникает чаще всего в результате совершения различного рода сделок — купли-продажи земельных участков, приватизации, мены, дарения, наследования, ипотеки, приобретения права собственности на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (приватизации).

Иными основаниями для возникновения права частной собственности являются:

    1. административно-правовые акты (решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления);
    2. приобретательная давность;
    3. приватизация.

Основания прекращения частной собственности на землю разделяют на добровольное и принудительное.

Право частной собственности добровольно прекращается при:

    • отчуждении собственником своего земельного участка (сделки);
    • прекращении деятельности юридического лица;
    • смерти гражданина и переходе права собственности по наследству государству (муниципальному основанию);
    • добровольном отказе собственника от своих прав на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Принудительно право частной собственности прекращается в случаях:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст.284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Возникновение, прекращение и изменение права частной собственности на землю удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права частной собственности, выдаваемым учреждениями юстиции. Право частной собственности возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки , отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Видео (кликните для воспроизведения).

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. На лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей. Они должны

    • своевременно платить земельный налог,
    • осуществлять мероприятия по охране земель,
    • соблюдать требования градостроительных регламентов,
    • своевременно приступать к использованию земельного участка,
    • эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением и др.

Источники


  1. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.

  2. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

  3. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  4. Пивовар, А.Г. Большой англо-русский юридический словарь: моногр. / А.Г. Пивовар. — М.: Экзамен, 2016. — 864 c.
  5. Вышинский, А.Я. Марксистско-ленинское учение о суде и советская судебная система / А.Я. Вышинский. — М.: [не указано], 2015. — 177 c.
Граждане как субъект права собственности на землю
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here